110. Псалом о делах Божьих

Заглавие

У этого псалма нет заглавия. По своей структуре он является одним из алфавитных псалмов. Его тема — дела Божьи, явленные в творении, провидении и благодати. Благословенный стихотворец Израиля размышляет о том, как важно для народа Божьего знать своего Создателя. Такое знание, обращенное в повседневную святость, становится истинной мудростью и корнем истинного поклонения. Слишком многие из нас не подозревают о том, что совершил Творец, оттого в сердцах наших живет глупость и мы не славим Господа как должно. От этого есть только одно спасение — помнить о делах Господа и прилежно размышлять о них. Псалом призван пробудить нас от духовной спячки и вдохновить нас на поклонение. Его можно назвать псалмом о делах Божьих.

Композиция

В стихе 1 содержится призыв к прославлению Господа. В стихах 2—9 псалмопевец показывает, что дела Господа и Его милостивое обращение с народом Божьим должны стать причиной для поклонения. Стих ю, завершающий гимн, — это похвала тем людям, которые поклоняются Господу.

Истолкование

Аллилуйя.1 Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим в совете праведных и в собрании.

1. «Аллилуйя». Славьте Господа, ибо дела Его велики. Славьте Его ныне, славьте непрестанно, славьте всем сердцем, славьте единодушно, славьте всю вечность. Пусть у вас всегда будет песнь для Господа, даже если никто, кроме вас, не поет Ему хвалу. Отбросьте всякие сомнения, колебания, ропот и бунт. Восславьте Господа устами и жизнью. «Славлю Тебя, Господи, всем сердцем моим». Благословенный певец славит Господа потому, что в сердце его пылает пожар. Ему не важно, славят ли Господа другие, он начинает без них и не собирается никогда останавливаться. Слова наши не должны расходиться с делом: лучший способ научить человека чему-то — подать ему пример. Причем пример этот должен быть положительным. Что касается Давида, то он подал нам прекрасный пример искренности, любви, ревности, умения и энтузиазма. Никто не может вознести Господу Богу благоугодную хвалу, пока сердце его не будет предано Ему всецело. Другое поклонение было бы богохульством. Хотя нашего сердца не хватит, чтобы восхвалить славу Божью в полной мере, это не значит, что мы не должны поклоняться Ему всем сердцем. Все дела Господни достойны хвалы, следовательно, Его надлежит прославлять всем сердцем, всей душой, всей крепостью и всем разумением.

«В совете праведных и в собрании». В большом собрании или в малом, Давид изливает свою душу пред Господом в восторженных славословиях. Хвала Богу не зависит от того, находится он в собрании избранных или в группе простых людей. Для высшего общества нет лучшего занятия, чем прославление Господа, а для простых людей нет ничего более необходимого. Где бы мы ни были — в большой церкви или в маленькой, дома или у соседей, в своей тайной комнате или на собрании множества людей, — хвала Господу всегда уместна. Преданное сердце должно петь «Аллилуйя» всегда и во всех обстоятельствах. Стоит ли нам бояться людей? Кто благочестив, тот присоединится к нашим славословиям, а кто не присоединится, будет обличен нашим примером. В любом случае, славьте Господа как в малом собрании святых, так и среди множества народа. Дорогой читатель, автор этих строк возвеличивает Господа в своем сердце прямо сейчас. Остановитесь на мгновение и присоединитесь к его восторженным славословиям.

2 Велики дела Господни, вожделенны для всех, любящих оные.3 Дело Его — слава и красота, и правда Его пребывает вовек.4 Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь.5 Пищу дает боящимся Его; вечно помнит завет Свой. 6 Силу дел Своих явил Он народу Своему, чтобы дать ему наследие язычников.7 Дела рук Его — истина и суд; все заповеди Его верны,8 тверды на веки и веки, основаны на истине и правоте.9 Избавление послал Он народу Своему; заповедал на веки завет Свой. Свято и страшно имя Его!

