3. Великое разочарование — можно ли было его избежать?

Все ожидавшие пришествия Иисуса 22 октября 1844 г. испытали сильнейшее в своей жизни разочарование. Глядя в прошлое из настоящего, задаешься вопросом: «Можно ли было этого разочарования избежать?» На память приходит параллельный пример из истории первоапостольской церкви: ученики Христа испытали жестокое разочарование, увидев Иисуса — своего Господа и Учителя — распятым. Двое шедших в Еммаус в день воскресения учеников так говорили о своих разбитых надеждах: «А мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля» (Лук. 24:21). Конечно, они были правы, но лишь то им было непонятно, что искупление Израиля могло произойти только через смерть Иисуса на кресте. То искупление, о котором они вели речь должно было принести освобождение всему человечеству, а не только евреям. Им необходимо было оторваться от узкого представления об этом, от своих «местных» ожиданий и подняться на те высоты, на которых Божье спасение через смерть Христа даруется каждому, кто только пожелает его принять. На протяжении трех лет Христос пытался объяснить смысл этого божественного спасения ради которого Он должен был умереть на кресте, но ученики не поняли этого пока Иисус был жив. Ничего не почерпнули они и из изучения Ветхого Завета, где ясно описаны те страдания, через которые должен был пройти Мессия.

То же самое произошло и с миллеритами. Они внедрили человеческое толкование в Слово Божье, выдавая желаемое за действительность, что никак не могло быть оправдано.

Бог не отверг их за их заблуждение — напротив, видя их искренность, Он показал им выход из тех противоречий, с которыми они столкнулись. Верующие провели все это время вместе, собравшись маленькими группами в ожидании Пришествия. Они молили Бога об истолковании того затруднения, в котором оказались тысячи верующих, и не удивительно, что Бог так скоро ответил на их молитву — утром 23 октября 1844 г.

Когда двое из этих верующих направлялись к своим друзьям, чтобы успокоить и поддержать их, один внезапно остановился и сказал: «Только что Бог открыл мне, почему нас постигло это разочарование». И он рассказал, что в тот день, когда они ожидали пришествия Христа, Он начал свое служение во Святом-святых небесного святилища (Мал. 3:1). Это соответствует процедуре того служения, которое выполнял первосвященник в День Искупления и которое приносило прощение всех грехов людских за прошедший год.

Но это было еще не все. В это же время Хирам Эдсон, который получил это откровение, узнал о том, что обо всем этом сказано в книге Откровения в десятой главе. Тот опыт, который они приобрели, никак не должен был быть проигнорирован или приуменьшен в своей значимости. И, безусловно, он не должен был стать предметом насмешек, что как раз, к несчастью, и произошло и чем впоследствии занимались даже многие составители школьных учебников. Писали, что миллериты, одетые в белые альпинистские костюмы, взбирались на горы и высокие деревья, чтобы быть ближе к небу. Подобные обвинения отвергаются серьезными историками как бездоказательные. Нечто похожее происходило и после воскресения Христа, когда ходили слухи, будто бы Он не воскрес, но его ученики выкрали тело. Церковнослужители того времени опустились даже до того, что подкупили часовых, бывших свидетелями Его воскресения, для того, чтобы подтвердить ими же самими пущенный слух.

В свете того опыта, который приобрели миллериты, и данного им истолкования необходимо теперь внимательно изучить десятую главу книги Откровения. Вся книга является предсказанием грядущих событий, которое было дано апостолу Иоанну, как и указано в самом начале книги: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы показать рабам Своим, чему надлежит быть вскоре…» (Откр. 1:1). Исходя из этого, мы можем прийти к пониманию того, что десятая глава также пророчествует о грядущих событиях, узнать которые можно будет только при их свершении или после.

Так происходит с каждым исполнением пророчества: любое еще не исполнившееся пророчество оставляет место для размышлений, по крайней мере — по поводу деталей. Напротив, исполнившееся пророчество точно вплоть до мельчайших деталей и отметает прочь какие бы то ни было сомнения.

В первой строке десятой главы Откровения говорится об «ангеле сильном… облеченном облаком». В Писании символ облака встречается во многих местах, непосредственно связанных с действиями Христа: «Се, грядет с облаками…» (Откр. 1:7), «…и облако взяло Его из вида их» (Деян. 1:9), «…вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий…» (Дан. 7:13). Посему мы можем отождествить этого ангела с Иисусом Христом.

Над Его челом — сияние радуги, символ Божьей благодати, которую Христос дарует всем без исключения. Его лик подобен солнцу — символу Божьего правосудия и Спасения (Мал. 4:2). Ноги Его подобны огненным столпам — знаку покровительства, напоминающего нам о том огненном столпе, в котором Христос являл себя ночью в пустыне и о том облачном столпе, который был виден днем странствовавшим по пустыне евреям (Числа 14:14; Откр. 1:14).

