Духовный рост

183.Кто ты?(Гал. 1:1)

Престарелого Ришелье, министра Людовика XDC, однажды спросили: «Кто вы?»

Ришелье ответил: «Вчера был кардиналом, сегодня я — бедный старик, а кем буду завтра, того не знаю».

Апостол Павел на тот же вопрос ответил бы так: «Вчера я был Савлом из Тарса, ревностным религиозным лидером и гонителем Церкви Христовой. Сегодня я узник римской тюрьмы и скован цепями за то, что стал верным служителем Христа. А завтра буду навеки с моим Господом и Спасителем».

Что ответили бы вы?

184, Сегодня день спасения (2 Кор. 6:2)

Один молодой человек, изучавший Библию, спросил меня с беспокойством:

— Так, значит, я ошибался всю мою жизнь?

— Нет, — ответил я, — ты не ошибался, ты рос. Как это? — удивился он.

И я объяснил:

— В начальной школе тебя научили складывать, вычитать, умножать и делить. Затем в средней школе ты изучал алгебру, физику, химию. Но на этом дело не закончилось. Ты поступил в университет и стал изучать квантовую физику. Полагал ли ты, будучи студентом университета, что ошибался, когда учился в первом классе?

— Нет конечно!

— Да, ты просто рос, умнел, узнавал больше и больше. Ты ведь не бросил школу после третьего класса, решив, что тебе незачем больше учиться, верно?

Библия говорит, что, когда Авраам принял решение отправиться в путь, ему было 75 лет. Он вступил в новый период жизни тогда, когда многие думают, что пора на покой. Это чудесно! Никогда не поздно изменить направление жизни и начать все сначала. Престарелый патриарх услышал Божий призыв и отправился в путь. Он не откладывал своего решения, не ждал следующего года, выхода на пенсию или окончания университета. В Библии говорится: «Ибо сказано: „во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения».

185. Ты потерял Бога? (Лк. 2:43)

«Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его» (Лк. 2:43).

Однажды шестилетний мальчуган зашел в старинную традиционную церковь. Внутри горели свечи в пышных канделябрах. Малыш по наивности решил, что здесь отмечают день рождения Иисуса. Тогда он начал задувать свечи, напевая песенку «С днем рожденья тебя». Священник заметил это и отругал мальчика, но, увидев его огорчение и недоумение (ребенок явно не выглядел хулиганом), решил поговорить с его родителями. Священник считал своим долгом объяснить им, что детей нужно учить с уважением относиться к Богу и связанным с Ним предметам культа.

В тот же день священник пришел к мальчику домой.

— Мне надо поговорить с вашим сыном, — сказал священник матери ребенка.

Мать позвала мальчика. Священник внимательно посмотрел в глаза малышу и спросил его:

— Скажи мне, где находится Бог?

Ребенок молчал. Слезы выступили у него на глазах, он выглядел испуганным и весь дрожал. Священник начал сердиться.

— Я не шучу с тобой! Спрашиваю тебя в последний раз: где находится Бог?

И тут мальчик с плачем бросился к матери:

— Пожалуйста, мама, скажи ему, что это не я! Они сами потеряли Бога, а думают, что это я Его взял и спрятал.

Мы тоже подвергаемся опасности потерять Иисуса. Это не означает, что мы вдруг перестаем Его любить или верить в Него. Нет. Просто мы заполняем свою жизнь разного рода делами настолько, что у нас не остается времени даже подумать о Нем. Но даже самые нужные и самые хорошие дела не оправдание, чтобы забывать Иисуса. Он хочет направлять ход наших мыслей, побуждать к участию в созидательной деятельности. Он хочет стать целью и смыслом нашего существования.

