Семья

398. Совет психолога (Гал. 6:9; 2 Фес. 3:13; 1 Фес. 5:15)

— Я ненавижу своего мужа! Все бы сделала для того, чтобы он страдал, — призналась психологу женщина.

— Если вы действительно хотите ему досадить, я дам вам совет. Как только он опять расстроит вас, начните улыбаться и говорить ему комплименты.

— ?..

— Да, пусть он поверит, что вы его безумно любите. А когда этот негодяй поймет, что просто не может без вас жить, предложите ему развод. Вот увидите, какой его хватит удар!

Некоторое время спустя женщина снова пришла на прием к психологу.

— Доктор, я вам так благодарна! — заявила женщина,радостно улыбаясь.

— Неужели вы послушались моего совета? Да!

— Что ж, теперь можете подавать на развод.

— О, нет, доктор! Я не собираюсь разводиться.

— Почему же?

— С тех пор, как я стала улыбаться ему и хвалить его,все у нас наладилось. Знаете, он у меня действительно замечательный. Я просто влюбилась в своего мужа!

Мудрость проста: «Если хочешь получать — начни отдавать!»

399. Чего хотят дети? (Еф. 6:4)

Учитель попросил старшеклассников написать сочинение на тему: «Как бы вы хотели воспитывать своих детей?»

Оказалось, что 80 процентов ребят на первое место поставили создание атмосферы взаимопонимания, уважения и дружбы в доме. На втором месте оказались вопросы поведения, а на последнем — быт. Ни в одном сочинении не было претензий к родителям из-за недостатка комфорта и материального благополучия.

К мнению подростков стоит прислушаться. Неудивительно, что среди злобных криков и ссор вырастают трудные и невоспитанные дети. Как дереву нужно солнце, так доброжелательная атмосфера в семье жизненно необходима детям. Они имеют на нее полное право.

400. Уважение к родителям (Исх. 20)

Мать доченьку свою лелеяла, ровно царевну. Кормила вкусно, ночей не досыпала за шитьем, как куколку, нарядно одевала. Работой домашней не томила — пусть лучше погуляет с подружками. Глядела на нее, красавицу свою, из окна и приговаривала:

— Повеселись, моя голубка, порезвись, родная, пока молода. А мне, старухе, много ль надо? Теплый угол да хлеба кусок,вот и все.

Выросла дочка на славу: красива, умна и на работу ловка. Вышла замуж за богатого, дом свой хорошо вела, деток чисто водила. А старуха мать продолжала помогать своей ненаглядной, своей кровиночке. Забыла дочь, с каким трудом родительница растила ее без отца, как трудилась для нее, не покладая рук, как нужду терпела, одинокая. Но вместо того, чтобы дать матери отдых, она велит ей малых деток нянчить, а с собой и за стол не сажает. Боится, как бы чего не разбила, что-нибудь на стол не пролила, ведь плохо стала видеть, руки-ноги дрожат, а что говорят, недослышит и все переспрашивает.

Вот сидит старушка со своей миской за печкой, не смеет к столу подойти. А внучка-малютка в углу из полешек чтото городит.

— Что это ты, доченька, делаешь? — спрашивает мать.

— Загородку! Когда ты, мама, старушка старая станешь, я тебя туда посажу. Там тебя кормить буду, а спать уложу на полу возле деток моих. Хорошо?

— Хорошо, мое дитятко, спасибо!.. Веди-ка бабушку к столу.

Когда молодые люди не проявляют должного уважения к родителям, тем стоит всерьез задуматься, правильно ли они воспитывали подрастающее поколение.

401. Возьмите перерыв (Кол. 3:21)

Вернувшись поздно домой после очередной задержки на работе, отец зашел в комнату своего маленького сына Джонни. Мальчик, который уже собирался спать, спросил:

— Папа, сколько тебе платят за час твоей работы?

— 20 долларов, сынок, — с гордостью сообщил отец.

— Пап, дай мне, пожалуйста, 20 долларов!

— Вот, возьми, малыш! Но зачем они тебе? — удивился отец.

— Спасибо, папочка! — взволнованно сказал мальчик. — Теперь у меня достаточно денег, чтобы купить час твоего времени! Ты поиграешь со мной?

Не позволяйте драгоценным моментам жизни пролетать мимо вас! Уделяйте время близким! На смертном одре еще никто не жалел, что недостаточно времени посвящал работе, но практически все сожалеют о том, что провели мало времени с дорогими им людьми!

