Выбор

92. Когда стоишь на распутье (Ис. Нав. 24: 15; Пс. 90:9)

Рассказывают, что перед знаменитой битвой под Ватерлоо, где был разбит Наполеон, граф Веллингтон, собрав своих солдат, сказал им: «Мы должны взять эту гору. Это жизненно важно, потому что, если враг придет первым, будто гораздо труднее разбить его. Конечно, я мог бы просто отдать вам приказ, и вы бы послушались меня, но я хочу, чтобы никто из вас не чувствовал, что его принудили. Мне нужны добровольцы. А пока вы будете решать, сделать вам шаг вперед или нет, я отвернусь, чтобы никого не смущать».

Веллингтон так и поступил, а когда обернулся к своим воинам, то был немало разочарован: никто не сдвинулся с места, все солдаты по-прежнему стояли в строю. Но прежде, чем он успел произнести хоть слово, один из офицеров сказал: «У вас нет повода для огорчения! Все войско сделало шаг вперед».

Такие истории напоминают, как важно принимать смелые решения в критических ситуациях. Всегда были мужественные солдаты, которые отбрасывали страх и делали шаг вперед. В Библии есть много историй о мужчинах и женщинах, которых Бог призывал для служения и борьбы. Они на собственном опыте узнали, каково это — преодолевать нерешительность. Как и любой из нас, они испытывали сомнения и чувство неуверенности, сталкиваясь с неизвестностью, но, увидев Христа на распутье

жизни, обретали мужество и проходили свой путь веры до конца.

93. Риск? Мне это нравится! (Ис. 30:21)

Мастер спорта по водному туризму показывал своему Другу-христианину съемки своих путешествий по горным рекам. Река была быстрой и бурной, с крутыми порогами. Лодка неслась со страшной скоростью, едва не переворачиваясь. Друг спросил:

— Тебе не страшно так рисковать своей жизнью?

— Нет! Это же здорово! Я еще с парашютом прыгаю. Мне вообще нравятся экстремальные виды спорта — люблю рисковать.

Христианин помогал этому человеку изучать Библию. Когда они затронули тему о крещении, спортсмен сказал:

— Нет, не могу решиться на крещение. Боюсь, меня не поймут ни родственники, ни друзья. И вообще, мне кажется, что со всеми вашими ограничениями я не смогу жить в этом мире.

Этот человек сделал свой выбор. Он не боялся рисковать жизнью ради удовольствия, но не захотел рисковать для Господа. Он так и не узнал, какое это блаженство — быть сыном Господа, не только называть, но и чувствовать Бога своим Отцом.

94.Не всегда можно доверять чувствам (Суд. 14:1,2)

«И пошел Самсон в Фимнафу и увидел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских. Он пошел, и объявил отцу своему и матери своей, и сказал: я видел в Фимнафе женщину из дочерей Филистимских; возьмите ее мне в жену» (Суд. 14:1,2).

Однажды я разговорился с юношей, готовым принять решение, которое, по мнению его близких, могло принести ему в будущем много проблем.

— Пастор, — сказал он мне. — Я этого хочу, это мне нравится. Все говорят, что это ошибка. Но я считаю, что имею право на ошибку.

«Я видел в Фимнафе женщину», — сказал Самсон. Вот и герой моей истории вторит Самсону.

Вероятнее всего, родители Самсона сделали все возможное, чтобы разъяснить ему, что он совершает очень большую ошибку. Говорили настойчиво, с любовью, пытались его убедить. «Разве нет женщин между дочерями братьев твоих и во всем народе моем?» — удивлялись они. Но Самсон настаивал на своем: «Я видел» и «она мне понравилась».

Можно ли доверять своим чувствам? К сожалению, пока мы живем под влиянием падшей природы, в которой родились, наши чувства нередко нас предают. Они могут стать надежным проводником для нас только в том случае, если будут освящены через наше постоянное общение с Иисусом Христом.

95. Никогда не смотри на других (Ин. 21:22)

«Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною» (Ин. 21:22).

Пока я читал проповедь, девушка дрожала. Эта девушка была когда-то руководителем молодежного отдела, но кто-то обошелся с ней несправедливо, и в результате девушка не только оставила свое служение, но и покинула Церковь. В течение многих лет она скиталась в миру, но так и не нашла свое счастье. В ту неделю евангельских вечеров, о которой идет речь, девушка не пропустила ни одного из наших собраний. Господь вдохновил меня в тот вечер, и я нашел путь к ее сердцу. Я предпринял несколько попыток затронуть струны ее души. Мне это удалось не сразу, хотя я и чувствовал, что Дух Божий влияет на нее. В последнее время девушка часто упрекала христиан в грехах и лицемерии. Необращенные люди легко замечают ошибки верующих.

