Духовный руководитель

«Пастырей ваших умоляю я, сопастырь и свидетель страданий Христовых и соучастник в славе, которая должна открыться: пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия, и не

господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду, — и когда явится Пастыреначальник, вы получите неувядающий венец славы» (1 Пет, 5:1-4).

«И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями, к совершению святых, на дело служения, для созидания тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:11-13).

«Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает. Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, (честен,) страннолюбив, учителей, не пьяница, не бийца, (не сварлив), не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив. Хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью; ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1 Тим. 3:1-5).

Дар руководства — это духовное качество и дается только Богом; если Его ищущий взгляд упадет на человека, доказавшего свою способность, то Он дает ему помазание Своим Духом и выделяет его для Своего особого служения (Деян. 9:17).

Руководитель — это человек, который знает дорогу, идет впереди и может увлечь за собой других.

Руководство означает, что есть воля и способность объединить мужчин и женщин для общей цели и характер, который внушает доверие.

В рассуждении о духовном руководстве речь идет о высшей духовной силе, которая никогда не может быть произведена сама по себе. Такого человека, который бы сам сделался духовным руководителем, не бывает. Он может влиять на других в духовных делах только потому, что Святому Духу возможно через него и в нем сильнее проявляться, чем в руководимых им людях.

Способность руководить — это внутреннее качество духа и не нуждается во внешнем доказательстве силы.

Доброта и верность, любовь и постоянство — вот что так отличает истинного служителя Христова.

Самым успешным руководителем является тот, кто направляет привязанность своих последователей ко Христу, а не к самому себе.

У нас имеется Руководитель, Который ведет Свое дело в жизни бесконечной, вчера, сегодня и вовеки, следовательно, перемены в человеческом руководстве не могут нас ни потрясать, ни пугать.

Есть только один Руководитель, постоянно держащий в Своих руках руководство, Который никогда не должен быть заменен другими. Поразительно, что Его ученики не прилагали никаких усилий, чтобы выбрать из своей среды того, кто должен был бы занять Его место после вознесения; из этого можно сделать заключение, что они сознавали тот возвышенный факт, что Он все еще был их живым Учителем.

Церковь забывает иногда Его действительное присутствие. Но она еще никогда не издавала панического вопля войска, оставшегося без Руководителя. Он всегда доказывал, что опасности и тяготы церкви близки Его сердцу.

Граф Цицендорф сказал: «У меня только одна страсть — Он и Он один». Он отказался от честолюбивых стремлений и стал прославленным основателем и руководителем Гернгуртской братской общины.

Настоящие качества руководителя находятся у тех людей, кто готов пострадать ради цели; кто достаточно велик для того, чтобы полностью поставить все на одну карту.

Сэмюэль Логан Бренгл был одним из действительно великих руководителей Армии Спасения. Будучи образованным человеком и вместе с тем наполненный чрезвычайной духовной силой, он обрисовал путь к духовному полномочию следующими словами: «Оно достигается не повышением по службе, но молитвой и слезами. Оно достигается только признанием в грехах и тем, что душа испытуется Богом и смиряется; путем отдачи самого себя, мужественным принесением в жертву всех божков, путем мужественного, долгого, бескомпромиссного и терпеливого обнимания Креста и беспрерывного решительного взирания на распятого Христа. Его нельзя достичь, если искать для себя великого, а надо, как Павел, считать, ради Христа, презренной потерей то, что приносит нам выгоду. Это высокая цена, но она должна быть без колебания заплачена тем, кто не только по названию, но и в действительности был бы духовным руководителем людей, человеком, полномочия которого на небе, на земле и в аду признаются». Это те люди, которых Бог ищет, в которых Он хочет проявить Свою силу (2 Пар. 16:9).

Настоящий и надежный руководитель, по всей вероятности, тот, кто не стремится руководить, а под внутренним давлением Духа Святого и под давлением внешних обстоятельств вынужден занять это место. Такими были Моисей, Давид и пророки Ветхого Завета.

