145. Хвала Богу-помощнику

Композиция

Мы переходим к хвалебным псалмам. Остаток нашего пути проходит по Великолепным горам. До самого конца книги в ней неумолчно звучит хвала. Повсюду раздается пронзительный звон кимвалов. О, если бы сердце наше исполнилось радостной благодарностью, дабы мы не могли более усидеть на месте и громко славили бы Бога, подобно автору этих песен!

По мнению Алекзандера, данный псалом можно разделить на две части. В первой говорится о блаженстве тех, кто полагается на Бога, а не на человека (ст. 1—5). А во второй автор поясняет вышесказанное, восхищаясь божественным совершенством (ст. 5—10). Такое деление могло бы послужить нашим целям, однако не наблюдая в тексте четкой границы между двумя его частями, мы предпочли сохранить его в целости. Это одна большая жемчужина, священная курильница с благовониями, источающими сладостный аромат.

Истолкование

Аллилуйя. 1 Хвали, душа моя, Господа.2 Буду восхвалять Господа, доколе жив; буду петь Богу моему, доколе есмь.3 Не надейтесь на князей, на сына человеческого, в котором нет спасения.4 Выходит дух его, и он возвращается в землю свою: в тот день исчезают все помышления его. 5 Блажен, кому помощник Бог Иаковлев, у кого надежда на Господа Бога его,6 сотворившего небо и землю, море и все, что в них, вечно хранящего верность, 7 творящего суд обиженным, дающего хлеб алчущим. Господь разрешает узников,8 Господь отверзает очи слепым, Господь восставляет согбенных, Господь любит праведных.9 Господь хранит пришельцев, поддерживает сироту и вдову, а путь нечестивых извращает.10 Господь будет царствовать вовеки, Бог твой, Сион, в род и род. Аллилуйя.

1. «Аллилуйя». Печально думать о том, как многие в наше время позволяют себе порочить это великое слово. Непочтительное отношение к нему является одним из худших случаев упоминания имени Бога напрасно. Будем надеяться, что оно присуще лишь людям невежественным. Однако большая ответственность лежит на духовных лидерах, которые поощряют подобное богохульство. Нам надлежит произносить слово «Аллилуйя» со священным трепетом, призывая самих себя и всех окружающих славить Господа всей земли. По множеству причин мы не должны забывать о прославлении или медлить с ним. Пусть, услышав «Аллилуйя!», все в один голос воспоют хвалу.

«Хвали, душа моя, Господа». Псалмопевец неукоснительно соблюдал все, чему учил других. Он сам готов был возглавить хор, собравшийся по его призыву. Горе нам, если, несмотря на увещевания, обращенные нами к ближним, ничто не шевельнется в наших душах. Лишь нечестивый, восклицая «хвалите!», не добавляет «хвали, душа моя!». Будем же славить Бога всей своей жизнью. У нас всего одна душа, кому же, как не ей петь хвалу Спасителю, избавившему ее от вечного гнева Божьего? Славьте Его, о мое сердце, разум и мысли! Пусть моя душа и все мое существо воспылают огнем радостного прославления! Восстаньте, братья! Воспойте Богу! «Хвалите Господа!» Но что же я делаю? Как смею я призывать ближних к тому, чем пренебрегаю сам? Если кому и надлежит славить Господа, то именно мне. Посему пусть моя душа присоединится к ликующему хору, и вся моя сущность вознесется к высотам восторженного поклонения. «О, если бы у меня была сладкозвучная арфа!» Но нет, я желал бы лучше иметь освященное сердце. Тогда даже отсутствие голоса и музыкального слуха не помешает моей душе хвалить и славить Господа.