Девушка оставила Церковь «из-за других». «Другие» не поддержали ее дух, когда он медленно угасал. «Разумна ли цена, которую ты платишь?» — задал я в проповеди вопрос и увидел, как на ее глазах заблестели слезы. Затем я обратился с призывом, и она была одной из первых, кто откликнулся на него. А в следующую субботу девушка приняла таинство крещения.

Подумай хорошо. Разве ты выбросил бы на улицу все свои деньги только потому, что существуют фальшивые купюры? Выбросил бы ты ящик с хорошими яблоками только потому, что два или три из них испортились? Подумай хорошо. Выбросил бы ты за окно славное будущее, которое Господь уготовил тебе, только потому, что какой-то твой знакомый христианин ведет недостойную жизнь?

Никогда не забывай, что в христианской жизни поражение или провал зависят от крепости нашего союза с Христом. Не позволяй, чтобы люди вмешивались в этот союз. За твое спасение заплачена слишком высокая цена.

96. Хорошее вино подают последним (Ин. 2:10)

«И говорит ему: всякий человек подает сперва хорошее вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе» (Ин. 2:10).

Однажды в мой кабинет вошел босой, странного вида молодой человек. Как и любой другой юный мечтатель, он верил, что однажды получит высшее образование и перед ним откроется прекрасное будущее. Но соблазны жизни ослепили его. Он потерял ориентиры и погряз в легких удовольствиях, которыми изобилует мир. Но когда юноша узнал противоположную сторону удовольствий и понял, что жизнь уплывает от него, он вспомнил о Боге, и отчаяние привело его к пастору.

Когда я вез юношу в больницу, то думал о том, какие разные средства борьбы за души человеческие у Господа и у нашего врага.

Враг сначала предлагает «хорошее вино» — удовольствия и веселье, и лишь потом обнаруживается яд, который они содержат. Христос ведет нас сначала путем страдания, жертвенности, отказа от удовольствий, а потом дарит вечную жизнь в мире и радости.

97. Смертельный конец (Притч. 14:12)

«Есть пути, которые кажутся человеку прямыми; но конец их — путь к смерти» (Притч. 14:12).

Однажды ко мне обратился мужчина лет 40, он плохо выглядел, был физически истощен. Когда я узнал, что ему всего только 25 лет, мне стало его отчаянно жаль: наркотики медленно сжигали его жизнь.

Наркотики таят в себе не только опасность здоровью человека. Физические расстройства у наркомана всегда сопровождаются чувством вины и комплексом неполноценности. «Пожалуйста, помогите мне! — обратился ко мне юноша. — Если бы я знал, какое горе ждет меня впереди, то никогда не начал бы употреблять наркотики. Я хотел только попробовать, испытать новые ощущения».

Испытать новые ощущения! Разве, по-твоему, это справедливая цена? Есть открытия, которые стоят того, чтобы за них заплатить очень дорого. Как в случае с Александром Флемингом, открывшим пенициллин. Он испытывал на себе новое лекарство, рискуя своей жизнью, чтобы спасти миллионы других жизней. Но неужели ты думаешь, что за новые ощущения, которые принесут тебе наркотики, гомосексуализм, беспорядочные половые связи или другие пороки, стоит платить столь высокую цену?

Тебе известно, что никто не становится порочным только потому, что этого хочет? Все хотят «просто попробовать», просто «узнать, что за этим стоит». А когда осознают свою зависимость, бывает подчас уже слишком поздно. Неужели тысячи загубленных жизней не являются убедительным свидетельством того, что не стоит карабкаться на эту смертельно опасную «гору новых ощущений?»

98 Открытие (Притч. 4:12)

Прошло 500 лет с тех пор, как Христофор Колумб с группой испанских авантюристов после многомесячного плавания обнаружил — это произошло в октябре — Новый Свет. «Земля, земля!» — закричал Родриго де Триана. Так была открыта Америка.

История человечества — это непрерывная цепь открытий. Закон всемирного тяготения, электрический ток… Наука делает все новые и новые открытия, и впереди их еще великое множество. Например, сегодня ученые стараются создать лекарство от рака, найти секрет вечной молодости, разглядеть иные миры за пределами солнечной системы.

В каждом из нас заложено стремление постичь неизведанное. Оно есть в душе ребенка и старика, ученого и просто любознательного человека.

Однако беспокойное желание открывать новые горизонты, осваивать новые рубежи и разгадывать тайны может стать смертельно опасным, если выбрано неправильное направление поиска.

