109. Пророчество о Царе-Священнике

Заглавие

«Псалом Давида». В правильности заглавия нет сомнений, ибо Господь Иисус сам указал на авторство Давида, сказав: «Как же Давид, по вдохновению, называет Его Господом?» И все же существует немало критиков, которые так сильно жаждут найти других авторов для Псалтири, что готовы бросить вызов даже Господу Иисусу Христу. Они переводят заглавие как «Псалом о Давиде», пытаясь таким образом избавиться от необходимости видеть в нем Христа. Меж тем всякий, читающий псалом вдумчиво и внимательно, понимает, что Давид в этих строках присутствует только как автор. Тема псалма — не Давид, а Христос. Как много было явлено патриарху Давиду! В отличие от поэта и пророка, жившего в ветхозаветном мраке, современные богословы слепы даже при ярком свете Евангелия. Дух Божий, говоривший устами мужа по сердцу Господа, да откроет очи сердца нашего, дабы мы узрели тайны этого чудесного псалма, ибо каждое слово его — бездна великая.

Тема

Тема псалма — Христос как Царь и Первосвященник. Ни один из царей израильских не совмещал в себе эти два служения, несмотря на все попытки это сделать. Что касается Давида, то он действительно совершал некоторые деяния, которые можно было бы назвать священническими, но он не был священником, поскольку принадлежал к колену Иудину, «о котором Моисей ничего не сказал относительно священства». Давид был слишком благочестив, чтобы взять на себя это служение без Божьего повеления. Таким образом, Царем-Первосвященником является Христос, Господь Давида, предызображением которого был Мелхиседек. Иудеи ожидали Его как Мессию, который есть «Посланник и Первосвященник исповедания нашего, Иисус Христос». Иисус из Назарета, Царь иудейский. В псалме мы читаем о том, как Господь официально назвал Христа Царем-Первосвященником, а также о Его последователях, сражениях и победах.

Композиция

Псалом делится на две части стихом 4. Алекзандер предлагает следующее деление. Стихи 1—3 — вступление. Стих 4 — главная мысль. Стихи 5—7 — дополнительные сведения.

Истолкование

1 Сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих.2 Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона: господствуй среди врагов Твоих. 3 В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое.

1. «Сказал Господь Господу моему». Сказал Иегова Адонаю моему. По вдохновению от Святого Духа Давид услышал торжественный глас Иеговы, обращающийся к Мессии прежде вековых времен. Как непостижимо общение между Отцом и Сыном в недрах святой Троицы! В этом таинственном и близком общении зародился завет благодати и чудесный замысел Господа о спасении человечества. Все великие деяния благодати были совершены не иначе, как словом Божьим. Если бы Бог не произнес слова, Он остался бы Богом неявленным. «В начале было слово». Между Отцом и Сыном Иисусом Христом от века существовало согласие относительно народа Божьего и той великой битвы, которую Сыну предстояло вести против сил зла. Какую милость даровал Господь смертному человеку, позволив ему услышать и записать тайную беседу между Отцом и Его равносущным Сыном! Это откровение записано для укрепления наших сердец, а потому будем ценить его выше золота чистого. Господи, что есть человек, что ты доверяешь ему Свои тайны?

Твердо веруя в то, что Бог един, Давид, тем не менее, духом прозрел в глубинах Божества две отдельные ипостаси и, обратив особое внимание на вторую, назвал ее «Господь мой». Это было предвосхищением заявления Фомы «Господь мой и Бог мой!». Этими словами Давид выразил свое благоговение, послушание, упование и радость во Христе. Иметь четкое представление о взаимоотношениях лиц святой Троицы — великое благо. Это знание существенно для нашего утешения и роста в благодати. Одна личность Божества обращается к другой, а значит, в Боге, по меньшей мере, две личности. Бог же един.

«Седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих». Иегова призывает Адоная оставить страдания и бесславие земной жизни и снова вознестись в небесный покой, по правую руку Бога Отца. Адонай совершил Свою миссию и может спокойно отдохнуть. Дело Свое Он совершил до конца и может воссесть одесную Отца. Результаты Его труда чудесны, и Он может спокойно ожидать окончательной и неотвратимой победы над врагами. Всемогущий Иегова обращается ко Христу как к Спасителю, ибо сказано: «…Господу моему». Бог облекает Христа властью, владычеством и славой. Он сидит одесную Бога по воле Божьей и ожидает, доколе Отец не положит всех врагов в подножие ног Его. Он восседает на небесах как наш полномочный представитель по воле призвавшего Его Отца. Посреднический завет Господа нашего не прейдет, доколе «Он не предаст Царство Богу и Отцу, когда упразднит всякое начальство и всякую власть и силу. Ибо Ему надлежит царствовать, доколе низложит всех врагов под ноги Свои. Последний же враг истребится — смерть».

