Искупление

«Дорога цена искупления души» (Пс. 48:9).

«Так как Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28).

«Христос искупил нас от клятвы закона, сделавшись за нас клятвою, — ибо написано: «проклят всяк, висящий на древе»» (Гал. 3:13).

«В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его» (Еф. 1:7).

«Который есть залог наследия нашего, для искупления удела Его, в похвалу славы Его» (Еф 1:14).

«И потому Он есть Ходатай нового завета, дабы вследствие смерти Его, бывшей для искупления от преступлений, сделанных в первом завете, призванные к вечному наследию получили обетованное» (Евр. 9:15).

«Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца» (1 Пет. 1:18-19).

«Это те, которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей, как первенцы Богу и Агнцу» (Отк. 14:4).

Понятие «искупление», весьма близкое к понятию «приобретение», в силу которого Бог «покупает» или «выкупает», тесно связано в Библии с идей спасения.

Пророк Захария славит Бога, Который сотворил искупление народу Своему, а пророчица Анна говорит о Младенце «всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк. 2:38). Таким образом, термин «искупление», как и большинство выведенных из Ветхого Завета мессианских понятий, приложенных к первому или ко второму пришествию Христа, служит для обозначения не только подвига, совершенного Христом на Голгофе (Рим. 3:24), но также и того, что Он совершит в конце времен при втором пришествии и воскресении тел во славе (словарь библ. богословия, с. 459).

Иисус Христос «не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих» (Мф. 20:28); жертва Его есть орудие нашего искупления.

Тайна искупления является по существу своему тайной любви и, следовательно, божественной жизни, так как «Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8).

Искупление — это освобождение от рабства греха.

Что такое искупление Христово, как не дар Божией любви ко всякому падшему человеку.

Факт искупления является главным основанием божественного спасения.

Греческое слово «аполитросис» означает: искупление, избавление, освобождение.

Искупительная смерть Христа является единственным основанием нашего возвращения к Богу.

Бог искупил человека для восстановления прерванного общения с Ним.

Бог искупил нас не для того только, чтобы мы наследовали жизнь вечную, но также и для того, чтобы мы имели с Ним тесное общение.

Все искупление Христово имеет одну великую цель — соединить человека и Бога. Это значит: не только создать примирение между нами, но сделать из человека и Бога одно.

В искуплении нам открывается царство благодати, основанное на праведности Иисуса Христа.

Благодать могла воцариться лишь чрез дело искупления.

Нет границы прощению Божию, потому что нет предела силе искупления, нет предела значению и целебным свойствам Крови Иисуса Христа, очищающей нас от всякого греха; нет цены заступничеству за нас благословенного Ходатая нашего, великого нашего Первосвященника, могущего до конца сохранить приближающихся к Нему.

Только Христос — «лев из колена Иудина» — мог, будучи абсолютно безгрешным, совершить наше спасение и Своей Кровью, пролитой на Голгофе, искупить нашу вину перед Отцом Небесным.

Библия учит, что Христос искупил нас Своей Кровью (1 Пет. 1:18-19). Мы не только избавлены из рук диавола, но и из рук закона. Искупление означает «выкуп». Мы были за ничто проданы диаволу, но Иисус Христос искупил нас и вернул нам спасение.

Искупление в прообразе было явлено уже в Едемском саду; уже там было страдание невинного за виновного.

С человеческой точки зрения, искупление человеческого рода обошлось Богу дороже, чем его сотворение. В сотворении Бог употребил «слово», а в искуплении — пролитие Крови единородного Сына.

В искуплении мы имеем дело с вопросами абсолютной жизни и абсолютной смерти.

Искупление дает уверенность христианину в прощении грехов.

Благодаря совершенному Богом делу искупления Он не безразличен к человеческим страданиям и трагедиям.

Вся идея искупления Ветхого Завета была символической картиной того, что со временем должно было исполниться во Христе.

Искупителем назывался тот, кто имел юридическое право выкупить раба из его рабства, чтобы таким образом сделать его совершенно свободным.

Расплатиться за наши грехи может только один божественный Искупитель.

В деле искупления Бог, не нарушая требований правосудия Своего, может простить и оправдать.

Человек был во власти греха, но Иисус Христос освободил его.

Бог справедлив, но в своем совершенно удивительном милосердии, которое принес людям Иисус, Он принимает грешника не как преступника, но как сына, которого Он все еще любит.

Наши грехи прощены не потому, что мы делали добрые дела, но потому, что Христос принес Себя Самого в жертву искупления за наши грехи вместо нас.

Жертва Христа не только искупает грехи прошлого, но и каждодневно придает человеку святость.

Если мы всем обязаны Богу за сделанное Им благодеяние сотворения нас, то чем же мы можем воздать Богу за содеянное Им благодеяние искупления нашего, и так содеянное?

