132. Общение святых

Заглавие

«Песнь восхождения. Давида». Нет причины лишать Давида права на авторство этого блестящего сонета. Он на себе испытал горечь разобщенности, царящей в семьях, и потому готов был посвятить свою лучшую песнь благословенному единству, которого ему так не доставало. Данный псалом занимает достойное место среди песней восхождения. Даже в светской литературе он нередко цитируется благодаря своей красоте. В нем нет ни одного неприятного слова, каждая строка дышит свежестью, озаряя слушателя особым светом. А вот псалом 109, с которого начинают свой путь паломники, совсем иной. Там звучат военные трубы и скорбный плач, здесь же — мир и наслаждение. Посетив Сион, паломники отправляются в обратный путь, и этот псалом вполне мог бы стать одой их радости, ибо они видели блаженный союз племен израильских, собравшихся в храме Господнем. Предыдущий псалом, воспевающий завет, также указывает на помазанника Господня и дарованные ему обещания, как на оплот единения Израиля. Не удивительно, что братья живут вместе, если сам Бог пребывает среди них, и мир Его покоится на них. Наши переводчики подобрали для этого псалма прекрасный заголовок — «Преимущества общения святых». Им часто удается выразить суть отрывка всего в нескольких словах.

Истолкование

1 Как хорошо и как приятно жить братьям вместе!2 Это как драгоценный елей на голове, стекающий на бороду, бороду Ааронову, стекающий на края одежды его;3 как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские, ибо там заповедал Господь благословение и жизнь навеки.

1. Перед нами настоящее чудо, потому обратим на него особое внимание! Оно вполне доступно нашему взору, ибо сказанное относится к истинным святым, не будем же пренебрегать им! Оно достойно восхищения, так остановитесь и задержитесь на нем взглядом! Вам немедленно захочется подражать ему, посему тщательно изучите его! Оно угодно Господу, а значит, имеет для нас величайшее значение. «Как хорошо и приятно жить братьям вместе!» Кто может достойно описать блаженство такого единства? И потому псалмопевец дважды повторяет слово «как»: «как хорошо!» и «как приятно!». Он не пытается измерить всю глубину благости и удовольствия, но предлагает нам сделать это самостоятельно. Сочетание двух наречий «хорошо» и «приятно» столь же замечательно, как и созвездие двух светил первой величины. Прекрасно, когда о чем-то можно сказать «хорошо»; еще прекрасней, когда о том же можно сказать и «приятно». Все мы любим испытывать приятные ощущения, однако их источник нередко бывает порочен. Здесь же речь идет о состоянии столь же приятном, сколь и добродетельном, поскольку перед каждым из наречий стоит одно и то же слово «как».

Для братьев по плоти жить вместе не всегда мудрое решение. Опыт учит нас, что им лучше быть вдали друг от друга, чем жить в разладе. Лучше расстаться мирно, подобно Аврааму и Лоту, чем оставаться вместе и отравлять душу завистью, подобно братьям Иосифа. Когда же братья живут в единстве, их общение является достойным примером и темой для духовных песнопений. Оно пристало, прежде всего, родственникам, ибо они воистину братья и должны быть едины сердцем и помыслами. Они живут вместе, и потому отсутствие ссор служит к их взаимному утешению. Но сколько семей, на наших глазах раздираемых жестокой враждой, являют собой зрелище, которое ни хорошо, ни приятно!

Что же касается братьев по духу, им надлежит вместе пребывать в церковном общении, которое немыслимо без единства. Мы вполне можем обойтись без единообразия, если у нас есть единство — один путь, одна истина и жизнь. Единство цели и духа во Христе необходимо верующим, ибо в противном случае наши собрания превратятся из церквей Христовых в очаги раздоров. Чем теснее это единство, тем лучше и приятнее. Поскольку мы остаемся существами несовершенными, зло всегда найдет способ проникнуть в нашу среду. Но оно будет скоро сведено на нет и извергнуто истинной любовью святых, если таковая действительно существует. Христианское единство хорошо само по себе, хорошо для братьев, для новообращенных и для окружающего мира. И конечно же оно приятно, потому что любящее сердце призвано получать и доставлять удовольствие в процессе общения с себе подобными. Церковь, объединенная многолетним ревностным служением Господу, — неиссякаемый источник радости и добродетели для всех живущих рядом с ней.