Это должно служить довольно надежным правилом, что тот, кто стремится руководить, уже не годится в руководители. У подлинного руководителя нет никакого стремления играть роль повелителя над Божиим наследием, но он будет смиренным, кротким, готовым к жертве и также готовым покоряться, если Святой Дух откроет ему, что есть кто-либо умнее и способнее его

Принципы духовного руководства выражены в следующих словах Джона Р. Мотта: «Я думаю об употреблении слова руководства, о котором, без сомнения, и наш Господь думал, когда Он сказал: «Кто из вас хочет быть великим, пусть будет слугою всех». Руководство в смысле наибольшей отдачи себя в служении; в смысле наибольшего бескорыстия, неисчерпаемого и беспрерывного углубления в наибольшую работу в мире — строительство Царствия Господа нашего Иисуса Христа».

Доктор Джон Генди отправился в 1848 году в Анейтиум и проработал там 24 года во славу Божию. На его надгробном камне были написаны следующие слова: «Когда он сошел на берег в 1848 году, здесь не было ни одного христианина Когда он ушел в 1872 году, здесь не было больше ни одного язычника».

Общественные качества служителя

Он должен быть непорочен Это значит, что по своему характеру он не дает повода ни нападкам, ни упрекам. Невходящие в церковь должны дать ему доброе свидетельство Характер пресвитера должен быть таким, чтобы он вызывал уважение у стоящего во вне, внушал ему доверие и пробуждал в нем святое стремление.

Моральные качества служителя

В мире, в котором моральные принципы постоянно встречают хитроумные нападки, пресвитер должен быть в этом отношении без упрека. Он должен быть «мужем одной жены». Руководящий христианин должен быть исправным в своей жизни. Соблюдая верность своей супруге, он являет собой высокий образец. Он должен быть трезвым, «не пьяницей». Греческое слово «пьяница» обозначает’ «тот, кто проводит время за своим вином» с вероятными последствиями. Служитель Божий не может и втайне позволять себе попустительства, чтобы не ослаблять своего характера и не наносить ущерба общественному свидетельству о себе.

Духовные качества служителя

Он должен быть рассудительным, обладать здоровым умом. Это слово означает: уравновешенный разум, сдерживаемый привычным самообладанием. Джереми Тэйлор называл эти качества «поясом разума и вожжами страсти». Греки придавали этому большое

значение Для них это было дисциплинированное состояние духа, который не управляется внезапными импульсами, не позволяет себе предаваться крайностям, а придерживается середины между ними. Человек, стоящий на посту, должен владеть собой. По своему внешнему поведению он должен быть честным и порядочным.

Качества личности

Христианский руководитель не смеет быть сварливым, но должен быть сердечным и дружелюбным, не рьяным спорщиком-полемистом, но человеком, обладающим приятной разумностью. Дружелюбность исправляет и сглаживает бессердечность справедливости. Дружелюбный человек «вспоминает, — как говорит Аристотель, — добро, а не зло, и больше то добро, которое было ему оказано, чем то, которое он сам сделал». Он считается с другими и терпелив, а не просто сдержан. Будучи дружелюбным, он всегда ищет мирное разрешение трудной проблемы или напряженного положения. Он должен быть также гостеприимным, другом для чужих. Пастырь Хермас говорит «Епископ должен быть гостеприимен, должен быть человеком, который охотно и в любое время приветствует слуг Божиих».

Апостол Павел дает понять, что о способности человека представлять духовный авторитет для других свидетельствует его способность проводить в собственном доме мудрую и исполненную любви дисциплину.

Духовный работник должен иметь жену, полностью разделяющую его духовные стремления и готовую приносить духовные жертвы.

Греческое слово, которое цюрихская Библия переводит как «облекитесь», встречается только здесь и относится к части белой одежды или к переднику, который носили рабы. Руководитель должен носить передник раба.

