Февраль

1 февраля

«Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, Ходящий посреди семи золотых светильников» (Опер. 2:1).

Для многих людей гольф — это самый глупый вид спорта, который когда-либо был изобретен. Во всем мире люди удивляются, как можно гоняться за мячом только затем, чтобы отбросить его от себя, как только найдешь его. Но хотя эта игра многим кажется странной, она вновь и вновь притягивает к себе много людей. Одна веская причина, как я думаю, в том, что независимо от того, сколько раз игрок в гольф проходит по площадке, это всегда происходит по-разному.

Каждый раз, когда вы делаете удар, мяч находится в разных местах, и вы подходите к лунке с разных направлений. Мячик полетит дальше, когда земля сухая, а не влажная. Мяч будет лететь дальше в сухую погоду, а не в дождливую. Из-за того, что трава на сантиметр выше, чем было вчера, мячик будет вести себя по-другому. Если ветер дует в лицо, игра будет совсем иной, нежели в случае, когда ветер дует в спину.

Но это далеко не все сложности, которые вы можете встретить при игре в гольф. Каждый игрок знает, что у мяча есть свой собственный «разум» и что он летит туда, куда хочет. Место, куда он приземляется, называется «нора». Много сил необходимо приложить, чтобы научиться бить по мячу для того, чтобы он удачно приземлился. Удар может быть мягким, жестким, идущим вверх, идущим вниз, идущим в сторону, резким, спокойным, мокрым, сухим и так далее. Для успеха требуется, чтобы игрок проделал свинг в соответствии с требованиями каждого приземления.

Какое отношение все это имеет к Книге Откровение? Безусловно, прямой связи нет, но наш пример иллюстрирует мысль, о которой мы говорили ранее. Иисус «проделал свинг в соответствии с реалиями каждой из семи церквей. Он обратился к каждой из них на том уровне, на котором они находились, и каждой из них открыл Себя уникальным образом, подходящим к обстоятельствам, в которых они жили.

Если мы хотим изменить наш мир, мы захотим уподобиться Иисусу в том, как Он относился к людям. Павел говорит: «Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых» (1 Кор. 9:22). Также, как и в гольфе существует многообразие комбинаций, так же и среди людей нет двух одинаковых. И более того, человек, которого мы встречали вчера, сегодня уже изменился и не похож на того, каким он был вчера! Чтобы быть благословением для каждого, кого мы встречаем, нам нужно встречать их там, где они находятся. Мы должны «проделывать свой свинг» в соответствии с особыми обстоятельствами жизни каждого, с кем мы встречаемся. Это делает жизнь не только более сложной, но и более интересной!

Господи, помоги мне видеть каждого человека, которого я встречу сегодня, Твоими глазами. Надели меня способностью так подходить к каждому человеку, чтобы ответить на их особые нужды.

2 февраля

«Знаю дела твои» (Откр. 2:2). «Знаю твои дела, и скорбь, и нищету» (ст. 9). «Знаю, где ты живешь» (ст. 13). «Знаю твои дела» (ст. 19) — «Знаю твои дела» (Откр. 3:1). «Знаю твои дела» (ст. 8). «Знаю твои дела» (ст. 15).

Общая весть к каждой из семи церквей — это ясное утверждение о том, что Иисус знает все о каждой из них. В каждом послании есть утверждение «знаю дела твои». Иисус не только знает то, что мы делаем, но и то, кем мы можем стать. Он хо¬чет, чтобы каждая церковь стала совершенной во всем, и желает, чтобы каждая церковь жила согласно Его замыслу.

Христос также знал все и об Иоанне. У Него был план и цель для его жизни Иисус признавал, что пророк сможет описать эти яркие видения, которые формируют суть вести Откровения (Откр. 1:1). Написав эту книгу, Иоанн исполнил замысел относительно своей жизни, который был у Христа (ст. 11,19).

У Бога есть намерение и цель для жизни каждого человека. Он сказал Иеремии Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя» (Иер. 1:5). Если у Бога был уникальный план для Иеремии и для Иоанна, так же, как и для каждой из семи церквей, мы можем не сомневаться, что у Него есть особый план для каждого из нас. Но Божий замысел относительно нашей личности и духовная цель не всегда сразу очевидны.

Моя жена Памела в свое время поверила в то, что Божий замысел для нее быть женой пастора, и просто делать все, что от нее потребуется. Но со временем она осознала, что это второстепенная цель. Хотя это поддерживало меня и было важно само по себе, но это не было ее личной уникальной миссией для Бога.

Затем более чем десять лет она была матерью и домашним учителем. Эти обязанности были и остаются крайне важными, и многие, подобно Марии, матери Иисуса, нашли себя в этом. Но моя жена часто чувствовала себя опустошенной и разочарованной. Она осознавала, что это не все, что Бог замыслил для нее.

Недавно она стала учиться в колледже, желая служить Богу, облагораживая нашу планету посредством садоводства и ландшафтного дизайна. Эта деятельность временами удовлетворяла ее, но, тем не менее, вопрос все еще оставался: это все, что Бог хочет, чтобы я делала?

Ее неуверенность в действительности стала великим благословением. Она побудила мою жену настойчиво искать и познавать Божьи намерения и цели относительно своей жизни (см. завтрашние чтения). А как происходит у вас? Понимаете ли вы Божий план для вас? Если да, живете ли вы в соответствии с ним или позволяете заботам этой жизни уводить вас в сторону от него?

Господи, я полностью подчиняю себя Твоему замыслу и Твоей цели для меня. Я желаю жить и действовать согласно Твоей воле.

3 февраля

«Знаю дела твои» (Откр. 2:2). «Знаю твои дела, и скорбь, и нищету» (ст. 9). «Знаю, где ты живешь» (ст. 13). «Знаю твои дела» ст. 19. «Знаю твои дела» (Откр. 3:1). «Знаю твои дела» (ст. 8). «Знаю твои дела» (ст. 15).

Вчера мы обнаружили, что у Бога был особый замысел относительно Иоанна и каждой из семи церквей. Господь ясно разъяснил на греческом языке то, что Он задумал для них. Но большинство из нас не понимает Его прямых слов. Если некоторые обладают сильным ощущением «призыва», то большинство людей не осознают этого. Поэтому как остальным из нас понять Божий замысел относительно нашей жизни? Моя жена Памела предлагает следующие практические шаги.

1.Подчините свою жизнь Божьей воле. Почему Он должен открывать вам Свою волю, если у вас нет желания следовать ей? Перефразируя слова Иисуса, можно сказать: «Кто хочет исполнить Его волю, тот узнает ее» (Ин. 7:17). Ищите Его замысел, молясь и изучая, и по мере того, как он открывается вам, немедленно претворяйте его в жизнь. Книга Рика Уорена «Целеустремленная жизнь» помогла Памеле в этом процессе.

2. Узнайте все, что вы можете, о своем детстве. Дети зачастую более верны Божьему замыслу, чем взрослые (Мк 10:14,15). Поговорите с более старшими родственниками и друзьями о ваших интересах и личностных особенностях в детстве. Прочитайте записи ваших родителей о том, что вы говорили или делали в детстве. Одно из лучших детских воспоминаний моей жены — изготовление маленьких платьев для ее кукол. Это занятие было настолько для нее увлекательным, что она теряла чувство времени.

3. Воспользуйтесь помощью тестов и анкет. Сегодня у нас есть много источников, которые могут помочь нам лучше понять наш темперамент, личность, духовные дары, склонности. Благодаря анкете, анализирующей склонности личности, мы с женой обнаружили, что практически идентичны во всех сферах личности. Это нас сильно удивило, потому что мы всегда думали, что мы противоположные люди. Благодаря этому она с большей охотой стала преподавать и заниматься литературным трудом как частью Божьего замысла для нее.

4. Попросите друзей честно оценить вашу жизнь. Другие люди часто гораздо лучше видят нас, чем мы сами. Несколько женщин недавно сказали моей жене, что ее жизненные истории стали для них большим благословением. Сейчас она делится ими с более широкой аудиторией.

5. Экспериментируйте. Попробуйте воплотить те идеи, которые приходили вам в голову. Задавайте себе три вопроса во время вашего экспериментирования: нравится ли мне это, хорошо ли у меня это получается, считают ли другие люди (в особенности христиане), что у меня хорошо получается? Если ответы на все эти вопросы «да», возможно вы постигли еще одну грань Божьей цели для вашей жизни.

Господи я хочу, что бы моя жизнь была сосредоточена на Твоем замысле и Твоей цели для меня. Научи меня всему, что мне нужно знать, так скоро, как я смогу это усвоить.

4 февраля

Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице Своей, сидящий посреди семи золотых светильников» (Откр. 2:1).

Ефесская церковь первая, к которой ангел обращается со своим посланием. Если бы вы путешествовали с острова Патмос в Малую Азию, Ефес был бы первым из семи городов, которые бы вы встретили на своем пути. Политически он был более значим, чем Пергам, и в нем больше, чем в Смирне, поклонялись императору.

