5. Является ли Библия Словом Божьим?

Достоверность Библии — вопрос критически важный, и сегодня вокруг него ведется немало споров. Хотя заявления и притязания Писания сами по себе служить доказательством не могут, они, тем не менее, представляют собой значительное собрание информации, которую нельзя игнорировать.

Во 2-ом Послании к Тимофею 3:16 мы читаем: «Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности». Слово «богодухновенно» не следует здесь путать со словом «вдохновенный», которое мы употребляем чтобы, например, показать, как Шекспир был «вдохновлен» на написание великих пьес или Бетховен был «вдохновлен» на сочинение великих симфоний. Вдохновенность в библейском смысле, т.е. «богодухновенность», уникальна. Буквально переведенное, это слово означает «вдохнутое Богом». Оно характеризует не писателей, а сам написанный материал. Это очень важный пункт.

Во 2-ом Послании Петра 1:20,21 содержится другое важное заявление: «…никакого пророчества в Писании нельзя разрешить самому собою. Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божий человеки, будучи движимы Духом Святым». Здесь снова подчеркивается божественное происхождение Писания.

Важно также понять, что писатели Нового Завета не были просто пишущими машинами. Бог не ударял по. ним, как ударяют по клавишам печатной машинки, чтобы записать Свое сообщение. Он не диктовал им слова, как зачастую представляют богодухновенность в карикатурном виде. Абсолютно ясно, что у каждого писателя — свой собственный стиль. Иеремия не писал как Исайя, а Иоанн — как Павел. Бог действовал через людей, направляя и контролируя их так, чтобы они писали то, что Он хотел видеть написанным.

По всему тексту Писания мы находим указания на его сверхъестественное происхождение. Пророки сознавали, что они были рупором Бога и говорили, как таковой «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23:2). Иеремия сказал: «И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои» (Иер. 1:9). А Амос воскликнул: «Господь Бог сказал, — кто не будет пророчествовать?» (Ам. 3:8).

Замечательно то, что когда более поздние авторы Писания цитировали его отдельные тексты, записанные прежде, они часто указывали, что цитируют слова, сказанные Богом, а не каким-то определенным пророком. Например, Павел писал: «И Писание, провидя, что Бог верою оправдает язычников, предвозвестило Аврааму: «в тебе благословляются народы» (Гал. 3:8).

Есть в Библии и другие тексты, в которых Бог полностью отождествляется с Писанием. Например: «Ибо Писание говорит фараону: «для того самого Я и поставил тебя, чтобы показать над тобою силу Мою, и чтобы проповедано было имя Мое по всей земле» (Рим. 9:17 и Исх. 9:16). Бенджамин Уорфилд указывает, что подобные моменты в Библии, когда о Писании говорится так, как если бы оно было Богом, а о Боге так, как если бы Он был Писанием, могут быть только результатом привычного и постоянного отождествления в мыслях автора текста Библии с Богом, говорящим эти слова. Поэтому стало естественным употреблять фразу: «Писание говорит» и фразу: «Так говорит Бог» тогда, когда на деле подразумевается: «Писание, Слово Божье, говорит…». Эти два варианта библейских фраз, поставленные вместе, указывают на абсолютное отождествление Писания с Богом говорящим.

Авторы Нового Завета утверждают, что их писания обладают таким же авторитетом, как и Писания Ветхого Завета. Иисус сказал, что Иоанн Креститель — пророк и даже более, чем пророк; он был вестником, посланным специально для того, чтобы приготовить путь для пришествия Иисуса (Матф. 11:9-15).

На авторитет пророка претендовал также Павел: «Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни» (1 Кор. 14:37).

Петр писал о посланиях Павла, что их некоторые «невежды и неутвержденные, к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания» (2 Пет. 3:16). Тот факт, что он ставит послание Павла на один уровень с «прочими Писаниями», указывает на то, что он смотрит на них, как на откровения, наделенные таким же пророческим авторитетом, как и все Писание.