Бог подготовил Адонирама Джадсона для его пионерской работы в Бирме, вооружив его подходящими для этого качествами: уверенностью в себе, дополненной подлинным смирением, энергией, которая сдерживалась осторожностью, терпением, самозабвением, мужеством и страстной любовью к людям

Мартина Лютера, великого реформатора, описывают как легко доступного человека Он был совершенно лишен всякого личного тщеславия и так прост в своих вкусах, что люди удивлялись, как он может жить, довольствуясь таким малым. Здравого смысла, игры юмора и жизнерадостности было у него в изобилии. К этому прибавлялись еще его бесстрашное мужество, его непреклонное убеждение и страсть ко Христу. Неудивительно, что он привлекал к себе людей, как цепями.

Профессор Г. Варнек описывал Хадсона Тэйлора так, что видно, как Бог снабдил его для пионерской работы в Китае: «Человек, преисполненный веры и Духа Святого, совершенно преданный Богу и славе Его, великий в самоотрицании, с сердцем, полным жалости У него была редкая сила молитвы и превосходная способность организации, неутомимая выдержка; он мог изумительно влиять на людей и был сам притом по-детски прост».

Один государственный деятель произнес речь, которая послужила переворотом в делах страны. «Можно спросить, сколько вам понадобилось времени, чтобы подготовить эту речь?» — спросил один из его почитателей. «Вся моя жизнь была подготовкой к тому, что я сказал сегодня», — гласил ответ.

Молодой человек, годный для руководства, работает в то время, когда другие бездельничают; он занимается, когда другие спят, молится, когда другие развлекаются. У него нет никакого места для вольных и неряшливых привычек на словах и в мыслях, в поступках или одежде.

Те, кто наиболее сильно и продолжительно влияли на свое поколение, были «провидцами» — людьми, которые больше и дальше видели, чем другие; людьми веры, потому что вера — это дальновидность.

Слуга Бога должен обладать проникновением в духовный мир. Ему должны быть видны горы с конями и огненными колесницами. Он должен быть способен понять, что пишется Божиим перстом на стенах совести. Он должен уметь истолковывать знамения времени в их духовном значении. Он должен время от времени отодвигать завесу материальных вещей и давать смертным заглянуть в то духовное великолепие, которое венчает Божий трон. Божий человек должен возвестить тот образец, который был ему показан на горе Синайской. Он должен облечь в слова то видимое, которое открывалось ему на острове Откровения… и ничего этого он не может сделать без духовного проникновения.

Если человек, занимающий общественное положение, требует от другого послушания, не принимая во внимание его разума и совести, то это тирания; если же, с другой стороны, человек способен своим тактом и благорасположением, молитвой, духовной силой и доброй мудростью настолько повлиять на другого и поучить его, что тот, благодаря своему собственному разуму и совести, придет к изменению своего курса, то это будет подлинное духовное руководство.

Ларе Ольсен Скрефсурд, одаренный чрезвычайными способностями к руководству миссионерской работой среди санталов, норвежец, встретив восторженный прием в Европе и Америке, сложил руки под столом и стал молиться: «Господи! Защити меня!»

Руководитель должен представить своим сотрудникам должную свободу для применения и развития их способностей.

Служителю Божию должно всегда держаться на втором плане, всячески поощрять в членах общины их зависимость от Господа и воспитать духовных руководителей, которые, когда это станет нужным, смогли бы принять дело в свои руки.

Когда Роберт Мюррей Макшейн переживал благословенные времена в своем служении и приходил домой с работы, он преклонял колена и символически возлагал венец на голову Господню, Которому он принадлежал по праву. И эта привычка помогла ему избежать опасной самоуверенности.

Вера рождает веру. Пессимизм порождает неверие. Главная задача духовного руководителя состоит в том, чтобы внушать веру своим сотрудникам.

Священнослужитель должен уметь страдать от тех ран, которые ему наносят как христианину: они дают ему новую жизнь.

Величие служителя не зависит от внешних обстоятельств, оно вырастает изнутри.

Не тот, кто унижает людей до своих слуг, выполняет задачи руководства, но тот, кто бескорыстно служит им сам. И это никогда не дается даром. Это и есть та горькая чаша, это крещение страданиями.

Духовный руководитель влияет на других, однако не только силой одной своей личности, но и пронизывающей его силой Святого Духа, наполнившего личность руководителя и давшего ему силу. Поскольку человек представил Духу Святому неограниченный контроль над своей жизнью, эта сила беспрепятственно проливается чрез него на других.

