Богоуподобление

«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).

«Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен» (2 Тим. 3:17).

«Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга» (Ин. 13:34).

«Если заповеди Мои соблюдете, пребудете в любви Моей, как и Я соблюл заповеди Отца Моего и пребываю в Его любви» (Ин. 15:10).

«Более же всего облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» (Кол. 3:14).

«Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел со Отцем Моим на престоле Его» (Отк. 3:21).

Уподобимся Христу, ибо и Христос уподобился нам Станем богатыми в Нем, ибо Он стал человеком для нас, Он воспринял худшее, чтобы дать лучшее, обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетой. Он принял образ раба, чтобы нам получить свободу. Он снизошел, чтобы нам вознестись, был искушаем, чтобы нам победить, претерпел бесславие, чтобы нас прославить. Он умер, чтобы нас спасти, вознесся, чтобы привлечь к себе лежащих на земле после греховного падения (Василий Великий).

Если ты ученик, то подражай учителю, это долг ученика. Если Он Сам шел через скорби, а ты идешь через спокойствие, — ты идешь не тем путем. Как же ты следуешь, не следуя? И как ты можешь быть учеником, не следуя Учителю? (Иоанн Златоуст)

Каждый христианин должен быть кроток, тих и терпелив в бедствиях, никому не воздавать злом за зло, потому что и Сам Христос подвергался поношениям от иудеев, терпел, переносил побои и удары по лицу (Афанасий Великий).

Мы обязаны уподобиться Богу, насколько это возможно для естественного человека, уподобление же невозможно без познания (Василий Великий).

Христианин есть тот, кто, насколько возможно человеку, подражает Христу словами, делами и помышлениями (Иоанн Лествичник).

Каждый из нас живописец собственной жизни. Наша душа — как бы полотно, добродетели — краски, Иисус Христос есть образ, с которого мы должны списывать (Григорий Нисский).

Он, Иисус Христос, неверных преклонял к вере убеждением, неблагодарных приводил в чувство снисходительностью, противоречащим отвечал с кротостью, милостиво терпел гордых, гонителям смиренно уступал, убийц пророков Божиих, даже в самый час крестных страданий, желал привести к Богу (Киприан Карфагенский).

Если мы во Христе, если мы облеклись в Него, если Он для нас — путь спасения, то, следуя по этому спасительному пути, будем подражать Его примеру, как убеждает нас апостол Иоанн: «Кто говорит, что пребывает в Нем, тот должен поступать так, как Он поступал» (1 Ин. 2:6) (Киприан Карфагенский)

И Владыка твой любил и призывал к Себе ненавидящих Его, и чем немощнее они были, тем более заботился о них. Он удостаивал трапезы Своей мытарей и грешников Чем более народ иудейский презирал и поносил Его, тем более Он оказывал ему помощи и милосердия. И ты подражай Ему (Иоанн Златоуст).

Если ты тело Христово, то неси крест, потому что Он нес; претерпи оплевание, удары по лицу, распятие, как претерпел Он, хотя был безгрешен (Иоанн Златоуст).

Господь — Дух и человека, прилепляющегося к Господу, соединяет с Собой, делает духом. Человек этот становится духовным, заимствуя от Духа Господня духовные свойства, причем отделяются от него свойства скотоподобные (епископ Игнатий).

При посредстве Господа нашего Иисуса Христа излиты на род человеческий благодеяния бесчисленные и неизреченные: совершено не только искупление людей, совершено и усыновление их Богу (епископ Игнатий).

Если бы Иисус Христос не был истинным Богом, то не оставил бы нам примера.

Всякое действие и всякое слово Спасителя нашего Иисуса Христа есть правило благочестия и добродетели (Василий Великий).

Бог, сотворивший человека, есть истинная жизнь; поэтому, кто утратил подобие Божие, тот утратил и общение с жизнью (Василий Великий).

Как Адам был началом смерти всех живых, так Господь наш стал началом жизни для всех мертвых (Ефрем Сирин).

Господь пришел Ходатаем за тебя, чтобы воззвать погибшего, израненного, возвратить тебе первоначальный образ чистого Адама (Макарий Египетский).

Немногие уподобляются Христу в Его вольных страданиях, в трудном несении креста и в распятии. Апостол Павел умоляет нас: «Подражайте мне, как я Христу» (1 Кор. 4:16) Но святой апостол, скажи нам, в чем ты подобен Христу, Господу нашему? Он говорит, что подобен в распятии: «Я сораспялся Христу» (Гал. 2:19). Апостол говорит здесь о духовном распятии, что выясняется из других его слов: «Для меня мир распят, и я для мира» (Гал. 6:14). Ибо распяться миру — значит сораспяться Христу, и сораспяться Христу — значит распяться миру Потому скажем апостолу о истинно подобный Христу! Ты не только подобен Христу, Господу своему, в духовном распятии, но и преподобен Ему — подобнее, чем другие! Ибо кто так распялся Ему, как ты, который говорил: «Я ношу язвы Господа Иисуса на теле моем» (Гал. 6:17) и «восполняю недостаток в плоти моей скорбей Христовых» (Кол. 1:24)? Кто так умер для мира, как ты, который говорил «Для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, чтобы приобрести Христа» (Флп. 3:8) (Димитрий Ростовский).

Апостол повелевает «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22-24). Отложим образ ветхого человека, скотоподобный и звериный, мерзкий и нечистый, и облечемся в новый образ Божий, небесный и святой. И станем подобны Отцу нашему Небесному, Который нас создал по образу и подобию Своему. И этот образ, растленный грехом, Отец наш небесный обновляет во Христе силой Святого Духа. Станем подобны Ему благими нравами: будем милосердны, как Он милосерд, будем чисты и святы, как Он свят, будем щедры, кротки, терпеливы и милостивы, как Он долготерпелив и многомилостив. И поскольку будем совлекаться ветхого человека, постольку будем облекаться в нового; ибо отвержение одного есть облечение в другого, и смерть одного есть жизнь для другого Совлекается и умерщвляется ветхий человек — облекается и оживляется в нас новый Поскольку мы будем облекаться в нового человека, постольку будут в нас богоподобные свойства, постольку будет чист и ясен в нас образ Божий (Тихон Задонский).