Но важнее всего, как смотрел на Писание Христос. Что думал о нем Он? Как пользовался им Он? Как относился Христос к Ветхому Завету? Он настоятельно подчеркивал: «Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Матф. 5:18). Он приводит Писание, как высший авторитет, часто предворяя Свои заявления словом: «Написано», как например, в Его поединке с сатаной во время искушения в пустыне (Матф. 4). Он говорил о Самом Себе и о происходящих вокруг Него событиях, как об исполнении Писаний (Матф. 26:54,56).

Но, пожалуй, лучше всего безоговорчное принятие Им Ветхого Завета выражено в Его категорическом заявлении: «…не может нарушиться Писание» (Иоан. 10:35).

Если же мы принимаем Иисуса как Спасителя и Господа и в то же время не признаем Писание как Слово Божье, мы проявляем странную непоследовательность и сами себе противоречим. Этим мы демонстрируем несогласие с Тем, Кого мы признаем вечным Богом и Создателем вселенной.

Некоторые выдвигают предположение, что Иисус, выражая Свой взгляд на Ветхий Завет, старался приспособиться к существующему тогда мнению современных Ему слушателей. Для них Ветхий Завет был авторитетом, поэтому Иисус обращался к нему за поддержкой, чтобы завоевать большую популярность для Своего учения, хотя Он Сам и не разделял этот распространенный взгляд.

Подобная теория, однако, наталкивается на непреодолимые трудности. Признание Иисусом Ветхого Завета и использование его Им не было поверхностным и несущественным. Это признание находилось в самом сердце Его учения об Его собственной Личности и Его служении. Иначе Он был бы повинен в преступном обмане, и значительная доля того, чему Он учил, была бы основана на заблуждении. К тому же, почему бы Иисус стал приспосабливаться к господствующему мнению в этом вопросе, когда в других, менее важных вопросах, Он твердо отказывался приспосабливаться к предрассудкам того времени? Это наиболее ярко было продемонстрировано в Его отношении к субботе. И мы можем задать еще более существенный вопрос: Если уступки толпе были принципом Его действий, как мы можем знать, когда Он уступает невежеству и предрассудкам, а когда нет?

Для лучшего понимания Библии, как Слова Божьего, большую услугу окажут нам некоторые необходимые пояснения.

Тех, кто принимает Библию как слово Божье, часто обвиняют в том, что они понимают ее буквально. Этот типичный вопрос: «Вы верите буквально всему, что написано в Библии?» звучит как вопрос: «Вы перестали бить свою жену?» Что бы вы ни ответили, вы уже осуждены заранее. Когда задается такой вопрос, необходимо четко определить, что подразумевается под словом «буквально». Понимать Библию буквально не значит отрицать присутствие в ней образных, символических оборотов речи. Когда Исайя говорит о рукоплещущих деревьях (Ис. 55:12), а псалмопевец — о горах, прыгающих подобно овцам (Пс. 113:4,6), не думайте, что тот, кто разделяет буквальный подход к Библии, воспринимает эти заявления буквально. Нет, в Библии, наряду с прозой есть и поэзия, и другие литературные формы. Мы считаем, что Библию следует понимать так, как ее предназначали авторы для понимания читателями. Такой же метод применяется при чтении газеты. И поразительно легко увидеть различие между оборотами речи и теми заявлениями, которые по намерению их автора следует понимать буквально.

Этот взгляд представляет резкий контраст со взглядом тех, кто не воспринимает Библию буквально. Они часто пытаются уйти от ясного смысла текста, выдвигая предположение, что библейский рассказ об определенных событиях (например, о падении человека, о чудесах) — это истории, выдуманные просто для того, чтобы проиллюстрировать и проникновенно передать духовную истину.

Придерживающиеся этого взгляда указывают, что истина фразы: «Не убивай гуся, несущего золотые яйца» строится не на буквальности событий в басне Эзопа, а поэтому и нам нет необходимости настаивать на историчности библейских событий, чтобы понять и оценить содержащуюся в них истину. Некоторые из современных писателей применяют этот принцип даже к кресту и воскресению Иисуса Христа. Таким образом выражение «понимать Библию буквально» имеет двоякое значение, и чтобы избежать недоразумений, ему следует дать четкое определение.

