Апрель

1 апреля

«После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слы¬шал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего» (Откр. 4:1).

Откр. 4, 5 одна из наиболее волнующих глав в Библии. В оригинале они более замечательны, чем в переводе. Я никогда без слез не читал эти главы на греческом, с невероятным восторгом я рисовал себе картину небесного богослужения.

Повествование медленно разворачивается, а затем крещендо следует за крещендо, пока вся вселенная не превратится в единый хор, поющий хвалу Агнцу и сидящему на престоле (Откр. 5:11-14). Сцена завершается восклицанием «Аминь» четырех животных, за которым следует глубокая тишина.

Опасность, с которой сталкивается читатель в Откр. 4,5, заключается в уделении слишком большого внимания каждой детали, из-за этого он упускает главное. Цель — показать величие небесного тронного зала, величие Бога и удивительное величие закланного Агнца. Тронный зал Бога превращает все земные мечты о силе и власти в прах. Если бы мы, хоть на мгновение могли увидеть открытые врата небес, всякий страх перед земными властями или отдельными людьми потерял бы смысл. Этот отрывок приглашает нас посмотреть на все земные страхи во свете Божьей непревзойденной силы и славы и принять Его как единственный истиный объект поклонения. Когда мы в действительности познаем Его, мы поймем, что представляет собой истинное богослужение.

Это весть, которую мне нужно услышать. Я часто позволял другим людям увести меня с того пути, по которому Бог хочет, чтобы я шел. Я помню одного семнадцатилетнего парня, который был в два раза больше меня. Он пытался страхом заставить меня украсть конфеты в магазине. Я думаю о президенте конференции, который, испытывая мою посвященность в служении, предлагал мне отличиться в бумажной работе. Эта работа сама по себе неплохая, но она не соответствует Божьему идеалу.

Однажды начальник использовал проверенный временем способ шантажа, в результате которого я пошел на компромисс со своей честностью, чтобы сохранить работу. В другой раз влияние учителя, которым я восхищался, привело меня к сомнениям в библейском учении, которое было совершенно ясным. Вы понимаете, почему я сдался в этих ситуациях? Вы видите силу угрозы и человеческой привлекательности, которая часто уводит нас от Божьего замысла для нашей жизни? Во свете, исходящем от небесного престола, мы можем откликнуться единственно верным способом: покаяться, поклониться и принять Того, Кто достоин нашего поклонения.

Господи, я признаю, что много раз я шел на компромисс со своей совестью, чтобы угодить людям. Я желаю раскаяться и следовать только за Тобой.

2 апреля

«После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы [ср. Откр. 1:10], говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего» (Откр. 4:1).

Мы подошли к той части Книги Откровение, в которой больше трудных мест, чем в других ее частях, — это печати и трубы. Толкователи разделились на две группы в том, как понимать многие тексты 4-й—11-й глав. Важно дать им правильное объяснение, основанное не на чувствах или внутренних ощущениях текущих событий, но на том, что мы в действительности находим в тексте. Единственно безопасный способ в данном случае — определить, насколько возможно, действительные намерения автора при написании этого отрывка. Если мы в значительной степени сможем определить замысел автора и ситуацию того времени, мы будем находиться на твердом основании и сможем понять, каким образом библейский отрывок соотносится с нашей действительностью.

С1986 по 1992 год я входил в комитет по исследованию книг Даниила и Откровение при Генеральной конференции. 20—25 выдающихся богословов со всего мира обогатили мое понимание Книги Откровение. В течение трех лет мы слышали шесть различных толкований 4-й и 5-й глав Книги Откровение, каждое из которых, написанное уважаемым богословом, представляло библейский текст с особой точки зрения. Тем не менее, комитет отверг все шесть толкований. Такое категоричное отвержение озадачило меня, но комитет был единогласен в том, что ни одна из предложенных точек зрения не основывалась естественным образом на библейском тексте. Затем они обратились ко мне и попросили меня написать исследование по этим двум главам.

Я прочитал 4-ю и 5-ю главы Откровения на греческом языке много раз. Неожиданно меня осенило: ни одно из ключевых слов, которые были представлены ранее в исследовательских работах, не присутствовало в этом отрывке. Уважаемые богословы предлагали свои впечатления по поводу происходящего в этом отрывке, но особый язык Книги Откровение не поддерживал ни одну их идею. Читая и перечитывая эти главы, я пришел к совершенно другому заключению о цели и вести этого отрывка, чем это сделали предыдущие авторы.

При исследовании Библии важны не наши впечатления. Жизненно важно узнать Божью цель, которую передал Бог через человека, и метод, благодаря которому мы можем узнать Его намерения. Нам нужно начать с посвящения себя Божьему Слову, независимо от того, какие мнения возникают у нас во время изучения. Нам следует очень внимательно относиться к словам Библии в их контексте и позволить каждому слову занять свое место, открывая ту весть, которую Бог имеет для нас. Единственная истина, которая имеет значение, — это та, которую вложил в Свои слова Бог.

Господи, я раскаиваюсь в том, что много раз я подходил к Твоему Слову, чтобы подтвердить свои собственные мысли. Дай мне желание принять Твою мудрость на Твоих условиях.

3 апреля

После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего» (Откр. 4:1).

После написания послания семи церквам Иоанн начинает писать о том, что голос приглашает его взглянуть на небеса. Начиная с этого момента, Книга Откровение фокусируется на том, что с точки зрения Иоанна находится в будущем (это, возможно, 95 год н. а). Почему это книга о будущих событиях? Потому что Бог хочет, чтобы мы знали, что мы можем доверять Ему, так как Он может вести в верном направлении.

В 1992 году у меня была возможность посетить со всей семьей Диснейленд в Южной Калифорнии. Я больше всего боялся того, что мы потеряемся. Особенно я беспокоился за моих детей, так как им в то время было 10,6 и 4 года. Я объяснил им, что, если кто-то из них отстанет от нас, они должны «застыть» на том месте и ждать нас. Если через час никого не появится, то в силу вступал план № 2 — направиться ко входу в парк и ждать там.

Все шло отлично до 9:30 вечера. После электрического парада мы потеряли нашу десятилетнюю девочку около замка в центре парка. Я тут же сказал каждому оставаться на своих местах, пока я пойду назад в то место, где мы стояли во время парада. Я ходил взад и вперед, окликая ее, но не было никакого ответа. Мной начала овладевать паника. Где она может быть? Как я могу найти ее в такой толпе? Когда стало ясно, что ее нет на том месте, я вернулся к остальным членам семьи, и мы отправились к следующему аттракциону. Я попросил их подождать, пока я проверю вход в парк. В панике я молился всю дорогу, мысли крутились в моей голове. А что если ее там нет? Что тогда? С кем мне поговорить? Как нам найти ее? Я шел вниз по главной улице в страхе.

Когда я подошел ко входу, я не увидел ее. Но я заметил рядом помещение и решил посмотреть, не прячется ли она там. Я только направился туда, как слабый голос воскликнул: «Папа!». Я оглянулся и увидел, что она сидит на скамейке. С невыразимой радостью я обнял ее. Ни слова упрека не сорвалось с моих уст.

Она забыла слово «застыть» и перешла сразу к плану № 2, что принесло много переживаний всей семье. Но мы рады, что, в конце концов, все благополучно закончилось. Бог дал нам Книгу Откровение, чтобы уберечь нас от подобных волнений. Знание ее наставлений сохранит нас, чтобы мы не потерялись в событиях будущего.

Господи, спасибо Тебе, что Ты дал нам ясные свидетельства того, что Ты знаешь будущее и можешь безопасно довести нас до дома. Научи нас слышать и понимать Тебя.

4 апреля

«И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий» (Откр.4:2).

Одной из отличительных особенностей Истамбула в Турции является возможность посетить дворец Топкапи, знаменитый дворец султана, выходящий окнами на пролив Босфор и бухту Золотой рог. Мне особенно нравится посещать дворцовый музей, где выставлены сокровища султана. Особенно незабываемый экспонат в этом музее — трон султана. Я никогда до этого не видел трона, и этот трон показался мне довольно удивительным. Он выглядел, как хорошо украшенный диванчик с удобными подушками.

Я всегда представлял себе трон в виде кресла, но этот был довольно широкий. Затем я вспомнил текст: «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем» (Откр. 3:21). Очевидно, что престол на небе не похож на кресло! Он больше похож на диван, на котором могут сидеть много людей. Неожиданно текст из Нового Завета об Иисусе, сидящем по правую руку Божью, приобрел особый смысл (Деян. 2:33; Евр. 1:3,13; 8:1). Иисус получает престол и предлагает место на престоле каждому, кто окажется победителем.

Внимательное чтение 4-й главы Откровения дает ясное понимание того, что «престол» — это ключевое слово всей 4-й главы. Появляясь в этой главе 12 раз, оно занимает центральное место в описании. Все, что происходит в небесном святилище, имеет отношение к престолу. Ряд предлогов указывают на различные действия. Все происходит вокруг престола, на престоле, от престола, перед престолом, по правую сторону престола. Ясно, что главное слово этого повествования — престол представляет основное место, вокруг которого группируются и все события.