Символы гражданской религии наполняли этот город. Август (27 г. до н. э. — 14 г. м. э.) I позволил в городе Ефесе построить храмы в свою честь, хотя ему самому было безразлично преклонение перед ним. Домициан (81 —96 гг. н. э.) провозгласил город величайшим центром культа императора в Римской Азии. Он также известен поклонением богине Артемиде (Деян. 19:23—40), магией (ст. 13—19) и своей большой иудейской общиной (ст. 8,9). Все это сделало Книгу Откровение существенно важной для церкви в Ефесе.

Вскоре после написания Книги Откровение церковь получила еще одно послание, на этот раз от Игнатия, антиохийского епископа в Сирии. Десять римских солдат взяли его под стражу и везли через всю Малую Азию в Рим, где он и умер на арене. По пути солдаты разрешали ему встречаться с другими христианами. Одна памятная встреча произошла в Смирне, где его тепло приветствовал Поликарп, руководитель местной церкви (мы еще упомянем о нем далее).

Пока Игнатий был в Смирне, к нему приехали четверо посланников из Ефеса, чтобы поддержать его. Среди них был епископ Ефеса Онисим, возможно, бывший сбежавший раб, о котором упомянуто в послании Павла Филимону. В ответ на этот визит Игнатий написал письмо церкви в Ефесе. Позже он также отправил письма в Филадельфию и Смирну.

В своем письме к ефесянам Игнатий благодарит церковь за ее доброту, хвалит ее единство и просит их подчиняться епископу и не допускать разделений в церкви. Так же, как и Иоанн в своих посланиях, Игнатий считает докетизм — теорию, которая отрицает полноту человеческой природы Иисуса, величайшей угрозой, с которой встретилась церковь в то время.

Игнатий также послал письмо христианам в Риме, прося их не ходатайствовать за него перед императором. Он, кажется, почти жаждет мученичества, чтобы как можно скорее быть со Христом. В действительности, он утверждает, что если бы дикие звери не были бы голодны, он бы «вызвал» у них чувство голода! Хотя его страстное желание мученичества может показаться нам странным, его любовь к Иисусу была величайшим образцом для церкви, которой так не хватало любви.

Господи, я так хочу быть верным Тебе, независимо от того, чего это будет мне стоить.

5 февраля

«Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал. Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр.2:2-4).

В этих текстах мы видим, как Иисус описывает Ефесскую церковь. Он сказал о ней много положительного. Энергичная церковь, которая знает, как работать (ст. 2), она также терпеливо переносит испытания, не утомляясь (ст. 2,3). Она обладает проницательностью и правильными доктринами (ст. 2 и 6). Заинтересованная в истине, она не хочет видеть заблуждения, проникающие в среду верующих. На первый взгляд можно восхититься этой деятельной церковью, однако у нее существует одна маленькая проблема: эта церковь теряет любовь (ст. 4).

В христианской жизни много парадоксов, которые трудно объяснить. С одной стороны, мы призваны быть верными, энергичными, проницательными, верными доктринам. С другой стороны, Бог призывает нас к любви. Порой очень сложно сохранить равновесие между этими двумя Божьими требованиями. Очень сложно в одно и то же время пытаться выяснить, верен ли человек доктринам, и проявлять к нему любовь. Верность доктринам и решительные действия в этом направлении часто приводят к потере взаимной любви, которая является символом ученичества. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин.13:35).

Это напоминает мне историю, которую рассказал Мартин Лютер о пьяных крестьянах. Он спросил людей: «Вы знаете, что случится, если посадить пьяного крестьянина на лошадь? Одно вы можете знать наверняка: то, что он упадет с лошади! Что вы не можете знать, так это то, упадет он справа или слева». Лютер считал, что христиане часто напоминают пьяных крестьян на лошади. Нам сложно сохранять равновесие между евангельской вестью о свободном принятии, с одной стороны, и соблюдением заповедей — с другой. Каждый раз, когда Лютер проповедовал Евангелие, ему казалось, что люди забывают о послушании. И каждый раз, когда он проповедовал о послушании, люди забывают Евангелие.

Исходя из своего опыта, я могу подтвердить это. Когда я делаю ударение на любви и Евангелии, послушание кажется менее важным. Но меня поддерживает опыт Ефеса. Хотя у ранних христиан были еще свежи воспоминания о встречах с Иисусом и хотя среди них были живые апостолы, тем не менее они боролись с теми же самыми проблемами, с которыми боремся мы сегодня. Если у первых христиан были те же самые проблемы, нам не следует сегодня ожидать легкой жиз-ни. Нам нужно присутствие Духа Святого всегда, если мы хотим сохранять равновесие.

Господи, мне нужен Твой Святой ДУХ. чтобы сохранить равновесие сегодня.

6 февраля

«Знаю дела твои, и труд твой, и терпение твое, и то, что ты не можешь сносить развратных, и испытал тех, которые называют себя апостолами, а они не таковы, и нашел, что они лжецы; ты много переносил и имеешь терпение, и для имени Моего трудился и не изнемогал» (Откр. 2:2,3).

Здесь Иисус использует два различных греческих слова, чтобы выразить идею «неистощимого терпения» и «стойкости перед лицом трудностей и лишений». В известной мере, эти слова выражают одно и то же двумя различными способами. Но соедините вместе эти два представления, и у вас возникнет ощущение продвижении вперед, даже тогда, когда вы больше не можете идти дальше. Или ощущение того, что вы продолжаете нести бремя, когда его тяжесть придавила вас к земле.

Я помню, как наша семья посещала родственников в Денвере. Мы решили ехать по направлению к вершине горы Эванс, высота которой составляла 5 000 м, она расположена возле города Денвер. Поездка была прекрасной, хотя погода в горах была ветреной и холодной. Люди проявляли интерес к туризму, они хотели ближе прикоснуться к природе. Глядя на карту, я заметил тропу, которая отходила от дороги на отметке 4 000 метров, немного блуждала и вновь соединялась с дорогой на отметке 3500 метров.

У меня возникла гениальная идея. Мы могли припарковаться у начала тропы и спуститься вместе вниз по тропе до следующего ее соединения с дорогой. Затем я бы вернулся назад к машине, съехав вниз, и подобрал бы остальных! Я был в хорошей физической форме, и эта идея привлекала меня.

Спускаться вниз было здорово, температура воздуха немного поднялась, дикорастущие цветы очаровывали. Когда мы вышли к дороге, я попрощался с семьей и направился обратно к тому месту, где я оставил машину. Там всего-то было метров 300, и я торопился, что бы не заставлять семью ждать внизу. Но воздуха было так мало, а тропа поднималась так круто, что было трудно сделать 10 или 20 шагов без остановки, чтобы отдышаться. Мое сердце билось 180 ударов в минуту, хотя я шел со скоростью улитки! Каждый шаг — это была борьба, каждый сантиметр требовал напряженных усилий.

Легче всего было остановиться и отдохнуть. Но я терпеливо переносил трудности зная, что моя семья ждет меня внизу. Христианская жизнь иногда похожа на такое восхождение. Мы легко идем по долинам и, кажется, достигаем замечательных успехов. Но если мы решим подняться на высоту, которую Бог замыслил для нас, мы должны взойти на туманные вершины гор, где мало воздуха. И на этом пути мы поймем, как с терпением переносить трудности.

Господи, помоги мне сосредоточить свои мысли на Тебе в течение сегодняшнего дня. Помоги мне не сворачивать с Твоего пути и переносить все возникающие трудности, продолжая делать то, что правильно.

7 февраля

«Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Отер. 2:4).

Кажется, что Ефесская церковь повторяет опыт израильтян перед Вавилонским пленением. Вот слова Иеремии, обращенные к жителям Иерусалима: «Иди и возгласи в уши дщери Иерусалима: так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мною в пустыню, в землю незасеянную» (Иер. 2:2). Первые годы израильтян, проведенные в пустыне, были временем относительной преданности и верности. Но сейчас все изменилось: «Я насадил тебя как благородную лозу, — самое чистое семя; как же ты превратилась у Меня в дикую отрасль чужой лозы?» (Ст. 21).

Если бы вам нужно было сохранить верность доктрине или любовь, что бы вы выбрали? Когда мы не знаем, что делать, самый безопасный способ действия — это любовь. 1 Кор. 13 говорит нам, что мы можем иметь правильные доктрины и мно¬жество добрых дел, но если у нас нет любви, эти дела не имеют никакой ценности. Елена Уайт заключает: «В деле реформы нам лучше не дойти одного шага до цели, чем на один шаг заступить за черту. Но если нам суждено впасть в заблуждение, пусть это будет то же заблуждение, в котором находятся и другие наши люди».

Я помню, как пришел посетить человека, совершившего измену. В моей голове всю дорогу кружились мысли о том, как подойти к этому вопросу. Я решил смело противостоять ему, потому что знал, что, если он не изменит свою жизнь, сатана будет использовать эту ситуацию, чтобы полностью увести его от Христа.

Когда я приехал к нему домой, каким-то образом мне показалось не самым лучшим начинать с этой ситуации. Вместо этого мы говорили о другом. Я постоянно думал о цели моего визита, но, казалось, не было подходящего времени. Напротив, я был добр и оказывал поддержку. Наконец я ушел, мысленно ругая себя. «Что за безответственный человек, — говорил я себе, — он был прямо перед тобой, и у тебя не хватило духа сказать ему истину». Следующие два дня я ругал себя за свою трусость.

