91. Субботний псалом

Заглавие

«Псалом. Песнь на день субботний». Перед нами восхитительное сочинение, которое одновременно является и псалмом и песнью. Оно исполнено торжественных и радостных нот и предназначено для исполнения в день субботний.

Тема

Тема псалма — восхваление Бога. Пение славословий было предписано израильтянам как часть субботнего отдыха, и сердца их радостно покоились в достопоклоняемом Господе. Торжественный слог псалма вполне соответствует его теме и назначению. Сам Господь вдохновил благословенного псалмопевца на сочинение столь сладостных напевов. Устами Давида вещал Святой Дух.

Суббота была отделена Господом для поклонения Ему как Богу Творцу, поэтому содержание псалма прекрасно подходит для субботнего пения. Христиане же поют еще более возвышенную песнь в этот день, так как они прославляют Бога за искупление. Всякий, знающий неповторимый слог псалмопевца Давида, без колебаний признает его автором этого божественного гимна. Безумные предположения еврейских раввинов о том, что он якобы был написан Адамом, не заслуживают нашего внимания. У Адама в раю не было ни арф, на которых можно было бы играть, ни врагов, с которыми можно было бы сражаться.

Истолкование

2 Благо есть славить Господа и петь имени Твоему, Всевышний,3 возвещать утром милость Твою и истину Твою в ночи,4 на десяти струн ном и псалтири, с песнью на гуслях.5 Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим: я восхищаюсь делами рук Твоих.

2. «Благо есть славить Господа». Славить Господа — нравственное благо, ибо Господь достоин всякой славы, эмоциональное благо, ибо хвалить Господа приятно сердцу, практическое благо, ибо побуждает других воспевать Бога. А если в одном деле сочетается полезное с приятным, кто от него откажется? Господь каждый день щедро одаряет нас Своей милостью, и наше благодарение — ничтожное воздаяние за столь великую благость. Дух Святой называет славословия Господу благом, и мы не должны ими пренебрегать. Если мы благодарим людей за их благодеяния, то насколько же более мы должны благословлять милосердного Бога за Его щедрость! Искренняя хвала всегда желанна и всегда уместна. Она не бывает излишней. Что же касается дня субботнего, то его тем более нельзя прожить без прославления Бога. Суббота без песнопений — это богохульство.

«И петь имени Твоему, Всевышний». Благодарить Бога в песне — великое благо. Сама природа учит нас петь Богу радостные песни. Разве птицы не славословят Господа своими трелями, и разве журчащий ручей не возносит Ему хвалы? Кто изливает свою благодарность вслух, тот по-настоящему мудр. Славить Господа в молчании сладостно, а славословить Его гласом хвалы — это верх блаженства. Когда мы отказываемся вслух славить Господа, мы совершаем великую ошибку. Сложно понять, почему общество друзей лишает себя столь восхитительной, столь естественной и столь вдохновляющей части богослужения. При всем их безупречном устройстве они упускают одно великое благо — пение хвалы имени Всевышнего. Что касается меня лично, то я на опыте познал, что значит славить Бога в песнях, и могу вслед за Лютером воскликнуть: «Воспоем псалом Господу и изгоним дьявола!»

3. «Возвещать утром милость Твою». Утро должно начинаться со славословий. Петь Господу никогда не рано. Щедрость Господа Бога — достойная тема для предрассветных часов, когда утро одаривает землю голубым жемчугом росы. Воспевать Господа надлежит искренне и от всего сердца. Неприятные занятия мы откладываем как можно дольше, а хвала Господу настолько нам по душе, что мы встаем чуть свет и возносим Господу благодарность за Его чудесные деяния. В утреннем славословии есть нечто свежее и привлекательное. Начало дня — самое восхитительное время суток. Самая вкусная манна падает рано утром. Вполне естественно, что сердца и арфы, молчавшие всю ночь, утром спешат присоединиться к славословиям воинства небесного, прославляющего небесного Творца день и ночь.

