15. Поиск текстов

Проводя в течение многих лет семинары для проповедников, я обнаружил, что наиболее часто задаваемый ими вопрос таков: — Как Вы находите тексты для евангелизационных проповедей? На этот вопрос можно ответить по-разному, но весь секрет успеха в том, насколько хорошо наш разум будет приучен распознавать евангелизационные возможности многих текстов Писания. Естественно, что проповедник, вкусы которого сформированы лишь узким кругом Евангельских тем, сможет найти только тексты, содержащие эти темы. Тот, кто привык проповедовать огонь и серу, будет получать вдохновение только от текстов с таким содержанием. Первый и наиболее важный шаг в отборе текстов заключается в том, чтобы настроить себя на применение всей полноты Евангельских истин и, соответственно, рассчитывать на широкую перспективу их действия. Конечно, невозможно в каждой отдельно взятой призывной проповеди раскрыть сразу все аспекты Евангелия, а также обличить все разновидности греха и неверия. Однако с течением времени проповедник все-таки должен раскрыть все жизненно важные Евангельские темы.

Некоторые говорят, что они не могут проповедовать Евангелие регулярно, потому что это приведет к бесконечному повторению. На это мы скажем, что выбор доступных и важных тем настолько велик, что проблема недопустимо частого повторения не должна возникать вообще. Далее в этой книге мы дадим в качестве примера программу призывных проповедей, где предлагается огромный выбор подходящих текстов, и мы надеемся, что она вдохновит проповедников на составление своих собственных программ.

Перед тем, как рассмотреть «компоненты» и перспективы Евангельского служения, мы должны кратко ответить на еще один вопрос, часто задаваемый на семинарах проповедников о том, можно ли в призывных проповедях использовать последовательное объяснение Писаний. Я лично не рекомендовал бы использовать этот метод в призывных проповедях, поскольку здесь для нас намного важнее разнообразие тематики. Это пожелание, разумеется, не относится к другим видам проповеди. Мне, например, приходится последовательно объяснять Писание в двух из трех проповедей, которые я говорю в течение недели, и исключением является как раз призывная проповедь.

Могу поделиться личным опытом, что, приблизительно 30 лет назад я говорил еженедельные призывные проповеди, объясняя подряд Евангелие от Луки, и в результате обнаружил, что всего лишь за восемнадцать с лишним месяцев я «истратил» две трети всех чудес и притч Господа. А что же делать дальше? На несколько лет лишить себя возможности проповедовать на чудеса и притчи? И я дал себе слово больше никогда не «выстреливать» очередь из этих чудесных Новозаветных иллюстраций за столь короткое время. Я понял, что гораздо лучше проповедовать на них время от времени, вперемежку с многими другими событиями и текстами Библии, содержащими яркие Евангельские мысли. Объяснение Писания подряд неизбежно приводит к этим проблемам.

Разнообразие в Евангельском служении нам нужно главным образом по той причине, что мы говорим к различным типам людей, а также потому что без разнообразия наши слушатели очень быстро потеряют интерес к нашей проповеди. Разнообразие захватывает внимание. Фактор удивления и неожиданности играет жизненно важную роль, а для этого надо использовать различные тексты и методы. Поэтому проповедники должны учиться владеть всем разнообразием Евангельских текстов, существующих в Библии.

Мы должны любить разнообразие еще и потому, что этот метод использует Сам Дух Святой. Библия чрезвычайно разнообразна по стилю и методу выражения, поскольку Святой Дух постоянно изменяет способ общения с людьми, и мы, проповедники, должны принять это во внимание. Мы не должны, например, брать чудесный Библейский эпизод или историю, и пропускать их через «мясорубку» последовательного объяснения, что превратит их в набор сухих фраз. Но если мы подражаем методу Святого Духа, наше служение непременно станет намного богаче и разнообразнее. Итак, из чего состоит Евангельское служение, и какие правила соотношения нам надо помнить при составлении призывных проповедей? Рассмотрим следующие пять факторов, играющих жизненно важную роль в нашем труде.

