8. Стремление быть первым всегда и везде

Отбросьте вашу гордость

Как-то раз я стоял в очереди в маленьком кафе, где продавали кофе и бублики. Внезапно человек, стоявший в очереди за мной, крикнул через мою голову буфетчице: «Мне чёрного кофе — одну чашку!» Я пришёл в ярость. Я был первым в очереди и он знал это. Я решил не поднимать скандала и просто спокойно сказал: «Моя очередь следующая». Я подумал: «Этот тип — просто хам». Но обдумывая затем происшедшее, я пришёл к выводу, что этот человек просто принял современные правила поведения, этику нашей цивилизации.

Стремление быть «первым в очереди» стало главной целью жизни истинно современного человека. Стремление к личному удовлетворению, возвышению и продвижению — главное правило современной этики. Изложенные современными словами и подкреплённые псевдонаучными философскими учениями, эти принципы, по сути дела, ничто иное, как проявление гордыни. Это гордыня, заявляющая себя, как единственный истинный путь к успеху.

По своей сути, гордыня — это возвеличение своего «я». Бог осудил диавола, прежде всего, за его гордыню. Диавол сказал в сердце своём: «Взойду на небо, выше звёзд Божиих, вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Ис. 14:13-14). Дьявол хотел быть первым в мире.

Человек, одержимый гордыней, обращается к Богу только тогда, когда ему это выгодно; он дружит только с теми, кто может помочь его возвышению; он подчиняется только своим собственным приказам; он стремится к богатству, положению, знатности и славе. Его принцип -«цель оправдывает средства».

Гордыня сердца — источник многих грехов нашей речи: хвастовства, лести, брани, богохульства, лжи, насмешки, раздоров, клеветы, сплетен и ссор.

Гордыня сердца порождает гнев и неосторожные слова. Излечиться от всего этого можно только отбросив гордыню.

Ответ гордыне

Гордыня, владеющая нами, может и не проявляться внешне. Люди, не кажущиеся высокомерными и заносчивыми могут, тем не менее, обладать большой гордыней. Иногда гордыня овладевает людьми, занимающими высокое положение и пользующимися духовным влиянием. Христиане, кажущиеся себе «праведниками», часто впадают в гордыню. Другие христиане, считающие тех, кто строго придерживается библейских заветов фарисеями, ханжами, гордятся своим более, как им кажется, современным духовным развитием.

Тихие, ненавязчивые люди часто кажутся приниженными, тогда как в действительности они чувствуют себя запуганными и охвачены неудержимой завистью к окружающим. Притворное смирение часто сопровождается ощущением собственной ничтожности. Но, по иронии судьбы, такие притворно смиренные люди часто гордятся своим смирением.

Мы нередко оказываемся побеждёнными в битве с гордыней, потому что пытаемся искоренить дурное чувство, не заменяя его другим, правильным отношением. Духовное обновление позволяет силе Божией искоренить порождённое плотью зло в нашей жизни.

Любовь уничтожает эгоизм. Те, кто служат культу наживы, начинают употреблять деньги на пользу Богу. Гнев в человеческих сердцах уступает место терпимости. Но стоит нам отойти от нового Духа, как вновь в нас возникает порождённое плотью зло.

Апостол Павел писал: «И уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20). Обновленной природе христианина свойственно истинное смирение; гордыня уступает ему своё место. Существуют два основных представления, благодаря которым гордыня уступает место истинному смирению. Прежде всего, гордыня порождает у человека представление о том, что он сам — главный властелин своей жизни. Гордыня отрицает безусловную власть Бога над нашей жизнью. Человек начинает считать себя хозяином своей судьбы. Но Бог — Всемогущий Правитель всего сущего на земле. Он — Господь. Смиренный дух с радостью предаёт себя воле Божьей.

Во-вторых, человек в своей гордыне склонен приписывать себе заслугу в своей удаче. Но Слово Божье учит нас, что наше положение, благополучие, здоровье, собственность и таланты суть дары Божьи. Смирениный человек приписывает заслугу тому, кому она принадлежит по праву. Я с радостью признаю, что я таков, каким меня сделал Бог своей благодатью; без Него я был бы никем.

Возносить Бога на подобающее Ему место

Смиренный человек отдаёт себя на волю Божью и уповает на Бога в любых обстоятельствах. Эта мысль ярко отражена в отношении Моисея к фараону, когда Бог обвинил фараона в недостатке смирения и в сопротивлении Его Слову. Моисей обратился к фараону со следующими словами: «Так говорит Господь, Бог евреев: долго ли ты не смиришься предо Мною? Отпусти народ Мой, чтобы он совершил Мне служение» (Исх. 10:3).

