Библиотека soteria.ru
Целители душ
Питер Мастерс
Дата публикации: 07.11.15 Просмотров: 4975 Все тексты автора Питер Мастерс
7. Совершается ли возрождение мгновенно, или постепенно?
Несмотря на то, что многие величайшие евангелисты в истории были кальвинистами, не все кальвинисты были успешными евангелистами, и это особенно заметно в наши дни. В предыдущих главах мы уже задавали некоторые вопросы нашим братьям-проповедникам: — Взываем ли мы к сознанию необращенных людей? Обращаемся ли мы непосредственно к нуждающимся грешникам, побуждая их искать спасения? Проповедуем ли мы Евангелие регулярно и целенаправленно? Вероятно, на все эти вопросы мы получим отрицательный ответ, если будем придерживаться понятия о возрождении, как о моментальном событии, которое так популярно сегодня среди проповедников кальвинистского направления. Теоретически, мы можем верить в необходимость Евангельского призыва, но если мы рассматриваем возрождение, как событие, совершающееся в мгновение времени, то призывать к покаянию настоятельно мы будем с большой неохотой. Вряд ли в таком случае нас можно будет назвать «борцами за души». Мы сможем провозглашать громы Закона и правильно описывать личность и дело Христа, но непосредственный призыв, расширенная аргументация и нежные увещания не будут характерными признаками нашего служения. Мы попросту не будем иметь нужды выступать в роли увещателя.
Взгляд на возрождение, как на моментальное событие, имеет тот недостаток, что от новообращенного ожидается получение полного возрождения во мгновение ока, еще в самом начале процесса его обращения. При этом новообращенному не остается никакой нужды сознательно искать Господа и испытывать при этом внутреннюю борьбу, его не надо ни в чем убеждать. Просто в один прекрасный день, когда он будет слышать Слово Божие, у него внезапно произойдет полное обращение, за которым тут же последует покаяние и приобретение веры. Согласно этому понятию, возрождение рассматривается, как обновляющее действие, совершенное в один момент, мгновенно превращающее грешника в полноценного новообращенного, который затем совершает покаяние и проявляет веру, как следствие сознательного обращения, а не как предпосылки к нему.
В течение последних тридцати лет эту точку зрения отстаивал и распространял главным образом один достойный и уважаемый богослов5, однако она не согласуется с учением реформаторов, английских пуритан, европейских кальвинистских богословов, великих Вероисповеданий семнадцатого столетия и американских богословов девятнадцатого века. Но, что важнее всего, эти взгляды не согласуются с Библией.
В данной главе мы не оспариваем ту истину, что обращение начинается с возрождения, но мы категорически против понятия, что моментальное возрождение сразу решает все вопросы, и таким образом, не оставляет места для последующих ступеней в процессе обращения.
Понятие о полноценном моментальном возрождении, сопровождающем обращение, вредит проповедникам в двух главных направлениях. Начнем с того, что, как мы уже видели, проповедник встает перед вопросом, стоит ли ему вообще убеждать и упрашивать грешника искать спасение. Ведь если грешник еще не возрожден, то такие убеждения все равно будут бесполезны, а если возрожден, то в них нет никакой необходимости, поскольку человек уже получил полное спасение. Некоторые защитники мгновенного возрождения утверждают, что если проповедник употребляет в Евангельской проповеди убеждения, он зря тратит время. Они заявляют, что попытки уговаривать и усовещать (говоря старомодным языком) являются напрасными усилиями. Лучшее, что может сделать проповедник (по их мнению), — просто излагать требования Закона, согласуя их с личностью и делом Христа, и уповать на то, что когда-нибудь Слово Божие придет на ум непонимающему беспечному грешнику, и Бог тогда возродит его. А поскольку такое событие действительно может произойти, то убеждения превращаются в бессмысленное занятие.
Иначе говоря, моментальное возрождение отнимает у проповедника способность предлагать благословения Евангелия, как будущий опыт, который последует за покаянием и верой. Моментальное возрождение предполагает, что грешник раскаивается потому что он уже рожден свыше, и ему не надо ничего обещать, потому что он уже все получил. Моментальное возрождение утверждает, что рождение свыше в завершенном виде предшествует покаянию и вере.
