2. Пророческое время — вымысел или Божья стратегия?

Египет — страна мечты многих туристов, в особенности тех, что интересуются Всемирной историей.

В этой стране древней культуры история встречает нас буквально на каждом шагу.

Каир, столица и парадные ворота Страны Фараонов, вольно раскинулся в дельте Нила.

За пределами города начинаются пирамиды Гизы — гигантские могилы фараонов, сделавших все возможное для того, чтобы унести в нее сокровища вместе со своими останками, обеспечив себе и в загробной жизни экономическую стабильность, счастье и благоденствие. Жизнь по ту сторону могилы была для них пугающей тайной.

Каир — город контрастов: «мерседесы», «пежо», «тойоты» и «лады» проносятся по его улицам, создавая то и дело «пробки» или простаивая в длинном хвосте автомобилей в ожидании того, когда проедут повозки, запряженные медлительными ослами, которые демонстрируют права, принадлежащие им на протяжении вот уже нескольких тысячелетий.

Кроме того, Каир — город тысячи мечетей. Утро для каирцев начинается с 4:30 утра многократно усиленным мегафоном криком муллы на минарете, который гарантирует, что никто не проспит утреннюю молитву.

Во время моего первого посещения этой ближневосточной метрополии в июле 1990 г. мое внимание особенно привлекла одна из центральных мечетей города, с массивными куполами, видимыми отовсюду. Это мечеть Мохаммеда Али, названная так в честь основателя Египетского государства, египетского паши, поднявшего в 1839 г. восстание против своего сюзерена, султана Турции Махмуда Второго.

За невероятно короткий срок в результате стремительно развернутой военной кампании турецкий султан был практически поставлен на колени перед пашой, наголову разгромившим турецкий флот за исключением тех нескольких судов, которые он захватил в плен.

Али-паша расширил границы Египта далеко за Дамаск, и, если бы не вмешательство объединенных европейских сил — Англии, Австрии, России, Франции и Пруссии, титул султана принадлежал бы ему.

Это противостояние на Ближнем Востоке отметило исполнение пророчества с точностью до одного дня, что в равной степени потрясло и историков и богословов. Это предсказание описано в книге Откровения как пятая и шестая трубы.

Еще реформаторы Лютер и Булингер описывали эти символы разрушения как бич военно-исторического исламизма, возвысившегося над Восточной Римской империей. Этой власти было дано ограничение во времени: 5 месяцев, один год, один месяц, один день и один час (Откр. 9:5, 15). В пророческом летоисчислении это определяет отрезок времени в 541 год и 15 дней.

Ниже мы подробно опишем ход вычислений.

Естественный вопрос, возникающий при этом: «Как можно исторически подтвердить существование подобного прецедента?» Когда я посетил дворец Мохаммеда Али, находящийся в центре Каира, как раз за одноименной мечетью, мое внимание привлекло огромных размеров изображение этого выдающегося правителя и я подумал: «Если бы я только мог посмертно рассказать ему о том, как он своим восстанием исполнил очень важное пророчество, написанное Иоанном — автором книги Откровения — за 1750 лет до этого!» Дальнейший ход событий требует подробного рассмотрения и краткого объяснения: 27 июля 1299 г. отмечено выступлением исламистской Турции под предводительством Османа против Восточной Римской империи в битве при Бафее.

Это событие необходимо рассматривать как начало 150-летнего периода. В последующие годы господство турков достигло такого масштаба, что в 1448 г. для восшествия на трон императору Константину Палеологу потребовалось разрешение султана Мурада Второго, каковое и было ему предоставлено 6 января 1449 г. милостью правителя.

Этим шагом император Константин сам поставил себя под юрисдикцию этого султана. Эта дата отмечает конец 150-летнего промежутка времени пятой трубы, упоминающейся в Откровении 9:1-11.

Прибавив 391 год к 1449 г., мы перенесемся в год 1840, а точнее — в 27 июля 1840 г. В это время шло восстание Мохаммеда Али против турецкого султана. По своему происхождению Али, паша Египта, не египтянин, а македонянин, на протяжении долгого времени бывший вассалом этого султана. Обладая достаточным хладнокровием и расчетливостью, он создал и обучил регулярную армию, уступавшую, тем не менее, по численности армии султана.

И Мохаммед Али практически уже добился бы свержения Мурада Второго, если бы не вмешательство пяти европейских держав: Англии, Франции, России, Австрии и Пруссии.