Затем он позвонил. «Пастор, как только вы уехали, на следующий день Дух Святой говорил со мной о моей ситуации. Вы знали все, что я делал, но вы не попытались унизить меня и заставить плохо себя чувствовать. Напротив, вы обращались со мной с любовью и уважением. Я был готов к бою, но ваша доброта была для меня тяжелее всего, что вы могли сказать. Я должен привести мою жизнь в порядок. Вы вернетесь, чтобы научить меня, как это сделать?

По природе мы склонны быть строгими с другими и милостивыми к себе. Каждая церковь, которая теряет из виду Евангелие, станет ранить людей даже своей верностью и правильными доктринами.

Господи, помоги мне никогда не критиковать других, пока я не увижу их Твоими глазами и не полюблю так, как любишь их Ты.

8 февраля

«Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Отер. 2:4).

Ничто не может быть холоднее церкви без любви. Церковь как таковая имеет значение, когда она выходит за рамки формального удовлетворения основных по¬требностей и проявляет сострадание к людям.

В 1992 году Джек Харрис вместе с административной группой больницы получил приглашение посетить Китайскую народную республику. Спонсорская орга¬низация попросила его представить документ под названием «Исцеление добротой». На протяжении недельного семинара, в котором он принимал участие, их группа посещала больницы по всей стране, чтобы познакомиться с их методами и способами лечения. Они обнаружили множество полезных новшеств, таких как акупунктура. В то же время они столкнулись с довольно странной и сомнительной деятельностью.

В одной из больниц они свидетельствовали людям, которые проходили обследования. Усевшись на грубо сколоченной лавочке, пациенты ждали своей очереди. Их имена называли через громкоговоритель. Пациент входил в очень большую комнату, в которой медицинский персонал стоял по бокам кровати, ожидая следующего пациента для обследования.

Харрис заметил, как один человек принимал трех различных пациентов: двух женщин и одного мужчину. Когда врач заканчивал обследование пациента, он просто стучал ему по голове. Это был сигнал для него, что его обследование закончено. Он поднимался и уходил. Ни доктор, ни пациент не говорили ни слова. Это было похоже на медицинскую ассамблею, холодно и безразлично.

В другой раз Харрис посетил ясли, в которых работали два воспитателя и было сорок семь детей. Казалось, что все дети плачут одновременно. Харрис подошел к ближайшему ребенку. Девочка пронзительно кричала и брыкалась так, как он еще ни разу не видел. Ее темноволосая головка вращалась взад и вперед в кроватке, а ее маленькие ножки усердно били воздух. Как дедушка, он склонился над ней и коснулся ее щеки. Тотчас девочка перестала бить ногами и кричать и посмотрела в его лицо. Через секунду она улыбнулась. Она как будто отлично понимала английский язык. Разве улыбка и прикосновение не имеют одинакового значения на всех языках?

Мгогие в этом мире живут в одиночестве. Они заслуживают большего, чем удар по голове. Ваше прикосновение и улыбка имеют огромное влияние, они выражают любовь, которая изменяет людей. Взрослые люди, окружающие вас, возможно, не бьют воздух и не кричат, но они жаждут прикосновения любви. Ефесская церковь раньше любила именно так, но потом оставила эту любовь ради доктринальной чистоты. Ревностно желая убедиться, что «николаиты», окружающие нас, не просочились в церковь, мы часто действуем холодно с одинокими людьми и пренебрегаем ими.

Господи, я знаю, как легко ослабевает моя любовь. Помоги мне сегодня больше думать о нуждах других людей.

9 февраля

«Но имею против тебя то, что ты оставил первую любовь твою» (Откр. 2:4).

Верность Ефесской церкви Христу была велика, но и у нее имелась проблема. Она оставила первую любовь и сделала первый шаг на пути к бедствию. Возможно, никто, кроме Иисуса, и не подозревал об этом. Сами ефесяне скорее всего и не осознавали, что происходит, но крайней мере, до того, как появилась Книга Откровение. Первые шаги к духовному упадку обычно тихи.

Однажды я был в национальном парке в Кругере, в Южной Африке. Там люди могут ездить по дороге среди львов, жирафов, слонов и других животных. Вы може¬те сказать, что животные в этом парке свободно бродят, где хотят, в то время как люди ограничены четырехколесной клеткой (своей машиной)! Ожидается, что посетители безопасно проведут ночь в огражденном лагере.

Однажды мы были в двадцати километрах от такого лагеря. Мы остановились на том месте, где полчаса назад видели леопарда. Но когда леопард так и не появился, мы решили возвращаться в лагерь. Я выехал со стоянки и проехал по маленьким кустам. Снизу в машину что-то ударило, и это явно были не кусты. После удара ничего не произошло, и я продолжал ехать.

Немного позже я заметил, что заряд батареи упал с 16 до 14 (не спрашивайте меня, что значат эти цифры). Владелец машины предположил, что генератор больше не заряжает батарею. Мы решили больше не останавливаться у водоемов, а ехать прямо к лагерю, поскольку времени до того, как «умрет» двигатель, оставалось мало. Никто не хотел оказаться ночью в африканской пустыне.

Помните ли вы такие ситуации, когда у вас заканчивался бензин, а поблизости не предвиделось заправки? Вы ощущаете приступы беспокойства, которые пронзают вас, как иглы, когда начинает садиться заряд батареи. Когда заряд батареи опустился до восьми, мы увидели ограду лагеря на горизонте. Когда мы подъехали ко входу, двигатель начал глохнуть. Я пытался завести машину, но двигатель продолжал глохнуть, пока совсем не «умер» в 30 метрах от ворот. Мы вкатились в ворота и остановились у заправочной станции сразу у входа! Наша благодарность Богу не знала границ!

Достаточно легко узнать, когда ломается наша машина, но как быть с нашей духовной жизнью? Находясь в комфортных условиях потребительского общества, легко считать, что и с духовностью все в порядке, тогда как в действительности наши духовные батареи уже вот-вот сядут. Слова Иисуса: «Ты оставил свою первую любовь» отрезвляют.

Господи, не скрывай от меня истину. Мне нужно знать правду о себе и получить лечебные средства, которые только Ты один можешь дать.

10 февраля

«Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и твори прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник ной с места его, если не покаешься. Впрочем, то в тебе хорош, что ты ненавидишь дела Николаитов, которые и Я ненавижу» (Отер. 2:5,6).

В данном описании Ефесской церкви какой совет предлагает Иисус? Первое, что Он говорит, это «вспомни». На языке оригинала это слово стоит в повелительном наклонении в настоящем времени. Это означает, что они не забыли о про-шлых отношениях с Богом. Но церкви нужно осознать потерю, свой собственный упадок, чтобы начать снова двигаться вперед.

Следующее, что Он говорит им, — покаяться. Это слово указывает на единичное действие. С этого Иисус повелевает им начать. Их покаяние должно стать решительным разворотом. Церковь забыла, как каяться. Ей нужно начать все сначала, привести свои действия в согласие со своими намерениями.

В третьих, Он советует им делать то, что они делали прежде. Они должны начать сначала. Вспомните обстоятельства, которые привели к возникновению любви. Мысленно вернитесь назад, в то время, когда вы были действительно близки к Господу, и обновите свои мысли и действия. «Покайся и твори прежние дела».

Консультант по вопросам брака скажет вам, что супругам, разлюбившим друг друга, нужно снова пройти те шаги, которые связали их вместе. Практически каж¬дая семейная пара была влюблена. Неважно, что происходит между ними сегодня, когда-то они были привлекательны друг для друга. Если это происходило прежде, но может случиться снова.

Паре, которая часто ссорится и ругается, нужно начать все сначала. Возможно, было бы хорошо вернуться к первому шагу взаимоотношений. Ходите на свидания, если возможно, в те же места, где начинались ваши взаимоотношения. Почувствуйте снова радость от того, как вы держитесь за руки, говорите добрые слова и проявите внимание. Освободитесь от работы, избавьтесь от давления, действуйте так, как будто вы снова молоды. Восстановите те связи, которые были ослаблены или сломаны.

Тот же принцип можно применить и к духовной жизни. Если вы разлюбили Бога, вернитесь к тому, что соединяло вас с Ним в первое время. Где вы были, когда впервые почувствовали Его присутствие? Что вы сделали в ответ? Нам не следует брать инициативу по восстановлению наших отношений с Богом. Евангелие говорит нам, что Он уже это сделал. Мы любим Бога, потому что Он первый возлюбил нас. Он — инициатор. Наша задача откликнуться на то, что Он уже сделал. Мы любим Его, потому что Он первый возлюбил нас.

Господи, я помню огонь нашей первой любви, и я готов ответить Тебе так, как я делал это раньше.

11 февраля

«Итак, вспомни, откуда ты ниспал, и покайся, и тюри прежние дела; а если не так, скоро приду к тебе и сдвину светильник твой с места его, если не покаешься» (Откр. 2:5).

В 1995 году я руководил группой студентов из университета Андрюса во время путешествия по Турции. В этой стране находятся места, где располагались семь церквей, описанные в Книге Откровение. Наш туристический гид, Мурат, был светским человеком из семьи мусульман. Он проявлял интерес к христианскому наследию своей страны.

