Библиотека soteria.ru
Сокровищница Давида-Том 6
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 12.04.15 Просмотров: 9212 Все тексты автора Чарльз Сперджен
141. Молитва в пещере
Заглавие
«Учение Давида». Данный псалом написан для нашего наставления. На своем примере Давид учит нас молиться во времена испытаний. Подобные наставления составляют самую необходимую, полезную и действенную часть нашего духовного образования. Овладевший искусством молитвы постиг лучшую из наук. Ученики просили Сына Давидова: «Господи, научи нас молиться». И в этом псалме Давид преподносит нам бесценный урок, описывая собственный опыт молитвы страждущего.
«Молитва его, когда он был в пещере». Давид находился в одном из своих многочисленных убежищ: в Ен-Геди, Одолламе или в какой-то заброшенной пещере, где он мог укрыться от Саула и его разведчиков. Пещера, с ее мраком и уединенностью, может оказаться идеальным местом для сосредоточенной молитвы. Если бы Давид молился во дворце с тем же упорством, что и в пещере, возможно, он никогда не навлек бы на себя те несчастья, которые преследовали его в последние годы жизни.
Тема
Несомненно, в те дни, когда была написана эта песнь, Давид подвергался жестоким преследованиям со стороны Саула настолько пал духом, что решился прибегнуть к помощи языческих князей. Положение его очевидно осложнилось до предела, что не могло не сказаться на его добром имени. Тем не менее его вера не поколебалась, и в своей молитве он поведал Богу о своих горестях. Мрак пещеры как бы окутывает весь псалом, но в нем пророку уже виден яркий свет, сияющий вдали.
Истолкование
1 Голосом моим к Господу воззвал я, голосом моим к Господу помолился; 2 излил пред Ним моление мое; печаль мою открыл Ему. 3 Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою. На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня.4 Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признает меня: не стало для меня убежища, никто не заботится о душе моей.5 Я воззвал к Тебе, Господи, я сказал: Ты прибежище мое и часть моя на земле живых.6 Внемли воплю моему, ибо я очень изнемог; избавь меня от гонителей моих, ибо они сильнее меня.7 Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое. Вокруг меня соберутся праведные, когда Ты явишь мне благодеяние.
1. «Голосом моим к Господу воззвал я». Этот зов родился в глубинах измученной души, так что Давид навсегда запомнил его и упомянул в своем псалме. В уединении пещеры он мог кричать сколь угодно громко, и потому без смущения огласил ее мрачные своды своими мольбами. Всякий раз, когда ему удавалось оставить своих преследователей позади, Давид всей душой устремлялся к Богу. Он облегчал сердце, вслух взывая к Иегове. Это придавало его молитвам особое звучание. Их ни в коем случае нельзя назвать пустым звуком, ибо в них слышен зов израненного сердца. «Голосом моим к Господу помолился». Давид продолжает рассуждать о своей молитве вслух. Очевидно, этот факт ясно запечатлелся в его памяти, поэтому он дважды повторяет слова «голосом моим». Хорошо, если и мы с удовольствием вспоминаем о своих молитвах. Тот, кому доставляют радость воспоминания о прошлом, не будет молчать и в будущем. Обратите внимание, что праведник обращается прямо к Иегове, не прибегая к помощи людей, но уповая исключительно на Иегову, Бога своего. Сколь мудро его решение! Постепенно молитва псалмопевца обретает более четкие контуры. Сначала он изливает свое естественное желание: «Воззвал я», а затем собирается с мыслями: «Помолился». Искренние молитвы могут различаться набором слов и выражений, но не своим звучанием. Непроизвольное восклицание и тщательно продуманная молитва вместе возносятся к единому Богу, который слышит и принимает их независимо от формы. Глубоко личный характер этой молитвы заслуживает особого внимания. Не довольствуясь чужими молитвами, псалмопевец и сам обращается к Богу. Весь этот стих написан от первого лица : «Голосом моим воззвал я, голосом моим помолился». Молиться от лица многих полезно («Отче наш»), но в минуты испытаний тон нашей молитвы меняется: «Да минует меня чаша сия».
