Библиотека soteria.ru
Сокровищница Давида-Том 6
Чарльз Сперджен
Дата публикации: 12.04.15 Просмотров: 9212 Все тексты автора Чарльз Сперджен
125. Пленение плена
Заглавие
«Песнь восхождения». Это седьмая ступень в лестнице восхождения, и было бы резонно предположить, что она принесет нам какую-то особенную радость. Так оно и есть. Сион не просто пребывает вовек — его печаль обращается в ликование. Сион не просто непоколебим — он приносит плод. На пути своих странствований паломники шли от благословения к благословению. Блажен тот, в ком каждое восхождение производит хвалебную песнь, а каждая остановка — новый гимн. Надеющийся на Господа становится сеятелем. Вера действует любовью, обретает блаженство и производит плод радости.
В псалме нет никаких указаний на возможное время его написания, за исключением упоминаний об освобождении из плена. Впрочем, фраза «возврати, Господи, пленников наших» (ст. 4) совсем не обязательно подразумевает возвращение из плена в буквальном смысле. Ведь любое избавление от тяжкого испытания или жестокой тирании можно назвать «возвращением плена Сиона» (ст. 1). Едва ли эти ссылки применимы к израильтянам, томившимся в вавилонском плену, поскольку речь идет о пленении самого Сиона, а не просто части его жителей. Непоколебимый город пребывал в печали и скорби. Над возлюбленным градом Господа нависли мрачные тучи, и к престолу Божьему стали возноситься молитвы: «Возврати, Господь, пленников наших».
Сто двадцать пятый псалом является логическим продолжением всех предыдущих песен восхождения. Мы уже читали о том, что Господь не оставит жезла нечестивых над жребием праведных, и теперь видим, как это обещание было исполнено к великой радости святых. Ключевое слово псалма — «возврати». Перед нами песнь об обращении или возвращении из плена как о прообразе ликующей души, освобожденной от бремени греха благодаря умилостивлению гнева Господнего. Мы назовем ее «пленением плена».
Композиция
Псалом делится на следующие композиционные отрывки: повествование (ст. 1—2), песнь (ст. 3), молитва (ст. 4), обещание (ст. 5—6).
Истолкование
1 Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне: 2 тогда уста наши были полны веселья и язык наш — пения; тогда между народами говорили: «великое сотворил Господь над ними!»
1. «Когда возвращал Господь плен Сиона, мы были как бы видящие во сне». Чтобы найти утешение в скорби, паломники вспоминали минувшие века и многочисленные бедствия народа Божьего, обращенные вспять рукою Господа. Когда им это удавалось, всякая печаль улетучивалась, как дурной сон, и вместо нее сердце наполнялось радостью, казавшейся верхом блаженства. Паломники не верили своему счастью и опасались, что это всего лишь сон, что их радость вот-вот рассеется. Радость настигла их так внезапно и была столь ошеломляющей, что им не верилось в ее реальность. Годы пленения были ужасны, но Господь утешил сердца страдальцев великим веселием. Это благословение было даровано им великим Богом. Бывшие пленники были как бы видящие во сне, и многие говорили:
«Что это, сон? О, если это сон,
Я пробуждения не жду — дай Бог ему продлиться!»
Заметьте, что милостивый Господь даровал избавление не одному человеку, а всему народу, обитавшему на Сионе. У них были все причины для веселья. Перечислять многочисленные события израильской истории, иллюстрирующие этот стих, едва ли целесообразно, гораздо полезней вспомнить собственный опыт. Вспомним, из каких темниц Господь нас избавил. Воистину, я полжизни провел в плену! Наше обращение — это чудесное возвращение из плена. Мы никогда не забудем этот час. О, великая радость свободы! Впрочем, и после обращения Господь не раз спасал нас от бед, бесчисленных скорбей, постыдных отступлений и жестоких сомнений. Можем ли мы должным образом описать радость этих дивных избавлений?
Когда Господь явил Свое спасенье
И адский угасил в душе пожар,
Свобода нам казалась сновиденьем —
Велик и непреложен Божий дар.
У этого стиха есть еще один этап исполнения: когда Господь явится для окончательного искупления сынов Божьих и вступит в последний бой с силами тьмы. В тот день юноши будут видеть видения, а старцы вразумляться снованиями в гораздо большей степени, чем даже в день Пятидесятницы. Прошлое — это предвосхищение будущего. Все, что уже было, повторится. Мы еще не раз восхитимся великой благостью Господа. Сердца наши не должны забывать о милости Всевышнего. Мы пребывали в скорби, унынии и не видели перед собой надежды, но Господь не просто избавил нас от печали, но и возвел нас на вершины ликования. Господь, возвращающий наш плен, ничего не делает наполовину. Все спасенные от ада попадают на небеса. Он обращает плен в ликование и дарует бывшим изгнанникам блаженство.