Можно легко представить переживания проповедника, желающего быть последовательным в изложении и практическом применении понятия о моментальном возрождении. Вот, в призывной проповеди он начинает излагать обетования благословений для тех, кто обратится с покаянием и верой, но тут вдруг его пронизывает мысль: — Что это я говорю? Если мои слушатели покаются, то это всего лишь будет знаком, что они уже получили полное рождение свыше. Как же я могу им обещать дополнительные благословения? Призыв ко спасению тут же сойдет на нет в устах проповедника, и он больше не будет обещать благословения для тех, кто примет Евангелие.
Традиционный, или обычный взгляд на возрождение среди кальвинистов более гибок. В данной главе мы называем его «постепенное возрождение». Согласно взглядам Луиса Беркхофа, таким был и взгляд самого Кальвина, который «говорил о возрождении или о рождении свыше в достаточно широком смысле», и «употреблял данный термин для обозначения всего процесса, в ходе которого человек становится новым, и который включает, кроме Божественного акта, производящего новую жизнь, еще и обращение (покаяние и веру), и освящение».
Богословы, придерживающиеся «постепенного» взгляда, обычно разделяют возрождение на две главные составляющие. Беркхоф, например, употребляет для различения этих составляющих такие знакомые выражения, как «зачатие свыше» и «рождение свыше». Далее, он предлагает схожие понятия для объяснения: «зарождение», то есть, начало новой жизни, и «вынашивание» или созревание плода.
Другими словами, первоначальное насаждение духовной жизни не включает в себя наделения полным духовным осознанием происходящего, а также других благодатных даров. Мы называем это первоначальным возрождением, которое считается, как правило, событием моментальным, и полагает начало процессу рождения, заканчивающегося видимым внешним проявлением жизни.
Первая часть возрождения описана у Беркхофа, как недоступная сознанию, тайная, невидимая работа Божия, благодаря которой мертвый грешник восстанавливается к жизни и становится способным воспринять Слово Божие и добровольно отозваться на него. Данная работа полностью совершается Богом, грешник здесь играет пассивную роль. Однако полное обращение не совершается в одно мгновение. Последующий процесс возрождения включает в себя призыв к разуму и совести ищущего, приведение его к полному осознанию греховности и затем к покаянию и вере. И только после того, как это случится, станет очевидной вся полнота благословений, которые несет в себе возрождение. Беркхоф называет эту вторую часть «временем, когда новая жизнь выходит наружу из своих тайных глубин».
Кальвинистские богословы, придерживающиеся «постепенного» взгляда, нередко говорят, что «возрождение выражается через обращение». Другими словами, оно является частью процесса. Первоначальное возрождение похоже на голову кометы, за которой тянется хвост, называемый обращением. Первоначальное возрождение не раскрывает сразу все характерные детали обращения, но оно неизбежно полагает им начало.
Вестминстерское и Баптистское (1689 года) Вероисповедания в своих схожих 10-х главах, выражают продолженный взгляд на возрождение. Эти главы называются «Действенное призвание». В них говорится, что Бог непреодолимо призывает избранных, «Он духовно просвещает их умы для спасения и восприятия Божьего Слова. Он одухотворяет их волю и побуждает их Своей всемогущей силой желать добра и следовать добру. Он привлекает их к Иисусу Христу непреодолимой силой, но так, что они приходят совершенно свободно, подготовленные Его благодатью».
Авторы Вероисповедания имели в виду процесс, в котором грешники, будучи однажды просвещены, привлекаются от состояния непокорности к спасению сознательно, добровольно и свободно. Они не просыпаются так, словно от духовного наркоза, и неожиданно обнаруживают, что у них появилась новая жизнь. Господь желает, чтобы новообращенные пережили сознательный отказ от всего, во что они раньше верили и что делали, и добровольно прибегли ко Христу. Возрождение не приуменьшает интеллектуального, морального и духовного перелома, присущего обращению, но наоборот, приводит грешника к этому перелому. Первоначальное возрождение дает способность откликнуться и воспринять то, что предлагается в Евангельском призыве.
Естественно, этот взгляд согласуется с последовательностью ступеней спасения, много раз изложенных в Ветхом и Новом Заветах. Мы уже рассматривали в главе 4 многие хорошо известные тексты, утверждающие, что, если грешник покается и уверует, он испытает на себе духовные благословения. Все эти тексты показывают, что сознательное восприятие спасительных благословений следует за покаянием и верой.