«И истину Твою в ночи». Хвалить Господа никогда не поздно. Конец дня не означает конец радостным песням. Дети Божьи не должны умолкать, даже когда вся природа в тихом безмолвии благоговеет перед своим Творцом. Вечер — это время размышлений и воспоминаний, ведь дневные впечатления еще свежи в нашей памяти. В предзакатные часы хорошо петь о верности и истинности Господа, размышляя о событиях минувшего дня. Ночь простирает над миром свою огромную тень, на нас нисходит дух тихих размышлений. Это самые подходящие часы для мыслей о верности и истинности Господа. Всякая ночь хороша для славословий, будь она облачной или звездной, спокойной или ветреной. Хвала Господу всегда одинакова, летом и зимой, ночью и днем. Именно в славословиях верующее сердце находит отдушину и успокоение. Какой позор, что мы столь нерадивы в этом благословеннейшем из занятий! Мы должны славить Господа, ибо Он каждый день расточает Свою любовь и каждую ночь хранит наш покой.

4. «На десятиструнном». Псалмопевец славит Бога на всех доступных ему инструментах, выражая свои искренние чувства в самых разнообразных мелодиях и напевах. «И псалтири». Даже псалтирь звучит во славу Господа. Давид считал, что в священных песнопениях должны быть задействованы все сладкозвучные инструменты. Как известно, Джордж Герберт и Мартин Лютер пели свои гимны в сопровождении музыкальных инструментов. Как бы ни была Церковь Божья разделена по вопросу об использовании инструментов в богослужениях, я не стану возражать против их частного использования. «С песнью на гуслях». Давид как бы сказал: «Моя поющая душа подобна лучшему из музыкальных инструментов, но гусли помогают мне в этом достойном занятии». Лучше всего, когда человек славит Бога одновременно и руками и устами.

Боюсь, что для многих самое главное в церковной музыке не духовное созвучие поющих сердец, а красота мелодии и мастерство ее исполнения. Однако красивая музыка без поклоняющегося сердца — это все равно, что красивая одежда на трупе.

5. «Ибо Ты возвеселил меня, Господи, творением Твоим». Псалмопевец пел в веселии сердца, пел Господу, ибо возрадовался делам рук Его. Размышляя о сотворении мира и о провидении Божьем, мы находим множество причин для славословий, однако, когда думы наши переключаются на деяние искупления, в сердца наши входит поистине невыразимая радость и мы славим Бога всей своей крепостью. Постигая глубину божественной любви, явленной в искуплении, мы исполняемся таким ликованием, что души наши не могут не петь. В такие моменты молчание кажется нам столь же нестерпимой пыткой, как костер инквизиции или удавка, наброшенная сзади коварным злоумышленником. «Я восхищаюсь делами рук Твоих». Ими невозможно не восхищаться. Я должен и я буду радоваться о Господе, подобно воину, одержавшему победу и захватившему великую добычу. В первой части стиха псалмопевец возвестил цельность творения Божьего, а во второй — многообразие дел Господних. И в том и в другом Господь велик и достоин всякой славы. Всякий раз, когда Господь являет нам Свои чудеса или совершает нечто великое в наших душах, сердца наши наполняются благоговейной радостью, и мы воздаем Господу славу в нескончаемых песнях радости.

6 Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои! 7 Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того.

6. «Как велики дела Твои, Господи!» Псалмопевец не помнил себя от восторга. Восхищаясь делами Божьими, он восклицал: «Как велики дела Твои, Господи!» Как беспредельна сотворенная Богом Вселенная! Как величественны дела Его! Творения Его многочисленны, восхитительны и сложны. «Дивно глубоки помышления Твои!» Замыслы Бога так же велики, как Его дела. Помышления Его глубоки, а дела грандиозны. Творение сложно и непостижимо, его устройство исполнено премудрости. Некоторые люди умеют думать, но не умеют воплощать свои замыслы, а некоторые работают от заката до восхода, но голова их совершенно пуста. В Боге замыслы и их воплощение — единое целое. Провидение Божье неистощимо, а порождающая его премудрость неисследима. Деяние искупления невыразимо велико, а мысль, его породившая, бесконечна. Человек мелок и ничтожен, Бог же неисчерпаемо глубок. Мы подобны мелководному ручью, а Бог — великой бездне. Сколько бы ни исследовали ум Господень, мы никогда не вычерпаем всех Его мыслей и никогда не постигнем всей мудрости Его извечных замыслов. Мы стоим у края великой бездны и смиренно восклицаем: «Какая глубина!»

