Гнев

«Не будь духом твоим поспешен на гнев, потому что гнев гнездится в сердце глупых» (Ек 7:9).

Тяжел камень, весок и песок; но гнев глупца тяжелее их обоих» (Пр. 27:3).

«Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его» (Пр. 29:11).

«Итак, братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова, медлен на гнев, ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1-9-20).

«Всякое раздражение и ярость, и гнев, и крик, и злоречие со всякою злобою да будут удалены от вас» (Еф. 4:31).

«Гневаясь, не согрешайте; солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4.26).

Гнев — это чувство сильного негодования, возмущения; состояние раздражения и озлобления.

Гнев — сильное чувство негодования; страстная, порывистая досада, запальчивый порыв, вспышка; озлобление, злоба (В. Даль).

Гнев есть начало безумия.

Гнев — это страстный приступ зла, не высказанный словами. Гнев — это начало многих тяжелых переживаний.

Гнев — сильный, все пожирающий огонь; он и телу вредит, и душу растлевает, и делает человека неприятным на вид и постыдным (Иоанн Златоуст).

Гнев — друг пороков, неприязненный мой защитник и покровитель, надмевающий меня и предающий аду (Григорий Богослов).

Гнев, как чувство большой биологической давности, имеет множество форм и вариаций, из которых основными следует признать ярость, ненависть, негодование

Гнев, относящийся к самому человеку, всегда грешен, он вырождается в человеческую злобу

Гнев человеческий может быть вызван уязвленным самолюбием, исканиями своего, гордостью, разрушенными планами, неосуществившимися целями, плотскими амбициями или несовершенствами и ошибками других людей.

Гнев, как не что иное, отражается на сердце, мозге, системе кровообращения, нервной системе, на системе пищеварения и вообще на всем организме гневливца

Гнев имеет свойство деформировать всего человека внешне и внутренне Голос гневливца делается металлическим, повышенным, взгляд — злым, зверским, лицо — сперва багровым, а позже — бледным и перекошенным, руки — трясущимися, жесты — резки ми, язык — «воспаленным от геенны», слова языка — как ядовитые жала ос, шмелей и шершней, вонзающимися в самое сердце несчастной жертвы гневливца

Гнев — как буря в море пока она не успокоится, многие пассажиры заболевают и вынуждены лежать в кабине

Гнев не уживается со справедливостью, как ястреб с голубем

Гнев — опасный для всякого советник, что предпринято в гневе, то никогда не бывает благоразумным (Григорий Богослов)

Что буря производит в воздухе, то гнев производит в уме. Буря волнует воздух — гнев возмущает ум. Буря часто потемняет воздух — гнев нередко помрачает ум. От этого люди самые даровитые, самые умные в минуты гнева нередко ошибались и произносили такие суждения, которых сами после стыдились

Гнев везде неуместен, а более всего — в деле правом, потому что; затемняет и мутит его

Гнев выражается напряженностью всех мышц тела, в частности сжатием кулаков и зубов, усиленной деятельностью сердца, краснотой лица, налитием глаз кровью и выпячиванием их, блеском глаз, усиленным, но затруднительным дыханием, напряжением внимания

Гнев есть оружие бессилия (С Сегюр)

Гнев порабощает и унижает даже достойного человека (Бобрий)

Во гневе человек теряет разум (молдавская народная мудрость)

Гневливость — страсть, а дела ее — вспышки гнева, брань, ссоры.