402. Значение слов в иврите (Быт. 1:27)

Большинство христиан знают, что Ветхий Завет написан в основном на иврите. Этот язык отличается практичностью и точностью наряду с красотой и глубиной смысла. В иврите важна каждая буква, так как может полностью изменить значение слова. К примеру: в еврейских словах Ish иш) — мужчина и Ishax (иша) — женщина используются буквы, которые также входят в имя Бога — Иегова. Это говорит о том, что в человеке есть часть Божья, Его присутствие. Если же люди отрицают Бога, изгоняют Его из своей жизни, то из имени «человек» стоит убрать буквы, принадлежащие имени Бога. В этом случае получится другое еврейское слово: «эш», что означает огонь. Очень точно в данном случае еврейский язык описал жизнь мужчины и женщины без Бога — огонь. Огонь, в котором сгорают все чистые и светлые качества человека. Их семья будет гореть огнем эгоизма и обид, который опалит также и детей.

Только с Богом мужчина и женщина будут людьми в полном смысле этого слова, без Него — огнем.

403. Берегите честь семьи (Притч. 13:25; 29:15)

Мои родители всегда стремились к тому, чтобы дети — я и мои братья и сестры — вели примерный образ жизни. Почему это было так важно для них? Наверное, потому, что, во-первых, на карту ставилась честь семьи Эванс: проступок одного ребенка бросал тень на всех остальных. Во-вторых, моим родителям было небезразлично, какие люди из нас вырастут. А в-третьих, они были убеждены, что христиане обязаны уважать церковь и служителей.

Наши папа и мама ясно давали понять, что если мы будем плохо себя вести, то могут быть неприятные последствия. Уж поверьте, отец не давал нам спуску, если речь шла о непослушании. Насколько я любил, уважал его и знал, что он любит меня, настолько знал я и то, что ничто не спасет меня от заслуженного наказания. Были кое-какие вещи, которых я никогда бы не сделал просто потому, что не смог бы потом смотреть папе в глаза.

Но однажды я забыл обо всем и вел себя в школе, как хотел. Учитель, сочтя мое поведение безобразным, позвонил отцу и пожаловался на меня. Меня выпороли широким ремнем, а также я был лишен кое-каких мелких радостей. Как раз в тот день школьная бейсбольная команда, в которой я был на первых ролях, участвовала в важном матче. Но папа произнес ужасные слова: «Сегодня играть не будешь».

Вы должны знать, что я просто обожал бейсбол. Тот год в спорте для меня был очень важным. Слова отца просто убили меня. Хуже всего то, что я должен был сам сказать тренеру, почему меня не будет. От одной мысли об этом наворачивались слезы.

Но это лишь половина истории. Эпизод с тем юношеским потрясением, причинивший мне столько боли, послужил мне хорошим уроком, за который я и по сей день благодарен отцу. Я понял, как важно защищать честь своей семьи, уважать родителей, учителей и всех власть имущих, как важно жить «по закону», потому что есть наказание для его нарушителей! Каждое утро, когда я выходил из дома, отец говорил мне на прощание: «Пожалуйста, помни, что ты — Эванс». Очевидно, что не было нужды напоминать мне мою фамилию, но он напоминал мне, что моя фамилия олицетворяет честность, добродетель, нравственность, порядочность и честь. Короче говоря, приверженность христианскому образу жизни. Папа не хотел, чтобы я запятнал честь пасторской семьи, свидетельствующей о Господе. Это напоминание часто меняло мои планы, потому что я уважал отца и считался с его мнением.

Не все мои сверстники получали такие уроки воспитания, и я воочию вижу результаты каждый год, когда приезжаю в Балтимор навестить родителей. Многих моих друзей детства уже нет в живых, иные стали наркоманами и околачиваются в том же переулке, где играли детьми, а некоторые стали закоренелыми алкоголиками. Но любовь к Богу и уважение к старшим, привитые мне моими родителями, помогли мне выйти из рамок этого мрачного соседства и стать достойным человеком.

Сейчас я служу пастором, своих детей я тоже воспитываю строго, в духе истины, и когда они уходят из дома, я повторяю им вслед слова моего отца: «Помни, что твоя фамилия — Эванс».

