Библиотека soteria.ru
Золотые зёрна мудрости
Пётр Шатров
Дата публикации: 14.11.15 Просмотров: 175405 Все тексты автора Пётр Шатров
Душа
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).
«И когда выходила из нее [Рахили] душа, ибо она умирала, то нарекла ему имя: Бенони. Но отец его назвал его Вениамином» (Быт. 35:18).
«Павел, сошед, пал на него [Евтиха] и, обняв его, сказал: не тревожьтесь; ибо душа его в нем» (Деян. 20:10).
«Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня, тот обретет ее; какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Мф. 16:25-26).
«Сам же Бог мира да освятит вас во всей полноте, и ваш дух и душа и тело во всей целости да сохранится без порока в пришествие Господа нашего Иисуса Христа» (1 Фес. 5:23).
«Благотворительная душа будет насыщена; и кто напояет других, тот и сам напоен будет» (Пр. 11:25).
«Душа ленивого желает, но тщетно; а душа прилежных насытится» (Пр. 13:4).
«Леность погружает в сонливость, и нерадивая душа будет терпеть голод» (Пр. 19:15).
«Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда прийду и явлюсь пред лице Божие» (Пс. 41:3). «А моя душа будет радоваться о Господе; будет веселиться о спасении от Него» (Пс. 34:9).
«Благ Господь к надеющимся на Него, к душе, ищущей Его» (Пл. Иер. 3:25).
Душа — бессмертное духовное существо, одаренное разумом и волею; человек без плоти, бестелесный, по смерти своей (В. Даль).
Душа всегда разумеется как некая неразрывная совокупность всех наших чувствований, сокровищница нашего мышления; источник внутренней привлекательности и красоты, отражение Бога; синтез нашей личности, организующий нашу сущность, объемлющий наши свойства и способности.
Душа — скрытая в нас верховная власть; очаг индивидуальности, местопребывание нашего «внутреннего человека».
Душа — субстанция, возникающая в момент воссоединения духа с телом; сущность, связующая духовное начало в человеке с началом материальным.
Душа — «храм Божий, если Дух Божий живет в нас».
Душа — это не что иное, как сумма двух слагаемых- духа и тела; это — синтез духовных и телесных проявлений человека.
Существование души человеческой отвечает научному доказательству в той же мере, как и великие законы астрономии (Ампер).
Душа по-еврейски «нефеш», а дух — «руаф».
Душа, со своим даром свободной воли, самоопределения, даром мышления, чувствования и желания, выражает и раскрывает все человеческое естество, всю личность.
Наивысшей драгоценностью человека является душа.
Каждая человеческая душа является единственным в своем роде созданием неподражаемого Мастера.
Душа из всех созданий Божиих — самое высшее создание. Нет ничего драгоценнее души… (Иоанн Златоуст)
Ничто не может сравниться с душой, даже целый мир (Иоанн Златоуст).
Жизнь тела — от присутствия в нем души, жизнь души — от присутствия в ней Святого Духа (епископ Игнатий).
Помня о благородстве нашей души, не будем делать ничего недостойного ее. Не будем осквернять ее недостойными делами, порабощая ее плоть (Иоанн Златоуст).
Душе, желающей быть невестой Христовой, необходимо уподобляться по возможности красоте Христовой (Григорий Нисский).
Украшай свою душу — и красоту ее возлюбит Бог… (Иоанн Златоуст)
Душе благородной и боголюбивой свойственно терпеть скорби и страдать. Но мужественно переносить искушения и благодарить Того, Кто попускает скорби, — это знак величайшего мужества; это свойственно душе бодрственной и освободившейся от всего человеческого (Иоанн Златоуст).
Совершенство души — не прилепляться к настоящему, а презирать его и постоянно помышлять о вечном (Иоанн Златоуст).
Ничто так не окрыляет и не возвышает душу, как приобретение правды и добродетели (Иоанн Златоуст).
Целомудрие и правда — вот красота души, а мужество и благоразумие — это ее здоровье (Иоанн Златоуст)
Душа, падшая в плотские страсти, губит свою красоту (Василий Великий).
Как глаз без света не может видеть, так и душа, мятущаяся из стороны в сторону без понятия о Единородном Сыне Божием, не может быть разумной (Василий Великий).
