143. Боевая хвала и молитва

Несмотря на сходство данного псалма с псалмом 17, перед нами очевидно новая песнь. Это особенно заметно в его заключительной части. Я бы хотел, чтобы мои читатели восприняли данное произведение как новый псалом, а не как повторение старого или произвольное сочетание двух независимых частей. Действительно, оно выглядит вполне завершенным, даже если мы опустим стихи 12—15. Однако то же можно сказать и о других поэтических произведениях Давида, отдельные части которых представляют собой законченные фрагменты. Справедливо это и в отношении множества сонетов мирского содержания. Посему мы не должны делать вывод, будто заключительная часть псалма принадлежит перу другого автора, или что один и тот же автор присоединил ее к основному тексту с целью сохранить ее для потомков. Вполне вероятно, псалмопевец, памятуя о том, что уже высказывался на подобную тему, решил пойти дальше в своих размышлениях, а Святой Дух воспользовался таким направлением его мысли в Своих собственных благородных целях. Вне всякого сомнения, это дополнение достойно пера величайшего из иудейских поэтов. Его язык превосходен, а образы великолепны. Не удивительно, что люди, обладающие хорошим вкусом, хотя и отнюдь не религиозные, часто цитируют данный псалом, признавая тем самым его неоспоримые литературные достоинства. На наш взгляд, это произведение столь совершенно в своей целостности, что было бы настоящим актом литературного вандализма, а также духовным преступлением, оторвать одну его часть от другой.

Заглавие

«Давида». Авторство псалма принадлежит Давиду, о чем свидетельствует и его язык, если язык вообще может принадлежать одному человеку. Мы называем его псалмом Давида с той же уверенность, что приписываем то или иное стихотворение Теннисону или Лонгфелло. Лишь закрывая глаза на очевидные факты и погружаясь в мир иллюзий, наши ученые критики могут называть автором данной песни кого-либо, кроме Давида. Александр был прав, сказав: «Принадлежность данного псалма Давиду столь же очевидна, как и любого другого в Псалтири».

Композиция

Благочестивый воитель воспевает Бога — свою «твердыню» и «ограждение» (ст. 1—2). Человеку он дает невысокую оценку, удивляясь, что Господь вообще обращает на него внимание (ст. 3—4). В трудный час псалмопевец взывает к Господу, который назван «мужем брани», умоляя Его о заступничестве (ст. 5—8). Затем он вновь превозносит Бога и молит о спасении (ст. 9—11), завершая псалом великолепным перечнем благословений, дарованных Господом Своему избранному народу, и выражением радости за людей, «у которых Господь есть Бог» (ст. 12—15).

Истолкование

1 Благословен Господь, твердыня моя, научающий руки мои битве и персты мои брани, 2 милость моя и ограждение мое, прибежище мое и Избавитель мой, щит мой, — и я на Него уповаю; Он подчиняет мне народ мой.

1. «Благословен Господь, твердыня моя». Певец не медлит с выражением своей благодарности, и песнь хвалы птицей взмывает в небеса. Его самые теплые слова обращены к лучшему другу — «благословен Иегова». Чистых сердцем переполняет желание славить Бога. Хвала струится из их уст, подобно живому источнику. Давид прилагает все усилия, дабы прославить Бога, даровавшего ему силу. Нельзя получить столь великое благословение как способность противиться злу, отстаивать истину и бороться с заблуждением, не зная, кто даровал ее нам, и не проникаясь к Нему благодарностью. Иегова не просто придает верующим силы, Он сам их Твердыня. Обретая Бога, они обретают силу. Господь всесилен и щедро делится Своим могуществом с уповающими на Него. Он наша крепость. Да будет благословен Господь более, чем мы можем пожелать!

«Научающий руки мои битве и персты мои брани». Во второй части стиха псалмопевец славит Бога, своего наставника в ратном деле. Сила не поможет тому, кто не овладел мастерством. Необученные войска зачастую наносят ущерб тем, на чьей стороне сражаются, и представляют опасность для мирных граждан. Потому псалмопевец благословляет Господа не только за силу, но и за науку. Благословим же и мы Иегову, наградившего каждого из нас особым талантом. Упомянутое в данном стихе обучение было весьма практичным. В нем был задействован не столько разум человека, сколько его «руки и персты», ведь именно эти члены тела более всего пригодны в битве. Люди, не имеющие академического образования, должны ценить свои практические навыки. Для воина физические тренировки представляют куда большую важность, чем любые теоретические знания. Орудующий пращой или луком нуждается в соответствующей подготовке не меньше ученого профессора. Люди слишком часто ставят мастерство искусного ремесленника в заслугу ему самому. Это весьма распространенное заблуждение. Многие готовы предположить, что священника наставляет сам Бог, но такая наука считается недоступной для ткача или литейщика. Однако именно эти призвания особо упомянуты в Библии, как дарованные благочестивым и ревностным труженикам и труженицам при сооружении первой скинии. Всякая мудрость и мастерство от Господа, да будет Он превознесен и прославлен! Он не забывает даже о малейших членах нашего тела. Господь научает не только руки, но и персты. Ведь нередко неловкое движение пальцем сводит на нет усилия обеих рук.

