13. Подготовка призывной проповеди

Собрать и выставить по порядку советы по подготовке призывных проповедей — задача на удивление трудная, потому что для достижения сердец неверующих могут быть использованы самые различные формы и пути. Мы предлагаем здесь не столько конкретные рецепты, сколько действия, необходимые для подготовки таких проповедей.

Сразу же сделаем оговорку, что предлагаемый нами план с первого взгляда идет вразрез со многими современными советами по экспозиции и экзегетике. Главное правило — чуть ли не боевой клич некоторых современных экзегетов — гласит: Никаких предпосылок! Проповедник, — говорят они, — не должен браться за текст с мыслью, что в нем содержится какая-либо заранее определенная цель или идея, потому что в таком случае он добавит к тексту свои собственные мысли и этим погрешит против текста (что называется эйзегетика, в противоположность экзегетике). Конечно, мы должны всегда знать смысл текста и находить в нем основание для своей проповеди. Но если мы не будем искать в текстах поддержку для призывных проповедей, то мы ее и не найдем. Ввиду этого, мы предлагаем вспомогательную карту для распознавания в текстах скрытых возможностей для призывных проповедей, которую мы назвали Основные евангельские истины (см. иллюстрацию на странице 175). Эта карта основана на трех новозаветных текстах (Рим. 15.4; 1 Кор. 10.11; 2 Тим 3.16-17), дающих твердое основание для поиска в Писании текстов для проповеди Евангелия. Наш ум должен быть правильно настроен для того, чтобы распознавать в Библии истины и аргументы, необходимые для работы по спасению душ.

Но не рискуем ли мы уклониться от чистоты евангельского учения, поощряя проповедников, чтобы они «находили» евангельские темы в библейских текстах? Да, рискуем, но лучшего противоядия к слишком фантастическим толкованиям, чем здравый библейский смысл, у нас пока что нет. Пытаясь найти более «научные» гарантии, вроде полного запрета на собственные мысли, мы невольно создаем смирительную рубашку, которая сковывает способность проповедника к исследованию и скрывает от его глаз множество евангелизационных размышлений, которыми наполнена Библия.

Шаги по подготовке призывных проповедей

Итак, рассмотрим шаги, или ступени, которые должны, по идее, иметь место в плане подготовки проповедника, хотя не обязательно в точно таком же порядке. Само собой разумеется, что процессу будет предшествовать усиленная молитва.

1. Найдите текст Писания

Некоторые рекомендации изложены в главе 15: «Поиск текстов». Надо позаботиться о том, чтобы выбранная тема не повторяла другие недавние проповеди, но дополняла их. Используйте при необходимости вспомогательную карту Основных евангельских истин. Очевидно, вы выберете текст по той причине, что видите в нем определенные возможности для евангельских рассуждений.

2. Изучите текст и прочитайте внимательно контекст

Убедитесь, что текст для вас вполне ясен, трудности в его понимании разрешены, и если вместе с новозаветным текстом используется ветхозаветный, то последний тщательно исследован. На этой стадии подготовки обычно необходимы комментарии разных авторов, но не в качестве руководства для выбора темы, а как техническое пособие. В любом случае, как уже говорилось ранее, вы вряд ли когда-нибудь встретите в комментариях помощь по составлению проповедей.

3. Определите тему и главные мысли

Сформулируйте вашу главную цель, тему, намерение или предмет, и попробуйте дать заголовок, если сможете. Готовы ли вы ответить на вопрос: «Почему вы выбрали этот текст?»

Запишите главные мысли или схему ваших рассуждений (позже у вас будет достаточно возможностей изменить или расширить ваш конспект). Вспомогательная карта может пригодиться вам и на этот раз, для распознания в тексте и применения предполагаемых евангельских рассуждений.

