Мудрость

«Приобретай мудрость, приобретай разум; не забывай этого, и не уклоняйся от слов уст моих. Не оставляй ее, и она будет охранять тебя; люби ее, и она будет оберегать тебя. Главное — мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум» (Пр. 4:5-7).

«Потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею» (Пр. 8:11).

«Придет гордость, придет и посрамление; но со смиренными — мудрость» (Пр. 11:2).

«Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение» (Пр. 29:3).

«Кто — как мудрый, и кто понимает значение вещей? Мудрость человека просветляет лице его, и суровость лица его изменяется» (Ex. 8:1).

«Но мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3.17).

«Ибо Господь дает мудрость; из уст Его — знание и разум» (Пр. 2:6).

«И сказал Даниил: «да будет благословенно имя Господа от века и до века, ибо у Него мудрость и сила; Он изменяет времена и лета, низлагает царей и поставляет царей, дает мудрость мудрым и разумение разумным»» (Дан. 2:20-21).

Мудрость — это глубокое знание и понимание чего-либо.

Мудрый — это человек, одаренный большим умом и обладающий знанием жизни и опытом.

Мудрый — основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный (В. Даль).

Истинная мудрость — от Бога; Он дает человеку «сердце разумное, чтобы различать, что добро и что зло» (3 Цар. 3:9).

Христианская премудрость есть Христос, Сын Божий. Как говорит апостол Павел: Он «сделался для нас премудростью от Бога» (1 Кор. 1:30). Он открывает нам тайну познания Небесного Отца. «Бога не видел никто никогда; единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18). И «Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Мф. 11:27). Во Христе «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол. 2:3), говорит богомудрый Павел. Простой христианин, который научен догматам святой веры, гораздо мудрее, чем Платон и Аристотель и прочие языческие мудрецы. Кто из них уразумел то, что простой христианин познал верой? «Никто из властей века сего не познал» (1 Кор. 2:8) (Тихон Задонский).

Мудрость есть седина людей, и беспорочная жизнь — возраст старости.

Мудрость — это величайшее добро (Блаженный Августин).

Мудрость — это одаренность видеть вещи в жизни так, как их видит Бог.

Мудрость — дочь опыта (Леонардо да Винчи).

Мудрость для души — то же, что здоровье для тела (Ф. Ларошфуко). Мудрость человека — сильнее его кулаков (Ф. Рабле)

Истинною мудростью является только та, которая окажется мудрой в конце

Мудрость — это способность извлечь лучшую пользу из знания; это комбинация из острого ума, способности суждения, понимания и подобных силе… В Священном Писании правильная способность суждения находится в тесной связи с духовной и нравственной истиной.

Премудрость есть неистощимое сокровище для людей; пользуясь ею, они входят в содружество с Богом.

Премудрость есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, боголюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи.

Премудрость есть дыхание силы Божией и чистое излияние славы Вседержителя, посему ничто оскверненное не войдет в нее.

Премудрость есть отблеск вечного света и чистое зеркало действия Божия и образ благости Его.

Ибо премудрость и знание есть страх пред Господом, и благоугождение Ему — вера и кротость.

Премудрость возвышает сынов своих и поддерживает ищущих ее.

Условие мудрости — нравственная чистота, последствие ее — душевный мир.

Религия — это упрощенная и обращенная к сердцу мудрость. Мудрость — это логически оправданная религия.

Мудрость бесконечна: чем дальше подвигаемся с ней, тем она становится нужнее.

Мудрость не ворчлива, не угрюма, но добродушна и общительна.

Мудрость всегда со смиренными. Мудрость без доброты есть хитрость и измена.

Мудрость гораздо больше, чем знание: она является правильным применением знания в этических и духовных областях, в запутанных положениях и в переплетении человеческих отношений.

Вся мудрость в том, чтоб радостно

Во славу Бога петь

Равно да будет сладостно

И жить и умереть.

Мережковский

Девять десятых мудрости значит мудро поступать в нужное время (Теодор Рузвельт).

Мудрость делает человека скромным, потому что она видит больше того, что было изучено.

Мудрость состоит не в том, чтобы никогда не делать ошибок, а в том, чтобы уметь исправлять их и никогда больше не повторять.

Первая и отличительная черта доброго и мудрого человека заключается в сознании, что он знает очень мало, что есть много людей гораздо умнее его, причем он всегда желает узнать, научиться, а не учить. Желающие же поучать или управлять не могут хорошо ни учить, ни управлять.

Невозможно достигнуть мудрости, не живя мудро. Плод добрых плодов славен, и корень мудрости неподвижен. У больного можно выздороветь, у бедного — разбогатеть. Множество мудрых — спасение народу.