Давид был призван к ратному подвигу, и все сражения неизменно заканчивались для него победой. Причину этого он видел не в своем полководческом искусстве или собственной доблести, а в том, что Господь «научил руки его битве и персты его брани». Если Бог снизошел до участия в столь недуховном деле, как война, разве не поможет Он нам в благовестии и «уловлении» душ? Тогда мы будем благословлять имя Его с еще большей ревностью. Мы станем Его учениками, а Он нашим наставником. И если мы в чем-то добьемся успеха, то от всего сердца прославим своего Учителя. Этот стих очень личный: в нем говорится о милости, явленной самому Давиду. В то же время этот стих — о настоящем: Иегова сейчас дает силу Давиду и учит его. Так и мы должны благодарить Бога, пока благословение еще изливается на нас. Стих также очень практичен и полон повседневности: Давид провел большую часть своей жизни в походах и сражениях. Те из нас, кто страдает от ревматизма, могли бы воскликнуть: «Благословен Господь, Утешитель мой, научающий колени мои терпеливо сносить боль и ступни мои — смиренно принимать отпущенное». Желающие помогать новообращенным могли бы сказать: «Благословен Господь, научающий очи мои находить израненные сердца и уста мои — вселять в них надежду». Давид получил от Бога особую помощь, необходимую именно ему, и прославил за это Всевышнего. Когда каждый из нас занимает свое место в хвалебном хоре, небесная гармония достигает своего совершенства. Если бы мы все исполняли одну и ту же партию, наша оратория лишилась бы своей многогранной красоты.

2. Наш венценосный поэт умножает метафоры, желая превознести своего Бога. «Милость моя и ограждение мое». Кем бы мы ни были и где бы ни находились, мы нуждаемся в милости Господней. По милости Своей Он дарует нам все остальные благословения, потому Давид не случайно называет Его этим именем. Воистину Господь не раз явил многим из нас Свою милость! Он сам воплощение безмерного милосердия. Мы сами не обладаем этим качеством, но Он стал нашей милостью. И не только ею, но также и нашим «ограждением» и надежным пристанищем. В Нем мы скрыты как бы за крепостной стеной и неприступными бастионами. Враги не вынудят нас покинуть наше убежище, ибо оно готово вынести любую осаду. В нем хранятся обильные запасы пищи, и течет источник живой воды. Цари, как правило, беспокоятся о защите своих городов, но Давид уповает на Бога, который для него дороже всякой крепости.

«Прибежище мое и Избавитель мой». Полагаясь на Господа, мы как со сторожевой башни смотрим вниз на своих врагов. Им не подступиться к нам. Пущенные ими стрелы не достигнут нас, и штурмовые лестницы не поднимутся к нашим стенам. Высоко вознес Господь верующих в Него. И это еще не все. Иегова стал также нашим Избавителем и Защитником. Эти имена отражают весь спектр благословений, дарованных нам Господом. В Нем всякое благо, необходимое нам в этом мире и в веке грядущем. Он не только охраняет нас от зла. Когда нам не удается избежать опасности, Он приходит нам на помощь, снимает осаду, обращает в бегство наших врагов и дарует нам долгожданную свободу. «Щит мой,и я на Него уповаю». Выступая против своего врага, воин прикрывается щитом, спасающим его от верной смерти. Так и Господь хранит верующих от вражеских ударов, и те не причиняют им вреда. По этой и тысяче других причин мы во всем полагаемся на Бога. Он никогда не оставит нас, и потому мы безгранично доверяем Ему.