404. Добрый пример (Втор. 6:6, 7)

Двадцатишестилетний Глеб, одинокий парень, отлученный от церкви, относился к семейной жизни как к неизбежному злу, которое необходимо только для биологического размножения. В родительской семье он видел беспрестанные распри, унижение личности, низменные страсти и такую «любовь», о которой говорить неприлично. Начав ради эксперимента посещать церковь адвентистов, Глеб заметил, что некоторые семьи верующих выглядели неподдельно счастливыми. Он видел, как мужья и жены по-доброму обходились друг с другом и к детям относились с любовью и уважением. В его доме детей считали «надоедливыми невеждами», источником досадных помех и постоянно наказывали за любую оплошность.

Глеба часто приглашали в гости, и он с удовольствием посещал дома адвентистов. Там он внимательно наблюдал за семейными отношениями, пытаясь понять, каким образом мужья и жены так мирно и весело уживаются друг с другом и со своими детьми. Глеб грелся у этих семейных очагов и однажды понял, что отчаянно завидует этим людям. Ему тоже захотелось иметь такую семью, где все стараются понять друг друга и никого не обижают. В его сознании, совершенно незаметно для него самого, произошла настоящая революция. Не случись ему стать свидетелем живого христианства, Глеб, возможно, не присоединился бы к Церкви христиан адвентистов, как сделал это год спустя. А потом он женился на верующей девушке, и все в его семье держатся одних духовных принципов — христианских.

405. Одиночество (Быт. 2:18)

«А. Б. Дэвидсон рассказывает о тех временах, когда ему приходилось снимать квартиру в незнакомом городе. Он был совершенно один. По вечерам, прогуливаясь по улицам города, он заглядывал в окна, которые забыли зашторить, и мог видеть счастливую семью, члены которой собрались вокруг стола или возле камина. Когда шторы закрывались, он чувствовал себя еще более одиноким в темноте» (У. Баркли. Евангелие от Матфея, т. 1, с. 118).

406. Потраченное время (Ис. 40:11)

«Чарлз Фрэнсис Адаме, дипломат, видная политическая фигура XIX века, записал однажды в своем дневнике: „Сегодня ходил на рыбалку с сыном. День прошел зря». Его сын Брук Адаме также вел дневник, который сохранился до наших дней. В тот же самый день Брук сделал следующую запись: „Сегодня мы с отцом ходили на рыбалку. Это самый замечательный день в моей жизни!»

Отец посчитал, что день, проведенный с сыном на рыбалке, потрачен напрасно. А сын оценил его как самое лучшее времяпрепровождение. Увидеть разницу между напрасным и полезным применением каких-либо ресурсов (денег, времени, материалов и т. п.) можно лишь тогда, когда знаешь цель, ради которой предпринимаются усилия» (С. Шотвелл. Журнал «Домашний очаг», сентябрь 1987 г.).

407. Принятие (Ис. 54:13)

Отношение родителей, несмотря на их благие намерения, может смутить детей.

Молодой человек выглядел очень расстроенным. Он узнал, что родители собираются подарить ему в честь окончания нашего учебного заведения новую машину. Он рассказал нам, что гораздо больше машины ему нужно принятие и любовь родителей. Сын был уверен, что машина — лишь еще одно средство манипуляции им.

Через несколько часов мы встретились с его родителями. Они приехали в студенческий городок на выпускные торжества. Расположившись у нас в гостиной, они рассказывали, как сильно любят своего сына. Мы наблюдали за ними из окна, когда они садились в машину, чтобы ехать домой. И в этот момент поняли: не имеет значения, как сильно родители любят своих детей, если дети не чувствуют этой любви. В той истории сыну гораздо важнее было почувствовать, что он нужен родителям, чем получить машину. Ему нужно было их время и внимание.

408. Верность не в моде (Песн. П. 8:6)

Одна дама пригласила к себе на обед одиннадцать подруг. Одна из них предложила развлечение: рассказывать друг другу о том, как жены изменяют своим мужьям. «Ну, спросила она, — лукаво прищурившись, — кто из вас хранит верность своему мужу?» Только одна женщина подняла руку.

В тот же вечер одна из женщин рассказала об этом своему мужу. Увидев, что муж заволновался, она быстро заверила его:

— Я-то всегда хранила тебе верность.

— Почему же ты не подняла руку?

— Мне было неловко в этом признаться, — ответила женщина.