Что такое престол, и что он символизирует? Престол указывает на право управлять. Человек, сидящий на нем, имеет власть править территорией, нацией. Так как престол находится в центре, ключевой вопрос этого отрывка — право Бога управлять и то, как это происходит на небесах. Так как Книга Откровение обычно связывает слово «престол» с Богом, оно также может применяться к сатане и его последователям (Откр. 2:13; 13:2). Таким образом, центральное место престола означает, что этот отрывок — определенное развитие в конфликте между Богом и сатаной за право владычествовать вселенной. Откровение 4 и 5 представляет ключевое событие в этой войне — смерть агнца и Его вознесение к престолу Божьему.

Господи, я признаю Твое право управлять моей повседневной жизнью. Пусть мои решения и поступки сегодня соответствуют Твоему кроткому управлению моей жизнью.

5 апреля

И тотчас я был в духе; и вот, престол стоял на небе, и на престоле был Сидящий; и Сей Сидящий видом был подобен камню яспису и сардису; и радуга вокруг престола, видом подобная смарагду» (Откр. 4:2,3).

Что за сцену мы здесь видим? Это общее описание небесного тронного зала или конкретный момент времени? После тщательного изучения мне стало ясно, что 4-я глава описывает не конкретное событие, но, скорее, общий вид тронного зала на небесах и то, что там регулярно происходит.

В нашем тексте, например, ничего не говорится о том, что престол был установлен, он просто утверждает, что «престол стоял не небе». Когда Иоанн увидел эту сцену, престол уже был там. Ничего нового не появилось, кроме того, что теперь Пророк стал наблюдать все это. Эта сцена сильно напоминает Дан. 7, но существует и отличие. Дан. 7 описывает, что престолы «поставлены были» (Дан. 7:9). Этот стих описывает особое событие. Но в Откр. 4 другая ситуация.

Смысл этой сцены раскрывается в Откр. 4:9. Тут говорится: «И когда животные воздают славу, и честь, и благодарение Сидящему на престоле, живущему во веки веков, тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков». Греческая грамматика в выражении «и когда животные… двадцать четыре старца падают» указывает на повторяющееся действие, на то, что происходит вновь и вновь, и, таким образом, не является особым временем или событием, будь то на земле или на небе.

Я считаю это интересным наблюдением. Мы сможем, если захотим, стать более наблюдательными при чтении Священного Писания, чтобы озарения, подобные этому, начинали возникать чаще. Это напоминает мне о моих уроках фотографии. Первым моим заданием было сфотографировать деревья: одиночные деревья, группы деревьев, лес, ветви и цветы на деревьях. Учитель сказал: «Сделайте сообщение только о деревьях в различных местах их расположения».

Поначалу это казалось невыполнимым заданием. Но спустя некоторое время я начал смотреть на мой мир так, как никогда ранее. Я нашел фотоматериал на берегу реки, сосны, лиственные деревья, деревья с разноцветной листвой, ветви деревьев, деревья, лежащие на земле, и т. д. Цель задания заключалась в том, чтобы научить меня наблюдать за окружающим меня миром и замечать те вещи, которые я упускал из виду раньше. Внимательное изучение Библии похоже. Мы все больше учимся познавать волю Божью и Его пути, в результате чего меняется наша жизнь.

Господи, дай мне новые глаза, чтобы я мог видеть Твой мир так, как я не видел его раньше, так, как видишь его Ты.

6 апреля

«И вокруг престола двадцать четыре престола; а на престолах видел я сидевших двадцать четыре старца, которые облечены были в белые одежды и имели на головах своих золотые венцы» (Откр. 4:4).

На протяжении столетий, читая Откр. 4, люди задавались вопросом, кто такие 24 старца? Откуда они? Какова их роль в небесном тронном зале? 24 старца окружают престол Божий, и каждый из них сидит на отдельном престоле. Они, кажется, не являются небесными существами, но, тем не менее, Книга Откровение ничего не говорит нам о том, кто они такие. Давайте немного взглянем на некоторые факты.

В Книге Откровение содержится несколько ключевых цифр: 3,4,7 и 12. Основное число старейшин — 12.12 + 12 = 24. Отсюда возникает вероятность, что старцы имеют какое-то отношение к 144 000 из Откр. 7 и 14. Число 144 состоит из 12×12, тогда как 24=12+12. Эта комбинация напоминает нам описание Нового Иерусалима с его 12 основаниями и 12 воротами. 12 оснований связаны с 12 апостолами агнца, тогда как 12 ворот ассоциируются с 12 коленами израилевыми.

По одному популярному мнению, 24 старца — это группа ангелов. Хотя это имеет определенную долю смысла, но маловероятно. Нигде — ни в Библии, ни в раннем иудаизме мы не находим, чтобы ангелов называли старцами. Кроме того, нигде о них не сказано как о сидящих на престолах и носящих венцы победителей (стефанос), как говорится о 24 старцах. Учитывая структуру, время и место написания Книги Откровение, это слово всегда относилось к Самому Богу или к детям Божьим.

Отличный вариант — это предположение, что этими старцами являются главы Ветхого Завета и люди Божьи Нового Завета. Описание Нового Иерусалима скорее всего, поддерживает эту точку зрения. Если так, то 24 старца представляют детей Божьих всех времен. Они представляют человечество перед Богом.

Подразумевает ли Откр. 4, что старцы, находящиеся в небесном тронном зале, попали туда до Христа? Почему бы и нет? Во время приготовления к церемонии воцарения на небесах эти представители человечества были введены в тронный зал перед началом церемонии. Таким образом, делегаты со всей вселенной, включая и человеческую расу, могли выразить свое одобрение во время возведения Христа на престол.

Основная мысль заключается в том, что, кто бы ни были эти 24 старца, они в некотором роде представляют человечество перед Богом.

Господи, меня утешает мысль о том, что представители человечества постоянно находятся перед Тобой. Это помогает мне помнить, что я могу довериться Твоему суду.

7 апреля

И от престола исходили молнии и громы и гласы, и семь светильников огненных горели перед престолом, которые суть семь духов Божиих; и перед престолом море стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четыре животных, исполненных очей спереди и сзади» (Откр. 4:5,6).

Книга Откровение не делает никаких различий между Божьим тронным залом и небесным храмом. «Она описывает их, как одно и то же место. Престол — это место власти и силы, и молнии, громы и гласы, исходящие от престола Божьего, определённо, увеличивают это впечатление. Только тот, кто сидит на престоле, всем управляет и имеет право сказать другим, что им делать.

Сегодняшний текст, однако, упоминает о престоле вместе с семью огненными светильниками и четырьмя животными. Огненные светильники напоминают семь церквей в 1-й—3-й главах (хотя греческие слова другие). Они также напоминают светильник в ветхозаветной скинии и соломоновом храме.

Большинство людей знакомы с осеняющими херувимами на ковчеге завета, охраняющими то место, где покоилась слава Божья. Но у Соломона был более великий замысел о храме, который он построил. У него было несколько мастеров, которые вырезали двух ангелов из оливкового дерева. Они возвышались над ковчегом на 4—5 метров. Они были установлены во Святом святых таким образом, что крыло одного херувима и другого херувима касались стены. Два других крыла соединялись в центре Святого святых.

Эти четыре херувима ассоциируются с ковчегом во Святом святых. Поэтому четыре животных, возможно, указывают на четыре херувима в Соломоновом храме. В таком случае наш текст описывает как Божий тронный зал на небесах, так и небесное святилище. Эти два места на самом деле являются одним и тем же.

Так как власть Бога находится в Его святилище, то управление вселенной зиждется не на грубой силе, но на духовных принципах святилища. Бог, Который использует силу и власть, предлагает также принятие и прощение, продемонст-рированные в служении в святилище во времена Ветхого Завета. Безопасность вселенной основана на соединении силы и милости, власти и сострадания. Нашему Богу можно доверять.

Господи, из опыта я знаю, что сила почти всегда осквернена эгоистичными побуждениями. Я благодарен Тебе за уверенность, что Ты не похож на тех, кто обладает силой в этом мире.

8 апреля

«И перед престолом море — стеклянное, подобное кристаллу; и посреди престола и вокруг престола — четыре животных, исполненных очей спереди и сзади. И первое животное было подобно льву, и второе животное подобно тельцу, и третье животное имело лицо, как человек, и четвертое животное подобно орлу летящему. И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4:6—8).

Здесь мы встречаем группу из четырех животных, первых из многих странных и необычных существ в Книге Откровение. Эти животные исполнены очей, и каждое имеет по шести крыл. Другой странный зверь из Книги Откровение — это закланный агнец с семью рогами и семью глазами, гриф, саранча с человеческими лицами, жалящий скорпион и дракон с семью головами и десятью рогами. Хотя все они достаточно интересны, вы не встретите их в лесу или в зоопарке — если только вы не будете пьяны!

Это напоминает мне один популярный мультфильм — «Король лев». Хотя этот мультфильм на первый взгляд кажется историей о животных, в действительности он совсем не о животных. Эти животные в мультфильме показывают людей и то, как они взаимодействуют друг с другом. Мультфильм «Король лев» на самом деле — это африканский апокалипсис. Мультфильм начинается с изображения совершенного мира, в котором все находится в совершенном порядке и гармонии. Затем злые силы разрушают этот мир, но, в конце концов, героические действия сына восстанавливают гармонию. Книга Откровение во многом похожа на этот мультфильм.

