128. Страдания и проклятие

Заглавие

«Песнь восхождения». Я не вижу, каким образом этот псалом может быть следующим этапом в восхождении паломников. Без сомнения, перед нами песнь зрелого, испытанного верующего, жизнь которого была полна горестей и страданий. Но, возможно, настоящий псалом следует за сто двадцать седьмым по той причине, что в некотором смысле обретение терпения есть более высокая ступень духовного развития. Если бы мы знали, из каких этапов состоял путь паломников по дороге в Иерусалим, то могли бы с точностью сказать, почему псалмы стоят в таком порядке. Но эта информация утеряна, и у нас нет другого выбора, как только принимать расположение псалмов таким, какое оно есть. В настоящее время мы не совершаем паломничеств на Сион, поэтому из-за незнания причины именно такого порядка псалмов страдает лишь наше любопытство, но отнюдь не духовная жизнь.

Автор и тема

Относить псалом к периоду после вавилонского пленения вовсе не обязательно, по своему содержанию он более соответствует времени, когда враги еще не переселили израильтян в далекую страну. Автор сочетает в своей песне одновременно мотивы сетования и твердой решимости. Претерпев лишения и скорби, страдальцы Сиона не потеряли мужества и решительно противостали лютому врагу. Тема псалма тесно связана с деревенской жизнью: мы находим в нем множество сельскохозяйственных метафор. По своему духу псалом очень напоминает библейские книги Руфи и Амоса.

Композиция

Псалмопевец поет о горестях Израиля (ст. 1—3), говорит о явленной Богом милости (ст. 4), произносит проклятие на голову врагов Израиля (ст. 5—8).

Истолкование

1 Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль:2 много теснили меня от юности моей, но не одолели меня.3 На хребте моем орали оратаи, проводили длинные борозды свои.

1. «Много теснили меня от юности моей, да скажет Израиль». Псалмопевец вспоминает о былых страданиях Израиля и тем самым утешает народ Божий в нынешней скорби. Ведь если Бог был со Своими детьми на протяжении столь долго времени, Он не оставит их и теперь. Песнь начинается как бы с середины. Поэт, очевидно, был погружен в размышления, когда мысль его внезапно закипела и вырвалась наружу. Он не мог не говорить — слова рвались из его уст. На протяжении веков страдания Церкви Божьей не меняются. То, что выпало на долю наших праотцов, выпадет и на нашу долю. Жизнь Иакова была полна тревог. Посему каждый израильтянин, так или иначе, подвергается притеснениям, а народ в целом терпит одно испытание за другим. «Много», — говорит Израиль, ибо не знает числа своим страданиям. Многострадальный народ не ведает, от чьей руки он принимает страдания — так велико число его врагов. Они нападали на Израиль, теснили, угнетали его с первых дней его существования. И нападки их были нескончаемы. Страдания достаются детям Божьим по наследству, скорби — это отличительный знак избранных. Израиль был народом особенным, взятым в удел, и именно по этой причине у него было множество врагов, которые жаждали стереть его с лица земли. Когда семья Иакова оказалась в земле ханаанской, она немало пострадала от рук местных народов. В Египте участь Израиля была ничуть не легче. Во время блужданий по пустыне, испытания обрушивались на него нескончаемым потоком. Даже в пределах земли обещанной он не был в полной безопасности, поскольку находился в окружении лютых врагов. Слова «много теснили меня» точно описывали бедствия израильского народа. Страдания постигли его рано, с юности, и продолжались всю жизнь. Младенческие годы народа израильского и Церкви Божьей были годами испытаний. Младенцы в благодати всегда вскармливаются страданиями и гонениями. Не успеет благочестивое чадо родиться, как на него тут же начинает охоту дракон. Впрочем, «благо человеку, когда он несет иго в юности своей» (Плач. 3:27). Когда он вырастет и расскажет историю своей жизни, это станет очевидным.

2. «Много теснили меня от юности моей». Снова звучат те же самые слова. Все думы Израиля были направлены на минувшие и настоящие скорби, и потому он снова произнес эти же слова, обращаясь, по-видимому, к самому себе. Повторение — поэтический прием: скорбящий обратил свою печаль в стихи, стенания — в песню. «Но не одолели меня». Вместе с этими словами до нас доносится стук бубнов и звон кимвалов. Враг предан позору, ибо все их замыслы ниспровергнуты. «Но» врывается в скорбный монолог Израиля внезапным ревом тысячи труб и взрывом тысячи литавр. «Низлагаемы, но не погибаем», — таков победный клич торжествующих. Израиль боролся и победил. Если Израиль одолел ангела, заключившего с ним завет, значит, ему не в силах противостать ни человек, ни дьявол. Борьба Израиля была долгой и напряженной. Доблестный воин трепетал перед лютыми врагами, однако воскликнул: «Но не одолели меня!» «Много», о, как много раз у врага была возможность поразить меня, но он не смог этого сделать!