2. «Излил пред Ним моление мое». От напряженных размышлений душа поэта переполнилась. Горечь подступила к самому сердцу. Как же ему следовало поступить? Давиду необходимо было выплеснуть обиду, он не мог более держать ее в себе. Потому он спешит избавить от нее свое встревоженное сердце. Однако он тщательно продумал, кому излить свою печаль, дабы не сотворить зла или не пострадать самому. Обратись он к людям, в ответ гордецы одарили бы его презрением, беспечные и легкомысленные — жестокостью, а лицемеры — показным сочувствием. Потому Давид решился излить душу Богу, ведь Он один способен искренне сострадать нам и облегчать наши страдания. Слово «моление» в данном стихе можно было бы перевести как «жалоба». Но и в этом случае следует помнить, что всякая наша жалоба должна быть достойна Его слуха. Мы можем жаловаться Богу, но не на Бога. Нам надлежит изливать свои моления не перед людьми, но перед Господом.
«Печаль мою открыл Ему». Давид доверил свое горе Тому, кто мог облегчить его. Он не повторил ошибки тех, кто выставляют напоказ свои неприятности перед людьми, которые неспособны им помочь. По своему строению данный стих напоминает первый. Сначала душевные излияния Давида текут свободным естественным потоком, но затем он более осмысленно и подробно повествует о своих бедствиях. Так же и в предыдущем стихе он, начав с непроизвольного восклицания, переходит к полноценной молитве. Постоянные упражнения в молитве делают ее все более и более совершенной. Помните, что мы открываем Господу свою печаль, не для того чтобы Он заметил ее. Поступая так, мы сами ищем Его и доверяем Ему свои горести в поисках облегчения, а не с целью довести их до Его сведения. Говорить вслух о постигших нас несчастьях весьма полезно, ибо при этом значительная их часть растворяется в воздухе, подобно призраку, не выносящему дневного света. Оставшаяся же часть во многом теряет свой устрашающий облик, поскольку четкая и ясная формулировка неприятных фактов снимает с них завесу таинственности. Доверьте Господу свои мысли, и вы лучше поймете самих себя. Откройте Ему свою печаль, и вы познаете ее глубину. Ничего не скрывайте от Господа, ибо в сравнении с величием Его любви ваши беды покажутся вам ничтожными.
3. «Когда изнемогал во мне дух мой, Ты знал стезю мою». Даже сильный дух порой изнемогает. Тяжелая пелена укрывает разум, и человек, погружаясь, словно тонет в ней, окутанный облаком, сокрушенный непосильной ношей, сломленный невзгодами и несбывшимися мечтами. Давид был великим героем, но и он временами терял присутствие духа. Он победил великана, но зачастую сам едва держался на ногах. Не ощущая под ногами твердой почвы, он не в силах был нести свое бремя. Однако он умел на время забывать о сложившихся обстоятельствах и обращаться к своему небесному Другу, всевидящему и всезнающему Богу, утешаясь тем, что ни одна пылинка не укроется от Его пытливого взора. Благо тому, кто помнит: Богу известно даже то, чего не знаем о себе мы сами. Мы теряем рассудок от беспокойства, но Он не дремлет. Наши суждения зачастую предвзяты, но вечный разум не теряет ясности мысли.
