2. Секрет и сила молитвы

«Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве».
Иоан. 4:35. «Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою «. Лук. 10:2

Библия является книгой неисчерпаемых глубин, ибо она содержит в себе откровение Бога, данное сынам человеческим. Величие же и полноту Бога трудно уразуметь смертному жителю земли. Трудно охватить человеческим разумом Божий план спасения, уразуметь величие искупления и восстановления падшего земного мира. Во многих случаях этот план кажется неразгаданной тайной. Но одним и самым таинственным явлением в этом плане, о котором свидетельствует Библия, представляется молитва и ее сила, непостижимая человеческим умом.

Для человека более понятна истина о Слове Божием, понятно, для чего оно дано Богом. Ибо псалмопевец говорит: «Слово Твое -светильник ноге моей и свет стезе моей» (Пс. 118:105).

«Освяти их истиною Твоею: слово Твое есть истина», — говорит Иисус Христос (Иоан. 17:17).

Слово Божие освещает прошлое, настоящее и будущее сынов человеческих. Оно открывает план спасения Богом земного мира, открывает перед жителями земли их Творца и Спасителя — Бога! И это откровение, этот свет есть истинный и верный свет, ибо слово Его есть истина.

Мы знаем истину о Духе Святом, ибо Господь Иисус Христос говорит: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоан. 14:26).

Дух Святый послан был Утешителем, Учителем и Руководителем верующих людей, живущих на земле. Они путники к небесам. Они подвержены многим скорбям на земле. Он утешает их небесным утешением, утешением будущности, открывая и прославляя перед ними эту будущность. Путь верующих лежит через мрачную долину мира сего, они должны идти ощупью и Дух Святый направляет, руководит ими, научает их, пока они в этом мире.

Верующий человек знает Своего Господа Иисуса Христа, знает цель Его первого и второго пришествия. «Ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее», — говорит Господь (Лук. 19:10).

В этой истине — весь смысл деятельности Господа Иисуса Христа в прошлом, настоящем и причина Его второго пришествия в будущем.

Верующему понятна причина избрания народа Израильского, понятно дарование закона на Синае. Известно избрание, назначение и предопределение Церкви. Понятны для многих и другие многие истины, открываемые Библией. Но молитва, ее сила и роль в плане спасения Богом земного мира, для многих была, есть и остается тайной.

Для чего человек должен молиться, какой в этом смысл? Конечно, молиться заставляют нужды, бедствия, катастрофы, безвыходность. Но разве Бог не видит и не знает нужд Своих детей? Господь Иисус Христос говорит: «Ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него» — (Матф. 6:8).

Если Он видит и знает нужды Своего народа прежде, чем об этих нуждах просят, то неужели Он нуждается в этих просьбах? Неужели Его нужно умолять, как капризного человека? Разве Он не может дать то, в чем нуждаются Его дети без всяких просьб с их стороны? Эти вопросы постоянно стояли и стоят перед пытливым разумом сынов человеческих.

О таинственности и силе молитвы мы находим в Библии много удивительных иллюстраций. Приведем некоторые из них.

Когда народ Израильский еще не существовал как таковой, но был один лишь родоначальник Израиля Авраам, Бог говорит ему, что он произведет от него великий народ и что этот народ будет в рабстве Египта в продолжении четырехсот лет (Быт.12:2-3; 15:13-14).Согласно заранее предназначенному плану потомки Авраама были переселены в Египет. Небольшая группа эмигрантов превратилась в сильный, многочисленный народ. Назначенные Богом четыреста лет миновали, но среди Израиля в Египте нет никакого движения к освобождению. Сделанная Моисеем попытка кончается его бегством из Египта.

Наконец, Бог допускает и создает необыкновенно тяжелые условия для пребывания Израиля в Египте. Под тяжестью гнета народ начинает вопиять к Богу об избавлении, освобождении. Тридцать лишних лет потребовалось, чтобы привести народ к молитвенному состоянию. И только когда молитвы народа доходят до трона Всевышнего, Моисей слышит голос Бога: «И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Л вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Итак пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых». (Исх. 3:9-10).

