10. «И взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим»

В тот вечер, когда мне рассказали захватывающую историю об ученом, бывшем апологетом эволюционной теории, но ставшем впоследствии креационистом, я вспомнил слова пророка Иеремии (29:13), вынесенные в название этой главы.

Наша группа только что закончила выполнение миссионерского задания в Южной Африке с несколькими семинарами, проведенными в провинции Наталь, Лесото и Свазиленд. После завершения весьма напряженной программы нам была предоставлена возможность провести незабываемый вечер с вождем Бутулези, лидером восьмимиллионного зулусского племени в его собственном доме.

До того мы побывали на трехчасовой церемонии, проводимой в честь молодого короля в его королевской деревне. Все участники церемонии сидели на земле, и лишь король — на стуле, как и подобает королям этой части света. Церемонимейстер представил нас его высочеству как почетных гостей, и он милостиво разрешил нам сделать несколько снимков, на что обычно налагается запрет.

Это были незабываемые мгновения.

Теперь, перед возвращением в США мы намеревались отдохнуть в течение нескольких дней в Гелдербергском колледже близ Кейптауна, где сразу по приезде я был приглашен на немецкое молитвенное собрание. Хелга, руководитель группы, представила меня профессору Теглеру, сказав при этом: «Непременно послушайте замечательную историю его обращения», что я охотно и сделал.

И вот, двумя днями позже мы сидели дома у профессора, внимательно слушая совершенно невероятный рассказ о пережитом им.

Вальтер Теглер вырос в Кейптауне в семье католика и протестантки. Религиозные расхождения никак не влияли на семейные взаимоотношения, но мальчик, тем не менее посещал католическую школу и занимался уроками закона Божьего с монахиней. Когда ему было около восьми лет, мать заболела раком и врачи смогли продлить ее жизнь всего лишь на пару месяцев. В течение всего этого времени она страдала от мучительной боли, и наставница Вальтера иногда навещала ее. Как только монахиня входила в комнату больной, с ней, казалось, происходила перемена личности: она суетилась, угрожала матери адским огнем, который ждал ее, некатоличку. Несколько раз подобные сцены происходили в присутствии Вальтера, и мать плакала. Несмотря на свой возраст, Вальтер очень тяжело воспринимал все увиденное и с тех пор почувствовал отвращение к религии.

И однажды его терпению пришел конец: во время урока монахини, ужасно расстроенный, он изорвал в клочья свой катехизис и швырнул его к ее ногам. Все кончилось тем, что Вальтера исключили из религиозного класса, а учителя и сверстники стали относиться к нему как к отверженному.

И в свои десять лет он окончательно порвал все отношения с религией и стал убежденным атеистом. Это чувство отверженности он пронес через все школьные годы и не избавился от него даже тогда, когда начал свою учительскую карьеру в университете в степени профессора. Он считался знатоком в области эволюционной теории и находил огромное удовлетворение в высмеивании студентов, не поддерживавших ее. Он утверждал: «Я бы хотел поразить своих студентов наукой». Его отец женился вторично, но мачеха не пришлась Вальтеру по вкусу и он редко бывал дома. Вместо этого он выходные и отпуска в доме у товарища, более чем за тысячу миль от университета. Впоследствии Вальтер заинтересовался сестрой своего друга, которая затем стала его женой. Его тесть также был убежденным атеистом, специализировавшимся в оккультизме и регулярно писавшим статьи для газет и журналов по этому вопросу.

Его же перу принадлежало и несколько книг подобного содержания.

Новобрачные купили дом в Дурбане, где с ними произошло необъяснимое событие.

Однажды ночью раздался лай собаки, послышались тяжелые шаги по коридору и громкий стук в дверь спальной. Когда Вальтер открыл дверь, за ней никого не оказалось. Он не мог найти никакого научного объяснения ни этому, ни последующим происшествиям. Когда у супругов родился ребенок, тесть время от времени стал навещать их. Однажды ночью ребенок заплакал; войдя в комнату родители увидели его плывущим по воздуху. Затем он остановился на кухонном шкафу под потолком и едва не упал, но отец успел вовремя поймать его. Невольно он осознал, что в этом были задействованы какие-то сверхъестественные силы, природы которых он так и не мог постичь. Когда тесть заболел, то на некоторое время он переехал к супругам и тогда все вместе, не в силах разобраться в происходящем, они обратились за помощью к католическому священнику, который, придя, приготовил «святую воду» и пошел по комнатам, читая какие-то заклинания и рисуя кресты на окнах пальцем, смоченным в воде. После того, как вода испарилась, на стеклах так и остались соляные разводы. После этой священнической процедуры беспорядки в доме прекратились, а молодая пара выразила свою признательность тем, что стала время от времени посещать католическую церковь, хотя и не находя особенного интереса в церковных службах.