Дело покорения народов теперь в руках великого Бога, и Он совершит его силою провидения Своего во славу единородного Сына. Слово Его непреложно, и то, что Сын Божий царствует по правую руку Бога Отца, есть залог его исполнения. Никто не должен бояться будущего, пока видит Господа и представителя нашего сидящим одесную Бога в спокойном ожидании. Мы также должны спокойно ожидать кончины века, твердо уповая на Бога. Христу надлежит царствовать, и Он царствует уже сейчас, хотя Его враги еще не повержены в подножие ног Его. Пока мы ожидаем славного пришествия Христа и установления видимого тысячелетнего царства, Господь облечен славой на небесах. Царству Его ничто не угрожает, а иначе Он не пребывал бы в покое. Спаситель сидит одесную Бога Отца, потому что Царство Его непоколебимо, и ожидает дня исполнения воли всемогущего Бога. Что бы ни происходило на земле, Господь не тревожится. Когда мы видим Христа, восседающего на небесном престоле, мы знаем, что все обстоятельства в конечном счете содействуют Его триумфу. Бунтовщики, ныне облаченные властью, скоро будут преданы позору, ибо станут подножием ног Его. Он будет править ими с легкостью и прострет над ними Свой сапог. Ему не придется применять силу подобно тому, как земным правителям приходится властно смирять бунт; Он будет властвовать над ними, как над никчемными рабами, не прилагая к этому никаких усилий.

2. «Жезл силы Твоей пошлет Господь с Сиона». Могущество Мессии известно только благодаря Церкви. Бог даровал Своему Сыну всякую власть среди народа Божьего, и Он царствует в Церкви как полновластный Владыка. Сила Его действует через Церковь — именно так Господь собирает избранных Своих в лоно Божье и смиряет зло. Мы должны молиться о том, чтобы Господь послал нам жезл силы Своей. Этим жезлом Моисей сокрушил египтян и совершал чудеса для Израиля. Всякий раз, когда Господь посылает нам жезл силы Своей, наши духовные враги терпят поражение. Эти слова могут означать зацветший посох Аарона, однако жезл Господень дан именно для сокрушения врагов. Исполнение этого обещания началось в день Пятидесятницы, продолжается до сих пор и будет продолжаться далее. О Господь вечный и всемогущий, дай нам ясно узреть силу Господа Иисуса. Пусть все народы увидят, что сила эта почиет на Твоем немощном народе и исходит с Сиона, святого жилища Твоего.

«Господствуй среди врагов Твоих». Господствуй по обыкновению Своему, простирая жезл благодати Твоей для возрождения и спасения людей. Как жезл Моисеев вывел воду из скалы, так и Евангелие Христа производит в ранее ожесточенных сердцах реки покаяния. Псалмопевец мог также иметь в виду, что Церковь, находясь в этом враждебном мире, тем не менее, оказывает на него заметное влияние, являя ему свое внутреннее величие. Она могущественно господствует среди народов, поскольку в лоне ее звучит боевой клич Царя. Как бы языческие народы ни ненавидели Христа, Он остается Царем царей. Господь подавляет сопротивление непокорных и владычествует над безжалостными тиранами, распространяя Царство Свое по всей земле.

Из текста понятно, что Христос, восседающий одесную Бога, не бездействует. По словам Давида, Царство Божье вечно и распространяется с Сиона как на друзей, так и на врагов. Верующие с нетерпением ожидают явления могущества Господа в последние дни, однако и ныне, во время ожидания, мы радуемся тому, что вся власть на небе и на земле предана Отцом в руки Христа.