«Он подчиняет мне народ мой». Он удерживает моих подданных в повиновении и укрепляет мирное владычество мое над покоренными народами. Правителям, успешно справляющимся со своей задачей, надлежит благодарить Бога. Люди — странные существа, и если им удается жить в мире под руководством одного из служителей Божьих, он должен всякий день благословлять Господа за этот удивительный факт. Мирные достижения столь же достойны благодарной хвалы, как и военные победы. Церковные лидеры сохраняют свое ведущее положение лишь с помощью Бога, который наделил их могущественным влиянием, внушающим повиновение и искреннюю преданность. Прославим же имя Господне за то, что мы имеем возможность поощрять других к добрым делам. Итак, Давид благословляет Иегову, благословившего его. Вновь и вновь он называет Бога «своим». Всякий раз, говоря о Господе, он поклоняется Ему и благословляет Его. Одно и то же слово «благословен» золотой нитью проходит через весь стих. Давид видел в Боге источник не только своих многочисленных побед на поле брани, но и мирного процветания подвластного ему народа. Повсюду и во всем царь Израиля ощущал рядом с собой присутствие Царя царей, перед которым смиренно преклонялся и которому служил, благодарно признавая, что всем обязан Твердыне своего спасения.

3 Господи! что есть человек, что Ты знаешь о нем, и сын человеческий, что обращаешь на него внимание? 4 Человек подобен дуновению; дни его — как уклоняющаяся тень.

3. «Господи, что есть человек, что Ты знаешь о нем?» Какая пропасть отделяет Иегову от любого из нас! От славного могущества Божьего псалмопевец переходит к человеческому ничтожеству. Иегова для него все, и он восклицает: «Господи, что есть человек?» Что есть человек перед лицом вечного Бога? С чем сравнить его? Он слишком мал, чтобы его заметили. Только Бог, знающий даже малейшее из Своих творений, может сказать, что есть человек. Без сомнения, он не достоин полного доверия, ибо одновременно слишком слаб и непостоянен, чтобы на наго положиться. Псалмопевец изумлен тем, что Бог снисходит до человека. И в самом деле, это еще удивительнее, чем если бы величайший из архангелов вдруг занялся бы изучением муравьев или задумал подружиться с майскими жуками. Господь близок к Своему народу, Он окружает нас неустанной заботой и вниманием. Он предузнал нас любовью, день и ночь Он поддерживает в нас жизнь и в конце времен примет нас в Свои обители. Что же побуждает Его к этому? В чем заслуга человека? Чем он стал для Господа? Что есть человек, что Бог «знает о нем» и является ему в качестве милости и прибежища его? Ни на один из этих вопросов нет ответа. Лишь беспредельное снисхождение могло побудить Господа приблизиться к человеку. Тот факт, что Бог избрал, искупил и возлюбил нас как Своих чад, окружил нас нежной заботой и сделал сонаследниками Божества, достоин более чем двух восклицаний, содержащихся в этом стихе.

«И сын человеческий, что обращаешь на него внимание?» Ребенок существо еще более слабое, чем взрослый человек, — именно таков первоначальный смысл данного выражения. Он представляет собой человека не таким, как его создал Бог, но таким, каким он вышел из материнской утробы. Почему же Господь помнит о нем и считается с ним? Каждый человек имеет для Него значение, а искупительная любовь Божья облекает нас истинным величием. Этот необъяснимый факт возможно принять только верой. Смиренное изумление заставляет каждого из нас воскликнуть: «Почему Ты пожелал узнать меня?» Мы по опыту знаем, как ненадежен человек, и часто наблюдаем в нем стремление к превосходству над ближними. Посему нам подобает смирение и трезвая оценка самих себя и своих способностей. Все это должно внушать нам глубочайшую благодарность Господу, который знает нас лучше, чем мы сами, и тем не менее продолжает общаться с нами и даже обитает в нас. Всякий намек на человеконенавистничество должен быть противен верующему. Ибо если сам Бог «обращает внимание» на человека, кто мы такие, чтобы презирать себе подобных?

4. «Человек подобен дуновению». Адам подобен Авелю. Он как ничто. Он суетен и пуст, и скорее напоминает надутый пузырь. Однако человек даже не дуновение, но лишь подобен ему. Он еще более бесплотен, чем мимолетный порыв ветра, имея с ним лишь отдаленное сходство. Господи, что есть человек? Не удивительно ли, что Бог замечает столь самовлюбленное ничтожество! «Дни егокак уклоняющаяся тень». Жизнь человека так коротка, что он измеряет ее днями, а не годами, он живет сегодняшним днем, подобно мотыльку, который умирает с закатом солнца. Жизнь его лишь тень. Не имея истинного содержания, она скорее представляет собой неясные очертания чего-то реального. Обратите внимание, псалмопевец сравнивает человеческую жизнь не просто с тенью, но с «уклоняющейся тенью». Она лишь мираж, образ несуществующего, призрак, готовый растаять в воздухе. Почему же вечный Бог столь внимателен к смертному человеку, который начинает умирать с самого момента своего рождения? Связь последних двух стихов с содержанием целого псалма очевидна: Давид во всем полагается на Бога; но обращая свой взор на человека, он видит лишь его ничтожество. Все это приводит его в изумление: так почему же великий Господь снисходит до столь лживого и безрассудного существа, как человек?

