Библиотека soteria.ru
Сокровищница Давида-Том 5
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 12.04.15 Просмотров: 4041 Все тексты автора Чарльз Сперджен
112. Хвала Богу за милость к бедным
Заглавие и тема
Псалом состоит из одних славословий и потому не нуждается в особом истолковании. Лучше всего эти священные строки поймет тот, кто обладает пылким сердцем, полным искреннего благоговения пред Господом. Свое сочинение псалмопевец посвящает великому и милосердному Господу, явившему дивную благодать в избавлении бедных и нищих от бесчисленных скорбей. Подобные славословия подходят для церкви во времена духовного пробуждения, когда она выходит из длительного упадка. Этот гимн относится к серии псалмов «халлель», или «Аллилуйя», которые евреи пели по великим праздниках. Доктор Эдершайм пишет о том, что в Талмуде пение псалмов «халлель» упоминается в связи с праздником Пасхи. Следовательно, мы можем заключить, что в сто двенадцатом псалме речь идет о благости Божьей к Израилю в связи с исходом из Египта. Таким образом, первое восклицание псалма: «Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне» нужно понимать как радостный возглас рабов Бога, которые перестали быть рабами фараона. Бедные и нищие, упоминаемые в тексте, также могли быть израильтянами, стенавшими от руки египтян. Что касается рождения детей в месте для этого непригодном, то данная ссылка также вписывается в контекст исхода.
Композиция
Истолкование столь короткого псалма особого деления не требует. Если следовать поучительным заголовкам, приведенным в обычном английском переводе, то псалом можно условно разделить на две части: стихи 1—5 — увещевание славить Господа за Его совершенства, стихи 6—9 — увещевание славить Господа за Его милость.
Истолкование
Аллилуйя. 1 Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне.2 Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек.3 От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне. 4 Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его.5 Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте.
1. «Аллилуйя». Хвалите Яхве! Хвала должна быть неизменной жертвой Господу на всех священных празднествах. Господь ожидает от нас как фимиама молитв, так и благовония хвалы. Смеем ли мы просить Его о помощи, если отказываемся благодарить Его за уже оказанные милости? Господь даровал нам бесчисленные благословения; восхвалим же Его всем сердцем! Все силы нашей души должны быть отданы Господу, а потому нам следует отринуть все, что мешает нам это сделать. «Хвалите, рабы Господни». Вам, как никому другому, пристало хвалить Господа — таково ваше призвание и исповедание. Кому как не рабам Божьим хвалить своего Господина? Если вы ближе всех общаетесь с Господом, то должны и благодарить Его больше всех. Томясь в египетском рабстве, израильтяне стенали и воздыхали от тяжелого труда, но, став рабами Господа, начали воспевать Ему песни радости. Быть рабом Господа — значит жить в совершенной свободе, и всякий, кто полностью предает себя на служение Господу, находит тысячи причин для благодарения. Лучше всего славят Бога те, кто преуспевает в святом служении. Воистину, служение и есть хвала.
«Хвалите имя Господне». Превозносите Его Божество, славьте Его совершенства, восхищайтесь Его делами и преклоняйтесь перед Его святым именем. В этом стихе имя Господа упомянуто трижды. Те, для кого учение о триединстве Бога имеет особый смысл, усматривают в этом стихе намек на святую тайну Троицы.
Восславим же Отца, Сына и Святого Духа как единого живого и истинного Бога! Повторение призыва «Хвалите Яхве, хвалите… хвалите…», несомненно, производило глубокое впечатление на слушателей псалма. Описывая древнееврейское богослужение, доктор Эдершайм говорит о том, что храмовое пение требовало отклика собрания: «Первая строка псалмов повторялась участниками богослужения дословно, тогда как на все остальные они отвечали возгласом „Аллилуйя!“, то есть „Славьте Господа!»». Таким образом, псалом исполнялся по следующей схеме:
Левиты: «Аллилуйя» (хвалите Яхве)!
Собрание: «Аллилуйя».
Левиты: «Хвалите, рабы Господни».
Собрание: «Аллилуйя».
Левиты: «Хвалите имя Господне».
Собрание: «Аллилуйя».
Следует отметить, что повторения эти не были излишни — глубокое содержание псалма требовало к себе особого внимания. Величественная тема должна была оставить в душах людей глубокий след и реализовываться в их жизни с терпением и упорством.