3. «В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни; из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое». В результате того, что Бог послал нам жезл силы Своей, или, иначе говоря, могущество Евангелия, новообращенные льются в лоно Церкви рекой. Они были избраны к тому прежде создания мира и всецело принадлежат Господу. Услышав евангельский призыв и увидев знамения силы Божьей, они по доброй воле спешат в услужение Господу, являясь подобно утренней росе. Смысл этой метафоры широк: как утренняя роса сверкает подобно драгоценному жемчугу, так и воинство новообращенных, готовое на все ради Господа Христа, излучает достоинство и великолепие. Как роса является символом свежести, так и новообращенные полны жизненных сил и юношеской отваги. Благодаря их присутствию в Церкви появляются свежие силы, и она начинает процветать. Когда Евангелие Христово проповедуется с помазанием, избранные отвечают на Божий призыв подобно верному войску, отзывающемуся на звук боевого горна. Благодатью Божьей они являются в благолепии святыни, подобно многочисленному воинству, полному сил, красивому и чистому, как капли росы из чрева денницы. Некоторые полагают, что в этом стихе говорится о воскресении, но даже если так, это ничуть не противоречит нашему истолкованию, ведь возрождение есть не что иное, как духовное воскресение. Как святые в Господе восстают из могил преображенными в славный образ Иисуса Христа, так и возрожденные души облекаются в славную праведность Христову, чтобы видеть Господа и служить Ему. Велика красота святости. У Бога она вызывает восхищение. Вечная юность мистического Тела Христа воистину чудесна. Как роса обновляется каждый день, так и постоянный наплыв новообращенных делает Церковь вечно юной. Молодые ростки Церкви полны свежести от Господа, они служат с великим рвением Тому, чьи «кудри… волнистые, черные, как ворон». Господь живет вечно, а значит, и Церковь будет цвести вечно. Сила Его не истощается, а значит, и народ Божий будет обновляться в силе каждый день. Он Царь и Первосвященник, а значит, и народ Его — царственное священство. Их священническое облачение — благолепие святыни, они одеты в красоту и славу. Род таких священников не прервется никогда. Пока Господь медлит с исполнением обещания, мы должны непрестанно молиться о приближении дня силы Божьей. Ожидание это вполне естественно, ибо Господь восседает одесную Бога на престоле славы и могущества и ниспосылает нам Свою силу согласно обещанию: «Отец Мой доныне делает, и Я делаю».

4 Клялся Господь и не раскается: Ты священник вовек по чину Мелхиседека.

4. Наконец мы достигли основной истины этого псалма, которая одновременно является сердцем нашей веры. Господь Иисус является нашим Царем и Первосвященником в соответствии с древней клятвой Бога. «Так и Христос не Сам Себе присвоил славу быть первосвященником», но был назначен к тому от века, как сказано: «Ты священник вовек по чину Мелхиседека». «Клялся Господь». То, о чем Бог клянется и утверждает как вечное повеление, должно быть действительно важным. Для того чтобы у нас не возникло никаких сомнений в этом отношении, псалмопевец добавил: «И не раскается». Бог поклялся, что Христос будет священником Своего народа вовеки. Это служение закреплено за Ним непреложной клятвой неизменного Господа Бога. Если бы священство и власть Господа могли быть отменены, то возлюбленный народ Божий лишился бы всякой надежды и всякой жизни. Упование наше зиждется на этом твердом основании этого обета. Господь Иисус получил Свое священство и Свой престол по клятве, данной Богом Отцом. Сам Бог поставил Христа священником навек. Он сделал это посредством клятвы и не раскается, следовательно, священство Христа — вечное священство. Таким образом, упование наше твердо и непоколебимо, как сам Бог.

Заметьте, что слова Бога стоят в настоящем времени — Бог всегда говорит и действует только в настоящем. «Ты, Который есть и был и грядешь», священник вовек. Чин Мелхиседекова священства является одним из самых древних и самых простых чинов, в нем было минимум обрядов и церемоний, однако он был самым естественным, незамысловатым и благоугодным способом поклонения Богу. Что касается самого Мелхиседека, то он был отцом, наставником и вождем своего народа и держал в руках одновременно царский скипетр и священническое кадило. Он правил своей паствой по правде и приносил жертвы истинному Богу. Кроме него, таких священников больше не было: Бог благоволил только к одному Царю-Священнику, Своему Сыну. Чин Мелхиседека был исключительным, у него не было ни предшественников, ни преемников. На страницах истории он появляется внезапно и как бы ниоткуда. Мы не знаем ни его родословия, ни начала дней, ни их конца. Он благословляет Авраама, принимает десятину и исчезает со сцены с почестями, показывающими, что он был более велик, чем основатель богоизбранного народа. Он появляется пред нами лишь однажды, но этого вполне достаточно. Священники по чину Аарона приходили и уходили, и жертвы их никогда не прекращались, поскольку были несовершенны и не могли очистить совести приносящих.

Господь Иисус Христос, однако, не был священником из рода Ааронова, но был наречен самим Богом священником по чину Мелхиседека. Он не указывает ни отца, ни матери, ни потомков в качестве доказательства истинности Своего священства, ибо Его служение опирается только на личные заслуги. Поскольку у Него не было никаких предшественников, у Него не может быть и последователей. Чин Его начинается и заканчивается Им самим, а посему служение Его вечно. Царь-Первосвященник, придя к нам однажды, оставил после себя благословение для всех Своих верующих потомков. Ныне Он восседает в славе как Царь и Первосвященник будущих благ, подавая нам прощение грехов в крови Своей и поддерживая нас на путях мира сего Своей абсолютной властью.