Этот предварительный конспект поможет вам лучше осмыслить цель проповеди. Ваше сердце загорится желанием убедить, завоевать и пробудить слушателей, и ваши главные мысли будут оттачиваться под влиянием этого желания. Другими словами, ваша проповедь еще на ранней стадии получит «миссионерский заряд», и ваш ум обретет большую ясность и живость для дальнейшей подготовки. По мере продвижения вперед, вы сможете найти другую интересную тему или подход, но все же постарайтесь приготовить предварительный набросок проповеди. Доктор Джей Адамс написал книгу под названием «Проповедовать с целью» — и эту цель мы должны определить как можно раньше.

4. Определите тип слушателей

Определение типа слушателей — не совсем то же, что определение главной цели, хотя эти понятия и пересекаются. Задайте себе вопрос в свете выбранной темы: на каких конкретно людей рассчитана ваша проповедь? Какой, собственно, «тип» слушателей вы будете убеждать, затрагивать и пробуждать? Предназначена ли ваша тема, прежде всего, для равнодушных людей, атеистов или для молодежи, обольщенной мирским обманом, или для кого-то другого? Ваша проповедь должна быть полезной для всех, но какая специфическая категория слушателей у вас на прицеле, и что вы хотите оставить в их памяти? Вы можете сказать, что такие вопросы задавать нерезонно, потому что проповедь еще не подготовлена, однако вы можете определить общий взгляд, и он поможет вам сделать проповедь по-настоящему злободневной.

5. Изучайте значение ключевых слов

Что означают ключевые слова в вашем тексте? Полное знание их значений может оказаться весьма важным, оно поможет вам сформулировать некоторые главные мысли необычно и интересно.

6. Замечайте удивительное

Неожиданности могут сослужить проповедникам неоценимую службу, поскольку они привлекают (или восстанавливают) внимание почти также как иллюстрации и примеры.

7. Слова и выражения, нуждающиеся в определении

Определения также приносят пользу в проповеди, но только не длинные и не технические. Если в тексте имеется такое слово или понятие, которого посторонний человек не сможет понять, дайте ему определение, и за это вам будут благодарны даже верующие, особенно молодые. Некоторые слушатели знают что-то лишь наполовину, и будут чувствовать себя в какой-то степени униженными, если вы будете объяснять им значение этого в личной беседе. Но посмотрите, как поднимаются их головы, когда вы делаете это в проповеди. Совсем недавно мне пришлось дать простое определение разницы между грехом и виной. Я заметил, что это произвело серьезное впечатление на некоторых посторонних слушателей, а также явно заинтересовало многих верующих. Дело в том, что краткие определения не только приносят пользу, но и заставляют задуматься.

8. Современные эквиваленты древних понятий и обычаев

Если в выбранном вами тексте говорится о соблюдении еврейских обрядов, то надо хорошо поломать голову, чтобы найти для них современные общепринятые эквиваленты. Есть много вещей, которым люди придают священное значение. Надо проявить осторожность, чтобы эквиваленты не выглядели странно, но чтобы они были бесспорными и достоверными. Нельзя загонять евангельскую проповедь в рамки древнееврейских обычаев и понятий. Нужно как можно быстрее перевести ее на основу современных понятий, эквивалентных древним.

9. Подразумеваемые иллюстрации

Новый Завет, так же, как и Ветхий, особенно богат скрытыми иллюстрациями. Так, в Послании к римлянам Павел употребляет множество иллюстраций, но они не всегда очевидны. Так бывает, например, в случаях, когда слова частично цитируются из ветхозаветного события или иллюстрации. Может быть, иллюстрация состоит всего лишь из двух слов, существительного с прилагательным, но полная картина остается неясной, и ее должен раскрыть проповедник. Постарайтесь найти и раскрыть такие подразумеваемые иллюстрации, если это будет полезно.