Во время переговоров в Лондоне была достигнута договоренность, обеспечивавшая компромисс: защита интересов Турции при независимости Египта под властью Мохаммеда Али.

Этот проект договора был представлен паше в форме ультиматума, на который он должен был ответить в десятидневный срок.

В соответствии с условиями договора под юрисдикцией Мохаммеда Али оставались Египет и Сирия, но к этому же прилагались и требования о немедленном выводе египетских войск с территории Турции и возврате захваченных в плен турецких кораблей. Вручение ультиматума паше произошло 11 августа 1840 г.

В то же время султан Мурад Второй потребовал от Европейского Союза определения и объявления планируемых ими действий в случае отказа паши от принятия ультиматума. Ему было отвечено, что на этот случай армии союзников снабжены достаточным арсеналом оружия и запасами провизии. Это соглашение фактически поставило султана под юрисдикцию европейских держав и Турция потеряла свою независимость. И это произошло точно в конце периода времени, определенного пророчеством: 541 год и 15 дней.

Необходимо, однако, понять, что пророческие предсказания не имеют значения или важности, заключенных в них самих и приобретают последние лишь в момент осознания их назначения.

Дело в том, что американец Иосия Литч, видный деятель миллеритского движения в США, привлек внимание общественности к истечению сроков пророческого времени и предсказал падение Османской империи еще за несколько недель до истечения срока.

По прошествии же события множество людей, шокированных подобной точностью предсказания, примкнули к миллеритскому движению.

Я вспомнил все эти исторические события, посетив мечеть Мохаммеда Али и его дворец. Возникает вопрос: «В чем же значимость этих событий и имеет ли это какое-то отношение к нашему времени?» Этот вопрос стоит обстоятельного рассмотрения.

Все этапы Божьего Плана Спасения были описаны в пророчествах. Поэтому для христианина является не только привилегией, но и обязанностью серьезное изучение Пророческого Слова. Фактически, каждый последователь Христа несет личную ответственность за знания о пророческих предсказаниях Библии. Адвентистская церковь всегда акцентировала внимание христианского мира на этом факте, особенно принимая во внимание то, что корни самого Адвентистского движения уходят в Пророческое Слово.

В пророчествах Бог Сам говорит со своим народом: «И притом мы имеем вернейшее пророческое слово; и вы хорошо делаете, что обращаетесь к нему, как к светильнику, сияющему в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших, Зная прежде всего то, что никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою.

Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2-е Петра 1:19-21).

Мы живем в то время, когда интерес к гороскопам и различного рода предсказаниям будущего достиг феноменальных масштабов во всех слоях общества. Ими заполонена периодическая печать и среди потребителей подобного рода продукции много вполне нормальных, умных и образованных людей.

Эти темы широко обсуждаются в различных телешоу и многие не скрывают того, что обращаются за помощью к подобным псевдонаукам при принятии наиболее важных решений. Устрашающая популярность оккультизма объясняется боязнью неопределенности в будущем, которая гнездится в сознании каждого отдельного человека и целых наций. Одно можно определить точно — человек страдает от невозможности заглянуть в свое будущее. Без Бога люди блуждают в темноте, ища света, который невозможно обрести собственными силами. Иными словами, без Бога нет ни света, ни будущего.

Именно поэтому Бог проливает свет на будущее через пророчества, как об этом говорит апостол Петр.

И нам известно, что человеческое любопытство и жажда познания во многом этому способствуют. Современный человек одержим желанием приподнять завесу над тайнами бытия, но необходимо однозначно определить, что знание будущего — прерогатива Бога, и это — основная предпосылка понимания пророческих предсказаний. Это понимание происходит на сверхъестественном, а отнюдь не на рациональном уровне и, интересен тот факт, что еще в ветхозаветные времена Бог указывал людям именно этот путь познания, упоминание о чем можно найти в рукописях пророка Исаии. Человеческие амбиции в этом отношении остались неизменными и по прошествии многих веков: еще современники Исаии полагали, что обладают способностью предсказания будущего, но Бог отвечает им: «Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги…» (Исаия 41:23). Трудно не заметить ироничного тона этой строки, за которой следует категорическое утверждение: «Но вы — ничто, и дело ваше ничтожно; мерзость тот, кто избирает вас» (Исаия 41:24).