3. «На хребте моем орали оратаи». Палачи вспахивали плетьми мою спину, как земледельцы пашут землю. Они обращались с людьми Божьими как с преступниками, преданными в руки римских ликторов для бичевания. Они орали на хребте народа израильского, тесня и угнетая его. Как выразительна эта краткая, но емкая метафора! Один писатель сказал, что, на его взгляд, это сравнение слишком туманно. Однако это не так. В этом предложении действительно присутствует несколько образов — как колесо в колесе — однако смысл от этого не становится туманным. Притеснители подвергали святой народ жестокому обращению. После каждого удара на спине их появлялась красная полоса или же кровоточащий шрам, сравнимый с бороздой на свежевспаханном поле. Как велико число тех, кто пострадал от клеветы злых языков или претерпел незаслуженные поношения! Во все века истинная Церковь терпит бичевания за имя Господа нашего Иисуса Христа. Его страдание было пророческим предвосхищением наших страданий, и пророчество это сбылось. Сион был перепахан, как поле.

«Проводили длинные борозды свои». Жестокость доставляла злодеям удовольствие. Плуг их проходил по всему полю, и не оставлял ни одного участка невспаханным. Исполненные ненависти, они вложили всю свою злобу в беспощадные удары плети. Враги Церкви Христовой не жалеют сил, когда желают причинить вред праведным. Удары их обрушиваются с ужасной силой — так, чтобы плеть оставляла за собой глубокие и длинные борозды. Ни один член Церкви не остается без бичевания. Как заметил Хью Латимер, самый используемый плуг в истории человечества — это плуг сатаны. Его бич оставляет за собой длинные борозды. Враг бьет изо всех сил и не прекращает своей ужасной работы даже с заходом солнца. Он и его приспешники грудятся в поте лица, как опытные землепашцы, и все же предпочитают совершать свои злодеяния за спиной у верующих. Ведь жестокость — обратная сторона трусости.

4 Но Господь праведен: Он рассек узы нечестивых.

4. «Но Господь праведен». Каким бы ни был человек, Бог остается праведным. Он никогда не нарушит завета со Своим народом, но воздаст их гонителям по справедливости. Праведность Господа — это залог нашей надежды. С этого момента скорбь Израиля начинает идти на убыль. Господь, позволяющий нечестивым орать на хребте праведных, в конце концов прекращает их злодеяния. «Он рассек узы нечестивых». Узы, связывавшие волов с плугом, рассечены. Веревки, которыми была связана жертва, разорваны. Узы, связывавшие злодеев между собой, расторгнуты. «Сеть расторгнута, и мы избавились» (Пс.123:7). Уничтожение орудий пытки знаменует собой освобождение Израиля. Рано или поздно праведный Бог вмешивается в естественный ход событий, и действия Его всегда достигают цели. Он не просто развязывает, а рассекает узы, державшие праведных в плену. Все языческие народы, которые Бог когда-либо использовал в качестве орудия наказания Израиля, были в последствии истреблены. Господь ненавидит тех, кто причиняет вред Его народу, даже если на короткое время Он позволяет им торжествовать победу. Всякий, кто осмеливается поставить свой плуг на поле Господне, рискует навлечь на себя Его гнев. Кратчайший путь к погибели — это покушение на святых. Предостережение Господне гласит: «Касающийся вас касается зеницы ока Его» (Зах.2:8).

5 Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!6 Да будут как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает, 7 которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопы — горсти своей;8 и проходящие мимо не скажут: «благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!»

5. «Да постыдятся и обратятся назад все ненавидящие Сион!» Мы полностью согласны со словами этого проклятья. Если таково наказание, уготованное нечестивым, да будет так! Аминь. Постыжение тех, кто ненавидит, притесняет и гонит народ Божий, есть не что иное, как справедливое возмездие. Те, кто называет добро злом, а зло добром, заслуживают вечного позора. Отвращающиеся от Господа должны «обратиться назад». Верноподданные должны ненавидеть тех, кто злоумышляет против их монарха. Такое желание вполне справедливо, в нем нет ни тени личной мстительности или недоброжелательства. Мы желаем блага людям, но ненавидим отступников. Да разоблачит Господь все их козни и да повернет вспять все их злые намерения! Можем ли мы желать блага тем, кто грозит уничтожить самое дорогое, что у нас есть? Поистине безумен наш век, ибо сегодня любящих Спасителя называют фанатиками и ненавидящих зло и тьму — лицемерами.

