10. Методы провозглашения на практике

В данной главе мы дадим более полное определение тем возвышенным традиционным евангельским методам, которые основаны на провозглашении, поскольку лишь провозглашение имеет прямое обоснование в Новом Завете. Это такие методы, при которых евангельская весть передается с помощью слов и рассчитана на восприятие разумом слушающих, без использования для общения элементов драмы и современной музыки. Большая часть традиционных методов является прямым провозглашением: это проповедь, уроки воскресной школы, личное свидетельство и печатное слово. Другие средства являются вспомогательными: это привлечение и приглашение людей на собрания. Для определения степени важности того или другого метода как средства евангелизации необходимо всегда задавать вопрос: является ли этот метод прямым провозглашением, или вспомогательным к нему? Большинство новых методов, предлагаемых авторами книг по росту церквей, представляют собой ошибочное стремление передать людям минимум евангельской вести с помощью средств, не относящихся к провозглашению. Эти средства могут подкупать верующих своей искренностью и энергичностью, однако на самом деле они не библейские, но мирские, рассчитанные на манипулирование слушателями.

Почему же ценность традиционных методов столь часто подвергается сомнению? Неужели правда, что эти методы уже недейственны? Действительно ли они настолько старомодны и безнадежны? Почему так много церквей стали их стыдиться? Приложили ли мы уже все необходимые усилия, чтобы проверить эти методы на деле? Должны ли мы поддаваться натиску радикальных перемен в наших методах евангелизации, если даже небольшие дополнительные усилия делают старые методы намного эффективней? Прежде чем оставлять традиционный подход, надо проверить себя и задать вопрос: может быть, у нас не было достаточно молитв и стараний, или, может быть, мы погрузились в беспечное нерадение о погибающих душах? Однажды я слышал, как одного пастора спросили: «Практикуете ли вы в вашей церкви посещение на дому для свидетельства?» Тот ответил: «Да, мы пробовали, но от этого не было никакого результата». Спрашивающий не унимался и после короткой беседы выяснил, что они практиковали посещение лет двенадцать назад, в нем участвовало лишь добровольцев, и оно продолжалось лишь в течение нескольких недель. Конечно же, в данном случае им было просто нечестно оставлять старые методы, если они приложили столь слабые усилия.

Старые методы регулярной проповеди Евангелия как на богослужении, так и на специальных собраниях, постоянные посещения по домам, неослабевающее личное свидетельство, широко развернутая работа воскресной школы и молодежных классов (если упоминать лишь главные составляющие всей работы) — все это Бог могущественно употреблял на протяжении многих поколений, однако ревностные усилия с нашей стороны играют во всем этом жизненно важную роль. Не надо также забывать, что все эти методы похожи на звенья в одной цепи: если одно или два звена упущены, рвется вся цепь. Какая польза, например, от проповеди Евангелия на богослужении, если она не поддерживается личным свидетельством и посещениями? Если в общем деле отсутствуют жизненно важные звенья, то даже метод провозглашения будет большей частью бесполезен.

Рассмотрим четыре главных подхода, которые должны сопровождать все евангелизационные мероприятия, потому что без них ни одно усилие не даст устойчивых результатов.

1. Воодушевление обещанием плодоносности

Духовный оптимизм, другими словами, вера в Божьи обещания о плодоносности, является нашей духовной обязанностью. Если верующие трудятся усердно и с молитвой, Господь непременно употребит их как Свои инструменты в то время и в том масштабе, которые Он определил. К сожалению, некоторые кальвинистские проповедники, как нам кажется, в данное время отходят от такого понимания, и это приносит огромный вред делу, поскольку ревностное и терпеливое служение требует силы, а источник этой силы находится в Божьих обетованиях.

Масштаб благословения в любом случае определяется Богом и зависит от Его суверенной воли, поэтому, независимо от того, много или мало будет спасенных, в любом случае этот плод будет славным торжеством благодати в сердцах погибших, непокорных грешников, и каждое обращение будет чудом и победой. Важно запомнить ту истину, что дети Божии, свидетельствующие о Христе, должны трудиться с радостным ожиданием, в вере. А потому мы полагаемся на Божьи обетования плодоносности и отвергаем те пессимистические теории, которые утверждают, что надо быть верными, а не плодоносными, поскольку эти две позиции взаимно исключают друг друга.

