Мир

«Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения» (Пс 118:165).

«Лучше кусок сухого хлеба, и с ним мир, нежели дом, полный заколотого скота, с раздором» (Пр. 17:1).

«Как прекрасны на горах ноги благовестника, возвещающего мир, благовествующего радость, проповедующего спасение, говорящего Сиону: «воцарился Бог твой»» (Ис. 52:7).

«Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение» (Лк. 2:14).

«Соль — добрая вещь; но, ежели соль не солона будет, чем вы ее поправите? Имейте в себе соль, и мир имейте между собою» (Мк 9:50),

«Напротив слава и честь и мир всякому, делающему доброе, во-первых Иудею, потом и Еллину» (Рим. 2:10).

«Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона» (Гал. 5:22-23).

«Ибо Он [Иисус Христос] есть мир наш, соделавший из обоих одно и разрушивший стоящую посреди преграду» (Еф. 2:14).

«Сам же Господь мира да даст вам мир всегда во всем» (2 Фес. 3:16).

Мир — это согласие, отсутствие разногласий, вражды, ссоры и войны; согласное сосуществование государств и народов.

Мир — отсутствие ссоры, вражды, несогласия, войны; лад, согласие, единодушие, дружба и доброжелательство; тишина, покой и спокойствие (В. Даль).

Мир и благополучие

Еврейское слово «шалом» — производное от корня, который, в зависимости от своего применения, обозначает цельность и полноту… Библейский мир — не только «договор», позволяющий жить спокойно, и не только «мирное время», противопоставляемое «времени войны» (Ек. 3:8); он означает благополучие в повседневном

существовании, состояние человека, живущего в гармонии с природой, с самим собой и с Богом; конкретно это может быть и благословение, и покой, и слава, и богатство, и спасение, и жизнь (словарь библ. богословия, с. 576).

Мир и счастье

«Быть в добром здоровье» и «быть в мире» — выражения параллельные (Пс. 37:4); чтобы спросить человека, — как он себя чувствует, здоров ли, по-еврейски говорят: «В мире ли он?» (2 Цар. 1832). Авраам, умерший «в старости доброй… насыщенный жизнью» (Быт. 25:8), «отошел в мире» (Быт. 15:15). В более широком смысле, мир — это чувство безопасности. И наконец, мир есть согласие в братской жизни- человек мне близкий, мой друг — это «человек мирный со мною» (Пс. 40:10). Мир есть взаимное доверие, часто скрепляемое союзом (Чис. 25:12) или договором о добрососедстве (Нав. 9:15) (словарь библ. богословия, с. 576).

Мир и правда

Мир есть также добро в смысле противоположности злу (Пр. 12:20). «Нечестивым же нет мира» (Ис. 48:22), и наоборот: «смотри на праведного; ибо будущность такого человека есть мир» (Пс. 36:37); «кроткие [смиренные] наследуют землю и насладятся множеством мира» (Пс. 36:11). Мир представляет собою совокупность благ, даруемых праведности: обладание плодородной землей, питание досыта, безопасность жилища, безмятежный сон, победа над врагами, многочисленное потомство — все это в конечном итоге потому, что Бог с нами (Лев. 26:1-13). Итак, мир есть не только отсутствие войны, но и полнота счастья (словарь библ. богословия, с. 577).

Мир — это определенное отношение с Богом, в которое должен вступить человек.

Мир — это плод Духа, согласие, единение, доброжелательство, тишина, покой, спокойствие.

Мир — это не отсутствие войны, мир — это тяга к добру и справедливости (Спиноза).

Мир в душе человека есть основа правильной жизни.

Часто мы слышим выражение «христианский мир». Что это такое? Это обозначает только старание слить воедино две вещи, источник, природа и характер которых противоположны друг другу, как ночь противоположна дню.

Источник жизни, мира и любви в Иисусе Христе. Где нет мира, там нет Бога.

Где мир, там и Бог мира.

Мир не может существовать, пока нет мира с Богом.

Господь Бог наш есть Бог мира, желающий благоденствия всему Своему творению.

Где мир да любовь, там все друзья. Любовь — есть источник мира и единства.

Если есть мир, то будет и любовь. И наоборот, где любовь, там явится и мир (Иоанн Златоуст).

Забвение самого себя и своих личных интересов составляет тайну мира, согласия и братской любви.

Мы можем быть в мире с людьми через мир со Христом.

Христос призывает всех людей жить в мире друг с другом.

Мир должен быть в сердце, так как в нем начинаются все войны.

Мир сейчас — как хлеб голодному, вода — жаждущему, лекарство — больному.

Мир в семье — это краеугольный камень ее существования.

Слово «мир» в Библии — очень важное слово. Мир — это не только отсутствие войн или ссоры. Мир есть нечто созидательное, благоволение между людьми.