Однажды дорожные знаки указали, что мы находимся близко от города Коня в центральной Турции, где трудился Павел во время своего первого и второго миссионерского путешествия. Мурат сказал нам, что Коня — это город с населением 500 тысяч человек, но только три или четыре тысячи из них являются христиана¬ми, и Мурат знал их лично. Когда он также сказал нам, что Коня — это турецкое название древнего города Икония, я понял, что в этом городе была преуспевающая христианская община, основанная Павлом (Деян. 13:51-14:6). Затем мы узнали, что Ефес сейчас называется Кузадаси, Филадельфия — Алашехир, и сейчас там не найти христиан.

Когда Иоанн писал свою книгу, христианство было широко распространено в центральной и западной части Малой Азии. Действительно, многие ученые считают, что христиане были более многочисленными в первом веке именно в Малой Азии, нежели в других частях мира. Но со временем эти церкви постепенно уменьшались, до тех пор, пока ислам практически не искоренил их. Территории, где располагались одни из самых сильных ранних церквей (включая Сирию и Северную Африку) сейчас в подавляющем большинстве являются исламскими. Как Иисус предупреждает нас в сегодняшнем тексте, светильник может быть сдвинут со своего места.

Хотя церковь разрушила не ислам. В Северной Африке доктринальные и этнические противоречия ослабили христианство. Христиане на среднем востоке не смогли найти общий язык с местной культурой, оставив открытым путь для более контекстуализированной веры мусульманства. В эпоху средних веков церковь в Европе пыталась воскресить христианство на среднем востоке. Но они неверно поняли Евангелие и выбрали метод (крестовые походы), который только ухудшил ситуацию. Это была церковь, которая разрушила христианство на восточном средиземноморье.

История должна служить предостережением для нас. Там, где когда-то процветало Евангелие (включая Европу, Северную Америку и Австралию), сейчас царит упадок. Регионы, которые едва были знакомы с Евангелием два века назад (Африка и Азия), быстро становятся центрами меры. Вы и я осмеливаемся отказаться от выполнения нашей роли в Божьем плане Если мы отказываемся от нашей миссии, Господь воздвигнет Других, чтобы выполнить ее. Светильник может быть сдвинут со своего места.

Господи, помоги мне ясно помнить свою миссию сегодня. Сохрани мой светиль¬ник горящим.

12 февраля

«Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать от древа жизни, которое посреди рая Божия» (Откр. 2:7).

Бог предлагает ефесским победителям особую награду. Они будут есть от дерева жизни, расположенного в раю Божьем. Если требуется глубокое покаяние, чтобы есть с дерева жизни, — это стоит того. Награда намного превосходит принесенную жертву (Откр. 22:2).

Практически каждый знает историю о Гедеоне, о том, как он разгромил мадианитян с тремястами человек со светильниками и трубами в руках. Большинство людей никогда не слышали окончания этой истории. После этого сражения люди попросили его стать царем. Но «Гедеон сказал им: ни я не буду владеть вами, ни мой сын не будет владеть вами; Господь да владеет вами» (Суд. 8:23).

У Гедеона было 70 сыновей от различных жен. У него был один внебрачный ребенок. После смерти Гедеона Авимелех с родственниками своей матери составил заговор, чтобы убить всех остальных сыновей Гедеона и провозгласить себя царем (вы можете прочитать эту историю в Суд. 9). Единственный сын Гедеона, избежавший убийства, Иофам, нарушил церемонию коронации Авимелеха, насмехаясь над ним на расстоянии.

«Пошли некогда дерева помазать над собою царя и сказали маслине: царствуй над нами. Маслина сказала им: оставлю ли я тук мой, которым чествуют богов и людей, и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева смоковнице: иди ты, царствуй над нами. Смоковница сказала им: оставлю ли я сладость мою и хороший плод мой и пойду ли скитаться по деревам? И сказали дерева виноградной лозе: иди ты, царствуй над нами. Виноградная лоза сказала им: оставлю ли я сок мой, который веселит богов и человеков, и пойду ли скитаться по деревам? Наконец сказали все дерева терновнику иди ты, царствуй над нами. Терновник сказал деревам: если вы по истине поставляете меня царем над собою, то идите, покойтесь под тенью моею; если же нет, то выйдет огонь из терновника и пожжет кедры Ливанские» (Суд. 9:8—15).

По своей природе терновник (по-еврейски атад) причиняет острую большинство деревьев имеет ценное качество для окружающей среды. Животные питаются их плодами и покоятся в их тени. Птицы гнездятся в ветвях деревьев. Органические вещества, падающие с деревьев, питают другие растения. Таким образом, в древнем мире здоровое дерево представляло собой роль заботливой, должным образом организованной власти. Но, когда я вижу терновое дерево, описанное Иофамом, ничего, абсолютно ничего не растет под этим деревом, даже сорняки! Иофам высмеивает жестокую и оскорбительную природу, которую будет проявлять царство Авимелеха.

Правление Бога не будет походить на правление Авимелеха. Вместо терновника Книга Откровение описывает «дерево жизни», которое улучшает жизнь каждого, кто соприкоснется с ним. Победителей ждет жизнь с избытком, которая никогда не закончится. И мы никогда не пожалеем о том, что подчинили нашу жизнь правлению Бога.

Господи, сегодня я снова подчиняю мою жизнь Тебе. Помоги мне доверять Твоему руководству.

13 февраля

«И Ангелу Смирнской церкви напиши: так говорит Первый и Последний, Который был мертв, и се, жив: Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» (Откр. 2:8,9).

Комментаторы соглашаются, что нищета в этом отрывке имеет буквальное значение, в то время как богатство — духовное. Жители Смирны были нищи в этом мире, но были богаты Евангелием, богаты Духом.

В практическом смысле существует большая разница между бедными и богаты¬ми. Люди, рожденные богатыми, обладают совершенно другим мировоззрением, чем люди среднего достатка. Ограниченные финансы влияют почти на все решения, которые мы принимаем. Мы выбираем недорогой ресторан, чтобы пообедать, и покупаем одежду Волмарте или Гуччи. В свободное время мы идем на общественный пляж, а не отправляемся в путешествие в тропики или дорогой клуб. Ограниченное количество денег определяет каждое решение, которое мы принимаем.

Сравните ваш образ жизни с тем, который ведут очень состоятельные люди. Если вы хотите покататься на лыжах в Альпах или даже пройтись там по магазинам, отправляйтесь в аэропорт и покупайте место первого класса на ближайший рейс. Если погода слишком холодная, отправляйтесь в тропики или в другое полушарие. Вам не нравится стирать одежду, просто наймите кого-то, чтобы покупать одежду нового дизайнера каждый день. Хотите новую скоростную лодку или спортивную машину? Наймите кого-то, чтобы сделать покупку и доставить туда, куда захотите. Хотя большинство из нас ограничены в принятии ежедневных решений, у очень богатых людей весь мир находится у ног. Они могут делать все, что захотят, и быть там, где захотят, когда пожелают. Остальные склонны смотреть издалека с завистью, думая о том, что им это недоступно.

Но церковь в Смирне открыла богатство иного рода, которое едва ли смогут обрести богатые (Мф. 19:24). Те, кто знает Иисуса, свободны от порабощения деньгами. Они осознают, что нашли истинное богатство жизни во взаимоотношениях, основанных на любви. Иметь чистую совесть, прощать и быть прощенным — означает быть истинно богатым. Намного лучше знать Слово Божье, чем бегать по кругу от одного опустошающего развлечения к другому.

Правда заключается в том, что состоятельные люди испытывают трудности во взаимоотношениях. Они никогда не знают, кому они могут доверять. Каждый хочет быть их другом, но не из-за их личностных качеств, а потому, что дружба с состоятельным человеком открывает путь к богатству и власти. Богатые избегают взаимоотношений со Христом, иногда потому что они слишком заняты и растеряны, иногда потому что они больше, чем бедняки, боятся призыва «продать все, что имеешь». Истинное богатство находится во Христе, а не в материальном достатке.

Господи, направь мое внимание на истинное богатство, которое Ты предлагаешь во Христе.

14 февраля

«Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское» (Откр. 2:9).

У меня есть друг Тед. Он раньше летал на боевые задания на истребителе ВМФ США. Сразу после приземления на базе воздушных сил он услышал по рации, как один пилот спустился с высоты 20 000 метров. Двадцать тысяч метров? Спустился! Как высоко может летать самолет этого парня? — думал мой друг. После расспросов он установил, что это был совершенно секретный (в то время) SR—71 разведывательный самолет, способный летать на неслыханной высоте и с невероятной скоростью.

Его интерес возрос, и Тед прошел через все препоны бюрократизма, чтобы получить разрешение самому посмотреть SR-71. Наконец начальство позволило ему пройти охрану и посмотреть на это потрясающее технологическое достижение. Огромные размеры и блеск самолета впечатлили Теда. Но когда он подошел ближе то был ошеломлен и разочарован. Что-то текло по всему полу. Множество поддонов покрывали пол под самолетом. Казалось, что все эти емкости с жидкостью готовы разлиться! Затем он узнал, что все это было приготовлено для взлета. Он спросил, что все это значит.

