Крест христианина

«И кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38).

«Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мф. 16:24).

«Иисус, взглянув на него, полюбил его и сказал ему: одного тебе недостает: пойди, все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, последуй за Мною, взяв крест. Он же, смутившись от сего слова, отошел с печалью, потому что у него было большое имение. И посмотрев вокруг, Иисус говорит ученикам Своим: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!» (Мк. 10:21-23).

«Возьми крест свой и следуй за Мной». «Взять крест свой» — значит нужно идти путем веры и добродетели.

Крест нам нужен уже потому, что он помогает нам видеть руку Божию.

Несение креста, как ничто другое, уподобляет нас Иисусу Христу.

У каждого чада Божия свой крест, совершенно отличный от всех остальных крестов. Поэтому как нельзя обмениваться лекарствами, так нельзя поменяться и крестом.

«Кто хочет идти за Мною… возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Каждый из нас на пути к вечным радостям должен понести крест свой до конца. Из чего слагается этот крест? Он слагается из нашей пожизненной борьбы со грехами, страстями и пороками. Жизненный крест каждого из нас — это те болезни, страдания, какие мы неизбежно должны претерпеть в нашей жизни.

Крест сораспятия свидетельствует об уровне нашего уподобления и верности Иисусу Христу.

Отсутствие в жизни христианина креста является показательным признаком «плотского» христианина, у которого Бог не на первом месте; и может быть даже признаком невозрожденности.

Нужно взять свой крест по примеру Христа, он же суть: постигающие нас скорби, лишения, унижения, страдания.

Возьми крест свой!

Крест есть орудие казни, взять крест — значит полюбить все то, что умерщвляет в нас наше самолюбие, злую волю, чувственность к страсти. Поэтому крест есть бедность, бесчестие, лишения, болезни, слабости, вздорный сосед, потеря близких. Необходимо взять крест добровольно; с усердием нести крест свой, уготованный именно тебе, хотя многие предпочли бы принять не данный Богом крест, а другой — из иных, избранных ими, скорбей и лишений.

Чем больше отталкиваешь свой крест, тем он становится тяжелее.

Крест и различные скорби суть знамя христианское, под которым христиане воинствуют Царю своему, на кресте распятом (Тихон Задонский).

У распятого со Христом нет движений по своей воле, а все по воле Божией; его руки и ноги также недвижимы на зло и неправду.

Как Христос через Голгофу вошел в Свою вечную божественную славу, так и каждый из нас через свою голгофу (неизбежные в жизни земные страдания) идет к своей вечной славе.

Школа креста — самая лучшая школа. Воспитание крестной школы делает: безумных — умными, а умных — мудрыми; гордых — смиренными, а смиренных — смиренномудрыми; худых — добрыми, а добрых — лучшими; слабых — сильными, а сильных — непобедимыми.

«О благой крест, давно желанный, страстно любимый, неослабно искомый и теперь-то приготовленный для желающей души! Я прихожу к тебе спокойный и радостный; и ты с торжеством прими меня!» — так взывал апостол Андрей и в ужасах крестной смерти прославлял свое блаженство.

Мы должны почитать для себя за великое счастье, если сподобимся что-либо претерпеть за Господа. Нет большей славы, как разделить бесчестие с Иисусом.

На пути духовного служения стоит крест, и христианин должен дать свое согласие быть распятым на нем.

Крест следования и несения креста — свидетельствует о степени нашего самоотречения, покорности и подчинения во всех случаях жизни только воле Божией.

Путь христианина — путь любви. Эта истина всем знакома; но о том, что путь любви означает: путь креста, путь тесного следования за Христом, — об этом мало кто знает.

Брат мой, чем тяжелее крест твой, тем сильнее стучи в небесные ворота.

Не гонись за шумом быстрого успеха, не меняй на лавр сурового креста (С.Я. Надсон).

Единственным, что Иисус Христос счел нужным показать после воскресения, были Его раны. Его ученики на пути в Еммаус не узнали ни Его, ни Его послания. Только когда Он преломил хлеб и они увидели Его раны, открылись их глаза. Когда Он после воскресения стоял среди Своих смущенных учеников в верхней горнице, Он показал им Свои раны и Свои пронзенные ребра. Раны служат доказательством подлинного духовного водительства.

Каждое обстоятельство — великое или малое, печальное или радостное — есть поучение и наставление с неба.

Ношение креста есть упразднение всякого греха; от этого рождается любовь, без которой невозможно ношение креста (епископ Игнатий).

Взять крест свой — значит с покорностью и смирением подчиниться тем временным скорбям и бездействиям, которые благоугодно божественному Промыслу попустить нам в очищение наших согрешений. Тогда крест служит для человека лестницею от земли к Небу (епископ Игнатий).