Затем Вальтеру предложили преподавательское место в Стелленбосском университете, и семья переехала в купленный ими новый дом неподалеку от Кейптауна. Вскоре жена Вальтера забеременела третьим ребенком и беременность сопровождалась столь сильными осложнениями, что врачи рекомендовали ее прерывание. Тем не менее, ультразвуковое исследование показало, что плод не имел никаких видимых физических отклонений. Когда же ребенок родился, то он кричал беспрестанно безо всякой причины. Однажды ночью Вальтер проснулся от чувства, что его кто-то душит. Когда он боролся с невидимой силой, его сердце бешено билось, а спустя несколько мгновений громко заплакал ребенок и родители бросились в его комнату. Найдя его в бессознательном состоянии и сгорающего от жара, они помчались в больницу, где ребенка немедленно поместили в кислородную камеру и попытались поставить капельницу по причине обезвоживания; но он выдергивал все иглы. После нескольких дней пребывания в больнице он был выписан, а через некоторое время все повторилось. На самом деле так происходило восемь раз подряд, и казалось, что ребенок уже на грани смерти.

Причины этого феномена были непостижимы для ученого, не верившего ни в какие сверхъестественные явления, но вынужденного признать, что какие-то силы все же принимали участие в этих событиях.

Спустя несколько дней после первого случая, в 2 часа ночи ребенок вновь принялся безудержно плакать, и родители снова отвезли его в больницу. На этот раз специалист, осмотревший его, назначил поясничную пункцию. Потребовалось участие четырех человек для того, чтобы удержать ребенка, а после этого он лежал на кроватке почти без признаков жизни. Отец сидел возле кроватки, заполняя какие-то бумаги и поглядывая на сына.

И внезапно, он начал метаться, вырывая все иглы. Это совершенно разбило отца… «Я сломался, мне нужна была помощь независимо от того, признавал я это или нет»,- говорил он мне в тот вечер.

Он вспомнил уроки монахини-католички и поклялся про себя, что если ребенок выживет в эту ночь, он обратится за помощью к священнику.

Мальчик действительно выжил, а Вальтер сдержал свое обещание: пошел к священнику и рассказал ему все о случившемся.

Тот сказал, что не в силах помочь, но в свою очередь сам обратился за советом к другому священнику. На следующий день этот священник позвонил Вальтеру и в деталях описал все происходившее в его доме.

Он был информирован обо всем вплоть до мелочей и оказался специалистом с мировой известностью по изгнанию духов, закрепленным за Кейптаунским собором.

Он сказал Вальтеру, что уже получил разрешение от епископа на чтение мессы в его доме, заверив при этом профессора в надежности своей помощи. В назначенный день священник явился в дом Вальтера, приготовил «святую воду» и повторил процедуру уже описанную выше.

Когда же он приблизился к комнате мальчика, то почти упал в обморок и заявил, что вся причина была в той комнате, и там необходимо было прочитать мессу. Это показалось Вальтеру странным, ибо даже собака и кошка свободно заходили в комнату в это время. Вальтеру было разрешено присутствовать при изгнании духов, но его жене в этом было отказано по причине ее нерасположения к католицизму (она воспитывалась при датской реформаторской церкви).

По окончании мессы священник вручил Вальтеру свой сановный крест и проинструктировал в отношении использования его при повторении беспорядков.

В свою очередь супруги подарили священнику дорогой подарок как знак благодарности, он же заверил, что передаст его в монастырь тем монахиням, что молились за Вальтера и его семью и никогда не видели дневного света.

В тот вечер ребенок спокойно уснул в своей кроватке и проспал всю ночь с улыбкой на устах. Так же спокойно он спал и в последующие ночи, в течение недель и месяцев.

Невозможно было отрицать, что произошло чудо.

Теперь Вальтер и его жена чувствовали себя обязанными как-то выразить свою благодарность католической церкви. Во первых, они послали в церковь старшего сына, а затем за ним последовала и вся семья, так как, в конце концов, католики доказали свою способность повелевать сверхъестественными силами.