Как современное общество извратило мораль семейных отношений! Сегодня немодно быть верными в браке.

409. Качели (Еф. 5:22, 29)

Школьники испытывали новые качели. Самые старшие дети, кто потяжелее, уселись ближе к центру, маленькие — по краям. И принялись раскачиваться. Все шло замечательно, пока несколько озорных мальчуганов из старших не решили подшутить над девочками. Они принялись толкаться и трясти своих соседок, словно тряпичных кукол. Девочки визжали, требуя, чтобы немедленно остановили качели. Тем временем дети на противоположном краю качелей стали подпрыгивать, чтобы перевесить друзей. Еще мгновение — и вся компания дружно полетела на землю. Веселье закончилось болью и слезами. Никто больше не хотел качаться.

Семейная жизнь иногда напоминает качели. Жизнь намного приятнее, когда люди уважают друг друга и заботятся о ближних. К сожалению, нам приходится переживать боль, когда ктото из членов семьи злоупотребляет своим положением, возвышая себя, безосновательно контролируя других, жестоко относясь к близким.

410. Бог не диктатор (Втор. 6:4—9)

Мария выросла в доме, где отец использовал домашнее богослужение в качестве основы для самоутверждения. Не жалея времени, он объяснял Марии, ее братьям и сестрам, что им придется оставить свои бунтарские настроения и всегда слушаться своего отца. Он уверял детей, что они идут путем погибели, так как все еще не соответствуют уровню требований, которые он предъявляет к ним.

Мария и другие дети старались изо всех сил, чтобы угодить отцу, но всякий раз результаты их стараний выходили, по мнению отца, все еще недостаточными. Еще подростком Мария решила, что, когда у нее появятся собственные дети, она ни за что не станет превращать семейные богослужения в судебные разбирательства. Ей потребовалось много лет, прежде чем она смогла понять, что Бог очень сильно любит Своих детей и желает дарить им Свою радость. Она поняла, что Божье воспитание в корне отличается от отцовского, полного осуждения и порицаний, которые, увы, были постоянными спутниками ее детства.

411. Счастье (Песн. П. 8:7)

— Я хочу пить, — говорит жена.

За окнами зима, темно, сейчас три часа ночи. Ее муж крепко спит.

— Милый, я очень хочу пить, — повторяет она умоляющим тоном.

Муж начинает шевелиться. За водой надо спуститься на первый этаж, в холодную кухню. Это не очень приятная прогулка, но любящий муж отбрасывает одеяло, сует ноги в тапки, спускается вниз, зябко кутаясь в халат, и приносит в спальню стакан воды.

— Благодарю тебя, дорогой. Ты очень хороший муж.Она не говорила: «Пойди, спустись вниз и принеси мне

стакан воды». Только: «Я хочу пить». И он сразу откликнулся на ее просьбу.

Муж признался позже: «Только одна сила в мире могла заставить меня проделать все это — любовь к жене!»

Для того, чтобы в семье было счастье, нужно много любви. Любовь изменяет женщин и мужчин. Она делает их отзывчивыми, вежливыми, внимательными. Такая любовь дается человеку свыше. Она подобна любви Христа.

412. Притча о непослушной мышке (Втор. 6:6, 7)

В одном доме жила семья мышей: папа, мама и маленькие мышата. Каждый день родители уходили из норки, чтобы найти еду для своих малышей. Уходя, они строго предупреждали детей: «Никуда не уходите из норки! Там очень опасно, и вы можете погибнуть!» Все мышата терпеливо ждали папу и маму, и лишь одна непослушная мышка-дочка уговаривала пойти и посмотреть, что же происходит за пределами норки.

Както родители задержались позже обычного. Непослушная мышка опять начала убеждать своих братьев и сестер: «Давайте выйдем! Если бы там было так опасно, как они говорят, они бы и сами не ходили. Мы можем недалеко выйти и просто встретить родителей! Ну? Кто самый смелый?» Оказалось, что кроме нее смелых нет, и она ушла одна.

Через час, когда родители вернулись, они увидели, что непослушной дочки нет дома. Они искали, звали, а потом долго ждали ее в надежде, что она вернется, но все было напрасно: непослушная мышка не вернулась домой. Родители снова собрали своих детей и еще раз объяснили им, как важно всегдавсегда слушаться папу и маму, ведь от этого зависит их жизнь.