Только «постепенный» взгляд дает нам способность проповедовать грешникам убедительно, так, как проповедовал Господь, Его апостолы, а также великие евангелисты во время реформации и пробуждений. Этот взгляд обосновывает необходимость и цель для аргументированного Евангельского призыва. Этот взгляд утверждает, что первоначальное возрождение просвещает разум и склоняет сердце к тому, чтобы человек прислушался и принял эти убедительные призывы, а затем действовал согласно им. Это значит, что проповеднику дается преимущество быть непосредственным инструментом для приведения мужчин и женщин к Иисусу Христу. Проповедник знает, что через его проповедь Дух Святой может совершать в чьем-то сердце первоначальное возрождение. Затем, употребляя дальнейшие увещания проповедника, Дух Святой приведет грешника к последующим шагам: осознанию греховности и вере.
Если возрождение рассматривается, как постепенный акт, служение проповедника становится живым и действенным. Проповедник вполне реально осознает важность и силу своего служения. И наоборот, проповедник, понимающий возрождение, как моментальный и завершенный акт, скорее всего, будет склонен к неглубокой, механической проповеди Евангелия, состоящей не более чем из провозглашения время от времени некоторых истин. Такой проповедник, может быть, будет держать в руках Евангельский флаг, но он не станет сражаться за сердца и умы своих слушателей. Его побудительным мотивом никогда не будет осознание привилегии быть инструментом в Божьем употреблении.
Итак, постепенное возрождение имеет свою начальную стадию, когда насаждается духовная жизнь, из которой вытекает способность воспринимать Истину, осознавать свою греховность и добровольно отзываться на призыв. Однако на начальной стадии человек еще не воспринял рождение свыше сознательно. Будучи возрожден силой Святого Духа, человек вступает в дальнейший процесс обращения, через который он должен будет осознанно пройти.
В некоторых случаях этот процесс может происходить практически одновременно с актом первоначального возрождения, но обычно время духовной борьбы затягивается дольше. Эта борьба может длиться мгновения, часы, недели, или даже месяцы. В течение всего этого времени, человек может иметь первоначальное возрождение, но с внешней стороны он будет выглядеть ищущим.6
Можно легко проследить происхождение взгляда о постепенном возрождении. Например, лишь беглый взгляд на богословские труды Джона Оуэна (1616 — 83) показывает его приверженность этому взгляду. Оуэн говорит, что внутренние, всесильное, тайное действие Святого Духа при возрождении воспроизводит добрую волю к обращению, однако таким образом, что человек действует совершенно свободно. Далее, Оуэн говорит о «первом акте обращения» (т.е., возрождения), в противоположность последующим актам, когда Бог (через проповедь Слова) взаимодействует с грешником таким образом, что в нем продолжается процесс обращения. Оуэн утверждает, что при возрождении Бог «воздействует на сердца людей в рамках и посредством их собственных естественных действий». Иными словами, с ними не происходит так, как будто они получили новую жизнь и новое мировоззрение во время сна, и проснувшись, неожиданно обнаружили их в себе. В процессе возрождения, они переживают совершенно осознанную перемену ума, и часто на это уходит некоторое время.
Оуэн далее показывает, что осознание греховности может приходить к человеку также постепенно. Он говорит, что человек какое-то время может противиться обличению, и в процессе обращения может происходить острая борьба между падшей старой природой и новым чувством сознания греховности (которое возникло в результате возрождения). Оуэн ясно утверждает, что тайное возрождающее действие Божие не дает моментально завершенного спасения. Он оставляет место для процесса умственного и морального осознания греховности, ведущего к покаянию и вере, за которым следует проявление духовной жизни и мира во всей полноте.
Томас Гудвин (1600 — 1679) выражает похожие взгляды на возрождение. Гудвин также отводит место для периода развития личных убеждений и осознания греховности, ведущих к вере и покаянию. Это иллюстрируют некоторые выдержки из его проповедей, адресованных верующим во Христа, (Труды, Том 8, стр. 572-4):
«Привлекая душу к вере, Бог не всегда является с неодолимой силой. Часто Он приближается и нежно проникает в человеческое сердце незаметно, и здесь Его Дух и сила переплетается с духом человеческим, идя в ногу с естественным движением его сердца… Сила Святого Духа нисходит на человека, подобно ветру, но она не всегда подобна ураганному ветру… Часто Он похож на легкое дуновение с мирным тихим шепотом».