Мир, растворенный с правдой, — божественное дело. Если же одно будет без другого, это повредит добродетели, потому что и у разбойников, и у волков есть между собой мир, у одних — ко вреду людей, у других — на гибель овцам. Но такого мира, не украшенного правдой, не назову миром; только если он сходится с правдой, он в подлинном смысле будет называться миром. Почему и Христос сказал: «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). А что запрещает не всякий мир, но сопряженный с пороком, об этом говорит в другом месте: «Мир Мой даю вам» (Ин. 14:27). Ибо в подлинном смысле мир есть тот, который украшен правдой и благочестием (Исидор Пелусиот).

Есть святая брань, и есть мир хуже всякой непримиримой брани, по сказанному: «Я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых» (Пс. 72:3). Ибо и разбойники заключают между собою договоры, вооружаясь на тех, кто не причинил им никакого вреда, и волки собираются в стаю, когда жаждут крови, и прелюбодей с прелюбодейцей, блудник с блудницей живут в мире. Поэтому не полагай, что мир везде есть благо; нередко он бывает хуже всякой войны. Когда мирится кто-нибудь со злословящими Промысел и заключает договоры с людьми недостойной жизни, которые строят козни и наносят вред общему житию, тогда обитает он где-то вне и вдали от пределов мира. Поэтому апостол Павел и сказал: «Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18), ибо ясно знал, что иногда это и невозможно (Исидор Пелусиот).

Человек нуждается в мире; не только в определенном, так называемом мире ума, а в мире, который его освободит от невыносимой борьбы и обманутых ожиданий, — в мире души, который пронизывает все его существо; в мире, который действует непрерывно, даже и в испытаниях и в горе.

Смиренный ученик Христа, находящий пищу и питие в соблюдении воли Господа, обладает миром, которого люди не могут ни дать, ни отнять.

Мир ищет успокоения для души и песен для сердца.

Только при наличии внутреннего покоя можно с благословением использовать и внешний покой.

Нет пользы от внешней тишины и уединения, если в душе ураган.

Мир, подобно маслу, сглаживает бушующие волны.

Приятное зрелище — спокойное море, но еще приятнее — мирное состояние духа (Нил Синайский).

Когда нет мира, жизнь теряет всю прелесть, красоту и драгоценность.

Нет птицы, которой не нужны крылья; нет человека, которому не нужен мир.

Для гарантированного и прочного мира необходимо, чтобы каждый человек, живущий на земле, принял Христа — Бога мира — в свое сердце.

Мир рождается в сердцах людей. Чтобы на земле был мир, для этого должны переродиться люди.

Великий мир среди христиан сохраняется исполнением заповедей Христа: почитать себя наименьшим среди других, любить ближних, молиться за обижающих, не давать повода к раздражению.

Мир без внутренней основы, то есть мир без любви, — ложный мир, а ложный мир пронизан страхом.

Мир, в котором люди не доверяют друг другу, — это мир, лишенный внутренней целостности.

Мир превосходит всякое чувство и охраняет сердце и ум святых Это ясность и спокойствие мирной души, удаляющие ее от всех тревог и смятения. К такой ясности ведут любовь с верой, которую также подает Бог, чтобы мы от всего сердца любили Бога и ближних, как самих себя, и молились за врагов своих (Блаженный Иероним).

Мир вам! О слово сладчайшее! О слово приятнейшее! О драгоценный союз рода человеческого и основания благополучия его! Без него никакое добро ни быть, ни утвердиться не может. Где нет мира, там нет ничего доброго, там замешательство. И потому Церковь при всех своих молениях и действиях считает его необходимыми.

Во-первых, этот мир бывает, когда люди друг с другом живут в любви, и такое любовное обхождение между людьми называется дружбой. Друг — это как бы «другой я», и друзья — это две души, живущие в единстве. И о таких друзьях сказал Христос: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13).

Во-вторых, мир означает совместную жизнь в любви родных, например, мужа и жены. Нет ничего святее и нужнее для благополучия человеческого, чем этот союз, и потому он строго обязывает супругов хранить между собою согласие и верность. От этого зависят благоразумное управление домом, хорошее воспитание детей, порядок в отношениях с домочадцами, это радует и облегчает житейские заботы. А без этого все развращается и колеблются основания благословенной обители.

В-третьих, это мирная жизнь людей какого-нибудь места, селения или города, или целой области, состоящей под одним управлением. И это называется мирным сожительством и общим покоем. Этот мир состоит особенно в том, чтобы стремиться к общей пользе, как к своей собственной. Где такого мира нет, там богатые села приходят в оскудение, купечества разоряются, лучшие города падают, да и целые государства разрушаются. Где же есть согласие и мир, там все процветает.