Такой детский рассказ прозвучал перед проповедью. Слушатели согласно кивали головами: всем было ясно, что детям обязательно надо слушаться старших, особенно если родители — христиане. Но мне захотелось продолжить эту сказку, только теперь — для взрослых. Итак, что же случилось дальше в этой обычной мышиной семье?

Прошло время, папа-Мыш и мама-Мышка состарились и в один грустный день заболели и умерли. Дети остались совсем одни. Конечно, они подросли немного, но по-прежнему ничего не знали о том мире, который существовал за пределами норки. Они знали только, что он очень опасен, и поэтому приняли решение: быть послушными родителям даже после смерти — никогда не выходить из норки. Первые день или два это было сделать легко, но вскоре они обнаружили, что еда закончилась, а кушать все равно хочется. Волей-неволей пришлось им выходить на поиски пищи. Каждый день один из братьев и сестер предпринимал отчаянную попытку найти пропитание, но… увы, ни один из них не вернулся домой. Воспитанные в родительской заботе, они не знали, как спрятаться от кошки, почему не стоит брать сыр в мышеловке и что вкусные кусочки на полках с едой — это яд. Скоро норка в доме совсем опустела.

Я думаю, многие из вас уже догадались, о чем моя притча. В церкви есть два противоположных метода воспитания детей. Первый: позволить детям жить так, как им нравится, — ни в чем их не ограничивать, ничего не запрещать. Родители наивно полагают, что дети в конце концов сделают правильный выбор, надо только не мешать им. Но практика показывает, что дети, которые в детстве ничего не узнали о святости Божьих требований, о важности подчинения Богу, редко выбирают правильный путь. По великой милости Божьей спасаются лишь немногие.

Но есть и другая крайность, я бы назвала ее метод «мышиной норки». Родители стремятся полностью оградить детей от внешнего мира. Нельзя смотреть телевизор (лучше, если его вообще не будет), нельзя общаться со сверстниками (они могут научить только плохому, они же неверующие), нельзя ходить на различные внеклассные мероприятия (от посещения детского театра до экскурсии в музей), нельзя слушать мирскую музыку (разве Иисус стал бы слушать такое?)… Можно написать еще сотни «нельзя», которые существуют в подобных семьях. Но парадокс: дети, воспитанные этим методом, все-таки не становятся по-настоящему верующими. Они либо законченные фарисеи, которые гордятся тем, что их жизнь состоит из одних «не»; либо люди, которые, вырвавшись из-под родительской опеки, захлебнулись свободой и пустились во все тяжкие.

Нельзя детям все позволять, нельзя и все запрещать. Что же делать? И как воспитывает мышат «здоровая» мышиная семья?

Папа и мама должны были сначала рассказать детям о том, что их ожидает за пределами норки, а потом, когда дети подрастут, выйти в этот мир ВМЕСТЕ с детьми, чтобы показать все, чего следует остерегаться. Конечно, они не стали бы лезть в мышеловку, чтобы убедить детей, что это смертельно опасно, но объяснили бы принцип ее действия и рассказали пару печальных историй о тех, кто в нее попал.

Если вернуться в наш мир, то наиболее разумным будет не ограждать детей от этого мира, а научить жить в нем, научить бороться с искушениями и распознавать ловушки врага. Предупредить о последствиях и помочь сделать правильный выбор. Все это сделать гораздо сложнее, чем прятаться в «мышиной норке». Надо научиться обсуждать с ребенком все, что он видит и хочет попробовать, надо построить доверительные отношения. Как часто у родителей-христиан просто не хватает времени на все это, потому что они заняты на работе, да еще несут служение в церкви. Но если мы осознаем важность и неотложность родительского труда по воспитанию детей, Бог обязательно даст нам мудрость, как сделать это наилучшим образом. Все, что нам нужно, — это увидеть путь Божий и с верой идти по нему, а Господь сделает все остальное.

413. Вышитые салфетки (Мф. 19:5,6)

Одну супружескую чету, прожившую вместе более 60 лет, все считали на редкость счастливой парой. Они делили друг с другом радости и печали, могли обо всем говорить друг с другом. У них не было секретов друг от друга, кроме одного: у жены имелась коробка из-под обуви, которую она хранила на шифоньере. Она предупредила мужа, чтобы он никогда не открывал ее и не спрашивал, что в ней.