2. «Велики дела Господни». Дела Господни велики своим замыслом, масштабностью, числом и совершенством. Даже самые незаметные дела Господа неподражаемы по своей сути. Мудрые сердцем видят, что все, чего касается перст Божий, исполнено величия. «Вожделенны для всех, любящих оные». Все любящие Творца восхищаются Его творением. Они понимают, что в творении гораздо больше величия, чем может показаться на первый взгляд, и потому всецело посвящают себя скрупулезному изучению дел Божьих. Благочестивый естествоиспытатель тщательно изучает законы природы, серьезный историк пытается проникнуть в тайны прошлого, а верующий исследует копи Слова Божьего и извлекает из них крупицы золотой истины. Дела Божьи достойны нашего внимания; рассматривая их, мы получаем не только назидание, но и удовольствие. Гармония творения поистине чудесна, а когда мы ее изучаем, она становится еще чудесней. Дела человека кажутся великими на расстоянии; дела же Господа велики даже тогда, когда мы рассматриваем их вблизи. В переводе Делицша эта фраза звучит так: «Достойны того, чтобы мы исследовали их назначение». Какая глубокая мысль! Ведь все, что делает Бог, полностью соответствует своему предназначению. Самое восхитительное в творении — это то, что в нем запечатлена Господня мудрость, но если мы смотрим невнимательно, то непременно упустим ее. Дела Божьи многочисленны, и мы не можем увидеть их все одновременно. Кроме того, каждое творение Божье должно рассматриваться нами отдельно. Скрупулезное исследование дел Господних незаменимо для духовной жизни человека. В ходе этого душеполезного занятия мы оттачиваем свои способности и развиваем духовное зрение, чтобы лучше видеть свет божественной славы. Как хорошо, что не все лежит на поверхности — поиск сокровенного знания так же полезен для нас, как и само знание. История деяний Господа на благо Своего народа — благодатная тема для размышлений. Благочестивые сердца найдут в этом занятии великое утешение и источник вечного восторга.

3. «Дело Егослава и красота». В этом стихе псалмопевец выделяет дело спасения из числа других дел Господа. Спаситель рода человеческого достоин всякой славы. Деяние спасения столь достославно, что всякий размышляющий о нем не может не превозносить Господа-Спасителя всем сердцем. Замысел спасения, его основание, его чудесная цель, его мудрое осуществление, дар Искупителя Иисуса Христа, возрождение и освящение Духом Святым и все прочие благословения, составляющие суть нашего спасения, настолько велики, что Господь Бог, замысливший и совершивший это дивное деяние, не может не стяжать всей славы. Это дело Господа несравнимо ни с чем. Оно прославляет как Спасителя, так и спасенных. «Нет подобного Богу Израилеву, Который по небесам принесся на помощь тебе». Никакое другое спасение не сравнится со спасением народа Божьего.

«И правда Его пребывает вовек». Какими бы великими ни были заслуги благодати, правда Божья достойна славы в не меньшей степени. Вся разумная вселенная прославляет праведность Господа. Заместительная жертва Иисуса Христа является доказательством того, что Господь высоко ценит свою праведность. Какие бы испытания ни выпали на долю праведности Божьей в будущем, все они — ничто по сравнению с необходимостью предать на смерть драгоценного Сына Божьего. Правда Божья пребудет вовек. Ничто не может поколебать ее, ибо все, что было необходимо для ее умилостивления, было совершено на кресте. Все требования праведности Божьей были удовлетворены двойной жертвой Христа: принятием на себя гнева Божьего за наши грехи и безупречной жизнью в полном соответствии с законом. Владыка вселенной не творит произвола — Царство Его праведно, и в этом не может быть никаких сомнений. Ни в одном деянии Господа нет ни тени неправды. Слава деяний Его поистине велика, и даже враги Господа не могут этого отрицать. Верующие да славят Его непрестанно и да возвещают славные и совершенные дела Господни безо всякого страха.

4. «Памятными соделал Он чудеса Свои». Господь хотел, чтобы народ Его никогда не забывал совершенных Им чудес, и мы помним их отчасти потому, что их невозможно забыть, а отчасти потому, что Господь запечатлел их в библейском откровении и на скрижалях наших сердец Духом Святым. Народ израильский постоянно слышал напоминания о законе Моисеевом, исходе, блужданиях по пустыне и других достопамятных событиях своей истории. Рассказы о чудесах Господа передавались израильтянами из поколения в поколение.