«На пути, которым я ходил, они скрытно поставили сети для меня». Господь знал об этом и вовремя предостерег раба Своего. Оглядываясь назад, сладкоголосый певец благодарен своему милосердному Защитнику, уберегшему его от невидимой опасности. Все открыто перед Богом; сети не страшны живущему под кровом Всевышнего, ибо он под сенью Всемогущего покоится. Наши враги должны были бы считать использование тайных ловушек ниже своего достоинства, но они готовы прибегнуть к любым средствам для достижения своих преступных целей. Нечестивцам не терпится явить свою злокозненную сущность, и потому, не решаясь напасть открыто, они тайно расставляют сети на нашем пути. Они следят за праведником, подстерегая его прямо в его жилище. Однако при этом враги соблюдают осторожность, оставаясь в тени, дабы жертва не избегла их сетей. Это серьезное испытание, но Господь сильнее наших недругов. Он ведет нас безопасным путем и избавляет от грозящей нам опасности. Он знает нас и наших врагов, нашу стезю и скрытые на ней сети. Благословенно имя Его!
4. «Смотрю на правую сторону, и вижу, что никто не признает меня». Давид не нашел друзей не потому, что не искал или искал не там. По правую руку от него находились люди, удостоившиеся великой чести — среди них должен был найтись помощник для царя. Однако, сколько он ни оглядывался вокруг, никто не отозвался дружелюбной улыбкой на его встревоженный взгляд. Удивительно, но Давид ни в ком не нашел понимания. Он знал многих, но никто не признал его. Когда о ком-то идет дурная слава, память его прежних друзей как бы внезапно ослабевает. Они забывают о нем и отказываются даже признать несчастного. Это ужасное бедствие. Лучше столкнуться с врагом, чем быть оставленным друзьями. Когда мы нужны друзьям, они ведут себя так, словно мы знакомы с рождения. Но когда мы испытываем нужду в близких людях, удивительно, как тяжело им вспомнить, кто мы такие. Дело не в том, что предающие нас действительно лишились памяти. Скорее у них пропало желание причислять нас к своим друзьям. Их невежество намеренно.
«Не стало для меня убежища». Там, где в прежние счастливые дни меня ожидал теплый прием, теперь все двери закрыты. Мое убежище стало для меня недоступно. Мне было отказано в приюте. «Никто не заботится о душе моей». Моя жизнь или смерть потеряла для окружающих всякое значение. Я подвергся изгнанию. Никто из живущих не окружил заботой душу мою. Я оказался в пустыне, где все были безразличны ко мне и моей судьбе. Что за тяжкое испытание, не иметь места преклонить голову и никого, кто нашел бы его для меня! Как возликовали, должно быть, враги Давида, увидев друга Господня оставленным всеми его друзьями! Как горестно ему было пережить предательство ближних в один из самых тяжелых моментов своей жизни. Нетрудно представить себе Давида в пещере, сетующим на то, что и здесь нет ему покоя, ибо Саул добрался и до этого его убежища. Безнадежен его взгляд, обращенный ко входу в пещеру, но уже совсем скоро мы увидим его устремленным в небеса.
5. «Я воззвал к Тебе, Господи». Непонятый людьми, Давид устремил свой взор к Иегове, Богу своему. Разве это не пример того, как потеря может обернуться приобретением, а поражение — победой? Все, что побуждает нас воззвать к Богу, является благословением. Уже второй раз в этом коротком псалме мы слышим из уст Давида: «Я воззвал к Тебе, Господи». Праведнику приятно вспомнить о своей молитве и Божьем ответе на нее.
