2. Семя Каина

«Но боюсь, чтобы, как змей хитростью своею не прельстил Еву, так и ваши умы не повредились, уклонившись от простоты во Христе» (2 Коринфянам 11:3).

После греха Адама и Евы Господь сделал пророчество о двух семенах внутри человека: том, которое будет отражать сущность змея, и том, которое будет иметь природу Христа. Каин и Авель с очевидностью символизируют эти семена и их предсказанную вражду. Каин есть в нас всех. Он был первенцем и представлял собой тип «первого человека, Адама». Он был от земли, «земледелец» (Быт.4:2). Это составляет фундаментальную характеристику тех, кого мы будем относить к семени Каина — «заботящихся о земном». В эту категорию входят все, кто не был истинно рожден от Духа. Как свидетельствовал Господь Иисус: «Если кто не родится свыше, не может увидеть Царствия Божия» (Иоан.3:3). Как проклятие на змее ползать на своем чреве заставляет его огибать контуры земли, точно так же и его семя ограничено земной естественной сферой. «Душевный человек не принимает того, что от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сем надобно судить духовно» (1 Кор.2:14). Таково наше состояние до тех пор, пока проклятие не снято во Христе. Когда мы рождаемся свыше от Его Духа, мы начинаем видеть и ходить в небесной сфере, и мы все меньше и меньше подчиняемся контурам естественной сферы. Потомки Каина, в своем ограниченном видении, становятся поклонниками творения вместо Творца. Каин был «земледельцем», потому что это было все, что он мог видеть. Мы можем поклоняться только тому, что мы знаем. Кульминационная форма поклонения себе проявляется в материализме и различных гуманистических догмах. Эти философии помещают человека в центр вселенной. «Религиозный» человек, который посвящен церкви или религиозной организации больше, нежели Иисусу, также является «поклонником творению». Такое отношение мы видим так же у спиритистов, которые ищут улучшения, совершенства, гармонии и т.д., стремясь к единству с творением, а не с Творцом. В конце Божьего написанного человеку слова, книге Откровения, мы видим высшее проявление двух семян, посеянных в человеке: «зверя» и прославленного Христа. До этого нам показывалось их развитие, но здесь дается как бы общая картина их завершения. Нам крайне важно понимать развитие и окончательное откровение этих двух семян. Откровение не было дано Иоанну только для того, чтобы показать грядущую последовательность событий — оно было дано как «Откровение Иисуса Христа» (Отк.1:1). Мы должны видеть это для правильного понимания. В видении показана последовательность событий, но это сделано для того, чтобы открыть Христа. Апостол свидетельствует, что это было то, «чему надлежит быть вскоре» (стих 1). События сразу же начали развиваться и продолжают про исходить в полном соответствии с пророчеством. Откровение Иоанна — это откровение Иисуса. Само слово история фактически означает «Его история». Когда Дух открывает наши глаза даже на то, что может выглядеть как ужасное смятение в человеческой истории, мы видим Его и Его цели. Человек греха В видении Иоанна большое место занимает также Антихрист или «человек греха». Этот человек греха олицетворяет человеческий грех. Это наша основная природа, пока мы не изменены во Христе. Это зрелый плод Дерева Познания. Корень и сила человека греха — это змей; зверь дол жен быть полностью раскрыт в человеке — то, что посеяно, должно быть и пожато. В этом звере мы видим себя без Христа. Через это откровение мы начинаем постигать глубину неизмеримой благодати и милости Божьей и нашу острую нужду в новом рождении во Христе. Откровение 13:16-17 учит, что у зверя есть печать, которую он пытается поместить на нас. В 14 главе, стихи 910, мы видим, что на всех, кто несет эту печать зверя, грядет ужасный гнев. Люди стремятся понять, каким образом зверь будет пытаться ставить на них свою печать, чтобы знать, от чего надо отказываться и тем самым не стать объектом предсказанного гнева. Многие из тех, кто отчаянно стремятся узнать, каким образом зверь постарается поставить на них свою отметку, ежедневно причащаются от духа зверя! Будем ли мы свободны от проклятия печати, если откажемся от физической отметки, но будем продол жать нести в себе саму природу зверя? Как и печать (буквальная «отметка»), которую Господь поместил на Своих слуг — не физическая отметка, печать зверя, вероятно, гораздо более сокрыта, чем мы привыкли верить. Независимо от формы, в которой придет эта отметка (или уже пришла), причащающиеся от природы зверя — духа мира сего — не смогут противостать печати или чему-либо еще, что предлагает зверь. Единственное избавление от гнева Божьего можно найти во Христе. Принятие печати — не грех. Грех заключается в поклонении зверю. Печать — это просто признак такого поклонения. Далее Иоанн объясняет: «Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откровение 13:18). Число 666 взято не произвольно. Поскольку человек был сотворен на шестой день, число шесть часто символически используется в Писании как число человека. Это число олицетворяет также