134. Хвала Богу и разоблачение идолов

Композиция и тема

Псалом не имеет заглавия. Все его стихи являются выдержками из других мест Писания. Исследователи Псалтири называют его мозаичным и сравнивают с полом, выложенным фигурной плиткой. Стихи 1—2 взяты из псалма 133. Вторая часть второго стиха и начало третьего напоминают нам Пс.146:1. Стих 4 звучит схоже с Втор.7:6. Стих 5 напоминает Пс.94:3. Стих 7 почти дословно повторяется в Иер.10:13 и, вероятно, был заимствован Иеремией из Псалтири. Стих 13 — отголосок Исх.3:15. Стих 14 взят из Втор.32:36. Стихи 8—12 можно найти в Пс.135.

Со стиха 15 и до конца автор повторяет Пс.113.

Следует отметить, что находить соответствия между фразами данного псалма и другими местами Писания можно безо всякого искажения их первоначального смысла. Хотя псалом и представляет собой набор из прекраснейших фрагментов Писания, он, тем не менее, не теряет свежести и оригинальности самостоятельного поэтического произведения. Время от времени Святой Дух повторяет самого себя, но не потому, что Ему не хватает слов или мыслей, а потому, что нам необходимо слышать одно и то же наставление несколько раз. В каждом повторении, однако, есть свои вариации, которые Святой Дух предназначил для нашего назидания, поэтому мы должны быть внимательными к ним.

Первые четырнадцать стихов — призыв хвалить Господа за Его благость (ст. 3), избирающую любовь (ст. 4), величие (ст. 5—7), суды (ст. 8—12), неизменность (ст. 13), любовь к Своему народу (ст. 14). Затем следует разоблачение идолов (ст. 15—18) и еще один призыв благословлять имя Господне (ст. 19—21).

Перед нами песнь, исполненная жизни, творческой энергии и благоговения.

Истолкование

1 Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни, 2 стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего.

3 Хвалите Господа, ибо Господь благ; пойте имени Его, ибо это сладостно, 4 ибо Господь избрал Себе Иакова, Израиля в собственность Свою.

5 Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов. 6 Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах;7 возводит облака от края земли, творит молнии при дожде, изводит ветер из хранилищ Своих.

8 Он поразил первенцев Египта, от человека до скота,9 послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его,10 поразил народы многие и истребил царей сильных: 11 Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского, и все царства Ханаанские;12 и отдал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему.

13 Господи! имя Твое вовек; Господи! память о Тебе в род и род.

14 Ибо Господь будет судить народ Свой и над рабами Своими умилосердится.

1. «Хвалите Господа». Тот, чье сердце исполнено благоговейной хвалы, должен заражать ею других. Никто из нас не в состоянии прославить Бога в одиночку — эта задача нам не по плечу. Призовем друзей и соседей присоединиться к нашим славословиям, если до сих пор они были нерадивы, обратимся к ним с любящим увещеваниям. «Хвалите имя Господне». Превознесем совершенства Господа Бога! Все, что Бог открыл нам о Себе, пусть станет песней в наших устах. Пусть предметом нашего поклонения будет святое и непостижимое имя Господа. В имени Господа отражены Его вечное бытие и неизменность, так пусть же это имя пробуждает в наших сердцах искреннюю хвалу! Помышляйте о Нем с любовью, восхищайтесь Им от всего сердца, превозносите Его с радостью. Возносите имя Господне, не просто потому, что Он Бог, но и потому что вы познали Его совершенства и великие дела и способны воздать Ему разумную хвалу. «Хвалите, рабы Господни». Даже если все вокруг будут молчать, ваши уста должны славословить Творца непрестанно. Рабам Божьим надлежит славить своего Господина в первую очередь, ибо это часть их работы. Имя Его начертано на их челах, а потому они должны восхвалять Его с ликованием. Они познали величие этого имени, так пусть же превознесут Его совершенства! Рабы, пренебрегающие своей работой, нерадивы и в славословиях. Благодатью Божьей вы сделались рабами Всевышнего, а потому сердца ваши должны превратиться в придворных музыкантов.

Раб Божий целых три раза призывает других рабов Божьих к прославлению. Неужели мы столь нерадивы в отношении этого важного и сладостного занятия? Неужели даже самых пылких молитв и славословий с нашей стороны недостаточно? На оба этих вопроса следует ответить «да». Сколько бы мы ни хвалили Господа, никаких славословий не хватит для того, чтобы превознести Его в полной мере. Перехвалить Бога невозможно, а потому мы должны непрестанно исполнять заповедь, данную в этом стихе: «Хвалите, хвалите, хвалите». Пусть же Триединый прославляется нашим духом, душой и телом! Троекратно воскликнем Богу: «Аллилуйя!», ибо Он благословил наше прошлое, настоящее и будущее.

2. «Стоящие в доме Господнем, во дворах дома Бога нашего». Какая великая честь выпала вам, о стоящие в доме Господнем! Обитая в небесных чертогах, вы пребываете в непосредственной близости от Бога Отца. Дом ваш — на небесах. Кому как не вам прославлять Всевышнего? Ведь вы стоите, пребываете в Его храме. А коль скоро вы постоянно находитесь во дворах храма, значит, оттуда должна звучать неумолчная хвала. Разве не должны служащие Господу славословить своего Владыку более всех остальных? Разве не должны служители Церкви и ее рядовые члены преуспевать более всех остальных в воспевании хвалы Всевышнему? Разве не должны присоединиться к их славословиям даже те, кто стоит во внешних дворах? Разве не должны вместе с ними хвалить Бога те, кто мал и незаметен в Царстве Божьем? Разве мы не должны напоминать им об их долге? Псалмопевец повторял свой призыв к славословиям почти в каждом псалме и тем самым являл свою мудрость. Зовущие Иегову «своим Господом» в высшей степени благословенны и потому должны благословлять имя Господа более всех остальных.