«Я сказал: Ты прибежище мое и часть моя на земле живых». Для этой священной песни характерно нарастающее повторение: сначала Давид воззвал, а затем сказал. Зов его был полон горечи, но последующие слова — искренней радости. Его первое восклицание было резким и кратким, но все сказанное после дышало весенней свежестью. Всякий верующий с удовольствием вспоминает момент исповедания им своей веры. Возможно, он постарается вычеркнуть из памяти свой недовольный ропот, но торжество благодати, произведшей в нем живую веру, забыть нелегко. Сколь возвышенно исповедует свою веру Давид! Он говорил с Богом и о Боге. «Ты прибежище мое». Не «Ты даровал мне прибежище», нет — Господь сам стал для царя пристанищем и утешением. Нуждаясь в помощи, Давид укрылся «под крыльями» Предвечного Бога. Он не только поверил Богу, но и, исповедав свою веру, явил ее на деле. Но и это было еще не все. Изгнанный из земли обещанной, лишенный по праву принадлежащего ему богатства, Давид обрел его в Боге. Господь сам стал его частью. Эти слова справедливы в отношении не только будущего воздаяния, но и пребывания царя на земле живых. Порой легче уповать на небесное богатство, чем на причитающуюся нам «часть на земле живых». Зачастую смерть кажется нам более желанным исходом, нежели продолжение жизни. В действительности же жизнь с Богом не сравнится ни с чем «на земле живых». Произнести эти благословенные слова в годину бедствия было для Божьего человека настоящим подвигом. Пребывая в покое и довольстве, многие из нас склонны к многословию, но, не утратив веру в момент испытаний, заявить о ней во всеуслышание — совсем другое дело.
Это небольшое предложение, тем не менее, состоит из двух частей, причем вторая во всем превосходит первую. Хорошо, если Иегова — наше прибежище, но еще лучше, если Он наша «часть». Не воззвав к Богу, Давид не смог бы и сказать того, что сказал. Не найдя прибежища в Господе, он не обрел бы в Нем и своей части. Первый шаг столь же необходим, как и второй, однако не стоит останавливаться на достигнутом.
6. «Внемли воплю моему». Для народа Божьего молитва является неотъемлемой частью жизни. Они не успокоятся, пока Господь не выслушает их. Более того, они уверены, что движимый благодатью, Он милостиво ответит даже на те бессвязные молитвы, которые нельзя описать иначе, как «вопль». «Ибо я очень изнемог», и потому с моих уст слетает лишь скорбный вопль. Давид убеждает Бога в том, что положение его воистину плачевно. Если Господь не поспешит прийти ему на помощь, ему грозит неминуемая гибель. Праведники могут быть угнетены и подавлены, но и в таких условиях они не должны подвергать сомнению действенность молитвы. Напротив, находясь в таком состоянии, они настойчиво пытаются доказать Господу, что нуждаются в Его особом внимании.
«Избавь меня от гонителей моих». Если бы Давиду не удалось вырваться из рук своих врагов, они не дрогнув убили бы его. В бессилии своем он воззвал к Богу: «Избавь меня». «Ибо они сильнее меня». Его слабость, подобно его скорби, сделала его мольбу о помощи еще более убедительной. Власть находилась в руках Саула и его свиты, они располагали услугами всех ищущих монаршей милости. А несчастный Давид вынужден был скрываться в пещере, и всякий, подобно Навалу, осмеливался насмехаться над ним. Саул был могучим властелином, а Давид — изгнанником. Даже закон был на стороне Саула, Давиду же он угрожал расправой. Итак, перед нами молитва ослабевшего духом человека. Лицо его обращено к стене, и нет лучше места для того, кто ищет лица Господня. Так поступил и Езекия, пораженный смертельным недугом. Господь неизменно принимает сторону обиженных и угнетенных, являя Свое могущество и низвергая тиранов. Потому молитва Давида незамедлительно достигла Божьего слуха. Данный стих свидетельствует о предельной откровенности, с которой Давид изливал душу Господу. Он искренне «излил пред Ним моление свое и открыл Ему свою печаль».