2. «Да будет имя Господне благословенно». Слушателям псалма надлежало не только прославлять Господа устами, но и благословлять Его в тишине сердца, искренне молясь о том, чтобы имя Господне было прославлено, чтобы дело Его совершилось и чтобы истина Его восторжествовала по всей земле. Упомянув имя Господне, псалмопевец тем самым призвал нас к прославлению всех совершенств Всевышнего, которые словно буквы одного великого имени Бога. Он учит нас не вступать в конфликт с Божьей справедливостью, не испытывать рабского страха перед Его всемогуществом, но воспринимать Господа таким, каким Он явлен в Своем Слове и в деяниях. Мы не должны придумывать Богу иное имя или приписывать Ему иные свойства. Это было бы все равно, что сотворить себе идола. Каждый раз, когда мы помышляем о Боге Священного Писания, из уст наших должна изливаться хвала. Его величественное имя не может произноситься нами без благоговейного трепета.
«Отныне». Если до сих пор мы никогда не славили Господа, самое время начать. Пасха праздновалась иудеями в самом начале года — что может быть лучше, чем начинать год с восхваления Того, кто избавил Свой народ от рабства. Каждый священный праздник был так или иначе связан со славными событиями израильского прошлого, и потому любой из них был отличным поводом для возобновления славословий. Почему бы и нам с вами не сделать сегодняшний день первым днем года славословий? Когда Господь говорит: «Благословлю тебя отныне и вовек», нам следует ответить: «Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек». Псалмопевец не мог себе представить, чтобы хвала Господу могла прекратиться. Он был убежден в том, что Господь никогда не останется без славословий. Как часто мы думаем, что постигшие нас печали и скорби останутся с нами целый век! Прославление же Господа не кажется нам столь продолжительным. Но могут ли сердца наши не испытывать благодарности к Господу и не выражать ее в хвале? Неужели придет время, когда славословия Израиля перестанут восходить к престолу Божьему денно и нощно? Это невозможно! Хвала Господу не перестанет вовек; да будет имя Господне благословенно!
3. «От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне». Хвалебные гимны должны возноситься к престолу Божьему с утра до вечера. Все народы земли, от запада до востока, должны воздавать Господу искреннюю хвалу. Так должно быть, и мы имеем все основания верить, что так оно и будет. Надежда наша состоит в том, что еще до заката рода человеческого все народы восславят и благословят достопоклоняемое имя Господа. Когда апостолы впервые провозгласили Евангелие, слава имени Господнего распространилась по всей земле. Неужели же слава Его не умножится до наступления судного дня? Мы ожидаем этого всем сердцем. Пока не пришло время заката, каждый день должен быть освящен прославлением Господа. Давайте же каждое утро хвалить Всевышнего подобно распускающемуся цветку или поющей птице.
Что ни день — наполняется трелями мир,
Леса рукоплещут, ликуют поля,
Проснись же, беспечное сердце мое,
Ликуй, как ликует земля.
Как чудесна благодать Божья, возводящая солнце на непокорных и злых и дарующая обильный урожай и благоденствие недостойным! Восславим же Господа всей земли за чудеса благодати! Будем каждый час обновлять песнь радости, ибо милость Его обновляется постоянно. Не будем прекращать пения, даже когда солнце зайдет за горизонт — пусть славословия не прекращаются даже ночью.
Дивный Отче неба и земли,
Я Тебя за ночь благословлю,
За часы блаженного покоя.
Умиротворения пора
Суету дневную успокоит.
Средь благоухающих лугов,
Мягких трав, цветов и мотыльков
Жаворонок спит блаженным сном.
Даже в ульях пчелы не шумят,
Завершив труды дневные — спят,
Обрету покой в Тебе одном!
4. «Высок над всеми народами Господь». Хотя язычники и не знали этого, Господь всегда был их Владыкой и Правителем. Идолы народов — ничто; все их цари — не более чем марионетки в руках Господа. Господь высок над мудростью язычников, над их судом и над вымыслами языческих волхвов. Он высок над помпезностью и могуществом горделивых монархов. Присутствие Божье распростерто над всеми народами словно небесный свод. Господь вездесущ. Эта истина должна вселять в нас веру и желание благодарить Всевышнего. «Над небесами слава Его». Слава Его выше самих небес. Облака как прах под Его ногами, престол Его возвышается даже над солнцем, луной и звездами. «Небо и небеса небес не вмещают Его». Ни видимая вселенная во всем своем великолепии, ни торжественный сонм ангелов не могут возвестить всей славы Божьей. Слава Его высока и непредставима, Господь абсолютен и бесконечен. Превознесем же выше небес Того, кто пребывает выше небес.