Кто оставил все и заботится о совершенствовании своей души, тот друг Божий (Исаак Сирии).
Душа человека обретает качества, соответствующие ее деятельности (епископ Игнатий).
Душа, не возделанная евангельскими заповедями, и тело, не возделанное трудами благочестия, не способны быть храмом божественной благодати, храмом Святого Духа (епископ Игнатий).
Цель пришествия Христа на землю состояла в том, чтобы освободить человеческие души от обладавшего ими греха и восстановить в нас божественный образ (епископ Игнатий).
Жизнь и покой души — таинственное и неизреченное общение с Небесным Царем (Макарий Египетский).
Боголюбивая душа подвергается многим испытаниям и искушениям. Мужественно претерпевая скорби, она делается чище и пригоднее к духовному деланию и наконец удостаивается наследовать небесную область Царствия (Ефрем Сирин).
Как телесные очи видят солнце, так и озаренные Божиим светом видят образ души (Макарий Египетский).
Жизнь души — служение Богу и соответствующие этому нравы.. (Иоанн Златоуст)
Что друг для друга жених и невеста, то Христос и христианская душа Невеста жениху обручается — так душа человеческая верою обручается Христу, Сыну Божию, и омывается банею крещения. Невеста оставляет дом, родителей и прилепляется к своему жениху, так христианская душа, обручившаяся Христу, Сыну Божию, должна оставить мир и мирские прихоти и прилепиться к одному своему Жениху, Иисусу Христу. К этому Дух Святой через пророка призывает ее. «Слыши, дщерь, и смотри, и приклони ухо твое, и забудь народ твой и дом отца твоего. И возжелает Царь красоты твоей» (Пс. 44:11-12) (Тихон Задонский).
Как для плоти необходимо удаление чуждого и восполнение недостающего, так и в душе нашей надо устранять чуждое и принимать в нее достойное ее природы .. (Василий Великий)
Обуздание же страстей есть безмятежность души (Василий Великий).
Не дай душе умереть, но питай ее Словом Божиим, псалмами, чтением божественных Писаний, постом, бдением, молитвами, слезами, надеждами, помышлениями о будущих благах (Ефрем Сирин).
Воскресение души, умерщвленной грехом, совершается здесь, когда она возрождается в жизнь делами правды (Исидор Пелусиот),
Здоровье души состоит в том, чтобы не жаждать никакого греха и Ничего из того, что жаждет мир (Симеон Новый Богослов).
Красота души остается бессмертной и незапятнанной и тогда именно является в полном расцвете, когда умолкают страсти и для ума настает спокойствие (Иоанн Златоуст).
Душа, жившая хорошо, войдет в воскресение жизни, а жившая худо пойдет в огонь вечный Убоявшись его, позаботься о том, чтобы оказаться неповинным и не осужденным на мучение (Исидор Пелусиот).
Служение и поклонение Богу духом и истиной есть та благая часть, есть то блаженное состояние, которое, начавшись во время земной жизни, не прекращается, как прекращаются телесные подвиги с окончанием земной жизни. Благая часть пребывает неотъемлемой принадлежностью души в вечности, в вечности получает полное развитие (епископ Игнатий).
Горе душе, если она не имеет в себе истинного Кормчего — Христа: находясь среди горького моря тьмы, волнуемая страстями, обуреваемая лукавыми духами, она погибает (Макарий Египетский).
Горе душе, если не обитает в ней Владыка Христос: опустошенная и исполненная смрадом страстей, она становится убежищем порока (Макарий Египетский).
Горе душе, если она не имеет в себе заботливо возделывающего ее Христа, чтобы она принесла благие духовные плоды (Макарий Египетский).
Если монета, имеющая образ царя, испорчена, то и золото теряет Цену, и образ пропадает; то же произошло и с Адамом (Макарий Египетский).
Душа, павшая в плотские страсти, губит свойственную ей красоту (Василий Великий)
Не только телесные, но и душевные раны, оставленные без внимания, приносят смерть. Между тем, мы дошли до такого безумия, что о телесных очень заботимся, а душевными пренебрегаем (Тихон Задонский).