Многие могут спросить: почему Бог не вывел народ через четыреста лет, как Он обещал? Почему Он должен был ожидать еще целых тридцать лет, ожидать, пока народ не вознесет своих молитв об освобождении? Разве Он, Который имел давно приготовленный план, не мог выполнить этого плана, не мог сдержать СВОЕГО обещания без молитв народа? Ибо сказано: «Времени же, в которое сыны Израилевы обитали в Египте, было четыреста тридцать лет». (Исх. 12:40). Почему и какую роль должна была играть молитва в деле освобождения? Почему без молитвы народа Бог не освобождал его?

Второй случай таинственной силы молитвы мы наблюдаем вскоре после выхода Израиля из Египта. Бог имеет план ввести Израиля в Палестину — этот план предсказан за долгие столетия. Теперь Израиль находится на пути осуществления плана — из Египта направляется в Ханаан. Но на пути Израиля становится вооруженный народ Амалик.

Моисей посылает полководца израильского Иисуса Навина с его легионами в битву, а сам поднимается на гору и там стоит с поднятыми к небу руками в молитве за борющийся народ. Писание говорит: «И когда Моисей поднимал руки свои, одолевал Израиль; а когда опускал руки свои, одолевал Амалик. Но руки Моисеевы отяжелели; и тогда взяли камень и подложили под него, и он сел на нем. Аарон же и Ор поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его подняты до захождения солнца. И низложил Иисус Амалика и народ его острием меча». (Исх. 17:11-13).

Это один из самых решительных моментов в истории Израиля. На поле сражения решалась судьба народа. И успех сражения не зависел от таланта полководца и храбрости легионеров, ибо Амалик превосходил их в том и другом, но зависел от молитв Моисея, от помощи Бога в ответ на молитву. Возникает вопрос: неужели Бог не видел нужды Израиля в Его помощи? Неужели не в Его интересах было послать эту помощь? Ведь без Божьей помощи Израилю народ не мог продолжать дальнейшего шествия и Бог не мог выполнить Своего плана с Израилем, не мог сдержать Своего обещания — ввести народ в землю обетованную.

Неужели Бог, чтобы помочь Израилю, нуждался в молитве Моисея и даже, когда руки Моисея на мгновение опускались, помощь прекращалась и Израиль терял мужество, отступал и приходил в замешательство под сильным напором амаликитян. Это поистине один из потрясающе сильных моментов необыкновенной роли молитвы. Кажется, что Бог бессилен помогать человеку без молитвы. В чем секрет, в чем таинственная сила молитвы, почему Бог нуждается в молитве человека для выполнения своих планов?

Возьмем третий пример из истории того же народа Израильского, в судьбах которого таинственная сила молитвы играла необыкновенную роль.

За отступничество народа, за его неверность Богу, народ из обетованной земли был переселен в Вавилон. Через одного из Своих верных рабов, пророка Иеремию, Бог предсказал, что Израиль будет нести наказание в продолжение семидесяти лет и после этого периода снова будет возвращен в Палестину. (Иер. 25:11-12;29:10).

Все, что было предсказано Богом относительно плена Израиля, исполнилось, назначенный срок пребывания в плену также миновал, но ни освобождения, ни его начала среди народа не видно, народ продолжает жить в Вавилоне. Вот что мы читаем об этом у пророка Даниила:

«В первый год Дария… я, Даниил, сообразил по книгам число лет, о котором было слово Господне к Иеремии пророку, что семьдесят лет исполнятся над опустошением Иерусалима. И обратил я лице мое к Господу Богу с молитвою и молением, в посте и вретище и пепле… И когда я еще говорил и молился и исповедывал грехи мои и грехи народа моего, Израиля, и повергал мольбу мою перед Господом… муж Гавриил… коснулся меня… говорил со мною и сказал: «В начале моления твоего вышло слово, и я пришел возвестить его тебе». (Дан. 9:1-23).