186. Новая идея! (Мф. 9:16, 17)

История прогресса — это история преодоления предвзятых мнений. Каждая новая идея должна бороться за свое существование против инстинктивного консерватизма человеческого разума. На изобретение автомобиля, паровоза, самолета сначала смотрели с подозрением. Медикам-новаторам в борьбе пришлось отстаивать право ввести в хирургическую практику хлороформ в качестве наркоза и антисептические препараты. Галилей, доказавший, что не Солнце вращается вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца, был вынужден под страхом смерти отречься от своего открытия. А Копернику по тем же причинам пришлось отложить публикацию труда о строении Солнечной системы. Даже человеку, подарившему дождливой Англии зонтик, пришлось вынести град оскорблений, когда он впервые вышел на улицу с этим замечательным изобретением.

Неприязнь ко всему новому охватывает все сферы жизни.

Хорошо, если бы мы помнили: когда живое существо перестает расти, оно начинает умирать. Мы живем в меняющемся мире. Иисус предупреждает, что Церковь как общественный институт не должна жить и питаться только прошлым, иначе она закоснеет и отомрет, никому не нужная.

187. Старое лучше (Мф. 9:16,17)

Поспорили однажды два богослова — молодой, страстно увлеченный идеями новых мыслителей, и пожилой ортодокс, сторонник строгого соблюдения традиций. Пожилой слушал молодого с плохо скрываемым презрением и, терпеливо выслушав до конца, подвел итог: «Старое все равно лучше».

На протяжении всей своей истории Церковь цепко держалась за старое. Иисус же говорит, что настает такое время, когда бессмысленно будет пришивать заплаты к ветхой ткани, лучше отбросить закоснелые догмы и начать все сначала. Действительно, есть такие формы церковного управления и служения, такой язык для выражения веры, которые мы пытаемся законсервировать или хотя бы чутьчуть приспособить к современным требованиям. Никто не выбросит добровольно то, что выдержало испытание временем, в чем прошлые поколения находили утешение и что было испытано верой. Но как Вселенная, по наблюдениям астрономов, расширяется, так растет и Церковь. И настает время, когда бесполезно становится латать прорехи в ее здании. Тогда человек и Церковь должны пойти на риск обновления. Или удалиться в глухую обитель, чтобы поклоняться… нет, не Богу, а своему обожествленному прошлому.

188. Скромный профессор (2 Кор. 4:16)

Известный английский миссионер XIX в. Уильям Карей, в молодости принявший христианство, был любознательным юношей. Но из-за нехватки средств родители не смогли дать ему хорошее образование и отдали в ученики к сапожнику. А Уильям, стуча сапожным молотком, изучал иностранные языки. Всего за свою жизнь он выучил 35 языков. В 24 года его рукоположили на служение пресвитера. Позже Карей основал большое миссионерское общество, неоднократно ездил в Индию с проповедью Евангелия, переводил Библию на языки народов Индии, за что получил звание профессора. Однако успех и известность не лишили его глубокого смирения. Как-то один генерал, желая унизить Карея, спросил его при людях: «А это правда, что вы когда-то были сапожником?» На это профессор Уильям Карей с детской улыбкой ответил: «Нет, я был только учеником сапожника».

Врата, ведущие в Царство Небесное, не только узки, но и низки. Чтобы пройти ими, надо наклониться. Как писал один восточный поэт, «к земле тем ниже клонит ветка, чем тяжелей плоды на ней».

189. Алфавит простолюдина (1 Петр. 2:2)

Один богатый и образованный римский вельможа посвятил свою жизнь служению Богу. Както его заметили на улице беседующим с бедным стариком и спросили: «Как ты, обученный римской и эллинской учености, можешь советоваться с простолюдином?» Он ответил: «Римскую и эллинскую ученость я познал, а из науки этого простолюдина я не выучил и алфавита». Господь наш Иисус Христос никем не пренебрегал. Достаточно прочитать Его поучительные притчи, основанные на жизни простого народа: рыбаков, виноградарей, сеятелей, пастухов. Будем же подражать Иисусу Христу. Учение Христа — чистое словесное молоко, надо впитывать его в детской простоте (1 Петр. 2:2).