Вскоре после всех этих событий супруги решили переоборудовать кухню и наняли для этого плотника-немца, который хотя и запросил весьма немалую плату был принят по той причине, что его мастерству можно было доверять. В первый же день работы плотник захотел поделиться с Вальтером своей верой в Бога, на что тот отмахнулся и с усмешкой сказал: «Идите с Богом. Все что мне от вас нужно — это чтобы вы отделали мою кухню». Плотник тем не менее дал ему брошюру, которую Вальтер весьма неохотно принял и положил на дно ящика своего письменного стола. Неделю за неделей семья исправно посещала католическую церковь, и миссис Теглер даже подумывала о том, чтобы вступить в ее ряды.

Однако в аналитическом уме Вальтера родились сомнения относительно формы поклонения, литургических ритуалов. Как может «разумный Бог» принимать такую монотонность и формальность? И пока эти мысли наполняли его разум, одна из студенток заявила ему, что не верит в эволюцию, а принимает креационистское учение.

Это привело профессора в бешенство, он отбранил ее, а потом вдруг устыдился своей несдержанности и очень расстроился. По дороге домой он зашел в церковь и сел в тишине, погрузившись в свои мысли.

В преддверии церковного здания горел маленький красный фонарик — католический символ присутствия Бога.

Вальтер склонил голову и молился: «Боже, если Ты здесь, покажи мне, что Ты есть». Затем он пошел домой и по той или иной причине, он наткнулся, ища что-то в своем столе, на брошюру, которую положил туда год назад. Теперь он не удержался и прочел ее. Она называлась «Полезное сравнение». На одной стороне листа были написаны десять заповедей, на другой — заповеди католического катехизиса, чем и подчеркивалось огромное различие между ними.

Вальтер был озадачен и испуган, он поделился своим открытием с супругой. Это было издание Адвентистов седьмого дня, и они решили, что здесь непременно должно было быть какое-то недоразумение. Адвентисты не могли быть правы.

Единственным выходом было взять и сравнить десять заповедей из Библии, но ее дома не оказалось. Впрочем, они нашли один экземпляр среди бумаг старой тети, жившей одно время с ними и недавно умершей. Ее вещи супруги хранили в гараже. Открыв с нетерпением Библию, они себе на удивление обнаружили, что заповеди и впрямь отличались от тех, что записаны в катехизисе. Это открытие заставило Вальтера в тот же день позвонить плотнику, давшему им эту брошюру. Плотник сказал ему, что в течение всего дня хотел связаться с ним сам, но не мог застать его дома.

В тот же вечер плотник пришел в дом профессора, и они всю ночь вместе изучали пророчества о маленьком роге из седьмой главы книги Даниила. Вальтер узнал от плотника множество исторических данных, истинность которых он на следующий день старательно проверил в университетской библиотеке и действительно нашел их правильными.

Теперь они изучали Библию каждый вечер. И вот, необъяснимый феномен повторился вновь.

Как только они открывали Библию, младший ребенок начинал плакать, и каждую ночь в 2 часа все повторялось, как прежде: безо всякой видимой причины он плакал, не останавливаясь. Вальтер был в растерянности, но плотник уверил его в том, что Бог сильнее сил зла, и они молились за ребенка.

Молитвенный кружок из семи человек, каждый в своем доме, вставал в 2 часа ночи и молился за него тоже, в результате чего ребенок прекратил плакать, но однажды заплакал вновь.

На этом Вальтер прервал свой рассказ и, глядя на меня пристально, спросил: «Догадываетесь в чем была причина?» Я слушал, затаив дыхание, и лишь отрицательно покачал головой.

Он посмотрел на Хелгу, которая при этом подавила виноватую улыбку. «Причина была в ней,- продолжил он,- в ту ночь она не встала на молитву, полагая, что все и без того было в порядке, и из-за этого молитвенный кружок разомкнулся. Знаете каким для нас это стало уроком».

Но величайшей проблемой, которую пришлось профессору решить безотлагательно, были вопросы по его профессиональной линии.

Как возникла жизнь? Как появилась Вселенная? Эволюция или творение? На самом ли деле Бог создал планету за шесть дней? Его друг-плотник, который к тому времени стал ему почти братом, принес Вальтеру множество книг, проливающих свет на эти вопросы, но по той причине, что он были ненаучными, он отверг их как ненужные. Дискуссии между мужчинами стали весьма оживленными и эмоциональными. Однажды, после произнесения очередного довода, плотник остановился и, глядя на Вальтера, сказал: «В самом-то деле, зачем я так переживаю? Ведь это твоя проблема, а не моя». И он был прав.