«Ничего», — ответила ему наземная команда, Это было сооружение огромного размера. Оно создано для полета на большой высоте с высокой скоростью полета, Тед не осознавал, что создатели этого самолета создали его для того, чтобы справляться с невероятными нагрузками. Однажды самолет набрал скорость, достиг Своей максимальной высоты полета, его обшивка расширилась, в результате чего высокая температура спровоцировала течь. Большая часть самолета состоит из тирана, металла, который по мере нагревания становится крепче.

Эта история помогает мне понять сегодняшний текст. Как христиане могут быть (богатыми и бедными одновременно? Можно ли принимать страдания и несчастья за богатство (Иак 1:2)? Я считаю, христиане во многом похожи на SR—71. В обычной жизни они совсем не выделяются. Может казаться, что их жизнь находится в еще большей неразберихе, чем жизнь обычного светского человека. Но когда возникают испытания и трудности жизни, настоящий христианин начинает сиять.

Бог позволяет Своим детям проходить через испытания не для того лишь, чтобы уехать, что они из себя представляют. Он уже знает это. Но единственная причина, по которой Он допускает испытания, — это то, чтобы мы могли открыть, как Он хочет пересотворить нас. Таким образом мы учимся быть ближе к Богу в испытаниях, которые Он предназначил для нас, чтобы мы могли летать выше и быстрее, чем можем себе представить. Если бы наша жизнь была легче, мы бы, возможно, никогда не познали то богатство полноты, которое исходит от полета на Божьей высоте.

Господи, Ты знаешь, как приготовить нас для жизни, которую Ты задумал для нас, когда творил нас. Помоги мне не возмущаться процессом подготовки, но видеть вечные богатства в жизненных неудачах.

15 февраля

«Знаю твои дела, и скорбь, и нищету (впрочем, ты богат), и злословие от тех, которые говорят о себе, что они Иудеи, а они не таковы, но сборище сатанинское»

(Откр. 2:9).

Из сегодняшнего текста видно, что взаимоотношения церкви с иудеями Смирны несли в себе угрозу. Церковь столкнулась с тяжелой ситуацией. К четвертому веку Римская империя ожидала от каждого, кроме иудеев, поклонения императору. Власти освободили иудеев от почитания императора ради их древней религии. После того, как римляне стали отождествлять ранних христиан с иудеями, им часто удавалось избегать ненужных преследований.

У самих иудеев, с другой стороны, были причины остерегаться каких-либо связей с христианами. За 25 лет до этого иудейские апокалиптические ожидания привели к вторжению римлян и разрушению Иерусалима и храма. Тысячи бездыханных тел остались за стенами города. Было очевидно, что положение иудея в Римской империи могло ухудшиться, если бы христианские разговоры о Мессии навлекли на евреев подозрения римлян.

В то время, когда Иоанн писал Книгу Откровение, у еврейской общины были трудности с управителями города Смирны. Когда христиане из евреев говорили об Иисусе как о Мессии и о конце мира, это только усложняло их жизнь. Поэтому мы должны понять, что слово «злословие» в нашем тексте применяется в значении «клеветать». Исторические записи предполагают, что в Смирне в первом столетии могли происходить следующие события.

Давайте представим, что Джейсон был членом синагоги, будучи христианином, а еврей Тедос, который не является христианином, его сосед, никогда не любил его. Его «сумасбродные идеи» сбивали с толку иудеев, живущих в окружении язычников. Однажды Тедос узнал, что гуси Джейсона снова вышли за свое ограждение и топчут его ценные рододендроны. В приступе ярости он сообщает местным властям о том, что Джейсон является врагом императора и государства, но выдавал себя за иудея. Затем он приводит доказательства неиудейских идей Джейсона.

Римские власти в то время редко разыскивали христиан, но когда они сталкивались с особыми обвинениями, они должны были провести расследование. Им нельзя было иметь потенциальных революционеров, которые незаметно умножаются. Они опросили соседей Джейсона и вскоре поняли, что он не принимал участия в общественной жизни. Если еврейской общине не нравился Джейсон и она поддерживала идею Тедоса, что Джейсон не настоящий иудей, то приговора ему скорее всего было не избежать.

После таких инцидентов становится понятным, почему христиане начали думать, что иудеи, подобные Тедосу, не были настоящими иудеями, но орудиями сатаны.

Господи, яви Себя всем христианам, которые встречаются со злословием и преследованиями в современном мире покажи мне как я могу поддержать и ободрить их.

16 февраля

«Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).

Иисус говорит: «Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть». Почему? Потому что «в любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх… Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4:18,19).

Те, кто боится Бога, посвящают себя Ему и не позволяют никому больше беспокоить их. Они научились доверять Богу во всех ситуациях, потому что Он знает все. Он не позволяет происходить ничему, что впоследствии не приведет к нашему благу. Он не разрешает случаться тому, с чем бы мы не могли справиться, если мы общаемся с Иисусом.

Иногда мы попадаем в ситуации, которые потрясают нас. Но, тем не менее, нам нечего бояться. Вы помните о том, как я плавал под водой около острова Херона в великом барьерном рифе? Я поранил свою ногу за неделю до того и был немного усталый. Чтобы набраться сил во время плавания, я время от времени вставал на камни и высовывал нос над поверхностью воды. Пока я плыл таким образом, я установил, что вода была не полтора метра глубиной, а два, а берег был в ста метрах от меня.

Осознав, что у меня нет сил вернуться назад, я начал паниковать. Я захлебывался и стал думать, что моя жизнь подошла к концу. Неожиданно я нащупал ногой риф, достаточно большой, чтобы я мог удержать равновесие. Затем подплыла моя жена и помогла мне стоять прямо. Прибыла помощь, и я безопасно добрался до берега.

Когда я достиг берега, меня переполняли мысли о том, что, должно быть, я остался жив для определенной цели. У Бога была причина, чтобы я продолжал жить, поэтому Он вмешался, чтобы помочь мне осуществить Его цель. Это происшествие, которое избавило меня от страха, является превосходной иллюстрацией к сегодняшнему тексту. Я знаю, что Бог управляет моей жизнью. Вы можете сказать, это время уже дано мне взаймы, поэтому мне действительно больше нечего бояться.

Около года спустя я прогуливался там, где туристы бывают редко, — по пустынной мусульманской части старого Иерусалима. Некоторые из моих студентов увидели меня и спрятались за углом. Когда я проходил мимо них, они выскочили с криком, как будто они собирались убить меня. Я не знал, кто они такие, но никак не отреагировал. К своему и их удивлению, я не испугался.

Конечно же, я не собираюсь проявлять глупость и ходить в те места, о которых я ничего не знаю, но если Бог направляет мою жизнь, мне не нужно бояться. Если Он со мной и пришло мое время, значит, так тому и быть. Мне не нужно беспокоиться о том, когда это случится. Страх больше не контролирует меня.

Господи, спасибо Тебе за те времена, когда я интуитивно жил верой. Умножь мою веру.

17 февраля

«Не бойся ничего, что тебе надобно будет претерпеть. Вот, диавол будет ввергать из среды вас в темницу, чтобы искусить вас, и будете иметь скорбь дней десять. Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни» (Откр. 2.10).

Даниил и его друзья пережили десять дней испытаний, описанных в Дан.1. Церковь в Смирне также пережила десятидневный период испытания. Но верность, проявленная в этих испытаниях, привела к будущей славе. Подобно Дениилу и его трем друзьям, мы лучше всего готовимся к будущим испытаниям, когда проходим те трудности, с которыми сталкиваемся в настоящем.

Игроки выстроились в линию друг против друга. Когда мячик был пойман, Майк оттолкнул полузащитника из противоположной команды правым плечом, высвободился для кувырка через левое плечо и, сбив с ног нападающего, забил победный гол.

Хотя все это происходило в течение трех с половиной секунд, подготовка к игре длилась годами. Силовая нагрузка четыре — пять раз в неделю сделала руки и ноги Майка достаточно сильными для того, чтобы освободиться от захвата полузащитника. Сотни теннисных матчей и упражнений на ловкость и быстроту наделили его способностью быстро менять направление движения.

Тысячи сорокаметровых пробежек со скоростью ветра означали, что он может продолжать игру, тогда как его противники еле дышали. Сотни часов просмотра фильмов научили его, что полузащитник всегда немного отклоняется назад во время бросков или что нападающий делает обманное движение с мячом или пробирается налево, когда противник собирается схватить его.

За три с половиной секунды Майк отлично сыграл, что полностью изменило ход матча. Все его страдания превратились в силу, ловкость, скорость, стратегию, которую он применил, чтобы разгромить противников. Ничто не приносило удовольствия, разве только теннис. Но каждое упражнение делало его немного быстрее, немного сильнее, чем он был до этого. Все это дает ему небольшие преимущества на футбольном поле.

Итог успеха Майка определяется в меньшей степени тем, что происходит на поле, а в большей степени тем, что происходит на тренировках. «Венец жизни» (олимпийская золотая медаль), который Иисус обещал Смирнской церкви, не был результатом их случайного поведения. Бог использовал скорбные ситуации, которые они переживали, чтобы приготовить их к окончательной победе к вечной жизни.

Господи, помоги мне помнить, что трудности в моей жизни сегодня — это не препятствия, это возможности приготовиться к окончательной битве в земной истории.

