2. Определение значения слова «Евангелие»

Автор этих строк припоминает смущение, которое ему пришлось пережить лет 25 назад при вступлении в должность пастора в одной большой и популярной церкви в Америке. Этот новый служитель заявил перед переполненным собранием о том, какова будет его «политика». Он раскритиковал идею о том, что Евангелие означает исключительно проповедь о спасении и утверждал, что оно относиться ко всем истинам Божьим. А потому, как он объяснил собравшимся, проповедуя все доктрины христианской веры, он и будет проповедовать Евангелие. Иными словами, этот одаренный проповедник дал понять, что он не будет проповедовать целенаправленные призывные проповеди. При служении этого пастора в церкви произошли серьезные брожения, потому что эта церковь до него была благовествующей церковью. Данный пастор стал жертвой идеи, что Евангелие есть то же, что и вся Библия.

Автор данной книги на протяжении многих лет предлагал братьям служителям найти хотя бы одно место Писания, где слово «Евангелие» употребляется в неопределенном или слишком широком смысле, но так и не получил ответа, потому что таких мест нет. Как мы уже сказали, это слово всегда употребляется в таком контексте, который допускает только одно значение, а именно: те истины, которые необходимы для спасения душ. Наше желание, чтобы приводимая ниже подборка текстов восстановила истинную силу этого бесценного слова.

Марк.1:14-15:

После же того, как предан был Иоанн, пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие.

Не может быть никакого сомнения о значении слова «Евангелие» в данном тексте, потому что оно было проповедано перед общим собранием для людей, нуждавшихся в благой вести. Здесь оно называется Евангелием Царствия Божьего, и раскрывает нужду в покаянии и вере. Господь провозглашает исполнение мессианских пророчеств и побуждает слушателей откликнуться на Его призыв.

Марк.16:15:

И сказал им: идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари.

Здесь слово «Евангелие» означает нечто такое, что необходимо проповедовать каждому человеку, живущему в мире. Ясно, что на нас не возложена ответственность объяснять всему творению все подробности христианских доктрин. Мы должны провозглашать всем людям лишь те истины, которые относятся ко спасению души. Таким образом, в данном тексте слово Евангелие объясняет само себя. Оно не может быть синонимом всех Божьих истин.

Лук.4:18:

Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу.

Здесь тоже очевидно, что слово «Евангелие» (благовестие) является вестью для исцеления душ, спасения, освобождения и прозрения духовно слепых.

Лук.9:6:

Они пошли и проходили по селениям, благовествуя и исцеляя повсюду.

Двенадцать учеников отправились на служение, чтобы провозглашать, возвещать пришествие Господне и призывать народ слушать Его и веровать в Него. Они провозглашали весть в определенных рамках, весть о вере во Христа как Мессию. Мы не видим здесь всех Божьих истин, многие из которых они сами еще не знали.

Деян.8:25:

Они же, засвидетельствовав и проповедав слово Господне, обратно пошли в Иерусалим и во многих селениях Самарийских проповедали Евангелие.

Значение слова «Евангелие» в данном тексте объясняется выше, стихом 12, где говорится о проповеди Филиппа: Но, когда поверили Филиппу, благовествующему о Царствии Божием и о имени Иисуса Христа, то крестились и мужчины и женщины. Таким образом, в данной главе Лука описывает миссионерское путешествие Филиппа.

Деян.14:7-21:

И там благовествовали. Апостолы Варнава и Павел… громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? И мы — подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому.

Описанное здесь «Евангелие» означает призыв к обращению от суеты и пустоты к живому Богу. Здесь говорится о миссионерской работе Павла в Листре, Дервии и окрестных регионах.

Деян.14:7:

По долгом рассуждении Петр, встав, сказал им: мужи братия! вы знаете, что Бог от дней первых избрал из нас меня, чтобы из уст моих язычники услышали слово Евангелия и уверовали.

Слово «Евангелие» снова употребляется для обозначения такого рода проповеди, которая приводит погибших к вере во Христа.