Гневливость — это вывеска, которая против воли человека сама себя показывает (Григорий Богослов)

Если бы человек разгневанный мог видеть себя во время своего гнева, то он уже не имел бы нужды ни в каком другом увещании, потому что нет ничего неприятнее лица раздраженного (Иоанн Златоуст)

Гнев губит, умерщвляет душу и удаляет от Бога (Ефрем Сирин)

Гневливый утрачивает мир и здоровье, потому что и тело у него непрестанно истаивает, и душа скорбит, и плоть увядает, и лицо покрыто бледностью, и разум изнемогает, и помыслы льются рекой, и всем он ненавистен (Ефрем Сирин)

Скажи, какое другое зло хуже преступившей меру гневливости? И есть ли от этого исцеление? В иных болезнях прекрасное исцеление — мысль о Боге А гневливость, как только однажды преступила меру, прежде всего заграждает двери Богу Самое воспоминание о Боге увеличивает зло, потому что разгневанный готов оскорбить и Бога Видел я иногда, что и камни, и прах, и укоризненные слова (какое ужасное исступление ума!) люди бросали в Того, Которого никто, никогда и никак не может уловить Законы отметались в сторону, друга, врага, отца, жену и родных — всех сметал стремительный поток (Григорий Богослов)

Гневливый человек далек от долготерпения и любви, пустыми речами легко приводится в смятение, из безделицы заводит ссоры; где в нем нет нужды, там вмешивается и навлекает на себя все большую и большую ненависть (Ефрем Сирин)

Ничто так не омрачает чистоту души и ясность мыслей, как необузданный и сильный гнев (Иоанн Златоуст)

Гнев не сохраняет верности (Григорий Богослов).

Гневливость — человекоубийственная страсть, очевидное безобразие лица, обуревание мысли, злобное упоение, легион бесов (Григорий Богослов)

Гнев доводит до неистовства. Это — путь к смерти (Григорий Богослов)

Склонный к гневу воспаляет кровь и ее неумеренным волнением повреждает свое здоровье.

Гнев ослепляет, но, к сожалению, не отнимает дара речи.

Кто не удерживает языка своего во время гнева, тот не удержит и своих страстей (Иперхий)

Ревность и гнев сокращают дни.

Гнев и мстительность есть страсть слабой души (Ювенал).

Гнев и злость есть недостаток ума.

Гнев и упрямство есть сила безрассудных.

Люты змея и василиск, но гораздо злее их гнев (Ефрем Сирин).

Где злоба и гнев, туда не прилетает дух кротости (Иоанн Златоуст).

Гнев гневом не врачуется.

То, что начинается гневом, кончается срамом.

Гнев и мир Божий несовместимы.

Цицерон говорил: «Когда на сцену выходит гнев, то все делается неправильно и неразумно». А Сенека назвал гнев «кратким безумием».

В равной степени недопустимы гнев в сердце человека и гнев в речи человека.

Наш собственный гнев делает нам больше вреда, чем то, что заставляет нас гневаться (Д Леббок).

Как гнев, так и злоба рождаются от безмерного самолюбия. Ибо самолюбец во всем ищет своей корысти, славы и чести А если видит препятствие в чем-либо своему намерению и желанию, тем смущается, огорчается и гневается на того, кто творит препятствие. И потому старается помочь делу гневом, то есть отомстить, что свойственно злобе (Тихон Задонский).

Гнев обращается в злобу и злопамятство, когда долго удерживается и питается в сердце. Поэтому и повелел Господь скоро его пресекать, чтобы не перерос в ненависть и злобу, и тем не приложилось к злу большее зло. «Солнце да не зайдет во гневе вашем; и не давайте места диаволу» (Еф. 4:26-27), — говорит апостол. Как пожар, если его не потушить сразу, многие поедает дома, так и гнев, если вскоре не прекратится, много зла учинит и бывает виной многих бед. Поэтому, по увещанию апостола, нужно сразу изгонять гнев из сердца, чтобы, усилившись, не причинил еще больше вреда и не погубил нас самих, гневающихся, и тех, на кого мы гневаемся (Тихон Задонский).

Гнев подобен сильной горячке, а гордость — развившейся опухоли.

Злой человек, разгневавшись, вредит другим, но прежде всего — самому себе.

Гневаясь, мы тем самым как бы разрешаем сатане сесть за руль и управлять нашим языком, чувствами и поведением. Мы полностью вручаем себя в руки того, кто ищет только удобного случая, чтобы погубить наш дух, душу и тело.