18 февраля

«Будь верен до смерти, и дам тебе венец жизни. Имеющий ухо [слышать] да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающий не потерпит вреда от второй смерти» (Откр. 2:10, 13).

Поликарп был пожилым епископом Смирны около 155 г. н. э. Толпы людей на стадионе с шумом требовали его ареста. Когда воины прибыли к его дому, чтобы арестовать его, он устроил им обед, попросив час на молитву перед тем, как они заберут его. Офицеры изумились его великодушию и выразили сожаление, что они вынуждены арестовать его. Пока он шел на площадь к ревущей толпе, раздался голос с небес «Будь сильным, Поликарп, поступай, как подобает мужчине»

Проконсул (правитель) из уважения к его возрасту, попытался убедить Поликарпа избежать смерти, предложив ему простой путь:

— Все, что тебе нужно сделать, — это сказать: «Долой атеистов». Толпа уже ранее использовала эту фразу по отношению к христианам, называя их атеистами, потому что они не поклонялись идолам и не имели своих собственных мест поклонения. Поликарп махнул рукой в сторону языческой толпы на стадионе и сказал: «Долой атеистов». Не удовлетворившись, конечно же, проконсул сказал: «Просто прокляните Христа, и я позволю вам уйти».

— Восемьдесят лет я служил Ему, и Он не сделал мне ничего плохого, — ответил епископ, — как я могу проклясть моего Царя, Который спас меня.

Когда проконсул угрожал ему огнем, Поликарп ответил:

— Вы угрожаете мне огнем, который горит лишь час, потому что вы не знаете об огне в день суда, который придет на всех нечестивых. Но почему же мы медлим? Делайте то, что вы хотите!

Когда они обложили Поликарпа дровами, они хотели прибить его к столбу, но «и сказал:

— Разрешите мне остаться так. Тот, Кто поможет мне перенести огонь, поможет мне также остаться здесь и без гвоздей.

Когда они зажгли костер, он образовал над ним свод, подобный печи. Епископ стоял в ее центре не тронутый. Толпа, не способная перенести свое поражение, отбросив палачей, проникла к нему и убила его кинжалом. Таким образом, Поликарп умер за свою веру.

Угроза смерти для христиан не является слишком актуальной в современном мире. Возможно, многие считают подобные тексты и истории неуместными для нашей повседневной жизни, особенно если наша жизнь комфортна. Но мы все еще можем многому научиться из этих историй. Мученичество наших братьев и сестер в прошлом и даже в настоящем побуждает нас размышлять о цене веры. Как бы мы поступили в подобных обстоятельствах? Может ли наша вера возрастать и становиться более зрелой без подобных испытаний? Насколько сильно мы в действительности ценим Иисуса?

Господи, помоги мне осознать цену моей веры. Я хочу принимать небольшие и, питания сейчас, чтобы увидеть все, что уготовано мне

19 февраля

«И Ангелу Пергамской церкви напиши так говорит Имеющий острый с обеих сторон меч: знаю твои дела, и что ты живешь там, где престол сатаны, и что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр. 2:12,13).

Некоторые богословы на основании этого отрывка предполагают, что церковь в Пергаме шла на компромиссы. Это объясняет, почему Иисус подходит к ней с острым с обеих сторон мечом. Церкви необходима проницательность, которая исходит от Слова Божьего. «Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).

Церковь Пергама кажется полной противоположностью Ефесской церкви, которая имеет здравые доктрины, но ей недостает любви. Пергамская церковь слаба именно в той сфере, в которой сильна Ефесская церковь, — здравые доктрины.

По мнению Иисуса, христианам опасно жить в Пергаме. В некотором смысле Он считает его местом обитания сатаны. Возможно, Пергам являлся наиболее впечатляющим из семи городов, перечисленных в этой главе Книги Откровение. Его развалины лежат на вершине горы высотой в несколько сот метров. Самая большая из оставшихся построек — это амфитеатр, способный вместить около 15 000 человек Он построен на склоне горы, и с него открывается вид на долину на западе.

Археологи приняли участие в раскопках самого величественного храма — Пергамского алтаря. В восточной части Берлина построен музей — внутренняя часть этого храма. Храм включает в себя огромную мраморную лестницу (почти б м в высоту и 3 м в ширину), окруженную и увенчанную расположенными в форме подковы скульптурами из цельного мрамора. Это была потрясающая работа, она являла собой веру в человеческую гениальность и чрезвычайную силу религии. Такое великолепие привлекало зрителей к языческим религиям Рима. Компромисс мог легко прокрасться не замеченным в среду христиан.

Сила человеческих достижений сегодня более впечатляющая. Гигантские небоскребы, фантастический технический прогресс, ослепительные спортивные события и шоу — все это незаметно внушает, что реальная жизнь — это человеческие достижения и гордость. Слово Божье — острое, как обоюдоострый меч, оно открывает, что эта ложная реальность — иллюзия. Такие события, как 11 сентября, подчеркивают точность оценки, данной Иисусом. В конце концов, могущественный Пергам сегодня почти полностью находится в руинах.

Господи, оцени Своим Словом мою жизнь сегодня. Открой мне, в чем я могу пойти на компромисс.

20 февраля

«И что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр. 2:12,13).

Утверждение «не отрекся от веры Моей является противоположным утверждению «будем твердо держаться исповедания нашего» (Евр. 4:14; 10:23). Верующие Пергама не только сохранили свое доверие и уверенность в Боге в хорошие времена, но также отказались предать веру, находясь под давлением преследований. Мы развиваем нашу веру в Бога и Его наставления, применяя Его Слово в повседневной жизни. Когда мы видим действующую руку Божью в нашей жизни, наша вера возрастает. Когда наша вера проходит маленькие проверки, она укрепляется до того,кто может перенести более серьезные испытания, которые могут встретиться на пашем пути.

Пример того, как вера развивается маленькими шагами, произошел осенью 2003 года. Во время встречи руководства школы в Мичигане церковь адвентистов седьмого дня узнала, что ее школе не хватает 8 000 долларов. Когда руководство церкви не смогло прийти ни к какому решению, церковь сделала призыв ко всем ее членам. Вперед вышел человек, который предложил внести ровно столько, сколько внесет церковь. Он предполагал потратить 4 000 долларов со своего собственного счета.

Молитвы продолжали возноситься, и членам церкви были разосланы письма. 7 декабря на школьной рождественской программе собирались пожертвования. В конце программы директора школы пригласили выйти вперед и объявить, что в тот вечер было собрано 12 160 долларов! И это не включая подаренные деньги.

Увидев результаты, этот анонимный даритель был ошеломлен щедростью членов церкви. Даже если бы он потратил все свои сбережения, все равно ему бы не читало тысячи долларов, чтобы выполнить свое обещание. Сначала он хотел пожертвовать 4 000 долларов, но затем решил выполнить свое обещание и позволить проявить Себя. Он снял все деньги со своего банковского счета и стал молиться о чуде.

Не задолго до конца недели к нему неожиданно поступили средства, которые позволили ему не только выполнить свое обещание, но и снова пополнить свой банковский счет! Этот поступок веры не только получил свою награду, но и вся церковь была восхищена, увидев, как могущественно и удивительно своевременно и действует Бог. Один маленький поступок веры увеличился, как снежный ком, так что вся община из нескольких сот человек могла ощутить руку Божью.

Таким образом, наша вера возрастает в мелочах. А в больших испытаниях она проверяется на прочность.

Господи, умножь мою веру. Пошли мне сегодня такой опыт, который укрепит мое доверие Тебе. Приготовь меня и моих любимых к грядущим большим испытавши.

21 февраля

«И что содержишь имя Мое, и не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр. 2:13).

Книга Откровение сообщает нам о казни христианина по имени Антипа. Его имя имеет интересное значение: «против всех». Оно соответствует языческим обвинениям христиан в том, что они являются «ненавистными для всех народов». Жители Римской империи относили это обвинение к христианам, потому что они отказывались принимать участие в различных обрядах государственной религии, что ожидалось от всех добропорядочных граждан Римской империи. По меньшей мере многие считали христиан противниками общества, несущими несчастья.

Хотя Писание не указывает никаких подробностей, но очевидно, что Антипа умер как мученик за веру. «И не отрекся от веры Моей даже в те дни, в которые у вас, где живет сатана, умерщвлен верный свидетель Мой Антипа» (Откр. 2:12,13). Пергам был одним из городов, где римский правитель владел судом и принимал судебные решения. Возможно, что первые христиане видели в «обоюдоостром мече» Христа (ст. 12,16) противопоставление власти правителя выносить смертный приговор. Если так, то римский правитель, возможно, казнил Антипу за то, что тот был

христианином.

Процесс осуждения Антипы, возможно, был описан Плинием несколько лет спустя в письме к императору Трояну. «Я спрашивал обвиняемых, являются ли они христианами. Если они признавались, я спрашивал их второй и третий раз, угрожая наказанием. Тех, кто упорствовал, я приказывал казнить, потому что я не сомневался в том, что они заслуживают наказания за свое непреклонное упрямство, что бы они ни исповедали… Я освобождал тех, кто говорил, что они не являются или никогда не были христианами, и кто в моем присутствии умолял богов и ставил вино и фимиам перед твоим (Трояна) образом, и особенно проклинал Христа, что, я слышал, истинные христиане не делают».

