147. Хвала Богу за Его могущественное слово

Тема и композиция

См. псалом 146.

Истолкование

1 Хвали, Иерусалим, Господа; хвали, Сион, Бога твоего,2 ибо Он укрепляет вереи ворот твоих, благословляет сынов твоих среди тебя;3 утверждает в пределах твоих мир; туком пшеницы насыщает тебя;4 посылает слово Свое на землю; быстро течет слово Его;5 дает снег, как волну; сыплет иней, как пепел; 6 бросает град Свой кусками; перед морозом Его кто устоит? 7 Пошлет слово Свое, и все растает; подует ветром Своим, и потекут воды.8 Он возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю.9 Не сделал Он того никакому другому народу, и судов Его они не знают. Аллилуйя.

1. «Хвали, Иерусалим, Господа; хвали, Сион, Бога твоего». Псалмопевец настойчиво убеждает Израиль петь хвалу. «Хвалите, славьте», — призывает он, ибо это превыше всего. Избранный народ должен возносить хвалу с особым рвением. Граду мира надлежит стать градом хвалы. Пусть славословиями наполнится храм Бога завета. Именно Сион должен быть местом радостного поклонения. Мы призваны славить Бога в своих домах в Иерусалиме, а также в Его доме на Сионе. Святой град окружает святую гору, и оба они принадлежат святому Богу. Посему им надлежит непрестанно оглашаться хвалебными возгласами.

2. «Ибо Он укрепляет вереи ворот твоих». Строительство городских укреплений было закончено, и даже ворота заняли назначенное им место. Господь сделал их прочными и неприступными вплоть до замков и засовов. Иерусалим был надежно защищен от вражеских набегов. Велика милость Божья. О, если бы и нашим церквам не угрожали разного рода лжеучения и нечестивые деяния! Сей щедрый дар — дело рук Божьих. Да славит Господа всякий принявший его. Современные вольнодумцы готовы разрушить все ворота и сорвать все замки. Но мы, водимые страхом Господним, не должны следовать их примеру. «Благословляет сынов твоих среди тебя». Подобно внешней безопасности, ощущение внутреннего благоденствия исходит от Бога. Господь благословляет сынов Сиона, населяет его единым трудолюбивым и благоденствующим святым народом, пребывающим в общении с Богом и вошедшим в радость Господа своего. Когда Господь, как стеной, окружает его спасением, хвала должна стать его вратами. Что пользы в укреплении полуразрушенного города, погибающего от голода? Но воистину радостно наблюдать процветание народа, обитающего за прочными стенами. Сколь сильно нуждаются наши церкви в подобном вечном и нерушимом благословении!

3. «Утверждает в пределах твоих мир». Даже на границах святого града спокойно. Враги не осмеливаются их нарушить. Если же в приграничных районах мир, значит, он царит повсюду. «Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним». Бог мира сам дарует его человеку. По воле Его спокойствие годами царит в огромных церквах среди людей самых разных вкусов, мнений и характеров. Не менее чудесно и то, что мир сей не гонит народ Божий, а относится к нему с явным уважением. Господь-Миротворец, устрояющий Сион, дарует ему покой. «Туком пшеницы насыщает тебя». Мир сопровождается благополучием — обилием изысканнейших яств. Воистину, удовлетворение нужд человеческих достойно благодарности. Есть люди, которым трудно насытиться. Быть может, полное насыщение доступно лишь обитателям Сиона, ибо сам Господь печется о них. Евангельская истина и есть тот самый «тук пшеницы». Благословенны те, кто насыщаются им и не верят пустым обещаниям мира. Пусть же в благодарность за пищу небесную из уст их исходит небесная хвала.

