Библиотека soteria.ru
Золотые зёрна мудрости
Пётр Шатров
Дата публикации: 14.11.15 Просмотров: 171713 Все тексты автора Пётр Шатров
Земля
«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1).
«Землю не должно продавать навсегда; ибо Моя земля; вы пришельцы и поселенцы у Меня» (Лев. 25:23).
«Вот у Господа, Бога твоего, небо и небеса небес, земля и все, что на ней» (Вт. 10:14).
«Милости Твоей, Господи, полна земля; научи меня уставам Твоим» (Пс. 118:64).
«Благо тебе, земля, когда царь у тебя из благородного рода, и князья твои едят вовремя, для подкрепления, а не для пресыщения» (Ек 10:17).
«Горе тебя, земля, когда царь твой отрок, и когда князья твои едят рано» (Ек. 10:16).
«О, земля, земля, земля! слушай слово Господне» (Иер. 22:29).
«Придет же день Господень, как тать ночью, и тогда небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят» (2 Пет. 3:10).
«Не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей: ибо земля будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море» (Ис. 11:9).
«И увидел я новое небо и новую землю; ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет» (Отк. 21:1).
Жизнь человека целиком зависит от богатств, которые таит в себе земля, и от плодородия ее почвы; земля как бы составляет ту рамку, в которую жизнь человеческая поставлена провидением. Однако земля не есть только внешняя рамка человеческой жизни: между нею и человеком существует глубокая связь. Человек исшел из земли — адамах (Быт. 2:7), и его имя — Адам — есть производное от слова «земля». Земля тесно связана с человеком во всем домостроительстве спасения: от его истоков до ожидания грядущего Царства (словарь библ. богословия, с. 390).
Земля — творение и владение Божие
«В начале сотворил Бог небо и землю» (Быт. 1:1). Бог отделил от вод материк, который Он называет «землей», потом Он его населяет (Быт. 1:9-25); Бог насаждает на ней сад, чтобы в нем поместить человека. Бог — Творец земли, Он имеет на нее абсолютное право: Он один располагает ее благами (Быт. 2:16), устанавливает для нее законы (Исх. 23:10), дает ей плодородие (Пс. 64; 103); Он — ее Господь (Иов 38:4-7); она — Его подножие (Ис. 66:1). Ей, как и всему творению, надлежит возносить Ему хвалу (Пс. 65:1-4), и эта хвала принимает образ и становится речью в устах человека (Пс. 103) (словарь библ. богословия, с. 391).
Земля — удел человека
Бог извлек и воздвиг человека из земли, вдохнув в него дыхание жизни, дабы доверить ему эту землю и сделать его ее хозяином: человек должен владычествовать над землею (Быт. 1:28); она — как бы сад, управляющим которого он поставлен (Быт. 2:8,15) (словарь библ. богословия, с. 391).
Земля проклята вследствие греха
Если связь между человеком и землею так тесна, то откуда же происходит между ним и неблагодарной природой вражда, в существовании которой все поколения поочередно убеждаются на опыте? Земля перестала быть для человека раем, грех исказил их связь. Грех навлек на землю подлинное проклятие, в силу которого она производит «терние и волчцы» (Быт. 3:18). Она — место испытания, где человек страдает до тех пор, пока не возвратится в прах, из которого он был взят (Быт. 3:19). Так продолжает сказываться солидарность человека с землею, в положительном и отрицательном смыслах (словарь библ. богословия, с. 391).
Иисус Христос и земля
Ничто не было создано без Него (Ин. 1:3), Ему «дана всякая власть на небе и на земле» (Мф. 28:18). Однако, будучи Человеком среди людей, Он связан с землею всеми нитями Своего существа.
Он пришел принести людям откровение спасения; но Он выражает его на языке определенной страны и культуры. Палестинские пейзажи и обычаи как бы наложили свой отпечаток на образное мышление Того, Кто их создал. В притчах Он часто прибегает к образам сеятеля и жатвы, виноградника и смоковницы, плевел и горчичного зерна, пастыря и овец, рыбной ловли на озере, не говоря уже о поучениях, взятых Им прямо из жизни: «Взгляните на птиц небесных… на полевые лилии» (Мф. 6:26,28).