Обладающий премудростью наследует славу, и куда бы ни пошел, Господь благословит его.

Служащие премудрости служат Святому, и любящих ее любит Господь.

Кто вверится премудрости, тот наследует ее, и потомки его будут обладать ею.

Ибо премудрость подвижнее всякого движения и по чистоте своей сквозь все проходит и проникает.

Из мудрости вытекают следующие три особенности: выносить прекрасные решения, безошибочно говорить и делать то, что следует (Демокрит)

Верный признак мудрости состоит в том, чтобы видеть чудесное в самом обыкновенном.

Плоды духовной мудрости — это христианские добродетели, то есть смирение, терпение, кротость, правда, целомудрие, милость и прочее. Так учит Соломон: «Плоды ее [премудрости] суть добродетели: она научает целомудрию и рассудительности, справедливости и мужеству, полезнее которых ничего нет для людей в жизни» (Прем. 8:7). И апостол Иаков говорит: «Мудрость, сходящая свыше, во-первых чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна» (Иак. 3:17). Она боится Бога и любит Его, отвращается от суеты мира и прилепляется к одному Богу. Все позволенное: пищу, питие, одежду и прочее употребляет со страхом ради нужды, а не ради роскоши, великодушно претерпевает случающиеся беды и напасти. Проявляет себя послушной Богу и людям ради Бога. Ей не тягостно делать все то, что угодно Богу, и уклоняться от всего, что Ему противно. Гордости, зависти, злобе, вражде, нечистоте, сребролюбию и прочим душевным язвам в ней нет места. Она любит всех без разбору, со всеми чистосердечно и простосердечно обходится. Что произносит словом, то и внутри себя имеет, что обещает словом, то и исполняет делом, когда нет никакого препятствия. Ей не нужны записи в договорах: слово, сказанное и услышанное другим, для нее — надежная запись. Видит страдающего брата, и сама ему сострадает сердцем; требующему помощи помогает; всякому неблагополучию ближнего сочувствует и благополучию радуется; с плачущими плачет и с радующимися радуется; друзей принимает в объятия и у врагов не отнимает своей любви. Поэтому она мирна, тиха, спокойна, радостна, весела, хотя и ее беспокоит злой дух и злые служители (Тихон Задонский).

Свойство мудрого человека состоит в трех вещах: первое — делать самому то, что он советует делать другим, второе — никогда не поступать против справедливости и третье — терпеливо переносить слабости людей, окружающих его (Л.Н. Толстой).

Спросили у мудреца: какое дело самое важное? какой человек самый важный и какое время в жизни самое важное?

И мудрец ответил: «Дело самое важное то, чтобы быть в любви со всеми людьми, потому что в этом дело жизни всякого человека. Человек самый важный — тот, с кем в эту настоящую минуту ты имеешь дело, потому что никогда не можешь знать, будешь ли еще иметь дело с каким-либо другим человеком. Время же самое важное — одно настоящее, потому что в нем одном человек властен над собою».

Мудрость достигается общением и уединением.

Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости, если мы ходим во Христе.

Истинная христианская премудрость в том, чтобы побеждать природное злонравие, то есть гордость, высокоумие, гнев, злобу, зависть, ненависть, нечистоту, сладострастие, скупость, невоздержание и прочее, и следовать примеру святого жития Христа, кротости и прочим Его прекрасным божественным добродетелям (Тихон Задонский).

«Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). Когда змея ползет через трещину, она снимает свою старую кожу. Так и Христос хочет, чтобы мы шли узким путем и умерщвляли ветхого человека. Когда мы живет среди мирской суеты, в душе от этого праха образуется некий твердый слой, как бы другая кожа. И потому христианин должен как можно чаще отрясать прах земной и заботиться о совлечении «греховного тела плоти» (Кол. 2:11). А у пренебрегающих этой земной мудростью природа может до такой степени окаменеть и окрепнуть, что переменить ее будет невозможно (Исидор Пелусиот).

«Будьте мудры, как змии» (Мф. 10:16). Может быть; в том отношении, что змея благоразумно совлекает с себя старость. Ибо когда ей нужно скинуть кожу, вползает в тесное место, где было бы отовсюду сжато ее тело, и таким образом, протеснившись через него, сбрасывает с себя старость. Так, может быть, это слово от нас требует, чтобы, идя тесным и скорбным путем, мы совлекались ветхого человека и облекались в нового, чтобы юность наша обновлялась, «подобно орлу» (Пс. 102:5) (Василий Великий).

«Будьте мудры, как змии» (Мф. 10:16). Как змея больше всего старается спрятать голову, так и ты: отдай все — имение, тело, даже жизнь, но только сохрани веру. Ибо вера есть глава и корень. Если она остается неприкосновенной, тогда и ты, хотя бы все потерял, все опять получишь в обилии (Иоанн Златоуст).