2. «Тогда уста наши были полны веселья и язык наш — пения». Сердца их были переполнены радостью и не могли сдерживать своего пыла. Освобожденные пленники жаждали как-то выплеснуть свои восторженные чувства, но не знали, как это сделать. Радость их была поистине невыразима, они могли лишь смеяться — слова не помогали. Милость Божья явилась к ним столь неожиданно, столь изумительно и столь чудесно, что они могли только веселиться и ликовать. Радости их не было предела. Сердца и уста бывших узников были полны веселья. Уста, способные говорить, не могли удовлетвориться простой речью — они должны были петь. И они были исполнены пения. В свете прошлых тревог веселье казалось особенным даром. На фоне былых невзгод свобода искрилась и переливалась всеми цветами радуги. Народ Божий не мог забыть своих чувств и потому выразил их в песне.
Обратите внимание на начало первого и начало второго стиха. «Когда… тогда». Божье «когда» и человеческое «тогда». Когда Господь возвращает наш плен (ст. 4), тогда сердце наше оставляет печаль и наполняется радостью. Когда Он изливает на нас благодать, тогда мы изливаем перед Ним свои благодарные чувства. Мы были «как бы видящими во сне», однако сон наш был полон веселья и песен. Теперь мы проснулись, и хотя мы до сих пор не можем осознать своего благословения, мы радуемся о нем великой радостью.
«Тогда между народами говорили: „великое сотворил Господь над ними!“» Соседние народы услышали о радости израильтян и догадались о ее причинах. Они знали, что Израиль веровал в Господа Бога, и потому приписали освобождение Израиля из плена действию Всевышнего, почитая избавление бывших пленников великим чудом. Народ, который увел Израиль в рабство, никогда раньше не отпускал своих пленников на свободу. Языческие народы, соседствовавшие с Израилем, вовсе не спали: они видели, что произошло, и приписали чудо избавления благоволению Подателя всех благих даров. Что может быть лучше, чем слышать разговоры о Боге из уст язычников, наблюдающих за жизнью праведных? Когда тайные верующие слышат о милости Господа, явленной Церкви, и решают выйти из своей темницы, чтобы присоединиться к народу Божьему, — это великое благословение. Дорогой читатель, Господь Бог совершил великое для народа Своего, и Его чудеса будут воспеваемы в Церкви во веки и веки.
3 Великое сотворил Господь над нами: мы радовались.
3. «Великое сотворил Господь над нами: мы радовались». Израильтяне полностью соглашались с тем, что Господь сотворил над ними великое и с ликованием говорили о чудесах Господа. Радость их была очевидна всем. Только ложная скромность отказывается открыто признавать радость о Господе. А это не что иное, как святотатство. В мире так мало настоящей радости. Если же сердца наши ликуют, то мы не должны прятать свой светильник под сосудом. Напротив, поставим его на подставку, дабы он светил всем в доме. Будем всегда выражать свою радость, не забывая указывать ее причины. Ликование только что освобожденных из плена не знает границ — кому как не им говорить о причинах своего веселья? Сам Господь благословил нас, благословил каждого из нас великим благословением. И благословение это непреложно. Вот почему мы поем славу имени Его. Недавно я услышал, как кто-то сказал в молитве: «Мы желаем радоваться». Но разве можно так искажать библейские выражения? Ведь если Господь сотворил над нами великое, значит, мы уже радуемся. Иначе и быть не может. Возможно, молившийся хотел показать этой фразой свое смирение, однако молитва его богопротивна.
4 Возврати, Господи, пленников наших, как потоки на полдень.
4. «Возврати, Господи, пленников наших». Израильтяне помнили радость прошлых избавлений и воззвали к Господу о повторении этого чуда. Помнить об ответах Господа, когда мы приходим к Нему в молитве, очень мудро. Ничто так не укрепляет веру, как память о прошлом опыте с Богом. Слова «Господь сотворил» вполне сочетаются с молитвой: «Возврати». Если Господь ранее сотворил для нас великое, то мудрость заключается в том, чтобы обратиться к Нему снова. Куда еще нам идти за помощью, если не к Богу, оказавшему нам великую милость? Кто может возвратить наших пленников? Только тот, что возвращал их ранее.