5 Господи! Приклони небеса Твои и сойди; коснись гор, и воздымятся; 6 блесни молниею и рассей их; пусти стрелы Твои и расстрой их; 7 простри с высоты руку Твою, избавь меня и спаси меня от вод многих, от руки сынов иноплеменных, 8 которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи.

5. «Господи! Приклони небеса Твои и сойди». Небеса принадлежат Господу, и простерший их силен преклонить их до земли. Служитель Божий сражается со своими злейшими врагами и, не находя соратников среди людей, умоляет Иегову прийти ему на помощь. Воистину, вмешательство в войны, которые ведут верующие в Него, требует от Иеговы снисхождения. Земля взывает к небесам, моля сойти вниз. Вернее, мольба о том, чтобы Господь небес преклонил небо и явился среди сынов земли. Господь делал это не раз. Наиболее полным Его явление было, когда в Вифлееме Слово стало плотью и обитало с нами. Теперь Он «знает путь» на землю и всегда готов встать на защиту Своих возлюбленных детей. Давид желал, чтобы реальное присутствие Божье посрамило надменность самодовольных людей. Лишь вечная истина могла избавить его от пустого человеческого тщеславия. «Коснись гор, и воздымятся». Именно так Господь явился Израилю на Синае. Мощнейшие столпы земные склоняются под тяжестью перстов Божьих. Бог есть «огонь поядающий», и от одного Его прикосновения дымятся верхушки высоких гор. Если бы Иегова явился среди нас, ничто не устояло бы перед Ним. Если горные пики дымились от Его дыхания, то и всякому смертному, осмелившемуся противостоять Господу, суждено растаять как дым. Сколь терпелив Он к врагам Своим, коих Он мог бы истребить с такой легкостью. Достаточно было бы одного Его прикосновения. Пылающий перст Господень, заставив дымиться горы, одним движением уничтожил бы всех Своих противников.

6. «Блесни молниею и рассей их». Вечный Бог мечет Свои молнии повсюду, куда пожелает. Для Него нет преград. Небесная артиллерия немедленно обращает врагов в бегство. Один удар молнии приводит в смятение огромные армии. «Пусти стрелы Твои и расстрой их». Иегова не знает поражений. Стрелы Его несут врагам верную гибель. Лишь благодаря сильной вере поэт-царь ожидал от Господа помощи существам, которых он только что сравнил с «дуновением». Истинно верующий по праву надеется, что всемогущий Бог откроет перед ним сокровищницу Своего могущества и мудрости. Даже самая ужасная буря вступит в бой на стороне избранных Божьих. Однажды усвоив трудный урок милостивого снисхождения Господня, нам легче принять Его готовность обратить все Свое могущество против наших преследователей. Верующий воин молится таким образом уже не первый раз: семнадцатый псалом похож на этот. Но благочестивый муж не смущается собственной смелости, а бесстрашно повторяет свою молитву.

7. «Простри с высоты руку Твою». Пусть крепкая длань Твоя захватит врагов моих и избавит меня. «Избавь меня и спаси меня от вод многих». Подобно Моисею, извлеки меня из вод. Враги мои нахлынули на меня бурным потоком, грозя погубить. Спаси меня от их яростной мощи. Удали их от меня, а меня от них. «От руки сынов иноплеменных». От всех народов иноземных, чуждых и Тебе, и мне. Они восстают против Тебя и замышляют злое. Люди, спасения от которых жаждал псалмопевец, не состояли в завете с Богом. Это были филистимляне и идумеи. Или, быть может, речь шла о соотечественниках Давида, ожесточивших сердца и предавших веру. Они были иноплеменниками, хотя и носили имя Израиля. Прочь от меня, вероломные богохульники, отравляющие общество лживыми учениями и речами! Прочь от меня, злые языки, лживые уста и неверные сердца! Не удивительно, что Давид вновь и вновь повторяет: «Избавь меня и спаси меня!», ибо это призыв бесчисленных чад Божьих, на чью долю выпадают ужасные испытания. Сыны дьявола чужды нам, между нами и ними никогда не будет согласия. Они не понимают и презирают нас. О Господи, избавь нас от лукавого и сынов его!