1. Нужно проповедовать главные доктрины Евангелия

Наша проповедь обязательно должна включать в себя фундаментальные доктрины Евангелия. Минимум этих доктрин, так или иначе, объясняется в каждой отдельной Евангельской проповеди, но серия проповедей позволяет осветить все доктрины намного более обширно. Естественно, мы не хотим постоянно подчеркивать в нашей проповеди только одну или две «душеспасительные» темы, пренебрегая при этом другими. Об одном проповеднике говорили, что, какой бы текст он ни взял, он всегда сосредотачивался на вмененной праведности Христа. Он в совершенстве усвоил эту тему — хорошую саму по себе — и редко уходил от нее. Но из-за такой негибкости он, безусловно, в большой степени утратил внимание слушателей и полезность своего служения. Можно очень легко превратить проповедь в барабанный бой, ограничиваясь только двумя или тремя Евангельскими истинами. Ниже в этой главе мы помещаем главные доктрины Евангелия в виде контрольного списка, с помощью которого можно определять необходимые тексты.

2. Нужно проповедовать для различных типов неверующих

Второе правило подборки подходящих текстов — надо рассчитывать на различные типы неверующих. Люди бывают разные, начиная от закоснелых противников до самоуверенных номинальных верующих. Некоторые из них — изощренные атеисты, в то время как огромная масса людей просто безразлична к духовным вещам. Используем ли мы тексты, которые обращены к каждому из них, или во всех случаях адресуем проповедь одному и тому же типу людей?

Возможно, читатели знакомы с категориями неверующих, описанных в книге Чарльза Бриджиса «Христианское служение». Он говорит, что есть атеисты, которых можно называть неверующими, и есть атеисты подражающие, не имеющие твердых личных убеждений и лишь выражающие чужую точку зрения. Он также утверждает, что самый большой класс неверующих всех возрастов составляют люди несведущие и равнодушные. Очевидно, что у Спасителя был разный метод подхода к несведущим и равнодушным, особенно с использованием элемента удивления.

Бриджис определяет также и другие категории людей, такие, как люди самоправедные, а также самообольщенные или номинальные верующие. Мной написана небольшая брошюра под названием «Библейская стратегия для свидетеля», где предлагаются способы подхода к различным категориям неверующих. В ней рассматриваются особые пути подхода к различным типам погибших душ Самого Спасителя, а также апостолов. А какой подход к душам имеем лично мы, как их целители? Умеем ли мы определять различные подходы к душам в Библейских текстах и используем ли их в наших проповедях? Приспосабливаем ли мы свое служение ко всякому виду и состоянию людей?

3. Нужно использовать различные части Библии

Третье правило подборки подходящих текстов — нужно использовать разные части Библии. Проповедуем ли мы Евангелие, ограничиваясь только несколькими книгами Библии? Здесь можно легко обмануться. Много лет назад я начал вести список текстов, на которые проповедовал. Некоторое время я чувствовал себя спокойно, и мне казалось, что я использовал Евангельские тексты из всей Библии, но потом я увидел, что на самом деле мои мысли были почерпнуты из очень ограниченного количества текстов, большей частью взятых только из двух книг Библии. Если бы мне сказал об этом кто-то другой, то я вряд ли поверил бы, но мои собственные записи раскрыли суровую правду. Мы должны серьезно проверить самих себя. Действительно ли мы полностью используем различные части Священного Писания, данные Богом для убедительной проповеди Евангелия? Проповедуем ли мы на тексты Ветхого Завета, также как и на тексты Нового? Используем ли мы, например, исторические и пророческие тексты? Используем ли прообразы?

Надо сказать, что с прообразами следует обращаться весьма осторожно. Возьмем, например, случай с горящим кустом. Некоторые проповедники находят какие-то аспекты Христа едва ли не в каждой его ветке, но такие интригующие сравнения производят на неверующего впечатление, как чрезвычайно странные, а то и совсем абсурдные. Ветхозаветные образы, проливающие свет на личность и дело Христа, всегда приятны и ценны для верующих, объяснение же «образным» способом Евангельских истин для необращенных — дело, как правило, тяжелое и сложное. Кто стал бы преподавать школьный урок истории на иностранном языке, а потом, для пользы класса, переводить его на русский? Кому нужны столь мучительные способы общения? В Евангельской проповеди образы полезны и сильны только тогда, когда они раскрывают истины спасения. Если, например, они указывают на нужду грешника, несчастье безбожной жизни, принципы благодати или сущность обращения, — тогда они идеально подходят для проповеди Евангелия.