Слова «Бог наш», пожалуй, являются самой сладостной и утешительной фразой в первых двух стихах. Господь Бог принадлежит нам во веки вечные. Словосочетание «Бог наш» означает, что Бог является нашим уделом, что мы вступили с Ним в общение, что мы уверены в Его вечном присутствии и радуемся своей благословенной доле. Какая великая радость поселяется в сердце тех, кто называет Господа своим уделом!

3. «Хвалите Господа». Хвалите Бога снова и снова, хвалите Его всем сердцем и всей душой. Хвалите Его все чаще, не откладывайте хвалу на потом. Причин славить Всевышнего великое множество, но главная причина в том, что «Господь благ». Никто не обладает такой же благостью, как наш Бог. Он настолько благ, что благость является Его сущностью, Его неотъемлемым качеством. Благость проистекает от Господа и вознаграждается Им. Как кратко слово «Бог», но сколько в нем благости и милосердия! Бог благ по Своей сути. Разве благость Его не заслуживает наших песен? Восславим же Творца чистыми помыслами, добрыми словами и торжественными гимнами! «Пойте имени Его, ибо это сладостно». В оригинале наречие «сладостный» может относиться как к имени Господа, так и к пению. Одним из самых сладостных занятий христиан является выражение своей благодарности перед Богом в словах песни. Именно для этого мы были созданы, и в этом заключается наша радость. Как чудесно славить имя всеблагого Господа! Прославление Иеговы — это верх доступного человеку блаженства. Как цветочный сад хранит в своих недрах дивное благоухание, так и имя Господа — вместилище всякой радости. Когда мы воспеваем громогласную хвалу нашему Отцу, Искупителю и Утешителю, ум наш просвещается, душа расправляется, сердце воспламеняется любовью и все существо наполняется дивной, неземной сладостью. Впрочем, если сравнить количество времени, которое мы тратим на разговоры с другими людьми, с тем временем, которое мы тратим на разговоры с Богом и славословия в Его адрес, то может показаться, что последнее для нас совершенно неважно.

4. «Ибо Господь избрал Себе Иакова». Иаков был избран Господом. Так неужели сыновья его не прославят Всевышнего за столь чудное благословение? Избрание — величайший дар, и мы не можем не возблагодарить за него всеблагого Творца. Избрал для себя! Кто дерзнет не восхвалить Подателя такой милости? «Иакова я возлюбил» (Рим.9:13), — гласит слово Божье. Эта любовь была безусловной: Господь возлюбил Иакова безо всяких причин. Патриарх еще не сделал ничего доброго или худого, а Господь уже назвал его любимым. Если кто-то скажет, что Господь избрал Иакова, заранее зная, каковы будут его поступки, то это еще более замечательный дар, поскольку за всю свою жизнь Иаков не сделал ничего, заслуживающего Божьей любви и избрания. По своему характеру и по своим делам благословенный праотец вовсе не был человеком, достойным любви. Воистину, Иаков был избран по благодати всевластного Владыки. Вместе с тем нельзя сказать, что результатом этого избрания стало благосостояние потомков Иакова в этом мире, ибо сказано, что Господь избрал Иакова для себя, то есть ради осуществления Своих искупительных замыслов. Народ израильский, таким образом, был избран для того, чтобы стать вместилищем истины Божьей, хранителем истинного поклонения и свидетелем божественной милости. Такова была цель его избрания. Ему было уготовано стать народом особенным, отделенным для служения истинному Богу.

«Израиля в собственность Свою». Избрание Господне возвеличивает. Иаков, смиренный проситель, был наречен Израилем, доблестным Воином. Любовь Божья дает нам новое имя и новую ценность, ибо Господь никогда не избрал бы себе в собственность что-то недостойное. У всех царей есть свои регалии, коллекции редких драгоценных камней и украшений. Бог называет избранный народ Своей регалией и почитает его Своим богатством, славой и источником радости. Какая честь для духовного Израиля быть собственностью Господа Бога! Мы приближенный к Господу народ, благословенный и многоценный в Его очах. Можем ли мы не вознести в Его честь громогласную, искреннюю и сладостную хвалу? Если мы не сделаем этого, против нас возопиют камни на мостовых.

5. «Я познал, что велик Господь, и Господь наш превыше всех богов». Примирившись с Богом, мы славим Его не только за благость, но и за величие. Господь Бог наш велик во всех отношениях, превыше всех богов. В этом псалмопевец глубоко убежден. Он говорит: «Я познал». Такое знание поистине драгоценно. Оно является результатом наблюдения, божественного вдохновения и личного опыта. Давид не был агностиком. Он знал Бога. И знал он Его не только как великого Бога, но и как Адоная, Владыку, Господа нашего, возвышающегося над всеми воображаемыми богами язычников и над всеми великими властителями мира сего.

Пускай князья и ангелы познают,

Что вся их жизнькак пыль перед Тобой.

И те, кого богами величают,

Перед Тобой, Господь, как прах земной.