Вот почему мы с готовностью присоединяемся к словам псалмопевца и всем сердцем желаем возрождения практики проклятия и благословения на Гевале и Гаризиме (Втор.11:29). Благословлявшие Господа благословлялись с горы Гаризим, а проклинавшие праведных проклинались с горы Гевал. Я слышал, что люди жаждут виселицы для тех, кто был повинен в убийстве двух беззащитных в Дублине! Я никогда не стал бы осуждать их желание. Добрые и злые должны получать по справедливости. К тому же о Церкви Божьей можно сказать, что она исполнена добрых дел, красоты, невинности и благости. А посему все, кто поступает с ней несправедливо, заслуживают того, чтобы к ним относились как к врагам рода человеческого. Прочтите хотя бы главу из «Книги мучеников», и я очень удивлюсь, если у вас не появится неодолимое желание произнести псалом проклятия над епископом Боннером и Кровавой Мэри. Уверен, что вас осудят только сентиментальные «свободные мыслители». В этом случае, однако, прочтите и над ними этот псалом.

6. «Да будут как трава на кровлях, которая прежде, нежели будет исторгнута, засыхает». Трава, растущая на кровлях, вырастает очень быстро и засыхает так же быстро. Она прорастает под палящими лучами солнца, находит достаточно питания, чтобы пустить один зеленый побег, но к вечеру засыхает из-за недостатка влаги. Едва успев вырасти, она погибает. Такова участь и заслуженное наказание врагов Божьих. О, как мимолетно их благоденствие! Как скоро приходит к ним возмездие! Высокое положение способствует их росту, но и ускоряет их гибель. «Что быстро созревает, то быстро загнивает» — гласит древняя поговорка. Мы же можем переложить эту извечную истину на библейский лад: «Кто скоро злоумышляет, тот быстро погибает». Взгляните на соломенные кровли деревенских домов, и вы увидите наглядную иллюстрацию слов псалмопевца. Смысл данного стиха в том, что эти люди быстро взлетают к вершинам успеха и так же быстро падают вниз. Притеснители, как правило, люди гневные, шумливые, яростные и свирепые, однако исчезают они в один день. Что касается травы полевой, то она сгнивает не так быстро, как трава на кровлях. Зеленые ростки на крышах домов погибают в одно мгновение, даже не будучи скошенными, и тем самым являются суровым предостережением для всех притеснителей. О, как кратковременен их успех! Участь их поистине незавидна. Никто не оплакивает их гибель. Трава, растущая на кровлях, никому не нужна. Никто не обращает на нее ни малейшего внимания. Даже после исчезновения последней травинки с кровли дом не испытывает никакого недостатка. Так же и гонители Христа исчезают с лица земли, и никто не оплакивает их уход. Один из отцов писал о Юлиане-отступнике: «И это облачко скоро рассеется». Так и случилось. Все безбожные философские учения гибнут. То же самое будет и со всеми ересями, сколько бы их ни возникало. Ничтожные, не имеющие корней произрастения, как же краток ваш век! Они вырастают за день и тут же исчезают, хотя никто не пытается их уничтожить. Зло заключает в самом себе причину собственной гибели. Да будет так.

7. «Которою жнец не наполнит руки своей, и вяжущий снопыгорсти своей». Жнец хотел бы скосить траву, но ему нечего косить: рука его ничего не находит. На Востоке было принято носить снопы в руках. Жнец простер руку, но ее нечем было наполнить. Такова доля нечестивых. Справедливый и праведный Бог превращает их в ничто. Огонь их превращается в дым, сила их — в гниение, а цвет — в пыль и прах. Никто не получает от них никакой пользы, включая их самих. Стремления их порочны, дела — омерзительны, а участь — ужасна.

8. «И проходящие мимо не скажут: „благословение Господне на вас; благословляем вас именем Господним!“» Как правило, при сборе урожая люди благословляют друг друга во имя Господа. Что же касается нечестивых, то в их жизни и делах нет ни малейшего намека на желание дарить благословения и принимать их. Вспоминая злодея, мы хотим плакать, а не радоваться, мы желаем ему не благополучия, а крушения всех надежд. Никто из нас не дерзнет желать благополучия злому человеку, поскольку мы не хотим стать соучастниками в его зле. Никто не скажет гонителям праведных: «Благословение Господне на вас». Тех, кто злословит святых и противится учению креста, нельзя благословлять во имя Господне. Кто злоупотребляет именем Иеговы, благословляя неправедные деяния, тот навлекает на себя позор. Смотрите, как жестоко бороздит вражеский плуг хребет праведных. Впрочем, страдания праведных производят в них обильный урожай благословений, ведущий в жизнь вечную. Нечестивцы процветают и наслаждаются беспечной жизнью, наивно воображая, будто им ничего не грозит. Но скоро они исчезают с лица земли и не оставляют после себя никакой памяти.