Очевидно, что перед нами описание Иисуса, который вел за собой верующих 22 октября 1844 г. также, как Он выводил израильтян из Египта в древности.

Несомненно, Эдсон и все люди его круга были воодушевлены открытием того, что Бог не покинул их по причине их заблуждения, но продолжал вести за Собой. Бог верен в Своем Слове и неуклонно следует исполнению своего плана Спасения человечества. И разве не значителен тот факт, что Христос является здесь в облике ангела, чтобы воодушевить и вселить надежду в разочарованных и объяснить им то, чего они не сумели понять.

Этот ангел держит в руке открытую книгу. Заострение внимания на слове «открытая» позволяет предположить, что раньше о ней можно было услышать как о «закрытой». Вся Библия представляет собой книгу, написанную боговдохновляемыми людьми и поэтому мы воспринимаем ее как Слово Божье.

Когда Даниил написал свою книгу, Бог повелел ему «запечатать» или закрыть ее. Она должна была оставаться закрытой вплоть до «последнего времени» (Дан. 12:4, 9). И очевидно настал тот момент, когда эта книга должна открыться и ее содержание стать известным. И особенное внимание здесь уделяется «открытию» временного элемента (Дан. 8:14, 26). Открытие книги и объяснение временных соответствий, бывших непонятными Даниилу, произошло одновременно и это становится понятно при исследовании последующих стихов.

Очищение или восстановление святилища было истолковано и воспринято Уильямом Миллером как конец света, и в этом заключалась его ошибка. Вопреки всем ожиданиям Христос не пришел, но, тем не менее, предположение Эдсона об истечении пророческого времени было подтверждено. Возник вопрос: «К какому же событию относится выражение «очищение святилища»? Ответ дан во второй части Откр. 10:7: «…совершится тайна Божия…» Объединив эти строки с Дан. 8:14, мы обнаруживаем, что все библейские пророчества имеют самое непосредственное отношение к Божьему плану Спасения. Связующее звено с Дан. 8:14 содержится во фразе «как Он благовествовал рабам Своим пророкам». (Откр. 10:7). Очищение святилища, о котором говорится в Дан. 8:14, указывает не на земное событие, но на начало процесса, который должен происходить на небесах.

Необходимо теперь исследовать само понятие «тайна Божия» (стр. 7). Апостол Павел многократно использует это выражение, объясняя его смысл.

В послании к Ефесянам 3:3-6 он указывает на то, что «тайна» была возвещена ему через откровение. Очевидно, что это выражение означает план Спасения. Здесь же Павел говорит, что ему было дано новое разумение «тайны Божьей», например — что даже язычники были включены в план Спасения.

Мысль о том, что Спасение предназначалось не только для евреев, но и для язычников была совершенно новой для верующих современников Павла. Наилучшим изложением того, что Павел узнал о «тайне Божьей» можно найти в 1-м Тимофею 3:16: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе». Эти строки последовательно раскрывают план Спасения, включающий и вознесение Христа и то, что было открыто Павлу Богом: «Проповедь Евангелия должна распространиться и на язычников». И это описание этапов Божьего плана Спасения не исключает и тот, которому еще только предстояло совершиться, т. е. заключительный шаг этого плана.

Так Откр. 10:7 объявляет о совершении этой «тайны Божьей» и указывает на дальнейшее развитие Божьего плана — на тот суд, о котором упоминает Павел в послании к Евреям 9:26-28. Сам Христос будет не только нашим Адвокатом, но и нашим Судьей (что, возможно, и не было тогда известно Павлу).

Важность этого события или итога подчеркивается тем фактом, что Христос Сам появится в виде Ангела сильного, провозглашающего, что «тайна Божья совершилась», т. е. развязка уже близка.

Это подтверждение того, что Христос есть начало и конец Спасения. Его весть понятна каждому: «Мой план Искупления, ради исполнения которого Я пришел на землю в человеческой плоти и ради которого умер, уже приблизился к завершению». Для Иоанна это означало ничто иное как возвращение его возлюбленного Господа.

Когда он видел этого Ангела, сходящего с неба, он вероятно вспомнил слова ангелов при вознесении Христа: «Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, приидет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо» (Деян. 1:11). Тот самый Иисус стоял перед ним как Победитель, облаченный в облако, с сиянием радуги над челом, ликом, подобным солнцу и ногами, похожими на огненные столпы — как походит это описание на славного Сына Божьего! Очень важно заметить, что план Искупления не был завершен ни на кресте, ни при воскресении, ни при вознесении Христа, но должен окончиться в конце самого продолжительного из пророческих периодов — когда «времени уже не будет». Тогда, как говорит Иоанн, «совершится тайна Божия…» (Откр. 10:7). Конец времени был категорически и однозначно положен Ангелом сильным, символизирующим Христа.