Многие люди пытались поклоняться одновременно Иегове и другим богам. Псалмопевец же не приемлет такого. Многие совмещают веру в Бога с послушанием неправедным законам монархов-тиранов. Израильский певец отвергает такое лицемерие. Для него Бог превыше всех богов, то есть превыше земных правителей и князей, названных в Писании богами. Обратите внимание, что в стихах 3, 4, 5 и 14 автор приводит причины, побуждающие нас благодарить Господа. Эти причины достойны самых тщательных размышлений.

6. «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах». Воля Всевышнего исполняется во всех уголках вселенной. Указы великого Царя действуют повсюду. Языческие народы населили полземли, и все же Юпитер не правит на небесах, Нептун не владычествует над морем, а Плутон не повелевает бездной. Господь Бог — единый и полновластный Владыка всех уголков вселенной. Повеления Его не в силах отменить никто. Замыслы Его пребывают вечно. Во всякое время Господь творит все, что хочет. Фраза «все, что хочет» означает, что Господь не ограничен в Своих действиях ничем. Небеса, земля, моря и бездна — все четыре аспекта творения находятся под властью Вседержителя. Господь — Царь всей вселенной. Владычество Его абсолютно. Все, что Он хочет, осуществляется, и никто не в силах остановить Его шествия. Как же наш Бог отличается от языческих богов, которым невежественные люди приписывали разочарования, неудачи и страсти! Слова псалмопевца несовместимы и с так называемыми христианскими представлениями о Боге как о существе, ограничившем себя человеческой волей. Приверженцы такого богословия ставят предвечные замыслы Господа в зависимость от человеческих прихотей. С нашей точки зрения, оскорбительные представления о Предвечном, согласно которым человек может возобладать над Богом, не совместимы с истинно библейским учением. Господь творит все, что хочет. Владычество Его распространяется на небеса, бездну, землю и море — все покорно Его всемогуществу. Все концы земли преклоняются перед владычеством Господним и повинуется Его заповедям.

7. «Возводит облака от края земли». Далее мы переходим к учению о силе Божьей в творении. Мало кто из нас замечает круговорот воды в природе, поскольку этот процесс происходит постоянно и повсеместно. Для людей беспечных все повторяющееся перестает быть удивительным. И все же образование облаков — чудо для тех, чей ум просвещен Святым Духом. Помыслив о глобальных масштабах процессов испарения и о том, насколько они существенны для поддержания жизни на земле, мы можем оценить мудрость и силу Того, кто придумал эту систему. Вода, находящаяся на поверхности земли, испаряется, скапливается в облака, а затем проливается дождем. Мы не можем точно сказать, каково географическое происхождение воды, только что пролившейся на наши головы в виде весеннего ливня. Возможно, большая часть осадков формируется в тропических широтах; иначе говоря, Господь возводит их «от края земли». Заметьте, что, согласно Писанию, сам Господь осуществляет этот процесс — это не просто действие слепого закона природы. В конце концов, что есть закон, если за ним не стоит реальная сила?

«Творит молнии при дожде». Молнии имеют непосредственное отношение к дождю и облакам. В Палестине, где частые грозы приносят с собой обильные ливни, это особенно очевидно. Молнии — это вовсе не безудержная стихия, свободная от всяких законов, а часть отлаженной системы, придуманной Господом для поддержания жизни на земле. Молнии производятся силой, полностью зависимой от Бога-Вседержителя, как и все другие силы. Постоянные перемещения водных масс, а также дожди, ветра и электрические токи — это своего рода кровь земли, циркулирующая по ее кровеносным сосудам, дух, поддерживающий в ней жизнь.

«Изводит ветер из хранилищ Своих». Великая сила ветра, которая, кажется, не подчиняется никаким законам, на самом деле находится под полным контролем Господа-Вседержителя. Как царь владеет своей сокровищницей, так и Господь Бог владычествует над бурями и ураганами. Как князья используют свои сокровища осмотрительно, ведя им строгий учет, так и Господь никогда не посылает ветер безо всякой цели, но употребляет его силу для осуществления Своих замыслов. Господь — Владыка материального мира, и все в конечном счете подчиняется Его воле. Заметьте, что Бог действует лично: «Возводит… творит… изводит». Все, что происходит в мире, совершается по воле Всевышнего. Он единый и полновластный Властитель над всеми силами, действующими в природе. Как хорошо, что это так. Ведь если бы в Царстве Господа была хотя бы одна-единственная не подчиняющаяся Ему сила, вся земля постоянно пребывала бы в состоянии страха и трепета. Восславим же Господа всякой силы и премудрости за то, что Он владычествует над облаками, молниями, ветрами и прочими неведомыми нам силами!

8. «Он поразил первенцев Египта, от человека до скота». За это мы также должны славить Освободителя, ибо Его удар был одновременно справедливым возмездием Египту и милостью к израильтянам. О, как могущественна десница Господня! Первенцы Египта были поражены в одно мгновение. Наверняка, могучая держава фараона задрожала от этого удара. Могущественные враги Израиля пришли в смятение. Поскольку скот имеет непосредственное отношение к деятельности человека, ему приходится страдать вместе с человеком. Первенцы скота погибают вместе с первенцами Египта. Господь нанес сокрушительный и ошеломляющий удар по стану врага и достиг Своей цели. Когда-то Египет ополчился против первенцев Израиля, теперь же они были отомщены Господом.