Так, в Исходе народа Израильского из Египта мы видим пример «образного» представления Евангельских принципов. Мы читаем об их освобождении от рабства и мучения и о вступлении в новую жизнь. Мы видим здесь все аспекты освобождения, которые дают ясные картины спасения. В былые времена известные проповедники говорили много проповедей на эти темы с великой силой. Однако многие «образные» тексты были предназначены для Израиля, чтобы дать понимание о Христе, и такие тексты менее подходят для проповеди Евангелия.

4. Нужно равномерно использовать длинные и короткие тексты

Четвертое правило подборки текстов — нужно использовать как длинные тексты или рассказы, так и короткие, с единственным стихом. Может быть, мы умеем хорошо проповедовать только на один стих. Нам нравится толковать и расширять отдельный стих, или даже (как делают некоторые), часть стиха. Может быть, мы не привыкли иметь дело с большими рассказами, или с текстами на целую главу, которые дают замечательные мысли для проповеди Евангелия. Не пренебрегаем ли мы, например притчами и чудесами?

Или, может быть, наоборот, наша трудность в том, что мы стали специалистами по длинным текстам, но редко проповедуем многие замечательные истины спасения, выраженные единственным стихом. Некоторые из наиболее возвышенных Евангельских обетований содержатся как раз в одном стихе. Стоит отметить, что на один стих труднее всего составлять интересную призывную проповедь. В такой проповеди очень трудно развивать мысли подробно и давать практические советы. По этой причине, молодым проповедникам советуют больше проповедовать на повествовательные тексты, чем на отдельные стихи.

Подобные затруднения существует в использовании иллюстраций и поучений из Священного Писания. Странно, но многие проповедники склонны использовать больше поучительные, чем иллюстрирующие тексты, что делает их служение сухим. Поэтому здесь требуется взвешенный подход.

5. Нужно равномерно употреблять предупреждение и призыв

Пятое правило для выбора текста — равномерное употребление текстов предупреждающих (говорящих, например, о смерти и вечной погибели) и призывных, подчеркивающих привлекательность, благословения и преимущества Евангелия. На какие истины мы делаем ударение?

Мы должны помнить общее правило проповеди Евангелия: на один грамм предупреждения требуется два грамма благодати, обогащенной указанием пути спасения и обетованиями. Каждый проблеск опасности ада требует для равновесия длинного, ясного взгляда в сердце Бога в Спасителе Иисусе Христе, и каждый хмурый взгляд должен уравновешиваться проявлением сострадания, заботы и желания спасти душу.

Уделяем ли мы одинаковое внимание обоим видам текстов? Иногда проповедники, приятные и любезные по характеру, проповедуют только в суровом духе, цитируя наизусть предупредительные тексты. Владеем ли мы искусством сохранять равновесие? Управляем ли мы сознательно процессом выбора текста?

Классическое пособие по выбору Евангельских тем и доказательств можно найти в трудах Ричарда Бакстера, особенно в таких, как «Трактат об обращении», «Призыв к необращенному», а также «Советы и призывы к правильному обращению». Может быть, многие из аргументов Бакстера нельзя использовать на практике, но полезно хотя бы прочесть их как хорошую пищу для ума, чтобы научиться распознавать эти темы и получать от них вдохновение. Правда, способ изложения Бакстера более подходит для «христианизированного» общества пуританских времен, но его многие мысли и призыв остаются в силе во все времена.

Карта основных Евангельских истин

Остановимся более подробно на тех существенных доктринах Евангелия, которые мы должны проповедовать регулярно. Ниже дается контрольный список, который поможет проповеднику найти в текстах Священного Писания темы и материалы, подходящие для призывных проповедей. Итак, исследуя текст, мы должны стараться увидеть, содержит ли он:

Темы о Боге и Библии

l. Раскрытие Божьего характера; Его атрибуты (совершенства), в особенности, Его святость, праведность и любовь

2. Познание Бога

3. Необходимость Божьего откровения, определение его достоверности

Погибшее состояние человеческого рода

1. Грех (или некоторые конкретные грехи), развращенность, моральное и духовное бессилие, потерянное состояние