В этом случае перед нами еще один из таинственных случаев молитвы и ее силы. Бог имел определенный план, об этом Им было предсказано. Его намерение и желание было — возвратить Израиля снова в Палестину. Он не забыл об этом обещании, но и не начинает освобождения до тех пор, пока средиИзраиля не появляется Даниил и не начинает в посте, пепле и вретище повергать моление перед Богом. И в начале этого моления выходит слово от Него и передается Даниилу одним из его вестников, Гавриилом.

Снова возникает тот же старый вопрос: почему до начала молитвы Даниила об освобождении Израиля Бог, готовый освободить этот народ, не начинает освобождения? Разве у Него нет силы, разве Его нужно просить о том, что Он Сам хочет, что давно предопределил? Разве Он нуждается в том, чтобы человек со своей молитвенной просьбой вмешивался в Его дело, в Его планы? Какая цель, какой смысл просить Бога о том, что Он намерен делать, что Он обещал сделать? Почему Он до молитвы Даниила не мог начать исполнения обещанного?

Из множества таинственных случаев, повествующих о силе молитвы, находящихся в Библии, возьмем еще один — из времен пророка Иезекииля. Об этом случае пророк передает следующие слова Бога: «Искал Я у них человека, который поставил бы стену и стал бы предо Мною в проломе за сию землю, чтоб Я не погубил ее, но не нашел».(Иез. 22:30).

Когда Бог обращался к пророку с вышеприведенными словами, Израиль переживал один из темнейших моментов в своей истории. Противники народа приближались к Иерусалиму, все на их пути уничтожалось и разрушалось. Судьба Иерусалима также была предречена. Меч высоко занесен, гибель народа была неизбежной.

Однако, Бог в Своей милости к Израилю, желает еще раз спасти народ, защитить его от неизбежной гибели. Его сердце открыто к неверному для Него народу. Его рука не сократилась помогать и спасать, но Он ищет среди этого народа мужа, который подобно Моисею и другим пророкам, стал бы перед Ним в молитве за народ. «Но не нашел» — с печалью звучит слово Бога. Он не нашел среди народа молитвенного ходатая и страна должна была погибнуть, она оказалась опустошенной и лишь жалкие остатки уцелевшего народа были уведены в плен.

Спасение и защита народа были готовы, спасительная сила Бога не иссякла. Он хочет проявить эту силу, но не может, не может без тех, кто помог бы Ему исполнить Свое намерение через молитву за народ. Не правда ли, что это одно из самых непонятных для человеческого разума явлений, самый таинственный акт Бога? Не открывает ли этот акт величайшей роли и таинственной силы молитвы в плане Бога для спасения человечества?

Страницы Священного Писания Нового Завета свидетельствуют о таинственной силе молитвы, как и страницы Ветхого Завета. Подобные перечисления всех случаев проявления этой силы заняли бы многие страницы, но мы упомянем лишь некоторые случаи.

Приговоренный к смерти Петр освобождается из темницы в ответ на молитву Церкви. Павел и Сила выпускаются на свободу после их молитвы к Богу. Слепые прозревают, прокаженные исцеляются, мертвые воскресают — и во всех случаях в ответ на личную молитву или молитву других.

Иисус Христос, перед тем, как послать Своих учеников с проповедью по всей стране, обращается к ним со словами: «Возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве». (Иоан. 4:35). «Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою». (Лук. 10:2).

Что за странная просьба или совет Господа к Своим ученикам? Ведь мир есть Божья нива. Он знает, что она побелела. Он знает, что для жатвы нужны делатели, нужны жнецы. Он имеет таковых. Он хочет послать их на ниву, это Его желание, оно в Его планах. Но какой смысл в том, чтобы ученики также увидели нужду в жнецах? Какой смысл в том, чтобы они этой нуждой обременили свои сердца и начали просить Бога о делателях? Какой смысл их молитвы для чего эта молитва нужна и кому она нужна — им или Богу? Разве Он, видящий нужду мира, желающий помочь, не может сделать этого без молитв к Нему, представителей этого мира? В чем секрет, в чем важность и сила молитвы человека к Богу?