духа зверя, который является духом падшего человека. В 11 стихе мы видим, что «зверь выходит из земли». Этот зверь происходит от семени Каина, который был «земледельцем» или настроенным на земное. Зверь является воплощением религии, которая зарождается в человеческом разуме. Он выходит из земли в противоположность Христу, приходящему с небес. Иисус может быть про изведен только Духом Божьим. Новый Иерусалим, символ истиной церкви, невесты Христа, также сходит с небес, свидетельствуя о ее небесном происхождении. Она рождена от Бога, а не от человека. Если мы доверяем своему познанию добра и зла в различении зверя, нас очень легко обмануть. Природа зверя заложена не только в злом, но и в «добром». Сатана приходит как «ангел света» или как посланник истины, поскольку добро всегда было более обманчивым, чем зло. Еву прельстила не злая сторона Дерева Познания, а добрая. «Добро» Дерева Познания убивает так же, как и зло. Злая природа человека проявляется в эти последние дни со все большей силой, но то же самое происходит и с «доброй» частью человека, которая коренится в том же самом дереве. Как зло становится более наглым, так и добро становится более хитроумным и обманчивым. Например, какой была бы популярность лидера в наши дни, если бы он пообещал безопасность на улицах, твердую валюту, конец всем экономическим проблемам, безработице, порнографии и всем другим формам извращения, восстановление нашего достоинства и военной силы — и выполнил все эти обещания? Адольф Гитлер пообещал все это во время депрессии и войны в травмированной Германии и выполнил каждое обещание. Мильтон Майор в книге «Они думали, что были свободны» заметил: «Фашизм пришел как «ангел света», и немецкие христиане, как протестанты, так и католики, приветствовали Гитлера как дар от Бога. Нацизм рассматривался как спаситель находящегося в глубоком упадке общества; и пришел он почти как очищение для большинства, страдающего от извращений, как патент на свободу». Гитлер фактически использовал немецкую церковь как трамплин к власти. Настоятель Магдебургского собора поднял над своей церковью нацистский флаг, объявив: «Всякий, кто оскорбит этот наш символ, оскорбляет нашу Германию. Флаги свастики вокруг алтаря светятся надеждой — надеждой, что день наконец-то рассветает». Пастор Зигфрид Леффлер утверждал, что «в кромешной ночи церковной истории Гитлер стал как бы чудесным транспарантом для нашего времени, окном нашего века, через который свет пал на историю христианства. Через него мы смогли увидеть Спасителя в истории немцев». Пастор Юлиус Лойтейзер фактически учил, что «Христос пришел к нам через Адольфа Гитлера». Этот обман затронул не всю немецкую церковь, но большую ее часть. Этому глубокому заблуждению противостояло необычайно точное понимание истины такими диссидентами в немецкой церкви, как Дитрих Бонхеффер. Жизнь Бонхеффера в XX веке явилась одним из выдающихся примеров того, как несколько человек, бескомпромиссно преданных истине, противостоящих мощнейшим политическим и военным машинам в истории, не имеющих ничего, кроме духовной силы, в конечном итоге одерживают победу. То, что было сказано о праведном Авеле, можно теперь сказать о Бонхеффере: «Хотя он и мертв, он все еще говорит». Дверь для этого ужасного обольщения открыло в первую очередь поверхностное понимание искупления немецкими церквами. Присутствующее в человеке в добро ни когда не сможет искупить его от находящегося в нем зла. Это все то же самое дерево, и его плодом всегда будет смерть. Система, показавшаяся настолько хорошей немецким христианам, шокировала весь мир своими злыми делами, но ее природа не изменилась. Добро в человеке — это просто другая сторона зла в том же человеке. Сатана использует добро как орудие для исполнения своих целей. Всего горстка христиан в Германии различили это обольщение с самого начала. Та же сатанинская маска пропагандируется и сегодня. Наше различение должно быть чем-то большим, чем просто способность отличить добро от зла; мы должны знать голос Господа и следовать только за Ним. Мильтон Майор внес значительный вклад в понимание событий, происходивших в Германии перед войной: «Я чувствовал и все еще чувствую, что встретил тогда не немца, а просто ЧЕЛОВЕКА [выделено мной]. Так случилось, что он оказался в Германии при определенных обстоятельствах. Он оказался в определенных условиях. При определенных обстоятельствах им мог стать и я». Истина состоит в том, что тот же самый зверь находится внутри всех нас. Это Адамова природа, которая постоянно заставляет нас вкушать от Дерева Познания Добра и Зла. Только потому, что кто-то называет себя христианином, не доказывает, что он таковым является. Некоторые из самых худших обманщиков в истории притворялись, что они приходят во имя Его. Сам Господь предупреждал: «Ибо многие придут под именем Моим и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят» (Матфея 24:5). Некоторые истолковывают это место таким образом, что многие придут, говоря о себе, что они Христос, и многих прельстят, но это не то, что Он