Авторы книг и создатели мультфильмов часто используют животных, чтобы проиллюстрировать, как ведут себя люди или группы людей. Глядя на животных, нам легче узнать себя и недостатки своего поведения. Если автор пытается более прямо говорить о больном вопросе, мы склонны сопротивляться его произведению или отвергать его, потому что чувствуем, что на нас нападают.

Именно это делает Книгу Откровение такой влиятельной. Хотя она читается, как история о животных, в действительности она не о животных. Она больше, чем мультфильм о взаимоотношениях между группами людей, как хороших, так и плохих. Она о взаимоотношениях между Богом и человечеством и о том, чем, в конце концов, закончится человеческая история.

Почему тогда люди считают Книгу Откровение такой трудной для понимания? Потому что автор изложил действие Книги Откровение не в 21-м веке, но в 90-х годах первого века, и она адресована семи церквам римской провинции в Азии. Бог говорил с ними на их языке и поддерживал их в то время. Но в Своей вести к ним Он создал драматическую серию образов, которые будут продолжать вдохновлять Его народ на протяжении почти двух тысяч лет.

Господи, спасибо Тебе за то, что Ты обращаешься к нам понятным нам способом. Помоги нам видеть более глубокое значение Твоих слов.

9 апреля

И каждое из четырех животных имело по шести крыл вокруг, а внутри они исполнены очей; и ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет» (Откр. 4:8).

Трехкратное повторение «свят, свят, свят» отражается эхом в Ис. 6. Во дни пророка Исайи Иудея столкнулась с серьезным кризисом. Только что умер царь Озия. Чтобы оценить значимость этого события, важно знать, что он правил в Иудее 52 года. Подавляющее большинство жителей Иудеи никогда не видели другого правителя. Что еще хуже, Озия был одним из наиболее успешных царей, который когда- либо управлял народом Божьим. Поэтому людям казалось, что наступят плохие времена. Со страхом и неуверенностью они смотрели в будущее.

В это кризисное время Исайя видел престол Божий в видении. Он видел ангелов вокруг трона Божьего, восклицающих: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф» (Ис. 6:3). Исайя был священником и относительно святым человеком, он находился в святом месте (в храме) среди самых святых людей на земле, когда они служили Господу. Тем не менее, увидев в видении чистоту Бога, он воскликнул: «Горе мне! погиб я! Ибо я человек с нечистыми устами, и живу среди народа также с нечистыми устами, — и глаза мои видели Царя, Господа Саваофа (ст. 5).

Здесь находится важный духовный урок. Легко гордиться своим духовным ростом и достижениями, если сравнивать свои достоинства с видимыми слабостями других людей. Чем больше вы умаляете дела других, тем выше вы ставите собственные суждения. Но это значит, что вы уже больше не сосредоточены на Боге. Вы возвысили себя, поступившись взаимоотношениями с Ним!

Дух критики и поиск недостатков — одно из самых ярких доказательств того, что человек потерял связь с Богом. И наоборот, самое яркое свидетельство того, что человек имеет живые взаимоотношения с Богом, это ясное понимание своей собственной порочности. Те, кто смотрит в лицо Богу, знают о своих слабостях, грехах и недостатках. Истинное представление о собственном грехе и вине является необходимым условием для Божьего принятия. Когда мы действительно достигли дна, нам некуда больше идти, только вверх!

Господи, сегодня мне нужно лицезреть Тебя. Мне нужно помнить, что достижения — это не путь к примирению с Тобой. Твой путь — это смиренное и кающееся сердце.

10 апреля

«И когда животные воздают славу, и честь, и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков» (Откр. 4:9).

Согласно этому тексту, один из признаков небесной жизни — это постоянное выражение благодарности. Возможно, тем, кто привык всегда иметь то, что им нужно, будет сложно понять это. Мы более склонны жаловаться на недостаток благополучия, чем благодарить за то изобилие, которое имеем. Нам нужно изменить свое отношение к жизни. Различие между благодарностью и жалобой в большей мере относится к нашему взгляду на жизнь, чем к реальным фактам. Позвольте мне привести пример.

Как муж я становлюсь слегка раздражительным, когда моя жена перетягивает одеяло. Но почему бы мне не напомнить себе о том, что она рядом со мной, и поблагодарить за это? Чувство негодования переполняет меня как отца, когда я прошу кого-то из моих детей убрать комнату, а они вместо этого сидят перед экраном телевизора. Почему мне не приходит на ум быть благодарным за то, что мои дети дома, а не на улице?

Когда приходит время платить налоги, я жалуюсь на то, что мне нужно их платить. Разве не следует мне быть благодарным за то, что у меня есть работа и что я зарабатываю достаточно денег, чтобы платить налоги? Когда друзья моих детей оставляют в беспорядке дом после вечеринки, я сразу начинаю нервничать, но разве не было бы лучше благодарить за то, что у моих детей есть друзья и что они достаточно доверяют мне и моей жене, чтобы привести их в наш дом?

Когда я жалуюсь на то, что одежда стала немного маловата, почему мне не придет на ум быть благодарным за то, что у меня в доме предостаточно еды? Вы видите, что разница между жалобами и благодарностью — это, главным образом, наше отношение к жизни!

Когда нужно подстричь газон, когда нужно помыть окна и отремонтировать водосточную трубу, это напоминает мне о том, что нужно быть благодарным за то, что у меня есть дом. Когда я слышу множество жалоб в адрес правительства, я могу быть благодарным за то, что там, где мы живем, есть свобода слова. Когда единственное место для парковки находится в самом дальнем конце стоянки, я могу быть благодарным за то, что я могу ходить, и за то, что у меня есть машина. Или когда мне нужно заплатить слишком много за отопление, я могу быть благодарным за то, что мне тепло.

Когда женщина, сидящая сзади меня в церкви, поет фальшиво, я могу быть благодарным за то, что я могу слышать. Когда у нас куча стирки, я могу быть благодарным за то, что у меня достаточно одежды. Когда мои мышцы болят в конце дня, я могу быть благодарным за то, что я могу работать. Когда перестает звенеть будильник рано утром, я могу быть благодарным за то, что я все еще жив.

Господи, научи меня возносить благодарность и хвалу. Я хочу воспользоваться этим днем, чтобы научиться петь в небесном хоре

11 апреля

«И когда животные воздают славу и честь и благодарение Сидящему на престоле, Живущему во веки веков» (Откр. 4:9).

Боб и Анна Гулк, брат и сестра моей жены, недавно рассказали интересную историю. В этой истории некто отправился в путешествие на небеса, а его сопровождал святой Петр. Они шли бок о бок и оказались внутри большой комнаты, наполненной ангелами.

Снятой Петр остановился в первой части комнаты и сказал: «Это отдел доставки. Здесь мы получаем и обрабатываем все молитвенные просьбы».

Небесный турист посмотрел вокруг и увидел бессчетное количество ангелов, сортирующих прошения людей со всего мира. Затем они отправились во вторую часть комнаты.

— Это отдел фасовки и доставки, — объяснил святой Петр, — здесь благодать и благослословения, о которых люди просили, доставляются им.

. Здесь было очень тесно. Ангелы усердно работали, так как требовалось отправить на землю очень много благословений.

Наконец они остановились в самом дальнем углу комнаты у очень маленького участка. К удивлению небесного туриста, там был только один ангел, который праздно сидел и не делал ничего.

— Это отдел благодарности, — объяснил святой Петр.

—Почему здесь нет работы? — спросил турист.

— Печально, — вздохнул святой Петр, — но после того, как люди получают благословения, о которых они просили, мало, кто из них возносит благодарность.

—Как человек может выразить признательность за Божьи благословения?

—Очень просто, — ответил святой Петр, — Просто сказать: «Спасибо, Господи».

Но что, если ты не можешь представить себе ни одного Божьего благословения? Что, если жизнь кажется тебе бесконечной серией бед и испытаний? Должен ли отдел благодарности оставаться без работы из-за тебя?

Я бы предложил тебе взять в руки словарь. Каждая страница говорит о благословениях, за которые мы, возможно, никогда не благодарили Бога. Арбуз, абрикос, ананас — Господь дал так много каждому из нас. Когда последний раз вы благодарили Бога за еду? Бог является создателем жизни и всего хорошего в жизни. Так давайте же начнем благодарить!

Господи, я пристыжен тем, что Ты посылал мне благословения, а я принимал их как должное. Я благодарю Тебя за этот день и за все, что Ты сделал для меня.

12 апреля

«Тогда двадцать четыре старца падают пред Сидящим на престоле, и поклоняются Живущему во веки веков, и полагают венцы свои перед престолом, говоря: достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:10,11).

Когда вы открываете Библию в первый раз, вы найдете поэзию и песни, пророчества и притчи, но в основном это различного рода рассказы. Она рассказывает истории о людях, но это больше, чем просто рассказы. Священное Писание — это история нации и ее взаимоотношений с Богом. И это не столько история нации, сколько история Божьих деяний.

Мы часто думаем о богослужении как о времени, когда проповедники напоминают нам о том, что мы должны делать. Но библейское богослужение не имеет отношения к тому, что мы должны делать, оно рассказывает о том, что сделал Бог. «Памятными соделал Он чудеса Свои; милостив и щедр Господь» (Пс. 110:4). Когда Израиль пересчитывал, что Господь сделал для него, это укрепляло его отношения с Богом. Кроме того, деяния Божьи были могущественными деяниями, это были события, которые изменяли ход истории чудесным образом. Вспоминая о них, нас вновь наполняет сила, как в первый раз. Бог снова вмешается в историю и изменит все к лучшему. Когда израильтяне вспоминали то, что Бог сделал для них в прошлом, Бог становился реальным для них в настоящем.