Смерть телесную побеждает воскресение… а гибель души уже ничто не возместит… (Тихон Задонский)
Каким образом «сберегший душу свою потеряет ее» (Мф. 10:39)? Исполняя ее неуместные пожелания, угождая ей больше, чем должно (Тихон Задонский).
Если душа предана роскоши и удовольствиям, то легко склоняется на грех; она близка к гордости и к невоздержанию, тщеславию и зависти, коварству и клевете (Тихон Задонский).
Если в душе нет страха Божия и попечения о своем спасении, она неизбежно умирает и становится еще хуже трупа (Тихон Задонский).
Горе душе без Христа! Она подобна дому без хозяина; подобна городу, разоренному и опустошенному врагами; подобна кораблю, плывущему в море без кормчего; подобна овце, без пастыря заблудившейся в пустыне; подобна человеку, свернувшему с правого пути и заблудившемуся; подобна больному, оставленному врачом и людьми. Но вина самой души, что не имеет Христа, в ней живущего (Тихон Задонский).
Душа голодает, когда лишается Слова Божия (Тихон Задонский).
Душа подобна разграбленному городу, если побеждают помыслы (Тихон Задонский).
Законы развития души и человеческого духа исследованы все еще очень мало.
Человек — обладатель бренного тела и бессмертного духа. Душа — это воплощенный дух.
Евангелие в греческом тексте дает нам три самостоятельных наименования: «пневма» — дух, «психе» — душа, «сома» или «саркос» — тело.
Душа господствует над телом и в то же время оказывается подчиненной духу. Она — соединительное звено между духом и телом (Тертуллиан).
Душа устремляется одновременно к духу и материи, является стезею, по которой дух снисходит к материи и материя возносится к духу. Тело низводит человека к началу земному, дух, напротив,
объединяет человека с высшим божественным началом. На страже этих взаимоотношений всегда оказывается душа — посредница.
Тело можно назвать «чувствосознанием», душу — «самосознанием», дух — «богопознанием».
Неосязаемое, невидимое, бестелесное, дающее жизнь всему существующему, само в себе мы называем «Богом». То же неосязаемое, невидимое, бестелесное начало, отделенное телом от всего остального и сознаваемое нами собою, мы называем «душою».
В теле — все чувственное; в душе — все собственное, самосознательное; в духе — все Божие.
Когда Бог вложил дыхание жизни в тело созданного Им человека, ставшее земным обиталищем человеческого духа, то соединение этих двух составных частей существа человека вызвало к бытию третью: человек «стал душою живою», и в человеке открылось его «я».
Человек, если прожил долгий век, то прожил много перемен: был сначала младенцем, потом дитем, потом взрослым, потом старым. Но как ни изменялся человек, он всегда говорил про себя «я». И этот «я» был в нем всегда один и тот же. Тот же «я» был и в младенце, и во взрослом, и в старике. Вот это-то непременное «я» и есть то, что мы называем «душою».
Французский философ Декарт, в систему познания которого было положено «усомниться во всем», что до него считалось истинным, пришел к выводу, что усомниться в существовании собственной души было бы равносильно самоотрицанию. «Как бы далеко ни простиралось мое сомнение, — рассуждал он, — я не могу сомневаться в собственном существовании, потому что само мое сомнение свидетельствует, что существует «некто сомневающийся»».
Признаюсь, что я очень склонен к утверждению существования в мире нематериальных существ и к сопричислению души (И. Кант).
Душа сотворена по образу Божию. Как тело имеет свои особенности, так и душа имеет свои. Особенности души — личный характер, ум, совесть, память. Ей нужны мир и счастье.
Есть четыре величественных особенности нашей души. Вот они: величие ума, величие не только сознания, но и логического разума;
величие творческой воли, способность человека находить новые пути в жизни;
величие долга, сознание того, что мы все принадлежим друг другу, точнее, связаны один с другим;
величие познания бесконечных величин: неограниченного пространства, вечности, главенства Бога.
Основным свойством славянской души, как и во времена наших отдаленных предков, так и теперь, является, по общему признанию других народов, мягкость, сострадательность, кротость.
Нормальное состояние души — это постоянная тяга к Богу, тоска по далекому небу, жажда вечного блаженства.