Вальтеру пришлось решить для себя эту проблему самостоятельно. Он отправился в библиотеку в поисках какой-то особенной книги, размышляя следующим образом: «Если Бог есть, то Он поможет мне проследить недостатки эволюционной теории». Он искал такую книгу и нашел ее.

Когда Вальтер уже покидал библиотеку с книгой в руке, к нему подошел библиотекарь и спросил, что за книгу он несет, и, узнав, сообщил, что у них есть ее новое издание и он может взять его, если захочет. Сравнив оба издания, Вальтер обнаружил, что в новой версии были опущены многие утверждения, бросавшие определенную тень сомнения на теорию эволюции, в особенности те, что касались определения возраста форм жизни и ископаемых. Это пошатнуло веру Вальтера в теорию, но он продолжал настаивать на том, что Земля, безусловно, никак не могла быть сотворена в шесть дней.

В это время один известный американский ученый-эволюционист, геолог, собирался давать лекции студентам и преподавательскому составу университета. Перед самым началом он обнаружил вдруг, что не хватало слайдов, подготовленных специально для запланированной лекции.

Он не мог понять, как это могло произойти, ибо был полностью уверен, что упаковывал их в чемодан. Впоследствии выяснилось, что из четырех приготовленных им наборов слайдов он нашел лишь один.

Итак, он решил давать лекцию по тому вопросу, который мог проиллюстрировать имевшимися у него слайдами. Это была лекция по археологии, и, комментируя показ слайдов, он к удивлению профессора Теглера подтвердил, что научные факты указывают на то, что все острова были впервые заселены 4-5 тысяч лет назад. Теглер спросил коллегу-профессора, является ли это правильным и для аборигенов Австралии и Новой Зеландии, на что тот ответил утвердительно. Эта лекция еще больше поколебала веру Вальтера в постулаты о продолжительности эволюционных периодов.

Он приступил к интенсивным самостоятельным исследованиям, результаты которых неизбежно доказывали ошибочность, софизм эволюционной теории.

И постепенно он пришел к убеждению, что мир был сотворен Богом. Университетская программа предусматривала его чтение лекций перед университетом, и он изменил тему лекции, не уведомив о том никого, и к изумлению всех присутствовавших повел речь не об эволюции, а о сотворении мира.

Во время лекции стояла гробовая тишина, а шокирующий эффект был заметен по склоненным головам многих присутствовавших. После лекции одна из студенток выпускного курса засвидетельствовала свое восхищение услышанным, встав и поблагодарив профессора Теглера за лекцию, восстановившую ее веру в сотворение мира, которая сильно пошатнулась за четыре года обучения в университете.

Вальтер отказался от своей должности, хотя декан университета уверил его, что это место может сохраняться за ним до тех пор, пока он будет просто «преподавать» эволюционизм, веры в теорию от него не требовалось.

Также декан спросил его, кто имеет истину, на что Вальтер дал довольно уклончивый ответ. Но декан непременно хотел знать, кто имеет истину. Это напомнило Вальтеру об отречении Петра, и он, запинаясь, ответил: «Я полагаю, что Адвентисты седьмого дня знают истину».

После того как Вальтер расстался с университетом, семья продала дом и купила участок земли.

К этому времени они уже стали посещать церковь христиан Адвентистов седьмого дня, не будучи, однако, еще полностью убежденными в истинности этой церкви. Количество людей в общине казалось столь малым и незначительным. Особенно сильно эти сомнения одолевали супругу Вальтера.

И вот однажды с ними произошло необычное событие. Когда по дороге у них что-то случилось с машиной, Вальтер подъехал к бензоколонке и вышел, оставив в машине жену.

К машине подошел темнокожий, по внешнему виду напоминавший механика, и начал разговор: «Я вижу, у вас в машине оружие». Она с удивлением посмотрела на него и отрицательно покачала головой. Тогда этот человек сказал, указывая на Библию, лежавшую на заднем сиденье: «Это мощное оружие.

В какую церковь вы ходите?». Миссис Уайт дала уклончивый ответ, но негр продолжал настаивать, и в конце концов она призналась, что они ходят в адвентистскую церковь.