Рим.1:16:

Ибо я не стыжусь благовествования Христова, потому что оно есть сила Божия ко спасению всякому верующему, во-первых, Иудею, потом и Еллину.

Эти незабываемые слова Павла описывают «Евангелие» (благовествование) как весть, ведущую ко спасению.

Рим.10:13-15:

Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется. Но как призывать Того, в Кого не уверовали? как веровать в Того, о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы? как написано: как прекрасны ноги благовествующих мир, благовествующих благое!

И снова «Евангелие» конкретно относится к благой вести о спасении, адресованной необращенным.

Рим.15:20-21:

Притом я старался благовествовать не там, где уже было известно имя Христово, дабы не созидать на чужом основании, но как написано: не имевшие о Нем известия увидят, и не слышавшие узнают.

Павел употребляет здесь это слово, как и обычно, для обозначения проповеди, обращенной к неверующим и неспасенным.

1 Кор.1:17-18, 21 и 23:

Ибо Христос послал меня не крестить, а благовествовать… Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо…благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих… мы проповедуем Христа распятого.

Кто станет отрицать, что этот текст говорит исключительно о благовестии? Слово «Евангелие» (благовестие) ясно и определенно является Божьей вестью, предназначенной для спасения людей, которая сконцентрирована вокруг искупительной смерти Христа за погибших грешников.

1 Кор.4:15:

Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.

Здесь Павел употребляет слово «Евангелие» (благовествование) как наиважнейшее средство для того, чтобы дать людям новое рождение.

1 Кор:9:18-19:

За что же мне награда? За то, что, проповедуя Евангелие, благовествую о Христе безмездно, не пользуясь моею властью в благовествовании. Ибо, будучи свободен от всех, я всем поработил себя, дабы больше приобрести.

В этих стихах Павел связывает слово «Евангелие» с трудом благовестия. Слово «приобрести», употребленное в контексте пять раз, объясняет Евангелие как весть, через которую люди в индивидуальном порядке присоединяются к церкви.

2 Кор.4:3-4:

Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.

Павел объясняет, что он говорит о вести, которая дает свет спасения для невозрожденных людей.

Галатам (разные стихи):

В этом Послании слово «Евангелие» употребляется двенадцать раз в связи с темой об оправдании по вере, а не по делам, и ни разу — в более широком смысле.

Ефес.1:13:

В Нем и вы, услышав слово истины, благовествование вашего спасения, и уверовав в Него, запечатлены обетованным Святым Духом.

И здесь слово «Евангелие» (благовествование) относится исключительно к душеспасительным истинам.

Филип.1:12:

Желаю, братия, чтобы вы знали, что обстоятельства мои послужили к большему успеху благовествования.

Слово «Евангелие» в данном Послании встречается девять раз, и во всех случаях контекст не оставляет сомнения, что имеется в виду евангелизация. Слово «успех» буквально означает развитие, продвижение вперед, достижение, победа, прогресс. Успех Евангелия означал, что оно было более широко проповедано для погибающих душ.

1Фесс.1:5-6:

Потому что наше благовествование у вас было не в слове только, но и в силе и во Святом Духе…. И вы сделались подражателями нам и Господу, приняв слово…

Мы видим здесь еще один неоспоримый пример того, что «Евангелие» относится к служению благовестия.

2Фес.2:13-14:

Бог от начала… избрал вас ко спасению, к которому и призвал вас благовествованием нашим.

Этот текст также показывает, что «Евангелие» очень определенно означает призыв ко спасению.

* * *

Обзор этих текстов дает более подробное подтверждение нашей точки зрения, хотя мы боимся, что для эрудированных читателей он может показаться слишком простым, поскольку выводы весьма очевидны. Но нам важно понять, что новое определение Евангелия должно быть опровергнуто и отвержено. Оно успело сделать слишком много зла, поэтому мы должны разоблачить его безосновательность и смертельную опасность для библейского благовестия.