7. «Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое». Желание прославить Бога также говорит в пользу просителя. Покинувшие темницу узники благословляют своих освободителей. А освобождение души есть высочайший пример избавления и лучший повод воспеть хвалу. Человек, которому удалось подняться из глубин отчаяния, не может не превозносить имя Господне. Мы заперты в страшной темнице, и лишь Господь силен вывести нас из нее и вложить в наши уста новую песнь хвалы. Даже пещера не так стесняла Давида, как преследования и искушения, угрожавшие его душе. Лишиться общества праведных несравнимо тяжелее, чем оказаться в заключении. Посему свое истинное освобождение Давид видит в возвращении к церковному общению. «Вокруг меня соберутся праведные». Святые окружают сына Божьего, когда Отец обращает к нему Свое лицо. Они приходят, чтобы услышать его свидетельство, возрадоваться вместе с ним и укрепиться в вере. Истинно верующие из всех двенадцати колен Израилевых, ликуя, собрались под знамена Давида, когда Господь вывел его дух из темницы. Вместе с ним они прославили Бога за его чудесное спасение. Они увенчали Давида царским венцом, осыпая поздравлениями. Как сладостны были эти мгновения для праведника Давида, который на время лишился доброго имени среди святых. Он терпеливо сносил удары, и теперь с благодарностью принял их признание. «Когда Ты явишь мне благодеяние». Благодеяния Господни неизменно привлекают к нам сочувствие всех верноподданных великого Царя. Отныне между нами царит единство. Это ли не счастливые перемены для человека, которого Господь назвал «мужем по сердцу Моему». Еще недавно он искал друзей и не находил ни души, а теперь его окружает целый сонм преданных союзников. Если и ваша молитва начинается с «вопля», верьте, что она закончится пением. Глас, взывающий к Богу, не замедлит пробудить в сердце верующего песнь хвалы.
Советы проповединикам
Стих 1.
1. Яркие воспоминания о том, что он уже делал, как и когда.
2. Публичное заявление, из которого мы заключаем, что молитва ободрила его, придала сил и принесла избавление от страданий.
3. Логичное следствие: он молится вновь.
Стихи 1—2.
1. Особые причины для молитвы — время сетований и испытаний.
2. В таких случаях уместна особая молитва. «Воззвал я», «[Я] помолился», «[Я] излил… моление мое», «[Я] печаль мою открыл Ему». Предайте все в руки Божьи, как поступил Езекия, получив письмо от Сеннахирима.
Стих 2.
1. Лучшее место для молитвы. «Пред Ним».
2. Искренность молитвы. «Излил».
3. Сердце открывается в молитве. «Печаль мою открыл Ему».
Стих 3 (первая часть).
1. Когда.
2. Тогда.
Стих 3 (вторая часть). Искушения.
1. Какую форму они принимают? «Сети».
2. Кто расставляет их? «Они».
3. Как они это делают? Скрытно, ловко, «на пути», часто.
4. Что делает верующий, преодолевший искушение? Он рассказывает об этом ближним, чтобы предостеречь их и прославить Бога.
Стих 4 (заключительная часть). Душа, потерявшая свою ценность.
1. Задумайтесь о ценности души.
а) Душа вечна.
б) Праведники возликуют, а грешники восплачут.
в) За нее было заплачено дорогой ценой.
2. Сравните нашу заботу о душе с беспокойством по поводу мирских проблем.
а) Наше стремление к обогащению.
б) Наша забота об образовании детей.
в) Наше стремление добиться почестей и успеха в делах. Порой мы придаем значение ничего не значащим пустякам.
г) Как высоко мы ценим человеческую жизнь! Опишите поиски пропавшего ребенка.
д) Сравните нашу заботу о душе с тем, как о ней печется Спаситель (Павел, Лютер, Уитфилд).
3. Запомните признаки, указывающие на отсутствие такой заботы.
а) Если вы не проводите время в уединенной молитве.
б) Если вы не переживаете за души других.
в) Если вы пренебрегаете семейной молитвой или превращаете ее в простую формальность.
г) Если вы регулярно не посещаете молитвенных собраний. Примечание. Великая ответственность возложена на каждого христианина.
Стих 4 (заключительная часть). Забота о душе.
1. Что значит душепопечение?
а) Твердая убежденность в ценности человеческой души.
б) Нежная забота о ее благополучии.
в) Беспокойство о грозящей ей опасности.
г) Ревностные усилия по ее спасению.
2. Кто должен заниматься душепопечением?
а) Родители.
б) Наставники.