Библейское пророчество дает современному человеку наиболее убедительное доказательство существования Бога.

Эти строки содержат в себе Божий призыв к человеку: «Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдет, Я возвещу вам» (Исаия 42:9). Это подтверждает утверждение о том, что будущее известно только Богу, и Он делится этим знанием с людьми через пророчества Библии.

Но библейские пророчества связаны не только с событиями, но и со временными интервалами, введенными Богом для упорядочения пророческой структуры.

Мы предпринимаем попытку показать вам всю их важность, т. к. подавляющее большинство теологов и современных мыслителей воспринимают их как устаревшие. Кстати, так же считали и многие современники Христа.

Апостол Павел говорит: «Но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего…» (Гал. 4:4). Эта строка ясно говорит о ветхозаветном временном предсказании, исполнившемся с рождением Иисуса Христа, Сына Божьего. Фраза была бы совершенно лишена какого бы то ни было смысла, если бы во время исполнения этого пророчества люди не имели доступа к этому знанию. Особого внимания и тщательности требует также и подход к толкованию временных промежутков пророчества. Насколько нам известно, во время рождения Христа пришествия Мессии ожидала лишь горстка людей, а те, кто должны были быть лучше всех осведомлены о том, что говорили пророки,- священники и книжники — духовенство того времени — лишь блистали своим отсутствием в их рядах.

Именно они были ответственны за доверенное им право доносить до сознания масс Слово Божье, и величайшей из трагедий, когда-либо постигавших еврейскую нацию было то, что они не признали Иисуса как Мессию, когда Он появился среди них. Причиной тому — беспечность церковников, проглядевших события, явно указывавшие на скорое пришествие Мессии.

В Евангелиях мы находим множество ссылок на временные рубежи, подчеркивающие их важность. Сам Иисус сказал: «…исполнилось время и приблизилось Царствие Божие…» (Марк. 1:15). Точность библейского времени отмечается и самими евангелистами.

Присутствуя на свадьбе в Канне, Иисус сказал, что час Его еще не настал, т. е. не настало то время, когда Он должен был превратить воду в вино, и, только по прошествии некоторого времени Он сотворил это чудо — следовательно, тогда и настал тот час (Иоанн. 2:4). Слова «Мое время еще не настало» указывают на факт, что каждое действие в жизни Христа на земле было осуществлением плана, существовавшего от вечности. Прежде пришествия Христа на землю, этот план во всех деталях был уже изложен перед Ним… Он не колебался, чтобы действовать в определенное время… Он ожидал наступления времени» («Желание веков», 147 стр.). Подобный этому пример мы находим в том случае, когда братья Иисуса просили Его пойти с ними в Иерусалим, но Он снова ответил: «Мое время еще не настало…» (Иоанн. 7:6), уточнив в ст. 8: «…Мое время еще не исполнилось». Однако спустя несколько дней Он все же пошел туда (Иоанн. 7:10, 14). Потому очевидным является факт наступления времени, когда Он должен был начать Свою деятельность, и подобная точность временного соответствия может быть прослежена и в Ветхом Завете: народ Израиля должен был провести в Египте 430 лет и Исход начался день в день со сроком истечения времени (Исх. 12:40-41).

Теперь можно задать вопрос: на какое пророчество ссылался Павел в послании Галатам 4:4? Есть ли в Ветхом Завете предсказание времени пришествия Мессии? Конечно есть! Через пророка Даниила Бог направляет наш взгляд на всю панораму истории Спасения, охватывающую период со времени жизни Даниила до последнего времени с развязкой, приходящейся на Второе пришествие Христа. Даниилом более развернуто по сравнению с другими пророками очерчена Божья временная структура пророчеств. В главе 9:24-27 он определяет время, предшествующее появлению Мессии.

Очень важно отметить эти этапы: «…с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седьмин и шестьдесят две седьмины; и возвратится народ и обстроятся улицы и стены, но в трудные времена». Эти строки явно говорят о Божьем плане Искупления. Здесь определено, что вслед за выходом повеления о восстановлении Иерусалима последуют 69 недель, окончание которых ознаменует время пришествия Мессии. Историческим фактом является то, что такой указ о возвращении евреев в Иерусалим из вавилонского плена действительно был издан персидским царем Артаксерксом в 457 г. до н. э. Следовательно, через 69 недель после этого момента должен был прийти Мессия (Христос). Очень часто слог пророчеств завуалирован символами и сравнениями, значение которых объяснено в других главах Библии, что подчеркивает целостную природу и взаимозависимость этой книги.

