Библиотека soteria.ru
Канон Ветхого Завета
Херман Риддеборс
Дата публикации: 07.11.15 Просмотров: 2327 Все тексты автора Херман Риддеборс
II. Самоудостоверяющий характер
Под этим заголовком мы рассмотрим, каким образом возник и получил свое признание канон Ветхого завета.
Книги Ветхого завета, подобно книгам Нового завета, были вдохновлены Богом. Однако Святой Дух также работал в сердцах Божьих людей, так что они приняли эти книги как Слово Бога, и подчинились их Божественному авторитету. Происхождение отдельных книг, а также собраний писаний было вызвано одним лишь Божьим провидением; поэтому количество книг Ветхого завета именно такое, какое мы имеем, не больше и не меньше.
Такова фундаментальная истина относительно канона Ветхого завета и его происхождения. Само собой разумеется, что простое удостоверение истины не является достаточным. Все, сказанное выше, подразумевает, что, создавая канон, Бог использовал в качестве инструмента людей: на протяжении всего процесса канонизации человеческие действия и размышления выполняли свои функции. Тогда возникают вопросы: что нам известно об этих человеческих действиях и размышлениях? Когда канон или его части были приняты как канонические? Как проходило собрание святых писаний? Кто на различных стадиях создания канона оказывал на него влияние?
Для того чтобы ответить на эти вопросы, ниже мы используем имеющиеся в нашем распоряжении данные. Сразу следует отметить, что таких данных немного, и что часто мы не можем прийти к определенным выводам. Историческое исследование приоткрывает немногое о действиях соборов или других полномочных органов в отношении формирования канона Ветхого завета. Это не должно удивлять нас, поскольку подобным полномочным органам не было необходимости вносить какой-нибудь большой вклад в его формирование. Библия наследует свой авторитет ни от церковных постановлений, ни от какого бы то ни было человеческого авторитета.
Библия — аутопистос, «самодостоверна», самоизлучающая свою божественную власть. Внутренним свидетельством Святого Духа человек обретает око, которым может воспринимать этот свет. Как говорится в Конфессио Белгика, ст. 5: «Вне всяких сомнений мы верим во все, что подразумевается в них; и не столько потому, что их принимает и рассматривает таковыми Церковь, сколько потому, что Святой Дух в наших сердцах дарует нам свидетельство, что они исходят от Бога» (ср. Вестминстерская исповедь, 1. 4,5). Церковные соборы и другие полномочные органы пришли к заключению о каноне, и эти решения, в самом деле, выполнили важную функцию, повлияв на признание канона. Но ни церковные соборы, ни любая другая человеческая власть не канонизировала книги Библии и не наделила их Божественным авторитетом. Книги эти обладали и практиковали Божественную власть еще до того, как подобные органы приняли свои постановления; их Божественная власть уже была признаны в больших либо меньших кругах. Церковные соборы не наделяли писания Божественным авторитетом, а просто подтвердили его наличие и применение.