8. «Которых уста говорят суетное». Не удивительно, что слова суетных людей пусты. «Когда говорит он ложь, говорит свое». На них нельзя положиться, как бы красноречивы они ни были. Самые торжественные из их обещаний легковеснее, чем морская пена, и не заслуживают даже малейшего доверия. Праведники не желают иметь ничего общего с подобными личностями. Из всех людей обманщики и лжецы более всего отвратительны тем, кто чист сердцем. «И которых десница — десница лжи». На устах и в деснице их одно — суетность и ложь. Поступки таких людей вполне соответствуют их словам, они во всем остаются верны себе. Обман и вероломство стали главным занятием этих искусных лжецов. Ужасно, если единственное, в чем преуспел человек, — это обман, если ни в словах его, ни в делах нет ни капли истины. Избави нас, Боже, от лживых уст и нечистых рук!

9 Боже! новую песнь воспою Тебе, на десятиструнной псалтири воспою Тебе, 10 дарующему спасение царям и избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча.11 Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных, которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи.

9. «Боже, новую песнь воспою Тебе». Устав от лжи, я прославлю истину. Исполнившись новым вдохновением, моя благодарность находит новые средства выражения. Я буду петь, как пели до меня другие, но это будет новая песнь, не похожая ни на одну из прежних. Она будет посвящена единому Богу. Я воспою Господу, даровавшему мне спасение. «На десятиструнной псалтири воспою Тебе». Десница Давида вторит его устам. В отличие от нечестивых, они едины не во лжи и вероломстве, но в истинном и искреннем прославлении. Давид старательно настраивает свои лучшие инструменты, одновременно оттачивая свое певческое мастерство. Всех наших усилий недостаточно, чтобы воспеть величие Господне, и потому нам надлежит делать все возможное. Псалмопевец надеялся прибегнуть к помощи множества музыкальных орудий, дабы всеми доступными средствами выразить свою радость в Боге. Ветхий Завет изобиловал образными символами и обрядами, поэтому музыка занимала достойное место в «земном святилище». Однако в конечном счете она является лишь проявлением хвалы и помогает нам выразить свои внутренние переживания. Истинная хвала исходит из сердца, истинная музыка рождается в душе. Если музыка заглушает голоса поющих, а мастерство становится важнее искренности, значит, пришло время признать: инструментам нет места в общинном поклонении. Но когда игра на них лишь сопровождает пение, как у Давида, мы не вправе запрещать ее или осуждать тех, кто их использует. Однако мы сами предпочитаем обходиться без них, ведь для нас простота более созвучна евангельскому духу, нежели напыщенное великолепие органной музыки. В личном поклонении Господу верующие нередко аккомпанируют себе на знакомых им музыкальных инструментах. Примером тому может служить настоящий псалом, ибо Давид говорит: «Воспою (а не воспоем) Тебе», — не в общем хоре, но в уединении.

10. «Дарующему спасение царям». Тем, кого Господь возвышает, Он дарует силы и поддержку. Занимая выдающееся положение среди людей, цари нередко оказываются в особой опасности. И если Господь оберегает их жизнь и трон, их долг прославить Его за это. Давид мог бы погибнуть в любой из множества своих битв, если бы Всевышний не окружил его Своей заботой. Доблестно сражаясь, он избавил Израиль от врагов, но лавры победителя он принес к ногам своего Господа и Хранителя. Цари чаще других людей нуждаются в спасении, и если оно даровано им, то сей удивительный факт заслуживает отдельного стиха в хвалебном псалме. «И избавляющему Давида, раба Твоего, от лютого меча». Он воздает дань деснице Господней, избавившей его от смерти. Обратите внимание на причастие. Оно употреблено в настоящем времени — «избавляющему», — ведь Бог продолжал оберегать Давида в течение всей его жизни. Царь не стыдился говорить о том, чем он был обязан Всевышнему. Он с готовностью признавал, что ему была оказана великая милость. Давид называл себя «рабом Господним», почитая это высшим и самым желанным для себя званием.

11. Памятуя обо всем содеянном Господом, Давид вновь обращается к Нему с мольбой. Он молит о спасении Того, кто уже избавил его от смерти. «Избавь меня и спаси меня от руки сынов иноплеменных». В определенной степени эти строки служат рефреном данного псалма и составляют суть заключенной в нем молитвы. Давид жаждал избавления от своих явных врагов — иноземцев, нарушивших все договоры и пренебрегших соглашениями. «Которых уста говорят суетное и которых десница — десница лжи». Он не подал бы руки тем, чья десница осквернена ложью, и, если возможно, немедленно покинул бы общество таких людей. Окруженные этими «порождениями ехидны», мы зачастую не знаем, как поступить, и единственное, что нам остается, — молить Бога об избавлении. В 7 стихе псалма Давид, если переводить буквально, просил о помощи обеих рук Господа; и не напрасно: враги его ополчились на него, ища его гибели и являя в этом удивительное единство слова и дела.