Руководитель большой церкви чувствовал, что его духовная жизнь потеряла чувство новизны. По каким-то причинам его проповеди перестали трогать членов церкви. Его отношения с Богом рушились, и он был готов все бросить. Но он решил дать себе еще один шанс. В воскресенье утром он отправился в маленькую баптистскую церковь.

К сожалению, проповедник отсутствовал, поэтому за кафедру вышел дьякон. Он беспорядочно читал тексты из Библии. Пока он что-то бормотал, казалось, половина церкви уже спала. «Ну что ж, я дам этой церкви последний шанс изменить меня», — так думал этот руководитель. Но он так и не заснул, поскольку случилось нечто странное. Каждые пять или десять минут дьякон, который казался полностью несведущим, отрывал свои глаза от Библии и говорил: «Да, я не знаю значения этого текста, но я знаю одно — Бог может», и затем он что-то бормотал еще пять или десять минут. Затем он вновь говорил: «Я не знаю насчет этого вопроса, но я знаю одно — Бог может».

После 20 минут такой проповеди руководитель церкви начал ощущать Божье присутствие, согревающее его сердце. Позже он сообщил: «Я неожиданно осознал, что Бог действительно может. Бог может изменить ситуацию, в которой я нахожусь; независимо от того, кто проповедует». Не имеет значения, насколько мертва церковь и насколько устарело богослужение. Если вы вспоминаете о могущественных делах Бога, Он может воскресить мертвого!

Господи, обратимой взгляд от всего разрушающего жизнь к великим делам, которые Ты сделал для меня. Пусть Твой характер и Твои действия обретут реальную ценность в моей жизни.

13 апреля

Достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:11).

Три основных философских вопроса: почему мы здесь? откуда мы пришли? куда мы идем? Мы рассмотрим эти три вопроса в свете Откр. 4,5, в частности, в свете нашего сегодняшнего стиха.

Почему мы здесь? Чтобы принимать участие в постоянном, благодарном поклонении Богу, Который сотворил нас.

Откуда мы пришли? Все мы — задумка Бога, Который придал форму Своим мыслям, когда сотворил нас.

Куда мы идем? К вечной жизни с Ним во вселенной, наполненной любовью и миром.

Что за удивительное откровение! Насколько лучше взгляд на мир Книги Откровение, чем человеческие ответы на эти основные вопросы бытия!

Без Божьего откровения мы были бы искушаемы верить, что все мы являемся в конечном счете, потомками клетки первобытной грязи. «Яблоко от яблони недалеко падает» — это пугающая концепция в сочетании с такого рода прошлым. На вопросы «откуда мы пришли?» и «для чего мы здесь?» эволюционизм отвечает: Ниоткуда» и «не для чего». Я предпочитаю знать, что меня замыслил любящий Бог, Который хочет, чтобы я жил со смыслом и целью.

Без Божьего откровения будущее выглядит действительно мрачным. Наука предупреждает нас, что вполне вероятно столкновение между землей и кометой или астероидом. В 1908 году метеорит размером 50 метров в диаметре оставил безжизненными сотни квадратных километров в Сибири. Если бы этот метеорит был размером с астероид, который недавно пролетал на расстоянии от земли ближе, чем луна, это столкновение опустошило бы большую часть Евразии. Нам угрожают и другие опасности, такие как вирусные инфекции и оружие массового поражения.

И даже если мы выживем в этих условиях, солнце однажды взорвется и превратится в новую звезду, что приведет к растапливанию планет и всего, что на них и в них находится, вплоть до ядра.

Многие принимают точку зрения христиан. Они не осознают, насколько это придаёт жизни стабильность и смысл. Без такого понимания еда и питье, работа и сон становятся пустой рутиной, лишенной цели.

Господи, помоги мне не принимать Тебя как должное. Открой мои глаза на высшую цель моего существования. Помоги мне сегодня изменить чью-то жизнь

14 апреля

«Достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено» (Откр. 4:11)

В декабре каждого года мы получаем по почте бесплатный календарь. Календарь содержит фотографии красивых местных пейзажей. Но основная цель календаря не просто сообщать нам о том, какой день сегодня. Этот календарь издает атомная станция, расположенная в 20 км к западу от нашего дома.

Станция находится между песчаными дюнами и берегом озера Мичиган. Глубоко внутри атомного реактора содержится ядерная энергия, достаточная для того, чтобы уничтожить большую часть страны, в которой я живу. Но хуже всего то, что практически всегда ветер дует со стороны АЭС в тот район, где я живу. Отрезвляет то, что ближайший мост для эвакуации (чтобы бежать на восток) на 2 км ближе к АЭС, чем к моему дому. Случись что, и эта разница может стоить нам жизни.

Причина, по которой люди вынуждены жить в таких условиях, это огромная нужда нашего общества в электричестве. Как мы знаем, жизнь без него невозможна. Представьте себе приготовление и хранение пищи, выпекание хлеба или стирку без электричества. Без него часы, водонагреватель, печь, лампы, кондиционер — все перестанет функционировать. Практически все в современном мире, что придает комфорт человеческой жизни, требует электричества. Любой, обладающий электричеством, несравненно богаче всех остальных.

Говоря другими словами, многие из нас стали полностью зависимы от электрического монстра. И, возможно, эта зависимость не слишком большая важность. Бог создал вселенную, в которой одно зависит от другого. Деревья поглощают углекислый газ, который мы выделяем при дыхании, и дают нам взамен кислород. Некоторым видам птиц нравится искать пищу, ползающую по спине носорога, тем самым они избавляют неуклюжих созданий от насекомых и приятно почесывают им спины! Атомные и субатомные частицы вселенной существуют в сложном взаимодействии друг с другом. Человеческие существа зависят от растений и животных, и все мы зависим от нашего Создателя.

Иисус был величайшим человеком, когда-либо жившим на земле. Но, тем не менее, даже Иисус зависел от Своего Отца, нуждаясь в Его руководстве и водительстве (Ин. 5.-19; 8:28). Несмотря на свою человеческую природу, Он просыпался каждое утро перед рассветом и молился Тому, Кто послал Его на землю (Мк 1:35). Когда Он сошел с небес, Он не полагался на Себя. Поэтому помните о том, что вы не являетесь генератором — вы получатель и передатчик. Бог — великий источник силы во вселенной. Подключитесь к Нему и включите свет!

Господи, Ты напоминаешь мне о моей зависимости от Тебя. Используй меня сегодня по воле Твоей.

15 апреля

«И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей» (Откр. 5:1—5).

Многие переводы Библии передают смысл таким образом, что свиток находится в правой руке Сидящего на престоле. Недавние исследования предполагают, что фраза «в правой руке», возможно, означает «на правой стороне». Это имеет большое значение в свете того, как в древнем мире использовали престолы. Люди в те дни основном считали, что место по правую руку царя наивысшее почетное место. Пс 79:17 и Пс. 109:1 описывает израильского царя как сидящего по правую руку Божью. Если это так, то взять книгу в руку — означает сесть на престоле по правую руку Божью. Другими словами, когда Иисус взял в руки книгу, Он также сел правую руку Отца, таким образом признавалась Его роль как нового царя по линии Давида (Откр. 5:5).

Во времена Ветхого Завета у израильтян был длительный период, когда у них не было царя, кроме Бога. В стране не было видимого руководства. Хотя возведение царя на престол могло увести их от Бога, тем не менее, на практике без земного правителя, который давал бы указания, страна бы пришла в хаос (Суд. 17:6). Поэтому Бог разрешил им установить монархию, сначала в лице Саула (из колена Вениаминова), а затем Давида (из колена Иуды). Правление Давида было более благословенным, чем правление Саула, а правление Соломона стало образцом идеального руководства в Израиле.

Таким образом, идея о царстве Давида лежит в основе Откр. 5. Агнец является «львом из колена Иудина» и «корнем Давида». В других местах Нового Завета Иисус восседает на престоле по правую руку Своего Отца на небесах (Мф. 26:64; Евр. 8:1).

Поэтому, когда Иисус приходит и берет свиток, Он занимает Свое место на престоле в небесном святилище.

Господи, это прекрасная новость, что Тот, Кто управляет землей и небесами, является закланным агнцем. Он знает мою жизнь, и Он чувствовал то же, что и я. Я могу довериться Ему, поскольку Он мудр, справедлив и сострадателен.

16 апреля

«И видел я в деснице у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями. И видел я Ангела сильного, провозглашающего громким голосом: кто достоин раскрыть сию книгу и снять печати ее? И никто не мог, ни на небе, ни на земле, ни под землею, раскрыть сию книгу, ни посмотреть в нее. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее. И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в неё. И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей её». (Откр. 5:1—5).

Сцены Откр. 5 построены на событиях 4-й главы. Откр. 4 описывает небесное святилище и то, что в нем происходит. Престол находится в центре, и все происходит вокруг престола. Самое главное — это, кончено, богослужение. В этих двух главах четыре живых существа начинают пение, и все больше поклоняющихся присоединяются к ним.