Не может быть оправдан несправедливый гнев, ибо самое движение гнева есть падение для человека

Когда вы приходите в гнев, вы делаетесь собственным палачом, вы терзаете самих себя. Что может быть страшнее разгневанного человека? (Иоанн Златоуст)

Быть гневливым и сердитым есть не что иное, как самого себя наказать за чужие погрешности и глупости.

Часто хитрость возбуждает гнев с единственною целью — выведать его тайну или забрать его в свои руки, когда утомится.

Кто предается гневу, тот делает из себя зрелище, крайне неприятное для других. Посмотрите на гневающегося человека: кровь его кипит и стремится к оконечностям, глаза его сверкают и горят каким-то разрушительным огнем; звуки голоса неестественны; речь прерывается; все лицо как-то искривляется

И львов укрощают и делает ручными. А человек попускает иногда своему гневу быть неукротимее льва.

Какое извинение вы найдете перед судом своей совести, когда из льва вы делаете некоторым образом человека, а сами из человека становитесь неукротимым львом? (Иоанн Златоуст)

Если ты, кому либо делая выговор, придешь в гнев, то удовлетворишь свои страсти; таким образом, чтобы спасти другого, ты не погуби самого себя (Макарий Великий).

Ты говоришь, что вокруг тебя все плохие люди. Если ты так думаешь, то это верный признак того, что ты сам очень плох.

Как ни вреден гнев для других людей, он более всего вреден тому, кто гневается. И всегда гнев вреднее того, из-за чего гневаешься.

Там правды не узнать вовек, Где в сильном гневе человек.

Отдаваться гневу — все равно что мстить самому себе за вину другого (Д. Свифт).

Гордый не терпит унижения; гневливый раздражается без причины; подозрительный боится призраков, создаваемых собственной мнительностью.

Гневающийся убивает свою душу, потому что всю жизнь проводит в смятении и беспокойстве (Ефрем Сирин).

Подчинившиеся страсти гнева не совершают ничего здравого (Василий Великий).

Гневные не видят ничего здраво и не делают ничего как следует, но уподобляются людям с поврежденными чувствами, потерявшим способность рассуждать (Иоанн Златоуст).

Если увидишь лежащую змею — бежишь прочь, боясь, чтобы не ужалила тебя, а гневу, который полон смертоносного яда, позволяешь оставаться в сердце (Ефрем Сирин).

Воспламеняющийся гневом на ближнего всегда более сам причиняет себе вред, нежели сколько терпит вреда от обидевшего. Поэтому люди действительно умные большею частию переносят с терпением неприятности, им причиняемые «Вспыльчивый может сделать глупость» (Пр. 14:17), — говорит Соломон.

Невозможно кому-либо разгневаться на ближнего, если сердце его сперва не вознесется над ним, если он не уничижит его и не сочтет себя высшим его.

Тому, кто живо помнит о своих немощах и грехах, кто видит себя ниже всех по порче души своей, — тому не до того, чтобы волноваться гневом на другого.

Гнев всего более и чаще обнаруживается в нас, когда мы слышим от ближнего противоречие себе, обличение и злословие. Истинного христианина все это не раздражает, так же как не превозносят его сердца и похвалы, слышимые им от других.

Не должно одобрять тех, кто сверх должной меры милостивы; но и наказывать злых должно ради самого добра и правды, а не ради собственной страсти.

Никто в гневе не может столько сделать ближнему зла, как начальник. Поэтому он всего более и должен бояться допускать в себе гнев, а в гневе — что-либо говорить или делать. Прекрасно сказал некто из древних виновному: «Я наказал бы тебя, если бы не был разгневан».

Не думай, что добродетель в храбрости и силе; если ты можешь стать выше гнева — простить и полюбить того, кто обидел тебя, то ты делаешь лучшее, что может сделать человек.

Будь осторожен, когда хочешь в человеке бить по диаволу, — как бы не задеть в нем Бога. Это значит: осуждая человека, нельзя забывать того, что в нем есть дыхание Божие.