2. «Буду восхвалять Господа, доколе жив». Я не всегда буду жить здесь на земле. Эта жизнь рано или поздно закончится смертью. Но пока она продолжается, я буду славить Господа Бога моего. Я не знаю, как долго она продлится, но каждый час ее я хочу посвятить прославлению Бога своего. Пока живу, я люблю, и пока дышу, я благословляю. Жизнь коротка, и вместо того, чтобы проводить свои дни в праздности, я хотел бы освятить ее для служения, которое буду нести всю вечность. Господь даровал нам жизнь, потому прожить ее мы должны во славу Его. «Буду петь Богу моему, доколе есмь». Прекратив свое земное существование, я надеюсь обрести новую жизнь на небесах. Там я буду уже не только хвалить Бога, но и петь Ему. Здесь моя хвала возносится к Богу «воздыханиями неизреченными», но на небесах она превратится в ликующую песнь. «Доколе есмь» может показаться нам очень долгим сроком, но все это время мы должны провести в благоговейном поклонении. Ибо славен Иегова, Бог наш, Бог, связавший себя с нами заветом и кровью Иисуса Христа. Без Него я не существую, и потому единственное достойное наслаждение для меня — петь Ему хвалу. Дважды псалмопевец говорит: «Буду». Все мысли его о горнем. Наша благочестивая решимость хвалить Бога не может быть слишком твердой, ведь цель и смысл нашего существования — славить Его и вечно наслаждаться общением с Ним.

3. «Не надейтесь на князей». Если автор псалма Давид, то это предостережение звучит из уст самого князя. Так или иначе, оно исходит от Духа Бога живого. Человек слишком склонен полагаться на сильных мира сего, забывая о Всевышнем. Однако эта склонность служит для всех неисчерпаемым источником разочарования. Князья — всего лишь люди, и их нужды далеко превосходят наши, так почему же мы продолжаем ждать от них помощи? Им угрожают неведомые нам опасности, их отягчают заботы, не сравнимые с нашими. Люди, стоящие у власти, чаще заблуждаются, и потому безрассудно было бы во всем им доверять. Пожалуй, никто не нарушил большее количество обещаний и договоров, чем особы королевской крови. Посему, живите так, чтобы заслужить доверие своих правителей, но не обременяйте их своим.

«На сына человеческого, в котором нет спасения». Возможно, вы избрали лишь одного из сынов человеческих, вообразив, будто он отличается от всех остальных, и на него можно положиться. Но и в этом случае вы ошибаетесь. Никому из них нельзя доверять, ни одному. Адам пал, поддавшись искушению, так не будем искать поддержки у его сыновей. Без Бога человек бессилен — напрасно ждать от него помощи. Любой из нас подобен тем немногим, кому довелось носить звание князя. Им свойственно лишь показное величие, они не держат своих обещаний и ищут своего блага, а не блага ближних. Кто из нас с болью в сердце не отворачивался от людей, на которых привык полагаться? Но верующего в Господа не постигнет такая участь. Бог — наш «скорый помощник в бедах». Никто из людей не поможет нам, когда мы подавлены, понесли тяжкую утрату, обличаемы во грехе или стоим у врат смерти. Горе нам, если в такой час для нас погребальным звоном раздадутся слова: «Помощи не жди!»

4. «Выходит дух его, и он возвращается в землю свою». Дух человеческий покидает тело, которое потом предают земле. Тело расстается с духом. Сколь бы высоко не вознесся человек, стоит его дыханию прерваться, как он возвращается в землю. Из нее он пришел и в нее уходит. Нашему телу земля — и мать, и сестра. Как только дыхание жизни оставляет нас, мы присоединяемся к тем, кто ушел до нас. Дух является неотъемлемой частью каждого человека. Дух возвращается к Богу, даровавшему его нам, а плоть обращается в прах, из которого и была создана. Подобные нам существа являются ненадежной опорой: ведь всех нас ожидает смерть и тление. Скоро сокрушатся надежды тех, кто полагаются на человека, чья жизнь столь недолговечна. Помышления человеческие умирают вместе с ним самим, и намерения его обращаются в дым. Он не способен более рассуждать, и планы его не находят воплощения. По смерти человека люди склонны предавать его идеи забвению. Приходят другие мыслители и подвергают своих предшественников осмеянию. Бессмысленно полагаться как на «князей», так и на обычных людей, в надежде на то, что они когда-нибудь вспомнят о нас. Пройдет час, и их не станет. Кто же тогда позаботится о нашем благе?