Он нашел Своих учеников среди обитателей земли в Галилее и в Заиорданье: они — «соль земли» (Мф. 5:13). Евангелие твердо укоренилось в определенном уголке нашей вселенной, на той самой святой земле, которую Бог дал Израилю. Там же, в Иерусалиме, Он воздвиг Свой крест, чтобы привлечь людей к Себе (Ин. 12:32) (словарь библ. богословия, с. 395-396).
Намеченный вначале замысел спасения восстановлен. Из земли Израиля Евангелие распространяется по всему миру, согласно указанию Христа. Этим Иисус Христос осуществил переход не только от земли Израиля, заключенный в определенных границах, ко вселенной, но и от материальной земли к тому, чему она служила прообразом: к Церкви и к Царству Небесному. Теперь мы вступаем верою в подлинную землю покоя (Евр. 4:10), в ту небесную обитель, где Христос пребывает после Своего воскресения (словарь библ.
богословия, с. 397).
Земля в христианской надежде
Земля привлечена к участию в истории нового народа так же, как она была прежде вовлечена в трагедию грешного человечества. Она
также ожидает откровения сынов Божиих, с надеждою, что она освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих (Рим. 8:19). Находясь от начала в солидарности с человеком, она пребудет таковой до конца; она является, как и он, предметом искупления, хотя и неким таинственным образом. Земля в теперешнем своем состоянии пройдет (Мф. 24:35), земля и все дела на ней сгорят (2 Пет. 3:10). Но произойдет это для того, чтобы уступить место новой земле (Отк. 21:1), которую мы по обетованию Божию ожидаем, — земле, на которой обитает правда (2 Пет. 3:13) (словарь библ. богословия, с. 397).
Земное счастье
«Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова; их конец — погибель, их бог — чрево, и слава их — в сраме: они мыслят о земном» (Флп. 3:18-19).
«О горнем помышляйте, а не о земном» (Кол. 3:2).
«»И ныне мы считаем надменных счастливыми: лучше устраивают себя делающие беззакония, и хотя искушают Бога, но остаются целы». Но боящиеся Бога говорят друг другу: «внимает Господь и слышит это, и пред лицем Его пишется памятная книга о боящихся Господа и чтущих имя Его»» (Мал. 3:15-16).
Возможное на земле счастье омрачается мыслью, что или мы оставим его, или оно оставит нас.
Счастье подобно самым неприметным следам корабля, которые нарезаются спереди и исчезают сзади.
Никакой земной источник не может утолить нашего сердца. Соберите все радости и удовольствия земные и отдайте их в удел одному человеку; он и тогда скажет: «Все это для меня ничто, пока я чувствую в глубине моего сердца желание, еще несовершившееся, пустоту, еще незаполненную».
Бессмертные души нельзя напоить водою земных удовольствий: эта вода только усиливает жажду в бедной душе.
Сердце человека никаким временным благополучием не может удовлетвориться. Чем более богатства, славы, чести, тем более и желание к ним растет (Тихон Задонский).
Золотых гор мало для любостяжателя; престолы низки для честолюбия; чертоги не вмещают человеческих желаний.
Всякое счастье, которое можно потерять, есть счастье ложное.
Многие богатство имеют, но не имеют здоровья, покоя и доброго имени.
Не всегда значит счастье, если ты велик, знаменит, богат и силен — нередко это только испытание твое для истинного счастья.
Земные радости подобны угасающему огню, который, едва вспыхнув, уже начинает угасать.
Можно всю жизнь гоняться за счастьем и не обрести его. Все ищут счастья, но не многие находят его там, где оно есть.
Князь и вельможа — до гроба только князь и вельможа (Тихон Задонский).
Что было бы с нами, если бы земное наше счастье было постоянно, когда и при непостоянстве его мы столько к нему привязаны? (Григорий Богослов)
Иной богат и скорбит; другой и беден, а весел.
Не сокрушит того никакое бедствие, кому не вредит никакое счастье (Блаженный Августин).
Не привязывай своего сердца к тому, что проходит, как тень, изменчиво, как облако, непрочно, как пар, непостоянно, как дыхание ветра.
В скорбях не унывай — в счастии не превозносись.
Не гордись в счастии, когда случится беда, тебе придется смириться.