Наши слова

289. Случайные слова (Кол. 4:6; Притч. 6:2)

Семья ждала гостей. Бабушка в присутствии внучки го- ворит дочери: “Ты готовь побольше еды, они едят, как ло- шади”. Девочка услышала это. Когда гости пришли и все сели ужинать, девочка сказала: “Мама, а они совсем не по- хожи на лошадей и едят совсем немного”. Все были очень смущены. А виной тому — необдуманные слова бабушки.

Когда говоришь в присутствии детей, прежде хорошо обдумай свои слова.

290. Достаточно! (Притч. 31:26; Еккл. 10:12)

Один мудрый профессор, знавший цену сказанному слову, рассказал свой секрет.

— Перед каждым разговором или выступлением я мо- люсь: “Господи, исполни уста мои достойными словами и дай мне знать, когда я сказал достаточно!”

291. Слово — не воробей (Притч. 17:27;

Пс. 18:15; 33:14)

Жили-были по соседству два брата. Оба были верующие, но жизнь у них сложилась по-разному. У Степана в семье мир и в хозяйстве порядок. А у Ивана все не так, все не ла- дится. И вот стала одолевать Ивана зависть. Она росла-рос- ла и однажды начала выплескиваться наружу. Стал нагова- ривать Иван про Степана разных небылиц односельчанам.

Степан терпел-терпел, да и заболел от Ивановой-то лжи. Да так сильно, что слег.

Иван услышал, что Степан плох, совесть его осуди- ла. Решил он проведать брата. Пришел, видит: лежит Степан в постели, слабый совсем. Стал Иван просить прощения у Степана, а тот и говорит: “Я прощаю тебя, Иван, но есть у меня к тебе просьба. Взойди на коло- кольню и высыпь с нее перья из моей подушки”. Иван готов был выполнить любую просьбу брата, и он все сде- лал так, как просил брат. Взошел на колокольню, распо- рол Степанову подушку и вытряхнул из нее перо. Ветер подхватил перья и разнес их по окрестным полям.

Пришел Иван к Степану, доложил: “Я все сделал, как ты просил”. Степан говррит: “Спасибо тебе, брат. А теперь пойди и собери перья обратно в подушку”. И понял Иван, что натворил. Степан как будто сказал ему: “Эх, Иван! Про- стить-то я тебя простил, но то, что ты насеял обо мне в де- ревне, теперь не собрать”. Народная мудрость гласит: “Слово — не воробей, выпустишь — не поймаешь”.

292. Место на небе (Пс. 72:9; 2 Кор. 5:1;

Флп. 3:20)

Дело было в Германии. На банкете для элиты общест- ва зашла речь о религии, стали говорить про рай и ад, об- суждать, кто из знакомых куда попадет. Среди гостей ока- зался прибывший в Германию по делам французский фи- лософ Вольтер, известный своими либеральными взгля- дами и резкими выпадами против церкви и веры в Бога. Явно рисуясь перед публикой, он заявил, что готов, как честный человек, продать свое место на небе за 10 пфен- нигов.

Тут поднялся седовласый судья, уважаемый в городе гражданин, и попросил Вольтера: “Пожалуйста, докажите мне, что вы это место на небе имеете! И я с удовольствием

его у вас его куплю”. Вольтер покраснел… Он, разумеется, никак не мог этого доказать.

293. Что легче?

Мальчик запряг свою собачку в тележку и поехал по улице. Поравнявшись с прохожим, собачка остановилась, и давай на него лаять. Незнакомец испуганно отскочил в сторону, но мальчик поспешил его успокоить:

— Не бойтесь, моя собака вам ничего не сделает. Она просто решила передохнуть. Лаять ведь легче, чем тащить груз.

Жаль, но некоторые христиане похожи на эту собач- ку. Они предпочитают “лаять”, вместо того чтобы тру- диться. Для этого не требуется ни мудрости, ни силы, не надо молиться, недосыпать ночей. Никакого душевного напряжения! Не нужно даже задумываться. “Лаять” — легкое дело. Но разве они — христиане? Самозванцы!

294. Цена неосторожного слова (Еккл. 5:1)

В горах Швейцарии есть такие места, где проводники предупреждают туристов, что надо идти очень осторожно и молчать. Малейшее движение ветра или эхо, вызванное звуком голоса, могут потревожить снег, нависающий над тропой, и вызвать сход лавины, которая уничтожит все на своем пути. Подумать только — одно слово или возглас мо- гут повлечь за собой такие страшные последствия!

Между тем так бывает и в жизни: за одно неосторожное слово кому-то приходится расплачиваться жизнью.

295. Небесный язык (1 Ин. 4:5)

Русский писатель И. Тургенев последние два года жизни провел в окрестностях Парижа. Он был тяжело 206

к

болен, но при малейшем улучшении здоровья мечтал поехать на Родину. Он часто вспоминал дорогой для него край и близких ему людей. Дома говорил только по-русски, хотя прекрасно владел французским и неко- торыми другими языками. За несколько дней до смерти он сказал пришедшим его навестить русским друзьям, жившим тогда во Франции: “Прощайте. Живите и лю- бите людей так, как я их любил”. Эти слова оказались последними.

Он любил Россию, хранил память о ней в сердце, доро- жил русской речью, которую обогатил своими замечатель- ными произведениями.

