124. «Господь окрест народа Своего…»

Заглавие

«Песнь восхождения». Это следующий шаг на пути восхождения к высотам Сиона и новый этап паломничества. Мы видим, как обостряется восприятие псалмопевца. Он говорит о твердой уверенности в будущем, а ведь это высшая степень упования. Верующее сердце прославило Господа за прошлые милости и теперь ощущает прилив радости в уповании на полную безопасность святых, как в настоящем, так и в будущем. Вера убеждает нас в том, что боящиеся Господа всегда находятся в полной безопасности. Вполне вероятно, что паломники пели этот гимн, вступая в святой город.

Мы не утверждаем, что автором псалма является Давид. Но даже если бы мы приписали ему авторство, то у нас было бы для этого не меньше оснований, чем у тех, кто полагает, будто настоящий псалом был написан после вавилонского пленения. Поскольку все песни восхождения были написаны или по крайней мере собраны одним человеком, некоторые из них, несомненно, принадлежат перу Давида, а потому нет никаких причин утверждать, будто он не мог написать другие.

Композиция

Вначале мы слышим песнь святого упования (ст. 1—2), затем читаем обещание (ст. 3), за которым следует молитва (ст. 4) и заключительные слова предостережения (ст. 5).

Истолкование

1 Надеющийся на Господа, как гора Сион, не подвигнется: пребывает вовек.2 Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего отныне и вовек.3 Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных, дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию.4 Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих;5 а совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие. Мир на Израиля!

1. «Надеющийся на Господа, как гора Сион». Самое главное в этом предложении — это Господь Бог, предмет наших упований. Покоиться в уповании на Господа — это великая честь. Как же милостив Господь, сделавшийся упованием Своего народа! Уповать на кого-то другого — чистое безумие, чем больше в нас укореняется ложное упование, тем большее разочарование нас ждет. И наоборот; упование на живого Бога есть верх мудрости, а потому оно не нуждается в обоснованиях. Уповающий на Господа не постыдится вовек. У нас нет никаких оснований не доверять Всевышнему. Напротив, все возможные доводы говорят в пользу упования на Бога. Кроме того, конечный результат упования свидетельствует о мудрости уповающих на Бога, даже если бы не существовало никаких дополнительных доводов. Плоды веры не случайны; каждый, кто уповает на Господа, получает благословение. Уповающие на Иегову будут так же непоколебимы, тверды и безопасны, как гора, на которой жил Давид и где покоился ковчег Господень. Гора Сион стояла прочно и неподвижно. Сама мысль о том, что ее можно сдвинуть, была полнейшим абсурдом.

«Не подвигнется: пребывает вовек». Сион был символом непоколебимой верности Господа Бога. Эта возвышенность, согласно древнееврейскому оригиналу, «сидит неподвижно весь век», не колеблясь и не сдвигаясь ни на йоту. Уповающие на Господа пребывают в покое, который является отражением полной безмятежности и неподвижности. Их надежда непоколебима. Они никогда не постыдятся в своем уповании. «Будет восседать Господь царем вовек», и народ Его также восседает на своих престолах в полном покое, твердо уповая на Господа. Такова наша доля, и такой она должна быть. Мы всегда и во всякое время непоколебимы, как гора Божья. Как Сион стоит неподвижно и незыблемо, так и народ Божий не могут поколебать ни внешние обстоятельства, ни внутренние слабости. Вера в Бога утверждает человека и делает его непоколебимым, как гору. Держащий горы силою слова Своего при помощи той же самой силы укрепляет сердца уповающих. И эта крепость пребывает вовек. Не сомневайтесь: гибель не страшна верующим ни в жизни, ни в смерти, ни в веке настоящем, ни в веке будущем. Мы веруем в вечного Бога, и потому безопасность наша пребывает вовек.

2. «Горы окрест Иерусалима, а Господь окрест народа Своего». Гора Сион — это прообраз безопасного положения праведных. Горы окрест Иерусалима — это символ присутствия Господа окрест святого народа. Хотя горы вокруг святого града и не смыкались кольцом, они, тем не менее, служили своего рода часовыми, или стражами, охранявшими ворота города. Бог не прячет Свой народ за стенами и укреплениями, не давая им никакого выхода, но направляет Свое провидение так, чтобы святые пребывали в полной безопасности, как если бы вокруг них было кольцо неприступных гор. Стихи 2 и 3 — это двойная защита для праведных. Господь утверждает нас, а затем укрепляет, дает нам место, где жить, а затем защищает, делает нас непоколебимыми, как гору, а затем ограждает со всех сторон, как если бы вокруг нас были горы. И это не просто метафора, это факт. Это не просто временное благословение праведных, это их вечный удел. «Отныне и вовек» Господь окрест народа Своего, а значит, защита его надежна и непоколебима.