9. «Послал знамения и чудеса среди тебя, Египет, на фараона и на всех рабов его». Псалмопевец продолжает разговор о суде Господнем, обрушившемся на головы надменных египтян. Господь «послал знамения и чудеса» — снова речь идет о действиях личного характера. Чем отчетливее мы видим славу Господа, тем лучше. В казнях она проявляется ничуть не меньше, чем в благословениях. Суды Господни были не только ошеломляющими чудесами, но и назидающими знамениями. Наведя казни на Египет, Господь, без сомнения, намеревался нанести сокрушительный удар по египетским богам и показать их бессилие. Таким образом, у каждой казни было свое предназначение. Господь поражал врагов Своих в самое сердце и не тратил удары понапрасну. Он послал знамения «среди тебя, Египет». Господь совершил Свои чудеса в самом центре надменного и гордого народа, уверовавшего в собственную исключительность. Все, чем гордились египтяне, было сокрушено казнями Господа. Псалмопевец обращается к самонадеянному народу («среди тебя, Египет») и призывает их вспомнить об уроках, преподанных им могущественной десницей Господа. Фараон был предводителем повстанцев, взбунтовавшихся против воли Божьей, и потому принял от Господа особое наказание. Его верные и угодливые рабы также не избежали наказания — рука Господня настигла каждого из них. Поистине, рабы Божьи благословенней рабов фараоновых! Стоящие в доме Господнем, избавляются от всех бед, а прислужники фараона наказываются вместе со своим предводителем, поскольку участвовали в его злодействах. Благословим же Господа, спасающего народ Свой от притеснений и заставляющего презренных нечестивцев лизать прах. Ни один истинный израильтянин не должен забывать гимна, воспетого у Чермного моря. Он призывает нас к поклонению и радостным славословиям, так давайте еще раз услышим его голос: «Пою Господу, ибо Он высоко превознесся».

10. «Поразил народы многие и истребил царей сильных». Народы Ханаана встали на сторону нечестивых царей, ополчившихся против избранных сынов Божьих. Но все они были истреблены, ибо каждый противящийся Богу идет против рожна. Величие народов и могущество царей — ничто перед Господом. Он сокрушает всякое превозношение, восстающее против Его власти. Суровая кара ждет всякого, кто дерзнет встать на пути Божьих замыслов. Кто думает, что Бог недостаточно тверд, чтобы дать отпор Своим врагам, тот не знает Бога Израилева. Намерение Божье заключалось в том, чтобы благословить избранный народ, и Он осуществил Свой замысел вопреки всем вражеским проискам. Господь любой ценой сохранит светильник истины, зажженный Его рукой, даже если для этого потребуется пролить кровь многих народов. Войны против народов Ханаана были платой за безопасность богоизбранного народа, которому было вверено слово истины.

11. «Сигона, царя Аморрейского, и Ога, царя Васанского». Эти цари первыми воспротивились шествию Израиля и были, пожалуй, самыми могущественными из всех врагов богоизбранного народа. Именно поэтому их истребление вошло в победную песнь Израиля как нечто значительное и достойное внимания. Ненависть этих двух царей к народу Божьему была безудержной и совершенно незаслуженной. Вот почему израильтяне так возрадовались их низложению. Сигон, предпринявший успешный поход против моавитян, задумал положить конец и странствующему Израилю, однако потерпел сокрушительное поражение. Ог, царь Васанский, принадлежал к роду исполинов. При виде его огромного роста израильтяне ужаснулись, однако, воодушевленные победой над Сигоном, одержали быструю победу. «И все царства Ханаанские». Среди ханаанских народов были как мелкие поселения, так и крупные города-государства. Но все они пали от меча Иисуса Навина, ибо с ним пребывал сам Господь Бог. Мы можем быть уверены, что все противящиеся богоизбранному народу в наше время также падут от меча Господнего. Сатана и верные ему когорты будут низложены, и все воинства беззаконников будут повержены в прах рукою истинного Иисуса Навина, стоящего во главе победоносной армии святых. В этом стихе псалмопевец более подробно говорит о том, о чем он уже упоминал в общем выше. Воспев о милости Господа в целом, необходимо обратить внимание и на каждое конкретное благословение, уделив ему особое место в наших песнях. Помнить все подробности Господних избавлений — великое благо, а потому мы должны петь не просто о воспротивившихся Господу царях, а о каждом отдельно — о Сигоне, царе аморрейском, и об Оге, царе васанском.

12. «И отдал землю их в наследие, в наследие Израилю, народу Своему». Господь — верховный Владыка над всем миром. Земли, занимаемые различными народами, даны им во временное пользование до тех пор, пока их законный Владелец не потребует их назад. Беззакония ханаанских народов переполнили чашу терпения Господа, и Он отверг их. По приговору справедливого Судьи они были отлучены от своих земель за совершенные ими беззакония. Двенадцать колен Израилевых стали орудием отмщения в руках Господа и в качестве вознаграждения за свои труды получили земли изгнанных народов. Когда-то Господь даровал эту землю во владение Аврааму, заключив с ним завет соли, однако аморреи и другие народы оставались в ее пределах до тех пор, пока мера их беззакония не наполнилась. Когда пришло время, Господь повелел народу Своему взять то, что принадлежало им по праву. Ханаан был их законным наследием, потому что они были законным наследием Господа. Благословенная земля перешла во владение израильтян по той причине, что она была обещана им намного раньше.