«В тот день исчезают все помышления его», равно как и он сам, а с ним и наши чаяния. Все устремления, ожидания и похвальбы человеческие растворяются в воздухе, как только дыхание жизни покидает тело. Вся наша жизнь сводится к дыханию, земле и помыслам. С ними же связан и ее логический конец: дух оставляет тело, человек возвращается в землю, и помыслы его умирают вместе с ним. Так должно ли нам полагаться на него? Жизнь человеческая — суета сует и всяческая суета. Тщетно надеемся мы на себе подобных.

5. «Блажен, кому помощник Бог Иаковлев». Радость его безмерна. Он счастлив, в душе его истинный восторг. Бог Иаковлев — Бог завета, боровшийся с Израилем и ответивший на его молитву, единственный живой и истинный Бог. Иегова, Господь Иаковлев, явился Моисею, вывел колена Израилевы из Египта и провел их через пустыню. Блаженны уповающие на Него, ибо они не постыдятся. Господь вечен, нетленны и помышления Его. Милость Его не иссякнет. Аллилуйя!

«У кого надежда на Господа Бога его». Господь завета дарует помощь и надежду на будущее тому, кто во всем полагается на Него. Такой человек способен радоваться, даже если все вокруг пребывают в унынии. Самую большую радость он познает в тот день, когда многих других ожидают мучительные страдания. Мы сами убедились в правоте данного утверждения. Покоящиеся в Господе познали невыразимое и ни с чем не сравнимое блаженство. Счастлив человек, уверенный, что Бог — наш помощник в бедах и источник вечного упования. Подобная уверенность есть нечто большее, чем просто слова. Благоуханный цветок небесного обещания уже начал распускаться. Мы не променяли бы этого блаженства на все богатства кесаря. Его скипетр — лишь ничего не значащая безделушка, мы же владеем истинным сокровищем. Оба приведенные здесь имени Господни — «Бог Иаковлев» и «Господь Бог его» — сладостны для верующих. Оба представляют собой неиссякаемый источник радости, но лишь их сочетание вселяет в нас бодрость духа. Никто не обретет уверенности в «Боге Иаковлевом», если Он не станет и его Богом. Но познавшие Господа «блаженны в полном смысле этого слова».

6. «Сотворившего небо и землю, море и все, что в них». Творец вполне заслужил наше доверие, и мы с радостью полагаемся на Него. Сотворивший небеса силен даровать нам небесное блаженство и соделать нас достойными его. Сотворивший землю силен сохранить нас на нашем земном пути и научить нас мудро распоряжаться ее богатствами. Сотворивший море и все тайны его силен помочь нам преодолеть неизведанные глубины нашей беспокойной жизни и заставить бурные воды отступить перед избранными Его. Бог, по-прежнему созидающий мир, поддерживая его существование, введет нас в вечное царство славы Своей. Сотворение миров служит убедительнейшим свидетельством силы и мудрости Бога, в которого мы верим. К нашей радости Он создал не только небеса, но и море; не только благословенный свет, но и темные глубины. Господь сопровождает нас повсюду. В бурях и ураганах царственное присутствие Божье столь же реально, как в спокойствии небес. «Вечно хранящего верность». Таково второе и самое непоколебимое основание нашей веры. Господь не нарушает Своих обещаний. Он верен Своей природе, отношениям, в которые Он вступает, верен заключенному с нами завету, Своему Слову и Сыну. Бог есть Истина и хранитель всего истинного. Нерушимая верность лежит в основе всего, что творит Иегова. Никто не осмелится обвинить Его во лжи или непостоянстве.