* * *

Прямого ответа из Слова Божия о секрете и силе молитвы мы не находим, но он определенно и ясно вытекает из откровения Бога и Тех Его свойств, которые видимы через Его Слово. Этот ответ также проявляется из познания истинного положения живущих на земле и их отношения к Богу.

Слово Божие говорит нам о Создателе мира, как Всемогущем, Всесильном, Всевидящем Боге. Но оно говорит, что Бог не только всемогущ, но что Он в тоже время Свят и Справедлив. Он справедлив не только в отношении праведников, но и грешников. Свят и Справедлив к Своим врагам.

Всемогущество, Святость и Справедливость — это внутренняя сущность Бога, как Он открыт для сынов человеческих в Его слове. Вся вселенная есть проявление Его всемогущества, святости и справедливости. Все Им сотворено, все Им существует и содержится.Им же сотворен и наш земной мир, сотворен и человек, как венец земного мира. Однако, человек отпал от своего Творца по собственному желанию, избрал другое направление для своего существования, а не то, которое было предназначено для него Богом и указано от начала. Это новое направление было подсказано человеку другим существом, другими силами, существующими во вселенной, силами диавола. И таким образом, человек, оставив своего Творца Бога, перешел на сторону диавола, подчинился его влиянию и руководству.

В современном своем состоянии наш мир, который должен был быть царством Бога, представляет из себя царство диавола. Диавол в Писании называется князем мира сего. Весь земной мир является его царством. Каждый из живущих на земле, исполняя волю диавола, живя во грехе, является подданным сатаны.

При вступлении Господа Иисуса Христа на поле Своей спасительной деятельности в этом мире, встретивший Его диавол говорит Ему: «Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее. Итак, если Ты поклонишься мне, то все будет Твое». (Лук. 4:6-7). Христос знал, что в этих словах диавола нет никакого преувеличения и что он является действительным властелином мира сего. В другом случае Господь говорит: «Уже немного Мне говорить с вами, ибо идет князь мира сего, и во Мне не имеет ничего». (Иоан. 14:30).

Господство диавола над миром неоспоримо, при этом земной мир служит ему добровольно, не по принуждению. Диавол, открывая перед Христом свою власть над миром, не говорит: «Она покорена мною, захвачена силою», но что власть над царствами и слава их предана ему, т. е. подчинена добровольно, верна в своей преданности, в своей добровольной покорности.

Покорившись диаволу и исполняя его волю на земле добровольно, человек тем самым определяет свою будущность в продолжение всей вечности. Об исполнении же воли диавола живущими на земле Писание говорит: «И вас, мертвых по преступлениям и грехам вашим, в которых вы некогда жили, по обычаю мира сего, по воле князя, господствующего в воздухе, духа, действующего ныне в сынах противления, между которыми и мы все жили некогда по нашим плотским похотям, исполняя желания плоти и помыслов, и были по природе чадами гнева, как и прочие, Бог, богатый милостью, по Своей великой любви, которою возлюбил нас, и нас, мертвых по преступлениям, оживотворил со Христом; благодатию вы спасены». (Еф. 2:1-5).

Значит, живя во грехе, исполняя желания плоти и помыслов, возбуждаемых от сатаны, человек исполняет волю диавола, живет для него и является мертвым для Бога, как блудный сын был мертв для отца, ушедши из дома. Живя для диавола на земле, человек, в силу своего избрания диавола руководителем земной жизни, должен будет разделить свою участь вместе с сатаною и в вечности. Ибо Писание передает слова последнего приговора Божия над оставившим Его человечеством в следующем выражении: «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его… И пойдут сии в муку вечную, а праведники в жизнь вечную». (Матф.25:41-46).