Люди Божьи до сих пор являются обладателем дивного и чудесного наследия, которого их не лишит никакая тварь. Наследие это — великие и драгоценные обещания нового завета. Пока избранный народ является уделом Господа, у него всегда будет наследие от Господа. Оно — дар Божий, хотя нам и приходится за него бороться. Когда мы побеждаем грех и преодолеваем трудности, мы часто получаем вознаграждение в результате своей победы. Даже неблагоприятные обстоятельства и те обращаются нам во благо. Все испытания — залог триумфа. Ни один враг не в силах причинить нам действительного вреда; там, где мы ведем войну со всеми царствами ханаанскими, нас ожидает дивное наследие.

13. «Господи! имя Твое вовек». Имя Господне вечно и неизменно. Качества Бога не меняются никогда. Слава Его и величие в род и род. Имя Иисуса всегда будет источать животворное благоухание и утешение. Те, на ком воистину начертано имя Господа нашего, будут избавлены этим именем от всякого зла во веки веков. Имя Иеговы переживет века и никогда не утратит своей славы и великолепия. «Господи! память о Тебе в род и род». Никогда человек не забудет Тебя, о Господи! Благодаря установлениям дома Твоего слава Твоя не изгладится из нашей памяти вовек. Величие Твое не померкнет, ибо Ты даровал нам вечное Евангелие и в нем — благодать. Благодарные сердца никогда не перестанут изливать перед Господом свои восторженные чувства. Разум, просвещенный Святым Духом, никогда не перестанет восхищаться Твоими чудесными делами. Мирская слава мимолетна. Господь же славен вовек. О, как утешительна эта весть для унывающего сердца, жаждущего снова узреть перед собой ковчег завета! Как многоценно имя Господа, пребывающего вовек! О слава Всевышнего, ты не померкнешь никогда!

Рассматривая этот стих в контексте всего псалма, мы приходим к выводу, что псалмопевец говорил о неувядаемости славы Господа как Победителя могучих царей. Благодаря победам Всевышнего Израиль еще долгие годы пользовался почтением у соседних народов. Кроме того, поразив врагов Израиля, Господь тем самым показал, что помнит о Своих обещаниях и не забывает завета, заключенного с Авраамом о земле ханаанской, которую Он отдал его потомкам в вечное наследие. Имя Господа — верность, ибо языческие народы были изгнаны из пределов земли обещанной, чтобы народ Божий в мире мог обитать там.

14. «Ибо Господь будет судить народ Свой». Господь наказывает народ Свой ему на благо. Он не позволит соседним народам причинять ему зло. Как только грешный народ внимет голосу разума и отвратится от своих грехов, Господь тут же обратит Свой гнев против их поработителей, хотя на краткое время они и были орудием наказания в Его руках. На время нам может показаться, что Господь забыл Свой народ, но это не так. Он непременно вспомнит об их бедствии и вступится за Своих детей. Судьи израильские были освободителями своего народа, так и Господь в качестве Судьи управляет Своим народом и освобождает его.

«И над рабами Своими умилосердится». Господь милует Своих поверженных рабов, как отец милует своих сынов, «ибо Он не по изволению сердца Своего наказывает». Псалмопевец рассуждает с человеческой точки зрения: видя Своих страдающих сыновей, Господь сожалеет о наведенном на них наказании — только так можно описать чувства Бога по отношению к человеку. Господь действует так, как если бы Он раскаивался в Своих действиях. Он не может спокойно смотреть на то, как враг притесняет Его возлюбленный народ. И хотя кара, пришедшая на Израиль, заслужена, сердце Господа сжимается от боли при виде его страданий. Примечательно, что все народы, которых Бог когда-либо насылал на Израиль, были впоследствии уничтожены. Очевидно, небесный Отец ненавидит то орудие, которым наказывает Своих детей. Обратите внимание: избранный народ назван в этом стихе «народом Господа» и «рабами Господа». Народ Господа подвергается наказаниям, а рабы Его приносят радость своему Господину — таково альтернативное прочтение еврейского слова, переведенного как «умилосердится». Господь проникается состраданием к рабам Своим, когда видит их верность. Как гласит Писание: «И буду миловать их, как милует человек сына своего, служащего ему». Разве рабы Божьи не должны славить своего Господина? Рабов фараоновых Он поразил жезлом железным, а над Своими рабами смиловался. Он послал им наказание за беззаконие, но не отнял у них Своего благоволения. «Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни».

15 Идолы язычников — серебро и золото, дело рук человеческих: 16 есть у них уста, но не говорят; есть у них глаза, но не видят;17 есть у них уши, но не слышат, и нет дыхания в устах их.18 Подобны им будут делающие их и всякий, кто надеется на них.

Псалмопевец переходит к разоблачению идолов и идолопоклонства. Прославив единого истинного Бога, он переключает внимание на тщетность и суетность идолослужения.

15. «Идолы язычниковсеребро и золото, дело рук человеческих». Идолы изготавливаются из неодушевленной материи, из обыкновенного металла. Все присущие им качества, таким образом, приписываются бездушному и бесчувственному веществу, а их внешний вид полностью зависит от умения и трудолюбия того, кто их изготавливает. Что может быть большим безумием, чем поклоняться металлическому предмету? Золото и серебро полезны, когда мы употребляем их по назначению, но в них самих нет ничего достойного почитания и поклонения. Если бы реальность идолопоклонства не была столь бесспорной, нам было бы чрезвычайно трудно поверить в то, что разумные существа могут преклоняться перед куском металла, полученного путем очистки руды от вредных примесей. Согласитесь, что поклоняться собственным рукам менее нелепо, чем поклоняться произведению этих рук. Что могут совершить идолы, изготовленные нашими же собственными руками? Они больше подходят для того, чтобы с ними игрались дети, чем для того, чтобы им поклонялись взрослые. Руки больше подходят для того, чтобы ломать подобные объекты поклонения, чем для того, чтобы их изготавливать. Однако язычники любят своих мерзких истуканов больше, чем серебро и золото. О, если бы все называющие себя именем Господа испытывали к Нему такую же страстную любовь!