7. «Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того». В этом и в следующем стихе главная мысль псалма высвечивается с помощью яркого противопоставления. Чем ночь темней, тем звезды ярче. Какой резкий переход от святого к человеку несмысленному, от благочестивого мужа — к наглому невежде, от псалмопевца — к полному безумцу! Как ни прискорбно, но такие люди встречаются довольно часто. Несмысленный человек ничего не видит в окружающей его природе, а если ему указать на что-то конкретное, он все равно ничего не поймет. Даже будучи философом, он остается невеждой и не видит руку Божью даже в десятках тысяч бесподобных творений, даже в тех творениях, которые однозначно свидетельствуют в пользу существования Творца. Неверующий человек, сколько бы он ни бахвалился своим умом, остается невеждой. Сколько бы он ни выказывал свой ум, все это пустая похвальба. Человек — либо святой, либо безумец. Третьего не дано. Человек — либо богоподобный серафим, либо неблагодарная свинья. Мы должны не благоговеть перед великими учеными, отрицающими славу и существование Творца, а, напротив, почитать их неразумными животными, приготовленными на бойню, творением низшего ранга, самостоятельно отвергнувшим свой рассудок. Господи, как ужасно, что человек, которого Ты наделил такими совершенными дарами и сотворил по образу и подобию Своему, потерял свой разум и не видит того, что Ты создал! Совершенно верно подметил один саркастически настроенный автор: «Бог не много умалил человека пред ангелами, а тот изо всех сил старается опуститься как можно ниже».

8 Тогда как нечестивые возникают, как трава, и делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки, —9 Ты, Господи, высок во веки!10 Ибо вот, враги Твои, Господи, — вот, враги Твои гибнут, и рассыпаются все делающие беззаконие.

8. «Тогда как нечестивые возникают, как трава». Нечестивые растут и крепнут быстро, как трава, вырастающая за день. Семимильными шагами они продвигаются к своей цели. «И делающие беззаконие цветут, чтобы исчезнуть на веки». Они быстро достигают вершины — славы, почестей и полного изобилия, но только для того, чтобы в следующий момент исчезнуть навеки. Они цветут для того, чтобы увянуть. Они расцветают на мгновение, а исчезают навек. Величие и слава — прелюдия к их вечной смерти. Сколько бы они ни бунтовали против Бога, Он не слышит их богохульств и продолжает царствовать над миром и судьбами людей. Как горы стоят неподвижно, возвышаясь над цветущими и увядающими лугами, так и всевышний Бог стоит непоколебимо, не обращая никакого внимания на неистовство смертного человека. Скоро он исчезнет навек. Можем ли мы «вечно» помышлять о горькой части нечестивых? Ум человеческий не может вместить в себя понятие вечной смерти. Глаз не видел, ухо не слышало того, что Бог уготовал нечестивым в аду.

9. «Ты, Господи, высок во веки!» Достигнув середины псалма, псалмопевец воспел песнь во славу Всевышнего. Господь высок и вечен в Своем бытии. Нечестивцы возвышаются лишь для того, чтобы низвергнуться в пропасть, Бог же пребывает на высоте небес вечно. Слава великому имени Его! Воистину мы поклоняемся Богу Всевышнему! Кто не убоится Тебя, о вечный и неизменный Господь! Нечестивые исчезают с лица земли в одно мгновение, а Ты, Господь, пребываешь вовек. Зло низвергается в прах, а святой Бог царствует от века и до века.