10. Вступительная часть и разделы проповеди

Теперь пришла пора подумать о вступительной части и о развитии темы; это поможет вам осмыслить общую структуру проповеди и будет содействовать достижению главной цели. Позже вы сможете изменить ваши мысли. Далее, обдумайте более глубоко ваши главные мысли. Обдумайте не просто как преподаватель, но как проповедник. Вообразите, что перед вами самая трудная и невнимательная аудитория (даже если на самом деле это не так) и подумайте, какие подзаголовки будут наиболее красочными и захватывающими для этой аудитории. Сделайте грубый набросок материала при каждом заголовке. Обратите внимание на то, чтобы: а) между заголовками существовала логическая взаимосвязь; б) чтобы ваша главная мысль получила свое развитие; в) чтобы все служило достижению главной цели вашей проповеди. На этой стадии подготовки надо определить свои главные мысли более конкретно, иначе проповедь будет похожа на известный скринсэйвер (хранитель экрана), который состоит из множества перепутанных между собой трубок.

11. Поместите весть о спасении

Глядя на созданный вами порядок заголовков, подумайте, в каком месте надо поместить весть о спасении. Например, ваш текст может говорить о грехе, но не об избавлении от греха. Где и в какой форме должна быть помещена весть о спасении от греха? Или, может быть, вы выбрали текст, убедительно доказывающий бессмысленность жизни без Бога, но как соединить его с благодатным бальзамом Евангелия? Для того, чтобы избежать неполноценного, оторванного от контекста призыва в конце проповеди и создать логическую взаимосвязь мыслей о покаянии, необходимо говорить о возможностях спасения с самого начала проповеди.

12. Поместите ваши собственные иллюстрации

Мы уже говорили об иллюстрациях, подразумеваемых или скрытых в тексте, но теперь, когда создан более полный конспект, необходимо подумать и о ваших собственных иллюстрациях (примерах). Это должны быть такие иллюстрации, которые слушатели запомнят лучше всего. Некоторые из них могут быть просто отдельными поясняющими словами, в то время как другие (в пределах границ краткости) — примерами из реальной жизни или из литературы. Если вы начнете обдумывать свою проповедь заранее, то подготовка иллюстраций будет для вас приятным занятием.

13. Поместите ваши аргументы

Итак, у нас уже есть заготовка вступления, главные мысли, наличие доктрины спасения и даже иллюстрации. Теперь пришло время, так сказать, вывести нашу проповедь на свет и проверить ее на наличие убеждающих качеств. То есть, проще говоря, определить, собираюсь ли я изменить мнение слушателей, вызвать в них глубокое беспокойство, затронуть совесть, раскрыть славу Христа таким образом, чтобы представить вопрос спасения не просто как возможный выбор, но как неотложную необходимость?

Есть ли в моих главных мыслях убедительная сила? Какие увещания, обетования и ободрения я применил, чтобы моя речь была не лекцией, а проповедью? Что я буду говорить для убеждения и в какой момент?

14. Найдите в тексте главный объединяющий элемент

На этой ступени необходимо убедиться в том, что вы не пропустили ту характерную особенность текста, которая помогла бы естественным и в то же время необычным образом связать все мысли в одно целое, либо усилила бы заключительную часть проповеди. Очень часто особая убедительная сила заключительной части может быть получена из самого текста.

15. Тщательно отработайте заключительную часть

Заключительная часть проповеди часто остается недостаточно подготовленной, оставляя у слушателя впечатление, что проповедник на самом деле не думает о спасении, как о важном деле. К тому же недостаточно хорошо продуманное заключение может выглядеть слишком длинным и скучным, особенно для постоянных слушателей. Оно может даже стать почти привычным, повторяясь каждую неделю. Не пожалейте времени на то, чтобы сделать ваше заключение или увещание живым, насущным, исходящим из темы проповеди и по-новому, со всей искренностью передающим Евангелие. Спросите себя, будут ли ваши посетители слушать вас с интересом и пользой до самого конца проповеди?