Каждый из нас сталкивается со злом, и вся искупительная программа Божия — это сражение со злом.

Грешник имеет полное право пребывать в покое, когда верою он познает, что Бог облек его одеждою искупления; всякий покой, не лежащий на этом основании, не прочен.

Искупление не может и не должно быть для нас только предметом веры, но оно должно сделаться истинной действительностью в хождении и быть очевидным каждому.

Страдалец должен иметь связь с Богом, с одной стороны, и с грешником — с другой.

Некоторые люди говорят: «Если Бог не прощает грех без искупления, Он — не всемогущий Бог и не Бог любви. Почему Он не может просто простить грех, будучи воплощением милосердия? Разве не может всемогущий Бог столь же легко искупить мир, как легко создал его? Если Он учит человека прощать легко, почему Он Сам не прощает легко?»

Ответы на эти вопросы даны Ансельмом в XII веке: «Бог не может так прощать, поскольку Он — не частная личность, а Бог. Его воля не есть Его собственная воля в том смысле, что все Ему дозволено или все становится правильным от того, что Он так хочет. То, что Им установлено, — Он то и делает. Он не может иметь дело с грехом, хотя в Своей святости Он видит его существование. Если бы Он не наказывал грех, Он прощал бы несправедливо».

Хотя мы действительно — творение Бога, но духовно мы не являемся Его детьми, иначе не было бы необходимости в искуплении. Христос очень точно сказал тем, кто не признавал в Нем Бога: «Ваш отец диавол» (Ин. 8:44). С другой стороны, «тем, которые приняли Его, верующим во имя Его, дал власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12).

Господь принес в жертву Самого Себя, чтобы через принесение совершеннейшей и живой жертвы за весь мир упразднить ветхозаветное жертвоприношение. Сам жертва, Сам жертвоприношение, Сам жертвенник, Сам Бог, Сам человек, Сам царь, Сам первосвященник, Сам овца, Сам агнец, сделавшийся всем ради нас.

Он умирает, приемля за нас смерть, и за нас приносит Себя в жертву Отцу, ибо мы согрешили перед Отцом и Ему надлежало принять цену искупления за нас, чтобы таким образом нам освободиться от осуждения. Но отнюдь не мучителю рода человеческого принесена кровь Господа (Иоанн Дамаскин).

Христос искупил нас кровию Своею и предал душу Свою за наши души и плоть Свою за нашу плоть (Ириней Лионский).

Он стал человеком для нас. Он воспринял худшее, чтобы дать лучшее; обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетою; принял образ раба, чтобы нам получить свободу; снизошел, чтобы нам вознестись; был искушен, чтобы нам победить; претерпел бесславие, чтобы нас прославить; умер, чтобы спасти; вознесся, чтобы привлечь к Себе поверженных грехом (Григорий Богослов).

Христос, будучи Богом, Начальником Жизни, превысшим века, всегда всецелым образом бессмертного Отца, принял образ раба, вкусил смерть, вторично встретил жизнь, чтобы от рабства и от уз смерти избавить меня, возвращающегося к лучшей жизни (Григорий Богослов).

Не могла искупить нас кровь пророков, не искупил нас Петр или Павел, только Тот мог искупить нас Своею смертию, Кто есть и Бог, и человек, ибо этого никогда не в состоянии был бы сделать простой человек.

Что может человек найти столь ценное, чтобы дать в искупление своей души? Но нашлось одно, равноценное всем людям вместе, что и дано в цену искупления души нашей: это святая Кровь Господа нашего Иисуса Христа, которую Он пролил за всех нас.

Мы были врагами из-за греха, и Бог определил смерть грешнику. Чему же из двух надлежало быть: надлежало ли по правосудию умертвить, или по человеколюбию нарушить определение? Но помысли о премудрости Божией: Он сохранил и истину определения, и силу человеколюбия. Христос «грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды» (1 Пет. 2:24).

Слову Божию — истинной жизни — как неприлично было Самому нанести смерть телу Своему, так несвойственно было избегать смерти, наносимой другими, и не преследовать смерти до истребления (Афанасий Великий).

Тело (Христа) умерло не по немощи естества вселившегося Слова, но для уничтожения в нем смерти силою Спасителя (Афанасий Великий).

Людей, обратившихся в тление, Господь снова возвратил в нетление и оживотворил их от смерти присоединением к Себе тела, и благодатию воскресения уничтожил в них смерть, как солому огонь (Афанасий Великий).

Для того и пришел Господь, чтобы изгнать диавола и возвратить Себе Свой собственный дом и храм — человека (Макарий Египетский).

Христос один совершил великое и спасительное искупление и уврачевание души (Макарий Египетский).