10. «Ибо вот, враги Твои, Господи». Они назидание и предостережение всем живущим. «Вот, враги Твои гибнут». Они навсегда покинут этот мир и будут преданы забвению. Дважды псалмопевец повторяет эту истину, и тем самым свидетельствует, что истребление нечестивых не за горами. «И рассыпаются все делающие беззаконие». Воинства их обратятся в бегство, а коварные замыслы будут разрушены. Как прах, возметаемый ветром, они будут гонимы Господом прочь с земли. Он рассеет их, как лев разгоняет стадо овец. На них найдет страх, и они не смогут противостать великому Воину. Ряды их дрогнут и распадутся. Как сорная трава падает под взмахами косы и превращается в сухую солому, так и нечестивые скашиваются Богом и засыхают, когда приходит их срок. Господь же, которого они так ненавидят, непоколебимо восседает на Своем небесном престоле, владычествуя над миром. Какой бы ужасной ни была участь нечестивых, истинные святые признают праведность божественного суда. Измена великому Царю должна быть наказана. Открытое нечестие заслуживает суровой кары.

11 А мой рог Ты возносишь, как рог единорога, и я умащен свежим елеем; 12 и око мое смотрит на врагов моих, и уши мои слышат о восстающих на меня злодеях.

11. «А мой рог Ты возносишь, как рог единорога». Верующие радовались чудесному избавлению от смерти. Бог подал им силу и помощь, и они восторжествовали над врагом. Единорог — это широко распространенный на древнем Востоке образ неодолимой силы. При помощи этого образа псалмопевец описал свое нынешнее состояние. Верующие сердца торжествуют, предвкушая пришествие милости Господней, и поют о Его чудесных деяниях в прошлом и в будущем. «И я умащен свежим елеем». Обновляясь в силе, мы обретаем свежесть и славу. На древнем Востоке существовал обычай умащать дорогих гостей елеем, прежде чем они сядут за пир. Так и верующие будут удостоены новыми излияниями благодати. Благодаря этой благодати они, в отличие от нечестивых, не исчезнут и не рассыпятся. Обратите внимание на контраст между истинной радостью праведных и суетным «счастьем» безрассудных. Человек несмысленный растет и крепнет благодаря собственным силам и стараниям, праведные же взращиваются Господом. Всякое благо они получают из рук самого Господа и потому дорожат им вдвойне. Псалмопевец говорит о благословении Господа так, как если бы оно было даровано ему лично. То же самое может сделать каждый из нас, если обратится к Богу в молитве.

12. «И око мое смотрит на врагов моих». Псалмопевец не упомянул, на что конкретно смотрели его очи. Ясно лишь то, что он ожидал явления божественной славы. «И уши мои слышат о восстающих на меня злодеях». Опять-таки псалмопевец не сказал, что конкретно он услышал о восстающих на него злодеях. Он знал лишь то, что в конечном счете вера его укрепится, и довольствовался тем, что Господь владычествует над его врагами в полной мере. Мы не должны добавлять своих мыслей к Писанию только потому, что мы чего-то не понимаем. Лучше оставить богодухновенный текст таким, какой он есть, чем искажать его домыслами переводчика. Добавлять к Писанию — это все равно, что восстанавливать изделие из чистого золота при помощи обыкновенных блесток или реставрировать драгоценную мозаику при помощи крашеной доски. Святой псалмопевец видел расцвет нечестия и теперь желал увидеть его увядание. Он был уверен, что Господь восстановит справедливость и снимет с себя обвинение в потворстве нечестивым. Исповедовав свою уверенность в Боге, псалмопевец стал спокойно ожидать будущего.

13 Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане. 14 Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего; 15 они и в старости плодовиты, сочны и свежи,16 чтобы возвещать, что праведен Господь, твердыня моя, и нет неправды в Нем.

13. «Праведник цветет, как пальма». Далее псалмопевец противопоставляет удел нечестивых уделу праведных, и говорит о том, что последние, в отличие от первых, цветут, как пальма. Пальма в противоположность быстро отцветающим лугам растет хоть и медленно, но долго. Цветущая пальма, вытянувшаяся в полный рост несмотря на бедность почвы и постоянную засуху, — наглядная иллюстрация того, как праведники тянутся к небу, ожидая божественной славы, и стоят твердо и непоколебимо. Благодаря действию всемогущей благодати они живут и цветут там, где никто другой выжить не может. Кроме того, автор псалма сообщает нам о том, что ждет праведников в будущем. Какими бы ни были обстоятельства, святые будут цвести подобно дереву, посаженному при потоках вод. «Возвышается подобно кедру на Ливане». Псалмопевец упоминает еще одно вечнозеленое дерево, отличающееся долгой жизнью. «Ибо дни народа Моего будут, как дни дерева», — говорит Господь. Кедры растут на горных вершинах и стоят на семи ветрах, раскачиваясь под их мощными порывами, но остаются крепкими и непоколебимыми. Какими бы тяжелыми ни были скорби святых, они во всех обстоятельствах сохраняют душевную радость и непрестанно возрастают в Боге. Нечестивые подобны соломе, которую бросают в корм скоту, праведные же подобны кедру, из которого построен храм Божий.