Об этом же говорится в 1 Послании Петра 5:6: «Итак смиритесь под крепкую руку Божию». Бог обладает властью над всей Вселенной. Смиренный дух признаёт эту власть.

Смиренный дух ставит Бога на подобающее Ему место. Бог занимает первое место в мире. Истинно смиренный человек не сомневается в этом. Степень вашего смирения определяется тем местом, какое Бог занимает для вас в мире.

Смирение порождает в человеческом характере другие качества: положительность, смелость, мужество, нерушимую верность и неустрашимую отвагу в служении Богу. Смирение находит выражение в наших речах. Сердце, уповающее на Бога, не породит бунтарских, ворчливых, гневных, лживых слов. Ибо, если Христос — Господь, то каждый грех языка отвратителен мне. Тот, чей дух вознёс Бога на подобающее Ему место,

* отвергнет неправедные предположения и утверждения

* будет верен воле Божьей, чего бы это ни стоило

* поклонится Богу и вознесёт Ему хвалу не за дела Его, но за то, что Он — Бог

* не отречётся от истины Божьей перед лицом возражений и угроз

* призывает других вознести Бога на подобающее Ему место.

Если мы возносим Бога на подобающее Ему место, это помогает нам правильно относиться друг к другу. Смиренно повинуясь Богу, мы повинуемся друг другу (Иоан. 13:34-35; Ефес. 5:21). Смирение может быть графически устремлено не только вверх (по вертикали), но и по горизонтали.

Если мы повинуемся Господу, мы должны повиноваться друг другу (Ефес. 5:21); своим супругам (Ефес. 5:25-33; 5:22-24); детям (Ефес. 6:4); родителям (Ефес. 6:1); молодые должны повиноваться старикам(1 Пет. 5:5); Слову Божьему (Иоан. 14:21) духовным вождям (Евр. 13:17); властям (Рим. 13:1) и всем другим, особенно же нашим братьям и сестрам во Христе (Гал. 6:10).

Апостол Павел писал : «Ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию почитайте один другого высшим себя. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о других. Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Фил. 2:3-8).

Мир вокруг нас изменится, если мы будем относиться друг к другу, исходя из воли Божьей. И вместо пагубных речей, таких как обман, сплетни, лжесвидетельство, лесть, брань, непристойность — мы будем:

* говорить, исходя из нужд и интересов других людей

* охранять людей от травм

* искренне заботиться о других

* нести людям покой, любовь, радость, понимание, ободрение и мир

* осторожно помогать людям возвыситься в духе и разуме

* призывать думать хорошо о Боге, себе и других

* стремиться к чистым мыслям и правильным отношениям.

Человек, обязанный всем Богу

В наше время часто приходится слышать фразу: «Человек обязан всем самому себе. Люди «пробивают путь наверх» своими собственными усилиями». В этих идеях нет сознательного желания лишить Бога Его главенствующей роли в человеческой судьбе; тем не менее, они умоляют значение Бога, сосредотачиваясь на самостоятельности и независимости человека.

Бог пользуется для Своих целей человеческой инициативой — это правда. Но в то же время. Он остаётся главным и высшим источником всего, чем мы являемся и чем владеем. Эта мысль неоднократно подчёркивается в Писании. Учение о высшей власти Бога было одним из важнейших уроков, полученных народом Израиля. Бог проповедовал ему этот урок ежедневно.

«Питал тебя в пустыне манною, которой не знали отцы твои, дабы смирить тебя и испытать тебя, чтобы впоследствии сделать тебе добро, и чтобы ты не сказал в сердце твоём: «моя сила и крепость руки моей приобрела мне богатство сие», но чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он даёт тебе силу приобретать богатство, дабы исполнить, как ныне, завет Свой, который Он клятвою утвердил отцам твоим» (Втор. 8:16-18).

До этого народ Израиля голодал (ст. 3). Бог послал ему суровые испытания. Послав людям манну. Бог доказал им, что Он является источником пищи и жизни. Он доказывал это ежедневно. Урок смирения показал им, «что не одним хлебом живёт человек, но всяким словом, исходящим из уст Господа, живёт человек. Одежда твоя не ветшала на тебе, и нога твоя не пухла, вот уже сорок лет» (ст. 3-4).