Общеизвестна истина, что мы можем влиять на других и руководить ими только настолько, насколько мы прошли сами. Человеком, у которого, вероятнее всего, будет успех, будет тот, который не только указывает путь, но и сам прошел его. Мы руководители только до такой степени, до какой мы можем воодушевлять других к общей цели.

Лучшее испытание для того, чтобы установить, кто хороший духовный руководитель, — это посмотреть, следует ли кто-нибудь за ним

Естественное и духовное руководство схожи между собою во многом, но в некоторых отношениях они противоположны. Это становится ясно, если противопоставить их некоторые важнейшие качества:

1. Уверенность в себе — доверие к Богу.

2. Знание людей — знание также и Бога.

3. Сам принимает решения — ищет познания воли Бога.

4. Честолюбив — сдержан.

5. Изобретает собственные методы — ищет и следует методам Бога.

6. Рад командовать другими — находит радость в послушании Богу.

7. Руководствуется личными соображениями — руководим любовью к Богу и людям.

8. Независим — зависим от Бога.

Отучил ли ты когда-нибудь себя от плохой привычки? Чтобы руководить другими, надо владеть собой.

Лорд Монтгомери назвал семь признаков полководца во время войны, из которых каждый относится также и к духовной работе:

1. Он должен быть способным выжидать и избегать возможностей погрязать в мелочах.

2. Он не должен быть мелочным.

3. Он не должен быть хвастливым.

4. Он должен быть хорошим знатоком людей.

5. Он должен доверять своим подчиненным и давать им исполнять свою работу без вмешательства.

6. Он должен обладать силой принимать ясные решения.

7. Он должен внушать доверие.

Доктор Джон Р. Мотт вращался в студенческих кругах, и поэтому его испытующие вопросы затрагивают другие области:

1. Хорошо ли он выполняет мелочи?

2. Распознает ли он, чему надо отдать преимущество?

3. Как он проводит свое свободное время?

4. Работает ли он усиленно?

5. Умеет ли он использовать момент?

6. Есть ли в нем стремление к росту?

7. Как он относится к поражениям?

8. Как он относится к невозможным положениям?

9. Какие у него способности?

Можешь ли ты владеть собой, если что-либо не удается? Руководитель, теряющий самообладание в трудных положениях, наносит ущерб и теряет свое влияние. Он должен быть спокойным во время кризиса и не смущаться, встречая враждебность и разочарование.

Легко ли тебе заключить дружбу и поддерживать ее? Круг твоих друзей служит признаком качества твоей руководящей деятельности.

Можешь ли ты относиться объективно к критике и не давать ей затрагивать себя? Извлекаешь ли ты из этого пользу? Смиренный человек может извлечь для себя пользу из мелочной и даже злобной критики.

Получал ли ты когда-нибудь похвалу как миротворец? Гораздо легче соблюдать мир, чем установить мир там, где он нарушен. Важная задача руководителя состоит в том, чтобы примирять (способность найти общую почву для противоречивых взглядов и побудить обоих партнеров согласиться с ней).

Чувствуют ли твои подчиненные в твоем присутствии уверенность в себе? Руководитель должен вызывать у других сочувствующее понимание и приветливость, которые смягчают их напряженность.

Есть ли у тебя чувство такта? Можешь ли ты предусмотреть вероятный эффект высказывания, прежде чем произнесешь его?

Даешь ты волю досаде или охотно прощаешь причиненную тебе несправедливость?

Используем ли мы людей или развиваем их? Даем ли мы людям Указания или развиваем их? Критикуем ли мы или одобряем? Избегаем ли мы проблематичных людей или приходим к ним?

Человек, избегающий общества, будет, по всей вероятности, плохим руководителем.

Ответственный христианин, исполняя свое духовное служение, никогда не смеет позволить руководствоваться соображениями материальной выгоды.

Духовный руководитель не должен быть заинтересованным в выгоде от своего служения — служить «не для гнусной корысти».