Гудвин берет в основание Осии 11:1-4, где Израиль изображен как дитя, которого няня учит ходить. Он считает это место Писания хорошей иллюстрацией Божьего способа обращения Своих избранных, но, в отличие от няни, Бог вливает силу в Своих детей. Он говорит:
«Здесь няня не схватывает ребенка и не тащит его силой. Она не проявляет силу, превышающую силу ребенка, чтобы перенести его с одного места на другое, хотя легко могла бы это сделать. Сначала она мягко становит ребенка на пол, затем дает ему возможность попытаться выступить вперед одной ножкой, потом другой. И Бог обращается со Своими детьми, как няня с ребенком, научая их входить в Его покой и доверяться Ему».
Томас Гудвин приводит очень подробное пояснение смысла слова «привлечет», сказанное Господом Иисусом Христом в Иоан. 6:44:
«Слова, сказанные в Иоан. 6:44: «Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня», можно пояснить словами из Осии 11:4: «Узами человеческими влек Я их». То есть, Господь не тащил их силой, но постепенно доводил до их сознания Свою любовь и силу, подобно тому, как человек старается убедить другого человека».
Рассмотрим теперь труды Джона Флэвела (1630 — 91)7, который считал (как и многие другие пуритане), что Бог сначала готовит сердце грешника через «подготовительную работу», а именно, через просвещение, обличение и муки совести, и только после этого возрождает его. Такая последовательность событий, как ее понимали пуритане, отличалась от взглядов европейских богословов (они размещали события в обратном порядке, ставя на первое место возрождение). Однако, несмотря на разницу в последовательности, обе богословские школы учили, что обращение происходит в течение некоторого периода времени. Согласно Флэвелу, период подготовки должен быть очень продолжительным, причем в течение всего этого периода необходимо воздействие на человека проповеди Слова Божьего. О том, насколько важное значение придавал Флэвел этому периоду, можно судить по следующим его словам:
«Можно сказать, что ни насилие, ни принуждение не являются Божьими путями и методами, потому что они действуют как против воли человека, которую нельзя насиловать, так и против воли Иисуса Христа, Кто любит царствовать над доброхотными людьми: «В день силы Твоей народ Твой готов во благолепии святыни» (Пс. 109:3). Такая добровольная готовность не вынуждается силой. Он привлекает нас узами человеческими (Ос.11:4), обращаясь к нашему уму и совести, а также непреодолимо воздействуя на нашу волю».
Обычно Бог (говорит Флэвел) совершает Свою работу постепенно. Он шаг за шагом просвещает грешника Духом Святым через убедительные проповеди. Несмотря на то, что Флэвел отводит возрождению слишком запоздалое место в процессе спасения, он все же рассматривает его как постепенный процесс. И даже после возрождения, он все еще отводит место для дальнейшей внутренней борьбы и для убеждений. В своих проповедях он обращается со словами наставления к тем, кто пожелал принять Христа (то есть, к возрожденным). Он говорит, что такие люди могут все еще испытывать «времена тревоги, страха и больших искушений», а также что «промедление полно опасности». Далее Флэвел дает возрожденным ищущим шесть советов о том, как они могут быть уверены, что процесс покаяния и уверования завершен должным образом.
Флэвел указывает на два случая, когда спасение может задерживаться, и в эти моменты убеждение играет особенно важную роль. Они имеют место до и после момента первоначального возрождения, причем длятся дольше, чем все другие. Все эти объяснения могут показаться довольно громоздкими, но суть дела в том, что никто из английских пуритан не считал возрождение моментальным всеобъемлющим событием, и поэтому кажется странным тот факт, что для многих в наши дни такой взгляд стал ортодоксальным. На самом же деле, этот взгляд является нововведением.