Господи, причисли меня к сонму святых. Даруй мне участвовать в их страданиях, дабы мне причаститься их славы. Только так я усвою истину этого псалма. Возношу имя Твое святое, ибо Ты не оставляешь Своих злостраждущих святых, но спасаешь их от гибели.

Советы проповедникам

Стих 1. Притеснение праведных нечестивыми.

1. Причины притеснения. Вражда со стороны семени змея.

2. Виды притеснения. Гонения, насмешки, клевета, ненависть.

3. Утешение в страданиях. Так гнали пророков и самого Господа. Притеснять праведных — свойство нечестивого нрава. Нечестивые не могут погубить душу. Все гонения временны.

Стихи 1—2.

1. Как далеко могут зайти гонения.

а) Великие гонения. «Теснили».

б) Непрекращающиеся гонения. «Много теснили».

в) Гонения с ранней юности. «От юности».

2. Какую черту гонения не могут перейти.

а) На время может показаться, что нечестивые одерживают победу.

б) В некотором смысле нечестивцы действительно одерживают победу.

в) Однако в конечном счете их ждет поражение.

г) Бог, которому они противятся, восторжествует над ними.

Стихи 1—4. Израиль гонимый, но не оставленный.

1. Начало гонений. Нечестивцы, теснившие Израиль.

2. Продолжительность гонений. «Много теснили». «От юности». Гонения были жестокими: «теснили», «орали».

3. Причины гонений. Ненависть со стороны людей и сатаны. Божественное позволение.

4. Конец гонений. «Не одолели». Не смогли погубить, ввергнуть в отчаяние, ввести в грех. Праведность Бога явлена в помощи святому народу и его победе над врагом,

Стихи 1—4. Враги Церкви Божьей.

1. Их жестокость. «Орали оратаи».

2. Их неотступность. «Много… от юности».

3. Их поражение. «Не одолели».

4. Их великий противник. «Он рассек узы нечестивых».

Стих 3.

1. Буквальное исполнение.

а) Во Христе (Мтф. 27:26; 20:19; Мр. 15:15; Лк.18:33; Ин.19:1).

б) В Его последователях (Мтф. 10:17; Деян.16:23; 2Кор.6:5; 11:23, 24; Евр.11:36).

2. Образное исполнение. В тайных злословиях на Христа и Его последователей.

Стих 4. Победная песнь Израиля.

1. Господь праведен в том, что позволил врагам притеснять Свой народ.

2. Господь праведен в том, что исполнил Свое обещание, даровав Израилю спасение от врагов.

3. Господь праведен в том, что посетил врагов Израиля жезлом железным.

Стих 5. «Ненавидящие Сион», то есть Божью Церковь и Божье дело.

1. Эта ненависть неизвинительна, потому что:

а) христиане праведны;

б) они верят в Евангелие;

в) они несут мир;

г) благодаря им мир еще существует.

2. Эта ненависть открывает глубокую греховность людей. «Ненавидящие Сион», какими бы нравственными качествами они ни обладали, являются:

а) врагами рода человеческого;

б) противниками Бога;

в) слепцами, подобными Саулу;

г) служителями сатаны.

3. Интуитивное чувство праведного. «Да будут как трава на кровлях». Оно вызвано:

а) любовью к Богу;

б) любовью к человеку;

в) любовью к праведности. Существование этого чувства само по себе доказывает, что Бог так и поступит.

Стихи 5—8.

1. Описание людей.

а) Они не любят Сион. Они не говорят: «Возлюбил я обитель дома Твоего».

б) Они ненавидят Сион — как Царя, так и Его подданных.

2. Их процветание. «Как трава на кровлях».

3. Их участь.

а) Позор. «Да постыдятся».

б) Потери. «Обратятся назад».

в) Разочарование. Нет жатвы.

г) Бесчестие. Их не благословляют другие, они не благословляют себя сами.

Стихи 6—8. Процветание и гибель нечестивых.

1. Высокое положение.

2. Заметное процветание.

3. Мимолетность счастья.

4. Суетность жизни.

5. Отсутствие благословения.