12 Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости; дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах.13 Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом; да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших;14 да будут волы наши тучны; да не будет ни расхищения, ни пропажи, ни воплей на улицах наших. 15 Блажен народ, у которого это есть. Блажен народ, у которого Господь есть Бог.

Избавление от нечестивых и милостивое присутствие Господне сулили в будущем мир и процветание. Спасение жизни Давида стало залогом мира и благополучия целого народа. Трудно даже представить, как много может зависеть от благоволения Господня к одному человеку.

12. Божьи благословения творят чудеса для народа. «Да будут сыновья наши, как разросшиеся растения в их молодости». Сыновья особенно важны для будущего любого государства, поскольку именно мужчины играют ведущую роль в его управлении. Молодым предстоит со временем прийти на смену старикам. Давид надеялся, что его сыновей ожидало великое будущее, что, подобно прочно укоренившимся молодым деревьям, они принесут добрый плод. Если они не возрастут в юности, им уже не представится другой возможности. Если в период взросления что-то помешает их росту, они никогда не наверстают упущенного. О, сколько радости дарят нам наши сыновья! Но, с другой стороны, они причиняют нам немало горя. Деревья могут вырасти искривленными или доставить иное разочарование посадившему их. То же происходит и с нашими сыновьями. Но видя их возрастающими в святости, мы испытываем ни с чем не сравнимую радость. «Дочери наши — как искусно изваянные столпы в чертогах». Мы молим Бога о благословениях для всей нашей семьи, дочерей и сыновей. Ибо не пристало нам лишать благословений молодых девиц. Дочери скрепляют семьи, подобно столпам, поддерживающим стены, одновременно украшая их, как драгоценные камни в отделке дома. Любой дом превращается во дворец, если дочери наши благонравны, и сыновья исполнены духом Божьим. Тогда всякий отец чувствует себя царем, а мать — царицей; и богатству их позавидует любой вельможа. Город, полный таких домов, состоит из одних дворцов, а государство, образуемое подобными городами, достойно правления благороднейшего из князей.

13. «Да будут житницы наши полны, обильны всяким хлебом». Всякий хозяин должен отличаться бережливостью и предусмотрительностью. В доме его должны быть не только хранилища, но и рассадники. Мудрый хозяин рачительно использует вверенное ему. Прежде чем накрыть на стол, он наполняет житницы. Счастливая семья нуждается в обильных запасах пропитания, ведь голод обрекает на страдания даже тех, в ком живет любовь. Благо человеку, живущему в достатке и богатому «всяким хлебом». Мы порой слышим жалобы возмущенных избытком зерна и дешевизной хлеба на столах бедняков. Что за беда! Мы не вправе роптать на нее. Давид возблагодарил бы Бога за исполнения этого его заветного желания. Плодом уст наших должно стать радостное поклонение и признательность за обилие плодов земли. Да будет она щедра и плодородна, дабы всякая нужда человеческая нашла свое удовлетворение. «Да плодятся овцы наши тысячами и тьмами на пажитях наших». Давид молится здесь о прибавлении поголовья. Адам обрабатывал землю, наполняя житницы, Авель же пас овец и ягнят. Всякое занятие благословенно. Второй из родившихся на земле людей пас скот, и с тех пор пастушество играет важную роль в сельском хозяйстве. Животные обеспечивают нас и пищей, и одеждой, столь необходимыми каждому из нас.

14. «Да будут волы наши тучны». Мы впрягаем волов и в плуг, и в телегу. Без них жизнь на ферме остановилась бы. Так пусть каждый хозяин трудится, не обременяя своих животных непосильной ношей, и по мере сил заботится о них. «Да не будет ни расхищения, ни пропажи», ни разбоя, ни вынужденного отъезда, ни взломов, ни ссылок. «Ни воплей на улицах наших», ни скрытого недовольства, ни мятежей, ни бедности, ни попранных прав, ни безнаказанных обид. Этот стих рисует восхитительную картину: все вокруг дышит покоем и довольством; власть находится в руках мудрых правителей, и даже животные в стойлах не могут пожаловаться на дурное обращение. Такое же благополучие царит и в нашей стране, и если теперь положение дел меняется, кого это удивляет? Своей неблагодарностью мы вполне заслужили нежелание Господа продолжать осыпать нас благословениями, которыми мы пренебрегли. Эти стихи можно в определенном смысле отнести и к процветающей церкви, где новообращенные возрастают в вере, где не умолкает благовестие, а духовные богатства приумножаются. Служители ее исполнены рвения, а прихожане счастливы в своем единстве. Да благословит Господь таким образом все наши церкви!