Но между 4-й и 5-й главой существует большое отличие. В то время как 4-я глава описывает общие картины небесного тронного зала, 5-я глава указывает на конкретный момент времени. Решительный момент происходит в тронном зале вселенной. Звуки хвалы неожиданно прекращаются, все с нетерпением в молчании смотрят в центр зала, задавая в недоумении вопрос: «Что происходит?»

Они видят свиток, который никто не может открыть. Хотя поначалу это может казаться незначительной проблемой, тишина, царящая на небесах, и плач Иоанна предполагают, что это проблема жизни и смерти. Необходимо найти кого-то, кто сможет распечатать свиток. Усиливает драму тот факт, что свиток принадлежит Самому Богу, сидящему на престоле. Почему так важно найти того, кто сможет открыть этот свиток? Разве Господь не может сделать это Сам?

Смысл этой сцены в том, что во вселенной существует огромная проблема, настолько великая, что даже Сам Бог не желает решать ее один. Она связана с правом управлять мирозданием. Бог, несомненно, достаточно силен, чтобы взять контроль в Свои руки, если бы Он захотел. Но не могущество делает правым. Естественно, что только «достойная» личность может разрешить это затруднение.

Слово «достойный» в действительности взято из Откр. 4:11: «Достоин Ты, Господи, приять славу, и честь, и силу: ибо Ты сотворил все, и все по Твоей воле существует и сотворено». Достойный означает способный или пригодный для выполнения задания или принятия должности. В данном случае мы видим задание — открыть свиток. Недостаточно быть Богом, чтобы получить это право. Вопрос, представленный в свитке, требует особых качеств. Только смерть Агнца позволяет Ему распечатать свиток.

Господи, спасибо Тебе за напоминание о том, чего стоил мой грех Тебе и вселенной. Спасибо Тебе, Иисус, за то, что Ты прошел путь страданий, который приготовил Тебя для выполнения величайшего задания в истории.

17 апреля

«И я много плакал о том, что никого не нашлось достойного раскрыть и читать сию книгу, и даже посмотреть в нее» (Откр. 5:4).

Мы часто с неохотой отождествляем себя с положительными героями Библии, считая, что такие люди, как Иоанн, были на более высоком духовном уровне, чем мы. Хотя Библия советует нам подражать в жизни этим библейским героям (Евр. 6: 12). Например, Павел советовал членам своей церкви подражать ему (1 Кор. 4:6,7, 16; 11:1; 1 Фес. 1:6,7). Хотя Иисус является нашим главным примером для подражания (2 Кор. 3=17,18; 1 Кор. 4:17), мы можем многому научиться из положительных и отрицательных примеров жизни различных библейских героев.

В этом и других стихах Иоанн становится частью своего собственного видения. Понимание того, что пророк изображает себя не великим святым, но тем, кто совершает ошибки и временами оказывается несведущим, ободряет нас. В Откр. 5:4 он плачет, потому что не имеет представления о том, что происходит на небе. Он видит, но не понимает. Старец задает ему вопрос в Откр. 7:13,14, и он не знает, как ответить на него. Затем в Откр. 19:9,10 и 22:8,9 он падает, чтобы поклониться ангелу, но его упрекают за это. Можно понять, когда кто-то делает ошибку один раз. Но сделать то же самое во второй раз, сразу же после первого, глупо! Несомненно, что пророки не становятся автоматически осведомленными во всех сферах.

Я сам могу быть довольно несведущим временами. Я помню, когда учился в старших классах, к нам приехал хор из колледжа, которым руководил доктор музыкальных наук. Хор не произвел на меня большого впечатления, и потому я заключил, что, должно быть, дирижер не очень способный, несмотря на свою докторскую степень. Когда я подошел после выступления к моим друзьям, я начал толковать, что обычно доктора менее компетентны, чем люди с более низкой степенью, потому, что доктора теряют связь с реальной жизнью. Я продолжал говорить о том, насколько плохим оказался этот дирижер. В середине своего монолога я развернулся и увидел, что он стоит прямо за мной и слышит каждое мое слово. Нечасто я чувствовал себя так глупо!

Добрая весть заключается в том, что читатели, подобные мне, могут отождествить себя с Иоанном и другими библейскими героями в их слабостях. Илия был легко разочарован и угнетен, хотя по Божьему повелению он смог прекратить дождь. Давид убил около двухсот невинных людей за свою жизнь, но Бог простил его. Иоанн Креститель сомневался в том, был ли Иисус в действительности Мессией, хотя Иисус называл его величайшим из пророков (Мф. 11:1—13)! Иов и Иеремия, хотя и были святыми, но они жалели о том, что появились на свет (Иов 3:36; Иер. 20:14,15). Для нас, склонных к унынию, знание о том, что по благодати Божьей мы можем приобрести новые силы, чтобы вновь подняться над своей порочной природой, служит ободрением. Помня об этом, мы готовы возобновить борьбу с самими собой.

Господи, я чувствую себя разбитым, но сейчас я желаю встать и попробовать еще раз!

18 апреля

«И один из старцев сказал мне: не плачь; вот, лев от колена Иудина, корень Давидов, победил, и может раскрыть сию книгу и снять семь печатей ее» (Откр. 5:5).

Мой хороший друг в 2002 году, когда был студентом, прочитал свое стихотворение, которое было опубликовано в журнале «Адвентистский вестник». В нем очень ярко провозглашается о победе Агнца:

Мир не может вместить Его,

Вселенная не может объяснить Его,

Обстоятельства не могут сдержать Его,

Тюрьма не может ограничить Его,

Потому что Он победил!

Парламент не может лишить Его должности,

Армия не может завоевать Его,

Просители не могут истощить Его,

Поэты не могут описать Его,

Потому что Он победил!

Историки не могут стереть память о Нем,

Скинхеды не могут уничтожить Его,

Исламисты не могут вытеснить Его,

Папы не могут занять Его место,

Потому что Он победил!

Время не может уменьшить Его роль,

Смерть не может остановить Его,

Потому что Он победил!

Господи, Ты могущественный царь, владыка всего. Когда я созерцаю Тебя, мое сердце поет!

19 апреля

И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный» (Откр. 56).

Подумайте, насколько потрясающими были эти образы для первых читателей книги. Откр. 4,5 изображают Бога как Всесильного Творца. Кажется, что Он может делать все, что захочет. Но когда возникает кажущаяся непреодолимой проблема (Откр. 5:1 —4), решение потрясает! Бог решает величайшую проблему во вселенной благодаря закланному Агнцу!

Почему всесильный Бог не решает эту проблему с помощью Своей бесконечной силы? Почему Он не заставляет все происходить по Своему? Почему Он идет на такой огромный риск, посылая Своего Сына на эту землю, зная о том, что люди отвергнут Его и жестоко убьют? Потому что хорошее происходит, когда кто-то идет на риск. Этот путь, возможно, более тяжелый и опасный, чем другие, но результат стоит того.

Я думаю, например, насколько отличалось мое детство от жизни современных детей. Иногда я удивляюсь, как выжили я и мои друзья. Мы благополучно ездили в машине без ремней безопасности и подушек безопасности. Одно из моих самых приятных воспоминаний — путешествие на заднем сиденье грузовика теплым летним днем. В мое детство детские кроватки красили яркими красками на свинцовой основе. Мы часто жевали краску, отколупывая ее от кровати, она нам очень нравилась. В те дни не существовало защищенных от детей упаковок медицинских бутылочек или чего бы то ни было, что могло повредить детям (я предпочитаю называть это защищенных от взрослых упаковок, потому что мои дети легко открывают их, когда я склонен колебаться).

Я ездил на велосипеде по всему городу без шлема и пил воду в саду из-под крана вместо очищенной воды, купленной в магазине. Мы со своими друзьями во время летних каникул частенько убегали из дома утром. Мы целый день играли в парке или ездили по всему Нью-Йорку на метро. Никто не мог найти нас в течение дня. Когда у меня появлялась мелочь, я иногда покупал пончики и сладкую газировку, но я никогда не поправлялся, потому что постоянно играл на улице. Мы научились защищаться от хулиганов без помощи взрослых.

Вы можете быть удивлены тем, на какой риск мы шли с моими друзьями, но мое поколение дало величайших людей, идущих на риск и решающих проблемы, с которыми столкнулся мир. У нас были успехи и неудачи, у нас была свобода и ответственность, и мы научились обращаться с ней. Хотя некоторые изменения в современном мире хороши, характер развивается тогда, когда мы идем на риск. Действительно, любые взаимоотношения — это риск, но нет другого способа жить полезной, стоящей жизнью. Я думаю, что Бог знал это, когда посылал Иисуса, чтобы искупить нас.

Господи, спасибо, что Ты пошел на большой риск, когда пришел, чтобы спасти нас. Дай мне сегодня мужества благовествовать тем, за кого Ты умер, независимо от того, как они буду откликаться.

20 апреля

«Я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю» (Откр. 5:6).

Последние двенадцать лет я провел значительную часть времени на Ближнем и Среднем Востоке. Моя старшая дочь приняла крещение в реке Иордан. Это был особый момент, независимо от того, было ли место крещения рядом с тем, где в действительности Иоанн Креститель крестил людей. Это было приятное место, по обеим сторонам реки росли деревья, вода медленно текла.