Обратите внимание: в тексте не сказано, что народ Божий защищен мудростью или могуществом Господа, но что сам Господь защищает его. Сам Господь ограждает их от бед, защита их — в имени Господа. Из первого стиха мы узнаем, что уповающие на Господа суть Его народ. Род надеющихся на Господа — это род тех, в ком обитает благодать. Уповающие на Господа и есть избранные. Таким образом, стихи 1 и 2 доказывает вечную безопасность святых. Они обязательно будут пребывать там, куда Бог их поместил, и Бог обязательно сохранит их от всякого зла. Можно ли представить себе большую безопасность?

3. «Ибо не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных». Несмотря на то, что Господь окружает народ Свой со всех сторон, они вовсе не застрахованы от бед и испытаний. Им часто приходится страдать от руки нечестивых. Даже в роду Авраама не обошлось без вражды: Измаил насмехался над Исааком. Мы помним, как Ассирия простерла свой жезл над жребием Израиля. Нечестивые нередко оказываются у власти, и, когда это происходит, жезл их беспощадно обрушивается на спину верующих сынов Божьих. Жезл Египта был тяжек для многострадального народа израильского, но пришло время, и Господь лишил его силы. Господь положил предел страданиям праведников. Жезл нечестивых обрушивается на нас, но ненадолго. У праведных есть нетленный удел от Господа, которого никто не может их лишить. Святые, в отличие от выпавших на их долю скорбей, пребывают вовек. Все праведные, страдающие от рук нечестивых, могут молиться этой молитвой.

«Дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию». Во время притеснений верующие подвергаются сильному искушению предпринять опрометчивые шаги для облегчения своей участи и соблазну отомстить своим врагам. Поэтому Господь не позволяет их мучениям длиться слишком долго, но прекращает их до того, как страждущий лишится сил. Согласно повелению Господа, даже израильтяне, заслуживавшие сурового наказания, не могли получить более сорока ударов. «Сорок ударов можно дать ему, а не более». Вот почему Господь положил предел страданиям невинных. Он не позволит нечестивым глумиться над ними бесконечно. Он не даст притеснителю буйствовать сверх меры, поскольку чем дольше продолжается испытание, тем меньше у страждущего остается сил его переносить. Как сказано: «И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни». Очевидно, даже праведные не застрахованы от впадения в грех в дни испытаний. И все же Господь не хочет, чтобы они принимали опрометчивые решения ради избавления от нелегкой участи. Несмотря на то, что нечестивые изо всех сил пытаются склонить праведных к совершению греха, последние не должны считать, что это оправдывает любые их действия. Напротив, они должны сопротивляться изо всех сил, пока Господь не остановит гонителей и не даст Своим детям мир. А Господь здесь обещает дать мир в свое время.

4. «Благотвори, Господи, добрым и правым в сердцах своих». Чтобы быть добрыми, мы должны прежде стать правыми в сердцах своих. Все уповающие на Бога добры. Вера — это одновременно и корень, из которого произрастает всякая праведность, и свидетельство этой праведности. Вера в Бога блага и праведна, если же человек добр и праведен, то Господь ему благотворит. Молитва этого стиха является также и обещанием, ведь Господь всегда заповедует нам просить о том, что сам обещает. Он избавит Свой народ от всякого зла и изольет на них преизобильные благословения. В отсутствии жезла нечестивых мы утешаемся жезлом и посохом Господа. Но пока Господь не избавил нас, нам надлежит молиться о благословении всех правых сердцем. Да благословит их Господь и да ниспошлет им преизобильные дары. Мы желаем блага тем, кто творит благо. Злодейства нечестивых причиняют нам столько мучений, что мы с радостью благотворим правым сердцем.

5. «А совращающихся на кривые пути свои да оставит Господь ходить с делающими беззаконие». В мире есть только две категории людей: праведные и нечестивые. К сожалению, не все переходят из одной категории в другую посредством благословенного обращения — отказа от кривых путей и лукавства в пользу пути истинного. Некоторые меняют категорию посредством постыдного отпадения от благодати. Они оставляют прямой путь правды и святости ради окольных путей беззакония. Отступников хватает в любое время. В дни Давида их было великое множество. Муж по сердцу Господа не мог забыть Саула, Ахитофела и других беззаконников, встретившихся ему на пути. Как ужасно видеть нечестие тех, кто когда-то ходил прямыми стезями! Как же они сошли с пути? Сначала они стали искать кривых путей. Затем они сделали эти пути своими. И, наконец, они совратились на них. На пути истины появились препятствия, и они оставили его. У них не было ни малейшего намерения вступать на путь погибели: все, что они хотели, — это обойти препятствие на истинном пути, и для этого немного отступили от него. Увы, таких людей нельзя назвать добрыми и правыми сердцем. Они не уповают на Господа Бога и потому получат по заслугам. Когда придет день отмщения, всех лицемеров и притворщиков ждет та же участь, что и открытых беззаконников. Однажды Господь очистит вселенную от всякого греха, и очень многие удивятся тому, что оказались в числе осужденных грешников. Тайные беззаконники будут отринуты Господом вместе с теми, кто противился Ему открыто. Истина Божья выведет на свет все их тайные помыслы и деяния.