99. Жизнь без Бога (Откр. 3:20)

Она не контролировала себя. Каждое ее слово было подобно отравленной стреле. Она стремилась побольнее ужалить и демонстрировала при каждом удобном случае свою независимость. Но внимательному человеку было ясно, что таким поведением она пыталась замаскировать растерянность и стыд. «Бог? Зачем мне Бог? — говорила она верующим знакомым. — Бог — выдумка изощренных умов, которые придумали эту «подпорку» для слабых духом. Для людей, неспособных увидеть и использовать весь свой потенциал».

Когда-то ее глаза блестели, а улыбка отражала внутреннюю уверенность. Она окончила университет, стала хорошим специалистом, много зарабатывала, купила квартиру, ездила на хорошей машине. И все это без помощи какого-то Бога, в Которого продолжали верить ее родители. Ей было жаль их. Она даже немного стыдилась их наивности, незнания жизни. Они придерживались старомодных принципов, вели простой образ жизни. И продолжали время о времени рассказывать ей сказки, что мир создан Богом и Отцом всех людей, Который почему-то любит всех и «бережет Своих детей».

Она много читала и поняла, что христиане — еще не весь мир. Это только небольшая группа людей, среди которых прошло ее детство (родители водили ее, маленькую, в церковь каждую субботу). Потом у нее появились друзья, у которых были совсем другие интересы и мечты. Эти люди жили «без границ» и не боялись испытывать судьбу «до последнего». Она попала под их влияние, и тогда в ней что-то сломалось. Ей казалось, что она вырвалась из тесной клетки на волю и теперь парит, как вольная птица, над необъятными просторами. А те немногие, кто остался там, внизу, все еще верили, что их поступки должны зависеть от Бога. «Бог? Зачем мне Бог? Бог и во мне, и в тебе», — говорила она друзьям, чувствуя себя заправским философом. — Бог — это жизненная сила, которую мы несем в себе. Это внутренняя энергия, которую помогает нам развивать культура».

Она часто ловила себя на том, что ведет нескончаемый внутренний диалог с родителями. «Мне не нужен ваш Бог, — убеждала она их. — Я знаю, на что способна. Я никому не делаю зла. Наоборот, я делаю добра ближним больше, чем многие из тех, кто называют себя христианами». Но почему на глазах ее иногда блестели слезы? Почему кроткое молчание родителей причиняло ей такую боль? Лучше бы они ругали ее! Она понимала, что тому, кто действительно счастлив, нет необходимости доказывать это всем вокруг. Он безмятежен и спокоен, его взгляд прям и светел, радость искренна. Что бы ему ни говорили. Друзья видели, что какая-то забота тяготит эту красивую и успешную девушку. Слезы готовы были брызнуть из ее глаз. И весь вид ее словно говорил: «Пожалуйста, помогите. Не уходите, выслушайте меня».

Такова жизнь без Бога.

100. Какая от них польза? (Еккл. 1:3,4)

«Что пользы человеку от всех трудов его, которыми трудится он под солнцем? Род проходит, и род приходит, а земля пребывает вовеки» (Еккл. 1:3,4).

На похороны пришло много народу. Достаточно было взглянуть на собравшихся, чтобы понять: умерший был человеком богатым и влиятельным.

Он родился в бедной семье, но сумел подняться и разбогатеть. В молодости он обратился к Иисусу, однако сумасшедший ритм жизни, бизнес не оставлял времени думать о Господе. Он ушел из Церкви «по собственному желанию», жил вдали от Бога, не общался с Его последователями. И лишь в старости, когда он лежал на одре болезни, нашлось у него время задуматься о смысле жизни, снова открыть сердце Иисусу. Этот человек успел сказать Иисусу, что любит Его, так что успокоился он в благословенном ожидании возвращения Господа. Теперь его безжизненное тело лежит в очень дорогом гробу. Его похоронят, и со временем от него останется лишь прах. Пройдя по кладбищу, полному могил, я с новой силой осознал, что перед лицом смерти мы все равны. В смертный час не имеет значения, был ты беден или богат, образован или невежествен, какой принадлежал национальности… Смерть уравнивает всех.

В безудержном стремлении отличаться от других люди украшают себя драгоценностями, едят на золоте и серебре. Однако под всем этим блеском остается то, что мы есть: кости и прах.

Однажды царь Соломон, который добился всей полноты славы, богатства и власти, испытав все удовольствия жизни, открыл для себя, что без Бога все это ничто, это не может удовлетворить человека. У Соломона было время, чтобы вернуться к Богу и признать, что без Иисуса бессмысленны все труды и усилия человека.