5. «Кто, как Господь, Бог наш» (в английском переводе эта фраза имеет форму вопросительного предложения: «Кто, как Господь, Бог наш?» — Примеч. пер.). Никто. Богу нет равных. Никто не может сравниться с Господом Богом Израилевым. Бог, заключивший с нами завет, обитает в неприступной славе. Кто подобен Ему? Даже те существа, которых Он сделал подобными себе, не имеют полного богоподобия — не все качества Бога могут быть переданы Его творению. Ни одна библейская метафора, ни один библейский образ не может дать нам полного представления о Боге. Во всем творении нет ничего, что могло бы исчерпывающим образом отразить Бога. Только в личности Иисуса Христа величие Бога явлено полностью, ибо Господь твердо заявил: «Видевший Меня видел Отца».
«Который, обитая на высоте». Кто уподобится Богу, обитающему на высоте? Его престол, Его личность, Его совершенства и божественная сущность исполнены величия и славы. Никто не равен Господу. Ясные и безмятежные мысли Господа парят на неприступной высоте. Бог никогда не бывает поругаем и никогда не поступается Своей святостью и абсолютным совершенством. О святых сказано, что они также обитают на высоте, и в этом отношении они являются отражением славы Божьей. Что же касается самого Господа, то Его горние чертоги непредставимы для человеческого разума, Господь выше Своих святых, сколько бы в них ни было величия.
На небе обитаешь Ты, о Боже всемогущий,
Величия исполнены Твои святые кущи.
Там, где мерцают звезды в безбрежном океане,
В пространстве беспредельном и в сумрачном тумане.
О, как высок святой престол, где Бог сидит чудесный!
Он выше неба, выше звезд и ангелов небесных.
И Гавриил, могучий муж, напрасно ввысь взирает:
Он не увидит никогда, где Бог наш восседает.
А если так, что делать нам? Мы прах, мы персть земная.
Превознесем Творца хвалой, величье вспоминая.
Спаси от тленья и греха, великий наш Спаситель.
Ты свят, высок и всемогущ, наш дивный Избавитель.
6 Приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю;7 из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего,8 чтобы посадить его с князьями, с князьями народа его;9 неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях? Аллилуйя!
6. «Приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю». Обитель Господа столь высока, что Ему приходится приклоняться, чтобы увидеть небеса. Наблюдать за делами ангелов Господь может с высоты Своего престола. Как же милостив Тот, кто нисходит к нам с такой невообразимой высоты! Он призирает на Своих немощных рабов, и те ликуют от радости, подобно Марии, воскликнувшей: «Призрел Он на смирение Рабы Своей». Как удивительны слова пророка Исаии: «Ибо так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий, — Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенными и смиренными духом, чтобы оживлять дух смиренных и оживлять сердца сокрушенных». Языческие философы не верили в то, что Бог следит за мельчайшими событиями человеческой истории. Они представляли Его пребывающим в полной безмятежности и в полном безразличии к нуждам и стонам Своего творения. «Ибо заступник их не таков, как наш Заступник». Хотя Бог наш превыше всех других богов, Он является нашим Отцом, знающим нужды своих детей до того, как они обратились к Нему с прошением. Он наш пастырь, на которого мы возложили свои заботы, наш хранитель и заступник, у которого на счету каждый наш волосок. И, наконец, Он внимательный и нежный друг, сочувствующий нашим немощам. Воистину, милостивый Бог должен быть прославляем всеми, кто познал Его славу.
7. «Из праха поднимает бедного». Вот пример безмерной милости и любви Господа. Как часто Он поднимает бедных и нищих из глубочайшего рва и дает им место среди великих и сильных! Дух всеблагого Господа и доныне посещает поверженных в прах, чтобы дать им «вместо пепла… украшение». Он ободряет сердца сетующих, и они ликуют от радости. Псалмопевец говорит о том, что возрождение сердец совершается не иначе, как рукой Господа. Только Бог может поднять человека из бездны отчаянья и безысходности, и все, кто испытал в своей жизни возрождающее действие десницы Божьей, подтвердят истинность этих слов. Господь вмешивается в естественный ход событий лишь тогда, как у нас не остается никакой надежды на человеческую помощь. Стоит Ему явить Свою силу, как скорби и тревоги исчезают навсегда. Чтобы испытать на себе действие спасающей десницы Божьей, многие из нас, не колеблясь, согласились бы погрузиться в прах.