2. Ревностная деятельность с участием всех членов церкви

Все трудоспособные верующие должны быть активно вовлечены в дело Господне. Очень многие церкви мало делают для того, чтобы завести контакты с неверующими и привести на собрание взрослых или детей, а если что-то в этих церквях и делается, то это делают несколько человек, но не большинство членов церкви. Нам надо срочно вернуться к убеждениям наших предшественников по вере, которые считали, что вся церковь должна быть вовлечена в работу. Вместо того, чтобы учить молодежь играть в игры и заниматься «фаном» (развлечениями), что является главной целью деятельности многих молодежных групп, нам надо прививать им любовь к групповому христианскому служению и свидетельству. Мы должны постараться найти место каждому члену церкви в великой работе по спасению душ. Пятьдесят и более лет назад людям приходилось работать ради заработка намного больше, чем сейчас, и домашняя работа была во много раз тяжелее. Они завозили в дома уголь, кипятили белье и стирали вручную, ходили в магазин почти каждый день. Лишь немногие богачи имели автомобили и другие удобства, ставшие обычными в наши дни. Но в то же время любая средних размеров евангельская церковь была в состоянии обеспечить работу воскресной школы в густонаселенном районе, проводить регулярные свидетельства на открытом воздухе и совершать много других евангелизационных мероприятий, основанных на методе провозглашения. Сегодня же, когда мы привыкли к намного более короткой рабочей неделе, центральному отоплению и всевозможным облегчающим труд приспособлениям, евангельская церковь средних размеров не может поручить большинству своих членов никакого труда. Удивительно, но некоторые пасторы и пресвитеры как будто даже довольны таким положением. Безусловно, мы должны снова организовать обучение элементарным основам христианского служения. Пасторы и пресвитеры должны молиться Богу о мудрости, чтобы убедить, организовать и научить свои церкви быть действующим организмом, в котором труд каждой отдельной группы содействует общему росту. Слова из Послания к ефесянам 4:14-16 должны относиться к каждой церкви:

«Дабы мы не были более младенцами, колеблющимися и увлекающимися всяким ветром учения, по лукавству человеков, по хитрому искусству обольщения, но истинною любовью все возращали в Того, Который есть глава Христос, из Которого все тело, составляемое и совокупляемое посредством всяких взаимно скрепляющих связей, при действии в свою меру каждого члена, получает приращение для созидания самого себя в любви».

Данный автор издал брошюру, в которой дается обзор «работающих» (т.е. описывающих работу) глаголов, употребленных в Новом Завете, где показано, что участие в христианском служении настоятельно рекомендуется во многих текстах, и ни одна церковь, воспринявшая эти слова серьезно, не останется без благословения. (Питер Мастерс, «Разумное служение ваше в деле Господнем«. — Лондон, 1997). Те, кто посещал в девятнадцатом столетии великую церковь Сперджена Метрополитен Табернакл, часто говорили, что это была «работающая церковь», в которой огромное число членов дружно трудились на разных участках служения. Такого рода церковь должна быть для нас идеалом и в наши дни.

3. Просительные молитвы

Для того, чтобы получить благословение, мы должны подвизаться в усердной и регулярной молитве за каждый участок внешнего труда в церкви. Молитвенное собрание церкви должно быть поистине просительным собранием, сосредоточенным на конкретных нуждах и, по известному выражению Сперджена, «доведенным до белого каления». Дай нам Бог снова увидеть молитвенное собрание как неотъемлемую основу всего нашего евангелизационного служения! В прошлом большинство библейских церквей в Англии и Америке проводили специальные молитвенные собрания, обычно по вечерам в понедельник, независимо от собраний по изучению Библии, и на этих многолюдных собраниях возносились горячие молитвы о спасении душ. И поистине трагично, что в наши дни церкви, желающие оживить свою деятельность, прибегают к созданию современных музыкальных ансамблей вместо того, чтобы восстановить посвященные этому молитвенные собрания.

4. Святая жизнь

Наконец, в нашем списке мы упоминаем святую жизнь, ведь иначе как может святой Бог употребить церковь, которая безразлична к святости? Мы не согласны с некоторыми проповедниками, которые учат, что можно проповедовать Евангелие святой жизнью, взамен служения проповеди и других способов евангелизации. Но когда святая жизнь совмещается с активной евангелизацией, тогда она является существенной составляющей частью служения. Освященная, исполненная благодати жизнь убеждает всех окружающих своей искренностью и угождает Господу. Если же христиане предаются мирскому богатству и удовольствиям или если их поведение не соответствует их словесному свидетельству о Христе, тогда они не смогут никого убедить в том, что у них есть живой Господь. Не смогут свидетельствовать о Христе также люди с дурным характером, эгоистичные или грубые; те же, кто проявляет противоположные этим порокам добродетели, смогут поведать своей жизнью и словами столько, что хватит на целые тома, и Бог будет прославлен через их свидетельство и употребит их как Свой инструмент.