2. Человеческое несчастье, духовное неведение, и неверие

3. Человеческая враждебность Богу

4. Последствия греха в жизни и смерти

5. Сущность и неизбежность смерти

6. Нужда в прощении

Путь спасения

1. Милость Божия

2. Незаслуженное спасение

3. Личность и дело Христа, особенно в искуплении

4. Сила Божия в спасении и подробности обращения

5. Благословения и преимущества спасения

6. Истинное покаяние и вера

7. Уникальная душеспасительная сила Евангелия

8. Последствия отвержения Евангелия

Темы особой важности

Необходимо сделать особую оговорку о некоторых темах в нашем контрольном списке. Одной из существенных Евангельских доктрин является характер Всемогущего Бога, и эта доктрина особенно важна в наши дни духовного незнания и неверия. В викторианские времена, когда чуть ли не каждый имел довольно хорошее представление о характере Бога, особенно о Его святости и всемогуществе, проповедники могли счесть за должное такое фундаментальное знание. Однако сегодня большинство людей (по крайней мере, в Англии) не имеет понятия об этих вещах. Поэтому мы должны подчеркивать в проповедях могущество, славу и другие атрибуты Бога.

Если мы не сможем объяснять людям Божью святость, у нас не будет почвы для того, чтобы передать им весть о спасении. Пока люди не поймут полную невозможность общения со святым Богом, они не увидят нужду в Спасителе. Если у них нет хотя бы некоторого понятия о Его совершенном характере, они не будут способны понять, насколько далеки они от Него. Поэтому, при поиске текста для проповеди, мы должны задавать себе вопрос, раскрывает ли он важнейшие черты Божьего характера.

Имея в виду господствующий в светских кругах атеизм а также пантеистическое влияние «Нью-эйдж», для многих людей Бог кажется нереальным, и поэтому в наших проповедях должна освещаться познаваемость Бога. Есть очень много текстов, показывающих безошибочные способы познания Бога. Люди иногда допускают мысль о Боге, как о трансцендентном существе, но они редко задумываются о том, что Его можно познать. Есть ли в нашем тексте для проповеди мысль о познаваемости Бога?

Далее следуют такие существенные темы, как человеческая нищета, греховность и погибель. Раскрывает ли наш текст мертвое состояние человеческой души, пока она не обращена к Богу? Показывает ли он безумие и уродство греха, порабощающего человеческое сердце? Раскрывает ли всю правду о суетности и мимолетности жизни? Эти темы, так или иначе, должны присутствовать в каждой Евангельской проповеди, но время от времени на них нужно обращать особое внимание. Главная беда сегодняшних мелких, фальшивых евангелизаций — приуменьшение проблемы греха. Многих людей подтолкнули на словесное исповедание Христа, хотя они никогда по-настоящему не пережили осознания греховности. Истинное обращение зависит от того, насколько верно мы раскрываем эти темы в своих проповедях.

Сердцем Евангелия является Иисус Христос, Его личность и дело, Его удивительная любовь, Его искупительная смерть и Его доступность для нуждающихся душ. Все эти темы должны звучать в наших проповедях постоянно. Присутствуют ли они и иллюстрируются ли в нашем тексте? Иногда этих тем нет в тексте, зато есть другие важные мысли о необходимости искупления, благодаря которым личность и дело Христа будет также упоминаться в проповеди. Но если наш текст прямо или образно представляет Божье милосердие, искупление и любовь, у нас есть основание для дополнительной расширенной разработки этих тем.

Многие тексты Библии показывают те блага и выгоду, которые несет с собой спасение, и мы не должны отмахиваться от них только потому, что проповедники «легковерия» сулят благословения в качестве приманки для слушателей. Мы обязаны говорить о славных плодах спасения и в этой, и в будущей жизни. Мы делаем это не для приманки, но с целью раскрыть сущность Царства Божьего и Его любовь, а также указать на безрассудство и само-обкрадывание, порождаемые неверием.

Следующая существенная тема Евангелия — необходимость ответа, который требуется от грешника, чтобы получить Божье спасение. Каково условие спасения? На эту тему есть бесчисленное множество текстов в Ветхом и Новом Заветах. В Ветхом Завете, например, мы можем поразмышлять об исцелении прокаженного Немана. Читатель, несомненно, знает, что его неправильная реакция была порождена гордостью, и ему надо было проявить смирение. Здесь мы видим замечательный пример условий спасения и способа подхода к Богу. Мы должны постоянно указывать людям на то, каким образом они должны раскаиваться, верить и повиноваться Богу, а также разъяснять сущность обращения и тех перемен, которые ожидают ищущего при обращении.