Другой, чрезвычайно важный термин, которому мы должны дать ясное определение, это «непогрешимость». Что он означает и чего он не означает? Недопонимания можно избежать, если точно и ясно определить, что подразумевается под этим словом.

Нам следует избегать искушения судить библейских авторов с точки зрения научной и исторической точности, присущий нашему XX веку. Например, вещи в Писании описываются феноменологически, то есть такими, какими они кажутся с виду. Писание говорит о солнце, что оно восходит и заходит. Мы знаем, что в действительности оно не восходит и не заходит, но что земля вращается и создает этот эффект. Но мы сами пользуемся словами «восход» и «заход» даже в наш просвещенный научный век, потому что так удобнее описать то, что видят наши глаза. Поэтому мы не можем обвинять Библию в ошибке, когда ее описания феноменологичны. И благодаря тому, что это именно так, люди всех веков и понятия могли ее ясно понимать.

В древности понятия исторической точности были иными. Иногда числа округлялись. Сегодня, когда полиция сообщает размеры толпы, мы знаем, что это приблизительный подсчет, но для той цели, ради которой он делается, это вполне достаточно.

Некоторые явные ошибки являются, без сомнения, ошибками переписчиков, и это значит, что для установления истинного текста требуется кропотливая работа. Мы обсудим этот вопрос глубже в следующей главе на тему: можем ли мы доверять библейскому материалу.

Существуют и другие проблемы, еще не поддающиеся легкому объяснению. Мы должны это открыто признавать, помня что многократно в прошлом проблемы разрешались сами собой, когда накапливалось больше знаний. Поэтому, когда мы сталкиваемся с областью кажущихся противоречий, нам следует относиться к этой проблеме, как к неизвестности, ожидая получения новых знаний. Наличие проблемы не должно мешать нам принимать Библию как сверхъестественное Слово Божье.

Карнелл кратко сказал об этом: «Существует близкая параллель между наукой и христианством, которую, к удивлению, мало кто замечает. Как христианство предполагает, что все в Библии сверхъестественно, так и наука предполагает, что все в природе упорядочено и рационально. Все это является гипотезами, основанными не на всей совокупности фактов, но на «подавляющем большинстве» их. Наука упорно придерживается гипотезы, что все в природе носит механический характер, хотя на самом деле таинственный электрон продолжает прыгать повсюду, по словам Хайзенберга, по принципу неопределенности. А как наука оправдывает свою гипотезу о механическом характере всего существующего в природе, если она признает, на других основаниях, что многие области природы как будто отказываются подчиняться этому образцу? Ответ состоит в том, что поскольку регулярность наблюдается в природе в «подавляющем большинстве» случаев, наиболее универсальной и беспроблемной гипотезой будет предположение, что то же самое верно и для всего целого».

Полезным руководством к мнимым противоречиям в Библии является книга Джона У. Хейли. Некоторые мнимые противоречия в Библии.

Следующим указателем на Божественное происхождение Библии является поразительное число сбывшихся пророчеств, в ней содержащихся. И это не расплывчатые общие места вроде тех, которые предлагает своим клиентам современная гадалка, таких, как например: «В вашу жизнь войдет интересный молодой человек». Такие предсказания легко неверно истолковать. Многие библейские пророчества специфичны в своих деталях, и по ним мы можем судить о подлинности и правдивости пророка. В самом Писании ясно указывается, что исполнение пророчеств свидетельствует о сверхъестественном происхождении слов его пророков (Иер. 28:9). Неисполненное пророчество обличает лжепророка: «И если скажешь в сердце твоем: «как мы узнаем слово, которое не Господь говорил?» Если пророк скажет именем Господа, но слово то не сбудется и не исполнится, то не Господь говорил сие слово, но говорил сие пророк по дерзости своей, — не бойся его» (Втор. 18:21-22).

