Библиотека soteria.ru
Дух Святой и пятидесятничество
Никита Салов-Астахов
Дата публикации: 25.10.15 Просмотров: 4018 Все тексты автора Никита Салов-Астахов
1. Откровение Бога в трех лицах
Христианская Церковь с самых первых дней своего существования приняла и усвоила догмат о Святой Троице. Члены Церкви всех времен и народов верили и веруют — в Бога Отца, Сына и Святого Духа. Веруют также на основании Священного Писания, что все три Личности суть едины.
Во время Своей земной жизни Иисус Христос ясно и определенно говорил: «Я и Отец — Одно»(Иоан. 10:30). Но Единый Бог открывался и открывается человечеству в трех лицах и в три различных периода.
Первое откровение, данное Богом погрузившемуся в идолопоклонничество человечеству, есть откровение, полученное Иовом до времени Моисея. Оно изложено с начала тридцать восьмой и до пятого стиха сорок второй главы книги Иова.
Подготовкой к этому откровению служили следующие обстоятельства: Иов был повержен в тяжелые испытания. Его друзья, услышав о бедствиях, постигших Иова, решили, что постигшее его зло — следствие тайного греха, соделанного Иовом. Поэтому, пришедши навестить друга, они решили обличить его в грехе, вызвать раскаяние и этим отвратить от него дальнейшие страдания.
Один за другим они произносят самые беспощадные обвинительные речи. Иов защищается, не признает себя виновным ни в одном из возводимых ими обвинений. Он признает себя совершенно чистым перед Богом. Однако в своей защите перед ними он доходит до обвинения Бога.
Наконец, обвинители умолкли. Вся их мудрость и красноречие исчерпались. Наступила тишина. И тогда с Иовом начал говорить Бог. В указанных нами главах Св. Писания перед Иовом проходит все величие всемогущества, славы, святости и справедливости Бога.
Все слышанное и виденное Иовом потрясает его до глубины души и он восклицает: «Я слышал о Тебе слухом уха; теперь же мои глаза видят Тебя; поэтому я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле» (Иов 42:5-6).
Подобное же откровение дано было Богом через народ Израильский, начиная от Авраама, Моисея, многих пророков и до воплощения Господа Иисуса Христа. В этих двух откровениях нашему миру, дано было откровение Отца или Бога вообще во всей Его полноте.
Второе откровение мир получил во Христе Иисусе от Его воплощения до дня Пятидесятницы. Относительно этого откровения Апостол пишет: «И беспрекословно — великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16).
В другом месте он говорит: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил» (Евр. 1:1-2).
Значит, Тот, через Которого Бог и веки сотворил, был вместе с Отцом или у Отца, прежде всякого творения и Бог открылся в Нем миру после Его воплощения.
Иисус Христос, обращается к Своим ученикам со словами: «Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? Разве ты не веришь, что Я в Отце и Отец во Мне? Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела» (Иоан. 14:9-10).
Третье и последнее откровение для живущих на земле дано и дается Богом в Духе Святом. Это откровение или проявление Бога началось в день Пятидесятницы и продолжается до наших дней.
Св. Писание свидетельствует об этом в следующих словах: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан. 14:26).
Здесь речь идет о третьем лице Божества, о Его пришествии на землю и Его деятельности среди учеников. То, о чем говорил Сын Божий, второе лицо Божества, исполнилось в буквальном смысле вскоре после Его вознесения или отшествия от земли к пославшему Его Отцу. В Деянии Апостолов мы читаем следующий отчет об этом исполнении в следующих словах: » При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян. 2:1-4).
В этот момент произошло исполнение обетования — пришествие видимых проявлений невидимого лица Троицы. С этого момента начался период откровения Бога в Святом Духе.
В первом откровении Бог проявил Свое всемогущество, славу, величие, Свою святость и справедливость. При этом с помощью закона, данного через Моисея на Синае, Он открыл всю греховность и испорченность человека, его неспособность — своими силами для правильной, святой, предназначенной для человека жизни от начала его сотворения.
Во втором откровении Бог проявил Свою милость и любовь к падшему и беспомощному человеку. Во Христе Богом была протянута рука к человеку для его спасения и восстановления.
