Библиотека soteria.ru
Золотые зёрна мудрости
Пётр Шатров
Дата публикации: 14.11.15 Просмотров: 171682 Все тексты автора Пётр Шатров
Сын Божий
«Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк. 1:35).
«Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!» (Лк. 3.21-22).
«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него» (Ин. 3:16-17).
Перейдем к именам Сына. Мне кажется, что Он именуется «Сыном» потому, что Он тождествен с Отцом по сущности, и не только тождествен, но и от Отца. «Единородным» (Ин. 1:18) — потому что Он не только Единый и Единого и Единственно Единый, но и единственным образом, а не как тела. «Словом» (Ин 1:1) — потому что Он так относится к Отцу, как определение к определяемому, потому что и определение называется словом. Ибо сказано, что познавший (таково значение слова «видевший») (Ин. 14:9) Сына познал и Отца, и Сын есть сокращенное и удобное изображение Отчего естества, так как и всякое порождение есть безмолвное слово родившего Но не погрешит в слове и тот, кто скажет, что Сын именуется Словом как соприсущий всему сущему. Ибо что стоит не Словом? «Премудростью» (1 Кор. 1:25) — как ведение Божеских и человеческих дел. Ибо Сотворившему возможно ли не знать законов сотворенного Им? «Силою» (1 Кор. 1:25) — как Охранитель тварей и Податель сил к продолжению бытия. «Истиной» (Ин. 14:6) — как единое, а не множественное по естеству (ибо истинное единственно, а ложь многолика); как чистая печать и не ложный образ Отца. «Образом» (2 Кор. 4:4) — как Единосущный и потому что Он от Отца»; а не Отец от Него, ибо и самая природа образа состоит в том, чтобы быть подражанием первообразу и тому, чьим образом он называется. Впрочем, здесь больше обыкновенного образа, ибо там и недвижимое бывает образом движимого, а здесь живого Бога — живой Образ, более имеющий с Ним сходства, нежели . всякое порождение с родившим. Ибо такова природа существ простых, что они не могут в одном быть схожими, а в другом несхожими, напротив, целое бывает изображением целого, и притом более похожим, нежели слепок.
«Светом» (Ин. 8.12) — как светлость душ, очищенных в уме и жизни. Ибо если неведение и грех — тьма, то ведение и жизнь божественная — свет.
«Жизнью» (Ин 14’6) — потому что Он свет, опора и осуществление всякой разумной природы. «Ибо мы Им живем и движемся и существуем» (Деян. 17:28), по двоякой силе вдохновения — и по дыханию жизни, которое Он вдохнул во всех, и по Духу Святому, Которого дает вмещающим, и по мере того как отверзает уста разум.
«Праведностью» (1 Кор. 1:30) — потому что разделяет по достоинству, правдиво судит и тех, которые под началом, и тех, которые под благодатью, и душу, и тело, чтобы душа начальствовала, а тело состояло под начальством, чтобы лучшее владычествовало над худшим, а худшее не восставало против лучшего.
«Освящением» (1 Кор. 1:30) — как чистота, чтобы чистое вмещаемо было чистотою.
«Искуплением» (1 Кор. 1:30) — как освобождающий нас, содержимых под грехом, как Давший Себя за нас в искупление, в очистительную жертву за Вселенную.
«Воскресением» (Ин. 11:25) — как переселяющий нас отсюда и, умерщвленных грехом, вводящий в жизнь.
Эти имена принадлежат еще вообще и Сущему выше нас, и Сущему ради нас: собственно же нам свойственные и принадлежащие, воспринятые Им по человечеству есть следующие: «Человек» (1 Тим 2:5), чтобы невместимый иначе для телесного — по причине необъемлемости естества — не только сделался вместимым через тело, но и освятил собою человека, сделавшись как бы закваскою для целого смешения, всего человека освободил от осуждения, соединив с Собою осужденное, став за всех всем, что проникала смерть А общее из всего этого есть Человек, по умосозерцаемому видимый Бог.
«Сын Человеческий» (Ин. 3:13) — и через Адама, и через Деву, от которых родился (от одного как от праотца, от другой как от Матери) и по закону, и сверх законов рождения.
«Христос» — по Божеству, ибо само помазание освящает человечество не действием своим, как в других помазанниках, но всецелым присутствием Помазующего. И следствие этого помазания то, что Помазующий именуется человеком, а помазуемое делается Богом.
«Путь» (Ин. 14:6) — как через Себя ведущий нас. «Дверь» (Ин. 10:9) — как вводитель.
«Пастырь» (Ин. 10:11) — как вселяющий на «злачных пажитях», воспитывающий на «водах тихих» (Пс 22:2). Защищающий от зверей, обращающий заблудшего, отыскивающий погибшего, обвязывающий сокрушившегося, сберегающий крепкого (Иез. 34) и пастырским искусством собирающий в тамошнюю ограду.
«Овца» (Ис. 53:7) — как заколение. «Агнец» (1 Пет. 1:19) — как совершенный. «Первосвященник» (Евр. 4:14) — как дарующий нам доступ.
«Мелхиседек» (Евр. 5:6) — как рожденный без матери по естеству высшему, чем наше, и без отца — по естеству нашему как не имеющий родословия по горнему рождению, ибо сказано: «род Его кто изъяснит»? (Ис. 53:8); как царь Салима, то есть мира, как царь правды и как приемлющий десятину от патриархов, которые мужественно подвизались против лукавых сил.
Имеешь перед собою наименования Сына — шествуй по ним, и если они высоки, то шествуй божественно, а если телесны, то подобострастно, лучше сказать, совершенно божественно, чтобы и тебе стать богом, восшедшим от земли через Снисшедшего ради нас свыше. А более всего и прежде всего наблюдай сказанное — и не погрешишь в высоких и низких наименованиях. «Иисус Христос вчера и сегодня» телесно «Тот же», духовно «и во веки» (Евр. 13:8) веков (Григорий Богослов).