Дорогие братья и сестры! Если мы своей Родиной счи- таем небо, если любим ее, если она и вправду в нашем серд- це, в мыслях, то и язык наш должен быть небесным, потому что “от избытка сердца говорят уста”.

296. Язык правду выдаст (Прит. 17:27, 28)

Есть притча о вороне, которая, заметив, что голубей в голубятне хорошо кормят, решила притвориться голуб- кой. Она покрасила свои перья в белый цвет, забралась в голубятню и принялась клевать вкусные зерна. Пока она молчала, голуби думали, что она тоже голубь и не трогали ее. Но ворона, наевшись и забыв, где находится, вдруг за- каркала. Голуби сразу узнали, что она за птица, и выгна- ли ее из своего дома. Ворона полетела назад, к своим, но другие вороны не приняли ее в стаю, потому что перья у нее были белые, и тоже дружно ее прогнали. Вот так по- лучилось, пытаясь обмануть других, ворона пострадала сама.

Язык всегда выдаст глупого, как бы он ни притворялся умным, как гласит мудрая пословица: “Говори, чтоб я мог тебя увидеть”. Будем хорошенько обдумывать свои слова, чтобы Бог в нас признал Своих детей.

297. Умение слушать (Иак. 1:19)

Эту историю рассказала жена пастора. Однажды к ней до- мой зашла женщина, которая ушла из Церкви и год совсем не ходила. Она выглядела счастливой, похвасталась, что у нее все наладилось дома и на работе с тех пор, как она оставила Церковь. И вообще — все у нее теперь хорошо. Жена пастора слушала гостью молча. В конце разговора она хотела что-то сказать, но не нашла нужных слов. Женщина попрощалась и ушла, а через несколько недель пришла в церковь и рассказа- ла пастору, что его жена помогла ей возвратиться к Богу.

— Она ни в чем меня не упрекала, не поучала, дала воз- можность высказаться! Она так меня внимательно слушала!

Оказалось, что у этой женщины на самом деле было все очень плохо и с детьми, и с мужем, и с работой. И она пола- гала, что жена пастора это знает. А насочиняла все про себя для того, чтобы проверить ее реакцию, станет ли ее осуж- дать. Терпеливое и деликатное молчание жены пастора по- могло этой женщине увидеть Бога.

298. Злейший враг (Иак. 3:6; Мф. 12:36, 37)

Однажды Суворов вызвал к себе офицера, который от- личался излишней болтливостью. Заперев двери, фельд- маршал с таинственным видом сообщил: “У вас есть злей- ший враг, который на каждом шагу вам пакостит…” Встре- воженный известием офицер стал гадать, что это за чело- век. Он вслух перечислял имена своих знакомых, которые могли бы испытывать к нему неприязнь, но Суворов махал руками: “Не тот, вовсе не тот”.

Затем Суворов на цыпочках подошел к окну, к дверям, как бы проверяя, не подслушивают ли их, и шепнул офице- ру: “Высунь язык!” Офицер повиновался. Тогда Суворов, указывая пальцем на его язык, сказал: “Вот он! Вот он! Вот кто твой злейший враг!”

Язык — действительно наш злейший враг. Не чужой, а наш собственный!

Много великих грехов порождает язык, если им непра- вильно пользоваться.

“Язык — огонь”, — пишет апостол Иаков (3:6). Огонь — великая сила. Как пожар начинается со спички или искры, так и язык, попав под власть дьявола, выходит из повино- вения человеческого разума, творит злое дело, становится инструментом темных сил.

299. Чтобы вас правильно поняли (Притч. 8:8, 9;

1 Тим. 4:1)

Один полковник, будучи уже на пенсии, отправился в путешествие по Европе. Он часто писал и звонил домой, чтобы рассказать семье о своих впечатлениях.

Вот что он написал своему сыну, — студенту из Греции: “Стою сейчас на скале, с которой спартанцы сбрасывали в море своих непослушных, упрямых детей. Как бы я хотел, чтобы ты был здесь!”

Сын очень обиделся на отца, потому что понял слова отца так: отец, считая его плохим сыном, желал бы сбро- сить его в море, как поступали спартанцы. Но отец вовсе не это имел в виду, ничего подобного ему и на мысль не приходило! На самом деле он просто хотел, чтобы сын тоже увидел греческие достопримечательности, но про- сто неясно выразился, и этим обидел сына.

Если вы хотите, чтобы вас правильно поняли, учитесь выражаться ясно и точно.

300. Круги на воде (Мф. 12:36)

Колебания воздуха, вызванные звучанием нашего го- лоса, распространяются волнами, и, в конце концов, угаса- ют. Ученые говорят, что звуковая волна, вызванная челове-

ческой речью, распространяется очень далеко, теоретиче- ски — на сотни километров.

Если бросить камень в озеро, он упадет на дно, а на по- верхности воды возникнет волна. От того места, где камень вошел в воду, пойдут круги, и будут разбегаться, пока ни достигнут берега.

Так происходит и со словами. Все, что мы говорим, вызы- вает волну, которая идет дальше и дальше, достигая вечности. Вот почему Святое Писание говорит, что человек даст отчет перед Богом за всякое сказанное слово.

Когда встречаются верующие, у них есть потребность побеседовать об истинах Святого Писания, помолиться вместе. Но удручает, когда верующие при встрече начина- ют “перемывать косточки” своим собратьям. Это свиде- тельствует об их низком духовном уровне.