Богач и Лазарь

Притча Иисуса о богаче и Лазаре (Евангелие от Луки 16:19-31) — это еще один отрывок Священного Писания, который иногда используется как доказательство того, что сразу после смерти человек отправляется в рай или ад. В стихах 22-м и 23-м говорится: «Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово (в рай). Умер и богач, и похоронили его. И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его» (Евангелие от Луки 16:22,23).

Первое, что нужно заметить: мы имеем дело с притчей, то есть аллегорией, иносказанием. Такая форма повествования используется для того, чтобы проиллюстрировать определенную мысль. Подчас Иисусу было трудно достучаться до сердец тех, которые полагали, что хорошо разбираются в Божьем законе, и заранее были уверены в своей правоте. Поэтому Иисус нередко прибегал к помощи притч, стремясь таким образом воздействовать на воображение Своих слушателей. Итак, притча о богаче и Лазаре является иносказанием, а потому не может восприниматься как реальная история.

Давайте разберем эту притчу. Кого представляет богач? Скорее всего, иудеев, считавших себя праведными. Почему мы делаем такой вывод? Только иудей мог взывать к Аврааму как к своему отцу: «и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Евангелие от Луки, 16:24). Кого символизирует нищий, оказавшийся в раю? Возможно, язычников, которых иудеи презирали, так как считали, что язычники недостойны познания истины. Интересно, что Иисус дал нищему из притчи имя Лазарь, ведь так звали близкого друга Иисуса, который умер и затем был Им воскрешен (Евангелие от Иоанна 11).

Давайте рассмотрим некоторые детали этой притчи. Нищий по имени Лазарь умер и был вознесен ангелами на лоно Авраамово, туда, где пребывали праведники. Однако мы уже могли убедиться: Библия ясно говорит, что ангелы соберут всех праведных вместе при Втором пришествии Иисуса, а не после смерти этих людей. Например, в Евангелии от Матфея сказано так:

«Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе; и тогда восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого, грядущего на облаках небесных с силою и славою великою; и пошлет Ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их» (Евангелие от Матфея 24:30,31).

Здесь ничего не говорится о том, что ангелы постепенно собирают в определенное место всех праведников — каждого после того, как он умирает. Вместо этого читаем, что все они будут собраны при Втором пришествии Иисуса Христа. Таким образом, праведный Лазарь, сразу после смерти оказавшийся в раю, — это условность, необходимая Иисусу для того, чтобы в аллегорической форме показать, что же есть праведность и что — грех.

Далее, если воспринимать эту притчу буквально, мы приходим к выводу, что между раем и адом существует огромная пропасть, но при этом люди, находящиеся по разные стороны пропасти, могут общаться друг с другом: «и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят» (Евангелие от Луки 16:26). Говорится, что богач, находясь в аду, увидел нищего Лазаря, который был в раю. Неужели те, кто будут в аду, смогут видеть находящихся в раю и говорить с ними, и наоборот? Если бы дело действительно обстояло так, не думаю, что хотя бы кто-то из обитателей рая чувствовал себя счастливым. Сможете ли Вы, находясь на небесах, испытывать райское блаженство, если на протяжении бесконечных миллионов лет будете слушать возгласы и стенания дорогих Вам людей, которые оказались потерянными для рая? Не думаю, что мудрый и милосердный Бог мо-жет иметь такие намерения относительно будущего существования человека.

Есть много людей, рассматривающих эту притчу как подтверждение того, что после смерти человек сразу же направляется или в рай, или в ад. Исповедуя теорию бессмертия души, они считают, что в раю или в аду находится не тело, а душа человека. Однако в притче сказано, что в адском огне горело тело богача, а не его бестелесная душа. У богача было физическое тело: он просил Лазаря, чтобы тот омочил в воде конец перста своего и прохладил его язык: «И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем» (Евангелие от Луки 16:23-24). Уже сама эта просьба образна, не так ли? Даже если бы тот, кто мучится в пламени адского огня, получил каплю воды с перста праведника, вряд ли это охладило бы его язык или все тело. С другой стороны, если понимать буквально то, что записано в притче, разве праведник, отправленный из рая в ад, чтобы облегчить муки грешника, не будет попален адским огнем? Весь сценарий этой притчи иносказателен, она не предназначена для того, чтобы дать фактическое описание событий, происходящих по ту сторону реальности.

Что же пытался передать Иисус Своим слушателям посредством этой притчи? Он старался помочь им увидеть, что истина не знает религиозных, культурных или социальных границ. Он хотел, чтобы слушавшие Его поняли: если сердце человека ожесточено, если он в своей самоправедности и самодостаточности не желает знать истину и отказывается ей повиноваться, то он никогда не изменит своего мнения, пусть даже и умерший воскреснет и придет к нему, чтобы рассказать правду о том, как надо жить.