Дела и слова

«Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его? Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им «идите с миром, грейтесь и питайтесь», но не даст им потребного для тела что пользы? Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак 2 14-17)

«Будьте же исполнители слова, а не слышатели только, обманывающие самих себя» (Иак 1 22)

«Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были» (1 Пет 3:1)

«И все, что вы делаете словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря чрез Него Бога и Отца» (Кол 3 17)

У кого слово — дело, тот силен в слове и деле

Опыт действительнее многословной науки, которая на словах представляет много, а на деле ничего Что пользы уметь распутывать хитросплетенные слова и не уметь развязывать узлы сомневающейся совести? «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк 8 36) Тщетны тогда будут науки и бесполезны Да что говорю, бесполезны’ Не может быть вреднее того человека, который бы имел науку, но не имел праведной совести И потому несомненно, что самая лучшая наука бывает делом, а не одним словом

Это наука евангельская, ибо христианской мудрости свойственно философствовать не словами, но делами Евангелие учит, что Царство Божие не в слове, но в силе Оно хочет, чтобы его последователь был, как светило, в мире «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф 5:16)

Истинно мудр не тот, кто учит словом, но кто наставляет делом (Иперкий)

Слова ничего не значат, когда они не подкрепляются и не оправдываются делами (Филипп Шафф)

Слова без дел подобны картинам, писанным линяющими красками, от ветра и дождя они стираются

Всякое слово, не опирающееся на дела, не идет дальше ушей, но, когда оно соединяется с делом, оно оживляет, проникает до сердца

Наставление никогда не будет действительно, если наставник не вкоренит его в сердце наставляемого собственными примерами

Безгласное дело лучше неисполнимого слова Никто никогда не стал высоким без добрых дел, а многие прославились без красного слова (Григорий Богослов)

Если соединяются слово, жизнь и дело, то они составляют красоту всего любомудрия (Исидор Пелусиот)

Кто делает то, чему поучает, у того дело его и малому слову дает великую силу.

Вдвойне тот учит, кто учит тому, что должно делать, и сам делает то, чему должно учить

Голос поступка громче голоса слов Слова учат, а поступки утверждают

Приучай сердце твое соблюдать то, чему учит язык

Как будем наставлять других, если не ревнуем о наставлении самих себя? (Тихон Задонский).

Верующие должны мало говорить, но много делать.

Лучше мудрость не словом блистающая, но свидетельствуемая делами (Григорий Богослов)

Гораздо лучше молчать, нежели учить другого тому, чего не делаем сами (Иак 3 1-2)

Так благоустраивай свою жизнь, чтобы она могла поучать без слова паче слова.

Обличай развратных благородством жития своего, а тех, у кого бесстыдны чувства, — воздержанностью очей своих (Иоанн Златоуст)

Собственные слова наши и дела найдут нас и принесут либо радость, либо печаль Действуют они то как острая стрела, ранящая сердце, то как прекрасные цветы, распространяющие благоухание

Недостаточно одних слов для богоугождения и назидания людей, нужны дела Но у людей нынешнего времени гораздо больше слов Бог же требует дел, а не бесплодных слов (Изречения безымянных старцев).

Непозволительно вменять в обязанность другим, чего не можешь исполнить сам (Василий Великий)

Проповедники, которые довольствуются одним только устным проповедованием слова истины и спасения, которые не так хорошо живут, как учат, не подобны ли тем столбам, которые указывают дорогу, но сами и с места не сдвинутся.

Тот тщетно учит, чьи дела противны учению.

Приятно учишь ты в церкви, но лучше было бы, если бы учил благими делами. А теперь уподобляешься человеку, который бросает вверх камни и… они падают на него самого. Если грехи, которые мы обличаем, есть в нас, то мы отрекаемся от слов делами и не только не препятствуем слушателям поступать дурно, но и себя подвергаем осмеянию (Исидор Пелусиот).

Мудрствовать на словах легко, а на деле трудно. Поэтому одно не задевает слушателей, а другое трогает; одно возбуждает смех, а другое пробуждает от беспечности; одно вызывает упрек, а другое — похвалы; одно возмущает, а другое пристыжает слушателей. Поэтому нужно не только говорить о том, что надлежит делать, но и исполнять это; иначе подвергнемся укоризне и будем подлежать ответственности (Исидор Пелусиот).

Жизнь назидает и молча, а слово без жизни, несмотря на сильное и блестящее изложение его, служит только в отягощение слышащим (Исидор Пелусиот).

Грешница, услышав, что Спаситель в доме Симона, пришла туда с алавастровым сосудом мира и, став у ног Господа сзади, начала плакать, и умыла слезами своими ноги Его, потом отерла их своими волосами и помазала миром (Лк. 7:37-38). Она ничего не говорит, а только действует, и своими действиями показывает самую нежную любовь к Господу. За то и сказано было о ней: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много» (Лк. 7:47). О, когда бы и нам меньше говорить, а больше действовать, и действиями своими свидетельствовать любовь к Господу! Скажешь: «Если бы Он Сам тут был, я сразу бы все для Него сделал». Да Он есть тут, невидимый Своим лицом и видимый во всех христианах, а более всего — в нуждающихся. Невидимого Господа с любовью помажь миром сердечно-умной молитвы, а для видимого — делай все возможное для нуждающихся, и будешь делать для Бога (Феофан Затворник).

Или не учи совершенно других, или учи так, чтобы вместе быть для них образцом добродетели. Иначе, что одною рукою созидать будешь, то опровергнешь другою. Пусть лучше благочестивая жизнь говорит за тебя, так точно, как живописец учит не столько словами, сколько своею кистью: как небеса поведают славу Божию, не какие-либо издавая звуки, но блистательностию своего вида возбуждая в зрителе чувство удивления к Создателю (Иоанн Златоуст).

Слова истины, не оправдываемые жизнью, могут наводить сомнение на самую истину.

Блажен, когда делами проповедуешь добродетель. А если говоришь свойственное добродетели, делаешь же противное ей, то сие не спасает.

Горе тому, кто разумеет истину и поучает ей других, а сам пренебрегает ею.

Человек, имеющий одни слова, но не имеющий дел, подобен дереву, имеющему листья, но не имеющему плодов.

Тот, кто мудр на словах без дел, не приносит большой пользы слушателю. И напротив, тот, кто может предложить совет, прежде исполненный им самим, этим больше всего помогает слушателю (Иоанн Златоуст).

Обычно не столько входят в душу наставления словами, сколько делами; и если не имеешь дел, то, разглагольствуя, не только не приносишь пользы, но больше приносишь вреда; лучше бы молчать. Потому что предлагаешь мне дело невозможное. Если ты, который говоришь много, рассуждаю я, не исполняешь этого, то тем более я достоин извинения, если ничего не говорю (Иоанн Златоуст).

Нужно благое поведение, а не остроумие, нравственность, а не слова — вот что доставляет Царство, дарует действительные блага. Не язык изощряй, но душу очищай. Говорю это не с тем, чтобы запретить образование, но чтобы не привязывались исключительно к нему (Иоанн Златоуст).

«Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5:16). Надежнее дело, чем слово. Вредно просвещение, когда им не руководит благоразумие и честность; полезнее посредственное знание, утвержденное опытом, нежели одна высокомерная мысль (митрополит Платон).