126. Псалом строящих

Заглавие

«Песнь восхождения. Соломона». То, что паломники, шедшие в Иерусалим, вспоминали зодчего, воздвигшего храм Господу, вполне естественно и понятно. Очевидно, заглавие псалма означает, что Давид написал эту песнь в честь своего мудрого сына, которого горячо любил и чье имя «Иедидия», то есть «возлюбленный Господом», упоминается во втором стихе. Дух Соломона, имя которого означает «мирный», пронизывает каждую строчку этой прекрасной песни. Если же псалом был написан самим Соломоном, то для строителя храма Божьего такая песнь вполне естественна.

Обратите внимание, что во всех песнях восхождения основное внимание псалмопевцев сосредоточено на Боге. Прочтите первую строку каждого из вышеупомянутых псалмов, и вы убедитесь в этом сами.

«К Господу воззвал я» (Пс.119:1).

«Возвожу очи мои к горам» (Пс.120:1).

«Пойдем в дом Господень» (Пс.121:1).

«К Тебе возвожу очи мои, Живущий на небесах!» (Пс.122:1).

«Если бы не Господь был с нами» (Пс.123:1).

«Надеющийся на Господа» (Пс.124:1).

«Когда возвращал Господь плен Сиона» (Пс.125:1).

«Если Господь не созиждет дома» (Пс.126:1).

На каждой ступени своего восхождения паломники славили святого Господа. О, если бы каждый шаг нашей жизни был новой песней во славу Всевышнего!

Тема

Тема псалма — честь, оказанная Господом святому народу в даровании им великого благословения. Из псалма мы узнаем, что строительство домов и устроение городов, возведение сооружений и накопление сокровищ, а также создание империй и церквей невозможно без непосредственного участия Господа. Только когда Господь благоволит к строящим, они наслаждаются великим покоем. Сыны, которые по-еврейски названы «строящими», созидают свои семьи по благословению Господа и на радость своим родителям. Перед нами «Псалом строящих». «Всякий дом устрояется кем-либо; а устроивший все есть Бог». Да славится имя Господа!

Истолкование

1 Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его; если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж.2 Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали, тогда как возлюбленному Своему Он дает сон.3 Вот наследие от Господа: дети; награда от Него — плод чрева.4 Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые. 5 Блажен человек, который наполнил ими колчан свой! Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах.

1. «Если Господь не созиждет дома, напрасно трудятся строящие его». «Напрасно» — ключевое слово псалма. Псалмопевец повторяет его трижды. Все строящие знают, что любая работа требует от них умения и сил. Однако если Господь не поддержит их начинаний, то все их труды окажутся напрасными. Именно это случилось со строителями вавилонской башни, которые сказали: «Построим себе город и башню, высотою до небес». Господь же сказал им в ответ: «Сойдем же и смешаем там язык их». Они трудились напрасно, потому что с ними не было Господа. Что касается строительства Соломонова храма, то здесь дело обстояло иначе. Господь сам помогал Израилю собирать необходимые ресурсы для постройки храма, и даже язычники повиновались Его призыву. В отношении строительства царского дворца можно сказать то же самое. Очевидно, что слова первого стиха относятся ко всякому строительству вообще. Без Бога мы — ничто. Самонадеянные владыки воздвигают величественные дворцы, но они исчезают подобно сновидениям, и ни одного камня не остается там, где они когда-то стояли. Если бы богатый строитель этих сооружений мог вернуться из небытия спустя несколько веков, он был бы весьма поражен плачевным состоянием своих трудов. Увы, все его усилия оказались напрасными. То же самое можно сказать и в отношении строительства замков и храмов. Как только Господь убирает Свою руку, массивные сооружения древних зодчих превращаются в груду развалин. Все их труды и усилия тают, как воск в огне. Без Господа мы напрасно вкладываем свои силы. Всех, подвизающихся без Его помощи, ждет та же участь. Мастерок, молоток, пила и рубанок не принесут строителю никакой пользы, если Господь не созиждет дома.