Пророческое время можно сравнить с масштабом географических карт; этот масштаб определен в книге Чисел 14:34 и Иезекииля 4:6, откуда можно вывести соответствие одного пророческого дня одному году нашего времяисчисления, т. е. масштаб 1:360. По этой причине 69 недель в пророческом времяисчислении равняются 483 годам реального времени.

Этот отрезок времени, берущий начало в 457 г. до н. э., заканчивается 27 г. н. э., то есть в тот самый год, когда Христос начал свое служение. Так произошло исполнение времени, о котором говорится в послании Галатам 4:4.

Эта же глава книги Даниила содержит дополнительную информацию, касающуюся Мессии, Его служения, искупления греха и примирения человека с Богом через жертву Христа (ст. 24). Мессия должен быть умерщвлен за других через распятие (ст. 26). Распятие произошло «…в половине седьмины…», т. е. через 3,5 года от начала служения (снова пророческое время).

В конце концов, смерть Христа положила конец еврейской системе жертвоприношения, единственной целью которой являлось ознаменование грядущего пришествия Христа, и которая стала устаревшей одновременно с Его смертью (ст. 27). Это же обозначала и завеса в храме, разодравшаяся надвое в момент смерти Иисуса (Мф. 27:50-51).

Необходимо отметить, что 70-летние недели образуют первую часть самого продолжительного периода библейских пророчеств — 2300 лет, описанных в пророчестве Даниила 8:14: «…на две тысячи триста вечеров и утр; и тогда святилище очистится».

Внимательный читатель отметит, что восьмая и девятая главы Книги пророка Даниила неразрывно связаны по своему содержанию. Семидесятилетние недели, согласно тексту, отделены от 2300-летних дней.

А так как назначением семидесятилетних недель является временное ограничение плана Спасения, то логично предположить, что вторая и наиболее длительная часть этого отрезка времени должна тоже принимать участие в Божьем плане. 2300-летнее пророчество можно сравнить с эллипсом, имеющим две фокусные точки: крест и очищение Божьего святилища. А так как однажды очищение святилища уже имело место в ветхозаветные времена, и это событие впоследствии отмечалось как День Искупления, приносившего ежегодно прощение людских грехов, то и окончание 2300 лет указывает на завершение искупительного служения Христа человечеству. Следует также заметить, что небесное служение Христа включает в себя обе фазы земного служения в святилище еврейской системы — ежедневное (осуществляемое с момента вознесения Христа) и ежегодное (осуществляемое по истечении 2300 лет). Только завершение служения в обоих частях святилища означало полное примирение грешников с Богом.

И также, как и первосвященник завершал служение во Святом-святых, принося искупление и примирение с Богом, так и Христос завершит Свое искупительное служение в качестве нашего Первосвященника в конце времени.

Это служение Христа во Святом-святых началось с момента истечения 2300 лет, и только его завершение даст окончательное примирение Бога с человеком. Эта модель первосвященнического служения ветхозаветных времен отражает все черты своего оригинала, ибо в противном случае ее создание было бы начисто лишено всякого смысла.

Совершенно ясно, что это сосредоточенное на времени пророчество не просто определяет, но ставит жесткие сроки конца времени.

В этой главе мы встречаемся с проявлением «тайны беззакония» (2-е Фес. 2:7) во всей ее полноте. Бог представляет силы зла в виде «маленького рога», как это описано в Дан. 8:11-13, который посмел подвергнуть опустошению Божье святилище и попрать истину с целью демонстрации неприятия Божьего порядка во Вселенной. Однако временной элемент пророчества, содержащийся в этой главе, прямо указывает на то, что возможности действия этих антагонистических сил ограничены во времени. Отсюда можно сделать логический вывод о том, что по истечении указанного срока произойдет восстановление всего, что этим силам удалось уничтожить.

Окончание 2300-летнего пророческого периода — один из важнейших факторов, имеющих самое непосредственное отношение к созданию Адвентистской церкви, и объясняющих ее утверждение о том, что это пророческое движение, т. е. начавшееся в момент времени, предсказанный пророчеством.