Бог желает, чтобы служители Его имели миссионерское ведение, охватывающее именно весь мир.

Если церковь хочет выполнить свое обязательство перед подрастающей молодежью, для этого необходимо сильное, духовное и готовое к жертве руководство.

«Сильное», потому что люди нуждаются в человеке знающем, куда он идет, и заслуживающем доверие. Они вырастают под руководством человека, проявляющего себя мудрым и сильным и держащимся того, во что он верит.

«Духовные», потому что недуховное руководство, основывающееся на естественных предпосылках, хотя и может быть привлекательным и способным, но кончается бесплодием, духовным и моральным банкротством.

«Готовое на жертвы», ибо оно запечатлено чрез жизнь Того, Кто пожертвовал Собой для всего мира и оставил нам пример, чтобы мы могли следовать по Его следам.

В мире, охваченном пожаром, голос церкви слышится лишь только патетическим шепотом. Где те люди, в которых молодое поколение может увидеть силу подлинного духовного руководства.

Церковь вырастала больше всего тогда, когда ей были дарованы сильные духовные руководители, считавшиеся с Богом и беспрерывно находившиеся в общении с Ним во время своего служения.

Духовные руководители создаются не путем выборов или назначений посредством других людей или избранием их на конференциях и синодах. Руководителями их делает Бог.

Высшие посты предназначаются тем, кто оправдал себя на низших.

Посты могут разделяться епископами и комитетами, но не духовный авторитет — ядро христианского служения. Этот авторитет даруется часто, хотя его не стараются снискать тем, кто раньше отличился в своей жизни духовностью, дисциплиной, способностью и прилежанием.

Если люди, находящиеся у власти и имеющие большое влияние, не могут вести за собой людей на духовные высоты, то они, хотя и бессознательно, но совершенно определенно, ведут их вниз; ибо человек не может живить самим собой.

Размеры влияния зависят от личности человека, от той пылкости, на которую он способен, от того пламени, которое пылает в нем, и от той притягательной силы, с которой он привлекает к себе человеческие сердца.

Человек может вести за собой других настолько далеко, насколько он может влиять на них

История церкви учит нас, что в момент полной отдачи самого себя Богу Святой Дух открывает в душе человека такие качества и дарования, которые долгое время были сокрыты и не использованы.

Когда пламенное рвение ранней церкви привело к обращению, чрезвычайно распространившемуся, Дух Святой преподал поучение о сущности служения руководством. Увеличение работы предъявило такие требования к апостолам, что стало нужным распределить работу, чтобы позаботиться о бедных и вдовах. Те, кому это могло быть поручено, должны были быть тщательно выбраны; поэтому апостолы дали точные данные о людях, которые должны быть выбраны: «Итак, братия, выберите из среды себя семь человек изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости: их поставим на эту службу» (Деян. 6:3). Разве не имеет значения, что главным требованием было названо то, что они должны быть исполнены Духа Святого, даже по отношению к такой, можно сказать, мирской службе? Они должны были быть безукоризненного поведения, умными, исполненными Духа Святого.

Духовность нелегко определить, но можно легко узнать, имеется она или нет. Ее называли распространяющимся ароматом, заимствованным из сада Господня. Она преображает атмосферу, она есть то несознаваемое влияние, благодаря которому Христос и духовные дела становятся действительностью для других. Но если это является стандартом для всех, кто занимает служение диаконов в церкви, то что же с теми, кто стремится к служению словом? Духовные цели могут быть достигнуты только духовными людьми, пользующимися духовными методами. Мирскому человеку нет места в руководстве церковью, как бы одарен он ни был, даже если это относится к только временным ограниченным заданиям.

«Мы ясно говорим нашему Господу, — сказал М. Лютер, — что если Он хочет иметь Свою церковь, то Он должен заботиться о ее сохранении и защищать ее, потому что мы сами не можем ни сохранить, ни защитить ее. А если бы мы это смогли, то мы стали бы самыми гордыми глупцами под небесами».

Самое большое, что Он поручил Своей церкви, — это был дар тех двенадцати людей, которых Он приготовил к руководству.