7. «Творящего суд обиженным». Он вершит правосудие незамедлительно и беспристрастно. Ни один из земных князей не сравнится с нашим Царем, поскольку Ему безразличны богатства и звания. Не взирает Он и на личности. Господь — друг униженным и помощник слабым, воздающий их обидчикам по заслугам. В руках такого Судьи мы в безопасности, если только дело наше правое. Блаженны мы, имеющие такого Повелителя. Обвиняют ли нас в злодеяниях? Попираются ли наши права? Злословят ли нас? Утешимся же тем, что царственный Судья рассмотрит наше дело, и правосудие свершится.

«Дающего хлеб алчущим». Славен Иегова, наш Бог и Царь! Он не только вершит суд, но и одаривает нас щедрыми дарами! Всякая пища от Господа, но страдая от голода, мы испытываем особую благодарность за Его божественное провидение. Пусть всякий алчущий запомнит эти слова и молит о милости, прильнув к ковчегу завета; и неважно, мучает ли его телесный голод или духовный. Наш Бог благоволит к отверженным, угнетенные и погибающие от голода получают помощь из рук Бога Иаковлева.

«Господь разрешает узников». Итак, благословение Его включает в себя три части: правосудие обиженным, хлеб алчущим и свободу узникам. Иегове не угодно видеть людей томящимися В тюремных узах. Он вывел Иосифа из темницы и Израиля из рабства. Христос — наш Освободитель в духовном и политическом смысле этого слова. Твои оковы, о Африка, пали от Его руки. По мере того, как вера в Иегову распространяется среди людей, на земле воцаряется свобода. Интеллектуальные, нравственные и духовные узы слабнут, и рабы заблуждений, греха и смерти обретают свободу. Не напрасно псалмопевец славит Иегову, милосердного к узникам! Пусть же их голоса громче всех зазвучат в хвалебном хоре!

8. «Господь отверзает очи слепым». Христос неоднократно совершал это чудо, свидетельствуя тем самым о том, что Он и есть Иегова. Даровавший нам зрение силен вернуть его во славу Свою. Как часто в темные ночи порока глаза нашего сердца оказываются закрытыми! Кто поможет нам справиться с этим последствием грехопадения, если не Господь всемогущий? Он много раз являл таким образом Свою благодать, и каждый из подобных случаев — новый повод воспеть хвалу. «Господь восставляет согбенных». И это Христос также делал, находясь на земле, совершая тем самым труд, посильный одному Богу. Иегова окружает заботой сирот, ободряет побежденных, утешает унылых и отчаявшихся. Да воззовут к Нему все «согбенные», и Он восставит их. «Господь любит праведных». Его любовь — источник довольства, средство общения с Ним и щедрое воздаяние праведным. Нечестивые цари покровительствуют распутству, но Иегова благоволит к боящимся Его. Слава Ему за это. Пусть же познавшие бесценный дар любви Божьей с восторгом славят имя Его. Возлюбленные, не утишайте голосов своих в хвалебном хоре! Неустанно славьте создавшего и возлюбившего вас Творца.

9. «Господь хранит пришельцев». Многие цари преследовали подвластных им иноземцев, гнали их или объявляли вне закона и лишенными всяких прав. Но Иегова издал особые законы, защищавшие пришельцев в Израиле. В нашей стране на чужеземцев еще совсем недавно смотрели как на бродяг, почти диких зверей, которых в лучшем случае следует избегать, а в худшем — истреблять. И сегодня среди нас сильны еще подобные предрассудки в отношении иностранцев, хотя они никоим образом не совместимы с христианской верой. Наш Бог и Царь не оставит ни одно из Своих творений. Он заботливо хранит одиноких и отверженных. «Поддерживает сироту и вдову». К таким людям Господь испытывает особое сочувствие, которое Он проявляет, избавляя их от отчаяния и одиночества. В законе Моисеевом Он повелел Израилю печься о них. Теряя своего земного отца, ребенок во всем полагается на Отца небесного. Лишившись мужа, благочестивая вдова вверяет себя своему Творцу. «А путь нечестивых извращает». Господь делает пути их кривыми, обращает вспять и расстраивает их планы. Ни одно из намерений такого человека не осуществится, а все, чего бы он с радостью избежал, непременно настигнет его. Стези нечестивых — путь греха, и Господь оставляет их идти по нему. Избравшие неверную дорогу непременно окажутся в тупике.