Занимает ли Иисус в твоей жизни то место, которого заслуживает?

101 Урок с «Титаника» (Втор. 30:19; Ис.Нав. 24:15)

Наш мир подобен «Титанику». Он гибнет. И нам рано или поздно придется покинуть этот терпящий бедствие корабль. Кто-то при этом останется в живых, а кто-то погибнет.

Но Бог через Иисуса Христа предлагает нам жизнь! Он не хочет, чтобы мы умирали. Бог дает нам Спасение. Он готов наполнить нашу жизнь смыслом и дать нам Свое прощение. Когда с «Титаником» случилась беда, в Англии на фасаде здания судоходной компании «Белая Звезда» установили два огромных информационных щита. На одном было написано: «Известно, что спасены», а на другом — «Известно, что пропали». По мере того, как из Нью-Йорка поступали свежие новости, имена пассажиров вписывали в соответствующее место. Много людей — друзей, родственников с волнением ждали новых сообщений.

У Бога тоже есть два списка, наши имена находятся в одном из них — либо в списке спасенных, либо в списке погибших. В каком из них ваше имя? Никто не может сделать этот выбор за вас. Вы должны сделать его сами. Выберите Бога!

Через все Священное Писание, от Бытия до Откровения, последовательно проходит одна мысль: у нашего мира есть Творец. И этот Творец — Иисус Христос.

102. С кем ты общаешься? (Кол. 3:9, 10)

Капля воды, упав на раскаленное железо, мгновенно превращается в пар. Та же капля, упавшая в пыль, образует комочек грязи. Капля росы на цветке в лучах солнца сверкает, словно бриллиант. В зависимости оттого, к чему капля прикасается, она может или исчезнуть, или превратиться в пыль, или засиять, подобно драгоценному камню.

Так и с людьми. Много зависит от того, с кем человек общается. Иное общество губит человека, иное — пачкает, третье — облагораживает. Общение же с Господом — «солнцем правды» просвещает нас духовным светом, чтобы мы засияли, как бриллиант чистой воды.

103. Встречают по одежке (Притч. 20:11)

Купец искал мальчика для ответственной работы. Он напечатал в газетах объявление, и на другой день к нему явилось несколько подростков. Хозяин, недолго думая, быстро выбрал одного мальчика, а прочих отпустил. Когда купца, известного своим серьезным подходом к делу, спросили, как ему удалось так быстро сделать выбор, он объяснил: «Войдя в комнату, этот мальчик тщательно вытер ноги и тихо затворил за собой дверь. Следовательно, он любит порядок. Он вскочил со стула при входе хромого и предложил ему свое место. Значит, он добр и учтив. На мои вопросы он отвечал кротко и почтительно. Здесь видна его рассудительность. Я уронил книгу на пол, и он тотчас же поднял ее и положил на стол. Он не толкался, не пролезал вперед, но спокойно ждал своей очереди. Одежда на нем была чистой, волосы аккуратно причесаны, ногти на руках подстрижены. Вот поэтому я и выбрал этого мальчика из всех».

Действительно, многое можно узнать о человеке по его поведению и внешнему виду.

104. Что вы читаете? (Притч. 20:11; 29:15; 22:6)

Жила в одном городе богатая семья. Муж, жена и белокурый восьмилетний сынишка — их самая большая радость. Когда однажды я посетил эту семью, мальчик встретил меня с игрушечным мечом в руках, в шлеме и доспехах. Я усадил его на колени и спросил, кем бы он желал быть. Малыш с гордостью ответил: «Вольтером». «Вольтером? Кто же это такой?» — спросил я. Мальчик вскочил, подбежал к книжному шкафу и принес мне оттуда зеленую книгу: «Вот!» Книжка была про разбойников, на обложке — изображение атамана по имени Вольтер.

Так вот что воодушевляло мальчика! Я пришел в ужас, особенно после того, как увидел, что мать ребенка умиленно улыбалась, считая увлечение сына невинной забавой.

«Все мальчишки играют в войнушку и разбойников», — сказала она мне.

Прошло 13 лет. Однажды мы встретились с тем мальчиком, уже подросшим. К моему прискорбию, он превратился в того, кто был его кумиром в детстве. Продолжает ли теперь улыбаться его мать? Нет! Без сомнения, чтение дурных книг в детстве оказало влияние на его нынешнюю распутную жизнь. А что читают ваши дети, дорогие родители? Плохо, если они вообще не любят читать. Но если читают плохие книги — это еще хуже.