«Если Господь не охранит города, напрасно бодрствует страж». Как известно, стражи регулярно делают обход городской стены. Однако город все равно будет предан в руки врагов, если только неусыпный Страж не придет к нему на помощь. Никакое воинство не в силах сохранить покой города, если о нем не будет печься Господь. Несмотря на то что все стражи бодрствуют и прилежно исполняют свой долг, город все равно падет от внезапного нападения врагов, если Господа не будет с ними. Обещание «Я, Господь, хранитель его» вселяет больше надежды, чем армия неусыпных стражей. Обратите внимание: псалмопевец не призывает строящих бросать свое дело. Он не предлагает стражам оставить свои обязанности и «уповать» на Господа, сложив руки. Напротив, он говорит им делать все, что в их силах, но запрещает им уповать на дело рук своих. Он убеждает их в том, что всякий труд тщетен, если Господь не утвердит Его Своим могуществом. Святое Писание вполне согласно с приказом Кромвеля: «Уповайте на Бога и держите порох сухим». Однако в данном случае смысл иной: сухой порох не принесет нам победы, если мы не будем уповать на Господа. Блажен тот, кто достиг золотой середины: кто трудится, уповая на Бога, и уповает на Бога, трудясь безо всякого страха.

В Писании эпоха, исторический период, иногда называется «домом». Моисей был верен во всем доме Божьем, и пока Господь пребывал в этом доме, он стоял твердо и процветал. Но когда Господь оставил этот дом, строители впали в безумие, и все их труды оказались напрасными. Изо всех сил пытались они сохранить внешние стены иудаизма в неприкосновенности, но без Господа их усилия ни к чему не привели. Они неусыпно хранили каждую церемонию, каждый обряд, но все напрасно: заботы их пошли прахом. То же самое относится ко всем без исключения церквам. Если Господь не будет активно участвовать в их жизни, то они в конце концов распадутся и превратятся в руины. Человек может сделать многое: он может строить и охранять. Но без Господа он многого не добьется, и его бодрствование ни от чего не спасает.

2. «Напрасно вы рано встаете, поздно просиживаете, едите хлеб печали». Господь заповедал нам уповать на Него и покоиться под Его крылами, следовательно, всякие беспокойства и заботы с нашей стороны есть суета и томление духа. Конечно, мы должны быть прилежными работниками, ибо это угодно Господу, однако нам не следует беспокоиться и раздражаться, поскольку это бесчестит Господа и лишает нас благословения. Некоторые отказывают себе даже в том отдыхе, который им необходим. Они встают чуть свет и ложатся посреди ночи. Но вся эта суета в конце концов упокоит их в смерти, если они откажутся находить покой в жизни. Впрочем, не только недостаток сна указывает на их мятущееся состояние духа — они ограничивают себя даже в насущном хлебе. К тому же, все, что они проглатывают, отравляется горькими слезами страха, ибо они боятся потерять свой хлеб. Как же тяжело достается им пропитание! Они едят мало и не знают истинного вкуса пищи, более того, вся их трапеза омрачена печалью и слезами. Они не уповают на Господа, и их радость в жизни заключается исключительно в накоплении земных богатств. Господь не желает такой жизни Своим детям. Он хочет, чтобы они вели счастливую и спокойную жизнь, как подобает принцам крови. Они должны отдыхать должным образом и хорошо питаться, поскольку это необходимо для их здоровья. Истинные верующие никогда не будут ленивыми или расточительными. Они никогда не станут беспокоиться о хлебе насущном и скаредничать. Вера приносит человеку мир и изгоняет из сердца его все, что вселяет в него беспокойство и суету.

«Тогда как возлюбленному Своему Он дает сон». Господь дает избранным Своим веру и освобождает их от забот и тревог. Псалмопевец мог также иметь в виду, что Бог ниспосылает детям Своим благословение во сне, подобно тому как Соломон получил желание сердца своего во сне. Впрочем, смысл стиха от этого не меняется. Возлюбленные Господа избавлены от мятежного и суетного духа. Они покоятся между раменами Господа и получают благословение во сне. Покой их более благословен, чем все заботы и волнения надеющихся на себя. Возлюбленные Господа принимают от Своего Владыки все самое лучшее. В данном стихе псалмопевец говорит о том, что Господь дарует возлюбленным Своим сон, забвение тревог и беспокойств и упование на попечительство Отца Небесного. Сон от Господа благословенней всякого богатства и почестей. Вспомните сон Христа посреди бушующих волн: Он знал, что пребывает в надежных руках Отца. Дух Его был спокоен, и Он заснул под убаюкивающий рев стихии. Мы были бы гораздо чаще наполнены таким миром, если бы были подобны Ему.

Наверняка строители храма Соломонова работали с радостью и прилежанием. И действительно, такое сооружение не могло бы быть построено людьми нерадивыми и беспечными. Не думаю, что рабочих, строивших храм, заставляли работать допоздна и принуждали являться засветло. Хочется верить, что они работали без спешки, отдыхали достойным образом и ели свой хлеб в радости сердца. Именно так должен возводиться наш духовный храм, несмотря на то, что его духовные строители склонны перегружать себя служениями, забывать о Господе и воображать, будто храм растет только благодаря их усилиям. Насколько благословенней было бы доверить строительство духовного дома самому Господину дома! Насколько благословенней были бы наши труды и неусыпное бодрствование, если бы мы уповали при этом на Того, кто сам устрояет и хранит Свою Церковь!