Могут возникнуть возражения, что это утверждение основано лишь только на одной строке Библии — Дан. 8:14, однако в ходе повествования мы продемонстрируем, что в действительности это не так, ибо нужно принимать во внимание тот факт, что этот же период времени упоминается и во многих других пророчествах.

И среди них на первом месте стоит пророчество о 1260 годах, встречающееся в Библии 7 раз — дважды в книге Даниила и пять раз в книге Откровения Иоанна Богослова. Это семикратное пророчество охватывает все 2300 лет, и общим знаменателем всех этих пророчеств является вопрос об антибожественных силах, вызвавших столь разрушительные изменения во всей истории.

В целях развернутой иллюстрации этого вопроса мы вкратце исследуем все семь текстов для понимания того, что оба временных пророчества служат приблизительно одной цели: раскрытие силы маленького рога и определение установленных для него Богом временных границ.

В Даниила 7:25 мы находим описание этой богохульной силы, преследующей святых и изменяющей времена и Закон.

Это должно продолжаться в течение 3,5 «времен» (лет), или 1260 годо-дней.

Этот же период упоминается и в Даниила 12:7 как время, определенное для преследования народа Божьего.

Божий народ в книге Откровения 11:2 уподоблен святому городу, который должен быть попираем язычниками в течение 42 месяцев, что соответствует 1260 дням. Следующая же строка касается ограниченной во времени деятельности двух Божьих свидетелей (Ветхий и Новый Завет) на протяжении 1260 годо-дней. Это свидетельствует об ограничении возможности изучения как Ветхого, так и Нового Заветов в течение этого времени. Откровение 12:6 также касается преследования Божьего народа, как и в Дан. 12:7, где говорится о том, что истинная церковь будет преследуема в течение «…времени и времен и полувремени…», что в пророческом времяисчислении адекватно 3,5 годам или 1260 годо-дням — сравните: «…тысячу двести шестьдесят дней…» (Откр. 12:6), которые «жена» должна была провести в пустыне.

То же самое время еще раз упоминается в Откр. 12:14 в тех же терминах, что и в Дан. 7:25, подтверждая тем самым наличие взаимосвязи между этими библейскими строками, написанными двумя различными авторами, которых разделяли целые века.

Это Божье послание Своей церкви: «Бог защитит свой преследуемый народ от истребления!» Последнее упоминание о пророчествах времени мы находим в Откр. 13:5-7, являющимся обобщением всех предшествовавших этим строкам пророчеств, выполняя также и связующую роль с Дан. 8:13, 14. Власть маленького рога представлена здесь в виде зверя, действующего под руководством Сатаны в течение 42 месяцев, равных 1260 годам.

Зверь будет порочить Бога, Его имя, Его скинию, жителей небес и Святого Духа. В то же время он будет преследовать и уничтожать святых, распространяя свою политику силы по всему миру. Особенно подчеркивается тот факт, что эта власть — религиозно-политическая, причем весьма популярная среди людей.

В Даниила 8:25 отмечено, что эта сила подняла восстание против Бога. Строки Откр. 13:5-10 и Дан. 8:11-14 являются параллельными описаниями одних и тех же событий, касающихся отступничества и восстания, с особым акцентом на том, что святилище — обитель Божья и само Божье Слово будут попраны. Тем не менее надежду вселяет тот факт, что все это строго ограничено Богом во времени, и, когда это время истечет, Бог начнет действовать. Тогда преследования и богохульство окажутся под контролем, и против них будет развернуто контрнаступление. Святилище и истина будут восстановлены и станут снова доступны всему человечеству. Это и есть ответ на вопрос святых из Дан. 8:13: «На сколько времени…» продлится Божье терпение к остающимся безнаказанными и попирающим Его систему? Итак, 1260-дневное пророчество определяет время, отведенное действию мятежа, который в итоге выльется в начало преследований, осуществляемых властью «маленького рога», вмешивающегося в Божий план Спасения путем установления своей системы на месте Божьей. 2300-летние дни указывают на начало восстановления Богом всего, что удалось разрушить или изменить власти маленького рога.

Так произойдет восстановление Божьего закона и святилища, и Божья благодать умножится для того, чтобы человек смог в полной мере осознать весь смысл плана Спасения. Именно благодать отнимает у автократической религиозной власти, церковнослужителей возможность высокомерного присвоения ответственности за спасение человечества и вновь возвращает ее каждому в личное распоряжение. Каждый человек теперь обрел право самостоятельно, своим свободным разумом оценить свидетельства Божьего плана Спасения, отличить правду от подделки и сделать свой собственный выбор, не перекладывая ответственности за принятое решение на кого бы то ни было.