Через несколько лет моя младшая дочь начала проявлять интерес к крещению. Напомнив ей о крещении ее сестры, я спросил, нет ли у нее особых пожеланий в отношении крещения. Я удивился тому, что решение превосходило то, что сделала ее сестра: «Я бы хотела креститься в Красном море, в том самом месте, где проходили израильтяне!» — заявила она. Павел сравнивает прохождение по Красному морю с христианским крещением в 1 Кор. 10:1—4. Но я сомневаюсь в том, что она понимала это в то время. Моя дочь не могла принять более мудрого решения о выборе места крещения.

Сейчас археологи не уверены точно, в каком месте израильтяне перешли море. Некоторые даже предполагают, что это было и не Красное море, а Камышовое море, которое они отождествили с озером на севере от Красного моря, располо-женным рядом с Суэцким каналом. Писание утверждает, что израильтяне были «окружены» горами с правой стороны и морем с левой (Исх. 14:1 —4). Побережье в Айн Сукна в Египте совершенно подходит под это описание. Поэтому я и несколько наших друзей привезли ее туда и крестили летом 2001 года.

Книга Откровение побуждает христиан видеть в опыте древних израильтян пример для своих действий сегодня. Агнец в Откр. 5 назван закланным. Это напоминает нам иудейское святилище и его жертвоприношения. Язвы Книги Откровения напоминают те, которые пали на древний Египет. Только кровь пасхального агнца защитила израильтян от самой страшной казни. Подобным же образом, и кровь Иисуса спасает Его народ во время Божьих судов над человечеством (Откр. 7:3; 12:11). Так же, как и древний Израиль стал царством священников у горы Синай, так и последователи Иисуса являются царством священников, собранных из каждого племени, и колена, и языка, и народа (Откр. 5:9,10).

Книга Исход служит примером для христианского опыта сегодня. Наш личный исход происходит, когда наша старая природа хоронится во время крещения, и мы воскресаем к обновленной жизни (Рим. 6:3,4).

Господи, спасибо Тебе за новую жизнь, которую Ты дал мне благодаря искуплению в Иисусе Христе. Пусть моя признательность за Твою жертву постоянно возрастает.

21 апреля

«И я взглянул, и вот, посреди престола и четырех животных и посреди старцев стоял Агнец как бы закланный, имеющий семь рогов и семь очей, которые суть семь духов Божиих, посланных во всю землю. И Он пришел и взял книгу из десницы Сидящего на престоле» (Откр. 5:6,7).

Скрасить холодную зиму в Мичигане может ящик сладких, сочных апельсинов. Но сколько местных школ ввели поставку апельсинов в качестве мероприятия по сбору средств. Когда я приношу коробку домой, я не могу сопротивляться желанию открыть ее и посмотреть на оранжевых красавцев. Я делаю один или два вдоха или сразу направляюсь в кухню, чтобы почистить один. Ощущение апельсинового сока у меня во рту почти так же хорошо, как и запах (разве вы не хотите попробовать его прямо сейчас?

Но апельсины — это больше, чем просто запах и мякоть. Если верить дважды лауреату Нобелевской премии химику Линусу Паулингу, большая дозировка витамина С, имеющегося в изобилии в апельсинах, помогает предотвратить простуду. Хотя его теория никогда не находила широкой поддержки, значительная часть североамериканцев верят, что витамин С может помочь победить простуду.

Когда приходит зима в северное полушарие, наш организм становится более восприимчивым к простуде. В то время, когда наши органы и системы нуждаются в поддержке, у Бога есть изобилие витамина С, находящегося в плодах цитрусовых деревьев.

Бог с нетерпением хочет удовлетворить нужды Своих детей и обеспечить их, чтобы сохранить их здоровыми и сильными.

Сегодняшняя глава описывает величайший источник, который Бог сделал доступным для нас. «Когда мы были еще грешниками» (Рим. 5:8), Он уже отдал Агнца, чтобы исцелить нас от греха. Но даже до того, как Агнец был заклан на кресте, Он стал достоин. Агнец — один из многих символов человеческой природы Иисуса.

Так как Божественная природа не может умереть, человеческая природа была необходимым условием для того, чтобы раскрыть свиток. Создатель вынужден был стать творением. Так как Агнец был человеком, Он также мог умереть, чтобы искупить| человеческий род. Но Ему было необходимо еще одно качество: «Сидящему на престоле и Агнцу — благословение и честь, и слава и держава во веки веков» (Откр. 5:13)

Иисус достоин не только потому, что Он принял человеческую природу и умер, но также потому, что Он — Бог. Эта комбинация Его качеств делает Его уникальным во всей истории человечества. Бог приготовил средство избавления от нашей величайшей трагедии задолго до того, как мы почувствовали потребность в этом. Вот что делает Агнца таким особым в Книге Откровение.

Господи, осознание того, через что прошел Иисус, чтобы искупить меня, вызывает во мне благоговение. Я буду славить Его сегодня всем моим сердцем.

22 апреля

«И когда Он взял книгу, тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых» (Откр. 5:8).

Захватывающая весть этого стиха в том, что в богослужение на небесах вплетены молитвы святых. Молитвы святых восходят не из того мира, который видит Иоанн. В этом мире христиане кажутся побежденными. Кажется, что зло правит миром. Но Книга Откровение направляет взгляд верующего к небесной реальности. Там была одержана решительная победа над злом. Молитва — это не просто приятный вид деятельности, это связь с могущественной, побеждающей силой небес.

До того, как у нас появились дети, мы с женой купили велосипеды, чтобы наслаждаться пейзажами нашей горной долины. В течение нескольких лет мы ездили довольно часто, но последние 20 лет семейные заботы и работа заставили нас пренебречь нашими велосипедами. Сейчас они стоят в солнечной комнате, и на них практически нет времени.

Несколько лет назад я вошел в эту комнату и достал свой красный велосипед. Я захотел покататься на нем. Я обнаружил, что он заржавел в разных местах, лента у рукоятки отклеилась. За 25 лет он сильно «постарел», но на нем можно было кататься. У него до сих пор сохранился жужжащий звук, который издают велосипеды высокого качества, когда колеса медленно вращаются. Хотя шины были немного сдуты, в них все еще было достаточно воздуха, чтобы ездить.

Вытащив велосипед, я отправился вниз по дороге. Было достаточно тяжело ехать, и я решил, что мои мышцы ослабели. Прогулка на велосипеде оказалась не такой приятной, как это было раньше. Я поставил велосипед назад, думая о том, что, возможно, его придется спрятать еще на 20 лет. Спустя время я нашел насос, накачал старые шины и попробовал прокатиться еще раз. Какое удивление! Было намного легче. Я добавил лишь немного воздуха — и какая разница.

Сказано, что молитва — это дыхание души. Когда мы сами пытаемся решить наши проблемы, жизнь становится действительно невыносимой. Но молитва возносит наши трудности к престолу Божьему на небесах, где никакая проблема не является слишком большой, чтобы ее решить, и никакая битва не кажется слишком тяжелой, чтобы выиграть ее. Спасибо победе Агнца. Молитва — это ключ к победе на земле. Не оставляйте дом без нее!

Господи, я не прошу у Тебя легкой жизни. Но я прошу, чтобы Твоя всемогущая сила умножила мои усилия и принесла победу Агнца каждому, с кем я встречусь.

23 апреля

«И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена, и языка, и народа, и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему: и мы будем царствовать на земле» (Откр.5:9,10).

Медицинские сотрудники сказали священнику, что посещение молодой пары, которого он добивается, будет нелегким. У них родился мертвый ребенок. Священник поднялся на третий этаж и увидел толпу людей, смеющихся в коридоре. Медсестра назвала ему номер палаты, и он направился сквозь толпу. Он вошел в полностью темную комнату, только тусклая полоска света исходила из ванной. На кровати он увидел мать. Она была молодой и красивой, со светлыми волосами и усталыми глазами. «Здравствуйте, — тихо сказал священник. Слова не имеют большого значения в подобных ситуациях, — я священник».

Отчаяние наполняло ее глаза, было видно, что она испытывает душевную боль. Она держала безжизненного ребенка. Прежде, чем он смог что-то сказать, она протянула ему младенца. Маленькая девочка была завернула в белое покрывало, ее маленькое личико было, как у живого ребенка. Глядя на нее, можно было подумать, что она спит. Отец вжался в кресло и смотрел, не отрываясь в окно. Он был в состоянии шока и не способен общаться. Едва ли он осознавал, что их посетил священник. Рядом с матерью сидела, непрерывно всхлипывая, бабушка.

Священник стоял, держа на руках маленькую девочку. «Помоги мне, Господи, помоги мне», — безмолвно молился он, бережно держа на руках потерянную мечту этой молодой пары. Он подумал, что в их доме, должно быть, спальня была полностью украшена, ожидая своего обитателя, но он никогда не придет. Как часто они с мужем взволнованно говорили о будущем ребенке? Сколько подарков, добрых пожеланий приняли они, ожидая рождения ребенка?

Священник не мог спрятать своих слез, когда произносил молитву «Отче наш». Возвращая ребенка назад, он сказал им, что он придет к ним, если они позовут.

В коридоре другие люди бурно радовались появлению на свет новорожденного. Он скромно попросил их вести себя чуть тише в знак уважения. Они прислушались к нему, осознавая боль молодой матери.