16. «Есть у них уста». Делающие идолов изготавливают их по своему подобию. На месте уст они вырезают соответствующее углубление, однако это вовсе не уста: ими нельзя ни есть, ни разговаривать. Идолы не могут обращаться к своим поклонникам, они мертвы, как могила. Если же они не умеют даже говорить, то они менее достойны поклонения, чем дети в начальной школе. Господь Бог говорит, и слово Его исполняется. Что же до истуканов, то они безмолвны, как камень. Мне кажется, что если бы они могли говорить, то несомненно обличили бы своих поклонников в крайней степени безумства. Но возможно их молчание — еще больший укор. Когда философы заявляют, будто Бог не дал никакого словесного откровения о себе, они тем самым признают, что их бог нем. «Но не говорят; есть у них глаза, но не видят». Кто в здравом уме станет поклоняться слепым? Насколько же неразумны язычники, поклоняющиеся слепому истукану! Глаза идолов часто изготовлялись из драгоценных камней, но какой толк от этих глаз, если они не видят? Могут ли истуканы увидеть наши нужды, оценить наши жертвы и оказать нам помощь? Как ужасно, когда зрячий человек преклоняется перед незрячим куском металла! В физическом смысле идолопоклонник гораздо более развит, чем его идол, однако с точки зрения умственного развития, он на том же уровне, что и его кумир. Воистину омрачилось несмысленное сердце человека, иначе он не впал бы в подобное безумство!

17. «Есть у них уши». И порой очень большие — вспомните, например, статуи индусских божеств. «Но не слышат». Уши идолов не более чем симуляция. Человек способен изготовить только не слышащие уши. Тайна слуха напрямую связана с тайной жизни: и то и другое родилось в недрах неисследимой божественной мудрости. Что можно сказать о божествах, которые не говорят, не видят и не слышат? Не слишком ли много в них недостатков? «И нет дыхания в устах их». Они мертвы. В них нет ни единого признака жизни. В устах их нет даже дыхания — основы органической жизни. Так стоит ли сотрясать воздух, взывая к бездыханному идолу? Будет ли жизнь просить о чем-то смерть? Разве это не чудовищное искажение нашего бытия?

18. «Подобны им будут делающие их». Они становятся такими же бесчувственными, безумными и ущербными, как и произведения их рук. А потому Господь ненавидит их не меньше, чем самих идолов, и в свое время разобьет их в прах. «И всякий, кто надеется на них». Идолопоклонники так же отвратительны в очах Божьих, как и изготовители идолов. Судите сами: если бы никто не поклонялся идолам, на них не было бы спроса, и тогда это богопротивное ремесло стало бы невыгодным. Идолопоклонники духовно мертвы, они не люди, а призраки, с виду напоминающие человека. Все лучшее, что было в них, ушло, и они только кажутся людьми. Уста их уже не молятся, глаза уже не видят истины, а уши уже не узнают голоса Божьего. В них нет жизни. Всякий уповающий на свои религиозные умствования являет тем самым свое безумие и полное отсутствие Святого Духа в сердце. Праведные понимают, что отвергать истинного Бога в пользу суетных идолов — нелепо и неразумно. Идолопоклонники же все воспринимают иначе. Они кичатся своей непревзойденной мудростью и гордятся «прогрессивной мыслью» и «современной культурой». Другие исповедуют возрождающее крещение, которое вовсе не возрождает природу человека, и делают христианами и детьми Божьими тех, в ком нет ни Духа Христова, ни малейших признаков усыновления. Упаси нас, Боже, от искушения создавать Тебе подобие, дабы мы не уподобились никчемным кумирам!

19 Дом Израилев! благословите Господа. Дом Ааронов! благословите Господа.20 Дом Левиин! благословите Господа. Боящиеся Господа! благословите Господа.21 Благословен Господь от Сиона, живущий в Иерусалиме! Аллилуйя!

19. «Дом Израилев! благословите Господа». Благословите Господа, израильтяне, все, от мала до велика! У каждого из двенадцати колен, от Рувима до Вениамина, было за что возблагодарить всемилостивейшего Господа. Народ Божий имел все причины благословлять имя Всевышнего. Те, кого Господь назвал домом Израилевым, родом доблестных князей, должны были доказать свою верность и преданность, преклонившись перед великим Царем. «Дом Ааронов! благословите Господа». Сынам Аарона была дарована великая честь входить в присутствие Господа. А потому они более всех остальных должны были славить милостивого Царя. Удостоившиеся быть пастырями в церкви Божьей должны быть особенно благодарны Тому, кто вверил им это служение. Дому Ааронову надлежало благословлять имя Божье перед всем домом Израилевым.