14. «Насажденные в доме Господнем, они цветут во дворах Бога нашего». Сады на Востоке, как правило, разбивались в хорошо защищенном месте, поскольку ожидалось, что они должны приносить плод даже в засушливое время. Те, кто благодатью Божьей вступил в общение с Творцом, будут подобны насаждениям во дворах Господа и обретут благо для души своей. Радость людей, пребывающих в общении с Господом, превосходит разумение. Они пребывают на лозе, словно ветви, и насыщаются ее соками. Если мы пребудем во Христе, то принесем много плода. Номинальные христиане, живущие под кровом мира сего, никогда не цветут. Пускающие корни свои в болотистую почву мирских наслаждений не могут быть сильными и крепкими. Если же человек постоянно общается с Богом, то он вырастет в меру полного возраста Христова. Он обогатится благодатью, исполнится радости, воссияет светом правды и обретет славу. Все зависит от того, в какую почву посажено растение, а посему мы должны непрестанно пребывать в Господе Иисусе и черпать из Него жизненные соки. Чтобы цвести во дворах Господа Бога, мы должны быть посажены самим Господом, ибо в Его саду нет деревьев, которые посадили себя сами. Однажды посаженные рукой Господа мы уже никогда не будем исторгнуты из благословенной почвы, но будем пускать корни у потока и приносить плод во славу Творца.

15. «Они и в старости плодовиты». Природа увядает — благодать всегда цветет. Плоды приносят сильные и здоровые растения, в саду же благодати даже слабые деревья сильны в Господе и приносят обильный плод, угодный Богу. Благословенны те, кто может, воспевая этот субботний гимн, наслаждаться покоем, который дышит в каждой его строке! Они смело смотрят в завтрашний день. В день скорби, когда «согнутся мужи силы», они уповают на обещание Божье и ожидают Господа в терпении. Зрелые верующие мудры, своим мягким нравом и словами утешения они питают души многих. Даже будучи прикованы к постели, они приносят добрый плод. Даже если они бедны и отвержены, их лучезарные души не перестают радовать тех, кто узнает за внешней простотой истинное достоинство. Когда «дрожат стерегущие дом», верующий пребывает под защитой благодати. Обещание Божье остается непреложным, даже если все вокруг свидетельствует об обратном. Даже когда «перестают молоть мелющие», хлеб небесный не перестает сходить с неба. Даже когда «замолкнут дщери пения», голос Духа Святого в душе не перестает петь Свои сладкозвучные песни. Да будет имя Господне благословенно вовек! Он несет народ Свой на руках и благословляет его даже до седых волос.

«Сочны и свежи». Они не влачат жалкое существование, но подобны деревьям, наполненным соком и покрытым изумрудной листвой. Господь не забывает о своих слугах и не лишает их своих благословений, когда они слабеют. Напротив, Он делает все, чтобы восстановить их силы, и питает их из собственных запасов. Таков был апостол Павел в старости: он не вызывал жалости, а лишь чувство благодарности. Как бы ни был слаб его внешний человек, его внутренний человек обновлялся каждый день, так что нам остается только завидовать его душевному покою.