Родители этого мертворожденного ребенка сделали бы все что угодно, чтобы их ребёнок был жив. Они, возможно, отдали бы свою собственную жизнь, если бы это могло спасти жизнь их ребенка. Именно это сделал Иисус, когда решил отдать свою жизнь, чтобы не видеть нас мертвыми. У Него был выбор между вечной жизнью без нас и смертью ради нашего спасения. Иисус не смог жить без нас — без тебя и без меня. Так сильно Он любит нас.

Господи, спасибо за то, что Ты так сильно любишь меня, что Ты умер за меня. Я хочу, чтобы Твоя жертва влияла на мою жизнь сегодня.

24 апреля

«И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена, и языка, и народа, и племени, и соделал нас царями и священниками Богу нашему; и мы будем царствовать на земле» (Откр. 59,10).

Согласно сегодняшнему тексту, Евангелие, вне сомнений, интернационально. Смерть Агнца искупила людей для Бога из каждого племени, языка и народа. Такая открытость превосходит то, что могли знать ранние христиане. Радушный прием людей всех национальностей был настолько успешным, что сегодня никто не удивляется тому, что подавляющее большинство христиан — это язычники.

Тем не менее, полное отсутствие предубеждений в Евангелии все еще может многому научить нас сегодня. Евангелие охватывало и до сих пор охватывает таких людей, которых мы никак не ожидаем. Оно противоречит нашей естественной склонности к подозрениям к каждому, кто не похож на нас. Я помню встречу с небольшой группой христиан в мусульманской стране. Я поделился с ними моим желанием донести благую весть об Иисусе до каждого человека, независимо от его национальности, образования или религии. Я был поражен, узнав, что они абсолютно не заинтересованы в мусульманах. Что бы я ни говорил, они не чувствовали никакого призыва от Бога охватить Божьей любовью своих соседей.

Хотя история дала мусульманам много причин ненавидеть христиан, я обнаружил, что мусульмане более открыты для взаимоотношений с христианами, чем христиане. Действия нескольких террористов не должны препятствовать нам ви-деть великую ценность для Бога людей разных национальностей, языков и культур.

Я обнаружил, что люди каждой национальности и культуры открыты для Евангелия, если с ними обращаться с добротой и уважением. Бог призывает новое поколение христиан избавиться от предрассудков прошлого и общаться с другими людьми в духе Иисуса. Общаясь с другими, мы можем предвкушать участие в многонациональном небесном хоре, описанное в Откр. 5.

Представьте себе хор святых всех столетий: древних израильтян, поклоняющихся Богу с бубнами и радостными плясками, африканских святых, поющих и раскачивающихся, европейских реформаторов с их величественными гимнами, верных монахов, исполняющих средневековое соло, мессианских евреев, танцующих вокруг Торы, и, может быть, даже мусульманских последователей Исы (арабское имя Иисуса), низко склоняющихся в молитве. Как вам кажется, вы могли бы управлять всем этим сложным разнообразием? Я уверен, что Бог сможет научить нас, как сочетать все это. Почему бы не начать воплощать в жизнь Божью гармонию прямо там, где мы живем?

Господи, помоги видеть других людей Твоими глазами. Наполни мое сердце радостью, которую Ты испытываешь, видя бесконечное разнообразие людей, которых Ты сотворил.

25 апреля

«И я видел и слышал голос многих Ангелов вокруг престола и животных и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Откр. 5:11,12).

Иисус действительно достоин. Он не только принимал активное участие в творении (Откр. 4:11; Ин. 1:3), но Он вмешался могущественным образом, чтобы искупить Свое творение на кресте. Об этом очень ярко говорится в этой главе Книги Откровение. Восхищает то, что та ценность, которую Он имеет по праву, может также принадлежать нам благодаря искуплению (Откр. 5:9,10). Мы можем присоединиться к ангелам, прославляя Его достоинства, когда видим, как Он изменяет нашу жизнь.

Основная нужда всего человечества — осознавать свою великую ценность. Но сколько стоит человек? Это зависит от условий. Если бы кто-то растопил меня до химических элементов, из которых состоит мое тело, то я бы стоил 12 долларов. Средний работодатель в США оценит вас где-то на 50 000 долларов в год. Но представьте себе, что вы знаменитый баскетболист, такой как Шакил О’Нил. Неожиданно ваша ценность подпрыгнет до десятков миллионов долларов в год. Если бы вы были сообразительным программистом, вы бы ценились на десятки миллиардов долларов (Билл Гейтс)!

Видите, нас всегда оценивают в сравнении с другими. Но, согласно Библии, человек ценится бесконечно выше того, как мы оцениваем друг друга. Писание говорит нам, что Иисус достоин всей вселенной (Он сотворил ее) и, тем не менее, Он знает нас и любит нас такими, какие мы есть. Его смерть на кресте установила ценность человеческой личности. Когда Создатель вселенной и всех, кто наполняет ее (включая всех знаменитых атлетов и кинозвезд, которым часто поклоняются люди) решает умереть за вас и за меня, это придает нашей жизни безграничную ценность. И так как воскресший Иисус никогда больше не умрет, моя ценность не изменится.

Приведу другой пример. Бейсбольный мяч, который находится у меня в руках, стоит 5 долларов. Но бейсбольный мяч в руках Алекса Родригеса стоит около 25 миллионов долларов. Мой гольф-клуб стоит 50 долларов. Гольф-клуб Тайгер Вудс стоит миллионы долларов. Палка в моих руках поможет мне спастись от укуса собаки, тогда как точно такая же палка в руках Моисея разделила Красное море. Гвозди в моих руках могут послужить созданию скворечника, гвозди в руках Иисуса послужили спасению мира. Вы можете сказать, что все зависит от того, в чьих руках находятся все эти предметы.

Господь Иисус, Ты наиболее ценная личность во вселенной. Помоги мне оценивать себя Твоими мерками, а не на основании суждения других людей.

26 апреля

«Достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость и крепость, и честь и славу и благословение» (Откр. 5:12).

То, что перенес Иисус, умирая, несомненно, бросает вызов тому, как поступаем мы. Мы предпочитаем подходить к Богу с позиции силы. Мы хотим победить, основываясь на своих талантах, а не на Божьей благодати. Однако благодаря закланному Агнцу мы можем научиться тому, что истинная победа достигается благодаря жертве и слабости. Жертва Христа побуждает нас зависеть от Божьей поддержки, а не от своих собственных способностей и усилий. Иисус показал пример истинной победы, и небеса призывают нас последовать за Ним.

Большинство писателей ревниво защищают свою частную жизнь и свой распорядок дня. К концу своей жизни Генрих Нувен сломал барьеры профессионального писателя. Лучшие свои годы он провел, обучаясь в Голландии на психолога и богослова. Нувен преподавал в Нотрдаме, Йеле и Гарварде. Он много путешествовал, читая лекции, и при этом успевал выпускать в среднем в год по книге. От этого его личная духовная жизнь начала умирать.

За десять лет до смерти он радикально порвал с прошлым и стал домашним священником для серьезно больных людей в Торонто. Он жил в комнате с односпальной кроватью, книжной полкой и старой мебелью. Не имея ни факса, ни компьютера, ни ноутбука, он находил духовный покой среди общественных беспорядков.

Филипп Янси посетил его и наблюдал, как Нувен проводил вечерю для Адама, 26-летнего молодого человека с замедленным развитием, не способного говорить, двигаться, или одеваться. Адам не понимал происходящего, пускал слюну во время церемонии и громко мычал. Нувен признался, что у него уходит примерно два часа в день, чтобы помыть и одеть Адама, почистить ему зубы, причесать волосы и помочь ему во время еды. Для Нувена эти часы «святой неэффективности» стали временем молитвы и размышлений.

Было ли это время великого писателя использовано наилучшим образом? Разве не мог кто-то другой выполнить этот тяжелый физический труд? Нувен не думал об этих действиях, как о жертве. «Я ничего не потерял, — настаивал он, — ни я, ни Адам не получили каких-то выгод от нашей дружбы».

Поначалу это было трудно. Способность заботиться о человеке, не способном координировать свои движения, приходит нелегко. Но он научился любить Адама — искренне любить его. В этом процессе он понял, что означает для Бога лю-бить нас — духовно некоординированных, с задержками в развитии, способных ответить только таким образом, что Богу кажется невнятным мычанием и стоном. Благодаря Адаму он понял, что человеку не нужно заслуживать любовь Божью, он может покоиться в Его любви. Нувен шел к победе по пути Агнца.

Господи, я смирился, когда осознал, что сильно завишу от достижений и успеха. Помоги мне видеть других глазами закланного Агнца.

27 апреля

«И всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу — благословение и честь, и слава и держава во веки веков. И четыре животных говорили: аминь. И двадцать четыре старца пали и поклонились Живущему во веки веков» (Откр. 5:13,14).

Агнец только сейчас воссел с Отцом на троне. Об этом событии предречено в Откр. 3:21. Это последний из пяти гимнов в Откр. 4 и 5.

1. В Откр. 4:8 четыре животных поют песнь, взятую из Ис. 6 «Свят, свят, свят». Их песня посвящена «Сидящему на престоле», по-видимому, Отцу.

2. В Откр. 4:11—24 старцы славят Бога за Его творческие дела.

3. В Откр. 5:9, 10 4 животных и 24 старца вместе славят Агнца за Его смерть на кресте.

4. В Откр. 5:12 бесчисленное множество ангелов присоединяются к хору, прославляющему Агнца.

5. Наконец, в сегодняшнем тексте Сидящий на престоле и Агнец восхваляемы всей вселенной, слившейся в единой гармонии хвалы.