В течение десятилетий он никогда даже и не вспоминал про коробку. Но однажды жена серьезно заболела. Врач объявил, что, вероятно, она уже не поправится. Стараясь привести все дела в порядок, пока супруга еще жива, старик стал перебирать вещи и наткнулся на коробку, стоявшую на шифоньере. Он принес коробку жене и спросил, можно ли ему заглянуть туда. Она разрешила, сказав, что пришло время посвятить его в тайну.

Муж открыл крышку и нашел там две вышитые салфетки и пачку купюр, 25 тысяч долларов.

— Что это?! — спросил он.

— Когда мы только собирались пожениться, — отвечала старая женщина, — моя бабушка открыла мне секрет счастливого брака: никогда не ссориться и не спорить. Она посоветовала мне, что если я когда-либо рассержусь на тебя, мне нужно просто молча сесть и вышить салфетку.

На глаза старика навернулись слезы. В коробке было только две салфетки! Это означало, что она сердилась на него только два раза за всю их совместную жизнь! Его переполняло счастье.

— Милая, — сказал он жене, — я все понял насчет салфеток, но что это за деньги?

— О, — сказала супруга, — это моя выручка от продажи вышитых мною за это время салфеток.

414. Война (Притч. 15:1; 19:11; 30:33)

— Папа, — спросил маленький Андрюша, пораженный сообщениями теленовостей, — как начинается война?

— Видишь ли, малыш, дело обстоит таким образом: если, например, между Великобританией и Соединенными Штатами возникнет сильное разногласие по какомуто вопросу…

Мама прерывает его:

— Не говори глупости. Великобритания и Америка никогда не ссорились!

— Неважно. Я только привел пример, — не соглашается папа.

— И таким образом забиваешь голову ребенка глупостями! — заявляет мама.

— По крайней мере, я хоть что-то кладу ему в голову, а ты — полную пустоту! — парирует папа.

— Сделай мне одолжение… Тебе не кажется, что ты смешон? — переходит в наступление мама.

— Спасибо, я понял, — говорит Андрюша.

415. Три сына (Мф. 7:16)

Три женщины пришли к фонтану, чтобы набрать воды. У фонтана на каменной скамейке сидел старик и слушал их разговоры.

Женщины хвалились своими сыновьями.

— Мой сын, — сказала первая женщина, — такой проворный и ловкий, ему нет равных.

— А мой, — хвалилась вторая, — поет, как соловей. Мало кто обладает таким прекрасным голосом!

Третья женщина молчала. Неужели ей нечего сказать о достижениях своего ребенка, поинтересовались две ее товарки.

— Да мой сын ничего особенного делать не умеет. Он просто хороший парень, каких много, — сказала она. —Я даже не знаю, что рассказать о нем.

Когда ведра были наполнены, три женщины собрались домой. Старик последовал за ними. Ведра были тяжелыми, женщины с трудом несли их. Вскоре они остановились, чтобы передохнуть. И тут навстречу им вышли три молодых человека. Первый устроил цирковое представление: крутился колесом, выполнил даже сальто-мортале.

— Какой способный юноша! — восхитились женщины.Второй юноша напевал песню. У него и вправду был великолепный голос!

— Поет, как соловей! — прослезились женщины.Третий молодой человек подошел к матери, взял ее ведро и понес домой.

Женщины обернулись к старику:

— Ну, что ты скажешь о наших сыновьях?

— Сыновьях?! — удивленно воскликнул старик. — Я видел только одного сына!

416. Секрет счастья (Притч. 5:19; 27:5; Песн. П. 8:6)

Супруги праздновали золотую свадьбу. Они были счастливы в окружении детей и внуков. Кто-то спросил мужа, в чем секрет столь длительного супружеского счастья. Пожилой господин на миг закрыл глаза, словно бы вспоминая чтото, а потом начал рассказывать.

— Люся, моя жена, была единственной девушкой,с которой я встречался. Я вырос в детском доме и всегда много работал, чтобы добиться всего того, что имею сейчас. Поэтому у меня никогда не было времени встречатьсяс девушками, пока я не встретил Люсю. Я еще не совсем понимал, что делаю, когда попросил ее руки.