В третьем периоде Откровения, откровения в Духе Святом миру явлена сила Божия, возрождающая мертвые по грехам души для новой и святой, нескончаемой вечной жизни. Дается сила для борьбы и победы над силами диавола.
Вот все три лица Божества или Святой Троицы, их различное проявление и спасительное действие на отпадшее человечество.
Божественная личность Духа Святого и Его деятельность
Все места Священного Писания, говорящие о Духе Святом, открывают его нам не как неопределенную силу Божию, но как Божественную личность. Дух Святой или Дух Божий есть собственное имя, ибо Он является такой же Личностью, как Бог Отец и Бог Сын.
С особой определенностью говорит о Нем, как о личности Иисус Христос. В Евангелии от Иоанна, в коротком отрывке Он шесть раз упоминает о Нем, как о личности в следующих словах: » А теперь иду к Пославшему Меня, и никто из вас не спрашивает Меня: куда идешь? Но оттого, что Я сказал вам это, печалью исполнилось сердце ваше. Но Я истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел; ибо, если Я не пойду, Утешитель не приидет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам, и Он, придя, обличит мир о грехе и о правде и о суде: о грехе, что не веруют в Меня; о правде, что Я иду к Отцу Моему, и уже не увидите Меня; о суде же, что князь мира сего осужден. Еще многое имею сказать вам; но вы теперь не можете вместить. Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину: ибо не от Себя говорить будет, но будет говорить, что услышит, и будущее возвестит вам. Он прославит Меня, потому что от Моего возьмет и возвестит вам» (Иоан. 16:5-14).
Первую, самую древнюю, самую великую и глубокую истину о Божественной личности Духа Святого мы находим в Притчах Соломона 8:22-31. В этом месте Св. Писания Он, Дух Святой, под именем Духа Премудрости говорит о Себе и Своей деятельности в следующих словах: «Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони; от века я помазана, от начала, прежде бытия земли. Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою. Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов, когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной. Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время» (Прит. 8:22-30).
Здесь открывается истина о существовании Духа Святого до появления начальных или атомных пылинок вселенной, из которых сотворена не только земля, но и вся вселенная.
Дальше Дух Святой говорит о Его деятельности в творческом процессе вселенной и нашей земли в следующих словах: «Когда Он уготовлял небеса (не земное небо, но небеса всей вселенной), Я была там».
Дальше, относительно творческого процесса земли Он говорит: » Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны, когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны, когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время, веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими» (Прит. 8:27-31).
Из Его собственных слов видно, что Он был Художником — Архитектором при сотворении всей вселенной, нашей земли и всего ее населяющего.
Поэтому, когда Моисей описывает процесс сотворения земли, он говорит: «..» (Быт. 1:2). Носился не для созерцания бездны, но как Художник- Архитектор творимой земли.
Когда подходил момент сотворения человека, мы видим новое участие Духа Святого и Его творение в словах: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (Быт. 1:26). Здесь налицо совещание между двумя личностями и это совещание происходит между Творцом, Иисусом Христом, Которым и для Которого все сотворено (Кол. 1:6), Его Художником и Зодчим — Духом Святым.
Многие, по ошибке, извращая истину о Духе Святом и Его деятельности, прилагают это место Св. Писания из притчей Соломона к личности Иисуса Христа. Однако Библия говорит о Сыне Божием как Творце всего существующего во всей вселенной, но не художникеархитекторе. Дух же Святой определенно носит одно из имен — Дух премудрости.
У пророка Исаии мы находим предсказание о первом пришествии Христа, где он говорит о Его рождении в следующих словах: «и почиет на нем Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11:2).
Таким образом, первое откровение о Духе Святом и Его деятельности говорит нам, как о третьей личности Святой Троицы, существующей прежде начальных (атомных) пылинок вселенной, Которая является Художником-Архитектором создания вселенной, нашей земли, человека и всего населяющего землю.
Вторую истину относительно Духа Святого и Его деятельности мы находим в словах Бога: «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6:3).