«Из брения возвышает нищего». Он лежал в брении, подобно гниющему мусору, забытый и отвергнутый всеми. Воистину велик Господь, снизошедший с высоты Своего престола до брения! Как чудесна сила Господа, возрождающая грязных и отвергнутых бродяг! Он поднимает их из грязи и не гнушается искать их среди отбросов земли, дабы с их помощью посрамить величие сильных и унизить всякое человеческое превозношение. Греховная природа человека подобна брению, комку грязи. Порок, вошедший в сердце человека, поверг его в прах. Греховная жизнь делает нас поистине омерзительными существами. Человеческое общество полно гниения и разложения, куда бы мы ни бросили взгляд, и собственными усилиями человек никогда бы не выбрался из этой ямы. Грех — это могила, в которой мы видим вокруг себя одно тление. Мы мертвецы, разлагающиеся в своих гробах. Но всемогущая мышца Всевышнего извлекает нас из могильной тьмы и возводит к высотам рая. Так было и так будет всегда. Хвалите же Господа!
8. «Чтобы посадить его с князьями». Бог ничего не делает наполовину. Подняв бедного и нищего из брения, Он непременно желает посадить его с князьями в Царстве Своем. Христос соделал нас царями и священниками Богу нашему, и мы будем царствовать вовеки и веки. Вместо нищеты нам дастся достояние князей. Избавив нас от низкой доли, Господь вознесет нас над царями и поставит над вельможами земными. «С князьями народа его». Все верующие — князья. По учению богодухновенного псалма, те, на ком почиет Господне благоволение, становятся великими правителями. Милостью Господа даже отчаявшиеся и пребывающие в прахе зачастую возносятся до вершин духовности и благочестия: «Так будут последние первыми, и первые последними». Павел, будучи «наименьшим из всех святых», был ничуть не ниже главных апостолов. В наше время Джон Беньян, этот «святотатствующий жестянщик», стал вторым Иоанном Богословом, чьи притчи вполне могут соперничать с загадочной книгой Откровения. Читая эти строки, все страждущие и уничиженные должны воспрянуть духом. Господь покрывает князей позором, а пребывающих в прахе и брении милует, одаривая их благодатью и являя им все преизобильное богатство благости Своей во Христе Иисусе. Все, на кого Господь излил Свою дивную благодать, должны непрестанно восклицать «Аллилуйя!» и хвалить своего Бога и Спасителя.
9. «Неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях». Рождение детей на древнем Востоке считалось большим благословением, а бесплодие, соответственно, большим проклятием. Вот почему этот стих был помещен автором в самый конец псалма — он является своего рода кульминацией истории о милостивых деяниях Господних. Бог настолько милосерд, что призирает с престола на тех, кого общество отвергает по причине их бесплодия — телесного или духовного. Обещание этого стиха буквальным образом исполнилось в жизни Сарры, Рахили, жены Маноя, Анны, Елисаветы и многих других святых жен. Раньше считалось, что у женщины не может быть дома до тех пор, пока у нее не появились дети. В некоторых случаях, однако, Господь оказывал неплодным милость, «вселяя их в дом» и делая матерями, радующимися о детях. Церковь язычников является духовным примером подобного благословения: после долгих лет бесплодия Господь, наконец, ниспослал им дар плодовитости. В последние дни иудейская церковь также благословится излиянием животворной благодати. Израиль вследствие духовного блуда был оставлен Господом на время, но будет прощен и восстановлен в земле, которая ныне лежит в руинах.
Верующие в Господа во все времена сокрушались по поводу своего бесплодия. Какое-то время сынам Божьим может казаться, что они не приносят особых плодов для Царства Божьего, однако после посещения Святого Духа они внезапно расцветают подобно жезлу Ааронову, о котором сказано, что он пустил почки и произвел миндаль. Когда в наши бесплодные сердца входит Спаситель, благодать в нас умножается, и мы в определенном смысле становимся родителями множества детей, радующимися о милосердном Господе. Получив милость, мы искренне удивляемся, что Бог являет благодать к столь недостойным грешникам, как мы. Подобно Марии, мы возносим к небесам свое «Величит душа моя Господа» и, подобно Анне, восклицаем: «Нет столь святого, как Господь; ибо нет другого, кроме Тебя; и нет твердыни, как Бог наш!»
«Аллилуйя!» В завершение псалма мы снова слышим его основную мысль. Псалмопевец заканчивает свой гимн на той же ноте, на которой начал, и тем самым показывает, что каждый его стих был посвящен прославлению Всевышнего. Да будет псалом нашей жизни таким же непрерывным, как псалом Давида. Милости Господа не прекращаются никогда, а значит, и славословия уст наших должны изливаться непрестанно. Будем же славить Его как в юности своей, так и в зрелые годы, пока в нас есть силы. Впрочем, Господь не оставляет детей Своих и в старости, а значит, нам не следует прекращать славословий, даже когда тела наши согнутся под тяжестью лет. Христиане должны не просто славить Господа поодиночке, но и призывать к этому других. Если нам доведется встретить нищего, обогатившегося милостью Божьей, или человека, чья жизнь стала плодоносной благодаря животворному прикосновению Господа, присоединимся к его хвале и восславим Бога, милости которого не прекращаются вовек. Будучи избавлены от духовной нищеты и бесплодия, мы не должны забывать о своем прежнем состоянии и о явленной нам дивной милости. Хвала наша да не прекращается вовек. Аллилуйя!
