149. Хвала нового творения

Находясь почти в самом конце Псалтири, мы переходим к еще одному хвалебному псалму. Эта «песнь новая» очевидно написана для нового творения, для людей с обновленным сердцем. Она достойна того, чтобы ее воспели в момент пришествия Господа, когда наступит новая эпоха, несущая поражение грешникам и славу святым. В каждом ее звуке — торжественное ликование. В ней слышится ритм танца, звуки тимпана и гуслей.

Истолкование

1 Пойте Господу песнь новую; хвала Ему в собрании святых.2 Да веселится Израиль о Создателе своем; сыны Сиона да радуются о Царе своем. 3 да хвалят имя Его с ликами, на тимпане и гуслях да поют Ему,4 ибо благоволит Господь к народу Своему, прославляет смиренных спасением.5 Да торжествуют святые во славе, да радуются на ложах своих.6 Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их,7 для того, чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами,8 заключать царей их в узы и вельмож их в оковы железные,9 производить над ними суд писанный. Честь сия — всем святым Его. Аллилуйя.

1. «Пойте Господу». Особенно же вы, избранные, которых Господь освятил для себя. Если вы хвалили Господа раньше, то прославьте Его вновь. Вечно славьте Бога. С новым рвением и новым восторгом воспойте Иегове. «Пойте Господу песнь новую». Пойте, ибо это достойный способ вознести благоговейную хвалу. Пойте новый гимн, ведь вы по-новому познали Бога. Всякий раз Он являет себя по-новому, милость Его обновляется каждое утро. В час печали Он вновь и вновь дарует нам избавление. Так пусть же обновляются ваша признательность и благодарность. Повторять старое не плохо, но еще полезнее творить новое. Все новое исходит из глубин сердца. Наше пение должно быть обращено к Господу, наши песни должны быть о Нем и для Него, «ибо все из Него, Им и к Нему». Среди наших новшеств должны быть и новые песни. Но, увы, люди более склонны сочинять новые жалобы, чем новые псалмы. Новые песни мы должны слагать во славу Иеговы. Все наши новые помыслы должны быть устремлены к Нему. Нам не найти более прекрасной темы для песен, чем величие Господа. Никто и ничто не даст нам более достойного повода для творчества и не вызовет более сильного желания «петь Господу песнь новую».

«Хвала Ему в собрании святых». Святые драгоценны в очах Божьих, а собрание святых подобно сокровищнице. Господь пребывает со своими святыми, и потому нашим самым большим желанием должно быть желание оказаться среди них. Сердца их полны хвалой, и мы лучше всего ощущаем себя среди них, когда той же хвалой наполняется наше собственное сердце. Святилище — дом не только молитвы, но и хвалы. Все святые славят Бога, иначе они не были бы святыми. Поклонение их искренно, своевременно и богоугодно. Хвала каждого человека сладостна для Господа, но хвала, воспетая множеством голосов, доставляет Ему особую радость. Святые собираются вместе, дабы поклониться Святейшему. Их цель не развлечь себя музыкой или прославить друг друга, а воспеть хвалу Господу, которому они принадлежат. Собрание святых — это небо на земле, кому как не Иегове, Господу святых, надлежит принять всю звучащую здесь хвалу? Однако порой даже общину верующих нужно побуждать к хвале. Когда святыми овладевает печаль и тревога, их сердца необходимо настроить на более возвышенный лад и поощрить к радостному поклонению.

2. «Да веселится Израиль о Создателе своем». Вот новое творение, достойное того, чтобы о нем сложили новую песнь.

Иегова создал Израиль, объединив его колена в великий народ. Вечная слава Творцу! Новая песнь должна быть исполнена радостного ликования. Мертвые во грехе предпочитают хвале погребальный плач. Но мы, обновившись духом и умом, «веселимся о Создателе своем». Радость наша — в Боге и Царе, ничто иное не способно вызвать в нас восторга.

«Да ликует дщерь Сионская о своем Царе!» Да возрадуются видевшие то, как двенадцать колен слились в единый народ и образовали сильное царство. Этот народ — Израиль, а столица его — Сион. Веселится Израиль о Создателе своем, Сион — о великом Царе. Для нас, верующих, Его царствование над миром столь же благословенно, как и сотворение мира, ибо мы живем не только благодаря творению, но и благодаря царствованию. Дети Израилевы рады тому, что Бог сделал их народом, и счастливы от того, что Господь правит их народом. Все качества Бога являются для нас источником радости. Данный стих не только позволяет нам открыто выражать свой восторг, но даже обязывает радоваться в Господе!