С условиями спасения связана тема исключительной душеспасающей силы Евангелия. Оно — единственный путь спасения, и сегодня, как никогда раньше, необходимо утверждать эту истину. Присутствует ли в нашем тексте эта тема? Она может включать разоблачение лживости всех других религиозных идей. Многочисленные тексты дают нам возможность разоблачать и опровергать их. Имеется ли в нашем тексте возможность разоблачения ложных религий? К ним могут относиться такие заблуждения, как спасение делами, атеизм или пантеистическое идолопоклонство. Священные Писания дают хороший анализ всех ложных религиозных систем, как в общих чертах, так и в подробностях, и мы должны распознавать и использовать такого рода тексты.

Такой подробный список может звучать для проповедника как обвинение, поскольку, оглядываясь назад на то, что сделано в этом направлении, нам часто приходится опускать головы. Но с другой стороны, этот список побуждает нас проповедовать более широкий диапазон Евангельских тем. Действительно ли мы проповедуем все существенные аспекты Евангелия? Иногда мы можем утомляться, и тогда нам кажется, что мы уже сказали все, что должны были сказать, и у нас может даже появиться чувство отчаяния при мысли о том, что же мы будем говорить в следующей проповеди. В такие времена список такого рода поможет нам ободриться. Мы начинаем заново понимать, что у нас есть много богатых тем для проповеди, и перед нами раскрываются новые горизонты.

Есть еще одна особенность Евангельской проповеди, которая резко отличается по своему характеру от доктрин, о которых мы до сих пор говорили, — мы имеем в виду аспект удивления (неожиданности). Тексты, содержащие Евангельскую весть, содержат в себе целую вереницу неожиданностей, и, прежде всего это благодать, которая также часто представляется в Священном Писании в контексте, содержащем неожиданные обороты. Например, самый молодой из всех братьев помазан на царя, а уверенный в себе доброволец отклонен. Последний стал первым и первый — последним. Иисус Христос сказал, что Он пришел не для того, чтобы сделать мир лучше, но чтобы утвердить его обречение на погибель. Мы должны искать элементы удивления и неожиданности в текстах Писания. Эти элементы заслуживают особенного внимания при оценке подходящих текстов.

Источник текстов

Коль скоро мы настроили свой ум на поиск в текстах Евангельской вести, задача нахождения самих текстов становится намного более легкой. Но откуда же мы будем их брать? А откуда брал тексты апостол Павел для своих ярких Евангельских проповедей? На примере из Деяний, 28, он целый день проповедовал еврейским лидерам, беря тексты из Моисея и пророков. Другими словами, он свободно использовал тексты из всего Ветхого Завета, чтобы показать дверь в Царство Божие и спасительный труд Господа Иисуса Христа. Этот пример предлагает нам сразу несколько источников для Евангельского служения. Совершенно ясно, что и Моисей, и пророки, и Псалмы и даже весь Ветхий Завет предлагают нам источник для Евангельских рассуждений, предоставленный Самим Богом.

Кроме того, и сам Павел является источником Евангельских текстов. Не он ли был апостолом язычников? Его собственное учение, вдохновленное Духом Святым, должно было лучшим образом соответствовать нуждам евангелизации среди язычников, так что в его словах можно найти много текстов для проповеди. Самым же превосходным источником для убедительной призывной проповеди, без сомнения, являются четыре Евангелия. Иоанн пишет: «Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его» (Иоан. 20:31).

Тексты из Евангелий, очевидно, займут доминирующее место в любой евангелизационной программе. Все другие части Священного Писания также по-особому подходят для провозглашения спасающей любви Христа.

Техника выбора текста

1. Прежде всего, проповедники должны находить тексты через личное чтение Священного Писания. Мы должны изучить Слово ежедневно, имея перед собой цель, найти ответ на определенные нужды. Мы должны, конечно, читать для личного наставления и руководства, но в то же время надо всегда краешком глаза следить за евангелизационными возможностями и аргументами в читаемых текстах. Мы не должны быть сосредоточены только на этом, иначе есть опасность стать «профессионалами» в самом плохом смысле, и мы не сможем читать Слово для духовного освежения наших собственных душ. Тем не менее, какая-то часть нашего ума должна быть всегда чуткой к распознанию возможного Евангельского значения в любом тексте. Если мы запомним это правило, то очень скоро нам больше не придется спрашивать: «Как Вы находите текст?» Перед нами встанет другой вопрос: «Как Вы определяете, какой использовать текст из сотен возможных, записанных на заметках разбросанных в шкафах и ящиках по всему кабинету?»