«Как потоки на полдень». Как Господь наполняет водой пересохшие русла южных рек, так Он наполняет наши уставшие и опустошенные души святым веселием. Всевышний силен укрепить радостью каждого верующего и может сделать это прямо сейчас. Что не под силу всемогущему Богу? Мы должны молиться и изливать сердца свои перед Тем, кто «действующею в нас силою может сделать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем». Не будем забывать о прошлом, когда мы испытываем скорбь в настоящем. Обратимся к Господу. Будем просить Его сделать то, чего мы не в силах сделать, сделать то, чего никто другой, кроме Него, сделать не может. Израиль вернулся из вавилонского плена лишь благодаря Господу. Народ Божий поспешил к Сиону, как бурный поток. Снова дворы храма наполнились сонмом молящихся. Так и в последние дни израильтяне потоком устремятся на родную землю, и удел Господень преобразится. В день благодати народы всей земли потекут к Господу подобно мощному потоку вод. Господи, приблизь же этот светлый час!
5 Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью.6 С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои.
5. «Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью». Никто не должен воспринимать свои скорби как нечто, не имеющее конца. У всех печалей есть конец. Печаль — это лишь средство для достижения Божьей цели. Если мы сеем печаль, то пожнем радость. Если же мы не сеем в слезах, то не пожнем в радости. Если мы никогда не были в плену, то никогда не сможем пленить плен. Уста наши никогда не наполнятся святым ликованием, если они прежде не были исполнены горьких речей. Мы должны сеять. Возможно, нам придется сеять в дождливое время печали, но пожнем мы в теплое лето радости. Будем же сеять. Укрепимся обещанием этого стиха. Это слово Божье. Оно — дар для всех, кто трудится для Бога, ждет Его и плачет о своих печалях. Мы можем быть уверены в том, что слово Божье исполнится в свой срок. «Делая добро, да не унываем, ибо в свое время пожнем, если не ослабеем».
Впрочем, не всякий сеющий огражден от опасности и не всякий сеющий пожнет урожай. Обещание Божье дано лишь тем, кто сеет со слезами. Если сердце ваше настолько отзывчиво, что вы плачете о чужих грехах, вы становитесь полезны для Бога. Любое рождение — это родовые муки, а любой духовный урожай — это результат мучительного труда. Мы сокрушим надменные сердца беззаконников только тогда, когда будем плакать об их беззакониях. От слез искренности один шаг до слез покаяния. «Бездна бездну призывает».
6. «С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои». Каждый плачущий получит доброе воздаяние. Если в предыдущем стихе речь шла о «сеющих», то здесь автор употребляет единственное число, «с плачем несущий семена». Скорбный сеятель выходит из теплого дома на холодный ветер и начинает пахать твердую, застывшую почву. Он плачет о своих прошлых грехах, о бесплодии земли, о неблагоприятной погоде, о скудном урожае и о многочисленных врагах, грозящих ему набегами. Каждое семя падает в землю вместе со слезой, и так продолжается, пока он не пройдет все поле. Каждое семя дорого ему, оно надежда на урожай в будущем году. Каждое семя бросается в землю с молитвой о том, чтобы оно принесло свой плод. Сеятель не думает о себе, все его мысли сосредоточены на семени, которое он разбрасывает. С тревогой он вопрошает: «Прорастет ли это семя? Не напрасны ли мои труды?» Благословенный сеятель, усилия твои не будут тщетны, ты обязательно пожнешь урожай. Господь обещал, что ты возвратишься с радостью, а потому не сомневайся. Он сказал слово, и мы абсолютно уверены в том, что оно исполнится. Ты вернешься на поле, но не для того, чтобы плакать, а для того, чтобы радоваться, собирая обильный урожай. Домой ты пойдешь быстрым шагом, несмотря на то, что на плечах будут тяжелые снопы. Горсть зерна превратится во множество снопов. Земля твоя принесет плод, и ты с радостью понесешь богатый урожай в свой дом, который ты некогда покинул со слезами.
Здесь образно сказано о том, что буквально было описано в первых трех стихах. Когда труженик видит вместо черной земли, хранящей в своем чреве брошенные им семена, колышущееся на ветру поле золотых колосьев, — это не что иное, как «возвращение плена Сиона».
Обратим внимание на то, что обещание плодовитости в этом псалме связано с возвращением из плена. Таков наш действительный опыт: возрожденная душа благословляет души других людей плодами своих трудов. Когда мы возвращаемся из долгого и мучительного плена и становимся сеятелями, Господь делает из нас ликующих жнецов. Слава Ему вовеки. Аминь.
Советы проповедникам
Стих 1.
1. Светлые воспоминания о деяниях Господа. «Когда возвращал Господь плен Сиона».
2. Незабываемые впечатления. «Мы были как бы видящие во сне». Нам трудно было поверить в реальность нашего счастья.
3. Ошеломляющие открытия. Счастье наше было реальным и не мимолетным.
Стих 2. Сравнение и противопоставление.
1. Спасенные были «как бы видящие во сне».
а) Все, что они переживали, казалось им странным.
б) Радость их была весьма великой.
2. Спасенные не были подобны «видящим во сне».