О делах Господа надлежит помнить постоянно; они не должны стираться из нашей памяти. Грядущие поколения обретут в них вечные знамения могущества Божьего и научатся мудрости. Чудеса Господни, когда они остаются в нашей памяти, укрепляют нашу веру в Божью любовь и показывают нам, как «милостив и щедр Господь». Стоит ли сомневаться в том, что Господь будет милостив к нам завтра, если мы помним, что Он был милостив и щедр вчера? Милость Божья так же достойна прославления, как и праведность. Во всем, что Господь делает, мы видим Его безмерную любовь. Господь обращается с народом Своим с великой нежностью, памятуя о том, что они — персть. Как отец милует сынов, так и Господь милует детей Своих. Неужели мы не восславим Его за это? Милость Господа серебряной нитью проходит через весь узор спасительных деяний Божьих и Его благого провидения, и нет ни одного места, где бы эта нить не была видна. Святые да свидетельствуют о чудесах Господа и да вспоминают о них с благодарностью.

5. «Пищу дает боящимся Его». Или, согласно альтернативному переводу: «Добычу Он дает». Как мы помним, народ Божий нередко обогащался за счет своих врагов, например во время исхода из Египта. Господь восполнял нужды Своего святого народа всегда и везде — не только в пустыне посредством манны. Так или иначе, у боящихся Господа всегда есть пропитание, и даже во время голода они сыты. Что касается духовной пищи, то во Христе Бог даровал нам неиссякаемый источник подкрепления. Он насытил нас туком пшеницы и приобщил к царской трапезе. Слово Господа насыщает душу так же, как хлеб — тело. Господь настолько богат, что наследникам небес нечего страшиться голодной смерти. Воистину, страх Господень — начало мудрости, ибо благодаря ему мы получаем духовное и физическое питание. «Вечно помнит завет Свой». Господь заключил с народом Своим завет и не может не подавать им пищи. Он никогда не лишит их обещанных благ, поскольку таковы условия Его завета. Ни одно слово Господа не останется неисполненным, ни одна часть божественного договора не может быть аннулирована или забыта. Завет благодати — это великое деяние Господа на благо Своего народа, которое никогда не будет забыто. На нем Господь положил Свою печать. Хранить этот завет — дело Его чести и славы. Дав нам непреложные обещания, Господь поставил на карту Свое собственное имя и никогда не забудет обещанного. Насыщение святых — залог благоволения Божьего. Если бы Он хотел нас истребить, то не стал бы давать нам еду. Утешимся же этой сладостной мыслью и будем покоиться в Господе, уповая на Его верность и хваля Его всякий раз, когда Он подает нам хлеб земной и хлеб небесный.

6. «Силу дел Своих явил Он народу Своему». Они видели Его могущество и знают, какая сила готова поддержать их в любой момент. Если Израиль видел силу Божью, получая от Него физическое пропитание, то мы видим и чувствуем безмерное могущество Святого Духа в Его духовных чудесах. Как велико могущество Господа, подкрепляющего нас в тяжелых обстоятельствах Своей дивной благодатью! Возможно, Господь поместил нас в тяжелые обстоятельства именно для того, чтобы явить нам Свою силу. Разве могли бы мы узнать силу Господа, если бы Он не явил ее нам в час нужды? Мы можем сделать этот стих своей молитвой и просить Господа о том, чтобы Он еще больше показывал нам Свое могущество в это последнее время. Господи, даруй нам увидеть Твою чудесную силу в спасении грешников и в избавлении народа Божьего от всякого зла. «Чтобы дать ему наследие язычников». Господь изгнал языческие народы из пределов Ханаана и насадил Свой народ действием Своей могущественной десницы. Да соблаговолит Господь дать Церкви наследие язычников во имя Иисуса Христа. Только бесконечная сила может сотворить сие и сотворит в свое время.

7. «Дела рук Егоистина и суд». Во всем, что делает Господь, видна истина и справедливость. Дела Его никогда не совершаются обманом или лукавством. Со Своим народом Он поступает по правде и милости, а все остальное человечество судит справедливо и нелицеприятно. Это должно побуждать нас к прославлению Господа, поскольку нет ничего лучше, чем быть верноподданными всемогущего Владыки, чьи законы, повеления, деяния и пути — верх справедливости. «Все заповеди Его верны». Все, что Господь заповедал, незыблемо и вечно. Повеления Его достойны всякого послушания с нашей стороны, поскольку утверждены праведным Господом ради нашего вечного блага. Господь — не капризный тиран, заповедующий сегодня одно, а завтра другое. Заповеди Его не меняются никогда, они всегда насущны, всегда совершенны, а их польза утверждена вечным обещанием Божьим.

Все, что уста Господни изрекли,

Пребудет неизменно.

Все замыслы Всевышнего тверды,

А заповедь нетленна.

