4. Существуют ли правила для молитвы?

При рассуждении о молитве, о ее силе, возможностях, необходимости и ответственности умеющих молиться, невольно возникает вопрос: существуют ли какие-либо правила для молитвы? Быть может Бог слышит только известных личностей, которые в силу своих особенностей овладели этими правилами? Быть может нужна особая святость, особые привилегии у Бога, быть может Он не услышит меня, обыкновенного смертного?

Языческие народы и некоторые христианские организации, недалеко ушедшие от язычества, выработали и вырабатывают различные правила и формы молитвы. Они рекомендуют, предписывают те или иные условия, известные ритуалы, которые человек должен выполнить, чтобы быть услышанным Богом, назначают места для молитвы, с которых Бог слышит моления.

Существует много книг с указаниями и советами, как человек должен молиться. Некоторые предлагают и рекомендуют уже готовые, написанные молитвы, которые человек может употреблять в различных случаях жизни.

Все эти правила и рекомендации исходили и исходят от человека, из его плотского разума. Богом же и Его откровением, содержащемся в Священном Писании, не указано совершенно никаких правил, никаких законов для молитвы, ибо для ответа Бога на молитвы человека Он не нуждается в особенностях или способностях того или иного человека, но лишь в сущности нужды молящегося.

Бог не имеет лицеприятия, Его сердце одинаково открыто для всякого человека, созданного по Его образу. Его ухо приклонено к молитве каждого, у Него готов ответ, готова помощь для каждого взывающего к Нему.

Каждый из живущих на земле сынов человеческих имеет свои особенности, свои жизненные условия, свои нужды и поэтому каждый может и должен молиться по своему. И Бог отвечает каждому по его нуждам и по личным особенностям и способностям — принять и вместить просимое.Мы не можем молиться, как Авраам, Моисей, Самуил, Илия, Павел, не можем молиться, как Георг Мюллер.

Я не могу молиться, как ты, мой читатель, и ты не можешь молиться, как я, ибо мы имеем каждый свои нужды, каждый видит вещи со своей стороны и точки зрения. Если бы мы попробовали молиться, как молится тот или другой, то это была бы не молитва, а неудачное подражание.

Молитва не есть подбор известных слов и выражений, повторение тех или иных предписанных форм, а стон души человека, исходящий из сердца молящегося. Молитва есть передача человеком своего внутреннего состояния, своей нужды Богу, освобождение от бремени, тяготящего душу, которое мы не в силах нести сами и полагаем его у ног Всевышнего.

Бог слышит не особых избранников, но каждого грешника, взывающего к Нему о спасении. «Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется», — говорит Писание. (Рим. 10:13).

Всякий, призвавший имя Господне и получивший от Него спасение в ответ на молитву, становится священником Бога. И на обязанности каждого из Его священников лежит долг ходатайства в молитвах за всех человеков, а не только за себя. (1 Петр. 2:9). Священник призван носить на своих раменах нужды, которые он видит и знает, безразлично, чьи это нужды — личные или же нужды других, которые тяготят его сердце.

При этом Бог Сам заинтересован в том, чтобы те или иные нужды жителей земли были принесены к Его престолу. Поэтому Он Сам, через своего Духа, открывает насущность нужды, полагает ее на сердце своих священников и Духом же побуждает взывать об этих нуждах. Писание говорит: «Ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными. Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа». (Рим. 8:26-27).

Следовательно, мы не только не можем вырабатывать правила для молитвы, но мы не можем быть учителями молитвы один для другого. Ибо единый Учитель для этого есть Дух Божий. И каждый рожденный от Него член церкви научается Им, за что молиться и как молиться.

Так же нет нужды для человека подбирать и слагать в сердце те или иные слова и выражения молитвы, ибо Дух Святый, возбудивший нужду в молитве, Сам научает каждого молящегося, согласно его способности выражать свои чувства. Поэтому заученной молитвы или формы для молитвы нет и быть не может.

Одно определенно и ясно, что молитва не является выражением чувств, возбужденных плотью, но побуждением Духа Божия. Бог свят и возносимая к Нему молитва должна быть свята, чиста, возносима в Духе Святом.

Дух Святой открывает грешнику его состояние, открывает перед ним Ходатая за его грехи Иисуса Христа, побуждает сердце грешника взывать к Богу о прощении грехов. Молитва, возбужденная таким образом Духом Божиим, возносится к Богу и в ответ на молитву Бог спасает грешника.

Верующий человек имеет какую-либо нужду, своими силами он не может ее пополнить, он занят другими делами, болен или находится в обстоятельствах, которые не дают ему возможности справиться с нуждой. Дух Божий напоминает, что у его есть Отец, который готов помочь ему в нужде. Возбужденная Духом молитва возносится к престолу Всевышнего и нужная помощь нисходит своевременно.

Верующий видит нужды других, иногда не только отдельных личностей, но нужды целых государств и народов, они открыты ему Духом Святым и давят его сердце тяжелым бременем. Он видит побелевшие нивы, но сам не в силах и неспособен помочь. Дух Божий возбуждает вопль души, влагает слова молитвы в уста человека, она возносится к престолу Бога и ответ на эту молитву приходит без замедления.

Иногда у человека могут появиться и нечистые побуждения для молитвы, продиктованные плотью, а не Святым Духом. Не имея непреодолимой нужды, он может начать взывать к Богу, как фарисеи, чтобы увидеть чудо, увидеть исполнение молитвы. Такая молитва есть мерзость пред Богом. О подобных молитвах Писание говорит следующее: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений». (Иак. 4:3).

Как не существует никаких форм молитвы, не существует и никаких особых избранников, которых бы только слышал Бог, так не существует и никаких особых мест, к которым Бог был бы привязан, чтобы слышать молитвы, возносимые только с этих мест. Бог смотрит не на место, с которого возносится молитва, а на сердце взывающего и на его нужды в просимом.

Самое лучшее место для молитвы это уединение, когда молящегося не видит ни один человеческий глаз, кроме ока Господня. Но и в уединенной комнате, уединенной от шума душе, может быть иногда плотская буря в сердце молящегося, мешающая установить контакт с Богом для передачи Ему молитвенного радиосообщения о насущных нуждах. Поэтому не важно место, обстановка или положение молящегося, но важна тишина и сосредоточенность. Коль скоро сосредоточенность на лицо, ни рев морскихволн, ни шум аэропланного пропеллера, ни рокот и гулы орудийных и пулеметных выстрелов, ни страшные разрывы снарядов, ни вьюга, ни гроза — не могут прервать молитвы и помешать молитвенному общению человека с Богом. Бог слышит и различает голос молящегося как среди слабых звуков и шелестов, так и среди страшного рокота и взрывов на земле. Бог имеет самый усовершенствованный радиоприемник, для которого не может быть никаких помех молитвенной радиопередаче человеческой души. Молитвенное СОС всегда во всякое время, со всякого места, Бог слышит и ответ на молитву взывающего у Него всегда готов: «Близок Господь ко всем призывающим Его в истине. Желание боящихся Его Он исполняет, вопль их слышит и спасает их». (Пс. 144:18-19).