2. «Это как драгоценный елей на голове». Чтобы мы смогли глубже проникнуть в суть братского единства, Давид приводит аналогию, и в ней, как в зеркале, мы еще лучше ощущаем его t блаженство. Оно источает вокруг себя сладостный аромат, подобно драгоценному елею, которым помазывали первосвященника | при рукоположении. Единство свято, как и елей, предназначенный для использования исключительно во время богослужений. Воистину братолюбие священно, если сравнивается с елеем, изливаемым на одного лишь первосвященника Господня! Кроме того, оно имеет особенность распространяться. С головы Аарона елей стекал на его одежды, пропитывая их до самого края. Так и братолюбие распространяет свое благодатное влияние на всех окружающих. Искреннее согласие является благословением для каждой из сторон. Оно доставляет истинное удовольствие даже самым скромным обитателям нашего дома. Даже слуги радуются дивному единству, скрепляющему членов семьи. Оно имеет особое назначение. Подобно тому как Аарон был помазан елеем на служение Иегове, так сердца, скрепленные любовью, более достойны славить Бога в Его церкви. Господь едва ли помажет на служение людей, в чьих сердцах нет любви, а без помазания нет священника.

«Стекающий на бороду, бороду Ааронову». В этом заключается главное сходство. Елей не оставался на голове первосвященника, а стекал по волосам, орошая бороду. Так и братолюбие, растекаясь потоками, очищает, распространяя вокруг себя чудный аромат. «Стекающий на края одежды его». Однажды пролившись, этот поток не остановится. Казалось бы, зачем пачкать одежду елеем? Но священное помазание не знало преград и беспрепятственно стекало на одеяния Аарона. Братолюбие также орошает не только сердца, в которые оно когда-то излилось, стекая к низшим частям таинственного тела Христова, но, не спрашивая позволения, устремляется и туда, где его не ждут. Христианское братолюбие не ограничивается рамками одного прихода, национальностью, конфессией или возрастом. Верует ли кто во Христа? Значит, мы члены одного тела, связанные воедино вечной любовью. Беден ли он, слаб ли духовно или непривлекателен? Тогда он подобен краю одежды, и любовь, изливаясь из моего сердца, должна щедро орошать его. Братолюбие стекает с головы на ноги, снисходя даже до людей, занимающих самое низкое положение. Оно «не гордится», будучи исполнено кротости и смирения. Это в немалой степени свидетельствует о его совершенстве: елей не годился бы в качестве помазания, если бы не стекал вниз, так и братолюбие не распространяло бы вокруг себя благословения, если бы не перетекало из сердца в сердце.

3. «Как роса Ермонская, сходящая на горы Сионские». С высоких гор влага переносится ветром на более низкие холмы, и роса с Ермона орошает Сион. Высокий Ливан служит небольшим холмам града Давидова. Так братолюбие спускается с высот, освежая и оживляя все на своем пути. Благочестивое согласие, подобно росе, заключает в себе таинственное благословение. Его можно сравнить лишь с ермонской росой, которая особенно обильна. Это второе сравнение еще раз подчеркивает способность единства распространяться повсюду.

«Ибо там заповедал Господь благословение и жизнь навеки». Это значит на Сионе, где царит братолюбие. Бог пребывает там, где живет любовь, щедро дарующая благословения, обещанные Господом. Богу достаточно сказать слово, чтобы Его заповедь исполнилась. Ему угодно видеть Своих возлюбленных чад счастливыми, и Он не замедлит осчастливить их Своим присутствием. Лучшим Его благословением является вечная жизнь, ибо любовь и есть жизнь. Наслаждаясь единством в любви, мы вкушаем вечность, и это у нас не отнимется. Будем же любить «навеки», чтобы жить «навеки». Именно поэтому христианское братство столь «хорошо и приятно». Благословение Господне на нем, а значит, оно свято, «как драгоценный елей» и чисто, как «роса Ермонская». О, если бы эта добродетель чаще встречалась в мире! Не та любовь, что приходит и уходит, но та, что пребывает вечно. Не дух разделения и разобщенности, но дух мира и согласия. Не ссоры и споры, но полное единство. Мы никогда не ощутим на себе полную силу помазания, пока не будем едины сердцем и духом. Роса Духа Святого не снизойдет на нас во всей своей полноте, пока мы не придем в совершенное единство мыслей. Никогда Господь не пошлет нам благословенные обещания завета, пока мы вновь не обретем «одного Господа, одну веру, одно крещение». Господи, ради Сына Твоего, даруй нам это драгоценное духовное единство. Аминь.

Советы проповедникам

Стих 1. Христианское единство.

1. Его превосходные качества.

2. Признаки его наличия.

3. Причины его ослабления.

4. Средства его укрепления.

Стих 1. Святые здесь рассматриваются:

1) в братском общении;

2) в согласии;

3) в состоянии блаженства.

Стихи 1—3. Шесть благословений, сопровождающих единство:

1) благость;

2) удовольствие;

3) помазание;

4) роса;

5) Божье благословение;

6) вечная жизнь.

Стихи 1—3.

1. Предмет размышлений — братья, живущие вместе в единстве:

а) в семье;

б) в христианской церкви;

в) братья по конфессии;

г) братство различных конфессий.