Каждое пророчество, включая и временные ограничения, должно быть исторически подтверждаемым. Поэтому и возникает вопрос: «Как можно исторически проследить установление власти «маленького рога»? Ответ на этот вопрос мы находим во второй и седьмой главах книги Даниила, где в хронологической последовательности описана смена четырех царств: Вавилон, Мидо-Персия, Греция и языческий Рим.

Из языческого Рима возник впоследствии папский Рим как пятая власть.

Эта религиозно-политическая система веками главенствовала в Европе, диктуя свою волю королям, и подчиняя своему авторитарному религиозному устройству целые народы, не жалея средств, включая и огонь и меч, преследования и пытки для того, чтобы вынудить людей принять ее религиозную идеологию. Период господства папского Рима известен в истории как «эпоха тьмы». Достаточно лишь напомнить о том, какие бесчеловечные методы использовала инквизиция, о судьбе германского императора Генриха IV и о судьбе Богемского реформатора Яна Гуса, сожженного заживо на костре в Констанце в 1415 г. Мы не должны забывать Реформацию и контр-Реформацию; бойню Варфоломеевской ночи в 1572 г., в которой по приказу папы и во имя веры были истреблены 70000 гугенотов — элита Франции.

Любой осведомленный наблюдатель, тем более человек, знакомый с историей не может не признать того, что папство и есть та самая власть маленького рога, политико-религиозный монстр, веками тиранивший Европу как никто другой. Однако же пророчество утверждает, что власть этой силы будет ограничена во времени промежутком, равным 1260 годам. Это утверждение повторяется в пророчестве семикратно, подчеркивая тем самым огромную важность этого, что никак нельзя проигнорировать. И конец этого периода времени пришелся на 1798 г., когда наполеоновский генерал Бертье в ходе военных действий в Риме захватил в плен самого папу римского, нанеся таким образом сокрушительной силы удар по позициям папизма. Не менее интересен и тот факт, что за 1260 лет до этого, в 538 г. н. э. Император Восточной Римской империи Юстиниан своим императорским указом произвел епископа Римского в сан главы христианской церкви, возвестив тем самым начало 1260-летнего господства папства, конец которого был ознаменован свержением находившегося тогда у власти папы.

Посредством семикратного упоминания 1260-летнего периода в пророчествах Бог привлекает наше внимание к важности событий, последующих за истечением времени. Одновременно с этим подчеркивается значительность того факта, что вслед за истечением в 1798 г. 1260-летнего пророческого периода происходит и окончание длиннейшего из пророческих временных промежутков — 2300 лет — в 1844 г.

Осознание факта истечения двух наидлиннейших пророческих временных цепей необходимо для понимания дальнейшего хода исполнения Божьего плана спасения. Бог Сам начинает демонстрировать человечеству окончание пророческого времени, причем самыми различными способами. Он помещает в природе предупредительные знаки о том, что заканчивается время испытаний и истинная Божья церковь, столь долго скрывавшаяся в пустыне, должна появиться на сцене действия для провозглашения последнего Божьего призыва ко спасению. Эти знамения в природе были вскользь упомянуты пророком Иоилем (Иоиль 2:31). Затем о них же говорит Иисус в Мф. 24:29, как о времени скорби в конце времени (эпоха тьмы). В третий же раз они описаны Иоанном Богословом в Откр.

6:12-14 в хронологическом порядке так, как они могут быть прослежены в истории: «И когда Он снял шестую печать, я взглянул, и вот, произошло великое землетрясение, и солнце стало мрачно как власяница, и луна сделалась как кровь; И звезды небесные пали на землю, как смоковница, потрясаемая сильным ветром, роняет незрелые смоквы свои».

Первое знамение, описанное в Откр. 6:12, произошло 1 ноября 1755 г. в виде землетрясения, потрясшего Лиссабон, во время которого погибли тысячи человек. Это внушило всей Европе ужас ожидания конца света. До сих пор европейцы помнят это событие: когда в 1988 г. Лиссабон пострадал от обширного пожара, газеты писали, что «это было величайшее из бедствий, постигавших Лиссабон с 1755 г.». Во время моего недавнего посещения Лиссабона гид нашей туристической группы многократно упомянул о землетрясении, акцентируя внимание на том факте, что в напоминание об этой катастрофе сохранились развалины массивного некогда здания церкви.