«Мир на Израиля!» После суда над лукавыми обманщиками истинный Израиль обретет покой. Наказание, уготованное нечестивым, никак не коснется верных сынов Божьих. Народ Господа будет пребывать в мире. Израиль «победил» Бога, и потому ему нет нужды страшиться лица человеческого — время борьбы его закончилось. Господь произнес над Израилем благословение мира. Примирившиеся с Богом наслаждаются полным миром. Обратите внимание на взаимосвязь первого и последнего стихов псалма: Израиль надеется на Господа (ст. 1) — Израиль получает от Господа мир (ст. 5).

Советы проповедникам

Псалом в целом.

1. Знак завета. «Надеющийся на Господа».

2. Надежность завета (ст. 1—2).

3. Жезл завета (ст. 3).

4. Действие завета (ст. 4).

5. Дух завета. «Мир» (ст. 5).

Стихи 1—2.

1. Особенность верующего. «Надеющийся на Господа».

2. Непоколебимость верующего. «Пребывает вовек».

3. Безопасность верующего. «Горы окрест Иерусалима».

Стих 2. Повсеместное присутствие Господа — слава, защита и вечное счастье святого народа. Для нечестивых же это сущий ад.

Стих 2. Вечная милость. «Отныне и вовек».

Стих 2. Святые, окруженные безграничной любовью.

1. Город и горы. Два символа, рассматриваемых по отдельности:

а) Иерусалим как прообраз народа Божьего:

1) избран в давние времена;

2) благословлен особым образом;

3) горячо любим;

4) представляет собой храм Бога живого;

б) горы окрест Иерусалима изображают Иегову:

1) сила;

2) неусыпная забота день и ночь.

2. Город и горы. Два символа, рассматриваемые во взаимосвязи между собой.

а) Блаженное соседство. Какой вид из окна! Чтобы потеряться, надо «прорваться» сквозь Бога! Спокойный сон и безопасный труд.

б) Всесторонняя защита. Решительность Бога. Отчаянье сатаны. Горы неизменны.

Стих 3. Обратите внимание на:

1. Позволение. Жезл нечестивых может обрушиться на праведных. Почему?

а) Чтобы нечестие выразило себя.

б) Чтобы праведники возненавидели грех.

в) Чтобы все увидели справедливость Божьего наказания.

г) Чтобы праведники получили утешение.

2. Запрет. «Не оставит Господь жезла нечестивых над жребием праведных». Проиллюстрируйте на примере Иова, Иосифа, Давида, Даниила, Христа, мучеников.

3. Предосторожность. «Дабы праведные не простерли рук своих к беззаконию» посредством открытого бунта, компромиссов с грехом и т. д.

а) Бог подвергает наш характер испытанию, чтобы выявить его красоту и достоинство.

б) Наши страдания никогда не превышают установленный Богом предел.

Стихи 3—5.

1. Определение доброго человека:

а) правый сердцем;

б) не совращающийся на кривые пути;

в) не творящий беззаконий.

2. Страдания добрых людей. «Жезл нечестивых».

3. Избавление добрых людей. «Благотвори», исполни обещание.

Стих 5. Неосновательная вера.

1. Важное испытание. «А совращающихся на кривые пути».

2. Решающая ошибка. Они делают эти пути своими.

3. Грядущая погибель. «Да оставит Господь ходить с делающими беззаконие».

Стих 5. Лицемеры.

1. Их пути «кривые»:

а) подобны извивающемуся ручейку, ищущему путь к подножию горы;

б) подобны изменяющемуся курсу корабля, ловящему попутный ветер;

в) пути корысти.

2. Их поведение в час испытаний. Они «совращаются»:

а) отступают от своих религиозных убеждений;

б) оставляют своих старых друзей;

в) становятся бессовестными хулителями духовной реальности и клеветниками благочестивых.

3. Участь лицемеров. «Оставит Господь ходить с делающими беззаконие» :

а) на суде Господь причислит их к последним грешникам «с делающими беззаконие»;

б) они будут изобличены всемогущим Судьей. «Да оставит Господь»;

в) их ждет ужасная участь, уготованная всем нечестивым в аду.

Стих 5 (вторая часть). Кому дарован мир? «Израилю». Избраннику Божьему, некогда боровшемуся с Богом, ныне могучему князю. Проанализируйте жизнь Иакова после наречения его Израилем. Его страдания и безопасность в страданиях соответствуют учению этого псалма. Раскройте обещание этого стиха.

Стих 5 (вторая часть).

1. Кто такие израильтяне?

а) Народ, с которым Бог заключил завет.

б) Принявшие обрезание сердца.

в) Истинные поклонники.

2. В чем состоит их мир?

а) Спокойная совесть.

б) Близкое общение с Богом.

в) Довольное и спокойное сердце.

3. Непреложность мира Божьего.

а) Мир дан им благодаря жертве Христа.

б) Мир произведен в них Духом Святым.

в) Они ходят путями мира.