2. Похвала.

а) «Хорошо» и «приятно».

б) Благоуханно, как священническое помазание; плодородно, как ермонская роса.

в) Бог благословляет единство и дарует жизнь вечную!

Стихи 1—3. О христианах, живущих в церковном единстве.

1. Единство естественно в силу братских отношений верующих. «Братьям». Христианское братство столь неповторимо, священно и старо, что отсутствие единства — позор для церкви. Мы братья:

а) поскольку рождены от Бога, который есть «Бог мира». Принадлежность к братству невозможна без подобия Богу (Мтф. 5:9);

б) поскольку едины во Христе, который, будучи старшим братом, желает единства (Ин.17:20—21). Не стремиться к единству — значит отречься от Христа;

в) поскольку «все мы одним Духом крестились в одно тело» (1Кор.12:13), в котором должны оставаться едины (Еф.4:3);

г) поскольку будем вечно «жить… вместе» на небесах. Посему должны стремиться к единству уже здесь, на земле.

2. Единство «хорошо» и «приятно».

а) Хорошо в отношении деятельности церкви и ее воздействия на мир, взаимного назидания и возрастания в благодати (1Кор.13:11), успешной молитвы (Мтф. 18:19) и благовестия.

б) Приятно, поскольку приносит счастье и угодно Богу.

3. Стремление к единству и его поддержание.

а) Желание славить Бога объединяет, а возвышение самого себя способствует разобщению.

б) Любовь ко Христу, влекущая к Нему, приближает нас друг к другу.

в) Служение ближним, в отличие от ожидания, что послужат вам, скрепляет сердца.

Стих 2. У псалмопевца, вероятно, была особая причина сравнить блаженное единство со священническим помазанием, причем с помазанием именно Аарона, а не другого первосвященника. Она заключалась в следующем.

1. Помазание было «свято» и приготовлялось в соответствии с божественным предписанием (Исх.30:23—25). Церковный союз также свят. Он рождается от любви, заповеданной нам Богом. Его крепость основывается на принципах, заложенных Богом, и существует в целях, определенных Им самим.

2. Помазание было дано Богом через Моисея, который в данном случае говорил от лица Бога. Церковное единство — плод Духа Святого (1Кор.13:13), дарованное нам через посредника — Иисуса Христа. Посему о нем надлежит молиться и принимать с благодарностью.

3. Через помазание Аарон был посвящен в священнический сан. Посредством единства вся Церковь освящается и совершает назначенное ей священническое служение.

4. Елей был жидким. Он не оставался на голове Аарона, но стекал на края его одежды. Единство со временем скрепит всех, от церковных лидеров до прихожан. Посему это касается каждого. Мы все должны осознавать этот факт и хранить единство с любовью и мудростью.

Стихи 2—3. Христианская любовь нисходит на землю, распространяя вокруг себя благословения — «стекающий», «сходящая»:

1) от Бога к святым;

2) от святого к святому;

3) от святого к грешнику.

Стих 3. Место, избранное для благословения. Церковь, единая Церковь, орошенная Духом. Как благословен мир, что в нем есть особое место, избранное для благословения!

Стих 3 (первая часть). Согретые солнечными лучами снега на вершинах Ермона таяли, и ветер орошал влагой возвышенности Сиона. Она выпадала на них обильной росой. Так церковь, в которой царит согласие:

1) не отвергает малых сих, т. е. слабых, бедных и менее одаренных:

а) признает, что Бог — Отец всех верующих, а Христос — их Искупитель;

б) признает единство веры в качестве истинного основания общения; не богатство, не общественное положение и не особая одаренность;

в) верит, что даже самые незаметные из ее членов являются неотъемлемой частью совершенного тела Христова;

г) понимает, что всякое превосходство одного над другим есть дар Божий.

2) Она от избытка своего уделяет неимущим (Деян.4:32—37):

а) богатые бедным (1 Ин.3:17);

б) ученые несведущим;

в) радующиеся печальным;

г) верные заблуждающимся (Иак.5:19).

3) Ее ценность является миру в любви и щедрости, а не в показном блеске. Так Ермон был ценен для Сиона за выпадающую с него росу, а не за красивый вид.

а) Щедрость являет и требует большей благодати, нежели вычурные архитектурные постройки или пышные богослужения.

б) Щедрость способствует благочестию больше, чем уважение и почет. Сион питался росой, а не величием Ермона.

в) Она не может не тронуть сердце Христа, который воздает щедрым (Мтф. 9:40, 42).

Стих 3. Милость заповедана. В других местах Бог милость дарует, в Сионе же Он заповедал ее. Это означает, что:

1) она должна быть оказана;

2) она сопровождает заповеданное нам единство;

3) она является залогом жизни с избытком: «навеки».