15. «Блажен народ, у которого это есть». Подобные блага нельзя недооценивать. Земные благословения имеют большое значение, и лишиться их означало бы попасть в весьма бедственное положение. Счастлив народ, к которому благоволит Всевышний. Воистину «блажен народ, у которого Господь есть Бог». Этим и объясняется благополучие и процветание Давидова царства. В ветхозаветные времена Бог вознаграждал Израиль за послушание земными благами. Покорный Иегове народ преуспевал во всех делах своих. Этот последний стих как бы вносит поправку во все вышесказанное. Поэт будто бы хотел сказать: земные дары приносят радость, но совершенное блаженство даровано человеку, живущему в мире с Богом и хранящему Ему верность. Блажен народ, поклоняющийся благословенному Богу. Тогда даже в отсутствие земных милостей, мы не утратим главного: золото небес для нас дороже земного серебра. В своем псалме Давид славит Бога, вверившего ему власть над народом Своим и даровавшего процветание его царству. Ему посчастливилось управлять избранным народом. Господь благословил их праведным царем, крепкими семьями, избавлением от всех врагов, а главное — истинной верой и возможностью поклоняться Иегове — единому живому Богу.

Советы проповедникам

Стих 1.

1. Для ведения духовкой войны нам необходимы сила и мастерство: сильные руки — для тяжелого труда, ловкие пальцы — для тонкой работы.

2. Каким образом Бог дает их нам? Он сам есть наша сила, а мастерству Он нас учит. Передача и наставление. Господь учит нас посредством просвещения, опыта и четкого руководства.

Стих 1. О чем нельзя забывать христианину, ведущему духовную войну.

1. Истинный источник его силы. «Господь, твердыня моя». Памятуя об этом:

а) он не будет полагаться на себя;

б) он не утратит мужества;

в) он будет всегда надеяться на победу;

г) он никогда не потерпит поражение.

2. Необходимость постоянно учиться и Наставник, который никогда не оставит его. «Научающий руки мои». Памятуя об этом:

а) он облечется в броню, Дарованную ему Богом;

б) он вооружится мечом Духа;

в) он не устанет изучать божественное руководство по военной тактике и дисциплине, черпая в нем сведения:

1) о замыслах врага;

2) о приемах нападения и защиты;

3) о том, как вести себя в разгар битвы;

г) он ожидает от Бога мудрости.

3. Хвала Господу за одержанные победы и проявленное мастерство. «Благословен». Памятуя об этом:

а) он будет смиренно принимать оказываемые ему почести;

б) прославит своего Царя;

в) ощутит одновременно сладостный вкус победы и благодарную признательность.

Стих 2. Двойные благословения.

1. Господь хранит добрых от зла. «Милость» и «ограждение».

2. К безопасности добавляет свободу. «Прибежище» и «Избавитель».

3. Безопасность приносит покой. «Щит мой, — и я на Него уповаю».

4. Способность удерживать власть в своих руках. «Подчиняет мне народ мой». Все это Божья заслуга.

Стих 2. Несколько описаний Бога.

1. Что стоит на первом месте? «Милость».

а) Вполне естественно, что спасенный грешник более всего благодарен Богу за Его милость и ценит ее превыше всего остального.

б) Милость является основанием всех прочих описаний Бога. Всякое деяние Божье есть особое проявление Его милости.

в) Приятно видеть, что верующий, возрастая духовно, делает милость главной темой своей хвалебной песни.

2. Почему «я на Него уповаю» стоит в конце?

а) Потому что то, кем Бог является, делает Его достойным доверия.

б) Потому что размышления о Боге укрепляют веру.

3. Какое особое значение слово «мой» придает каждому из описаний Бога? Данный перечень становится:

а) описанием пережитого;

б) данью хвалы;

в) праведной гордостью;

г) стимулом, побуждающим других желать того же.

Стих 3. Одновременно вопрос, восклицание и выражение восхищения.

Стих 3. Вопрос.

1. Отрицает право человека требовать к себе внимания Бога.

2. Провозглашает великую честь, оказанную ему Богом.

3. Предполагает, что истинной причиной, побудившей Бога к такой щедрости, является Его собственная милость.

4. Говорит о том, что в данном случае уместны благодарность и смирение.

5. Поощряет даже самых недостойных людей довериться Богу.

Стих 3.

1. Каким человек вышел из рук Творца?

а) Разумным.

б) Ответственным.

в) Бессмертным.

г) Святым и счастливым.

2. Каков человек сейчас?

а) Низок.

б) Виновен.

в) Грешен.

г) Жалок и беспомощен.

3. Каким становится человек, верующий во Христа?

а) Вновь обретает взаимоотношения с Богом.

б) Познает Бога.

в) Испытывает на себе влияние Святого Духа.