Христос пришел и взял грех мира, то есть иссушил нечистый источник душевных помышлений (Макарий Египетский).

Христос освободил душу от рабства и извел ее из тьмы, прославив ее Своим собственным светом (Макарий Египетский).

Для того и было пришествие и промышление Господне, чтобы нас, порабощенных, повинных, подчинившихся пороку, освободить и сделать победителями смерти и греха (Макарий Египетский).

Кровь Христа стала общим очищением целой вселенной (Иоанн Златоуст).

Во Христе мы были освобождены от наказания, совлекшись всякого зла: были возрождены свыше, воскресли после погребения ветхого человека; были искуплены, освящены, приведены в усыновление, оправданы, сделались братьями Единородного, стали Его сонаследниками и сотелесными с Ним; вошли в состав Его Плоти и соединились с Ним так, как тело с головою… Мы получили не только врачевство, соответствующее нашей ране, но и здоровье, красоту, честь, славу и такие достоинства, которые гораздо выше нашей природы. Каждый из этих даров мог бы сам по себе истребить смерть. А когда они все открыто стекаются вместе, тогда смерть истребляется с корнем и не может уже появиться ни следа ее, ни тени… Итак, не сомневайся, человек, видя такое богатство благ, не спрашивай, как потушена искра смерти и греха, если на нее излито целое море благодатных даров (Иоанн Златоуст).

Весь Твой путь, Господи, пройден ради множества кающихся; все учение Твое, Господи, — великое упование грешников (Ефрем Сирин).

Ради меня вознесло Тебя древо на Голгофе; смерть Твоя да будет для меня крыльями, чтобы я мог воспарить к Отцу Твоему (Ефрем Сирин).

Мы пали через прародительское грехопадение и попали в безысходную пагубу. Спасение наше должно состоять в избавлении нас от этой пагубы.

Пагуба наша состоит из двух видов зла:

— во-первых, в том, что мы прогневали Бога нарушением воли Его, потеряли Его благоволение и подпали под законную клятву;

— во-вторых, в повреждении и расстройстве нашего естества грехом или в потере истинной жизни и вкушении смерти.

Поэтому для спасения нашего необходимы:

— во-первых, умилостивление Бога, снятие с нас законной клятвы и возвращение нам Божия благоволения;

— во-вторых, оживотворение нас, умерщвление грехов, или дарование нам новой жизни (Феофан Затворник).

Непостижимой премудростью Божией по искуплении рода человеческого Господом нашим Иисусом Христом предоставлена людям свобода в избрании жизни и смерти, в принятии Искупителя и искупления или в отвержении их (епископ Игнатий).

Цель пришествия Христа на землю состояла в том, чтобы освободить человеческие души от обладавшего ими греха и восстановить в нас падший божественный образ (епископ Игнатий).

Сын Божий по естеству, вочеловечившись и сделавшись родоначальником людей, сделал их сынами Божиими по благодати (епископ Игнатий).

При посредстве Господа нашего Иисуса Христа излиты на род человеческий бесчисленные и неизреченные благодеяния, совершено не только искупление людей — совершено усыновление их Богу (епископ Игнатий).

Плодом благословения Божия, доставленного Богочеловеком человечеству, сделалось примирение людей с Богом, усвоение естеству человеческому — естества Божия, при посредстве усвоения естеству Божию — естества человеческого, естеству Творца — естества твари (епископ Игнатий).

Таинство искупления основано на милости. Оно есть явление милости Божией к падшему человечеству и может быть принято единственно расположением души, всецело настроенной милостью к падшему человечеству (епископ Игнатий).

Бог, принявший на Себя человечество, не взысканный и не призванный людьми, Сам, по Своей неизреченной благости, пришел взыскать и спасти род человеческий, погибший по причине отчуждения и удаления от Бога, пришел взыскать и спасти каждого человека, увлеченного в погибель грехом, лишь бы этот человек не отверг ищущего и желающего спасти его Бога (епископ Игнатий).

Богочеловек как искупительная Жертва принял на Себя все человеческие немощи — последствия падения — кроме греха, чтобы, искупив человечество, избавить его от бремени этих немощей, явить его в обновленном состоянии, явить его без тех немощей, которые привлечены в наше естество падением (епископ Игнатий).

Нет греха человеческого, которого бы не могла смыть Кровь Господа Бога, Спасителя нашего Иисуса Христа (епископ Игнатий).

Всю надежду покаяние возлагает на Искупителя. Одни заслуги Искупителя имеют всю цену, необъятную цену! Без цены, без малейшей цены человеческие добродетели! Они заимствуют цену от веры в Искупителя, когда они — выражение этой веры и исполнение воли Искупителя (епископ Игнатий).

Земля — изгнание наше, потому-то Искупитель возводит принявших Его искупление с земли на небо (епископ Игнатий).