Надеясь, что эти четыре подхода находят у нас достойную оценку и поддержку, мы все же считаем, что методы провозглашения, о которых далее пойдет речь, могут быть использованы в наши дни весьма эффективно и намного лучше, чем современное трюкачество, обеспечивая, при благословении Божьем, приток в церковь истинно обращенных людей.

Первый метод провозглашения — призывная проповедь

Прежде всего, мы должны быть убеждены в необходимости целенаправленных призывных проповедей, о чем мы уже говорили ранее в этой книге. Случайное провозглашение евангельских доктрин, проскальзывающее во время назидательного служения для верующих, не поможет делу. Мы должны быть убеждены, что призывное служение надо проводить достаточно часто (по моему мнению, каждую неделю). Да и как можно думать иначе, если прекращение этого служения уже принесло столь разрушительные последствия? Надеемся, что читатели не возразят, если мы поговорим на эту тему более подробно, поскольку это главный и решающий вопрос. Ведь, кроме цели спасения душ, проповедь Евангелия является также и высшей точкой христианского богослужения.

Если Евангелие проповедуется регулярно на посвященных для этого собраниях, тогда дети Божии смогут приглашать неспасенных в церковь с уверенностью, что когда они придут, то услышат евангельский призыв в насущных, понятных и убедительных выражениях. Верующие не должны опасаться, что проповедь превратится в защиту диссертации на какую-то богословскую тему. Плюс к этому, если вся церковь знает, что на данном служении всегда проповедуется только Евангелие, она сможет подготовить почву своими усердными молитвами. Постоянная проповедь Евангелия является сердцевиной всего свидетельства церкви о Христе, от которой зависит ее истинный дух и соответствие своему предназначению. Такая проповедь показывает, что каждый член церкви глубоко заинтересован в словесном провозглашении славного Евангелия; она поднимает, вдохновляет, наделяет силой, приводит в движение и благословляет людей, зажигая в них глубочайшую любовь к Богу и к погибшим грешникам. Постоянная проповедь Евангелия является живительной силой для проявления сострадания и самоотверженной преданности делу; без нее нельзя достичь сердец грешников, и народ Божий приходит к серьезному духовному обнищанию.

Второй метод провозглашения — личное свидетельство

Далее, мы утверждаем, что личное свидетельство, наряду с регулярной проповедью на собраниях, является еще одной жизненно важной обязанностью провозглашать Евангелие. Дети Божии нуждаются в доброжелательном увещании и поощрении к этому служению, нередко трудному. Пасторы должны постоянно спрашивать самих себя, достаточно ли они учат и воодушевляют своих людей для выполнения Господнего посланничества. Имея в виду силу подаваемого примера и неизмеримую важность личного свидетельства, в принципе, все ответственные братья церкви должны избираться на служение с учетом их усердия в личном свидетельстве. Насколько верным и ревностным был тот или иной брат в проповеди Евангелия в собственной семье и на работе? Горит ли его сердце любовью к Господу и к делу Евангелия? Переживает ли он о спасении душ? Имеет ли он достаточный опыт и усердие в практике личного свидетельства? Сможет ли он быть примером и вдохновением для церкви в этом великом деле?

Всякая церковь, члены которой искренне озабочены выполнением долга личного свидетельства, является церковью растущей. Личное свидетельство приносит неизмеримо больше результатов, чем все новые схемы и трюки, пропагандируемые в наши дни. Зададим же себе вопрос: практикуется ли личное свидетельство в нашей церкви?

Третий метод провозглашения — воскресная школа

Третьим методом евангелизации, который мы упоминаем в одном ряду с проповедью и личным свидетельством, является служение воскресной школы, в том числе Библейские классы для молодежи. Там, где воскресная школа приводится в действие с молитвой теми людьми, которые всем сердцем озабочены судьбой подрастающего поколения, церкви всегда получают благословение и силу от Господа. В наши дни широко распространилось мнение, что воскресная школа неэффективна для евангелизации среди детей неверующих, но это мнение абсолютно не соответствует фактам. В большинстве случаев, успех служения воскресной школы прямо пропорционален тем усилиям, которые прилагает к нему церковь.