Взять крест свой — значит добровольно и с усердием подчиниться лишениям и подвигам, которыми обуздываются бессловесные стремления нашей плоти (епископ Игнатий).

Нести крест — значит быть готовым к опасностям и ежедневной смерти и все делать так, как если бы мы уже не надеялись, что наша жизнь не угаснет до настоящего вечера (Иоанн Златоуст).

У каждого из нас есть свой крест; он слагается из всего, что беспокоит и тяготит наш дух, что терзает сердце на правом пути к Господу во все дни нашей жизни.

Первый конец этого креста составляют немощи нашего естества и дурное направление сил его, как то: недалекость ума и незрелость соображений, отсутствие энергии в воле и неподвижность ее на дела долга, вялость чувств и падкость их на недолжное, особенно же исчадия нашей самости — полчище страстей и всякого рода похоти плоти. Пробудившийся дух видит все это в себе, тяготится им и несет это на себе, как преступник, которому в наказание привязали на плечи тлеющий труп. Это крест падшего естества.

Второй конец нашего креста составляют все труды и неприятности житейские. Мы ищем довольства, добрых отношений со всеми и благоприятного течения наших дел; но во всех этих сторонах нашей жизни почти поминутно происходит расстройство скорбное, а иногда и бедственное. Желая избавиться от неприятностей, мы боремся с препятствиями и тянем жизнь свою похоже на то, как будто кто идет среди терна и шиповника: то и дело — зацепки и царапины. Это крест житейский.

Третий род креста слагается из трудов по исполнению обязанностей. Каждый из нас обложен своими обязанностями; каждая обязанность имеет свой круг занятий; каждое дело требует труда и терпения, чтобы довести его от начала до конца в том духе, порядке и полноте, какие составляют его существо, с преодолением всех неизбежных неприятностей. Стало быть, всякое обязательное для нас дело есть ноша, а все они, в совокупности, составляют нелегкое иго долга, которое мы несем и должны нести до гроба. Это крест служения Господу, обществу и нашим ближним.

Нет никого на свете, кто не был бы обложен этими крестами или своим трехсоставным крестом. Но одни несут этот крест во спасение, другие на пагубу себе. Господь, возлагая на нас крест, хочет, чтобы мы творили спасение свое. Если же кто, пытаясь сбросить с себя этот крест, уязвляется насмерть, то виноват сам неразумием своим и невниманием к попечительным указаниям спасающей нас благодати Божией. Господь хочет, чтобы, борясь с собою, мы приобретали опытность в различении добра и зла и очищались; чтобы, терпеливо неся тяготу житейскую, смирением преклоняли Бога на милость; чтобы, исполняя свой долг с преодолением всех трудностей, достойно стяжали венец правды! Таким образом, когда, входя в эти благие намерения Божий, мы держим себя именно в таких отношениях к своему кресту, мы несем его спасительно. В противном же случае крест наш не во спасение нам, а в пагубу (Феофан Затворник).

«Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34). За Господом, принесшим Крест Свой на Голгофу, нельзя идти без креста, и все идущие за Ним непременно идут с крестом. Что же такое этот крест? Всякого рода неудобства, тяготы и скорби, налегающие извне и изнутри на пути добросовестного исполнения заповедей Господних в жизни по духу Его предписаний и требований. Такой крест так сросся с христианином, что где христианин, там и этот крест, а где нет этого креста, там нет и христианина. Всесторонняя льготность и жизнь в утехах не к лицу истинному христианину. Задача его — очистить себя и исправить. Он, как больной, которому нужны то прижигания, то отрезания, а как это может быть без боли? Он хочет вырваться из плена сильного врага, а как это может быть без борьбы и ран? Радуйся же, чувствуя на себе крест, ибо это знак, что ты идешь вслед Господа, путем спасения, в рай. Потерпи немного. Вот-вот конец и венец! (Феофан Затворник)

Мы должны понять, что Господь не принуждает нас к ношению Его креста, то есть к претерпеванию того страдания, какое Он принял ради нас. Он не говорит: «если кто хочет идти за Мною, возьми крест Мой», но: «возьми каждый крест свой» (Мф. 16:24). Ибо Господь знает, что мы не сможем нести крест Его; свои же кресты по силе нашей и с Его помощью нести можем.

Каждый человек несет свой крест, какое-нибудь свое бедствие: или греховные вожделения собственного естества и борения плоти против духа, или искушения врага невидимого, или гонения, оскорбления, обиды, злословие и осуждение врага видимого, или лишение возлюбленного друга, детей и имений, или что-либо иное скорбное, или телесные недуги и какие-либо страдания. Все это — наши кресты, и когда человек ради любви Божией терпеливо несет их, то он приобщается к страданию Господню, бывает сообразен Кресту Его (Димитрий Ростовский).