16. «Чтобы возвещать, что праведен Господь». Милость Господня к престарелому верующему доказывает Его верность. В благодарность за эту благость святые возвещают Его праведность по всему миру. Наш Господь не нарушает Своего слова. Люди часто обманывают нас и нарушают свои обещания, Господь же всегда остается верен. Каждый престарелый верующий — негласное свидетельство о неизменной верности Господа Бога. «Твердыня моя, и нет неправды в Нем». Этим словом псалмопевец завершает свое слово, как бы подводя итог всему сказанному. Господь был и остается его твердыней и незыблемой надеждой. Бог твердыня наша, Он наше прибежище, защита, жилище и твердая скала. До сих пор Он ни разу не нарушил ни одного Своего обещания, и мы можем быть уверены, что Он не нарушит их и в будущем. Он испытал нас, но «вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести». Он никогда не забывает дело нашей веры и труд нашей любви. Он настоящий Друг и верный Помощник. Каковы бы ни были Его пути с нами, Он всегда истинен и праведен. Провидение Его совершенно и безупречно во всех его проявлениях.

Сплетем начало псалма и его конец воедино и возложим этот венец на голову нашего Возлюбленного. «Благо есть славить Господа», ибо Он «твердыня моя; и нет неправды в Нем».

Советы проповедникам

Стих 2.

1. Хорошо иметь причину для благодарности. Причины благодарить Бога есть у всех.

2. Хорошо уметь благодарить. Это дар от Бога.

3. Хорошо выражать благодарность перед другими. Это может вызвать благодарность и у них.

Стихи 2—4.

1. Блаженство благодарения (ст. 2).

2. Тема благодарения (ст. 3).

3. Творчество в благодарении (ст. 4).

Стих 3. Хвала должна быть:

а) разумной: в благодарении следует возвещать качества Бога;

б) своевременной: каждое из качеств Бога следует возвещать в свое время;

в) постоянной: каждую ночь и каждый день.

Стих 4.

1. Хвалить Господа надлежит всеми силами души. «На десятиструнном». Воспевать Господа нужно всеми чувствами, мыслями и желаниями.

2. Все слова наши должны произноситься во славу Господа.

3. Все дела наши должны совершаться во славу Всевышнего.

Стих 4. Благоугодная хвала предполагает:

а) подготовку: настройку инструментов;

б) широту мысли: «На десятиструнном»;

в) полную самоотдачу: «На десятиструнном»;

г) разнообразие: гусли, псалтирь и т. п.;

д) благоговение.

Стих 5.

1. Состояние человека. «Возвеселил».

2. Как он в нем оказался? «Ты возвеселил».

3. Каковы причины веселья? «Дела рук Твоих».

4. Что же он теперь должен делать? Признать, что веселье от Бога, и благословить Его за это.

Стих 6. Неприступные горы и бездонные моря, дела Божьи и Его премудрость (Бог явившийся и Бог скрытый) равно непостижимы для человеческого разума.

Стих 8. Процветание нечестивых часто является предвестником их скорой погибели, ибо заставляет их идти против Господа. Они раздражают Его:

а) ожесточением сердца: фараон;

б) гордыней: Навуходоносор;

в) ненавистью к святым: Аман;

г) плотской безмятежностью: безрассудный богач;

д) самовозвышением: Ирод.

Стихи 8—11. Контраст:

а) между Богом и нечестивыми (ст. 8—9);

б) между врагами Бога и Его друзьями (ст. 10—11).

Стихи 8, 13—15. Описание нечестивых и праведных.

Стих 11 (вторая часть). Просвещение, освящение, утешение и благословение христианина действием Святого Духа.

Стих 11 (вторая часть). Уверенность Давида:

а) полная и всеобъемлющая: обновленные силы, знаки божественного благоволения, твердость в служении, готовность к служению, обновленная радость;

б) незыблемая: Давид уповал на Бога и Его непреложные обещания;

в) утешающая все страхи;

г) вселяющая надежду;

д) вселяющая сожаление в тех, кто не имеет такого упования.

Стих 13.

1. Праведник процветает во всяком месте. Он как пальма в долине и кедр в горах.

2. Во всякое время: и пальма, и кедр относятся к вечнозеленым растениям.

3. Во всех обстоятельствах: пальма — в засуху, кедр — в бурю и мороз.

Стихи 14—16.

1. Возрождение: «Насажденные».

2. Возрастание в благодати: «Они цветут».

3. Полезность: «Плодовиты».

4. Неотступность: «В старости».

5. Цель всего этого: «Чтобы возвещать, что…»

Стих 16. Причина неотступности святых и обещание неотступности.