Библия дает нам твердые и непоколебимые обетования успеха в проповеди Евангелия для детей неверующих, и служители церкви должны твердо взять их на вооружение, в то время как большинство воскресных школ, где они существуют, всего лишь обеспечивают удобными для восприятия поучениями детей членов церкви. Те церкви, где служение воскресной школы твердо ориентировано на евангелизацию, получают обильные благословения от Бога, Который имеет великую заботу о спасении юных душ. В таких церквях многие члены принимают доброхотное участие в этом серьезном и жизненно необходимом служении, которое приносит неизмеримую духовную полноту, мир и радость для церкви. Без сомнения, Господь благословляет также и евангелизацию среди взрослых за счет тех усилий, которые были потрачены на евангелизацию среди детей, независимо от того, какое количество детей и молодежи обратилось ко Христу. Очень многие бывшие ученики воскресной школы находят Господа в зрелые годы.

Я хочу рекомендовать моим читателям книгу, написанную совместно с Малколмом Уотсом, под названием «Необходимость в воскресной школе», где дается Библейское обоснование евангелизации среди детей, а также вдохновляющие примеры из истории и служения современных воскресных школ.

Четвертый метод провозглашения — посещение по домам

Четвертый метод привлечения погибших — это посещение по домам. Здесь мы должны сделать оговорку, что в любой церкви это служение труднее всего организовать и легче всего забросить. Посещение по домам требует применения очень широкого спектра дарований, которыми наделены члены церкви. Так, например, некоторые члены имеют способность и желание вести с соседями беседу, они могут заинтересовать собеседника выслушать свидетельство о Христе, а другие могут просто разносить по домам христианскую литературу. Служение посещения играет существенную роль, потому что оно основано на Библии. В первохристианской церкви тоже практиковалось посещение по домам, и в результате они «наполнили Иерусалим» познанием Евангелия (Деян.2:46; 5:28; 5:42; 20;20). Поэтому систематическое посещение людей по домам для нас — не вопрос выбора, а библейская обязанность, и пренебречь ей — значит лишиться преимущества быть инструментом в Божьих руках. Надо подчеркнуть, что посещения должны быть организованы и вдохновлены таким человеком, который будет служить для своих сотрудников символом силы и энтузиазма, потому что этот труд тяжел и дорогостоящ. Найдется ли в церкви человек с широким сердцем, энтузиазмом и, что важнее всего, силой воли, чтобы руководить группой?

Надо также напомнить, что посещать людей придется не только по домам и квартирам, но и в специальных местах, таких, как дома престарелых, общежития для студентов и больницы. Возможно, придется посещать также армейские казармы и милицейские подразделения. В большинстве церквей у Господа есть люди, заинтересованные в посещении таких мест, где со временем они становятся хорошо известны и завоевывают доверие. А люди, которым доверяют, могут иметь доступ туда, куда не пропустят официального или незнакомого посетителя.

Если студент или кто-либо, проживающий в общежитии, пропустит прием пищи из-за посещения церкви, надо проявить гостеприимство и, может быть, предоставить транспорт. Известны случаи, когда даже в маленьких церквях несколько рядов наполнялись студентами, которым предлагался обед и транспорт, и Господь спасал их души.

Пятый метод провозглашения — предоставление транспорта

Пятый метод евангелизации связан с транспортировкой людей, о чем мы только что говорили в отношении студентов. Хотя это и не традиционный метод, но он является необходимостью в наше время, к тому же он содействует традиционному провозглашению Евангелия. Большая разбросанность городских территорий, опасности на большинстве дорог, насилие во многих городских центрах, а также лень и безразличие, характерные для наших дней, — все это делает транспортировку людей очень важным служением. В первую очередь, это относится к работе среди детей. Количество детей, посещающих воскресную школу, сегодня, как правило, определяется тем, сколько транспорта предоставляется для этого служения. Если члены церкви используют свои личные машины, если церковь приобретает для этой цели микроавтобусы, посещаемость воскресной школы увеличивается весьма значительно. Люди пожилые, а также проживающие в общежитиях нуждаются в таком служении постоянно. Прилагаем ли мы к этому старание? Приобретает ли церковь соответствующие транспортные средства? Имеется ли график служения для членов церкви, имеющих свои автомашины?