С этого момента любое пророческое время потеряло всякий смысл — промежуток времени, предопределенный небом для Спасения человечества, истек и остаток времени больше не отмечался в пророческом масштабе.

Сколько бы времени ни осталось с 1844 г.- все это — время благодати, время данное людям для того, чтобы они приготовились к пришествию Иисуса Христа.

И все же, ответа требует еще один вопрос: «Что же в самом деле произошло в момент истечения пророческого времени?» Частичный ответ мы находим в Дан. 8:14, где говорится об очищении святилища, но это далеко не все.

Если сравнить Откр. 10:7 и Откр. 11:15: «И седьмый Ангел вострубил… царство мира соделалось Царством Господа нашего и Христа Его…» Это отнюдь не описание возвращения Христа, но момента передачи власти и державы Иисусу Христу Богом Отцом. Это уже было обозначено в Дан. 7:13, 14 и демонстрирует постоянство божественной стратегии, соединяющей Ветхий и Новый Заветы.

Если Дан. 7 описывает коронацию Иисуса, то Откр. 10 и 11 добавляют временной элемент, объясняющий, когда это должно произойти.

Теперь еще раз обратим наше внимание на десятую главу книги Откровения. Стихи 8-10 описывают «съедение книжки» — чудесное описание того, что произошло с миллеритами. Нетерпеливое ожидание пришествия Христа было столь жизненным для них, что ничто кроме этого не имело значения для этих людей. Это было сладчайшее ожидание ибо нет ничего более вдохновляющего для истинного христианина, чем уверенность в скором возвращении Христа. Для миллеритов отсчет времени до пришествия пошел на дни. Изучая эту «книжку», они вкушали надежду, как лакомый кусочек, но затем пришло разочарование, горькое разочарование. Вдобавок ко всему они сделались объектом насмешек и издевательств для своих неверующих современников. Невозможно точнее изобразить их опыт, чем это делает десятая глава книги Откровения.

То, что миллериты обманулись в своих ожиданиях и неверно истолковали Писание было очевидным, но, тем не менее, та же десятая глава утверждает, что они были истинно Божьими людьми.

Бог не отверг и не покинул их за эту ошибку — напротив, по той причине, что они были людьми Божьими, Иисус явился им как Ангел сильный для того, чтобы ободрить, укрепить их и объяснить то, что они неверно истолковали, читая Писание.

И им не только было вверено знание того, в чем они заблуждались, но они же были и облечены новой ответственностью: провозглашать миру новую весть, как об этом говорится в Откр. 10:11: «…тебе надлежит опять пророчествовать в народах и племенах и языках и пред царями многими». Им было дано распространять эту весть по всему миру.

Не составит особого труда связать эту весть с той, что описана в Мф. 24:14 и Откр. 14:6-12 и сделать вывод о том, все эти три текста относятся к одной и той же вести.

Так все обрело ясность для миллеритов, и они осознали, что план Искупления вступил в свою последнюю фазу, пророческое время истекло, Христос должен скоро возвратиться. Узнали они и то, что остается еще время благодати, в которое все жители земли в последний раз услышат весть Божьего милосердия. Каждому человеку даруется возможность выбрать — «за» или «против» Бога. Истинное Евангелие должно быть проповедано так, чтобы каждый разумный человек мог сделать свой осознанный выбор — принять или отвергнуть эту весть. Христос — Ангел сильный из десятой главы книги Откровения взывает к своему народу: «Не довольствуйтесь своим собственным спасением, но делитесь им с другими людьми, чтобы и они смогли спастись.

Ибо когда Я приду опять, принять Спасение будет уже поздно — навсегда поздно.

Никто уже не сможет изменить свою судьбу после Моего пришествия».

Вот при таких условиях было положено начало еще одной всемирной миссии — уже последней. Все, кто принимают Иисуса Христа как своего личного Спасителя, приглашаются принять участие в этой последней миссии благовествования.

На вопрос о том, можно ли было избежать этого разочарования, нужно ответить категоричным «никоим образом». Бог в Своем Провидении не только позволил этому произойти, но и предусмотрел выход из этой дилеммы.

Бог часто позволяет человеку следовать по им самим выбранному пути, но Он никогда не попустит, чтобы искренний и честный человек оставался в заблуждении. Каждый, кто осознает свою беспомощность и призовет на помощь Бога, будет приведен в безопасность, в объятия небесного Отца. Истинно можно сказать, что «…любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).