г) Готовится к переселению в небесные обители.

4. Каким станет человек, попав на небеса?

а) Свободным от греха и страданий.

б) Его природа достигнет своего совершенства.

в) Уподобится ангелам.

г) Приблизится к своему Богу и Спасителю.

Стих 3. Чудо из чудес: великий Бог обращает внимание на столь недостойное существо, как человек.

1. Это чудо особенно ясно видно в свете величия Господа Бога нашего.

2. В свете ничтожности человека.

3. В свете значения, которое Бог придает сему жалкому созданию — человеку.

Стих 4. Человек ничтожен, но претендует на величие. Его жизнь скоротечна и бесплодна. Однако где-то есть выход.

Стих 4. Мир теней.

1. Наша жизнь подобна тени.

2. Но свет Божий изгоняет тень. Бог дает нам жизнь. Скоротечность и таинственность жизни — часть божественного провидения.

3. Судьба теней, вечная ночь или вечный свет.

Стих 4. Быстротечность нашей земной жизни.

1. Тема, достойная размышления.

2. Предостережение тем, кто заботится лишь об этой жизни.

3. Напоминание о вечности.

4. Призыв к христианам прожить эту жизнь во славу Божью.

Стих 5. Снисхождение, посещение, прикосновение и воспламенение.

Стихи 7—8, 11. Необходимые повторения. Повторения в молитве напрасны, если являются следствием формализма, небрежности или суеверий, но уместны:

1) когда являются выражением искреннего молитвенного рвения;

2) когда молящемуся угрожает неминуемая опасность;

3) когда молящийся охвачен страхом;

4) когда повторение продиктовано новой темой в молитве (ст. 7—8); божественным снисхождением (ст. 3, 11); воспоминанием об избавлении, дарованном Богом ранее (ст. 10); а также ответом на молитву (ст. 12—14).

Стих 8. Что такое «десница лжи»? Спросите у лицемера, злоумышленника, лжеучителя, гордеца, клеветника, человека, нарушающего свои обещания, вероотступника.

Стих 9. Для слуха Бога.

1. Певец. Благодарное сердце.

2. Песня. Наполнена хвалой. Новая.

3. Аккомпанемент. «Псалтирь». Помогает молиться. Отдайте Богу все лучшее, что в вас есть.

4. Слушатель и тема хвалебной речи. «Тебе».

Стих 11. Люди, избежать общества которых благо: враги Бога, говорящие суетное, поступающие вероломно.

Стих 12. Юность должна отличаться ростом, постоянством, полезностью и духовным здоровьем.

Стих 12 (первая часть). Юношам.

1. Чего желает вам псалмопевец? «Да будут сыновья… как разросшиеся растения».

а) Чтобы вас уважали и ценили.

б) Чтобы вам прививали твердые принципы и ценности. Ветер не страшен «разросшимся растениям».

в) Чтобы вы были сильны духовно и физически.

2. Что требуется от вас для исполнения этого пожелания?

а) Глубоко укорениться во Христе.

б) Постоянно питаться словом Божьим.

в) Молиться о снисхождении на вас Божьей благодати.

г) Внутренняя решимость исполнить предназначение, определенное Богом для вашей жизни.

Стих 12 (вторая часть). Девушкам.

1. Важная роль, которую вам предстоит сыграть в обществе. «Столпы».

а) Нравственное и религиозное состояние общества определяется в большей степени вашим влиянием, нежели влиянием мужчин.

б) Положение дел в вашей семье будет отражением вашего характера и поведения в роли дочерей, сестер или жен.

в) Не забывайте, что формирование нравственного облика молодого поколения начинается с материнского воспитания.

г) Пусть все это побудит вас искать благодати Божьей, без которой вы никогда не сможете достойно исполнить свою миссию.

2. Приличествующая вам красота. «Искусно изваянные». Красота:

а) чистого сердца. «Вся слава дщери Царя внутри»;

б) достойного поведения и скромности: «золотом», не подделкой, а чистым золотом:

в) кротости.

3. Как обрести достойное положение и истинную красоту?

а) Вверить себя Богу.

б) Позволить Христу поселиться в вашем сердце.

в) Стать живыми камнями, «искусно изваянными» руками Святого Духа.

Стих 14. Молитва о наших служителях, о безопасности, единстве и благополучии церкви.

Стих 14. Благоденствующая церковь.

1. Все ее члены охотно трудятся.

2. Враг остается за ее вратами.

3. Люди не покидают ее.

4. Вера и довольство не оставляют места для ропота.

3. Молитесь, чтобы все это можно было сказать и о нашей церкви.

Стих 15. Особое счастье тех, у кого Господь есть Бог.