«Где причина этих слов?» — возникает вопрос при чтении этого места Св. Писания, в котором открывается окончательный приговор Бога над живущими на земле в допотопном мире? Истинный свет и ответ на это мы находим в двух местах Св. Писания. В своем первом послании Иоанн пишет: «Возлюбленные! мы теперь дети Божии; но еще не открылось, что будем. Знаем только, что, когда откроется, будем подобны Ему, потому что увидим Его, как Он есть» (1 Иоан. 3:2).
Получив рождение свыше или рождение от Духа Святого, о Котором говорит Христос (Иоан. 3:3-6) в наши дни, человек получает усыновление от Бога, делается Его дитем, дитем Божиим. Но цель Бога в отношении человека — не только его детство, но совершенный возраст, в мужа совершенного, в образ Иисуса Христа, или преображение в Его образ, в Его подобие.
Дух Святой, произведший возрождение человека, вложивший в него семя Божественной вечной жизни, становится, таким образом, в положение духовной матери к духовно возрожденному. Его цель: воспитание и преображение рожденного Им человека в образ Христа.
Апостол Павел говорит: «Мы же все открытым лицем, как в зеркале, взирая на славу Господню, преображаемся в тот же образ от славы в славу, как от Господня Духа» (2 Кор. 3:18). Это воспитание и преображение в тот же образ, т.е. образ Иисуса Христа, будет закончено, когда мы увидим Его как Он есть. Это — цель Бога в отношении человека, его будущности, и выполнение этой цели поручено в наши дни Духу Святому.
Эта цель Бога в отношении человека была от начала, при его сотворении, когда было вынесено решение на Божественном совете: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему».
Решение Бога было сотворить человека по образу и подобию, но когда человек был сотворен, Св. Писание о нем говорит: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1:27). Но где же подобие?
Перед нами открывается та же истина. Рожденные от Духа Божия в наши дни — суть дети Божии, но Дух Божий, возродивший их, имеет назначение — завершить их. Воспитать, преобразить в подобие Его.
По Божественному плану человек был сотворен по образу Его, но он и от начала должен был возрасти, преобразиться в подобие Божие. В наши дни Дух Святой является воспитателем, силой, преображающей возрожденных. Он играл ту же роль и от начала. Он дан был человеку, как воспитатель. Он должен был довести план творения до конца.
Открывая истину о Своем участии в творении всего существующего, как Художника или Архитектора, Дух Божий говорит: «…И радость Моя была с сынами человеческими». Как мать радуется рожденным ею детям, следя за их развитием, так Дух Божий радовался порученными Его воспитанию сынами человеческими, которых Он имел намерение преобразить из образа в подобие Божие, подобие Христа.
И если бы человек остался верным Духу Святому, продолжал ходить под Его руководством, он достиг бы того состояния, которое было в последствии показано вторым Адамом, Христом на Фаворе, горе Преображения. Он так же услышал бы глас: » Сей есть сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Но человек добровольно отверг водительство Духа Божия и подпал под влияние и руководство другого духа, духа диавола (Быт. 3:1-7).
Под руководством нового, избранного ими руководителя, живущие на земле, как заблудшие овцы, каждый совратился на свою дорогу.
Как видно. Дух Святой как добрый Пастырь шел за заблудшими или как нежная мать за непослушными, оставившими ее детьми, со скорбью призывал остановиться на избранных ими путях, призывал возвратиться снова на путь, по которому Он хочет вести человека, который был предназначен Богом для него при его сотворении.
Долгое время все призывы отвергались. Наконец, призывы и увещевания Духа достигли высшей точки отвержения, когда живущие на земле сказали свое последнее нет. Произошло хуление Духа Святого, которое не может быть дальше прощено. В наши дни, как говорит Св. Писание, всякий грех, даже грех против Самого Господа, может быть прощен, но хула на Духа Святого не может быть прощена, ибо Дух Святой является единственной силою и средством, через которые возможно раскаяние, возрождение и восстановление падшего человека. И если Дух похулен, отвержен, тогда все для человека потеряно, у Бога нет другой силы, других средств для его спасения.
Поэтому, как результат отвержения Духа Святого, в допотопном мире Бог должен был вынести последний приговор над живущими в словах: «И сказал Господь [Бог]: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками [сими], потому что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» (Быт. 6:3). Этим моментом закончилась деятельность Духа Святого от начала творения и до судов над нашей землей и всеми ее населяющими.