105. Гибель Помпеи (Мф. 16:19)

24 августа 79 г. в окрестностях итальянского города Помпеи произошло сильнейшее извержение вулкана Везувий. Перед извержением вулкан сильно дымился. Улицы города, расположенного на склонах и у подножия вулкана, заливала раскаленная лава, засыпало градом из огромных кусков шлака и пемзы. Люди не успели покинуть город, сотни жителей так и сгорели в потоках лавы. Поэтому все сохранилось так, как в момент извержения. При раскопках археологи обнаружили улицы и дома, а в них — отпечатки фигур людей в застывшей лаве. Вот воин, стоящий на посту. А там пекарь, только что приступивший к выпечке хлеба. Вот склонился над сундуком золота богач, не пожелавший расстаться со своим богатством даже в момент смерти. Вот тюрьма с распахнутыми дверями. На полу ключ, брошенный стражем. По-видимому, страж, увидев бедствие, бросил ключ узникам, которые содержались за железной решеткой, прикованные к стене цепями, а сам убежал. Узники пытались достать ключ, лежавший недалеко, но не дотянулись. Цепи обдирали им руки, спасение было совсем рядом, но ключ от свободы оказался недостижим, и мучительная смерть настигла их. Как ужасно видеть возможность спасения, но так и не освободиться, потому что не пускают железные цепи! Для жителей Помпеи тот день стал концом света. Но кто из нас может быть уверен, что его не постигнет подобная участь? Катастрофы на море, суше, в воздухе предупреждают нас о надвигающемся событии мирового масштаба — Втором пришествии Христа. Оно также застигнет этот мир врасплох, как Помпею извержение Везувия. Грехи — это те цепи, которые мешают нам взять ключ спасения — святое Евангелие. Оно так близко, и душа рвется к нему. Христос дает нам ключ спасения, но не так, как тот страж, который бросил ключ в страхе, а сам убежал. Иисус вручает ключ лично каждому из нас и остается рядом до конца. Предлагая каждому спасение, Христос примет нас, простит и не вспомнит более грехов наших (Мф. 16:19).

106. Кузнечик (Ис. 30:21)

Однажды крестьянин оказался в конторе своего городского друга. Шум улицы проникал в комнату. «Послушай!» — сказал он вдруг. «Что такое?» — спросил владелец конторы. «Кузнечик», — сказал сельский житель. Долгие годы жизни в деревне настроили его слух на восприятие звуков поля и леса, которые ухо городского жителя вообще ; не различает. Однако звук упавшей на пол серебряной монеты скорее достигнет слуха бизнесмена, тогда как небогатый крестьянин его не различит, потому что, может быть, вообще никогда не слышал его. Орнитолог может различить голос каждой птицы в птичьем хоре. Дирижер слышит малейшую фальшь у второй скрипки в большом оркестре.

Таков закон жизни: мы слышим то, что научились слышать. Таким же образом нам следует каждый день прислушиваться к Богу, чтобы с каждым днем Его голос звучал для нас все яснее, пока он не станет тем голосом, на звук которого в первую очередь настроены наши уши.

107. Украденное пальто (1 Ин. 2:4)

Консультант по семейным проблемам получил письмо от своей клиентки, в котором она просила совета относительно мужчины по имени Федор, претендовавшего на роль ее мужа.

Однажды Федор пригласил свою подругу в дорогой ресторан пообедать. Когда они вошли в зал, он повесил свое пальто на крючок недалеко от двери. Когда они собрались уходить, пальто на месте не оказалось. Федор потребовал, чтобы ему заплатили за пропажу. Но напрасно. Ресторан за пропажу верхней одежды не отвечает.

Спустя некоторое время пара снова зашла в тот же ресторан. Уходя, Федор надел чужое пальто, которое оказалось ему как раз. Молодая женщина возмутилась:

— Это воровство!

— Дорогая, я не ворую! — объяснил Федор. — Они у меня в долгу. Здесь висело мое пальто, и оно пропало. Так что я не сделаю ничего плохого, если возьму себе это.

Женщина, описав изумившую ее историю, спрашивала: «Правильно ли он поступил? Есть ли какие-то обстоятельства, которые оправдывают человека, который взял то, что не принадлежит ему?»

Ответ был исчерпывающим: «Нет таких обстоятельств. Брать без спроса чужое нельзя ни в коем случае. Федор является таким же вором, как и тот человек, который украл у него пальто».

108 Избери жизнь (Втор. 30:15)

Вторая мировая война, Польша, лагерь смерти Освенцим. Утром к платформе Биркмана прибыл очередной эшелон с евреями. Их выпускали из вагонов и распределяли по машинам. Людей набивали в кузов битком, ехали стоя. До самого лагеря не давали есть. О соблюдении санитарных норм не было и речи. Куда едут, не знали. Кто-то слышал, что их везут в землю предков.