4. «Посылает слово Свое на землю». Слова Господни разносятся по всем Его владениям. Повеления Его — закон для земли и неба. Слово Божье исходит из церкви Его, с Сиона Он дарует народам слово жизни. «Быстро течет слово Его». Господь не медлит явить нам Свою любовь. Правители Востока упорно трудились над созданием надежной системы почтовой связи, но воля и заповеди Божьи в одно мгновение пронзают расстояние от земли до неба и от одного полюса до другого. Нам, живущим в самом сердце Господних владений, надлежит радоваться тому, что божественные повеления неизменно достигают всех пределов царства Его, они неподвластны времени и расстоянию. Всевышний Господь силен немедленно избавить Свой народ или послать ему необходимую помощь. Повеления, которыми Бог управляет природой и событиями истории, всегда выполняются, никто и ничто им не может противостать. Все глаголы в данном псалме используются в настоящем времени, что лишь подчеркивает действенность Божьего слова, вновь напоминая нам о необходимости хвалить и славить Его.

5. Далее следуют примеры власти, которую Господь имеет над природой. «Дает снег, как во?лну[2]». Как драгоценный дар, Он рассыпает снег, который ложится волнами, подобно пушистой шерсти. Снег падает мягким покрывалом, согревая все вокруг, так же как шерсть покрывает овец. Главное сходство заключается в их белизне, но внимательному наблюдателю открывается и многое другое. Мудрый человек ощущает присутствие Божье зимой и во дни несчастий столь же явно, как летом или в самые благополучные времена. Господь, насыщающий нас «туком пшеницы», укрывает нас снежным одеянием. Бог всегда тот же, и всякое деяние Его — щедрый дар человеку.

«Сыплет иней, как пепел». И вновь псалмопевец становится свидетелем того, как Бог лично и непосредственно участвует в жизни природы и людей. Пепел от сожженной травы, поднимаясь в воздух, осыпает землю белизной, удивительно похожей на иней. Сельские жители различают черный и белый иней, но ведь то же можно сказать и о пепле. Более того, сильный мороз обжигает так же, как огонь. Потому иней и пепел объединяет внутреннее, равно как и внешнее сходство. Прославим же Господа, дарующего нам каждую снежинку и украшающего землю инеем. Нашему Богу неведомы праздность и бездействие: все в мире — дело Его рук, повсюду Он чувствует себя как дома.

6. «Бросает град Свой кусками». Речь здесь идет о градинах или о корке льда на поверхности воды. Все они принадлежат Богу и Он сам разбрасывает их. То и другое указывает на присутствие Божье в каждом природном явлении. «Перед морозом Его кто устоит?» Жестокий мороз столь же тяжело переносить, как и иссушающий зной. Когда Господь отнимает свет, тьма становится почти осязаемой. Когда же Он лишает нас тепла, мороз бывает совершенно невыносимым. Если бы Он предпочел явиться нам не в огне, но в его прямой противоположности — холоде, Бог, тем не менее, с легкостью истребил бы человечество, пожелай Он обратить против нас всю Свою мощь. Наш долг — терпеливо переносить лишения, помня о том, что и мороз принадлежит Ему. Никто не может безнаказанно отвергать посылаемое ему Господом, будь то холод или зной. Блажен человек, с детским смирением склоняющийся под крепкую руку Божью. Не в силах устоять перед Господом, давайте с радостью падем к Его ногам и упокоимся под крылами Его.

7. «Пошлет слово Свое, и все растает». Когда мороз становится слишком сильным, а лед — твердым, как алмаз, Господь внезапно вмешивается, и, хотя Он всего лишь посылает Свое слово, горы льда тают в мгновение ока, и огромные айсберги пускаются в плавание по южным морям. Зима в Палестине не так сурова, как в наших краях, однако ее проявлений достаточно, чтобы внушить верующим желание славить Бога за возвращение весны. По воле Божьей исчезают снег, иней и лед, природа расцветает, и повсюду звучат птичьи песни. Так восхвалим же Господа под лучами весеннего солнца, согревающими цветущие луга!