3. «Вот наследие от Господа: дети». Это указание на еще одно «строительство», на строительство семьи, своих потомков, которые будут продолжателями нашего имени и рода на земле. Без семьи какая нам польза от земных сокровищ? Зачем нам строить этот дом? Какой смысл в огромном имении, если его некому оставить в наследство? И в этом без помощи Господа нам не обойтись. Сколько бы ни старался безбожник Наполеон, ему так 11салом строящих и не удалось создать династию. Сотни богачей отдали бы половину имения только за то, чтобы услышать крик младенца, который унаследует все их сокровища. Дети — наследие от Господа. Если Он не соблаговолит дать нам их, то мы умрем бездетными, и род наш останется без продолжателей.

«Награда от Негоплод чрева». Господь дает нам детей не в качестве наказания или бремени, но в благословение. Они — знамение во благо, если мы знаем, как к ним правильно относиться и как их правильно воспитывать. Дети могут быть «сомнительным благословением», только если мы сами сомнительные личности. В любом цивилизованном обществе дети считаются не обузой, а наследием. Люди принимают их как награду, а не как помеху для своей личной жизни. Порой нам кажется, что Англия перенаселена, и нам становится неудобно жить здесь. Однако Господь вовсе не велит нам оставаться на этом небольшом острове. Он хотел бы, чтобы мы переселялись в те бесчисленные области земли, которые крайне нуждаются в нашем труде. Впрочем, даже здесь, каким бы скромным ни был наш доход, самым большим нашим сокровищем всегда будут дети, за которых мы благословляем Господа вседневно.

4. «Что стрелы в руке сильного, то сыновья молодые». По благословению Божьему дети становятся утешением своих родителей в престарелом возрасте. Воин радуется оружию, которое может достичь врагов на расстоянии. Так и послушные дети в руке родителя все равно что стрелы, летящие точно в цель. Родители совершают великие чудеса, когда за их замыслами стоят любящие и добрые дети. Вот почему мы должны держать детей в руке своей, пока они малы: повзрослев, они уже не будут нас слушать. Наша задача — исправлять и направлять их, дабы они не выросли людьми необузданными и бесполезными. Да благословит нас Господь верными, послушными и нежными детьми, и тогда мы обретем истинных помощников. Они устремятся в жизнь точно стрелы, выпущенные из лука, и доставят нам великую радость и удовольствие, если только мы будем воспитывать и наставлять их при начале пути.

5. «Блажен человек, который наполнил ими колчан свой!» Семьи, не имеющие детей, несчастны; имеющие сыновей и дочерей лишаются их, когда они вырастают, — их дом становится пустым и печальным. Но как же велико счастье тех, кто благословлен множеством любящих детей! Конечно, чем больше детей, тем больше забот. И все же когда испытания принимаются нами с верой, они производят в преизбытке любовь и радость. Пишущий эти строки заметил, что самые несчастные семьи — это семьи бездетные. Я благодарен Богу за двух подаренных мне сыновей, однако сейчас дом мой пуст — дети выросли, и каждый пошел своей дорогой. Иногда в душе моей просыпается недовольство в связи с тем, что у меня всего двое детей, что Господь не благословил меня большим количеством. Я знаю одну семейную пару, у которой двенадцать дочерей и трое сыновей, и могу засвидетельствовать, что большего семейного счастья невозможно себе и вообразить. Дети доставляют им великую радость. И наоборот: дети находят утешение в своих родителях и друг в друге. Если сыновья и дочери — стрелы, то хорошо наполнить ими свой колчан. Впрочем, если дети — не более чем сухие ветки, сучковатые и бесполезные, то чем меньше их, тем лучше. Следует также отметить, что те, чей колчан пуст, благословляются Господом ничуть не меньше тех, чей колчан полон. Если человек ведет спокойную жизнь, то ему вовсе необязательно столь мощное оружие. Во всяком случае, мы можем быть уверены, что жизнь человека не состоит в количестве подаренных ему детей.