Длинная очередь несчастных выстроилась на осмотр. Лагерные врачи одним жестом разделяли колонну на две группы: годных к работе отправляли в жилые бараки, немощных и больных посылали в крематорий, где они погибали в газовых камерах и печах.

Один жест руки — и судьба решена. Одним — жизнь, другим — смерть. А люди не имели права возразить. Им не давали права выбора. За них уже все решили.

Для каждого человека, рожденного на земле, есть два пути. Один путь — Божий, другой путь сатаны. Один — это путь добра, ведущий к жизни вечной. Второй путь ведет к вечной гибели. Слово Божье об этом ясно говорит: «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло».

По какому пути мы пойдем — будет решать не жест злодея. Это зависит от нашего собственного выбора.

109. Иди к горам (Пс. 120)

Грейт Смоки вырос в горах, часто охотился здесь и так хорошо их знал, что был уверен: он-то уж никогда не заблудится. И все же однажды он потерял дорогу домой. Совершенно растерянный, Смоки брел по склону на ощупь, продираясь сквозь заросли колючего кустарника, и никак не мог понять, где находится. Вдруг, к своей радости, он набрел на хижину. Хозяин дома — крепкий старичок с мудрой улыбкой гостеприимно пригласил путника войти, предложил отдохнуть и поесть, а потом объяснил, как добраться домой. Смоки никогда не забудет его совет: «Если ты заблудился в горах, не спускайся вниз, наоборот, всегда поднимайся вверх. С вершины видно дальше и больше, там ты сможешь отдохнуть и найти дорогу».

Мы можем потеряться, как Соломон. Мы можем опуститься в мир и испытать все «прелести», которые он предлагает. Но мы можем и подняться на гору к нашему Спасителю и там найти путь к спасению.

110. Орел или тетерев? (Еккл. 5:9, 14)

В книге «Жизнь на зазубренном крае» Чарльз Свиндолл рассказывает историю об орленке, которой маленьким птенцом попал в стаю степных тетеревов и вырос среди них. Орленок ничего не ведал о своем происхождении и был убежден, что он такой же степной тетерев, как и другие птицы из его стаи. Однажды он увидел парящего высоко в небе орла и восхищенно спросил у одного из названных братьев:

— Что это за прекрасная и величественная птица?

— Это орел, царь птиц! Но ты даже не думай! Ты никогда не будешь похож на него!

Орленок внял совету авторитетной птицы и прожил остаток своей жизни, так ни разу и не расправив свои крылья. И умер с верой в то, что он — степной тетерев (Charles Swindoll «Living on the Ragged Edge»).

Такое может случиться и с нами, если мы сделаем неверный выбор. Плохой выбор ограничивает наши возможности. Может быть, это станет ясно не сразу, но настанет время, когда мы узнаем, что совершить что-то значительное мы не смогли именно потому, что совершили ошибку в выборе, например, профессии, религии, супруга.

Учась принимать мудрые решения, мы понемногу начинаем расправлять крылья, пока не достигнем того потенциала, который заложил в нас Бог. Готовы ли вы поднять глаза к небесам? Позволяете ли вы себе мечтать о высоте? Или вы из страха перед поражением глядите только вниз и копаетесь в земле, словно родились тетеревом, а вовсе не орлом?

111. Пчела и муха (Еккл. 10:1)

Очень многое зависит от того, с каким настроением, помыслами и внутренней установкой мы оцениваем окружающую нас реальность. О том, насколько зависит эта оценка от помысла, пишет старец Паисий Афонский: «Когда некоторые говорили мне, что соблазняются, видя в Церкви много неподобающего, я отвечал им так: «Если спросить муху, есть ли здесь в окрестностях цветы, то она ответит: «Насчет цветов не знаю. А вот консервных банок, навоза, нечистот во-он в той канаве полным-полно». И муха начнет по порядку перечислять тебе все помойки, на которых она побывала. А если спросить пчелу: «Не видела ли ты здесь в окрестностях какие-нибудь нечистоты?», то она ответит: «Нечистоты? Нет, не видела нигде. Здесь так много благоухающих цветов!» И пчелка начнет перечислять тебе множество разных цветов — садовых и полевых. Видишь, муха знает только о помойках, а пчелка — о том, что неподалеку растет лилия, а чуть подальше распустился гиацинт».