С крестом мы способны исповедовать и славословить Бога, в благополучии мы способны к отвержению Его (епископ Игнатий).

Ученик Христов тогда несет правильно крест свой, когда признает, что именно ниспосланные ему скорби, а не другие, необходимы для его образования во Христе и спасении (епископ Игнатий).

Последование Христу не может состояться без принятия креста и признания в нем новозаветной правды и оправдания Божия (епископ Игнатий).

Крест — знак избрания Божия, печать Христова. Этой печатью Христос запечатлевает Своих (епископ Игнатий).

Смирение возвело Господа на крест, и учеников Христовых смирение возводит на крест, который есть святое терпение, непостижимое для плотских умов (епископ Игнатий).

Сознанием своей греховности, благодарением Богу, покорностью воле Божией сделаем крест свой — орудие казни и знамя бесчестия — орудием победы и знаменем славы, подобно кресту Господню (епископ Игнатий).

Крест — терпение в Господе всех огорчений и напастей, которые будут попущены Промыслом Божиим (епископ Игнатий).

После преступления Адамова закрыт был рай роду человеческому, и никто в течение пяти тысяч пятисот с лишком лет не мог открыть его. Все, даже святые Божий, по окончании сей временной жизни шли не в рай, а в преисподнюю, как засвидетельствовал это Иаков, сетуя о сыне своем Иосифе: «С печалью сойду к сыну моему в преисподнюю» (Быт. 37:35). Кто же потом отверз дверь райскую?

Христос, новый Адам. Каким ключом? Крестом, ибо крест есть ключ к замку райскому, как говорит Иоанн Златоуст: «Крест есть ключ рая, крест Христов отверз рай». Посмотрим, как вошел в рай разбойник. Не страданием ли крестным? Ибо хотя распят был и за злые дела свои, но сердцем начал сострадать Христу, говоря: «Достойное по делам нашим приняли; а Он ничего худого не сделал» (Лк. 23.41). И он тотчас услышал от Господа: «Истинно говорю тебе, ныне же будешь со Мною в раю» (Лк. 23:43) и в тот час же пошел с креста в рай. Рассуждая об этом, Златоуст говорит: «Ничто не посредствует между крестом и раем: крест — и тотчас же за ним рай», то есть посредине между крестом страдания христианского и раем нет никаких преград, препятствий и неудобств, ибо не преграждены они ни великой стеной, ни высокими непроходимыми горами, ни глубокими рвами, ни быстротекущими реками, но тут же при кресте и рай. Мы не сомневаемся, что претерпевающий что-либо во имя любви Божией с благодарностью стоит уже при дверях райских: крест — и тотчас рай. Итак, то, что сделал крест Христов, получил и крест разбойника: страдание Христово отверзло рай, а страдание разбойника привело его в рай. Действие обоих велико и преславно (Димитрий Ростовский).

Отречение от себя состоит в совершенном забвении прошедшего и отказе от своих желаний (Иоанн Златоуст).

Желай, чтобы дела твои устраивались не как тебе представляется, но как угодно Богу (Нил Синайский).

Взирать на крест — значит всю свою жизнь сделать как бы мертвой и распятой для мира, пребывать неподвижным на всякий грех (Григорий Нисский).

Вне креста нет живого познания Христа (епископ Игнатий).

Раздаянием имения предваряется взятие креста. При сохранении имения невозможно принятие и ношение креста (епископ Игнатий).

Суетен и бесплоден крест свой, как бы он ни был тяжел, если через последование Христу он не преобразится в крест Христов (епископ Игнатий).

Крест свой делается для ученика Христова крестом Христовым, потому что истинный ученик Христов почитает исполнение заповедей Христовых единственной целью своей жизни. Эти все святые заповеди становятся для него крестом, на котором он постоянно распинает своего ветхого человека со страстями и похотями (епископ Игнатий).

Ропот и негодование при скорбях и напастях есть отречение от креста (епископ Игнатий).

«Враги креста Христова» (Флп. 3:18) те, кто противится кресту Христову. Как? Крест Христов учит идти тесным путем — они идут просторным. Крест учит смиряться — они гордятся. Крест учит отсекать свои прихоти — они совершают. Крест учит терпеть — они гневаются и злобствуют. Крест учит распинать плоть со страстями и похотями (Гал. 5:24) — они мудрствуют по плоти. Крест учит умирать для греха, а жить для Бога — они живут для себя и греха. Крест учит Небесного искать — они мудрствуют о земном (Тихон Задонский).

Не ищи совершенства христианского в добродетелях человеческих — тут нет его; оно таинственно хранится в кресте Христовом (епископ Игнатий).