Вечный огонь есть вечная участь диавола и его ангелов, — он приготовлен для него. Человек оставивший Бога и избравший диавола, тем самым определяет свою судьбу на всю вечность, он должен разделить в вечности участь своего господина, которому служит здесь на земле.

Вечная участь человека предопределена, она избрана им добровольно и эта участь есть — вечные мучения в огне вечном, уготованном диаволу и ангелам его. Бог же, сотворивший человека, несмотря на падение последнего, несмотря на уход Его творения на сторону диавола, не хочет гибели человека. Он хочет спасти, восстановить падшего, ибо Писание свидетельствует: «Скажи им: живу Я, говорит Господь Бог: не хочу смерти грешника, но чтобы грешник обратился от пути своего и жив был». (Иез. 33:11).

Бог не только не хочет смерти грешного человека, но Он делает все, чтобы спасти его. Об этом мы читаем следующее: «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную… Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя единородного Сына Божия». (Иоан. 3:16-18).

Мир принадлежит диаволу, его погибель предопределена. Бог хочет спасти человека от греха и от вечной гибели, Бог всесилен, чтобы спасти, но Он в то же время свят и справедлив. В силу своей святости и справедливости, Он не может спасать силою. Он не может вмешиваться также в дела нашего земного мира, ибо мир — сфера деятельности других сил, другого властелина. Если бы Бог силою вмешивался в дела мира, Он был бы не Святым Богом, а насильником. И ТУТ ОТКРЫВАЕТСЯ СЕКРЕТ И СИЛА МОЛИТВЫ!

Бог возлюбил мир, отдал Сына Своего единородного. Иисус Христос, послушный Отцу, умер за грехи мира, крестной смертью искупил падшего человека. Спасение совершено, долг виновного уплачен, вечная справедливость удовлетворена, но ни одна душа не спасается Божественной силою. Спасение — результат молитвы грешника! Ибо только «Всякий, кто призовет Имя Господне, спасется».Молитва грешника о спасении дает Богу моральное право спасти молящегося. Спасая душу в ответ на ее молитву, Бог остается святым и справедливым даже в отношении диавола. На нашем человеческом языке Бог может сказать сатане: «Это факт, что грешник принадлежит тебе, он твоя собственность, служит тебе добровольно, но этот твой раб в данный момент добровольно взывает ко Мне, вопиет об избавлении его от твоей власти. Цена за его грехи уплачена на Голгофе и Я простираю Мою руку и отныне беру его, поднимаю из власти пороков, принимаю в число Моих детей, отныне он Мой!». Другого пути, как только в ответ на молитву для спасения грешника у Бога не существует, ибо Он Святой и Справедливый Бог!

Таким образом молитва дает Богу моральное право в Его спасительном плане сынов человеческих. Все спасенные Им в ответ на молитву, принадлежат теперь Ему. Весь мир лежит во зле, является собственностью диавола. Но спасенные души являются собственностью Бога, Его уделом в этом мире. Они продолжают жить в этом мире, но они больше не от мира сего, ибо они искуплены и отделены Им от мира.

В Своей Первосвященнической молитве к Отцу Христос говорит об искупленных Им от мира следующие слова: «Я передал им слово Твое, и мир возненавидел их, потому что они не от мира, как и Я не от мира. Не молю, чтобы Ты взял их из мира, но чтобы сохранил их от зла». (Иоан. 17:14-15).

Верующие люди, будучи уделом Бога в этом мире рассеяны в разных частях земного шара. Они находятся среди всех стран, народов и языков. Будучи не от мира сего по своему духу, по своей душе, которая принадлежит Богу, они все же еще остаются членами этого мира по плоти, доколе еще имеют испорченную плоть и живут в ней. С этой стороны они являются частицей мира сего, его представителями. И эта принадлежность к миру по плоти дает им возможность играть величайшую роль в спасительной деятельности Бога. Они имеют возможность употреблять могущественную силу молитвы.

