8. В поисках города

«Ибо он ожидал города, имеющего основание, которого художник и строитель Бог» (Евреям 11:10).

Следуя Божьему призыву, Авраам оставил единственную землю, которую знал. Он не знал, куда шел, но он знал, чего он искал: «Он ожидал города, имеющего основание» (Евреям 11:10). В этом природа Божьего призвания — отделять нас от того, что мы знали раньше и на чем строили свою жизнь. Его призвание — призыв к тому, чтобы жить верой в Него одного. Только этой верой мы можем служить Ему. Его царство не от мира сего. Он есть Дух, и если мы хотим служить Ему, то должны служить Ему в Духе. Вера — та дверь, которую Он дал для вхождения в духовную сферу. По мере возрастания веры в Него Он становится более реальным, чем мир и его влияние. Наше служение Ему может быть чистым и эффективным в той степени, в какой наше мышление направлено на одну цель. Наше служение извращается в той степени, в какой на нем отражается внешнее воздействие. Когда последователи Иисуса спросили Его, что им нужно делать. Он ответил конкретно: «Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» (Иоанна 6:29). Наше конечное призвание — полная вера. Но эта вера не должна быть слепой или наивной; это полное видение или понимание. Авраам не знал, куда он идет, но он знал точно, чего он искал — так должно быть и с нами. Он искал город, имеющий основание. Мы призваны стать частью того же самого города. Наше призвание имеет основание; оно имеет сущность; вера, которой мы живем, имеет сущность, и «город», который мы призваны населить, более реален, чем все тщетные дела человеков. Если мы ищем чего-то меньшего, то это не есть вера или город, который построил Бог. Духовное основание В строительстве есть основополагающий принцип: раз мер и прочность любого здания определяются размером и прочностью его фундамента. Когда человек строит домик или небольшое сооружение, достаточно нескольких неглубоких опор. Но если он хочет построить большое и крепкое здание, ему надо сделать нечто большее. Ему нужно выкопать достаточно глубокий котлован, дойти до коренной по роды, но даже тогда работа еще не закончена. Ему надо прочно закрепить фундамент в этой породе. Если он не сделает этого, здание может осесть, покоситься или даже рухнуть под собственным весом. Тот же самый принцип применим к духовным вопросам. Мы должны сначала построить фундамент, а затем уж возводить на нем. Разрушения служении, церквей и личностей, не сумевших положить должное основание, свидетельствуют об обоснованности постановки этого вопроса. Альберт Эйнштейн сделал однажды замечание, возможно, более глубокое, чем вся его теория относительности. Он сказал просто, но ясно, что безответственность порождает поверхностность». Господь Иисус тоже свидетельствовал об этом. Он сказал, что у быстро прорастающего семени мел кие корни. Игнорируя эту мудрость, мы часто больше уважаем тех, кто быстрее достигает успеха. Результатом становится слабость многих в теле Христовом. Крайне важно уделять время и внимание заложению крепкого фундамента, но от этого будет мало пользы, если мы построим его неправильно. Вскоре после обращения я оказался в общине, подчеркивавшей откровение о Теле Христовом. На этом вдохновляющем и важном откровении я и стал строить свое основание. В своей жизни я принял и другие аспекты христианской истины, но главной из них была Церковь. Мое «здание» становилось все больше и больше, и мое служение быстро росло… затем все это стало оседать. Я понимал, что что-то было не так, но не мог разобраться в этом. С библейской точки зрения все казалось правильным, и в моей жизни не было большого греха; но мне приходилось все больше и больше бороться, чтобы не отойти от Господа. Своим мудрым советом Господь открыл правильность моих основополагающих принципов, но в то же время показал, что они должны быть частью здания, а не фундаментом. Я строил на том, что от Господа, вместо того, чтобы строить на Нем Самом. Я поклонялся храму Господа, церкви, вместо того, чтобы поклоняться Господу храма. От этого я впадал в крайности. Апостол Павел объяснил: Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор.3:11) Таким же прекрасным, как откровение от Бога, может быть только ОДНО основание — Иисус. Построение на какой-либо другой духовной истине, никогда не выдержит давлений духовной жизни. Раньше или позже, оно упадет или развалится на части. Многие доктрины, которым учат сегодня, доводятся до крайностей. Некоторые из них появились как откровения определенного времени для Тела Христова. Ошибки, совершаемые в большинстве случаев, не исходят от учения. Проблема заключается в том, что они строятся на неверном основании. Одни упорно