Троян ответил, что властям не следует разыскивать христиан или причинять им страдания на основании анонимных обвинений. Однако если они открыто привлекли внимание правителя, то с ними следует обращаться так, как описал Плиний. Возможно, враждебно настроенный сосед, еврей или язычник, донес на Антипу правителю. Представьте себе, как жить там, где любой из соседей может неожиданно донести о вашей вере властям! Если это могло случиться с Антипой, это может случиться с любым христианином.

Господи, я благодарен Тебе что, что я живу сегодня относительно безопасно. Дай мне мудрости и силы служить Тебе хорошо в спокойные времена.

22 февраля

«Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали. Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу» (Откр. 2:14,15).

Вероятно, некоторые в Пергамской церкви придерживались учения Валаама. Они также, как и он, пытались соблазнить других своими идеями. Следующим упомянуто учение николаитов. Греческие корни слова «николаиты» (nikolaos) имеют значение «тот, кто подчиняет людей», тогда как еврейское имя Валаам значит «тот, кто поглощает людей». Эти два определения, хотя взяты и из разных языков, означают, по существу, одно и то же.

Когда царь Моава увидел приближающихся израильтян, он осознал, что Бог Израиля намного более могущественный, чем его армии. В связи с этим у правителя Валака родилась замечательная идея. Он нашел истинного пророка Бога Израиля, который согласился проклясть их. После чего предполагалось, что их божество оставит их и Валак сможет выиграть сражение.

Услышав о Валааме, Валак послал к нему своего представителя: «Царь Моава предлагает тебе большую сумму денег, если ты придешь и проклянешь Израиль», будучи довольно жадным, пророк решил принять предложение, несмотря на неудовольствие Иеговы.

По дороге к Валаку у Валаама состоялся этот известный диалог с ослицей. Несмотря на Божественную подсказку о том, что он находится на неверном пути, он продолжил свой путь и попытался проклясть Израиля. Но вместо проклятий из его уст излились благословения. Царь, который нанял его, был в бешенстве (см. Чис. 22-24).

Однако Валаам постоянно говорил о том, что он является пророком Иеговы и может говорить только то, что Он вложит в его уста. Независимо от того, что делал Валаам, он не мог проклясть Израиль и, таким образом, не мог заработать деньги. Затем к нему пришла блестящая идея.

Если бы мы смогли понять, что может увести израильтян от Бога, — сказал он, Бог бы оставил их и они бы потерпели поражение в битве». Валаам использовал привлекательность языческих торжеств и сексуальную распущенность, чтобы склонить израильтян ко греху, чтобы они ели идоложертвенное и блудодействовали. В результате Бог отнял Свою защиту от Израиля, и великий мор поразил многих из них (Чис. 25; 31:16).

История Валаама иллюстрирует нашу зависимость от Божьей защиты. Грехи, которые кажутся нам такими невинными, имеют разрушительные последствия, если им удается разделить нас с Богом. Церковь Пергама оправдывала свои компромиссы, подвергнув себя серьезной опасности.

Господи, помоги мне видеть последствия моих ежедневных поступков и вести себя соответствующим образом.

23 февраля

«Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали» (Откр. 2:14).

Принятие пищи, посвященной идолам, может показаться маловажным вопросом, не стоящим выражения недовольства. Молодые люди часто спрашивают: «Ну что плохого в безопасном сексе?» Действия, к которым подтолкнули израильский народ Валак и Валаам, должно быть, не казались такими уж плохими для многих израильтян. Но когда искушение ведет ко греху, мы часто обнаруживаем, что его последствия сильно превосходят то удовольствие, которое оно могло принести. Конечным результатом поклонения Ваал-Фегору была гибель 24 000 израильтян.

Недавние открытия пролили свет на сложное устройство космического пространства. Долгое время наличие черных дыр считалось ничем не подтвержденной теорией. Однако ученые знают, что так называемые черные дыры — это огромные гравитационные поля, которые могут буквально разорвать звезду. Они невидимы невооруженным глазом, но при помощи рентгеновских телескопов, например, в обсерватории Чандры, в Кембридже, их можно заметить.

Фотографии, сделанные в Чандре, стали первым серьезным доказательством этого феномена. На них видно разрушение звезды из-за притяжения черной дыры. «При небольшом растяжении звезда может выжить, но та, что мы наблюдали, была растянута слишком сильно», — говорит Стефани Комосса из Института внеземной физики им. Макса Планка в Германии, — она попала в очень нехорошее соседство».

Интересно то, что черная дыра не проглотила всю звезду. Она оторвала лишь 1% от общей массы звезды, и перед тем, как исчезнуть, оторванная часть разгорелась, а затем взорвалась, испустив мощный импульс газа. Все, что делает черная дыра, — это дает начало процессу уменьшения критической массы звезды. Как только черная дыра отрывает кусочек от звезды, она сразу же запускает процесс ее уничтожения и распада.

Грех подобен черной дыре. Его привлекательность в нашей жизни подобна силе притяжения. Обольщающие искушения постоянно и неуклонно влекут нас к себе. И, подобно тому, как черная дыра разрушает звезду, уничтожая ее структуру, потакание греху может разрушить нас, запустив процесс полного уничтожения. Слово Божье ясно говорит, что даже маленькие грехи могут привести к разрушению и в конце концов к смерти.

Господи, помоги мне относиться к греху очень серьезно. Я знаю, что спасение дается по благодати, а грех отделяет меня от Тебя и Твоей благодати и ведет меня в опасном и разрушительном направлении. Поэтому сегодня я хочу предать мое тело и мой разум Твоей воле.

24 февраля

«Но имею немного против тебя, потому что есть у тебя там держащиеся учения Валаама, который научил Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали Так и у тебя есть держащиеся учения Николаитов, которое Я ненавижу» (Откр. 2:14,15).

Слово, означающее «любодействовать», в греческом языке близко по значению к слову «проституция». Христиане часто ужасаются, что люди могут ценить себя настолько низко, чтобы предлагать свои тела за относительно небольшую сумму денег. И те же христиане иногда думают, что секс между двумя взрослыми людьми, давшими обоюдное согласие, не является большой проблемой. Но если плохо продавать наше тело другому, неужели лучше отдавать его бесплатно? Библия учит нас сохранять себя для того единственного, который оценит нас настолько высоко, что захочет посвятить нам всю свою жизнь. Беспорядочная половая жизнь часто происходит, когда у людей низкая самооценка. А то, что они не ценят, они свободно выбрасывают.

— Но разве сексуальная чистота до брака это не старомодная идея? — спросил прихожанин пастора, — конечно, глупо вести беспорядочную половую жизнь, когда вокруг столько болезней, но мы любим друг друга и планируем в будущем пожениться. Назовите мне хоть одну причину, почему нам следует подождать.

— Я сделаю лучше, — ответил пастор, — я назову вам три причины. Во-первых, если вы готовитесь к браку, вам нужно строить взаимоотношения, которые продлятся всю жизнь. Чтобы достичь этого, вам потребуется совместно проводить время, узнавать друг друга в интеллектуальном, эмоциональном, духовном планах. Но если пара переходит на физический уровень отношений, она начинает пренебрегать остальными аспектами взаимоотношений, которые особенно важны для последующей долгой совместной жизни. Во вторых, секс до брака ослабляет вашу сопротивляемость изменам в браке. Наш мозг имеет тенденцию идти по пути наименьшего сопротивления. Если вы проложили тропу, то намного легче в будущем идти снова этим же путем. «Пробный брак» — это лучший способ гарантировать, что сам брак не продлился долго. В третьих, даже если у вас никогда не будет измены в будущем, сексуальные отношения с вашим будущим супругом до брака поднимают вопрос доверия. Независимо от того, насколько вы верны, она будет думать: «Он поступил так со мной, когда мы не были женаты, что остановит его сделать то же самое с кем-то еще?» Имея подобное недоверие, довольно трудно строить брак.

— Вот это да! — ответил прихожанин, — я и не знал, что Библия так практична.

Господи, помоги мне перестать слушать Валаамов из Голливуда и с Мэдисон Авеню. Я хочу доверять тому, что говорит Твое Слово, даже если я не понимаю, почему.

25 февраля

«Покайся; а если не так, скоро приду к тебе и сражусь с ними мечом уст Моих. Имеющий ухо [слышать] да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает» (Откр. 2:16,17).

Церковь в Пергаме неумышленно поддалась компромиссам. Люди не просыпаются однажды утром и не решают прекратить свои отношения с Богом или стать полностью мирскими. Когда христиане становятся мирскими, это происходит потому, что они позволяют себе постепенно склоняться к этому. Возможно, они перестают молиться или бороться в личной молитве, как они делали это раньше. Возможно, они просто не читают Библию и другие христианские книги так часто, как они читали раньше. Человек постепенно становится атеистом.

Трагедия компромисса в том, что люди идут на него, даже не осознавая того, что происходит. Компромисс популярен — он никого не оскорбляет, но, напротив, делает счастливым. Но он беспокоит Бога. Я, возможно, должен уточнить последнее утверждение. Улаживание разногласий и компромисс — это не одно и то же. Первое — это благо. С другой стороны, результаты компромисса не являются духовно здоровыми.