а) Поскольку опыт их был реален. Сны — это иллюзии, Господь же реально вывел народ Свой из плена.
б) Поскольку они не испытали разочарования. Они не проснулись, и сны их не рассеялись (см. Ис.29:8).
в) Радость их не была мимолетной. Радость, приходящая в сновидениях, быстро забывается, а радость избавленных была «вечной радостью».
Стих 2. Святой смех. Что его вызывает? Почему он оправдан?
Стих 2. Рецепт святого веселья.
1. Провести несколько недель в тюрьме.
2. Услышать, как Господь отпирает дверь.
3. Выйти вместе с Ним на улицу.
4. В глаза ваши брызнет яркий солнечный свет, а душа наполнится пением и веселием.
5. Если этот рецепт кажется вам слишком «дорогостоящим», попробуйте всегда оставаться на свободе.
Стихи 2—3.
1. Свидетельства о божественных деяниях.
2. Опыт избавления.
Стихи 2—3.
1. Господь совершает великое для Своего народа.
2. Великие деяния Господа привлекают внимание мира и
3. наполняют благоговейным восторгом святые сердца.
Стих 3. «Великое сотворил Господь над нами». Три повода для благодарности.
1. Совершенное Господом названо «великим».
2. Это деяние совершил Господь.
3. Господь совершил его не против нас, а нам на пользу.
Стих 4. Верующие, радующиеся о своем избавлении, приносят Церкви обильные благословения.
1. Сомневающиеся и унывающие слишком озабочены собственным состоянием и слишком заняты поиском облегчения, чтобы тратить силы и молитвы на Церковь. Радостное сердце, с другой стороны, ничем не стеснено и может свободно отдавать себя на благо Церкви.
2. При прочих равных условиях, верующие с радостным сердцем лучше знают Христову любовь, побуждающую их к действиям ради славы Божьей и процветания Церкви.
3. Верующие, радующиеся о Боге, могут лучше оценить контраст между своей благословенной долей и участью погибших, и потому не могут не печься о Церкви, через которую Бог спасает погибших.
4. Верующие, радующиеся о Боге, как правило, более других преуспевают в вере и надежде. Они ожидают благоуспешности Божьего Царства, и это побуждает их к молитве и активным действиям.
Стих 4.
1. Изможденный христианин.
2. Его плачевное состояние.
3. Его единственная надежда.
4. Результат.
Стих 5. Сеятель-христианин.
1. Суть метафоры. Сеятель заботится о многом. Каждый день и каждое время года требует от него вложения сил. Так и христианин исполняет свое предназначение, молясь Господу, заботясь о семье, трудясь в церкви и активно влияя на мир.
2. Почему столько христиан сеют со слезами? Плохая почва. Неблагоприятные погодные условия. Нападки врагов. Прошлые разочарования.
3. Связь между сеянием со слезами и радостной жатвой. По милости Божьей обильная жатва, приносящая нам радость, есть естественный результат нелегкого сеяния. Радость в конце пути обещана нам Богом, который не может лгать.
4. Ожидание обильного урожая. Его не следует ждать в нашем холодном мире: здесь слишком мало солнца для его созревания. Небеса же — это лето Господне благоприятное. Когда Господь произведет для нас обильную жатву, мы благословим Его, несмотря на то, что нам пришлось сеять со слезами.
5. Практические выводы.
а) Велика вина тех, кто во время сеяния стоит, сложив руки.
б) Преимущества христианина над остальным миром поистине велики.
в) Надежда на жатву радости и веселья должна поддерживать нас в этой юдоли плача.
Стих 5.
1. Прежде чем собирать урожай, необходимо посеять семя.
2. Что человек посеет, то и пожнет. Если он сеет драгоценное семя, то пожнет драгоценный урожай.
3. Человек пожнет столько, сколько посеет. «Кто сеет скупо, тот скупо и пожнет».
4. Сеющие со слезами пожнут с радостью.
5. Как сеятель плачет, так он будет радоваться, когда пожнет урожай.
Стих 6. Три пары противопоставлений:
1) странствование — возвращение;
2) печаль — радость;
3) посев — жатва.
Стих 6. «Возвратится с радостью». Почему наш труд в Господе не может оказаться тщетным.
Стих 6. «Неся снопы свои». Возвращение к Господу верного сеятеля:
1) успешное;
2) уверенное;
3) с почестями;
4) с наградой.
Стих 6.
1. Печальный сеятель.
а) Его труд. «Несущий семена».
б) Его смирение. «С плачем».
в) Его верность. «Неся снопы свои».
2. Радостный жнец.
а) Уверенный в Господе. «Возвратится».
б) Радостный. «С радостью».
в) Вознагражденный. «Неся снопы свои».