Болезни

«Дней лет наших — семьдесят лет, а при большей крепости — восемьдесят лет; и самая лучшая пора их — труд и болезнь, ибо, проходят быстро, и мы летим» (Пс. 89:10).

«Или он вразумляется болезнию на ложе своем и жестокою болью во всех костях своих, — и жизнь его отвращается от хлеба и душа его от любимой пищи» (Иов 33:19-20).

«Но Он [Иисус Христос] взял на Себя наши немощи и понес наши болезни; а мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом» (Ис. 53:4).

«И прошел о Нем слух по всей Сирии; и приводили к Нему всех немощных, одержимых различными болезнями и припадками, и бесноватых, и лунатиков, и расслабленных, и Он исцелял их» (Мф. 4:24).

«Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазавши его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он соделал грехи, простятся ему» (Иак. 5:14-15).

«И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Отк. 21:4).

Болезнь — это боль, хворь, хиль, немощь, недуг, нездоровье, телесные и душевные страдания (В. Даль).

Болезненный — склонный к недугам, слабый, хилый, часто болеющий (В. Даль).

Одр болезни бывает часто местом богопознания и самопознания. Страдания тела бывают часто причиной духовных наслаждений, одр болезни орошается слезами покаяния и слезами радости о Боге (епископ Игнатий).

Для тела болезни — горький напиток, а для души — спасительное врачевство.

Когда человек болен, тогда и душа его начинает искать Господа. Потому вразумление хорошо, если только вразумленный благодарит (Ефрем Сирин).

Болезни и для духовной моей части служат некоторым очищением, а в очищении всякий имеет нужду, как бы ни был он крепок (Григорий Богослов).

Страдаю от болезни и радуюсь — не тому, что страдаю, но тому, что могу быть учителем в терпении для других. Ибо когда не могу не страдать, приобретаю страданием то, что переношу его и благодарю как в радостях, так и в скорбях, будучи уверен, что все случающееся с нами у Слова не без разумной причины, хотя нам и кажется, что причины нет (Григорий Богослов)

Если почувствуешь, что смущается болезнями душа, то скажи ей: разве эта болезнь не легче геенны, в которую впадешь, если не будешь тверд и постоянен в терпении?

Болезни посылаются для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение (Иоанн Лествичник).

Случаются болезни и для нашего испытания в добре (Иоанн Златоуст).

Болезнь хотя и расслабляет тело, но укрепляет душу; тело умерщвляет, но душу животворит; внешнего человека ослабляет, но внутреннего обновляет. «Если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4:16). Как обновляется? Научается смирению, терпению, памяти смертной и от нее усердному покаянию, молитве, презрению мира и мирской суеты. Кто захочет в болезни гордиться? Кто, видя приближающуюся из-за недуга кончину, пожелает чести, славы, богатства? Кто бесстрашно дерзнет грешить, видя наступающий страх Суда Божия? Когда усерднее человек молится, чем в болезни? О, болезнь, горькое, но целебное средство! Как соль предотвращает гниение мяса и рыбы, так всякая болезнь сохраняет дух наш от гнилости и тления греховного и не позволяет страстям зарождаться в нас (Тихон Задонский)

Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига и даже более.

Кто терпит болезни и благодарит, тот мученический венец получает (Иоанн Златоуст).

Когда мы чувствуем себя всего слабее телом, мы можем быть всего сильнее духом (Люси Малори).

Кто создал душу, Тот сотворил и тело, и Кто исцеляет бессмертную душу, Тот может излечить и тело от временных страданий и болезней (Макарий Египетский).

Но Бог часто попускает тебе впасть в болезни не потому, что Он оставил тебя, но чтобы более прославить тебя (и очистить) (Иоанн Златоуст).

Не одно расслабление телесное есть болезнь, но и грех, и последний еще более, так как душа лучше тела (Иоанн Златоуст)

Как не должно вовсе избегать врачебного искусства, так несообразно полагать в нем свою надежду. Но как пользуемся искусством земледелия, а плодов просим у Господа, так, вводя к себе врача, когда позволяет это разум, не отступаемся от упования на Бога (Василий Великий).

Болезни смиряют душу.

Испорченность души есть причина болезней телесных (Иоанн Златоуст).

Ибо какой вред от болезни тела, когда душа здорова (Иоанн Златоуст).

Иисус Христос совершил искупление от греха; мы не нуждаемся в искуплении от болезни; ее нужно убрать, но полностью она не будет удалена от нас, пока мы не достигнем славы, где с болезнью и смертью будет навсегда покончено.

В болезни твоей не будь небрежен, но молись Господу, и Он исцелит тебя. Оставь греховную жизнь, и исправь руки твои, и от всякого греха очисти сердце.

В болезнях прежде врачей и лекарств пользуйся молитвой (Нил Синайский).

Предохранить организм от болезни несравненно легче, чем его лечить.

Опознанная болезнь наполовину вылечена (молдавская народная мудрость).

Из всех лекарств лучшее — отдых и воздержание (Б. Франклин).

Болезнь, что пожар чем раньше ее обнаружишь, тем меньше вреда она причинит (русская народная мудрость)

Болезни следует смягчать и излечивать разумным образом жизни (М Монтень).

Тяжелыми болезнями Бог иногда преграждает нам путь к беззакониям, в которые мы непременно впали бы, будучи здоровыми

Болезни усиливаются от нетерпения (Тихон Задонский).

Прими в рассуждение время и вечность, временное и вечное страдание, временное утешение и вечное страдание, временное страдание и вечное утешение — и облегчится болезнь твоя. Ничто гак не облегчает скорби, как надежда избавления от скорби и получения вечного утешения Вот скоро будет конец всему будет конец и утешению временному, и временному страданию, и настанет или утешение, или страдание вечное. Смерть для каждого есть дверь к вечности, или блаженной, или неблагополучной, и уже ближе тебе она сегодня, нежели была вчера и третьего дня. А как придет, то и положит конец страданию твоему, и от временного страдания перейдешь к вечной радости (Тихон Задонский).

Неужели все болезни от грехов? Не все, но большая часть. Некоторые бывают и от беспечности Чревоугодие, пьянство и бездействие тоже производят болезни (Иоанн Златоуст).

Неудачи Бог посылает для здоровья души (Иоанн Лествичник).

Поражается плоть, чтобы исцелилась душа, умерщвляется грех, чтобы жила правда (Василий Великий).

Те, которые дурным образом жизни сами приобрели болезнь, должны пользоваться телесными врачеваниями как примером для попечения о душе (Ефрем Сирин).

Нет худшего больного, как тот, который умирает и этого не сознает.

Человека надо жалеть и любить, а не грех его, — больного, а не его болезнь.

Среди влияний, укорачивающих жизнь, преимущественное место занимают страх, печаль, уныние, тоска, малодушие, зависть, ненависть (X. Гуфеланд).

Испорченность души есть причина болезней телесных (Иоанн Златоуст).

Нет такой немощи, которую не в силах исцелить человеколюбивый Христос (Нил Синайский).

Часто не руки врачей, но одна вера восстанавливает болящего.