держатся своего мнения и доходят до того, что вся структура рушится. Другие понимают, что что-то не так, и начинают заново на уже правильном основании. Конгрегации зачастую делают упор на своем основании. Но у апостолов и проповедников Нового Завета была толь ко одна проповедь: Иисус. Они проповедовали все доктрины, которые проповедуются сегодня, и, быть может, даже больше, однако вся их проповедь была основана на Нем, «в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Колос.2:3). В более широком смысле Иисус есть не только основание. Он есть все здание! Итог всего подводится в Нем. Духовная зрелость — не просто рост в познании некоторых духовных истин; мы должны «все возвращать в Того, Который есть глава Христос» (Ефес.4:15). Труд апостолов был посвящен тому, чтобы Христос выразился в Его народе. Между этим пониманием и попытками заставить людей соответствовать определенным духовным истинам есть большая разница. Историк Уилл Дю рант отметил различие между Иисусом и Кесарем. Кесарь стремился к изменению людей через изменение законов и учреждений; Иисус изменил законы и учреждения, изменив людей. Подчеркивание внешней стороны может выглядеть благочестивым, но фактически это отвергает Его силу. Любое посвящение, игнорирующее личность Иисуса, приводит к безжизненным ритуалам. Мы должны видеть все через Него. Когда мы пытаемся видеть Его через что-то, Его образ искажается. Когда толпа проголодалась, Иисус дал людям необходимое. Он взял хлебы, преломил и раздал их. Когда они поели, остались только куски (Иоанна 6:11-12). Это, в каком-то смысле, картина Церкви. Мы причащаемся от многих раз личных хлебов (или истин), и остаются только куски. Иисус обращал внимание людей на Хлеб, Самого Себя и в то же время стремился отвратить внимание от различных доктрин о Нем. «Им все стоит» (Колос.1:17). Во Христе все доктрины находятся в совершенной гармонии. Даже величайшие духовные истины, доносимые в форме отдельных крайностей, разбивают церковь на куски. Когда мы смотрим через Него, все доктрины приобретают правильную перспективу и сбалансированность и могут доноситься, не вызывая разделения. «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне [Хлебе]» (Евреям 1:12). Действие этой истины мы вновь видим на примере Марфы после смерти ее брата Лазаря. Марфа точно понимала доктрину о воскресении. Она знала, что ее брат воскреснет в последний день; но ее надежда была связана с доктриной о воскресении, а не с Иисусом. Он перенаправил ее надежду, оказав: «Я есмь воскресение» (Иоанн 11:25). Но Он не только воскресение: Он есть Истина; Он есть всякая истина. Он есть откровение Бога и от Бога. Он — Я ЕСМЬ. Если наше внимание приковано к доктрине, мы уводимся в сторону. Мы не изменяемся через доктрину; мы изменяемся, взирая на Иисуса (2 Кор.3:18). Помазанные учения существенно важны для возрастания во Христе, Который формируется в нас, но всякий раз, когда какая-то отдельная истина становится центром нашего внимания, это отвлекает нас. Именно поэтому сатана часто при ходит как ангел света или как «посланник истины». Истина может прельстить нас. Только Истина, которая есть Иисус, является жизнью. Он пришел не только для того, чтобы научить нас истине. Он пришел, чтобы быть Истиной. В Исходе 33:8-11 мы видим Моисея, встречающегося и говорящего с Господом в скинии. Нисходил облачный столп, и Господь говорил с Моисеем лицом к лицу, как человек говорил бы со своим другом. Это было таким потрясающим зрелищем, что все люди поднимались и становились у входов своих шатров для поклонения. Когда Моисей воз вращался в стан, ‘Иисус Навин, который в это время был личным слугой Моисея, оставался в скинии собрания. Иисус Навин оставался там для того, чтобы развивать свои собственные отношения с Господом. Быть самым близким к человеку Божьему было недостаточно для Иисуса Навина — он должен был знать Господа лично. Именно по этой причине Иисус Навин был избран вести народ Израиля в обетованную землю. Общаясь с великими Божьими людьми, мы обретаем духовную успокоенность. По этой причине многие из великих движений Божьих, учреждений, школ, церквей и миссий заканчивали существование со смертью их основателей. После смерти Иисуса Навина Израилю потребовалось только одно поколение, чтобы впасть в отступничество. Всего несколько движений пробуждения продолжались больше одного поколения после первоначального движения Духа. Основная причина этого заключается в том, что люди (или доктрины) становятся основанием этого движения. Движение Духа может продолжаться только в том случае, когда основанием является Иисус. Дух приходит, чтобы свидетельствовать об Иисусе, не о Его служителях или доктринах. Когда мы обращаемся к чему-то другому, мы быстро сворачиваем на путь, который никогда не приведет нас к жизни. Прежде чем отправить человека на служение, Иисус сначала призывал его к Себе. Он не посылал его в лучший Библейский колледж или на заочные курсы. Он говорил: «Следуй за Мной». Тот свет, который был в Нем, становился светом в человеке. Его призыв к ученикам остается прежним: «Следуй за Мной». Мы должны отвечать Ему так, как это сделала Суламита в Песне Песней Соломона, прообраз невесты Христа. Скажи мне ты, которого любит душа моя: где пасешь ты?