А какого взгляда придерживались богословы континентальной Европы? Они всегда помещали возрождение в самом начале процесса, и вполне очевидно, что они считали возрождение постепенным процессом, составной частью обращения. Так, известный богослов Герман Вистиус, комментируя труды английских пуритан в братском духе, говорит: «Мы считаем, что более точных взглядов придерживаются те из них, кто считает, что открытость к принятию Евангелие и зарождение сокрушения о грехах являются не подготовкой к возрождению, но плодом и следствием первоначального возрождения, подготовкой же к дальнейшим, более совершенным и более обильным действиям Духа Святого».
Идея о прогрессивном, или постепенном возрождении прослеживается во всех описаниях возрождения и обращения, вышедших из под пера известных континентальных кальвинистских богословов.8 Один из них (Ван Мастрихт) выразил эту идею особенно ярко:
«Кальвинисты считают, что: 1) духовная жизнь в избранных восстанавливается через возрождение; 2) это возрождение получает внутреннюю силу вылиться в действие, называемое обращением, во время которого человек воспринимает Бога и Посредника Христа с истинной верой и в нем рождается серьезное намерение порвать с грехом и проявить усердие в добрых делах; наконец, 3) добрые навыки, или добродетели, вселяются в душу и волю обращенного человека, развиваясь далее во всякие добрые дела через освящение».
Другой континентальный богослов (Кекерман) тоже говорит о прогрессивном процессе: «В первый момент возрождения человек и его воля находятся в совершенно пассивном состоянии. Мы говорим о первом импульсе, первом мгновении обращения, об отправной точке начавшегося движения, когда человек осознает свой грех и обращается к Богу… Однако в самый первый момент, когда Бог действует в нас спасительной благодатью, Он склоняет волю человека к тому, чтобы человек начал желать и искать эту благодать, и таким образом, в дальнейшем процессе обращения воля человека сотрудничает с Божественной благодатью».
А вот что пишет немецкий богослов Генрих Хеппе, суммируя взгляды большинства континентальных кальвинистских богословов: «Святой Дух воздействует на человека, уважая в нем сотворенную личность, и поэтому не обращается с ним, как с куском земли или камня, но Он воздействует на него так что человек, будучи просвещен Словом Божиим и побуждаем благодатью, получает при обращении добровольное желание обратиться к Богу, поэтому его обращение происходит в непринужденной форме».
Мы критикуем современный взгляд на возрождение, как на завершенное моментальное событие, потому что в нем отсутствуют следующие важные вещи, присущие традиционному взгляду:
1. В нем нет места для действительно осознанного, лично пережитого процесса перемены ума, когда человек откликается на Евангельский призыв и принимает решение стать на сторону Христа.
2. В нем отсутствует, по сути дела, и сам ищущий. Еще минуту назад избранная душа была в полной тьме и без жизни, а уже в следующую минуту вдруг стала чадом Божьим.
3. В нем нет нужды обещать спасительные благословения для тех, кто покается и уверует, потому что покаяние и вера всего лишь покажут, что человек уже рожден свыше.
Эти противоречия в корне подрывают правильный стиль, метод, регулярность и усердие в проповеди Евангелия.
Главным пропагандистом «моментального» взгляда на возрождение за последние пятьдесят лет был ныне покойный профессор Джон Мари, заслужено уважаемый шотландский богослов, бывший в течение 36-ти лет инструктором, а затем профессором систематического богословия в Вестминстерской богословской семинарии (США). Мы вынуждены выразить наше несогласие с взглядами профессора Мари на возрождение, хотя и с крайней неохотой, поскольку его имя высоко чтится в кальвинистских кругах. В основном его уважают за неоценимые письменные труды, среди которых есть и одно из глубочайших и полезных толкований Послания к римлянам, когда-либо написанных.
Тем не менее, по вопросу возрождения мы должны сказать, что профессор Мари излагает взгляд, который является нововведением, если оценивать его с позиций кальвинистской традиции. Книга профессора Мари «Искупление свершенное и усвоенное» оказала огромное влияние на три поколения проповедников, и именно в этой книге «моментальный» взгляд на возрождение изложен с особой силой. Мы не возражаем против большей части истин, изложенных в упомянутой книге, где есть много жизненных примеров и блестящих аргументов. Нас тревожат только те высказывания, в которых излагается «моментальное» возрождение.