Величайшим торжеством для души является уверенность в ее спасении.
Сознание Божественности души дает бесстрашие перед всеми бедствиями.
Спасенная душа — душа свободная, торжествующая.
Созданная по подобию Божию, человеческая душа одарена способностью познавать себя, познавать окружающий ее мир, познавать Бога; мыслить, выражать свои мысли, чувства и желания; рассуждать, взвешивать, сопоставлять, приходить к тем или иным выводам; предпринимать те или иные решения, руководствуясь совестью, здравым смыслом и опытом распознания добра и зла.
У бессмертной души человеческой есть особый дар, ниспосланный с неба, — проявлять небесные качества, неземные добродетели: любовь, милосердие, сострадание, веру, раскаяние, надежду, упование, кротость, мир, радость, воздержание, терпение.
Душа, сотворенная по образу Божию, не может быть вполне удовлетворена, пока она не знает Бога.
Никто, кроме Самого Бога, не может действительно удовлетворить душу, ибо она создана ради Него, и без Него она будет беспокойна и в тайном мучении.
Наша бессмертная душа должна быть магнитной стрелкой, постоянно устремленной к небесному полюсу. Стрелка эта может быть выведена из равновесия, уклониться на мгновение вправо или влево, но тут же снова потянуться к Богу любви и Источнику всякого милосердия и сострадания.
Христос указал на чистоту души и сердца как на высшую цель жизни, ради достижения которой нужно пойти на любые жертвы.
Насытить бессмертную душу человека может только Бог, не идея о Боге, а Сам Бог.
По Его божественной воле мы, люди, получили от Него и духовное, и материальное начало, мудро соединенное в единое целое, название которому — «душа».
Душа получила от Бога также творческую способность. Она может сознавать, творить, производить изыскания, делать открытия, изобретать, преображать, совершенствовать.
Принадлежать всецело Богу, быть в Его полном распоряжении, уподобляясь и подражая Ему во всем, — в этом назначение души человека и в этом наивысшее ее блаженство.
Душа вышла из рук Великого Мастера — Бога.
Душа всегда равно драгоценна, ибо она всегда живет, всегда обладает нетленными свойствами, качествами, способностями.
Душа, по мере того как живет, обогащается опытом, укрепляется силой; ей доступны все новые и новые возможности, сфера ее деятельности ширится, а поэтому ценность души только увеличивается и никогда не уменьшается.
Нет никого в мире, кто бы знал душу человека так, как знает ее Христос.
Участь души человека зависит не от «иметь», а от «быть». Лучше ничего не иметь, но быть такими, какими Бог желал бы нас всегда видеть.
Истинная ценность и величие человека — в его спасенной для вечности души.
Душа жаждет возвышенных чувств, какими полна она сама.
Только душа человеческая способна наслаждаться Богом и нравственно страдать за свои искаженные чувства, худые слова и поступки.
Душа создана Богом и для Бога.
Душа владеет даром: познавать Бога, любить Его, принадлежать Богу и наслаждаться сознанием Его близости к ней.
Жажда счастья является также одним из драгоценных качеств души человека.
Душа человека находит в Библии ту атмосферу, где она может расправиться и расцвести. Именно это стремление к Богу, эта любовь, направленная к Нему, это горячее желание наконец обрести Его и создают полное единство Библии.
Хотите ли знать цену вашей души? Посмотрите на цену искупления. Не золото целого мира, не мир весь, со всем, что в нем есть, но Сам Бог был ценою вашего выкупа (Иоанн Златоуст).
Только Бог может удовлетворить насущные потребности, желания и влечения души.
Душе нужно общение с Богом, нужны уединение, тишина, размышление.
Душа не там, где она живет, а там, где она любит.
Для приобретения того, что нужно душе, денег не требуется (Г. Торо).
Ценность души определяется не способностью высоко возноситься, но способностью быть упорядоченной всегда во всем (М. Монтень).
Душа, как бриллиант, ценится по чистоте (ирландская народная мудрость).
То, что мыслит во мне, так же не может быть материей, как не может быть ею и Бог; следовательно, раз Бог есть Дух, моя душа тоже духовна (Ж. Лабрюйер).