20. «Дом Левиин! благословите Господа». Сыны Левиины всегда помогали священникам в их служении, а значит, должны были присоединиться и к их славословиям. Дом Израилев включал в себя все избранное семя: и небольшой по численности дом Ааронов, и все колено Левиино. Пусть же благоговение и страх перед Богом распространяется от Израиля по всему миру, как малая закваска, квасящая все тесто! У дома Левия было предостаточно причин славословить Господа. Прочтите историю левитов в Писании, и вы поймете почему. Левиты были избраны Богом на священное служение и пользовались поддержкой всех колен израилевых. А посему славословить Господа было для них делом чести. «Боящиеся Господа! благословите Господа». Боящиеся Господа — люди в высшей степени духовные. Они не только называют себя Божьими, но и являются таковыми по духу. «Ибо таких поклонников Отец ищет Себе». Если дом Ааронов и дом Левиин иногда могли пренебречь надлежащей хвалой, то боящиеся Господа — никогда. Возможно, в этом стихе псалмопевец призывает к поклонению всех тех, кто не принадлежал ни к дому Израилеву, ни к дому Ааронову, ни к дому Левиину. В таком случае речь идет об обращенных из язычников, которых псалмопевец также призывает стать частью славословящего сонма. Боящиеся Господа более чем готовы к исполнению этого святого служения. Если мы воистину боимся Бога, значит, мы стали причастниками завета с Израилем, приобщились священства вместе с Аароном и вступили в служение вместе с домом Левия. Сыновний страх святых перед Богом ничуть не препятствует их славословиям. Напротив, он является источником всякого богопочитания.

21. «Благословен Господь от Сиона, живущий в Иерусалиме!» Да будет Господь превознесен в Своей земной обители!

Да благословят своего Благодетеля все благословенные Господом! Да прославят Творца возлюбленная гора Сион и избранный Иерусалим! Господь пребывает среди Своего народа. Он пребывает в них, а они — в Нем. Так пусть же благодарные сердца восхвалят Всевышнего за столь близкое общение с ними! Христос есть истинный храм, а Церковь — город великого Царя, и мы не ошибемся, если скажем, что именно оттуда Бог Израилев прославляется больше всего.

Советы проповедникам

Стихи 1—4.

1. Хвала. Тройной призыв к хвале.

а) Хвалите Бога — не только дела Божьи, но самого Бога.

б) Хвалите Бога, ибо это благо для верующего.

в) Хвалите Бога, ибо хвала прекрасно свидетельствует о нашей вере. Все прочие религии основаны на страхе, наша же вера — на радости и хвале.

2. Хвалящие.

а) Рабы Бога, несущие служение в Его доме.

б) Назначенные Богом.

в) Готовые слушать.

г) Готовые повиноваться.

3. Мотивы хвалы.

а) Общие: ради благости Божьей и ради радости хвалящих Бога (ст. 3).

б) Особые: получившие от Бога особое благословение должны хвалить Его в первую очередь (ст. 4). «Этот народ Я образовал для Себя; он будет возвещать славу Мою» (Ис.43:21).

Стих 1. «Хвалите имя Господне».

1. Господь должен быть восхваляем.

2. Господь должен быть восхваляем нами.

3. Господь должен быть восхваляем ныне. Помните о Его нынешних милостях.

4. Господь должен быть восхваляем за все и во всякое время.

Стих 1. «Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни».

1. Хвалите Его за чудесную возможность служить Ему.

2. Хвалите Его за способность служить Ему.

3. Хвалите Его за то, что ваше служение угодно Ему.

4. Хвалите Его, чтобы другие почувствовали желание служить Ему.

Стих 2. «Дом Бога» сегодня. Что это такое? Кто может быть назван «стоящими в доме Господнем»? Какие у них причины для хвалы?

Стих 3. «Хвалите Господа».

1. За Его совершенства.

2. За то, что Он открыл нам Свое имя.

3. За радость, которую мы получаем в поклонении.

Стих 4. Песнь хвалы. Автор псалма упоминает избрание, потому что оно причина хвалы.

1. Избрание. «Господь избрал». Божественный, всевластный, благодатный, непреложный выбор.

2. Посвящение. «Избрал Себе Иакова», чтобы он познал Его, сохранил Его истину, поклонялся Ему, был примером Его благодати, хранил надежду на приход Спасителя.

3. Отделение. Результат избрания. Отделение произошло посредством завета с Авраамом и его семенем, искупления, казней в Египте, странствования по пустыне, заселения Ханаана.

4. Возвышение. Новое имя: Иаков стал Израилем. Новая ценность: Иаков был ничтожен, а стал многоценен. Новое предназначение: драгоценные камни в царском венце. Новое обещание безопасности: Господь хранит его как сокровище. Новая радость: Господь радуется Своему народу, взятому в удел.

Стих 5. «Я познал, что велик Господь».

1. В результате наблюдений за природой и провидением.

2. В результате чтения Слова.

3. В результате моего обращения.

4. В результате опыта после обращения.

5. В результате близкого общения с Богом.

Стих 5. Разумный догматизм. «Я познал».

1. Что я познал?

а) Господа.

б) Его величие.

в) Его превознесенность над всем.

2. Как я познал? Благодаря природе, провидению и благодати (ст. 6—13).

3. Мое несомненное знание — свидетельство против всех почитателей иных богов, богов немощных, ничтожных, несуществующих.

Стих 6. «Господь творит все, что хочет». Чего хочет Бог?

1. Бог не хочет смерти нечестивых (Иез.33:11).

2. Бог возжелал избрать Свой народ (1Цар.12:22).

3. Бог возжелал заместительной жертвы Христа (Ис.53:10).

4. Бог возжелал благословить нас всякой полнотой во Христе (Кол.1:19).