Мы оба были очень молоды. В день свадьбы, после венчания в церкви, отец Люси отозвал меня в сторону и вручил маленький пакетик со словами: «С моим подарком тебе больше ничего не понадобится, чтобы ваш брак был счастливым». В коробочке лежали прекрасные золотые часы, на циферблате которых было написано мудрое изречение. Я видел эти слова каждый раз, когда глядел на часы.

И пожилой господин улыбнулся, показывая всем свои часы. Надпись на циферблате немного поблекла от времени, но читалась вполне отчетливо. Там было написано: «Скажи что-нибудь приятное Люсе».

Скажи что-нибудь приятное человеку, которого любишь. Прямо сейчас.

417. Хрупкое сердце (Песн. П. 4:9)

Однажды в селение пришел старый мудрый человек и остался там жить. Он любил детей и проводил с ними много времени. А еще он часто делал им подарки, но почемуто всегда дарил только хрупкие вещи. Как ни старались дети быть аккуратными, игрушки все время ломались, и это очень их расстраивало. А новые игрушки, которые дарил им мудрец, были еще более хрупкими.

Однажды родители не выдержали и пришли к старику:

— Ты мудр, и мы видим, что ты желаешь нашим детям добра. Но зачем ты делаешь им такие странные подарки? Они стараются, как могут, но игрушки все равно ломаются, и дети плачут. А ведь подаренные тобой игрушки так прекрасны, что не играть с ними невозможно.

— Пройдет совсем немного лет, — улыбнулся старец, — и кто-то подарит вашим детям свое сердце. Может быть, мои подарки научат их обращаться с будущим бесценным даром хоть немного аккуратней?

418. Диета красоты (Притч. 15:23; 18:4)

В одной восточной стране жили некогда две сестры-красавицы.

Старшая сестра стала женой султана, младшая вышла замуж за купца. С течением времени жена султана стала худеть, грустнеть, красота ее увядала.

А жена купца, жившая рядом с султанским дворцом, день ото дня становилась все краше.

Султан призвал купца в свой дворец и спросил его:

— Как тебе это удается?

— Очень просто. Я кормлю свою жену языком.

Султан приказал приготовить своей жене дюжину языков овец, верблюдов и даже канареек. Но ничего не помогло. Женщина оставалась такой же меланхоличной и изнуренной.

Разозлившись, султан решил совершить обмен. Он отправил свою жену в дом купца, а себе взял ее сестру.

Купеческая жена, находясь у султана, быстро увяла, в то время как жена султана в доме купца за короткий срок вновь расцвела и повеселела.

В чем же был секрет? Каждый вечер купец беседовал со своей женой, они рассказывали друг другу всякие истории и вместе пели.

419. Язык (Иак. 3:5—8; 1 Петр. 3:10)

Министр иностранных дел Франции Робер Шуман однажды рассказал, почему он так и не женился.

— Много лет назад, когда я еще ездил в метро, я случайно в вагоне наступил одной даме на ногу. Не успел я раскрыть рот, чтобы извиниться, как дама набросилась наменя с криком: «Ах ты, болван! Смотри, куда ставишь ноги!» Потом она подняла глаза, увидела меня, покраснелаи воскликнула: «Ой, извините меня, сударь! Я думала, что это мой муж…»

«Язык — небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает… Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может» (Иак. 3:68).

420. Предложение (Мф. 2:18)

Этот сельский парень был настолько неразговорчив, что его девушка после пяти лет ухаживания решила, что он никогда не сделает предложение и ей следует взять инициативу на себя.

Однажды, когда они вдвоем сидели в саду, она сказала:

— Иван, давай поженимся. Давай поженимся, хорошо?

Последовала долгая пауза. Наконец Иван ответил:

— Давай.

И вновь замолчал. Девушка не выдержала:

— Ну, скажи что-нибудь, Иван, почему ты все время молчишь?

— Боюсь, я уже и так наболтал тут лишнего! — ответил Иван.

421. Женись на пингвине (Быт. 2:18)

Один холостяк зашел в Интернет на сайт знакомств в надежде найти хорошую жену. В своем объявлении о знакомстве он написал: «Ищу девушку невысокого роста, грациозную, которая бы любила водный спорт и работу».

И компьютер выдал ему ответ: «Женись на пингвине».

Любить — означает принимать другого с его образом жизни, уникальностью его личности, даже отрицательными чертами характера, а не желать воплощения своей глупой мечты.

Совершенный муж — тот, кто не ищет совершенной жены.