10. «Господь будет царствовать вовеки». Иегова — Царь, и царству Его не будет конца. Он не умрет, не отречется и не лишится трона. Слава имени Его. Ничто не угрожает владычеству Его. Он живет и царствует вечно. «Бог твой, Сион, в род и род». Бог Сиона и всех верующих будет властвовать вовеки. Сион вечен, и Иегова навсегда останется его Царем, непрестанно являя народу Божьему Свои силу и величие. Как же нам вести себя в присутствии Царя? Мы входим во дворы Его с хвалою и священным трепетом.

«Хвалите Господа». И вновь звучит «Аллилуйя». Вновь золотые сосуды источают сладостное благоухание. Разве не готовы мы излить душу в духовных песнопениях? Разве и мы не восклицаем: «Аллилуйя!»? На сем заканчивается этот псалом ликования. Но нет конца хвале, непрестанно возносимой Господу.

Советы проповедникам

Стих 1.

1. Призыв: автор обращается к нам. «Хвалите Господа».

2. Пример: псалмопевец первым следует своему призыву.

3. Отклик. «Хвали, душа моя, Господа».

Стих 1. Кого мне надлежит славить? Почему? Когда и как?

Стих 1. Богослужение.

1. Должно включать в себя элемент общения. «Хвалите». Радость совместного прославления.

2. Никогда не должно терять элемента индивидуальности. «Душа моя». Бога славит сердце каждого отдельного человека. Искушение отвлекаться во время богослужения.

3. Должно сопровождаться ощущением божественного присутствия: всем надлежит славить Его одного.

Стих 2. Наше призвание в этой жизни и в жизни грядущей.

1. «Доколе жив» — период таинственной неопределенности.

2. «Буду восхвалять Господа» — ясное и определенное служение, прекрасное и достойное. Уверенность, несмотря на неопределенность.

3. «Доколе есмь» — радостное предвкушение вечности.

Стих 3. Упование на человека.

1. Оскорбительно для Бога.

2. Унизительно для вас.

3. Неизменно приносит разочарование.

Стих 4 (вторая часть). Планы человека расстраиваются, философские учения теряют смысл, похвальбы его посрамляются.

Стихи 6—7. Бог упования нашего.

1. Творец.

2. Хранитель истины.

3. Мститель.

4. Кормилец.

5. Избавитель.

Стих 7. Права человека.

1. Каждый имеет право на справедливость, хлеб и свободу.

2. Божественное вмешательство. Революции, реформы, возрождения. Война Христа с сатаной.

3. Обилие трех вышеупомянутых благословений в царстве Христа.

4. Люди, сформировавшиеся в подобных условиях.

Стих 8 (первая часть). Духовная слепота, ее проклятие, источник и исцеление от нее.

Стих 8 (вторая часть). Кто эти люди? Кто «восставляет» их? Как Он это делает? Что происходит далее?

Стих 8 (третья часть). Любовь Господня к праведным.

1. Он сделал их праведными.

2. Они подобны Ему.

3. Они любят Его.

4. Их цели едины с Божьими целями.

Стих 9. Вспомните, как иудейские законы обязывали людей заботиться о пришельцах. Как их принимает Господь. Истина в том, что избранные Его — пришельцы в этом мире. В последние дни Он соберет изгнанников.

Стих 9 (главная часть). Обязанность народа Божьего печься о сиротах и вдовах.

Стих 9 (заключительная часть). Примером могут служить братья Иосифа, Аман и другие.

Стих 10.

1. Повод для прославления. «Господь будет царствовать вовеки».

2. Место прославления. «Сион».

3. Длительность прославления. «В род и род».

4. Призыв к прославлению. «Аллилуйя».