Важным является то, что это произошло именно в Европе, более всего пострадавшей от преследований маленького рога, и откуда многие христиане бежали от преследований в Новый Свет.

Второе же знамение произошло уже в Новом Свете — на американском континенте и имело большое значение для истинных верующих, нашедших себе убежище на этом материке. Это было затмение 17 мая 1780 г. Около 9 часов утра солнце внезапно померкло, и, наступившая столь внезапно ночь, продолжалась в течение всего дня и так перешла в обычную ночь.

Этот феномен природы не может быть в частности объяснен и масштабными пожарами в Канаде, имевшими место в то время, ибо прецеденты подобного закрытия солнечного света непроницаемой дымовой завесой ни разу не были отмечены в истории.

На следующую же ночь луна появилась в небе в виде пурпурного диска, в точности как это и было описано в Библии.

Эта дата вошла в историю под именем «темного дня» и произошло это практически вслед за признанием независимости Америки в 1776 г.- днем рождения новой нации.

Третье знамение произошло в виде звездопада — метеоритного дождя 13 ноября 1833 г., который наблюдался в западном полушарии.

Свидетели этого зрелища описывали, что метеориты как бы разлетались по небу в разные стороны из одной точки подобно тому, как это происходит с неспелыми плодами при сильном сотрясении дерева, что полностью совпадает с предсказанием Библии (Откр.6:13). Возникает вопрос: «По какой причине Бог произвел эти знамения на территории Америки?» Мы вернемся к рассмотрению этого вопроса несколько позже.

Важно понять, что в конце времени, описанного семикратно повторенным пророчеством, что-то должно произойти с богохульной властью, возглавившей преследования. Должен быть положен конец ее господству над умами людей.

В это же время из убежища в пустыне должна выйти истинная Божья церковь, а центром внимания Божьего народа должен стать небесный престол Бога. Это является центральной точкой пророчества о 2300 годах в Дан. 8:14, включая и оправдание имени Бога как Творца неба и земли. Что же, где и когда действительно произошло в истории требует детального рассмотрения.

По этому поводу хотелось бы заметить, что в вычислении пророческого времени нет места случайностям, совпадениям и домыслам ибо Бог представляет на обозрение всего человечества свою божественную стратегию борьбы с мятежом.

Он указывает на события, которых не может не заметить ни один верующий. Временные предсказания являются библейским достоянием и неотъемлемой частью Евангельской вести, раскрывающей дальнейший ход событий. Сам Иисус призывал людей к наблюдению за исполнением пророческих событий, предшествующих Его второму пришествию (Марк. 13:37). Мы живем в то время, когда люди полагают, что каждый может быть спасен тем путем, который подсказывает ему его воображение. Однако пророческое слово предостерегает нас от всяких религий и верований, чьи принципы идут вразрез с Божьими, независимо от того, сколь они популярны в народе (Откр. 13:8).

Нам стоит вспомнить, что все вышеописанные события произошли за довольно короткий промежуток времени — 90 лет: Лиссабонское землетрясение в 1755 г., за которым последовало затмение 1780-го года, истечение 1260 лет в 1798 г. и — через 35 лет — звездопад 1833-го года.

И мы верим в то, что эти знамения были даны с целью привлечения внимания людей к истечению 2300-летнего срока и сопутствующим этому событиям. Нельзя забывать и то, что все это было предсказано за много веков до того. Неудивительно, что такое количество людей узнало в происходящем исполнение пророчеств и стало серьезно искать во всем этом смысл.

Многие пришли к выводу, что вслед за этими событиями немедленно должно было последовать второе пришествие, и это вылилось в появление во многих странах мира движения «Пробуждение перед Пришествием». Оно вошло в историю под этим именем. Надписи на знаменах верующих гласили: «Иисус возвращается! Приготовьтесь встретить Его». Проповедь этого призыва несли люди многих стран мира, люди, занимавшие различное положение в обществе и исповедовавшие различные религиозные убеждения, включая иезуитов и обращенных иудеев.

Даже дети были вовлечены в это движение, в частности в Швеции, где проповедь второго пришествия Христа взрослыми была официально запрещена государственной церковью.