Автор данной статьи убедился на собственном опыте, что почти все сторонники «моментального» взгляда, с которыми ему приходилось беседовать, почерпнули свои убеждения из книги «Искупление свершенное и усвоенное». Надо отдать должное знаменитому автору: он искренне желает воздать всю славу только Богу. Он много говорит о том, что Господь является автором и начинателем всякого обращения. Он учит, что спасение человека состоит из серии действий и процессов. Однако мы очень скоро обнаруживаем, что эта серия действий не происходит в течение определенного времени. Большинство из них совершаются в одно и то же время. Призвание, возрождение, оправдание и усыновление не являются последовательными событиями. Профессор Мари утверждает, что они совершаются в момент времени. И этот моментальный акт, включающий в себя все остальные, немедленно приводит к покаянию и вере.
Здесь мы сразу же видим, что это отнюдь не богословие реформаторов, пуритан и великих Вероисповеданий. Все они оставляли место для убеждения, осознания греха (и даже в некоторой степени для сопротивления обличениям), а также для внутренней борьбы и сомнений. Так, например, читатели могут вспомнить книгу Перкинса «Золотая цепь», где говорится о стадии «сражения» даже после возрождения.
Профессор Мари не говорит о первоначальном возрождении, то есть, о том возрождении, которое ведет человека к обращению. Он говорит о том, что человек при возрождении играет абсолютно пассивную роль, что возрождение совершается в момент времени и включает в себя полную перемену человеческой личности. Покаяние и вера являются всего лишь следствием, или плодом. Профессор Мари утверждает, что на основании Писания «возрождение и другие плоды новой жизни всегда сопутствуют друг другу и находятся в полной гармонии», чем он дает понять, что, по его мнению, призвание, возрождение, оправдание и усыновление, а также просвещение и обличение совершаются абсолютно в один и тот же момент.
Так, профессор говорит: «Мы покаялись и уверовали, потому что были возрождены». При этом он имеет в виду не то, что мы были возрождены лишь первоначально, но что были полностью спасены и стали совершенно новыми людьми. По этой причине он далее говорит: «Всякая возрожденная личность избавлена от власти греха, побеждает мир верою во Христа и больше не является рабом греха и диавола. Говоря проще, это значит, что возрожденная личность является обращенной личностью и поэтому проявляет веру и покаяние».
Профессор Мари говорит, что вера и покаяние являются непосредственным плодом полной перемены сердца и жизни, которые уже произошли в человеке. Здесь нет места для задержки; нет периода времени, нет искания и борьбы. Это возрождение, при котором человек совершенно пассивен, производит всю перемену сердца в одно мгновение. А на уровне человеческих отношений, ни убеждения, ни сознательный отклик на них не являются существенными.
В своих трудах о возрождении профессор Мари не ссылается на более ранних авторов. Он словно не признает их существование, и не оправдывается перед ними в том, что они опровергают его взгляды. Профессор Мари не обращает внимания на многочисленные места Писания, в которых излагается последовательность событий при спасении, как в текстах, которые мы приводили ранее. Он не делает никаких попыток согласовать свой «моментальный» взгляд с теми текстами, в которых Бог дает великие обетования для ищущих, которые они получат только после покаяния и веры.
Только понимание возрождения, как постепенного процесса предоставляет простор для святого труда убеждения, о котором столь часто говорится в книге Деяний Апостолов. Только «постепенный» взгляд ведет к прямому убеждению и призыву, которыми пользовались такие евангелисты, как Джордж Уитфилд, Чарльз Сперджен, Сэмьюэл Дэвис и многие другие служители. Только «постепенный» взгляд на возрождение согласуется с Библейскими обетованиями, которые гласят, что, если грешники покаются и уверуют, то Бог благословит их.
На протяжении всего процесса духовного рождения Господь употребляет свидетельства и проповеди Своих детей. Мы желаем, чтобы исследование этого вопроса принесло благословение проповедникам и христианским работникам, чтобы их труд стал более возвышенным, чтобы они были в реальном Божьем употреблении, чтобы получили вдохновение в обновленном чувстве своей привилегии и ответственности. И пусть достижение этих целей осуществится без малейшего отступления от всемогущей работы Духа Божьего, начинающего и ведущего к завершению весь процесс спасения.
Примечания:
Примеры неправильной проповеди Евангелия сторонниками «моментального» взгляда приводятся в Дополнении 2 под заголовком «Трюкачество в Евангельском призыве».