Последний из пяти гимнов является кульминационным. Первые два гимна поются Сидящему на престоле и фокусируются на творении. Следующие два гимна поются Агнцу, и они посвящены спасению. Пятый гимн прославляет Их вместе.

Мы также видим, что размер групп, участвующих в пении этих гимнов, поразительно увеличивается. Сначала представлены четыре животных, а затем 24 старца. В третьем гимне 4 животных и 24 старца объединяются вместе в пении. В четвертом гимне их сопровождает огромный хор ангелов. И, наконец, каждое творение во всей вселенной провозглашает пятый гимн.

Весь порядок событий в Откр. 4, 5 продвигается к великой кульминации, когда Агнец восседает с Отцом на престоле. Главный момент в этом отрывке — возвеличивание Агнца до статуса, равного с Отцом. Это тот статус, которым Он, несомненно, обладал до смерти на кресте. Но после смерти Иисуса Христа возвеличивают снова. Его величественная жертва на кресте стала достойна еще большей хвалы. Никогда уже Бога не будут славить, не упоминая об Агнце, о том, что Он сделал и почему Он считается достойным. Радость и полнота во вселенной сейчас сосредоточены на достоинствах Агнца.

Господи, я возвожу Иисуса на трон моей жизни сегодня. Моя цель — повиноваться Ему во всем, ибо Он достоин этого.

28 апреля

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри» (Откр. 6:1).

Четыре всадника возвещают об ужасах войны, голода и мора. Язык этой главы напоминает Лев. 26 и Втор. 32, которые перечисляют эти три горя среди последствий нарушения завета Моисея. В Откр. 6 они — результат отвержения Иисуса и спасения, которое Он принес.

В западных странах такие вещи, как голод и мор (заразное заболевание), могут казаться далекими от реальности. Они происходят в основном в «отсталых» частях мира. Об этом они слышат в новостях, но в жизни не встречаются с ними. Если мы действительно хотим понять тот ужас, который эти образы, должно быть, наводили на людей, впервые читавших это, нам нужно представить себе аналогии, которые близки к нам.

Многие люди, даже в западных странах, могут с легкостью потерять дом и арендованное жилье. Из-за сокращений в корпорациях и перемен на рынке лишь немногие могут чувствовать себя безопасно на работе, даже в Америке. Требуется лишь небольшой упадок в экономике, чтобы навести на мысль об апокалиптических ужасах многих людей.

Когда мне было 17 лет, я временно работал в одной фирме. Начальство послало меня с другими людьми выгрузить 1100 дверей из товарного вагона. Рабочая сила этой фирмы в основном состояла из пьяниц и студентов. Мои товарищи по разгрузке вагона раньше работали в разных местах. Одному было 35 лет, а другому 47. Оба начали трястись к 11 часам утра. Старший часто незаметно ускользал с работы, чтобы выпить пива.

Заинтересовавшись ими, я провел расследование и узнал, что младший был ядерным физиком, а старший инженером. Вернее, последний был инспектором во время строительства аэродрома «Гендерсон фильд» на острове Гуадалканал, одном из наиболее известных мест сражения во время Второй мировой войны.

Оба мужчины начали жизнь с великими надеждами и желанием достичь многого. Но затем всадники «войны, голода и мора» вторглись в их жизнь. Ужасный мор алкоголя разрушил их семьи и низвел этих мужчин до состояния жалкой развалины. Работа ради еды и скудное существование полностью поглотили их жизнь.

Трагедия поджидает под дверью, даже в благополучных странах. Всем нам нужен Агнец, чтобы выжить.

Господи, печати и трубы сбивают с толку лучших толкователей Библии вот уже 2000 лет. Я часто удивляюсь, почему Ты поведал об этом в Твоем Слове. Когда мы начинаем исследовать эти «язвы», дай мне уразуметь Твою цель для этих образов. Помоги мне понять при помощи этих бедствий, каким предстает наш мир в Твоих глазах.

29 апреля

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри» (Откр. 6:1).

Я всегда считал, что неплохо иметь немного денег на непредвиденный случай. Хотя и опасно иметь много наличных денег, потому, что они могут достаться ворам, парой сотен долларов стоит рискнуть, они могут неожиданно пригодиться. Я храню конверты с деньгами в столе, в холодильнике, в платяном шкафу и в некоторых других местах.

Однажды я приехал домой после довольно долгого путешествия, и мне было необходимо пополнить свой кошелек, чтобы оплатить кое-какие расходы, скопившиеся за время моего отсутствия дома. Я подошел к тому месту, где хранился конверт, и вытащил его. Но он не был таким увесистым, наполненном купюрами, как обычно. Когда я открыл конверт, форма и цвет содержимого поразила меня.

Видите ли, вместо старых добрых зеленых долларов в конверте было несколько самоклеющихся листочков. На одном было написано: «20 долларов на подарок в день рождения». В другом: «15 долларов, чтобы заказать пиццу». В третьем: «3 доллара, чтобы взять напрокат видео». Это напомнило мне сцену из кинокомедии, в которой один парень нашел чемодан с деньгами и потратил их на разные легкомысленные удовольствия, записывая при этом на отдельном листке бумаги, на что пошел каждый цент. Когда вернулся хозяин чемодана и открыл его, он нашел бесполезную груду записок вместо денег.

— Что это? — спросил он.

— О, это долговые расписки, — последовал ответ, — не волнуйтесь, со мной они так же хороши, как и деньги!

Бессмысленно сообщать о моем разговоре с детьми об отсутствии «моих» денег. Они интересно ответили: «Папа, это не твои деньги — это наши деньги. Мы покупаем вещи, которые нужны нам».

Видите, у моих детей хорошо, получается, жить за мой счет. Я был искушаем чувствовать, что они используют меня в своих интересах, но когда я перестал так думать, я осознал, что они были частично правы.

Произошедшее со мной немного объясняет одну истину из Книги Откровение. Благодаря кресту Агнец может открыть свиток и даровать все необходимое для спасения вселенной. Спасение не стоило мне ничего, но оно стоило Ему всего. «Его деньги — это наши деньги». Хорошо быть дитем Царя.

Господи, помоги мне помнить сегодня, что все, что я когда-либо имел, было Твоим даром, плодом Твоей жертвы на кресте. Сегодня я хочу делиться Твоими дарами.

30 апреля

«И я видел, что Агнец снял первую из семи печатей, и я услышал одно из четырех животных, говорящее как бы громовым голосом: иди и смотри. Я взглянул, и вот, конь белый, и на нем всадник, имеющий лук, и дан был ему венец; и вышел он как победоносный и чтобы победить» (Откр. 6:1,2).

Ясно, что Откр. 6 основывается на видении престола Божьего, описанного в Откр. 5. Агнец в 5-й главе берет книгу и снимает с нее печати. Но возникает вопрос: являются ли печати содержанием самой книги? Или же содержание открывается только тогда, когда Агнец снимет все ее семь печатей? Ответ на этот вопрос является важным для тех, кто хочет понять этот отрывок.

Если книга — это свиток, то печати находятся снаружи «книги» и должны быть сняты до того, как кто-то сможет прочитать книгу. Если книга сделана в виде кодекса (он напоминает форму книги, которую вы сейчас держите в руках), то, по-видимому, запечатать или связать тесьмой можно семь частей книги, а затем, если понадобится, можно будет освободить одну часть за один раз.

Хотя римляне уже изобрели кодекс как раз примерно во время написания Книги Откровение, евреи все еще используют книги в форме свитка для своего Священного Писания вплоть до сегодняшнего времени. Христиане, однако, немедленно перешли на новую форму. Имеется около сотни манускриптов Нового Завета (на сегодняшний день существующих только в виде фрагментов), и только четыре из них представлены в форме свитка. Мы можем определить, почему фрагмент манускрипта являлся частью свитка, на основании легкого изгиба бумаги, который возникает из-за нахождения в скрученном состоянии на протяжении долгого времени.

Почему христиане стали печатать свою Библию в форме кодекса? Возможно, благодаря четырем Евангелиям. Христиане хотели, чтобы все четыре Евангелия были включены в одну рукопись. Со свитком из четырех Евангелий было бы очень тяжело обращаться, но вы можете довольно легко разместить все четыре Евангелия в кодексе. Поэтому вскоре после написания Книги Откровение христиане перешли к кодексам.

Сейчас возвратимся к нашему первоначальному вопросу. Являлась ли запечатанная книга свитком или кодексом? Являются ли события 6-й главы Книги Откровение обзором содержания книги, или же это начало книги? К счастью, Иоанн не оставляет нам сомнений. В Откр. 6:14 он говорит: «И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих».

Согласно этому стиху, небо открывается, как свиток, когда кто-то разворачивает его. В Откр. 6:14 используется то же самое слово «свиток», которое используется в Откр. 5. Запечатанный свиток, таким образом, очевидно, не является кодексом. Чтобы открыть свиток, вам необходимо полностью снять печати перед тем, как вы сможете что-то прочитать внутри него. Так как автор соотносит события в Откр. 6 со снятием печатей, они не выражают содержания самого свитка, но свидетельствуют о том, что должно произойти перед тем, как свиток может быть открыт.

Господи, насколько величественно понимать глубину Твоего Слова. Помоги мне доверять Тебе даже тогда, когда я не понимаю Тебя.