3. «Да хвалят имя Его с ликами[3], на тимпане и гуслях да поют Ему». Давайте заново испытаем радость победы, вспомним самый славный момент в истории Израиля, когда по слову Божьему расступились воды Чермного моря. Мириам и все дщери Израилевы закружились в радостном танце. Видя торжество воли Господней, разве могли они устоять на месте? Этот священный танец, как выражение искренней радости, нельзя считать оправданием для фривольных и тем более откровенно непристойных плясок. Но как не танцевать тому, кто стал свидетелем поражения египтян и освобождения колен израилевых? В тот знаменательный день народ выразил свою радость и восторг всеми известными ему способами. Танцы, песни, игра на музыкальных инструментах — все нашло достойное место во всеобщем ликовании.

В особые моменты люди по-особому выражают свою радость. Душа, которой Господь даровал спасение, переполнена радостью, и не в силах сдержать возгласов благодарности. Даже если человек не поет, не играет и не пускается в пляс, он, тем не менее, славит Бога, желая иметь тысячу языков, дабы ими петь хвалу своему Спасителю. Разве это не прекрасно? Не угашайте же радостного порыва новообращенных. Пусть они поют и танцуют, пока могут. К чему печалиться теперь, когда Жених с нами? Позволим же радости изливаться свободно и беспрепятственно. Не будем подавлять ее, напротив, возликуем вдвойне в ответ на призыв этих строк. Ни у кого нет лучшего повода для радости, чем у сынов Израилевых. Веселье приличествует им более, нежели любому другому народу. Только они сами виноваты в том, что радость в Господе нечасто озаряет их сердца, которым надлежит восторженно трепетать при каждой мысли о Нем.

4. «Ибо благоволит Господь к народу Своему». (В англ. «наслаждается Господь народом Своим». — Примеч. пер.) Потому и мы должны наслаждаться Господом. Если радость наша угодна Богу, пусть она не знает предела. Сколь же милостив Господь, который обращает внимание на Своих избранных, любит их и наслаждается ими. Ничто в нас самих и наших поступках не способно было бы принести наслаждение Вечно Благословенному, если бы Он не снизошел к нам, грешникам, по милости Своей. Мысль о том, что Господь наслаждается нами, служит для нас неиссякаемым источником радости.

«Прославляет (в англ. «украшает». — Примеч. пер.) смиренных спасением». Смиренные осознают свою нужду в спасении, поэтому Господь милостиво дарует им спасение. Они сокрушаются о своей неблаговидности, а Он окружает их красотой и великолепием. Господь спасает их освящением, облекая в одежды святости и радости, испытать которую может лишь спасенная душа. Он смиряет Свой народ, а затем щедро одаривает кротких. Воистину, Господь достоин того, чтобы мы поклонялись Ему с ликованием: Тот, кто находит такое наслаждение в нас, достоин того, чтобы мы, поклоняясь Ему, выражали свою радость всеми доступными способами. Бог благоволит ко всем Своим детям, подобно Иакову, возлюбившему всех своих сыновей. Но смиренные сердцем подобны Иосифу, именно их Отец облекает в разноцветные одежды, «сотканные» из мира, довольства, радости, святости и силы. Кроткий и смиренный дух украшает и освящает человека. Душа, преображенная Богом, воистину и вечно прекрасна. Этот стих можно перевести по-разному: «Господь украшает смиренных спасением», «Он украшает страдающих избавлением», или «Он украшает смиренных победой». Каждое из таких прочтений придает тексту особое значение, достойное осмысления, а также служит новым источником радостного поклонения. «Придите и воспойте Господу»!

5. «Да торжествуют святые во славе». Господь оказал им редкую честь, да ликуют прославленные Богом! Прилично ли унывать и печалиться тем, чья слава в Господе? Напротив, пусть радость их возвестит о дарованном им величии. «Да радуются они на ложах своих». Торжество святых должно выражаться в песнях и восклицаниях, ведь им не надо стыдиться своих чувств. Они достойны того, чтобы их провозглашали во всеуслышание. Святым надлежит петь даже в уединении, когда их не слышит никто, кроме Бога. Да возрадуются в Господе все страждущие. Пусть не стенают они бессонными ночами. Пусть песня их, как соловьиная трель, пленяет полночный час. В устах их не воинственный клич, но призыв к миру. Они пребывают в покое, и Господь дарует им победу. Вера празднует и воспевает победу, даже не вступая в войну. Щедро благословил нас Бог, превративший наше ложе в царский престол, а наше молчание — в ликующую песнь!