О, дай нам вечно слышать голос Твой,

Что милость обещает нам с любовью.

Мелхиседек, ликуем мы с Тобой,

Ты омываешь нас Своею кровью.

5 Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей;6 совершит суд над народами, наполнит землю трупами, сокрушит голову в земле обширной.7 Из потока на пути будет пить, и потому вознесет главу.

Согласно нашей интерпретации, последние стихи псалма посвящены победам Царя-Первосвященника. Он не станет терпеть врагов Своих вечно, но скоро закончит изнурительную войну с беззаконием, поразив нечестивцев Своим победоносным присутствием. Последняя битва будет выиграна самим Господом. Его десница и святая мышца доставят Ему победу.

5. «Господь одесную Тебя. Он в день гнева Своего поразит царей». Христос не вступит в бой с врагом в одиночку, с Ним будет пребывать безначальный Отец, помогая Ему могуществом десницы Своей. Пришествие Господа будет сопровождаться явлением небесной силы, и все земные цари падут перед Ним, как сраженные мечом. В последний день все земные царства будут сокрушены Царством Небесным, и всех, кто дерзнет противиться власти великого Господа, ожидает скорая и неизбежная погибель. Способны ли ничтожные цари противостать Сыну Божьему? Господь сокрушит их единым ударом. Когда ангел Господень поразил Ирода, все было кончено: «Он, быв изъеден червями, умер». В отношении последнего времени сказано: «И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует». «Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя. На одежде и на бедре Его написано имя: „Царь царей и Господь господствующих»».

6. «Совершит суд над народами». Все народы познают силу Господа и либо покорятся Его власти с радостью, либо будут сокрушены. «Наполнит землю трупами». Все противящиеся Господу и Его Евангелию падут на поле великой сечи, и земля будет усеяна их мертвыми телами. Это пророчество не обязательно трактовать буквально: перед нами поэтическое изображение полной победы Господа над мятежными народами и низвержения всякого беззакония. Впрочем, если земные цари воспротивятся Господу силой оружия, то потерпят сокрушительное поражение и лишатся всех своих войск. В свете пророчества из Откр.19:17—21 эти слова звучат весьма убедительно. Прежде чем встретить свой конец, земле предстоит узреть страшного в правосудии Господа. «Сокрушит голову в земле обширной». Господь поразит всех противящихся Ему: не только простолюдинов, но и царей и вельмож. Если народы не признают Господа своей Главой, то их политические главы полетят, сраженные мечом Бога Вседержителя. Не только главы мятежных государств падут от меча Господня, но и зловещий князь мира сего, действующий ныне в сынах противления, не избежит смертельной раны. Иисусу Христу надлежит царствовать, а значит, всех Его врагов ждет гибель.

7. «Из потока на пути будет пить». Шествие Господа будет столь стремительным, что у Него не останется времени на остановки. Утолять жажду Он будет по пути. Подобно воинству Гедеона, лакавшему из потока, наступление Господа будет быстрым и стремительным. Он погонится за врагами и скоро настигнет их, ибо совершает на земле истребление внезапное. «И потому вознесет главу». Глава Христа высоко вознесется во славе, и народ Его также будет вознесен благодаря Его победе. Проходя земное поприще в первый раз, Господь был обременен тяжелой ношей: Ему предстоял скорбный труд. Но во второе пришествие победа Его будет легкой и быстрой. Некогда Он был мужем скорбей, изведавшим болезни, но во время второго пришествия глава Его вознесется во славе. Да возрадуются все святые. «Восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше». В последние времена нас ждут великие потрясения и окончательная победа над силами зла. Иисус Христос терпел неверный и развращенный род слишком долго, однако срок этот скоро подойдет к концу, и Он обрушит на врагов Свой жезл справедливости. Жертва умилостивления была принесена ради нашего блага, но человек не вечно будет пренебрегать Духом Святым. Скоро Господь закончит битву долготерпения и начнет сражение, которое окончится полным истреблением Его врагов. О великий Царь и Первосвященник, мы тоже являемся царственным священством, как и Ты, и безмерно радуемся тому, что Ты царствуешь уже ныне и что скоро Ты явишься, чтобы восстановить справедливость и установить Свое вечное Царство. «Свидетельствующий сие говорит: ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!»