Советы проповедникам
Псалом в целом состоит из трех частей.
1. Увещевание хвалить Господа, обращенное к рабам Господним.
2. Установления относительно формы и времени прославления (ст. 2, 3).
3. Причины, побуждающие нас к поклонению: вечная сила (ст. 4, 5), провидение Божье, явленное на небе и на земле (ст. 6).
Стих 1. Смысл повторений.
1. Повторения подчеркивают важность хвалы.
2. Напоминают об обязанности святых хвалить Бога.
3. Показывают нашу нерадивость в этом деле.
4. Делают явным тот факт, что хвала должна быть искренней и непрестанной.
5. Косвенно указывают на то, что мы должны призывать других к хвале.
Стих 1.
1. Кому принадлежит хвала? Господу.
2. Кто должен ее возносить? «Рабы Господни».
3. Почему мы должны хвалить Господа? Потому что имя Его велико. Все имена Бога являются описаниями Его совершенства и указаниями на то, как Господь поступает с рабами Своими.
Стихи 1, 9. «Аллилуйя».
1. Жизнь должна начинаться с этого возгласа и кончаться им — так же как святое служение, долготерпение в скорбях и все остальное.
2. Заполните паузы хвалой. Прочтите стихи 2—8.
Стих 2.
1. Небесное занятие начинается на земле — прославление имени Господнего.
2. Земное дело продолжается на небесах: «Отныне и вовек». Коль скоро хвала, начатая на земле, должна возноситься и на небе, следовательно, мы должны взойти на небо, чтобы продолжить это благое дело.
Стих 2.
1. Время начаться хвале: «Отныне и вовек». Дополнительные причины:
а) наша нерадивость в прославлении Бога;
б) обязанность прославлять Бога.
2. Хвала не должна прекращаться никогда: «Вовек». Это правило распространяется на всех без исключения.
3. Бога надлежит славить:
а) каждый день;
б) отныне и вовек;
в) прилюдно;
г) в повседневных заботах;
д) всегда — поскольку на земле всегда где-то день.
Стих 3.
1. Святые места отменены.
2. Святые часы отменены.
3. Всякое место и время освящено.
Стихи 5—6.
1. Величие Бога. Каким оно кажется с земли (ст. 5).
2. Снисхождение Бога. Каким оно кажется с небес (ст. 6):
а) в сотворении мира;
б) в воплощении Сына Божьего;
в) в искуплении сынов Божьих.
Стихи 5—6. Невиданная милость Господа.
1. Никто, кроме Бога, не пребывает выше небес, и потому никто не может снизойти так, как снисходит Он.
2. Никто так не благ, как Бог, и потому никто не хочет оказывать нам подобную милость.
3. Никто так не мудр, как Бог, и потому никто не может понять нужд ничтожных существ в полной мере.
4. Никто, кроме Бога, не бесконечен, и потому никто не может так вникнуть в мельчайшие детали этого мира и сочувствовать людскому горю. В малом бесконечный Бог виден так же, как в великом.
Стих 6.
1. На небесах Бог царствует так же, как на земле.
2. Бог призирает на небо и землю и тем самым дарует им Свое благословение.
3. Бог снисходит до нужд неба и земли.
4. Бог видит все, что делается на небе и на земле.
Стих 7. Евангелие: Господь видит бедных и нищих и благоволит к ним.
Стихи 7—8.
1. Состояние человека: пребывает в прахе скорбей и в брении греха.
2. Помощь от Обитающего на высоте.
3. Какова эта помощь? «Из праха поднимает бедного». «Из брения возвышает нищего». «Чтобы посадить его с князьями, с князьями народа его».
Стих 8. Возведение в небесную аристократию. Рост царской семьи.
Стих 9. «Мать, радующаяся о детях».
1. Радость материнства.
2. Здоровые и послушные дети — особое благословение.
3. Верующие дети — величайшее благословение. Благодарение Богу за подобные благословения.
Стих 9.
1. Дом Божий. «Вселяет». Если у вас есть дети, то это дар Божий. Если вы потеряли ребенка, то это от Бога. Если у вас никогда не было детей, то это воля Божья.
2. Домашнее богослужение. Псалмопевец призывает нас славить Господа всей семьей, и тогда вся семья обретет благословение Божье.