Бог вселил в них эту мысль и ранее, сказав: «Когда же введёт тебя Господь, Бог твой, в ту землю, которую Он клялся отцам твоим, Аврааму, Исааку и Иакову, дать тебе с большими и хорошими городами, которых ты не строил, и с домами, наполненными всяким добром, которым ты не наполнял, и с колодезями, высеченными из камня, которых ты не высекал, с виноградниками и маслинами, которых ты не садил, и будешь есть и насыщаться: тогда берегись, чтобы не забыл ты Господа, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства» (Втор. 6:10-12).

Бог знает, что стремление к независимости порождает гордыню. Он также знает, что зависимость от Бога — понимание того, что я — и всё, что у меня есть — от Бога — рождает в душе человека чувство благодарности и поклонения Богу.

Успех иногда ударяет нам в голову, ослепляет нас. Если мы забываем, что своими успехами мы обязаны только Богу, мы впадаем в грех гордыни. Мы слишком много думаем о самих себе, забываем благодарить Бога и присваиваем себе принадлежащую Ему славу. Бог был недоволен тем, что израильтяне не оценили благодатной обетованной земли.

Иногда Бог посылает нам страдания вместо успеха. Смирение требует от нас подчинения божественному провидению и в горестях, и в радостях. Гордыня — открытая попытка угрожать Богу. Человек в своей гордыне отказывается идти к славе и духовному росту через страдания и боль. Он хочет получить от жизни своё. Совет, данный Иову его женой: «похули Бога, и умри!», был порождён духовной гордыней (Иова 2:9). Ответ Иова: «Вот, Он убивает меня; но я буду надеяться; я желал бы только отстоять пути мои пред лицем Его!» (13:15) выражает смелость и силу смирения.

Об этом же смирении писал апостол Павел: «Трижды молил я Господа о том, чтобы удалил его от меня, но Господь сказал мне: «довольно для тебя благодати Моей, ибо сила Моя совершается в немощи». И потому я гораздо охотнее буду хвалиться своими немощами, чтобы обитала во мне сила Христова. Посему я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притеснениях за Христа: ибо, когда я немощен, тогда силен» (2 Кор. 12:8-10).

Бог хочет, чтобы мы духовно склонялись перед Ним в смирении, подчиняясь без ропота всему, что Он нам посылает — будь то лёгкая, счастливая жизнь или мучительная и тяжёлая. Как это было в истории о народе Израиля и посланной ему манне. Бог часто требует от нас смирения, посылая нам тяжкие испытания, чтобы во дни радости мы преисполнились благодарности Ему.

Истинно верующий человек испытывает духовную радость смирения, осознавая, что всё, чем он владеет, все блага жизни дарованы ему Богом. Это сознание внутренне освобождает нас и порождает желание достичь всех доступных нам высот в жизни во славу имени Бога и в похвалу Ему. Мы обретаем чувство собственной значительности, сознавая, что Бог живёт в нас. Это чувство проявляется в силе характера и в твёрдости убеждений.

Но обрести такое духовное равновесие нелегко. Т. С. Эллиот как-то сказал: «нет добродетели более трудно достижимой, чем смирение; труднее всего заглушить желание быть о себе высокого мнения».

Когда наша церковь обратилась в банк за кредитом на строительство нового здания, мы предъявили президенту банка тщательно составленные финансовые отчёты. Он просмотрел их и с восхищением заметил: «У кого-то в вашей церкви хорошая голова». Один из наших прихожан ответил: «Господь даровал нам всё необходимое». Банкир ответил: «Да, но не без вашего участия». В том-то и дело, что Он мог сделать это без нашего участия!

Понимание роли Божественного Провидения в человеческой жизни находит своё выражение в наших речах. Оно уничтожает хвастовство, преувеличение, лесть и жалобы. Вместо них в наших речах звучат слова благодарности Богу, признания Его заслуг, подчинение Его воле. Мы будем:

* признавать заслугу Бога в том хорошем, что мы видим в других людях

* призывать других вознести Бога на подобающее Ему место

* проникаться духом благодарения Богу за всё, что Он нам посылает.

Смиренный дух радостно подчиняется Богу, вознося Его на подобающее Ему место. Смирение помогает нам устанавливать правильные отношения с людьми и преисполняться благодарности Богу за всё, что Он делает для нас. Дух смирения полностью изменяет нашу речь. Он побуждает нас постоянно говорить о том, кто воистину является Первым в мире.