Проявление гнева в человеке свидетельствует о недостатке у него любви к ближнему.

Никогда не нужно гневаться из-за оскорблений и обид, причиненных нам лично, но часто нужно негодовать, когда обиды причинены нами другим людям.

Кто не отвечает гневом на гнев, спасет обоих — и себя, и другого (индийская народная мудрость).

Господин гневу своему — господин всему (русская народная мудрость).

Если ты скажешь оскорбительное слово, если оскорбишь брата, то огорчишь не его, а Духа Святого (Иоанн Златоуст).

Не видит гнев, где братья, где враги…

Коль гневен ты, сам от себя беги.

Конец гнева — начало раскаяния.

Ты гневлив? Будь таким по отношению к своим грехам, бей свою душу, бичуй свою совесть, будь строгим судьей и грозным карателем своих собственных грехов — вот польза гнева, для этого Бог вложил его в нас (Иоанн Златоуст).

В том и благородство, в том и свобода, чтобы никому не говорить ничего унизительного, хотя бы иной был достоин этого (Иоанн Златоуст).

Чтобы с дерзновением приступить к Богу, не допускай гнева, когда он хочет войти в твою душу и соединиться с нею, но отгоняй его, как бешеного пса (Иоанн Златоуст).

Можно не приходить в гнев, если всегда помнить, что ты перед очами всевидящего Бога (Василий Великий).

Не оставим этого зверя, гнев, на свободе, но набросим на него со всех сторон узду — страх будущего суда (Иоанн Златоуст).

Разжигание негодования начальника синагоги возбуждалось не могуществом сатаны, проявляющимся в болезненном состоянии этой женщины, а могуществом Христа, явленным в полном освобождении больной от ее болезни (Лк. 13:10-16).

Удобнее побеждать царства, нежели свой гнев. Герои, делавшиеся победителями царей, становились рабами своего гнева. Поэтому Священное Писание дает преимущество победителю гнева своего перед победителем народов. «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города» (Пр. 16:32).

Нет большей победы, как победить свой гнев и негодование (Тихон Задонский).

Чтобы одержать победу над страстью гнева, для этого нужно чаще размышлять о тех пагубных последствиях, какие производит в нас гнев.

Услышав слово, оскорбляющее или унижающее тебя, — остерегись, чтобы не воспламениться гневом, который правды Божией не творит (Иак. 1:20). Скажи лучше себе: вот случай поучить себя терпению и смирению, и отвечай оскорбляющему и унижающему или молчанием, или, если необходимо, кротким словом правды.

Помни слова псалмопевца: «Гневаясь, не согрешайте» (Пс. 4:5), то есть если уж нельзя удержаться от гнева, потому что это движение нашего духа зависит от природы, а не от свободы нашей, то не должно по крайней мере произносить бранных слов; это вполне в нашей воле Речная вода, выливаясь из берегов, делается мутною и грязною; так и чувство гнева, выражаясь в словах, грязнит душу говорящего, оскорбляет слушающего и обоих ведет ко греху (Амвросий Медиоланский)

Со смущением и гневом ничего не говори, потому что зло добра не рождает. Но потерпи, пока помысел твой успокоится, и тогда скажешь мирно.

Как в сосуде, плотно закрытом, скоро погаснет огонь; так в душе, как бы запечатанной молчанием, скоро утихает чувство негодования.

Когда почувствуешь в себе сильный приток гнева, старайся молчать А чтобы и само молчание принесло тебе более пользы, обращайся мысленно к Богу и молись Ему.

Для того чтобы дать силу любви к другому над силою гнева, молись в движении гнева за ближнего, говори от глубины сердца: «Господь! Прости согрешение оскорбившему меня, — он человек, как и я*. Поверь, молитва подаст мир душе твоей.

Гневаться — в природе человека, но подавлять гнев — в природе христианина (Блаженный Августин).

Кротость и терпение имеют больше силы, чем гнев и строптивость.