5. Бог возжелал спасения по вере во Христе (Ин.6:35).

6. Бог возжелал сделать проповедь Слова средством спасения (1Кор.1:21).

7. Бог возжелал усыновить верующих (Еф.1:5).

8. Бог возжелал освящения Своих детей (1 Фес. 4:3).

9. Бог возжелал полной победы Своих детей и их царствования (Лк.12:32).

Стих 6 (последняя часть). «Море» — владычество Бога над непредсказуемыми обстоятельствами, бедами и опасностями. «Бездна» — владычество Бога над грехом, немощью, отчаяньем и смятением.

Стихи 6—12. Непреодолимая воля Божья.

1. Примеры.

а) Господь владычествует над всей природой;

б) низлагает мятежные народы;

в) насмехается над царями и властью;

г) отдает плодородную землю в наследие избранным.

2. Глядя на владычество Божье, мы должны вразумиться.

а) Покориться воле Божьей. Владычество Божье объемлет моря, земли и небеса.

б) Никто не в силах укрыться от владычества Божьего. Он повелевает морям и безднам. Воля Божья исполняется мгновенно.

в) Благоговеть перед Его величием. Путь Божий усеян трупами царей и останками их могущества.

г) Искать Его покровительства. Более всего хранимы те, к кому Бог благоволит.

д) Имея столь великого Бога и неиссякаемый источник силы, народ Божий не должен страшиться опасности.

Стих 13. «Господи! имя Твое вовек».

1. Имя Божье — вовек воплощение совершенства. Качества и слава Бога.

2. Имя Божье — вовек предмет поклонения. «Свято и страшно имя Его».

3. Имя Божье — вовек источник спасения.

4. Имя Божье вовек собирает верующих. «На имя Его будут уповать народы». «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них».

5. Имя Божье — вовек действенный довод в молитве. «Ради имени Твоего, Господи, прости» (Пс.24:11). «Доныне вы ничего не просили во имя Мое» (Ин.16:24).

6. Имя Божье — вовек основание для любых дел. «И все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа» (Кол.3:17).

7. Имя Божье — вовек крепкая башня. «Имя Господа — крепкая башня: убегает в нее праведник — и безопасен» (Прит.18:11). «Я соблюдал их во имя Твое» (Ин.17:12).

8. Имя Божье — вовек знак грядущей славы. «И напишу на нем имя Бога Моего» (Откр.3:12).

9. Имя Божье — вовек источник страха для беззаконников. «Имя Мое страшно у народов» (Мал.1:14).

Стих 14. «Ибо Господь будет судить народ Свой». Многие хотят судить народ Божий, но должны воздержаться от этого. Мир может осуждать святых семь дней в неделю, но ему все равно не удастся осудить их. Только Бог может судить Свой народ. Как Он будет судить?

1. На основании их принадлежности ко Христу.

2. На основании их убеждений — искренни они или лицемерны.

3. На основании их молитв — действенны они или бесплодны.

4. На основании их исповедания — истинно оно или ложно.

5. На основании их действий — хороши они или дурны.

Стих 14.

1. Положение верующих. «Народ Божий», «рабы Божьи».

2. Дисциплина в Божьей семье.

3. Нежность Бога к Своему народу.

4. Безопасность верующих: они — Божьи.

Стих 15. «Серебро и золото». В нашем мире как неверующие, так и некоторые верующие поклоняются золоту и серебру, как богу. Почему любовь к земному богатству есть безумство и беззаконие, и какие пагубные последствия она за собой влечет.

Стихи 16—17. Описание многих людей.

1. «Есть у них уста, но не говорят». Не молятся, не славят, не исповедуют.

2. «Есть у них глаза, но не видят». Не отличают добро от зла, не видят опасности, не взирают на Христа.

3. «Есть у них уши, но не слышат». Не слушают проповедь Слова, или слушают, но смысл до них не доходит, не слышат Бога.

4. «Нет дыхания в устах их». Нет ни жизни, ни признаков духовной жизни: ни молитвы, ни хвалы.

Стих 18.

1. Люди уподобляют идолов себе.

2. Идолы уподобляют человека себе.

Стих 19. «Дом Израилев».

1. Безмерная благость Господа ко всему святому народу.

2. Благость воспринятая и провозглашенная.

3. Восхваление Господа за Его безмерную благость.

Стих 19. «Дом Ааронов». Божье благословение дома Ааронова является прообразом Его благодати к тем, кто ныне является священниками Богу нашему.

Стихи 19-21.

1. Увещевание.

а) Благословлять Господа.

б) Благословлять Его в Его доме.

2. К кому оно обращено?

а) К дому Израилеву, то есть к Церкви.

б) К дому Ааронову, то есть к служителям во святилище.

в) К дому Левиину, то есть к помощникам служителей.

г) К боящимся Господа, где бы они ни находились. Даже боящиеся Господа призваны хвалить Его: это доказательство того, что Бог любит миловать.

Стих 20. Левиты. Их история, их служение, их награда и их обязанность благословлять Господа,

Стих 20 (вторая часть).

1. Страх Божий — неотъемлемая часть веры.

2. Страх Божий — источник хвалы.

3. Страх Божий делает хвалу угодной Богу.

1. Два факта.

а) Благословение постоянно восходит от Сиона к Богу.

б) Бог постоянно благословляет народ Свой, пребывая с ним на Сионе.

2. Эти два факта дают два основания хвалить Бога всем членам церкви.