На это человек заметил: «У них действительно истина». К этому времени возвратился Вальтер, завел машину и тронулся с места.

Она спросила, видел ли он чернокожего. Вальтер ответил, что не видел никого, и тогда она вкратце рассказала, что произошло. В поисках незнакомца они вернулись на станцию, но нигде не встретили его. Супруги спросили о нем у работников станции, но те лишь развели руками, добавив, что здесь у них вообще нет темнокожих. После этого случая они без колебаний стали членами церкви Адвентистов седьмого дня.

Фермерство, однако, обернулось неудачей для семьи.

Пшеница росла хорошо, гораздо лучше, чем на территории других хозяйств, и сулила хороший урожай. Вальтер гордился этим, будучи уверенным, что Божьи благословения столь явно проявляются в его труде (почему бы и нет?).

В конце концов, он исправно платил десятину. Но вот однажды огромные стаи птиц опустились на посевы и уничтожили весь урожай пшеницы. Вера Вальтера пошатнулась. Все было потеряно, денег больше не было. Вернуться в университет и вновь заняться преподавательской деятельностью он уже не мог.

Что же оставалось делать? Семье осталось только встать на колени, искренне моля Господа о помощи.

И Он помог им.

На следующее утро зазвонил телефон. Звонила бывшая коллега Вальтера по университету, профессор. Она объяснила, что ввиду сложных семейных обстоятельств ей необходимо было прервать преподавание на три месяца и поинтересовалась, не знает ли Вальтер кого-либо, кто мог бы заменить ее временно на этой должности. К изумлению и радости озабоченной коллеги Вальтер ответил: «Я могу вас заменить».

Но для того, чтобы поступить на должность в университете, необходимо пройти несколько собеседований и рабочих встреч с руководством, на что обычно уходят недели.

Через полчаса профессор позвонила и сообщила, что уладила все формальности и Вальтер мог приступать к работе с ближайшего понедельника. Это действительно было удачей, но нерешенным оставался вопрос: «А что же делать с фермерским хозяйством?» Тогда внезапно появилась одна адвентистская семья, потерявшая работу в Зимбабве и занятая теперь поисками нового места. Кто-то направил их к Вальтеру, и так решилась проблема для обоих сторон: когда профессор и его семья упаковывали вещи, приезжие уже начали осваивать участок.

Коллега Вальтера предоставила им свой дом без арендной платы, что означало для супругов возможность начать все сначала, таким чудесным путем предоставленную им Господом. Это было уже начало, хотя и небольшое, потому как на момент переезда на новое место у них оставалось всего 5 рандов, и они не могли себе представить, как дотянут до первой зарплаты. Однако вскоре по приезду в новый дом, дочь нашла на полу машины конверт со 150 рандами, чего было вполне достаточно для пропитания. То же самое повторилось и через неделю, и семья была обеспечена материально до первых полученных Вальтером в университете денег.

Бог в самом деле заботился о них.

Через несколько недель после занятия новой должности профессору Теглеру позвонили из США и пригласили принять участие в геологической научной экспедиции; при этом никаких затрат с его стороны не предполагалось. Но так как Вальтер лишь недавно начал свою преподавательскую деятельность и не отваживался попросить отпуск, то он отклонил предложение. Через несколько дней в университете начался студенческий бунт: студенты отказывались сдавать выпускные экзамены. Какой-то компромисс между администрацией и студентами все же был найден и подавляющее количество экзаменов было перенесено на три месяца позже, за исключением только тех предметов, на экзаменацию по которым требовалось не более одного дня.

При этом ставилось условие, что и эти экзамены будут считаться действительными лишь при присутствии всех студентов без исключения. Экзамен по предмету, который преподавал Вальтер, был назначен одним из первых в порядке очередности, и пока остальные профессора выясняли свои отношения со студентами, он мог спокойно принимать экзамен. Затем он проверил письменные работы студентов, сдал их дипломы и тем самым выполнил все свои обязательства перед университетом на полных три месяца. Так Господь открыл ему возможность принятия участия в научной геологической экспедиции в Соединенных Штатах, проводимой при поддержке Генеральной Конференции Адвентистов седьмого дня.

Профессор Теглер сегодня преподает все в том же университете в Южной Африке.

Он очень деятельный член церкви — живой пример любящего Бога. Истинно, люди должны и будут найдены Им, если «взыщут Его всем сердцем своим».