2. Во-вторых, мы должны сосредоточится на тех «текстах-кандидатах», которые наиболее очевидно подходят для проповеди. Кроме нашего личного чтения, мы должны часто изучать такие части Библии, как чудеса, притчи и другие явно Евангельские свидетельства и призывы, имея в виду возможность проповеди на них. В процессе такого изучения, мы пожелаем включить их в нашу программу, и во многих случаях нам захочется проповедовать на них как можно скорее. Не стоит надеяться, что эти классические тексты Евангелия станут для нас живыми, если мы уделяем время на их изучение только непосредственно перед проповедью.

3. В-третьих, мы можем молиться Господу об особой помощи и направлении при выборе текстов. Очень часто текст нам будет «дан» в ответ на молитву. Нет никакого сомнения в том, что такая возможность существует. Это может быть один из текстов, уже находящихся в нашем предварительном списке. Мы можем иногда так увлечься текстом, что наше сердце загорается, мы по-новому видим его потенциальные возможности и сразу же начинаем составлять конспект, словно боясь, что эти возможности будут потеряны. Те проповедники, которые молится о водительстве, получают водительство, однако не для того, чтобы поощрять лень. Мы не можем обвинить Господа в том, что Он балует Своих детей, и мы не будем «получим» от Него тексты, если это приведет к тому, что мы перестанем усердно искать их сами.

4. В-четвертых, мы можем получить помощь и вдохновение из других проповедей, которые мы слышали или читали. Хочется надеяться, что мы не впадем в искушение лишь повторять чужие проповеди, но что они вполне законно будут вдохновлять и наставлять нас. Иногда они помогут нам странным способом, — побуждая нас сделать лучше. Иногда мы можем слышать такое объяснение текста, что вся наша внутренность кричит: «Не так! Не так!» И тогда, вернувшись домой, мы стараемся лучше употребить имеющиеся в тексте возможности. Поэтому, читаем ли мы или слышим хорошую проповедь или плохую, мы можем извлечь из нее пользу. В любом случае мы получаем топливо для нашего огня, а также многие мысли и практические советы работы с погибшими душами.

Разработка евангелизационной программы

Пришло время заняться кое-какими подсчетами и рассмотреть план программы. Эти предложения сделаны, прежде всего, чтобы показать широкий диапазон «евангельских» текстов, и возможность использования многих из них.

Безусловно, нет никакой необходимости разрабатывать формальную схему и затем ее выполнять, и для многих проповедников, такая система может сыграть мертвящую роль смирительной рубашки. Но даже если польза от этой схемы будет лишь в том, что мы сможем давать оценку проделанной работе, она может оказывать на нас стимулирующее воздействие.

Давайте предположим, что пастор проповедует в своей церкви 45 воскресений в году, и что одно из воскресных Богослужений является евангелизационным. Тогда за четыре с половиной года он проповедует приблизительно 200 призывных проповедей. В качестве примера, мы возьмем этот период за основу для нашей программы. Мы выбрали такой дробный период просто для того, чтобы вместить в нашу схему круглое число из 200 проповедей. Этот период также представляет такой промежуток времени, в пределах которого никто бы не желал проповедовать дважды на один и тот же текст.

Наш список будет особенно богат на чудеса и притчи нашего Господа. Новый Завет описывает 40 чудес Христа, и все они содержат весть спасения (в некоторых есть также дополнительные практические мысли). Правда, не все чудеса подходят для проповеди Евангелия, потому что в некоторых случаях Евангельская тема применима к очень узкому классу слушателей. Тем не менее, мы оставляем число 40, потому что некоторые из чудес настолько богаты евангелизационным материалом, что его может вполне хватить на две совсем непохожие проповеди.

Тот же самый относится и к притчам Христа. Возьмем для нашей программы 38 притч, обычное в таких случаях число. Пример притчи, которая требует, по крайней мере, двух проповедей — притча о блудном сыне. Мы можем проповедовать один раз о младшем сыне, а в следующий раз — о старшем брате, рассказ о котором дает контрастирующие евангелизационные аргументы.

Итак, мы имеем уже приблизительно 80 возможностей проповедовать Евангелие с сильными доказательствами. (Напомним, что наша цель показать в данной схеме, как за четыре с половиной года можно проповедовать 200 проповедей). Этот план предлагает, чтобы проповеди на чудеса и притчи могли повторяться циклически или периодически по ходу программы.