В Писании положение верующих людей изображается ролью священников, посредников между Богом и находящимся во зле миром. Иоанн в своем Откровении говорит: «И соделавшему нас царями и священниками Богу и Отцу Своему». (Откр. 1:6).

Апостол Петр в послании к верующим говорит им: «Но вы -род избранный, царственное священство, народ святый, люди взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет». (1 Пет. 2:9).

Как собственность Бога, верующие являются представителями Бога перед миром, возвещают Его совершенства находящемуся во грехе человечеству. Будучи частью мира по плоти, они являются представителями мира перед Богом, являются священниками. Это положение дает им возможность приносить в молитвах все нужды этого мира, они могут просить у Бога обо всем, чего ни пожелают. И своими молитвами они открывают в мире двери для деятельности Бога, для Его вмешательства в жизнь не только отдельных личностей, но и в жизнь всех народов. Молитвой они создают для Бога моральное право для этого вмешательства.

Прибегая снова к человеческому языку, допустим, что может сказать Бог диаволу: «То, что все царства и слава их принадлежит и предана тебе, это факт. Мир есть поле твоей деятельности, твоя территория, твое царство, но вот представители этого царства взывают ко Мне о помощи и Я иду оказать эту помощь — в ответ на их усиленную, добровольную молитву».

Ухо Господне не отяжелело, чтобы слышать молитвы и Его рука не сократилась, чтобы спасать и помогать. Его сила неиссякаема, чтобы подавать всевозможную помощь сынам человеческим и молитва создает Ему моральное право для этой помощи существам, находящимся на чужой для них территории. И оказывая помощь в ответ на молитву, Бог остается Святым и справедливым Богом перед всей вселенной и даже перед Своим противником диаволом.

Здесь причины, почему Бог, имея с Израилем определенные планы, не мог выполнять этих планов, пока не были вознесены молитвы от среды сынов человеческих. Израиль находился на враждебной и чужой для него территории. Вмешательство в дела Египта, а также народа было бы насилием и несправедливостью. Он открывает Израилю Свои планы, Свое желание, но Он ожидает, пока Израиль не начнет вопиять к Богу о выполнении Им этого плана. И когда молитвы возносятся к Богу, когда моральная почва для Его вмешательства готова, Он говорит: «И вот, уже вопль сынов Израилевых дошел до Меня, и Я вижу угнетение, каким угнетают их Египтяне. Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой». (Исх. 3:9-10).

Здесь также причина тому, почему Бог во времена Иезекииля, желая спасти народ Израильский, не спасает его, не нашедши мужа, который стал бы перед Ним в молитве за народ.

Эта истина открывает нам смысл слова Иисуса Христа, когда Он просит своих учеников, чтобы они возвели свои очи, посмотрели на побелевшее поле человечества и чтобы начали просить Господина жатвы, дабы выслал делателей.Бог видит нужду, Он готов выслать делателей на ниву, это Его план, но эта нива добровольно принадлежит другому господину и необходимо, чтобы представители этой нивы начали молить Его о помощи, о высылке Его деятелей. Необходимо, чтобы они создали моральный и законный фундамент для Его вмешательства.

Таким образом, МОЛИТВА — есть величайшее таинственное орудие Бога в плане спасения человека. Она необходима для человека, как единственное средство его личного спасения. «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется». (Рим. 10:13). Без молитвы не спасется ни одна душа. Молитва необходима для верующих, спасенных Богом людей, живущих в этом мире, находящихся на вражеской территории, как связующее звено с их родиной, с их Отцом Богом. Они нуждаются в постоянной помощи и эта помощь может быть посылаема для них только в ответ на молитвы.

Молитва необходима для Бога, ибо только молитва представителей мира о вмешательстве Бога в дела мира открывает для Него двери в этом мире для Его деятельности, создает для этого моральное право.