Одни люди похожи на пчелу, другие на муху. Человек-«муха» в каждой ситуации выискивает что-то плохое, а доброго ни в чем не видят ни капли, а человек-«пчела» находит доброе во всем.

112. «Болтливое» одеяло (Откр. 14:5)

Одна молодая женщина придумала способ посрамить сатану, искушавшего ее грехом болтливости. Она сделала себе «болтливое» одеяло. И всякий раз, когда она слышала что-то такое, что хотелось немедленно передать другим, то вместо того, чтобы бежать с новостями к телефону или к соседям, начинала простегивать одеяло. Теперь у нее есть красивое стеганое одеяло, и она никому не причиняет вреда. Новорожденному ребенку нужно около двух лет, чтобы научиться говорить, а на то, чтобы научиться молчать, иногда уходят десятилетия. Как ни трудна эта победа, но ее необходимо одержать всем истинным христианам. Только те, в чьих устах не будет лукавства, будут стоять на стеклянном море в числе искупленных кровью Христа. Уста, оскверненные ложью и лицемерием, никогда не воспоют новую песнь перед престолом Божьим.

«Удерживай язык свой от зла и уста свои от коварных слов», — предостерегает псалмопевец (Пс. 33:14). «Кто хранит уста свои, тот бережет душу свою; а кто широко раскрывает свой рот, тому беда» (Притч. 13:3).

113. Богач и Лазарь (Ис. Нав. 24:15)

Учительница субботней школы как-то спросила у одного из своих учеников, кем он хотел бы быть: богачом или Лазарем. Пятнадцатилетний Владимир минуту подумал, а потом ответил: «Богачом мне хотелось бы быть, пока я живу, а Лазарем — когда умру».

Не того ли хотят сегодня многие из нас? Мы желаем иметь в этой жизни все, что может предложить нам мир, и вместе с тем, когда нам тяжело, мы ищем в своем сердце спасительный луч света, который рассеял бы сгустившуюся тьму. Мы жаждем при жизни быть богачами и купаться в роскоши. Но едва повеет смертью, как многие предпочли бы стать лазарями, готовыми встретить своего Бога.

Однако это невозможно! Нельзя одновременно быть и тем, и другим, служить Богу и маммоне. Нам нужно сегодня раз и навсегда решить, кем и с кем мы будем.

114. Правильная молитва (Пс. 50)

Мудрец Баязид говорил: «Когда я был молод, я был революционером, и во всех моих молитвах к Богу звучало: «Господи, дай мне силы изменить мир». Когда я стал старше и понял, что половина жизни уже прошла, а ничего не изменилось, я изменил свою молитву: «Господи, дай мне благословение изменить всех тех, кто общается со мной: это моя семья и мои друзья, и буду доволен».

Сейчас, когда я уже стар и дни мои сочтены, я начинаю понимать, насколько был глуп. Моя сегодняшняя просьба: «Господи, дай мне благословение изменить меня самого». Если бы я просил об этом с самого начала, я бы не потратил впустую мою жизнь».

Если бы каждый решил изменить себя самого, то изменился бы весь мир.

115. Колючий куст (Ис. 49:16)

Он вырос в долине, вдалеке от подножия гор, и впитал в себя пьянящий воздух и силу солнца. Сначала появились нежные зеленые ростки, потом они превратились в кривые неуклюжие веточки, покрытые острыми шипами. Его ненавидели птицы и овцы, у которых куст выдирал клочки белой шерсти, когда они проходили мимо. Даже непривередливые козы, объедавшие листья вокруг, избегали его.

Другие кусты красовались своими листочками и цветами, хвастались плодами. Чем мог щегольнуть наш несчастный куст? Только шипами. Вечерний ветерок доносил до него пренебрежительные насмешки других растений.

Но когда Бог захотел поговорить с Моисеем, то выбрал именно смиренный колючий куст, одиноко растущий среди камней в стороне от горы. И куст стал троном Бога. Троном, сверкающим ярче солнца, горящим ослепительным блеском. Он полыхал в огне, каждый его шип сверкал, словно драгоценный камень с тысячами граней.

116. А что потом? (Рим. 14:12)

Однажды молодой человек пришел к отцу и говорит:

— Отец, порадуйся со мной, я поступил в университет. Я буду юристом! Наконец-то я нашел свое счастье!

— Очень хорошо, сын мой, — ответил отец, — значит, ты готов усердно учиться. Ну, а что потом?

— Через пять лет я получу диплом с отличием.

— И что же дальше? — не отступал отец.

— Буду изо всех сил работать, чтобы как можно скорее стать самостоятельным человеком.

— А дальше?