В дополнение к притчам и чудесам, мы предлагаем включить в программу, по крайней мере, 20 случаев, когда Господь Иисус Христос говорил о спасении. Мы имеем в виду такие случаи, как беседа Господа с Никодимом или слова к умирающему разбойнику. За период в четыре с половиной года должно быть представлено, по крайней мере, 20 таких замечательных изречений. Конечно, их гораздо больше чем 20, но у нас будет много возможностей использовать их в последующих евангелизационных программах.

Кроме слов Христа, в Новом Завете есть много других изречений о спасении, а также событий и доказательств, которые выдвигают на первый план спасение. 50 из них мы разместим в нашей программе. (Эти числа не просто взяты из воздуха. Они основаны на личных записях конспектов проповедей автора за прошлые годы. Мы никоим образом не предполагаем, что это единственный идеальный способ составления плана, а лишь желаем показать, что такой план вполне осуществим.

Ярким примером провозглашения темы спасения, кроме высказываний Господа, является Римлянам, 6:23: «Ибо возмездие за грех — смерть, а дар Божий — жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем». Другой пример — Евреям, 9:27: «И как человекам положено однажды умереть, а потом суд». Еще один пример — Иоанна, 1:29: «На другой день видит Иоанн идущего к нему Иисуса и говорит: вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира». Сюда входят также великие события, такие, как обращение Павла и тюремного стража в Филиппах.

Теперь у нас имеется 150 проповедей из 200 возможных. Еще 50 отводится на Ветхозаветные тексты, так, чтобы четверть наших проповедей была из Ветхого Завета — это хороший баланс, хотя доля Ветхого Завета вполне законно могла бы быть выше. (В Приложение 3 предлагаются подходящие тексты из Ветхого Завета, с комментариями).

Если рассматривать наш план ежегодно, то в каждом году мы будем проповедовать приблизительно 18 раз на чудеса или притчи Господа, плюс четыре или пять великих изречений Христа и приблизительно одиннадцать других Новозаветных текстов. Вперемежку с ними будет включено приблизительно одиннадцать текстов из Ветхого Завета. При хорошей раскладке, наглядные тексты (включая чудеса и притчи) могут чередоваться с прямыми и поучительными текстами. А тексты с единственным стихом могли бы чередоваться с более длинными рассказами.

Что делать, когда период программы закончен? Тогда, как мы уже предлагали, можно будет снова употреблять чудеса и притчи (без сомнения, с некоторыми вариациями и уточнениями), а для других «классов» проповедей идеально подойдут новые тексты. Чудеса и притчи — драгоценные камни на венце благодати, поэтому их надо проповедовать часто. Не хорошо проповедовать точно те же самые проповеди, хотя они не должны сверх меры различаться.

Проповедуя чудеса и притчи, проповедник не должен чувствовать себя обязанным быть слишком оригинальным. Если бы каждый в мире проповедник должен был проповедовать абсолютно различные проповеди на один и тот же текст, это означало бы, что Библия не является ясным и понятным откровением от Бога. Мы призваны передавать то, что Бог желает передать, поэтому между Евангельскими проповедями на один и тот же текст неизбежно будет определенная степень подобия. Поскольку чудеса и притчи были предназначены Господом для передачи благодати, проповедники должны иметь такие же убеждения о их значении и применении. Проповеди могут отличиться по их построению, иллюстрациям и способу применения, но между ними неизбежно будет существовать некоторая степень сходства.

Мы предложили наши советы в этой главе с большой неохотой, потому что не желаем создать впечатление, что есть только одно решение этих вопросов. Еще меньше мы хотели бы создать жесткие правила для проповеди на различные типы текстов. Мы хотели только поощрить каждого служителя Господнего испытывать свою работу, а также показать, насколько богатый выбор Евангельского материала имеется в нашем распоряжении. Мы должны проверять себя, чтобы научиться быть взвешенными работниками, способными верно передавать все основные темы, а не просто следовать в знакомой колее.

Нельзя забывать, что через наши объяснения Господь призывает грешников к вечному спасению. Какая высокая ответственность и величайшее преимущество! Кроме этого, Бог использует нашу проповедь Евангелия, чтобы подготовить наших слушателей к их собственному служению свидетельства.