С приходом компромисса приходят низкие личные стандарты. Люди не плывут против течения естественным образом. Обычно в церкви наблюдается тенденция катиться вниз к более низким стандартам и меньшей чистоте в доктринах. До тех пор, пока люди не пожелают плыть против течения, живя в согласии с истинами Священного Писания, церковь неизбежно будет опускать свои стандарты все ниже и ниже, как это произошло в Пергаме.

Как Иисус подходит к решению проблемы компромисса? Он не оставляет нам никаких сомнений. Покайтесь! Греческая форма этого слова подразумевает, что покаяние — это то, с чего люди должны начать. Жители Пергама явно не думали, что они нуждаются в покаянии, но Иисус настаивает, что неправильное понимание терпимости требует покаяния. Если церковное руководство не будет противостоять людям, разрушающим церковь, Он придет и «сразится с ними мечом уст Своих».

Средство от компромисса прежде всего — твердое решение. Покаяться — значит сделать полный разворот в своей жизни, вновь поднять духовную дисциплину на должный уровень. Это значит прекратить делать то, что кажется хорошим и естественным. Покаяние требует, чтобы вы намеренно выделили время для молитвы и изучения Библии. Найдите время на то, что Бог ожидает от вас, например, на то, чтобы делиться своей верой.

Независимо от того, что вы сделали или где вы находитесь, никогда не поздно измениться к лучшему.

Господи, открой мои глаза па невидимые для меня компромиссы в моей жизни. Прошу, ниспошли мне дух покаяния.

26 февраля

«И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану знаю твои дела, и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых» (Откр. 2:18,19).

Когда кто-то думает о проведении отпуска или выбирает места путешествий по Северной Америке, немедленно на ум приходят несколько мест. Среди основных мест такие, как Орландо, Флорида, Нью-Йорк, Вашингтон, Большой Каньон, Йелло-устонский национальный парк. Большинство из них известны по всему миру, и люди желают посетить их.

Другие места почти также известны. Большинство из них — водоемы или горы, как, например, побережья в Колорадо или Калифорнии. Многие могут удивиться, узнав, что в моем родном штате Мичиган больше лодочных станций, чем в любом другом штате. Путешествие по трем самым большим Великим озерам помогает восстановить свои силы.

Одно место, похоже, никогда не войдет в список путешественника — это штат Оклахома. Лишь спустя десять лет после того, как я посетил сорок девятый штат Аляску, я решил отправиться в Оклахому. Большинство людей скорее всего знают Оклахому по Пыльному котлу, Виллу Роджерсу и мюзиклу Бродвей. Там нет ни больших озер, ни гор, ни больших тематических парков, этот штат является огромной равниной, которую большинство путешественников торопливо проезжают.

Но если, в конце концов, вы решитесь посетить Оклахому, вы встретите там красивые и тихие места. Бескрайние равнины встречаются с бескрайными небесами. И люди, которые живут там, усердно трудятся, их жизнь скромна и наполнена смыслом и счастьем. Хотя жизнь там проста, люди, живущие в той местности, достойны того, чтобы познакомиться с ними получше.

Подобно Оклахоме, Фиатира была похожа на сестру, оставленную в пренебре¬жении среди семи других церквей. Другие шесть городов имели большое полити¬ческое и экономическое значение. В древнем списке великих городов Малой Азии остальные шесть городов появляются в начале списка, тогда как Фиатира там обычно отсутствует. Но Иисус смотрит на вещи не так, как мы. Он видит ценность там, где другие видят лишь мусор. Самые простые из христиан часто имеют самые глубокие отношения с Богом. Если вы иногда чувствуете себя «лишним» в вашей местной церкви, Бог говорит вам: «Добро пожаловать в Фиатиру (Оклахому)!»

Господи, спасибо Тебе за Фиатиру и Оклахому. Они побуждают меня уважать тех, кто изолирован в современном мире. Дай мне Твою силу, когда я чувствую себя отверженным.

27 февраля

«И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану… и дам ему звезду утреннюю» (Откр. 2:18-28).

Я начал играть в гольф около 12 лет назад. Это очень напряженная игра. Вы, вероятно, думаете, что нет ничего сложного ударить по мячу, неподвижно лежащему на земле. И я почти всегда ударял по нему. Но то, как вы ударите, — это другой вопрос. Один раз вы можете нанести удар по мячу справа или слева, а в другой раз у вас не получится это сделать, или мячик не полетит так далеко, как вы запланировали. В другой раз после удара он отклоняется вправо или влево.

Когда я занялся гольфом, моей главной проблемой было отклонение мяча при полете. Небольшое отклонение метров на десять — это не проблема — вы можете исправить это. Но когда он отклоняется вправо на 30, 40 или 50 метров — ваш результат уже не будет успешным.

У моего друга Джима Парка мяч отклонялся еще больше, чем у меня, поэтому он решил пойти к «доктору ударов», тренеру по гольфу (их часто называют профессионалы по гольфу). Посреди урока тренер сказал ему, что причина, почему он посылает мяч вправо, была в том, что он не следует за ударом. Другими словами, мяч летел не туда, куда намеревался его послать Джим, но туда, куда смотрело его тело после удара клюшкой.

Парк немедленно подверг сомнению логику профессора. Какая разница, где заканчивается размах, если он уже сделал удар? Его учитель вновь уверил его, что он срезает мяч, потому что его размах не следует за ним и его тело направлено вправо от цели после того, как он ударил по мячу. Когда все идет не так, как надо, вы готовы попробовать все что угодно! Поэтому Парк последовал этому совету. Результат изумил его. Сейчас его мяч летит прямо и гораздо дальше.

Церковь в Фиатире получила исчерпывающее познание Иисуса. Их успех зависел от того, сохранят ли они это познание. Наш успех также в любом аспекте духовной жизни зависит от того, за кем мы следуем. Мы должны убедиться, что все наши усилия сфокусированы на Иисусе. Когда мы отводим от Него наш взгляд и сосредотачиваемся на проблемах или миссии, размах нашей деятельности (стратегии, организации, таланта) может казаться совершенным, но результаты нашей работы будут далеки от цели. Все, что мы делаем в духовной жизни, должно происходить вместе с Иисусом. Или, говоря языком Послания к Евреем 12:2 (в переводе игрока в гольф), мы должны… взирать «на начальника и совершителя веры Иисуса».

Господи, моя жизнь наполнена беспорядком, хотя в ней много прекрасного. Помоги мне продолжать взирать на Тебя и стремиться всеми силами к Тебе во всем, что я буду делать сегодня.

28 февраля

«Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать, и есть идоложертвенное. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась» (Откр. 2:20,21).

Здесь Иисус называет противников Иоанна последователями Иезавели. Кем бы Она ни была, она представляет в Фиатире разновидность группы под названием Николаиты» и тех, кто «держится учения Валаамова» (Откр. 2:14,15).

Вероятно, все три имени представляют одну и ту же группу, потому что все эти три группы вовлечены в две одинаковые проблемы: употребление пищи, посвященной идолам, и совершение прелюбодеяния. Если вы откроете труды христианских писателей этого столетия, вы заметите, что эти два вопроса выходят на первое место.

Римская империя требовала от всех, не являющихся евреями, принимать участие в гражданских религиозных обрядах. Римляне были терпимы к различным религиозным верованиям, но независимо от того, какой была ваша религия или откуда вы приехали, от вас ожидалось принятие участия в церемониях и общественных мероприятиях римского общества. Эти события были похожи на демонстрацию 1 мая в Советском Союзе. Не имело значения, какую религию вы исповедуете. — принять участие в таком событии было вашей обязанностью как римского гражданина.

Тех, кто не принимал участия в гражданских религиозных обрядах, ожидали серьезные последствия, вплоть до смертной казни. Например, они могли быть изгнаны из торговых организаций, в которых состояли, чтобы устраивать свой бизнес. Они теряли свое влияние на развитие общества или свое положение в этом обществе. Неучастие в государственных религиозных обрядах лишало их возможности, которые предлагало общество. В результате те, кто не участвовал в обрядах царственной религии, становились бедными, беспомощными изгоями общества.

Сегодня для западного мира благосостояние и безопасность являются сокровенными ценностями секулярного общества. Но в греко-римском мире была более высокая цель — статус. Это был мир, который одним открывал почет и уважение, а на то не хотел приспосабливаться, изливал позор. В таком мире ограничения христианской жизни и практики фактически гарантировали лишение уважения и статусу в обществе.

Поэтому христиане первого века, которые отказывались участвовать в римских государственных религиозных мероприятиях, испытывали большие неприятности в бизнесе, гражданских делах и общественных связях. Евангелие дано нам даром оно может стоить нам нашей репутации, нашей семьи, нашей работы и пашей жизни. Иисус призывает Своих последователей к полному посвящению, cо смыслом и целью в этой жизни и высоким статусом в жизни грядущей.

Господи, слишком часто я неверен обязательствам, которые дал Тебе, из-за привлекательности этой жизни. Я желаю вновь посвятить себя Тебе с сегодняшнего дня и далее.