При избрании служителей церкви мы обращаем главное внимание на их красноречие. Для Христа молитвенная жизнь пастыря была важнее всех имеющихся у работников даров и талантов. К данному выводу мы приходим в силу того, что Христос учил апостолов молиться, но учил ли Он их проповедовать — об этом Евангелие умалчивает.

Во всех случаях, когда надо посылать новых работников на дело евангелизации мира, мы возлагаем наше упование на организации, жертвователей, церкви, общества и т. п. Христос же все это ставил в полную зависимость от молитвы. Он сказал: «Жатвы много, а делателей мало; итак молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» (Мф. 9:37-38).

Какой руководитель или проповедник не хотел бы быть популярным в своей общине? Разумеется, отсутствие популярности — не добродетель, но нельзя также достигать популярности слишком дорогой ценой.

Духовность нельзя равнять с непогрешимостью. Присутствие Духа Святого в человеке и стремление человека руководиться Духом Святым, без сомнения, означает, что он будет меньше ошибаться, чем те, кто не стремится к этому; но поскольку он все еще живет во плоти, то он не непогрешим. Даже призванные Богом и исполненные Духом апостолы совершали ошибки, требовавшие божественной поправки.

Преувеличенное подчинение руководителю служит признаком духовной незрелости. Принятие же такого угодливого подчинения является доказательством таких же слабостей руководителя.

Всегда найдутся неразумные люди, раболепствующие перед своими духовными руководителями и советниками и склонные возвышать одного над другим.

Роберт Моррисон писал из Китая: «Я считаю, что большая ошибка наших миссий заключается в том, что никто не хочет быть вторым».

Тот, кто нетерпеливо относится к слабостям других, будет страдать от недостатков в своей руководящей работе.

Доказательство нашей силы заключается не в том, что мы мчимся вперед, а в готовности приспособить наши шаги к более медленному ходу наших слабейших братьев и, несмотря на это, не терять руководства. Если мы слишком далеко уходим вперед, то утрачиваем силу нашего влияния.

Не земля обетованная была высшим Божьим даром Израилю, а такие люди, как Моисей, Давид и Иисус Навин, потому что Его наивысшие дары — люди.

Дело, призванное к жизни Богом и управляемое по духовным принципам, может пережить удар, нанесенный ему переменой руководства.

Может быть, люди заблуждаются в своей заботе о Боге и Его работе. Смерть одного из Его работников не является для Него неожиданностью и не побуждает Его к крайним поступкам. Для нас неожиданная потеря может быть сильным ударом, но нам не надо дрожать из-за Божьего дела.

Только после ухода характер и заслуги руководителя познаются полностью. Только после смерти Моисея Израиль целиком познал его величие. Под впечатлением смерти уроки жизни приобретают заслуженный ими вес.

Часто бывает, что человек меньшего формата, с совершенно другими способностями, может полезнее вести работу, чем его предшественник, основавший ее.

Если человеку на удалось установить добрый порядок в своей собственной семье, то есть ли основание считать, что в духовной семье у него будет больше успеха?

Честолюбивый руководитель легко может опуститься до мелкого тирана. Даже совсем небольшого авторитета уже достаточно, чтобы человек стал важно выступать, чтобы естественная походка превратилась в непристойное шествование. А подобное поведение меньше всего приличествует тому, кто называет себя слугой Сына Божьего, Который Сам унизил Себя.

Если кто-нибудь действительно предназначен Богом для руководства, то Бог и позаботится о том, чтобы он прошел школу стать способным на достижения.

О, если бы среди нас было больше учителей, руководителей, которые умеют «читать» сердца и применять истину к людским горестям, как хороший врач видит своих пациентов и использует Целебные средства для их болезней! Есть явные и скрытые болезни Души, острые и хронические, поверхностные и глубоко коренящиеся, которые может излечить та истина, которая во Христе. Но не в каждой нужде помогает одна и та же истина, так же как и не от каждой болезни одно и то же лекарство. Поэтому мы должны чрезвычайно внимательно изучать Библию и молиться о постоянном и действенном просветлении нас Святым Духом.