16. Составьте предварительный конспект

Теперь наступило время для очистки, дальнейшей проработки, улучшения, исправления и утверждения в вашем собственном сознании всей логики и хода мыслей проповеди. Предварительный конспект не обязательно надо записывать по всем правилам грамматики, но если в него не вложить никакого труда, он не послужит тому, чтобы закрепить в памяти суть вопроса.

17. Найдите время для обдумывания

Некоторые из самых удачных мыслей в проповеди приходят после, поэтому обдумывание является очень важной стадией. Вы вдруг обнаружите, что надо было сделать что-то иначе, найдете удачную иллюстрацию или мысль и спросите сами себя: — Почему я не увидел это раньше?

На этой ступени вы можете еще раз прочесть комментарии, а также проповеди других проповедников на этот текст, если они у вас есть. В начале подготовки комментарии были нужны только для того, чтобы помочь правильно понимать текст, теперь же они нужны, чтобы обнаружить в тексте дополнительный материал для проповеди Евангелия. Может быть, читая комментарии, вы будете сокрушаться о том, что кто-то сумел использовать этот текст лучше, чем вы, но в любом случае, вы извлечете для себя полезные наводящие мысли. Нельзя допускать, чтобы внешние источники информации формировали ваши мысли на начальном этапе подготовки, зато на более поздних этапах они могут быть для вас хорошим стимулом и подспорьем.

18. Подтвердите или измените заголовок проповеди

Этот шаг может показаться странным и маловажным, но вам будет очень полезно подытожить направление и цель вашей проповеди в кратком заголовке (так, словно вы хотите поместить его на доске объявлений). Заголовки на удивление полезны для проповедника, поскольку они помогают ему не отклоняться от выбранной темы. Хотите ли вы изменить заголовок, или выразить его по-новому? Ясно ли вы себе представляете главную цель вашей проповеди? Если так, то она будет жить и действовать в заданном направлении.

19. Приготовьте конспект для кафедры

Теперь сократите ваш предварительный конспект до такого размера, которым вы будете пользоваться за кафедрой. В большинстве случаев такой пересмотр лучше делать как можно ближе — даже за день — перед проповедью. В конспекте должны быть ясно видны главные мысли, но не следует помещать слишком много деталей, поскольку они приводят к зависимости от конспекта. Ясные заголовки помогут вам держаться главной мысли, если вы уйдете от нее в процессе проповеди. В то же время конспект должен быть достаточно полным, чтобы вы могли изложить тему достаточно полно в отведенное для вас время. Полезно отмечать звездочками или другим способом те иллюстрации, которые вы будете упоминать только вскользь, чтобы они не смешивались с другими предметами и не затерялись.

20. Мысленно проверьте ваши иллюстрации

Полезно еще раз просмотреть в уме ваши иллюстрации, их взаимосвязь с контекстом и практическое применение. Это как раз то слабое место, где проповедники часто не доводят дело до конца, и иллюстрации теряют свою силу. Размышляя о том, чтобы ваши иллюстрации как можно лучше объясняли смысл проповеди и привлекали внимание слушателей, вы увидите, какие из них вам надо отшлифовать и с какими ознакомиться более подробно.

21. Еще раз подумайте о слушателях

Подумайте еще раз о тех конкретных людях, к которым вы будете обращаться. Действительно ли вы рассчитываете на то, что они воспримут вашу проповедь? Думайте не об одном только человеке, потому что это уведет вас в ложном направлении, но о целой категории слушателей и об их конкретной нужде. В завершение, подумайте о том, как наилучшим образом передать этой категории слушателей ваш материал, и это придаст вам новое понимание цели, а также пути и желание ее достижения. Даже теперь еще не поздно сделать поправки, уточнения и добавления, если вы того пожелаете.

Соединяя таким образом вашу проповедь с реальными слушателями, вы будете молиться о Господнем благословении, о том, чтобы был возвеличен Спаситель Христос, о беглости, ясности и искренности изложения, и о спасении драгоценных душ.