— А потом я женюсь, создам семью, буду растить детей, помогу им выучиться и получить хорошую профессию.

— А дальше?

— Пойду на заслуженный отдых — порадуюсь счастью своих детей, буду покоиться в доброй старости.

— Что же будет потом?

— Потом? — юноша на минуту задумался. — Никто не живет на земле вечно. Потом мне придется, наверное, как и всем людям, умереть.

— А что потом? — дрожащим голосом проговорил отец. — Дорогой сын, что же будет потом?

Сын задумался и сказал негромко:

— Благодарю тебя, отец. Я понял. Я забыл главное…

117 Горькая правда (Притч. 12:19)

Ты потерял свое место? Как же это случилось, сыночек?

— Я думаю, мама, это случилось исключительно по моей небрежности. Я вытирал пыль в магазине, но поспешил, задел несколько стаканов, они упали и разбились. Хозяин очень рассердился и сказал, что не может больше сносить мою небрежность. Я собрал вещи и ушел. Не беспокойся, мама, я найду другую работу. Только вот что мне сказать, когда меня спросят, почему я оттуда ушел?

— Всегда говори правду, Яша. Ты же не думаешь говорить что-нибудь другое, не так ли?

— Нет, не думаю, но я хотел это скрыть. Боюсь, что, если скажу правду, получу отказ. Кто ж захочет нанять неуклюжего помощника?

— Если человек поступает правильно, то ничто ему не может повредить, — заверила его мама.

Яша долго искал работу и наконец нашел. Молодой владелец нового магазина искал мальчика-рассыльного. В магазине было так красиво и чисто, и Яша испугался, что с такой плохой рекомендацией его сюда не возьмут. Сатана искушал его скрыть правду. Скорее всего, никто не узнает, как было на самом деле. Ведь этот магазин находится на другом конце города, далеко от его прежнего места работы. Так стоит ли говорить правду? Но он победил это искушение и честно сказал владельцу магазина, почему ушел от прежнего хозяина.

— Я предпочитаю держать у себя порядочных молодых людей, — сказал владелец магазина добродушно, — но я слышал, что человек, который осознает свои ошибки, их оставляет. Может быть, твоя неудача послужит тебе уроком, и ты будешь осторожнее.

— Конечно, хозяин, я буду изо всех сил стараться, — пообещал Яша.

— Мне нравится мальчик, который говорит правду, особенно тогда, когда она ему может повредить, — вдруг услышал Яша знакомый голос за спиной.

— Добрый день, дядя, заходи!

Последние слова молодой хозяин адресовал вошедшему человеку. Когда Яша обернулся, то увидел своего прежнего хозяина. Он деловито спросил:

— Что, племянник, хочешь взять рассыльным этого паренька?

— Нет, дядя, я его еще не принял.

— Можешь спокойно его брать. Только смотри, чтобы он не проливал жидкости и не нагромождал в кучу английский фарфор, — добавил он, смеясь. — Во всем остальном он вполне надежен. Впрочем. Если он тебе не нужен, то я готов взять его снова.

— Нет-нет, я возьму его, — сказал молодой человек.

В тот день Яша пришел домой счастливый и довольный.

— Мама, — заявил он, — ты, как всегда, оказалась права. Я получил сегодня место потому, что рассказал всю правду. Что было бы, если бы мой прежний хозяин услышал, что я соврал?

— Теперь ты понял, что даже горькая правда лучше лжи? — улыбнулась мать.

118. Русская зима (Лк. 14:7)

Когда заново прокладывали русско-финскую границу, один фермер узнал, что граница будет проходить прямо посередине его земельного участка. Ему сообщили, что он может выбрать, стать ему гражданином России или Финляндии. Фермер обещал как следует обдумать этот вопрос и после нескольких недель размышлений заявил, что выбирает Финляндию. Руководитель российской делегации приехал к нему, чтобы попытаться уговорить изменить свое решение в пользу России. Он готов был лично ему разъяснить все преимущества жизни в России.

Фермер выслушал его и сказал:

— Полностью согласен с тем, что вы мне сказали. Знаете, жить в России всегда было моей мечтой, но посудите сами, я уже старею и просто не смогу перенести суровые русские зимы.

119. Истина и работа по дому (Притч. 16:26; Еккл. 5:11)

В поисках истины один человек пришел к священнику и попросился к нему в ученики.

— Если хочешь найти Истину, — предупредил его священник, — тебе придется выполнять определенные требования.

— Какие же?

— Нужно будет носить воду, колоть дрова, заниматься уборкой помещений и готовить еду.

Я ищу Истину, а не работу, — обиженно сказал человек и ушел прочь.