в) Пасторы.
г) Прихожане.
3. Преступное пренебрежение душой.
а) Проявление неблагодарности.
б) Проявление жестокости. г) Губительно для души.
Стихи 4—5.
1. Ужасное бедствие; отсутствие друзей и помощников, готовых проявить милосердие.
2. Трогательная молитва. Призыв и утверждение.
Стихи 4—5.
1. Люди часто подводят нас, когда мы более всего нуждаемся в их помощи.
а) Во время неприятностей. «Смотрю».
б) Во время душевных терзаний. «Никто не заботится о душе моей».
2. Господь приходит нам на помощь, когда мы более всего в этом нуждаемся. Он остается нашим прибежищем, когда все остальные готовы от нас отвернуться. В благополучии у человека много друзей, в беде же остается только один.
Стихи 4—5.
1. Почему святые находят прибежище в Боге. Почему они верят Ему и уповают на Него.
а) Бог даровал себя святым по завету благодати, пообещав стать их Богом и сделать их Своим народом.
б) Господь близок к святым. Он снисходит к ним Своей любовью и печется об их благе.
в) Силою благодати Божьей, действующей в их сердцах, святые выбирают Его как свою «часть» и высшее блаженство.
2. Какие совершенные качества Господа делают Его достойным прибежищем для святых.
а) Милость Господня беспредельна.
б) Мудрость Его непогрешима.
в) Могущество Его безгранично.
г) Господь всезнающ и вездесущ.
д) Любовь Его никогда не прейдет.
е) Господь ни от кого не зависит, Ему подвластны все и вся.
3. Многочисленные преимущества для святых, привыкших видеть в Боге свое прибежище в бедах.
а) Он не дает им пасть духом.
б) Они черпают в Боге необходимый им запас благодати и силы для служения.
в) Господь даровал святым утешение и надежду на будущее.
Стих 5. Душа выбирает Бога.
1. Осознанно. «Я воззвал к Тебе… я сказал».
2. Он становится для нее всем. «Прибежище», «часть».
3. Она предпочитает Его всем остальным. «На земле живых».
Стих 6. Два прошения и два аргумента.
Стихи 6—7.
1. Язык отчаяния. «Я очень изнемог». «Они сильнее меня». «Моя душа в темнице».
2. Язык молитвы. «Внемли воплю моему». «Избавь меня». «Выведи из темницы душу мою».
3. Язык хвалы.
а) За уважение ближних.
б) За собственное избавление и благоденствие.
Стих 6. Унижение и смирение.
1. Давид скрывается в унизительном месте — пещере.
2. Давид унижен душевно. «Я… изнемог», «сильнее меня».
3. «Но со смиренными — мудрость» (Прит.11:2); он молится.
4. Господь «смиренного видит» (Пс.137:6). Молитва его будет услышана.
Стих 7. Узник. Свободный, Певец. Средоточие. Чудо.
Стих 7. Мечты узника.
1. О чем мы мечтаем, находясь в оковах.
а) О прославлении Христа.
б) О народе Христовом, собравшемся вокруг нас для драгоценнейшего служения.
в) О новой благословенной жизни с избытком, ожидающей нас на свободе.
2. В какой мере наши мечты сбываются? До того, как нас постигнут несчастья, и после. В момент обличения и после обращения. Комната больного и активное служение.
3. Долг хранить верность клятвам, данным в заключении, и извлеченным там урокам.
Стих 7 (средняя часть).
Пчелиная матка. Подпасок. Теплый очаг. Музей редкостей.
Или.
2. Они окружат меня, чтобы услышать мой рассказ — «из темницы», привлеченные моей песнью — «славить имя Твое» — и нашим духовным родством; и вместе мы склоним колени перед благостью Господней.
Стих 7 (заключительная часть). Сопоставьте эти строки с Пс.114:7. «Господь облагодетельствовал тебя». Черпайте в прошлом надежду на будущее.