6. «Да будут славословия Богу в устах их, и меч обоюдоострый в руке их». Оказывается, святые не всегда остаются на своих ложах. Готовы они и к доблестным подвигам. Когда кроткие вступают в сражение, они непобедимы. В битве сердца их столь же непоколебимы, как и в страданиях. Кроме того, они сражаются необычным способом: воспевают Бога и держат в руках меч одновременно. Если они и не могут держать в одной руке мастерок, а в другой — меч, то по крайней мере они могут петь и наносить удары. В данном случае Израиль служит для нас скорее символом, нежели примером. Мы не станем подражать избранному народу Божьему, вступая в настоящую войну, но будем вести войну духовную. Мы славим Бога и боремся со своими пороками. С радостным песнопением мы вступаем в жестокую борьбу со злом. Наше оружие неосязаемо, однако способно наносить смертельные удары. Слово Божье обоюдоостро. Каждый взмах его поражает ложь и грех наповал. Если мы перестанем славить Бога, то не устоим в битве. А если покинем поле боя, как осмелимся возвысить голос в хвалебной песне? Этот стих показывает, что святые с успехом могут одновременно быть и певцами, и воинами.

Заметьте, что истинный верующий ничего не делает наполовину: если он поет, то поет возвышенный гимн, или, как сказано в оригинале, восхваляет «из глубины горла»; если сражается, то мечом, причем обоюдоострым. Живой Бог наполняет бурной жизнью тех, кто доверяет Ему. Эти люди далеко не безмолвные тени: их присутствия нельзя не ощутить, а их голоса — не услышать. Дух их спокоен, но в этом спокойствии заключена непреодолимая сила. В борьбе со злом каждое сражение, каждая одержанная победа прославляет благого Творца. Даже шум священной войны — часть музыки нашей жизни.

7. «Чтобы совершать мщение над народами, наказание над племенами». Когда-то это было в буквальном смысле долгом Израиля. Войдя в землю ханаанскую, они исполнили справедливый приговор, который Господь вынес согрешившим против Него народам. В наши дни мы, живущие по благодати, а не по закону, уже не враждуем против плоти и крови. Однако наша война не менее опасна, а наша победа не менее бесспорна. Всякому злу рано или поздно придет конец. Господь свершит справедливый суд над грешниками, и слугам Его предстоит сыграть в этом свою роль. Святые будут судить мир. Война, которую мы ведем, завершится победой во славу Божью и избранных Его.

8. «Заключать царей их в узы и вельмож их в оковы железные». Итак, злейших врагов Иеговы и Его народа ожидает бесчестие и заслуженное наказание. Никто не придет им на помощь. Для жителей Ханаана эти слова представляли собой угрозу физическую, для наших противников они несут в себе угрозу духовную. Силы зла покорятся Господу и, в конце концов, будут уничтожены. Пленявшие праведных сами окажутся в плену. Узы зла не смогли удержать нашего Царя, но по Его слову их царь будет скован тяжелой цепью и низвергнут в бездонную пропасть на попрание святым.

9. «Производить над ними суд писанный». Народ израильский уже исполнил этот свой долг и возрадовался в Боге, даровавшем ему победу. Мы же по-иному славим Господа, выступая в роли не судей, а проповедников милости. Да не смеет никто искажать значение этих слов, дабы излишне воинственные верующие не вздумали следовать им в буквальном их смысле. Таким людям следует напомнить, что осуждению предшествует приговор, который мы не вправе выносить в отношении своих ближних. Бог призвал христиан не к мщению, но к милости.

«Честь сиявсем святым Его». Все праведники ликовали, когда Господь поразил врагов израилевых. Та же честь оказана и нам, хотя на нашу долю выпадают иные победы. Для каждого из святых у Господа есть особое поручение. Почестей, описанных в этом псалме, достойны все соучастники благодати. Никто из них не смеет пренебречь назначенным ему служением. Господь почтил всех избранных Своих в этой жизни и прославит их в жизни вечной. Это правило не имеет исключений. Воистину, это прекрасная причина для прославления Господа, поэтому мы завершаем свою новую песнь, восклицая: «Аллилуйя, пойте Господу!»

Советы проповедникам

Стих 1. «Пойте Господу».