Огонь огнем не погасишь, но водою; и гнев гневом не победишь, но кротостью и долготерпением.

Что для огня вода, то для гнева кротость и ласковость (Иоанн Златоуст).

Гнев есть огонь, пламя, которое охватывает, умерщвляет и сжигает. Но мы будем угашать его долготерпением и воздержанием (Иоанн Златоуст).

Гнев укрощается псалмопением, долготерпением и молитвой (Евагрий).

Смех — самое сильное орудие в победе над гневом (Григорий Богослов).

Ни на кого не умей негодовать или гневаться, разве на себя самого (Фома Кемпийский).

«Гневаясь, не согрешайте: солнце да не зайдет во гневе вашем» (Еф. 4:26). Вторым препятствием для исполнения Духом Святым апостол Павел называет гнев Кто поддается гневу, тот оскорбляет Духа Святого и угашает Его

Самообладание в минуту гнева не менее высоко и не менее благородно, как самообладание в минуту страха (А. Смит).

Ничего не начинай во гневе. Глуп тот, кто во время бури садится на корабль (А Гауч).

Не гневайся ни на одного человека, хотя бы и сильно кем-либо был оскорблен «Ибо гнев человека не творит правды Божией» (Иак. 1.20) (Димитрий Ростовский)

Остерегайся даже и ненапрасного гнева, чтобы не помутить яростью своего душевного ока (Димитрий Ростовский).

Не нужно гневаться никому за слово обличительное. Не гневаешься, человек, на зеркало, которое отражает недостатки лица твоего. За что же гневаться на проповедника, указывающего на твои грехи? (Тихон Задонский)

Как не угашается огонь огнем, так не побеждается гнев гневом, но разжигается еще больше. Отсюда восстают ссоры, войны, драки, кровопролития, убийства и прочее зло. А кротостью и любовью часто и самые свирепые враги преклоняются и примиряются (Тихон Задонский).

Ощутив гнев, тотчас отвергни его, чтобы не нарушить радость твою о Господе Умоляю как юношей, так и старцев, чтобы не позволяли гневу овладевать вами (Антоний Великий).

Щадя других и не проявляя своего гнева, сам найдешь пощаду, в общем мнении покажешься благоразумным и сохранишь способность молиться (Нил Синайский).

Непозволительно гневаться как без причины, так и по основательной причине, ибо это воспрещено Господом (Нил Синайский).

Как нет ничего выше любви, так, напротив, нет ничего хуже гнева. Лучше пренебречь полезным и необходимым, чтобы избежать гнева. Так же как лучше принимать и переносить все неприятное, чтобы сохранить спокойствие любви и мира, поэтому нет ничего гибельнее гнева и скорби и полезнее любви (Иоанн Кассиан Римлянин).

Когда к тебе, терпящему что-либо ужасное и невыносимое, подступят гнев и ярость, вспомни о кротости Христа, и скоро станешь кротким и смиренным… извлекая величайшую пользу из кротости не только для себя, но и для врага, наставляя его (примером) быть добрым (Иоанн Златоуст).

Гневающийся на ближнего да примирится с ним, чтобы примирился с ним прогневанный праведный Судия (Ефрем Сирин).

Если же ты будешь ждать, чтобы враг наперед пришел и попросил прощения, то ты не получишь пользы — он предвосхитит награду и получит благословение А когда ты сам придешь, то не останешься ниже его, но победишь гнев, преодолеешь страсть, обнаружишь великую мудрость, послушавшись Бога (Иоанн Златоуст).

Кто обижается, когда говорят о нем худо, тот этим доказывает, что сознается в справедливости о нем сказанного; а кто смеется — исправляет всякое о себе подозрение в присутствующих (Иоанн Златоуст).

Гневных мы лучше всего исправляем тем, когда в момент возмущения их гневом уклоняемся от них.

Для гнева не будет места, если ты освободишься от пристрастия к себе самому (Иоанн Златоуст).

Всегда сохраняя себя от гнева, мы уподобимся Богу (Иоанн Златоуст).