Воскресение Иисуса Христа служит нам доказательством бессмертия нашей собственной души и воскресения (Ф. Энгельс).
Душа ищет радости, ясности, любви… Не есть ли это воспоминание души об утерянном блаженстве и стремлении к нему?
Не обилие слов умоляет Бога, но душа чистая и являющая добрые дела.
Самые чувствительные души поют слаще всех.
Душа не утрачивает своей ценности даже тогда, когда в смертный час покидает человека.
Душа человека ничего не забывает.
Возрожденная душа торжествует победу над тяжким бременем человеческих забот.
Спасенная душа — душа обретшая истину, облагодетельствованная, счастливая, торжествующая.
В человеческой душе не может быть вакуума. Здесь не может быть нейтральных: человек либо любит мир, либо любит Бога.
В нашем мире мы обращаем наибольшее внимание на питание тела и почти никакого внимания на питание души, и мы становимся физически и материально грузными, тогда как остаемся скудными, слабыми и малокровными в наших душах.
Душе нужно, по крайней мере, уделять столько же внимания, как и телу.
Если душа редко питается Словом Божиим, она ослабевает, ссыхается, остается недовольной, смущенной и беспокойной.
Трагедия души человеческой именно в том и заключается, что душа через грехопадение раз и навсегда утратила благодатное над собою господство Духа Святого и подчинилась произволу собственной своей плоти.
Душа человека в мире сем подобна кораблю, плывущему против стремления волн: на одном месте никак нельзя остановиться, и если она не употребит усилия простираться вперед, то будет увлечена назад.
О душе как о главной части человеческого существа, по достоинству драгоценнейшей целого мира, должно заботиться более, чем о всем прочем, более, чем о теле, или, по крайней мере, так же, как о теле. Но не наоборот ли бывает большею частию? Не много ли таких, кто о душе своей и не думает, как будто бы ее не существует?
Не радея о душе, мы приготовляем также разрушение и для тела. Кто пренебрегает частью самой ценною для того, чтобы возвысить менее ценную, тот наносит вред как той, так и другой части. Напротив, кто заботится надлежащим образом о душе, тот, сохраняя душу, сохранит и все тело (Иоанн Златоуст).
Как дело Божие править миром, так и дело души управлять телом.
Весьма опасен необузданный конь для ездока; так и для души твоей опасна плоть, когда она необузданна разумом и воздержанием (Димитрий Ростовский).
Люди больше всего обращают внимание на питание тела и почти не обращают внимания на питание души. Вследствие этого мы неполноценны.
Как мы не можем быть сыты воздухом, так и душа не может быть сыта золотом.
Если душа не имеет духовной пищи или питается редко, она слабеет, чахнет, остается смущенной и беспокойной.
От недостатка внимания душа чахнет и оказывается неподготовленной к вечной жизни.
Помните, что не от телесного здоровья, а от здоровья души будет зависеть наше спасение.
Надо признаться, что душа ни от чего так много не страдает, как от тела; тело ни от чего так не терпит, как от излишества в пище и питье.
Злословие есть вредная пища для души, и притом неприятная (Иоанн Кассиан Римлянин).
Гнев есть также пища души, хотя вовсе не легкая, неприятная и отвратительная (Иоанн Кассиан Римлянин).
Зависть — пища души, которая растлевает ее ядовитыми соками, мучит ее, бедную (Иоанн Кассиан Римлянин).
Тщеславие — пища души, которая на время услаждает ее, потом отступает, лишает всякой добродетели, оставляет бесплодной, так что не только губит заслуги, но и еще навлекает большое наказание (Иоанн Кассиан Римлянин).
Всякая похоть и блудодеяние — тоже пища души, наполняющая ее вредными соками, а после — оставляющая ее без духовного хлеба (Иоанн Кассиан Римлянин).
Красота души придает прелесть даже невзрачному телу.
Бог так сотворил человека, что всякий человек может погубить свою душу или спасти ее (Л.Н. Толстой).
«Все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3:27). Несчастен тот, кто не умел ни сохранить, ни возвратить божественное одеяние своей души.
В ком душа еще не окрепла и не стала стойкой в добре — такой легко переходит на сторону большинства (Сенека).