сказал. Он предупредил, что многие придут провозглашая, что Он, Иисус, был на самом деле Христом, и все же окажутся обманщиками. История показала, что это на самом деле так. В сравнении с некоторыми деспотами и папами, которые правили в средних веках, Гитлер может показаться почти добродушным человеком. Некоторые из самых мерзких жестокостей были совершены теми, кто называл себя Церковью в средние века. Мы слишком быстро забываем историю, а сатана продолжает приходить как ангел света, обманывая нас теми же трюками. Будучи христианами, мы часто тяготеем и испытываем больше уважения к тем, кого считаем более консервативными и моральными личностями. Иисус так не поступал. Не грешники распяли Господа — Его распяли высокоморальные и уважаемые граждане Израиля. Таким людям Господь объявил, что грешники и блудницы вперед них пойдут в царство Божье. Те, кто считают себя «хорошими гражданами» или «высоконравственными людьми», могут оказаться дальше от Царства, чем самые низкие и развращенные. «Нет делающего добро, нет ни одного» (Пс.13:3). Грешники и даже одержимые бесами смиряли себя перед Господом; религиозные и уважаемые граждане считали Его не настолько праведным, как они. Кто является врагом? Я однажды слышал замечание одного пастора: «Мы встретили врага, и этот враг — МЫ САМИ!» В современном мире есть много «хороших» дел, которые по сути просто отвлекают внимание от нашего истинного призвания. В большинстве случаев вопрос о доброте и искренности намерений не встает, но они занимаются только с симптомами, а болезнь оставляют нетронутой. Гомосексуализм — вопиющее извращение, но это только симптом гораздо более глубокой проблемы. Аборты — это ужасно, но это тоже только симптом. Даже коммунизм и фашизм и их наиболее жестокие и угнетающие формы — только симптомы болезни, поражающей человеческую душу. Веками церковь предлагала миру лишь бинты для перевязки глубокой гнойной раны. Человеку нужно гораздо больше, чем простое изменение поведения. Нам надо прекратить рубить ветки и поставить топор у корня дерева. Измениться должна человеческая природа. В каждом человеке, мужчине и женщине, присутствует природа зверя, который стремится привлечь все внимание и поклонение к себе. Даже величайшая сострадательность и великодушие в людях часто являются попыткой самому искупить собственное зло и найти оправдание отказу от Христа и Его искупления. Добро Дерева Познания всегда более эффективно отделяет нас от Господа, чем зло. Добро в человеке может быть самым отвратительным проявлением его гордости и бунта против Бога. Все Дерево Познания должно быть вырвано с корнями из нашей души. Христос может открыться только после проповеди покаяния. Только эта проповедь смогла приготовить для Него путь тогда, и только эта проповедь может подготовить для Него путь сегодня. Покаяние означает больше, чем просто чувство сожаления о своем грехе или выход вперед по про ходу в церкви; оно означает отвращение от греха. Грех — не просто какие-то неверные вещи, которые мы сделали; он составляет природу того, что мы есть — независимо от внешнего облика. Покаяться во Христе означает отвергнуть все: наши согрешения и то, что мы рассматриваем как нашу праведность. Апостол Павел ясно показал это в своем послании к церкви в Филиппах: Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь обрезания, Потому что обрезание — мы, служащие Богу духом, и хвалящиеся Христом Иисусом, и не на плоть надеющиеся; Хотя я могу надеяться и на плоть. Если кто другой думает надеяться на плоть, то более я, Обрезанный в восьмой день, из рода Израилева, колена Вениаминова, Еврей от Евреев, по учению фарисей, По ревности гонитель Церкви (Божией), по прав де законной — непорочный. Но что для меня было преимуществом, то ради Христа я почел тщетою. Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа И найтись в Нем не со своею праведностью, которая от закона, но с тою, которая через веру во Христа, с праведностью от Бога по вере (Филип.3:29). Праведность Павла по закону привела его к прямому конфликту с Истиной. Он был гонителем истинных поклонников, как бывает с каждым, кто пытается жить по закону. Как Каин не мог терпеть Авеля, так и те, кто стремятся стоять своей собственной праведностью, нетерпимо относятся к стоящим верой во Христе Иисуса. Праведность Божья, основанная полностью на искуплении креста, срывает прикрытия и обнажает человеческую гордость. Крест — величайшая угроза для человеческого самодовольства. Павел свидетельствовал филиппийцам, что для познания Христа, ему пришлось отдать все, чем он был. Когда он постиг праведность Иисуса, он посчитал, что все, что у него было, равноценно мусору. Это неоспоримое свидетельство. Все наши дела становятся более чем бессмысленными, когда мы при знаем Его и то, что Он совершил. Как царица Савская затаила дыхание перед величием Соломона, тем более нам так же надо относиться к Иисусу. Тогда то, что было величай шей угрозой для нашего своеволия, становится таким глубоким источником мира и свободы, что не поддается полностью человеческому разумению.