«Подует ветром Своим, и потекут воды». Господь есть первопричина всего. Даже изменчивые бродячие ветры повинуются Ему. Естественные законы сами по себе бездейственны. Живительная сила исходит от вечного и всемогущего Бога. Господь направляет потоки теплого южного воздуха, и от их дуновения тают снега, так же как в свое время Он посылал на землю порывы северного ветра, сковавшего воды ледяными путами. Просто, но действенно являет себя Иегова в природе. То же можно сказать и о Его духовном царстве. Ибо Дух Святой осеняет Своим дыханием заледеневшие сердца, и из них текут потоки раскаяния и любви. Обратите внимание: слово и дуновение ветра благодатно сочетаются в природе. Они неотделимы друг от друга. Так и Евангелие содействует спасению вместе со Святым Духом. Истина, которую Он вдыхал в уста пророков и апостолов, проникает в мертвые сердца, пробуждая их к духовной жизни.

8. «Он возвестил слово Свое Иакову, уставы Свои и суды Свои Израилю». Сотворивший нас Господь также дарует нам Свое откровение. Нам надлежит славить Бога прежде всего за то, что Он явил себя нам, как никому в мире. Какие бы из Своих помыслов Он ни открывал нам, будь то заповедь, наставление или закон, мы должны хвалить и славить Его за это. Бог, повелевающий лету прийти на смену холодной зиме, растопил лед, сковавший наши сердца, и оживил их силой Своего слова. Это ли не причина воздать Ему хвалу? Подобно древнему семени Иаковлеву, мы и в наши дни учимся познавать Господа. Да будет имя Его прославлено среди нас! Через это познание Иаков получил новое, великое имя Израиль. Пусть же муж молитвы возвысит свой голос в хвалебном хоре. Избранным прилично петь хвалу Богу Своему. За что же им была оказана честь называться избранным народом, если не за горячее желание славить Господа?

9. «Не сделал Он того никакому другому народу». Израилю было даровано исключительное право познавать Бога, тогда как прочие народы оставались в неведении. Воистину Избравший нас вправе ожидать благодарного поклонения. «И судов Его они не знают», а следовательно не имеют и законов, достойных хотя бы упоминания. Все народы пребывали во тьме, и лишь Израиль ходил во свете. Так благодать Всевышнего явилась им во всем своем величии. «Аллилуйя». Нет лучшего повода прославить Господа, чем избрание возлюбленного народа Божьего. Посему закончим нашу песнь, воскликнув еще раз: «Аллилуйя!»

Советы проповедникам

Стих 1.

1. Господь, которого мы славим.

2. Хвала Ему в наших домах — в Иерусалиме.

3. Хвала Ему в Его доме — на Сионе.

Стих 2. Сильная церковь.

1. Польза и ценность сильной церкви.

2. Ее отличительные черты:

а) крепкие врата;

б) растущее число членов;

в) похвала новообращенным.

3. Сильная церковь должна видеть источник всех благословений в Боге Сиона.

Стихи 3—4. Благословения церкви.

3. Готовность к миссионерскому служению.

4. Присутствие Божье — источник всех благословений.

Стих 5. Неожиданный исход бедствия: снег, согревающий подобно шерсти.

Стих 8.

1. Народ Божий.

2. Слово Божье.

3. Откровение Божье в сердце.

4. Хвала Богу за Его откровение.

Стих 9. Помните о великой благости Господней, ибо помимо естественного света, Он даровал нам Священное Писание. Язычники пребывают в невежестве. «Судов Его они не знают». У них есть пророчества Сивиллы, но не писания Моисея и апостолов. Сколь многие живут в долине смерти! Яркая звезда Писания никогда не восходит на их небосклоне. Нам же благословенная Книга Божья помогает разрешить все наши сомнения и указывает на путь истинный. «Господи! Что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?» (Ин.14:22).

Стих 9. Благодать нашего избрания наполняет наше сердце хвалой.

1. Господь, возлюбив, избрал нас. Аллилуйя.

2. Господь вверил нам Свою истину. Аллилуйя.

3. Господь поручил нам поведать людям о Его щедрости. Аллилуйя.

4. Мы орудия Господни в деле спасения мира. Аллилуйя.