Душа человека бессмертна, и к ней отнесутся справедливо на том свете, соответственно ее поведению на этом (Б. Франклин).
Если ты сам спасен, то заботься о спасении душ других. Твоя душа не будет преуспевать, если она не будет полна сильным желанием быть благословением ближнему. Жизнь твоей души — в вере, здоровье ее — в любви.
Болезнь души — хуже рака или болезни сердца. Она — та чума, которая чинит все затруднения и все беды в мире. Имя этой болезни — грех.
Погибшая душа лишена возможности спасения, ее потеря ничем не может быть возмещена.
Приобретение «всего мира» не только сомнительно, но и немыслимо, потеря же души — потеря возможная и частью неизбежная.
Можно лишиться имущества — и вновь разбогатеть. Можно остаться без друзей — и потом снова приобрести друга более верного и беззаветно преданного. Но с утратой души теряется все. С гибелью души все гибнет навсегда.
Приобретение мира возможно только в воображении, потеря души — вещь вполне реальная.
Не становись богат умом настолько, чтобы ты стал беден душой (О. Людвиг).
Душа, как голубь, выпущенный из ковчега Ноя, не находит в сем мире твердой почвы, на которую могла бы опуститься.
Душа бессмертна! Наша телесная смерть — только перемена одежды души; умирая, мы снимаем только платье.
Душа бессмертна! Дух не умирает, он не разлагается, а поэтому и не может умереть.
Без души немыслим человек как высшее разумное существо в природе, а дух как духовное начало немыслим вне бессмертия.
Когда, предвидя близкую разлуку,
Душа болит уныньем и тоской,
Я говорю тебе, сжимая руки:
«Христос с тобой!»
Когда в избытке счастья неземного
Забьется сердце радостью порой,
Тогда тебе я повторяю снова:
«Христос с тобой!»
И если грусть, печаль и огорченье
Твоей владеют робкою душой,
Тогда тебе твержу я в утешенье:
«Христос с тобой!»
Любя, надеясь, кротко и смиренно,
Свершай, о друг, ты этот путь земной
И веруй, что всегда и неизменно
Христос с тобой!
К. К. Романов
Храни душу твою и обращайся с ней, как с самым лучшим и драгоценным сокровищем.
Когда ты слышишь: «смерть души», не подумай, что душа умирает подобно телу. Нет, она бессмертна. Смерть души есть грех и вечное мучение. Поэтому и Христос говорит: «не бойтесь убивающих тело, Души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Погибшее остается только в удалении от лица Того, Кто погубил (Иоанн Златоуст).
Смерть души — нечестие и беззаконная жизнь (Иоанн Златоуст).
Есть смерть телесная, есть и духовная. Подвергнуться первой не страшно и не грешно, потому что это дело природы, а не доброй воли, следствие первого грехопадения… Другая же смерть — духовная, так как происходит от воли, подвергает ответственности и не имеет никакого извинения (Иоанн Златоуст).
Хотя человеческая душа поистине называется бессмертной, и она имеет своего рода смерть… Смерть бывает тогда, когда душу оставляет Бог… За этой смертью следует еще смерть, которая в божественном Писании называется второю. Ее Спаситель имел в виду, когда сказал: «бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» (Мф. 10:28). Эта смерть тягостнее и ужаснее всех зол, ибо она состоит не в отделении души от тела, а в соединении их для вечного мучения (Блаженный Августин).
Без Духа Божия — душа мертва и без Духа не может делать того, что Божие (Макарий Египетский).
Как душа есть жизнь тела, так и в вечном и небесном мире жизнь души есть Дух Божий (Макарий Египетский).
Гибель наша совершилась через уничтожение нашего общения с Богом и через вступление в общение с падшими и отверженными духами. Спасение наше заключается в расторжении общения с сатаной и восстановлении общения с Богом (епископ Игнатий).
Забывая о смерти телесной, мы умираем смертью душевной (епископ Игнатий).
Пристрастие к земле умерщвляет душу вечной смертью. Оживляется же душа Словом Божиим, которое … возносит мысли и чувства ее к Небу (епископ Игнатий).
Верующему во Христа невозможно умереть вечной смертью иначе как отречением от Христа (епископ Игнатий).