Советы проповедникам

Стих 1. Царство Христа. Святой Дух возвеличивает его посредством описания:

а) помазания и поставления Христа в священники через слово или повеление Отца: «Сказал Господь»;

б) величия Его личности, хотя Он и стал причастником человеческой плоти и крови: «Господу моему»;

в) славы, могущества и небесной сущности Его Царства. Царь Христос восседает одесную Бога Отца и оттуда царствует над миром;

г) его непоколебимости и победоносности: «Доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих».

Стих 1. «Господу моему».

1. Хотя Господь милостиво снисходит к нам и делает себя нашим уделом, это не значит, что мы должны относиться к Нему с меньшим почтением. Он был сыном Давида, но Давид назвал Его Господом. Он наш брат и жених и одновременно Господь.

2. Несмотря на Свое величие, Господь остается нашим братом. Он восседает на престоле как Господь, но Он «мой Господь».

3. Бог Отец видит Своего Сына одновременно как нашего Господа и как одного из нас. Он говорит с Ним и поставляет Его в священники как Бога и как человека. Посему и мы должны всегда воспринимать Его в единстве двух природ.

Стих 1. «Седи одесную Меня».

1. Спокойствие Господа, взирающего на изменчивый мир со Своего престола.

2. Его безмерное могущество для святых в нынешнем веке.

3. Исход мировой истории: легкая победа Господа. Он положит врагов в подножие ног Своих так же легко, как мы наступаем на порог дома.

Стих 2.

1. Что это за жезл? Евангелие (прообраз — жезл Моисеев).

2. Кто его посылает? Господь.

3. Откуда он приходит? Из Церкви Божьей.

4. Что он производит? Царство Христово.

Стих 3. Ревностный народ и его неизменный Вождь.

1. Обещание Божье о святом народе, данное Христу: народ будет готов. Обещание о:

а) времени: «В день силы Твоей»;

б) людях: «Народ Твой»;

в) состоянии людей: «Готов»;

г) характере людей: «В благолепии святыни».

Красочный образ: «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое».

2. Обещание о Боге, данное Христу: «Подобно росе рождение Твое». Свежесть утренней росы во Христе. Это можно сказать как о Его учении, так и о мистическом Теле: Христос окружен новообращенными как каплями свежей росы.

Стих 3. Пророчество о верноподданных Царства Христова.

1. Кто они? «Народ Твой». Они отличаются от других народов, отделены от них, но вместе с тем подобны им и организованы. Это не просто толпа людей, а сообщество, которому присущи организация и определенный жизненный уклад. «Народ Твой» по избранию, по искуплению и по действенному призванию.

2. Какие они? Верные: «Готов». Покорные Богу: «Вдень силы Твоей». Святые: «В благолепии святыни». Многочисленное сообщество: «Из чрева прежде денницы». После первой проповеди Евангелия число обратившихся было сравнимо с каплями утренней росы.

Стих 3.

1. Готовность народа Божьего есть внутреннее свидетельство о Царстве Христовом. «Народ Твой готов», то есть действует не по принуждению, а по доброй воле.

2. Святость народа Божьего есть внешнее свидетельство о Царстве Христовом. «В благолепии святыни». Эта фраза может также означать, что народ Божий готов в великолепии святого храма Божьего. Убранство храма и одеяния священников были очень красивы. Все верующие, приобщенные ко Христу, становятся храмом Божьим. Таким образом, сердце должно быть украшено святостью, будучи живым храмом Святого Духа.

Стих 3. Все истинные последователи Христа являются:

а) священниками, облаченными в благолепие святыни;

б) воинами, готовыми в день силы Божьей;

в) ревностными поклонниками;

г) благодетелями, подобными свежей росе.

Стих 3. Несколько тем, соединенных в одно целое:

а) готовность народа Божьего;

б) благолепие святыни;

в) новообращенные — сила и слава Церкви;

г) тайна обращения.

Стих 4. Вечное священство Христа. Почему оно может быть вечным? Его благословенные плоды.

Стих 4. Три ценных наблюдения.

1. Церемония поставления Господа в священство: «Клялся Господь».

2. Служение, вверенное Господу: «Священник».

3. Черты этого служения:

а) постоянство: «Вовек»;

б) законность: «По чину»;

в) царственность: «Мелхиседека».

Стих 4. Мелхиседек. Благодатная тема для проповеди.

Стих 5. Неминуемое поражение всех врагов Евангелия.

Стих б. Ужасные наказания, постигающие народы за то, что они отвергают Христа по упорству сердца своего.

Стих 6. Стремительность Христа, Его самоотречение и простота — причины Его быстрой победы и пример для подражания.

Стих 7. Уничижение и прославление Христа.