8. «Тверды на веки и веки». Замыслы, заповеди и пути Господни не прейдут вовек. Господь никогда не действует под влиянием момента и никогда не принимает необоснованных решений. Во дворах Господа Бога царят неизменные и вечные принципы, у Владыки вселенной «нет изменения и ни тени перемены». Наши дела зачастую подобны дереву, сену и соломе, тогда как дела Господни подобны золоту, серебру и драгоценным камням. Человек берется за дело и бросает его, а Господь никогда не меняется, и ничто не может заставить Его бросить начатое. Все Его деяния совершаются в вечности и для вечности, а потому они непреходящи.

Дела Господа неизменны также потому, что «основаны на истине и правоте». То, что не основано на истине, не может быть вечным. Обман недолговечен, поскольку является не более чем иллюзией. Истина же имеет в себе соль, хранящую ее от порчи. Бог всегда действует в соответствии с принципами истины и справедливости, и Его действия не нуждаются в корректировке, тем более в отмене. Дела Его поистине вечны.

9. «Избавление послал Он народу Своему». Господь послал народу израильскому, томившемуся в египетском рабстве, не только избавителя, но и само избавление, не только искупителя, но и само искупление. То же самое Он сделал для всех Своих детей, искупив их из руки врага и властно разорвав связывавшие их оковы греховного рабства. Мы поем об искуплении как о свершившемся факте. Господь совершил искупление ради нашей свободы, мы приняли его и утешились им. Воистину, верующие являются искупленным народом Божьим.

«Заповедал на веки завет Свой». По велению Господа завет благодати между Богом и человеком утвержден навек. Завет Божий вступил в силу благодаря крови Иисуса Христа, пролитой на кресте за наши грехи, и, следовательно, не может быть расторгнут. Завет, заключенный при жертвоприношении, неизменен. Восславим же Господа громогласной хвалой! Тема искупления прекрасно ложится на музыку, а когда мы прибавляем к ней размышления о неизменном завете Господа, душа наша приходит в неописуемый восторг и славословит Бога непрестанно. Весть об искуплении сынов Божьих и о неизменном завете способна отверзть уста даже немому.

«Свято и страшно имя Его!» Псалмопевец знал это лучше, чем кто-либо. Имя Господне, отражающее бытие Бога, внушает нам благоговейный страх, ибо оно совершенно и вечно. О нем нельзя говорить без торжественности в голосе, его нельзя слышать, не испытывая глубочайшее почтение. Мы должны трепетать перед именем Божьим, ибо оно свято и страшно. Даже те, кто знают Бога близко, испытывают в Его присутствии одновременно радость и священный трепет. В этой связи мне кажется весьма странным тот факт, что некоторых добрых людей мы именуем «Вашим преподобием». Я не вижу никакой причины, почему кто-то должен благоговеть передо мной, и подозреваю, что и в других едва ли найдется достаточно причин, чтобы именоваться «Вашим преподобием», не говоря уже о «Вашем высокопреподобии» или «Его преосвященстве». Возможно, все это не так важно, но, что касается меня, я бы порекомендовал отказаться от этой безумной практики по вышеуказанным причинам.

10 Начало мудрости — страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его. Хвала Ему пребудет вовек.

10. «Начало мудрости — страх Господень». Страх Господень — это и начало мудрости, и одновременно ее основное приобретение. Слово «начало» в Библии часто обозначает «суть»; таким образом, истинное благочестие является сутью мудрости. Знание Бога и хождение пред Ним в истине и целомудрии — величайшая из наук. Мы славим Господа лишь тогда, когда испытываем перед Ним благоговейный страх. Таково учение данного псалма, и всякий, кто хочет праведно ходить пред Господом, должен внять этой мудрости. «Разум верный у всех, исполняющих заповеди Его». Исполнение заповедей Божьих является доказательством нашего здравомыслия. Разве Господь не достоин послушания? Что неразумного в том, чтобы повиноваться Господу всей вселенной? Не покоряется святому Богу лишь тот, кто напрочь лишен разума. Повседневное благочестие есть проявление мудрости. Некоторые из нас имеют знание и держатся добрых традиций, некоторые умеют хорошо говорить и быть красноречивыми, некоторые умеют думать и быть глубокомысленными, но лучшее доказательство ума — это повседневное исполнение воли Божьей. Если в первой части псалма автор открывает нам природу Бога и Его свойства через описание Его чудесных дел, то во второй части он преподает нам практический урок, показывая, что истинная мудрость заключается в благоговейном поклонении Богу и исполнении Его заповедей. Мы с радостью признаем, что это действительно так.