Надо заметить, что Господь не желает представить Своим ученикам для подражания ни голубя без змеи, ни змеи без голубя, чтобы простота голубя была изощрена хитростью змеи и хитрость змеи была умерена простотой голубя (Григорий Богослов).

«Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби» (Мф. 10:16). Змея прижимает одно ухо к земле, а другое закрывает хвостом. Так и христианин должен хранить свои уши от соблазнительных речей и обольстительных внушений мира (Блаженный Августин).

Правило мудрого: делать все, и великое, и малое, с должным вниманием и усердием.

Прежде чем вы сможете стать действительно сильным, вам надо понять, что вы слабы; прежде чем стать мудрым, вам надо понять, что вы немудры; прежде чем получить силу, надо понять, что вы бессильны.

Мудр тот, кто открыто признает свою духовную нужду и смиренным сердцем вопиет: «Боже, будь милостив ко мне, грешнику!»

Первый признак мудрости — сознавать свои погрешности. Высшая наука — быть мудрым, а высшая мудрость — быть добрым.

Мудрый человек старается только о том, чтобы хорошо делать и поступать.

Если кто желает большой опытности, мудрость знает давно прошедшее и угадывает будущее, знает тонкости слов и разрешение загадок, предузнает знамение и чудеса, и последствия лет и времен.

Мудрый желает только того, что он может правильно приобрести, с умеренностью употреблять и с удовольствием другим сообщать.

Истинный мудрец старается только о том, чтобы хорошо делать, тогда как ложный мудрец старается только, чтобы говорили о нем, что он хорошо делает.

Мудрый не говорит много. Мудрый всегда одинаков. Ум мудрого всегда обращен к Богу. В душе мудрого живет Бог.

Чем истинно мудрее человек, тем проще тот язык, которым он выражает свои мысли.

Говорящего громко — слышат, говорящего умно — слушают.

Мудрый знает, что лишь глупец отклоняет предложение, сделанное Богом.

Мудр не тот, кто знает много, а тот, чьи знания полезны (Эсхил). Можно уступить силе, но безропотно покоряются только разуму. Настоящая мудрость немногословна. Кто все поймет, тот все простит.

Хороший дождь сухих ветров не боится. Хороший вождь правдивых слов не боится.

Не с гневом, а с любовью принимай наставления, увещания и обличения от других, хотя бы ты был очень мудр. По словам премудрого, это составляет один из признаков премудрости.

Увидел — поверь, услышал — проверь. Гениальность имеет предел, а глупость беспредельна.

Отличный признак большого ума — сказать много в немногих словах. Ограниченный ум, наоборот, обладает даром много говорить и ничего не сказать.

Не говори с гневом. Да будут слова твои, как и молчание твое, исполнены благоразумия и мудрости (Антоний Великий).

Будь мудр, и уста тех, кто худо говорит о тебе, заграждай молчанием, а не гневом и руганью (Антоний Великий).

Разумный гонится не за тем, что приятно, а за тем, что избавляет от неприятности (Аристотель).

Обдумывая человеческие поступки, я всегда начинаю не с того, чтобы смеяться или порицать, а прежде всего с того, чтобы их понять. После этого мне становится ясно, как к ним относиться.

Необходимо сообразоваться с правилом: выслушай другую сторону, Итак, будем выслушивать обе стороны, и это даст нам возможность составлять верные и справедливые суждения о всяком спорном деле.

Кто премудр? Тот, кто везде и всегда с рассуждением, а не легкомысленно поступает, и невидимого Бога как видимого пред собою имеет (Тихон Задонский).

В собственном смысле, одних только добродетельных и праведных людей можно назвать мудрыми людьми. Не тот премудр, кто много знает, но тот, кто умудрился во спасение.

Никто не может быть мудрым во всякую минуту (Плиний Младший).

Благоразумен тот, кто не печалится о том, чего не имеет, и, напротив, рад тому, что имеет (Демокрит).

Разум дан человеку, чтобы он понял: жить одним разумом нельзя (Э. Ремарк).

Если желаешь премудрости, соблюдай заповеди, и Господь подаст ее тебе.

Любящие премудрость любят жизнь, и ищущие ее с раннего утра исполнятся радости.

Вот где фундамент, прочное основание мудрости и счастья! Бойся оскорблять Бога грехами, живи по воле Его, совершенствуйся в любви, прославляй Господа — и Господу прославит тебя.

Ибо презирающие мудрость и наставление несчастны, и надежда их суетна, и труды их бесплодны, и дела их непотребны.

Иди путем, который ведет к Богу, и тем же путем будешь приближаться к премудрости. Путь же к Богу известен — благочестивые размышления, молитва и вера.