В-четвертых, есть мир нужнейший и драгоценнейший, который может считаться источником и основанием названных нами проявлений мира. Этот мир есть мир совести, когда ей не в чем себя упрекнуть, когда страсти умеренны и не воюют. Апостол это состояние называет миром Божиим, «который превыше всякого ума» (Флп. 4:7). Называет «миром», ибо такой человек спокоен и радостен; «миром Божиим», ибо никакие мирские выгоды и увеселения не могут доставить такого спокойствия духу, а только один Бог; миром «превыше всякого ума», ибо человек может чувствовать сладость этого божественного мира в сердце, но разумом своим совершенно объять, и тем более выразить словом, не может. Этого-то мира испрашивает у Бога Давид. «Сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня» (Пс. 50:12). Кто стяжал это внутреннее сокровище, тот всегда благодушен и радостен. В счастье не надмевается, в несчастье не ослабевает, смерти не боится, ибо он примирен с Богом. Суда Его ожидает без страха, ибо чувствует в себе благоволение Божие. Такое сладчайшее состояние души единого свойства и существа с райскими небесными утешениями, ибо является их началом и предвкушением. И потому-то Павел называет этот мир — миром «превыше всякого ума»: сколько бы о нем ни говорили, никто его разумом понять не может, его можно только ощущать и чувствовать в себе.

Этого-то мира всем усердно желая, охотно и радостно восклицаю: мир вам, мир вам! Мир родителям с детьми и домочадцами; мир супругам; мир властелинам и подчиненным; мир старцам и младенцам; мир мужчинам и женщинам; мир всякому возрасту, чину и состоянию. Да соединимся друг с другом священным союзом мира, возненавидим всякое несогласие, раздор и ненависть как исходящие не от Бога, но врага рода человеческого. Сохраним между собою драгоценный мир, чтобы иметь возможность приносить в мире святое возношение. И Бог мира будет с нами (Флп. 4:9).

Пока человек не возлюбит Бога от всей крепости своей, пока не прилепится к Богу всем сердцем своим, до тех пор не даруется ему покой от Бога.

Мир души — от повиновения ее сил уму.

«Благодать вам и мир от Бога Отца нашего» (1 Кор. 1:3). Кто имеет этот мир, тот бывает благодушнее всех людей, не обременяется бедностью, не изнуряется недугами и болезнями и не смущается никакими другими неожиданными бедствиями, потому что он имеет душу, способную переносить все это мужественно и весьма легко, душу крепкую и здоровую (Иоанн Златоуст).

Смотря по расположению принимающих, мир может и приходить к ним, и опять удаляться (Иоанн Златоуст).

Сердце только тогда может наслаждаться блаженным миром, когда оно пребывает в евангельских заповедях, когда пребывает в них с

самоотвержением (епископ Игнатий).

От живой веры в Бога рождается полная покорность Богу, а от покорности Богу — мир помыслов и спокойствие сердца (епископ Игнатий).

Тогда только можно найти священный покой, когда мысль и сердце погрузятся в смирение Христово и Его кротость, научившись им из Евангелия (епископ Игнатий).

Смирение рождается от послушания и поддерживается послушанием. Смирением вводится в душу мир Божий (епископ Игнатий).

Мир бывает следствием доброго порядка, а от мира рождается в душе свет, от света и мира проясняется ум. По мере же того, как сердце по устранении от мира сего приближается к духовной мудрости, оно приемлет радость от Бога и чувствует различие мудрости духовной и мудрости мирской, потому что в мудрости духовной овладевает душой молчание, а в мудрости мирской — источник парения мыслей (Исаак Сирии).

Святой мир входит в сердце за словами смирения. Он приносит чашу духовного утешения и к одру больного, и в темницу к гонимому людьми (епископ Игнатий).

Смирение есть непостижимое действие мира Божия, непостижимо постигаемое одним блаженным опытом (епископ Игнатий).

Посредством святого мира христианин, совершив поприще покаяния, примиряется с Богом, со всеми обстоятельствами, со всеми ближними, с самим собой; он становится Сыном Божиим по благодати (епископ Игнатий).

Единомыслие есть начало и основание всех благ для человека, и никто не должен подавать повода к брани и ссоре. Но если увидишь, что нанесен вред благочестию или обижены немощные, не предпочитай мира истине; напротив, стань мужественно, «подвизаясь против греха» (Евр. 12:4) (Исидор Пелусиот).

Мир настанет тогда, когда человек откажется от пребывания в первом ряду, то есть когда человек смирится; когда человек прекратит отбирать у соседей их имущество.

Мир настанет тогда, когда каждая страна и каждый человек согласится разоружиться не на словах, а не деле; когда судьи, адвокаты и прокуроры откажутся от правила: «сильный всегда прав».

Мир настанет тогда, когда главы правительств, конгрессы, парламенты, верховные советы не будут пренебрегать Князем мира — Христом; когда для проповеди Евангелия будут широко открыты двери в каждой стране; когда все верующие люди станут, в первую очередь, любящими.