«Хвала Ему пребудет вовек». Хвала Господу не умолкнет никогда, поскольку Его чудесные дела никогда не перестанут вызывать в нас чувство восхищения. Прославлять великого Господа всегда было и будет высшей мудростью. По мнению некоторых толкователей, эти слова относятся к боящимся Бога — хвала им никогда не перестанет. И действительно, все ведущие благочестивый образ жизни обретают похвалу и благоволение от Господа, которые не прейдут вовек. Одобрительное слово от Господа — лучший знак отличия, по сравнению с которым все царские регалии кажутся никчемными побрякушками.

Господи, помоги нам прилежно изучать Твои дела и петь Тебе славу, доколе мы живы.

Советы проповедникам

Стих 1.

1. Кто назван праведным?

2. Что они делают? Славят Господа.

3. Что буду делать я, если мне выпадет честь быть среди них? «Славлю Тебя, Господи».

Стих 1. Где я люблю быть и что я люблю делать.

Стих 1. «Всем сердцем моим» — значит духовно, просто и усердно.

Стих 2. Философ-христианин.

1. Сфера его исследований — дела Божьи.

2. Его метод — любовь к делам Божьим.

3. Его вывод: «Славлю Тебя, Господи».

Стихи 2—9. Псалмопевец призывает нас славить Господа, указывая на Его великие дела.

1. Дела Господни велики и достославны.

2. Основаны на правде Божьей.

3. Основаны на благости Божьей.

4. В них заключена сила.

5. Они совершаются во исполнение слова Божьего.

6. Они вечны.

Стих 3 (вторая часть). Праведность — свойство божественной природы.

1. Каким образом она явлена в провидении Божьем?

2. Умилостивление праведности Божьей на кресте.

3. Явление праведности Божьей в наказании грешников.

4. Принятие праведности Божьей верующими.

Стих 4. Милость Господа в том, что Он помогает нам помнить о Его делах.

Стихи 4—5. Чудеса Божьи остаются в памяти вечно.

1. Бог сделал так, чтобы чудеса Его были памятны.

а) Сделал их великими.

б) Сотворил на благо недостойных.

в) Совершил в памятные времена.

г) Записал для лучшего запоминания.

д) Запечатлел в памятниках.

е) Заповедал рассказывать о них детям.

ж) Освежал память Своего народа новыми делами.

2. Помнить дела Божьи — великая мудрость.

а) Они убеждают нас в том, что Бог милостив.

б) Показывают нам щедрость Господа: «Пищу дает».

в) Свидетельствуют о Его верности: «Вечно помнит завет Свой».

г) Побуждают нас к хвале. «Славлю Тебя, Господи».

Стих 5. Вспоминая прошлое, мы черпаем;

1) надежду в настоящем: «Пищу дает»;

2) уверенность в будущем: «Вечно помнит завет Свой».

Стих 6. Сила Божья — залог успеха Евангелия среди язычников.

Стих 9. Избавление.

1. Задумано, подготовлено и осуществлено Богом.

2. Куплено дорогой ценой и подкреплено безмерным могуществом.

3. Принесло свободу от греха и смерти.

4. Ввело в славную свободу сынов Божьих.

Стих 9. Избавление.

1. Его Инициатор: «Избавление послал Он».

2. Его цель: «Народу Своему».

3. Гарантия: «Заповедал на веки завет Свой».

4. Наша ответная хвала.

Стих 9. «Свято и страшно имя Его».

1. Святость Божья вызывает в нас благоговейный трепет.

2. Благоговение пред Богом оказывает на нас положительное влияние.

3. Благоговение должно быть неотъемлемой частью нашей веры в искупление и завет Божий (см. первую часть стиха).

Стих 10.

1. Новичок в школе Христа.

2. Человек, уже получивший ученую степень: «Разум верный у всех, исполняющих заповеди Его».

3. Учитель, достойный похвалы.

Стих 10.

1. «Начало мудростистрах Господень». Бога надлежит бояться.

2. Продолжение мудрости: «Разум верный у всех, исполняющих заповеди Его». Страх Божий в сердце находит выражение в практическом следовании заповедям.

3. Ее цель — непрестанное восхваление Бога: «Хвала Ему пребудет вовек».