… К чему мне быть скиталицею возле стад товарищей твоих? (Песни Песней Соломона 1:6). Только Иисус является посредником между Богом и человеком (1 Тим.2:5). «Всякому мужу глава Христос» (1 Кор.11:3). Лидеры и служители, которых Он дает Своей Церкви, никогда не должны занимать Его место; они даны для того, чтобы вести нас к Нему. Господь избрал таких людей, как старейшины и пасторы, но им дано повеление «пасти Божие стадо» (1 Пет.5:2), а не создавать свои собственные стада. В ходе всей истории церкви были люди, становящиеся завесой между Господом и Его народом, стремящиеся сделать из верующих собственные стада. Предвидя это. Господь пообещал, что когда Он соберет Своей народ, они будут «одно стадо и один Пастырь» (Иоан.10:16). Служение истинных пастырей со стоит в том, чтобы устанавливать не собственный авторитет над народом Господа, а Его авторитет. Те, кто используют это служение для того, чтобы установить свои собственные владения, будут постыжены, как предупредил Главный Пастырь: А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья; и отцем себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах; и не называйтесь наставниками, ибо один у вас Наставник — Христос. Больший из вас да будет вам слуга: ибо кто возвышает себя, тот унижен будет; а кто унижает себя, тот возвысится (Матф.23:8-12). Истинное служение Иоанн Креститель — удивительный образец или модель истинного духовного служения. Смысл всего его служения состоял в том, чтобы открыть Иисуса. Ему было радостно умаляться, когда Иисус возрастал. Благодаря этому смирению он был высоко превознесен Самим Господом, Который объявил Иоанна величайшим из всех, рожденных женами (см. Матфея 11:11). Когда мы видим и доносим свидетельство о Сыне Божьем, как это делал Иоанн, нам должно быть радостно умалять свое служение, когда возрастает Он. Весь духовный труд должен быть направлен на формирование Христа в Его народе. Когда мы видим, что это происходит, не может быть большей радости. Это печать и свидетельство того, что мы пребываем на Лозе и приносим плод. Истинные друзья Жениха радуются, видя Его день, даже если это означает конец их собственного служения. Когда Иоанн Креститель увидел Иисуса, проходящего мимо, он сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий!» (Иоанна 1:36). Услышав это, Андрей и Иоанн оставили Крестителя и последовали за Иисусом. Увидев их, идущими за Ним, Он повернулся к ним и задал самый важный вопрос, который когда-либо вставал перед нами: «Что вы ищите?» (ст. 38). Это тот вопрос, на который рано или поздно нам придется ответить. Почему мы следуем за Ним? Иоанн и Андрей ответили другим вопросом, но это, возможно, наиболее подходящий ответ: «Господи, где Ты живешь?» Услышав это Иисус, предложил им сделать то, что является сердечным желанием каждого истинного искателя Божьего со времен Еноха: «Пойдите, и увидите» (ст. 39). Нам не нужно ограничиваться прочтением этого или свидетельством тех, кто пошел; Иисус пришел, чтобы просить каждого из нас следовать за Ним и увидеть, где Он живет. Это жилище — не физическое место; Он говорил о Царстве Божьем. На следующий день Андрей стал первым евангелистом в истории. Он нашел своего брата Симона Петра и провозгласил Иисуса Мессией (ст. 41 и 42). Он не пытался убедить Симона долгой лекцией из Писания; он даже не поделился с ним четырьмя духовными законами — он просто «привел его к Иисусу» (Иоанна 1:42). Если мы приведены к Иисусу, а не просто в Церковь или к доктрине, мы приходим к единственному истинному основанию. Затем, как у Петра, наша вера начинает возрастать. Петр был необразованным простым рыбаком, однако он встал перед наиболее могущественными и образованными людьми своего народа и изумил их своим авторитетом и достоинством. Вера Петра не была построена на участии в организации или принадлежности к учению; он знал Иисуса. Нет формулы, данной для Спасения — это Личность. Истина — не просто систематическая теология, это Иисус. Он пришел, чтобы быть нашей жизнью. Он является глубочайшим желанием человеческого сердца. Только в Нем мы на самом деле начинаем жить.