1. Дело всей жизни.

2. Дело полноценной жизни.

3. Дело, выполняемое разными способами.

4. Дело, для выполнения которого есть все основания.

Стих 1.

1. Удивительный дар — быть святым.

2. Удивительный народ состоит из святых.

3. Удивительное собрание — братство святых.

4. Удивительный Бог — тема песен святых.

Стихи 1—2. Новая песнь святых.

1. Святые — дети Божьи по праву нового рождения.

2. С новым рождением они обрели новое сердце.

3. Новое сердце выражает себя в новой песне.

Стихи 1, 5.

1. Мы призваны петь Господу хвалу во всеуслышание, «в собрании святых». Чем чаще мы это делаем, тем лучше, ибо то же происходит на небесах.

2. Мы призваны славить Бога в уединении. Да ликуют святые в Господе и «радуются на ложах своих» в полночный час, подобно Давиду. (Пс.118:62.)

Стих 2. Необходимость, обоснованность и польза священной радости.

Стих 2. Необыкновенный народ, его необыкновенный Бог и необыкновенная радость Израиля о Создателе и Царе своем.

Стих 2 (вторая часть). Народ Христов имеет все основания радоваться:

1) Его величию;

2) Его праведному владычеству;

3) Его многочисленным победам;

4) защите, которую Он дарует;

5) славе, в которую Он их вознесет.

Стихи 2, 4. Почему народ Божий призван петь хвалу? Поразмышляйте:

1) о делах Божьих на благо Израилю. У них есть все основания радоваться в Господе и служить Ему, ибо Он их «Создатель»;

2) о владычестве Божьем над ними. Это следует из предыдущего утверждения: если Он их Создатель, то, значит, и Царь;

3) о благоволении Бога к народу Своему. Он правит с любовью и поэтому достоин хвалы;

4) о намерениях Божьих для Его народа. Бог не только благоволит к ним сейчас, но и приготовил для них славу в будущем. Прославляет смиренных».

Стих 4. Есть и другие варианты перевода данного текста. Например: «Господь наслаждается Своим народом, Он украшает смиренных спасением».

1. Качество, к которому следует стремиться, — смирение.

а) Покорность Богу. Его истине. Его воле.

б) Кротость в отношениях с людьми. Терпение. Искреннее прощение. Преданная любовь.

в) Личная скромность.

2. Благословение, которым надо наслаждаться, — дар красоты.

а) Красота кротости.

б) Красота мира.

в) Красота довольства.

г) Красота радости.

д) Красота святости.

е) Красота уважения и влияния.

3. Результаты, которых следует ожидать.

а) Бог будет прославлен и Христос явлен людям.

б) У людей пробудится интерес.

в) Мы вкусим небес.

Стих 4 (первая часть). То, что Бог наслаждается Своим народом, является:

1) прекрасным свидетельством Его благодати;

2) высшей честью, которая могла быть ему оказана;

3) гарантией исполнения обещаний в этой жизни и в вечности.

Стих 5. Священная радость.

1. Состояние духа, до которого Господь вознес святых; прославление — в противовес греху, бесчестию и страданиям.

2. Чувства, приличествующие святым. «Да радуются».

3. Призыв к выражению этих чувств. «Да торжествуют».

Стих 5 (вторая часть). Да славят Бога:

1) на ложах в ночные часы отдыха:

а) за то, что Господь совершил для них в течение дня;

б) за сон — дар Божий;

в) за то, что им есть где спать;

г) за то, что Господь охраняет их (Пс.4:5, 8);

2) на одре болезни:

а) поскольку они страдают по воле Божьей;

б) поскольку страдания служат доказательством любви Божьей;

в) поскольку для святых и болезнь может быть благословением;

г) поскольку хвала, вознесенная в болезни, свидетельствует о силе веры;

3) на смертном одре:

а) потому что жало смерти уничтожено;

б) потому что Господь претерпел смерть;

в) потому что Христос пребывает с ними в страданиях;

г) потому что их ожидает великое будущее;

д) потому что они имеют славную надежду воскресения.

Стих 6.

1. Жизнь христианина включает в себя как поклонение, так и борьбу.

2. И в одном и другом мы призваны делать все возможное. «Славословия», «меч обоюдоострый».

3. Святость всегда должна быть очевидна, ведь здесь говорится именно о святых.

Стих 8. Сдерживающая и смиряющая сила Евангелия.

Стих 9. Честь, оказанная всем святым.