Исайя связывает разоблачение лжепророка с неисполнением его предсказаний. «Пусть они представят и скажут нам, что произойдет; пусть возвестят что-либо прежде, нежели оно произошло, и мы вникнем умом своим и узнаем, как оно кончилось, или пусть предвозвестят нам о будущем. Скажите, что произойдет в будущем, и мы будем знать, что вы боги» (Ис. 41:22-23).

Существуют разные виды пророчеств. Один из этих видов — предсказания о пришествии Мессии, Иисуса Христа. Другие пророчества имеют дело со специфическими историческими событиями, третьи — с еврейским народом. Знаменательно, что первые ученики часто приводили тексты из Ветхого Завета показывая, что Иисус вплоть до деталей исполнил пророчества, сделанные за много лет до этого. Здесь мы можем привести только небольшое число таких пророчеств.

Ссылки Иисуса на предсказания-пророчества о Нем Самом представляют из себя одну из наиболее интересных серий библейских изучений в истории. После воскресения Он встретил двух Своих учеников по дороге в Эммаус. Выслушав их трагический рассказ о Своей собственной смерти и погребении, Он ответил: «О немысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! … И начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании» (Лук. 24:25,27).

Исайя 52:13-53:12 представляет из себя наиболее выдающийся пример пророчества-предсказания о Христе. Это пророчество наполнено случайными обстоятельствами, которые невозможно подстроить заранее, создав впечатление, что пророчество было исполнено. Эти предсказания касаются Его жизни, Его отвержения в служении, Его смерти, Его погребения и Его реакции на несправедливость суда над Ним.

Мих. 5:2 представляет из себя поразительную иллюстрацию как предсказаний о Христе, так и исторических деталей. «И ты, Вифлеем — Ефрафа, мал ли ты между тысячами Иудиными? из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкою в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных».

Потребовался специальный декрет могущественного кесаря Августа, чтобы это событие смогло стать реальностью (Лук. 2:1-7).

Библейские предсказания имеют дело не только с пришествием Мессии, но и с различными царями, народами и городами. Возможно, наиболее поразительным (Иез. 26) следует считать пророчество о городе Тире. В нем дается целая серия мелких деталей, указывающих на то, как Тир будет разрушен, каким абсолютным будет это разрушение, и на то, что он никогда не будет восстановлен (см. ст. 4). Исполнение этого пророчества поэтапно: сначала нападение армии Навуходоносора, затем варварские набеги Александра Македонского, является феноменальной иллюстрацией точности и реальности пророчеств-предсказаний Библии.

Есть в Библии также поразительные пророчества, связанные с еврейским народом, израильтянами. Здесь опять мы приводим в пример только некоторые из них.

Рассеяние еврейского народа было предсказано Моисеем и Осией. «Предаст тебя Господь на поражение врагам твоим … и будешь рассеян по всем царствам земли» (Втор. 28:25). «Отвергнет их Бог мой, потому что они не послушались Его, — и будут скитальцами между народами» (Осия 9:17). Были предсказаны преследования и оскорбления: «И отдам их на озлобление и на злострадание во всех царствах земных, в поругание, в притчу, в посмеяние и проклятие во всех местах, куда Я изгоню их» (Иер. 24:9). В Иер. 31 дается поразительное предсказание о восстановлении Израиля, как нации. На протяжении столетий исполнение этого пророчества выглядело немыслимым. Однако события нашего времени могут служить хотя бы частичным исполнением этих пророчеств. Все политические наблюдатели сходятся на том, что восстановление Израиля как нации в 1948 году представляет из себя один из поразительных политических феноменов наших дней.

Невозможно возразить против убедительной силы исполнившегося пророчества. Таким образом, существуют доказательства, служащие разумным основанием для веры в то, что Библия — это Божье Слово. Несмотря на всю важность этой веры, для вступления в христианство она не требуется. Решающим вопросом в деле спасения является отношение человека к Господу Иисусу Христу, а не взгляд человека на Библию.