И все, кто проповедовал эту весть, основывали ее на исполнившихся пророчествах.

Мы хотели бы привлечь особенное внимание к Пробуждению перед Пришествием, которое произошло в США в начале 19-го века.

И, хотя мы не намерены детально рассматривать религиозную ситуацию в США в начале прошлого столетия, необходимо заметить, что общей направленностью деятельности церквей являлось повсеместное улучшение социальной ситуации. Полагали, что при наличии определенных стимулов люди под покровительством христианства могут преобразовать мир к лучшему.

При условии всеобщего вовлечения в эту созидательную деятельность тысячелетнее царство могло быть построено своими руками, и в этом царстве должны были бы навсегда исчезнуть войны, нищета и болезни и миром бы стало бы править счастье. Эта идеалистическая идея известна также под названием «американской мечты». Многие церкви и религиозные деятели работали над ее осуществлением и многие считали, что достижение желаемой цели должно было явиться вторым пришествием Христа. Однако эти предположения были начисто лишены каких бы то ни было библейских оснований и практически граничили с «Утопией». Все же, несмотря на это, многие христиане, и даже весьма опытные, прониклись этой идеей. Америка была для них страной неограниченных возможностей, в которой не было места для непонятного небесного мира. Единственным исключением было Миллеритское движение, которое прославилось своей проповедью скорого пришествия Иисуса Христа, таким образом диаметрально противопоставив себя общему настрою религиозного мира Америки.

Начало этому движению положил Уильям Миллер — простой фермер, неискушенный в богословии. Он открыто заявил, что пришествие Христа должно было произойти в промежутке между 21 марта 1843 г. и 21 марта 1844 г. Он пришел к такому выводу после изучения пророчества о 2300 годо-днях из Дан. 8:14. По его убеждению, время должно было истечь именно тогда, и очищение святилища он принял за очищение Земли огнем, которое должно произойти во время второго пришествия Христа. Учение Миллера произвело беспокойство в религиозном мире, но, тем не менее, Иисус не пришел в определенный Миллером срок.

На момент истечения срока, предсказанного Миллером, его движение насчитывало около 100000 последователей. После разочарования их ряды значительно поредели к моменту собрания миллеритов в Экзетере 12 августа 1844 г. Подобные миллеритские собрания всегда привлекали толпы народа, и на этот раз там собралось более 10000 человек. Один из проповедников по имени С. С. Сноу представил свое объяснение «отсрочки» пришествия. Он обратил внимание присутствовавших на тот факт, что очищение святилища, о котором говорится в Дан. 8:14, всегда приходилось на День Искупления, который в 1844 г. выпадал на 22 октября. Поэтому Сноу заявил, что Христос не мог прийти в марте, но обязательно должен был прийти 22 октября.

Сноу говорил так убедительно, что все слушали его, затаив дыхание, и в тот вечер каждый из присутствовавших ушел с твердым убеждением, что Сноу был прав. Они готовы были провозглашать повсеместно весть о том, что Иисус придет уже в этом году — 22 октября! Так родилось движение «Полночный крик», участники которого ходили по домам, от двери к двери, говоря людям, чтобы они приготовились к встрече Христа.

Их весть была пугающей: «До пришествия остались считанные недели!» Они были так убеждены в этом, что ничто не смогло бы их остановить. Результаты не заставили себя долго ждать: урожай остался на полях, в витринах закрывшихся магазинов были видны надписи: «Закрыто — Иисус возвращается!», предприятия прекратили прием на работу… Огромное количество людей начали действовать под влиянием этого убеждения, а результат и последствия этого необходимо будет объяснить с библейской позиции.

Теперь стоит напомнить читателю, что Бог Сам поместил эти временные ограничения в Писании. Очевидным является также и то, что самый продолжительный из этих периодов истек, и мы не должны забывать, что пророческая временная структура не основывается на фантазии, но раскрывает Божью стратегию. Мы можем только изумляться вместе с псалмопевцем: «Как велики дела Твои, Господи! дивно глубоки помышления Твои! Человек несмысленный не знает, и невежда не разумеет того» (Псалом 91:6, 7). Это можно отнести и на счет еврейской нации, презревшей необходимость изучения библейских пророчеств, указывающих на время первого пришествия Мессии. Непризнание Христа как Мессии стало началом конца еврейской нации и основной причиной вынесения ей окончательного приговора. Каким это было уроком для миллеритов?