«Не останутся они в стыде, когда будут говорить с врагами в воротах». Никто не осмелится покуситься на того, чьи бравые сыновья готовы исполнить любое желание своего отца. Таково ветхозаветное благословение Авраама: «Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих». В некотором смысле это обещание относится ко всем возлюбленным Господа. Разве Господь Иисус не восторжествовал в Своих потомках? Если понимать его буквально, то благословение это исходит от Господа. Без Его воли у нас не будет потомков, и дом наш не созиждется. Без Его благодати у семьи не может быть детей, а следовательно, и силы. Если же появление потомства зависит от Господа, давайте предадим в Его руки и все остальное. Он поможет всем нашим благим начинаниям. Жизнь наша будет безмятежна, мы подтвердим свое звание детей Божьих своим спокойным и несуетным духом. Не сомневайтесь: если Господь послал вам сыновей, Он пошлет им и пропитание с одеждой, ибо знает все их нужды.

Человек, у которого много духовных сыновей, безусловно блажен. Он может дать ответ любому врагу, указав на спасенные им души. Обращенные в веру суть наследие от Господа и награда для всякого проповедующего. Благодаря им град Божий, или Церковь Божья, возрастает и охраняется силою Святого Духа во славу Господа.

Советы проповедникам

Стих 1.

1. Человеческая рука бессильна без руки Божьей.

2. Человеческое око слепо без божественного ока.

Или:

1. Все наши дела — заслуга Божья.

а) А потому мы должны искать Его водительства, прежде чем что-то делать.

б) Мы должны полагаться на Его помощь.

в) Мы должны воздавать Ему одному всю славу.

2. Все наши заботы необходимо предать Господу.

а) Признавая собственную недальновидность.

б) Уповая на божественное предвидение.

Стих 1 (первая часть). Как этот принцип действует в:

1) совершенствовании характера;

2) планировании жизни и работы;

3) планировании собственного счастья;

4) взращивании надежды на вечную жизнь;

5) росте и укреплении Церкви.

Стихи 1—2.

1. Чего мы не вправе ожидать? Что Бог будет действовать несмотря на наше бездействие.

2. Чего мы вправе ожидать? Неудач, если мы действуем без Бога.

3. Чего мы не должны делать? Беспокоиться, раздражаться.

4. Что мы можем делать? Веровать и покоиться в Боге.

Стих 2. (См. также Пс.125:2.) Тяжкий труд закона в противовес веселью Евангелия.

Стих 2. «Хлеб печали».

1. Когда Бог его посылает, мы должны его вкушать.

2. Когда мы печем его сами, он нас не питает.

3. Когда его приносит дьявол, он смертоносен.

Стих 2 (вторая часть). Благословения, приходящие к нам во сне.

1. Крепость и физическое здоровье.

2. Умственный отдых и свежесть.

3. Сладкие мысли и святые намерения.

4. Дары провидения Божьего. Дождь, созревающие плоды земли, вращающиеся жернова мельниц, бороздящие моря корабли — и все это пока мы спим. Часто, когда мы ничего не делаем для себя, Господь делает для нас особенно много.

Стихи 3, 5. Дети.

1. Мы получаем их от Господа в качестве наследия.

а) В результате родители больше доверяют Господу в том, что Он защитит и прокормит их детей.

б) Родители относятся к детям как к Божьему дару, зная, что дадут отчет за все, что они с ними делали.

в) Они воспитывают их в страхе Божьем.

г) Они часто просят у Господа водительства в конкретных ситуациях.

д) Они безропотно отдают детей Богу, когда Он берет их к себе на небеса.

2. Плоды правильного воспитания детей.

а) Дети приносят родителям радость.

б) Они свидетельство о мудрости родителей.

в) Они будут утешением и поддержкой родителям в старости.

г) Они будут передавать ценности родителей своим детям. Воспитанные дети, в свою очередь, становятся мудрыми родителями.

Стих 4. Польза, приносимая детьми.

1. Когда они умирают в младенчестве, то пробуждают родителей от духовной спячки.

2. Когда они возвращаются из воскресной школы, тс влияют на свое окружение.

3. Когда они обращаются к Господу, то становятся полезными для церкви.

4. Когда они вырастают, то становятся полезными для общества.

Стихи 4—5.

1. Зависимость детей от родителей.

а) Они нуждаются в защите — находятся в колчане.

б) Они нуждаются в водительстве — направляются рукой родителей.

в) Они нуждаются в поддержке — они в руке могучих воинов.

2. Зависимость родителей от детей.

а) Они нуждаются в защите. Никто не посмеет обижать отца многих сыновей.

б) Они нуждаются в счастье. «Мудрый сын радует отца». Блажен христианский служитель, который, наполнив свой колчан, может сказать: «Вот я и дети, что Ты дал мне».