Шестой метод провозглашения — особая поддержка

Шестой метод, который нам необходимо усвоить, можно назвать оказанием особой поддержки. Практически в каждой церкви найдутся люди с особыми дарованиями или возможностями для свидетельства, которые заслуживают поддержки, чтобы они могли расширить свое служение. Может быть, у нас есть члены, которые с особым успехом трудятся как «ловцы человеков». Возможно, это школьники или студенты, которые приводят в церковь много людей. Бывает, что такой одаренный и успешный «ловец человеков» находится в церкви лишь определенное время, как, например, студент, однако он имеет от Господа особые возможности и усердие, и поэтому церковь должна это признать и оказывать ему всякое содействие. Может быть, у такого человека нет машины, и он сможет привести еще больше людей, если ему поможет тот, у кого есть машина. Может быть, он не имеет возможности оказать гостеприимство, и ему смогут помочь те, у кого есть свое жилье. Надо сделать все возможное, чтобы поддержать такого особенного «ловца человеков». В церкви должен быть служитель, имеющий заботу и ответственность о тех, кто имеет особые дарования и возможности приводить людей ко Христу. Такой служитель мог бы проявить участие и организовать для них необходимую поддержку.

Седьмой метод провозглашения — приветствие и оказание внимания

Седьмым видом церковной евангелизации является труд приветствия и беседы в начале и в конце собрания — тот труд, в котором многие хорошие церкви участвуют очень слабо. Маленькая церковь может с успехом использовать эту возможность, потому что пастор лично может быстро выйти к двери в конце собрания и перехватывать каждого постороннего посетителя. Если же церковь становится больше размером или если в помещении церкви имеется несколько выходов, то такая церковь скоро становится неспособной встречать и провожать новых посетителей. Для того, чтобы должным образом совершать этот труд, при котором завязываются и поддерживаются контакты, необходима достаточно хорошо организованная система. Необходимо специально назначать членов церкви для того, чтобы они встречали посетителей, завязывали с ними разговор и узнавали их адреса. Для нас должен быть дорог каждый посетитель, и ни один из них не должен уйти домой без старания со стороны церкви завязать с ним дружбу и оказать духовную помощь.

Восьмой метод провозглашения — призывная литература

Еще одним испытанным методом евангелизации является служение печатным словом. Стараемся ли мы, чтобы в церкви всегда имелось достаточное количество трактатов, брошюр, книг и кассет для бесплатной раздачи? Ответственным за это служение должен быть пастор или один из служителей церкви, а членов церкви надо поощрять, чтобы они использовали печатное слово в личном свидетельстве. Призывная литература особенно хороша для раздачи родственникам или коллегам, чтобы «взломать лед» при личном свидетельстве. Бесплатную призывную литературу надо раздавать для успешного свидетельства также студентам и другим людям с низким доходом. Церковь должна иметь в наличии также литературу по разным проблемным вопросам, как для свободной раздачи, так и библиотечную. Для каждого посетителя должна найтись хорошая литература в достаточном ассортименте. Печатное слово является мощным инструментом для провозглашения Евангелия, занимая признанное место в деле Господнем еще со времен Реформации. Однако вся литература для раздачи должна находиться под контролем служителя, имеющего ведение, иначе (учитывая духовный упадок наших дней), в ее ассортименте может появиться много мусора.

Другие методы провозглашения

Надо сказать, что в дополнение к вышеупомянутым, имеется много других методов провозглашения, которые можно использовать для приобретения душ. К ним относятся, например, различные специальные мероприятия. Так, неизменным успехом пользуются собрания для студентов. Подростковые Библейские классы могут устраивать «воссоединение» со своими одноклассниками, переставшими посещать воскресную школу. На такое воссоединение приходит очень много молодых людей, если они не оставлены без внимания на долгое время. Известны случаи, когда молодые люди возвращались в церковь в позднем подростковом возрасте или в молодости, возобновляли посещение собраний и получали спасение.

Необходимо отметить также и такой способ евангелизации, как непосредственный контакт. Это тот случай, когда верующие выходят в городские парки и скверы, где всегда много одиноких или безработных людей, с тем, чтобы заговорить с ними о Евангелии. Для свидетельства в парках обычно надо выходить по двое, и завязывать разговор с людьми одинакового с ними пола, чтобы избежать настороженности и опасения со стороны собеседников.

Многие церкви с успехом проводят еженедельные утренние собрания за чашкой кофе, особенно для женщин. Их главная цель — завязывание личных бесед для свидетельства о Христе. Некоторые церкви организовывают время от времени неформальные евангелизационные собрания на дому.

Главной целью этой главы было помочь читателям лучше оценить добрые испытанные методы евангелизации, столь успешно применявшиеся в прошлые времена. Слабость и бездейственность заключается не в этих методах, а в том, как мы их применяем. В противоположность сказанному, многие современные методы по своей сути основаны не на провозглашении Евангелия, а на прагматических и рационалистических предпосылках. Они рассчитаны на манипулирование людьми, и по этой причине производят либо краткосрочные результаты, либо таких «новообращенных» у которых на первом месте стоят не духовные, а мирские мотивы и цели.